Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ: ИТОГИ 2017 г. (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)'

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ: ИТОГИ 2017 г. (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный анализ / расходы бюджетов / рождаемость / смертность / потребление алкоголя / миграция / regional analysis / budget expenditures / birth rate / mortality rate / alcohol consumption / migration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Зубаревич, Рамиля Хасанова, Александра Бурдяк, Юлия Флоринская

Несмотря на негативные тренды в доходах населения в большинстве регионов в 2017 г. и на спад жилищного строительства, позитивные перемены произошли на рынке труда. Количество регионов с проблемой просроченной задолженности по заработной плате сократилось до минимума, устойчиво снижалась неполная занятость и сохранилась низкая безработица. Выросли расходы бюджетов на образование и, в меньшей степени, на здравоохранение. Смягчилась проблема дефицита бюджетов. Расходы бюджетов продолжают оставаться социально ориентированными вследствие нехватки ресурсов на другие цели. В целом бюджетная обеспеченность регионов стала более поляризованной за счет быстрого роста бюджета Москвы. Естественная убыль населения за 2017 г. составила 134 тыс. человек, она стала результатом значительного падения числа рождений (на 11%) и незначительного снижения смертности (на 4%) по сравнению с предыдущим годом. Смертность населения продолжает медленно сокращаться от всех основных причин смерти. Единственным источником роста населения выступает миграция – миграционный прирост составил в рассматриваемый период 212 тыс. человек. Временная миграция в Россию снижается, однако численность трудовых мигрантов практически не изменилась. В основном приезжают работать граждане Средней Азии. Розничные продажи основных двух видов алкогольной продукции – водки и пива – в 2017 г. снизились на 10%. При этом смертность от случайных отравлений алкоголем и от отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями сократилась на 28%. В целом, чем выше потребление крепкого алкоголя в регионе, тем выше в нем смертность от отравлений и воздействия алкоголя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталья Зубаревич, Рамиля Хасанова, Александра Бурдяк, Юлия Флоринская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Demographic Situation in Regions: Results of 2017

Despite negative trends observed in households’ incomes in most regions in 2017, as well as a slump in housing building, the labor market saw positive changes. The number of regions with overdue debts on wages and salaries fell to the minimum, underemployment was steadily falling, while the rate of unemployment remained at a low level. Budgets’ expenditures on education increased as those on healthcare, but to a lower extent. There was easing of budgets’ deficit. Budget expenditures remain socially oriented as a result of shortages of resources on other purposes. Generally, the fiscal capacity of regions has become more polarized on the back of fast growth in the Moscow city budget. In 2017, the natural decline in the population amounted to 134,000 persons as a result of considerable drop in the number of births (by 11%) and insignificant reduction of the mortality rate (by 4%) as compared to the previous year. The rate of death from all the main causes keeps slowly decreasing. The only source of population growth is the migration: in the period under review migration growth amounted to 212,000 people. The temporary migration to Russia is declining, however, the number of labor migrants did not virtually change. Labor migrants come mainly from the Central Asia. In 2017, retail sales of the two main types of alcoholic products – vodka and beer – fell by 10%. It is to be noted that death from incidental alcohol intoxication and misuse decreased by 28%. Generally, the higher consumption of strong spirits in regions, the higher the rate of deaths from alcohol intoxication.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ: ИТОГИ 2017 г. (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)»

Социальная сфера

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНАХ: ИТОГИ 2017 г.

(по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС)1

Наталья ЗУБАРЕВИЧ

Главный научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, д-р геогр. наук, профессор. E-mail: [email protected] Рамиля ХАСАНОВА

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. E-mail:

[email protected]

Александра БУРДЯК

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail:

[email protected]

Юлия ФЛОРИНСКАЯ

Ведущий научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. геогр. наук. E-mail: [email protected]

Несмотря на негативные тренды в доходах населения в большинстве регионов в 2017 г. и на спад жилищного строительства, позитивные перемены произошли на рынке труда. Количество регионов с проблемой просроченной задолженности по заработной плате сократилось до минимума, устойчиво снижалась неполная занятость и сохранилась низкая безработица. Выросли расходы бюджетов на образование и, в меньшей степени, на здравоохранение. Смягчилась проблема дефицита бюджетов. Расходы бюджетов продолжают оставаться социально ориентированными вследствие нехватки ресурсов на другие цели. В целом бюджетная обеспеченность регионов стала более поляризованной за счет быстрого роста бюджета Москвы.

Естественная убыль населения за 2017 г. составила 134 тыс. человек, она стала результатом значительного падения числа рождений (на 11%) и незначительного снижения смертности (на 4%) по сравнению с предыдущим годом. Смертность населения продолжает медленно сокращаться от всех основных причин смерти. Единственным источником роста населения выступает миграция — миграционный прирост составил в рассматриваемый период 212 тыс. человек. Временная миграция в Россию снижается, однако численность трудовых мигрантов практически не изменилась. В основном приезжают работать граждане Средней Азии.

Розничные продажи основных двух видов алкогольной продукции — водки и пива — в 2017 г. снизились на 10%. При этом смертность от случайных отравлений алкоголем и от отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями сократилась на 28%. В целом, чем выше потребление крепкого алкоголя в регионе, тем выше в нем смертность от отравлений и воздействия алкоголя.

Ключевые слова: региональный анализ, расходы бюджетов, рождаемость, смертность, потребление алкоголя, миграция.

Социально-экономическое развитие регионов

Итоги социально-экономического развития регионов в 2017 г. более позитивны по сравнению с предыдущим годом. Промышленное

производство увеличилось в 74 регионах, среди индустриальных регионов спад сохранялся только в Ханты-Мансийском автономном округе, республиках Коми и Удмуртия, Томской области. В обрабатывающей промышлен-

1 Расширенная версия опубликована онлайн на сайте ИНСАП РАНХиГС [http://www.ranepa.ru/social/ Могт^юппоапаИс1^ку-Ьуи1ееп]: Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — февраль 2018 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2018.

ности, несмотря на очень слабый рост в целом по стране на 0,2%, спад был отмечен только в 15 субъектах РФ.

Начавшийся рост инвестиций (в целом по РФ - на 4,4% в 2017 г. относительно предыдущего года) оказался более поляризованным территориально. Быстрее всего росли инвестиции в Республике Крым (в 2,3 раза) и в г. Севастополе (на 65%), в нефтегазодобывающих регионах, в том числе в Ненецком автономном округе - на 65%, в Республике Саха (Якутия) - на 35%; значительным ростом отличалась Москва (на 13%). Однако в 32 субъектах РФ сохранялся инвестиционный спад. В целом кризисный инвестиционный спад не преодолен: объем инвестиций в реальном выражении в 2017 г. был на 8% ниже, чем в 2013 г. Инвестиции сократились в 58 регионах, в том числе в два раза и сильнее - в слаборазвитых республиках Ингушетия, Марий Эл, Тыва, в депрессивных Ивановской и Курганской областях, а также в республиках Коми и Хакасия.

В 2017 г. сохранилось падение объемов в жилищном строительстве (-2,1%), в целом за 2015-2017 гг. ввод жилья сократился на 8%. По-прежнему велико количество регионов со спадом: в 2016 г. их было 48, в 2017 г. - 42, что обусловлено снижением реальных доходов населения. Сильнее всего в 2017 г. сократился ввод жилья в Сибирском (-16%) и Дальневосточном (-10%) федеральных округах, что подтверждает их низкую привлекательность для жизни. Жилищное строительство выросло только в Южном федеральном округе (на 6%) - в основном за счет трехкратного увеличения ввода жилья в Крыму. На весь Южный федеральный округ приходится 12% ввода жилья в стране; почти столько же вводится в Московской области, но в этом субъекте Федерации динамика данного показателя в 2017 г. оставалась отрицательной (-1,3%).

Небольшой рост оборота розничной торговли в 2017 г. (1,2%) при негативной динамике доходов населения объясняется ростом потребительского кредитования. Оборот увеличился во всех федеральных округах, кроме

Уральского. По сравнению с 2016 г. значительно сократилось количество регионов со снижением показателя - таковых оказалось 16; наихудшая динамика в данном отношении наблюдалась в Еврейской автономной области (-5%). Спад в Уральском федеральном округе был обусловлен негативной динамикой в Свердловской и Челябинской областях (-1,53%). Восстановился рост розничной торговли в двух крупнейших агломерациях страны с самой высокой ее концентрацией, однако в Москве и Санкт-Петербурге он был слабым (1-3%) - в отличие от Московской области (7%). Достоверность региональной статистики розничной торговли невысока, на что указывают очень высокие темпы роста розничной торговли в г. Севастополе (23%), хотя в Республике Крым она выросла только на 1%.

Состояние региональных рынков труда в 2017 г. улучшилось. Продолжалось сокращение неполной занятости (с 3,1% от списочной численности работников в четвертом квартале 2016 г. до 2,7% в четвертом квартале 2017 г.). Количество регионов с уровнем неполной занятости более 4% (по инициативе работодателя, по соглашению сторон, простои) сократилось до восьми. Самый высокий показатель (7,5%) был зафиксирован в Республике Крым, и он вырос по сравнению с 2016 г. Далее следуют г. Севастополь (4,9%), Пермский край, Республика Алтай, Томская, Самарская, Новгородская области (4,0-4,6%). Существенно сократилась неполная занятость в Самарской области. Еще по одному виду неполной занятости - отпускам без сохранения содержания - изменений за год не произошло; максимальная ее доля наблюдалась в республиках Крым и Марий Эл, а также в Свердловской области (почти 10% от списочной численности занятых).

Проблема просроченной задолженности по заработной плате не была актуальной в период последнего кризиса, а в начале 2018 г. она стала еще менее значимой - по последним данным, объем задолженности сократился с 3,84 млрд. руб. в мае 2017 г. до 2,68 млрд.

руб. в феврале 2018 г. Значительная задолженность на одного работника списочной численности устойчиво сохраняется в Приморском крае (1 тыс. руб. на человека при среднероссийском уровне менее чем в 80 руб.), но в основном это связано с проблемами одного машиностроительного предприятия. Резко выросла задолженность в Ненецком автономном округе (1,4 тыс. руб. на человека); значительно выше среднего уровня был этот показатель в республиках Карелия и Северная Осетия (600-700 руб. на человека), Хабаровском крае (500 руб.).

Уровень безработицы по методологии МОТ остается низким - он сократился с 5,5% в 2016 г. до 5,2% в 2017 г. Региональная дифференциация также устойчива и обусловлена сочетанием демографических и экономических факторов. Максимальный уровень безработицы в 2017 г. сохранялся в слаборазвитых республиках Ингушетия (27%), Тыва (18%) и Чечня (14%), минимальный - в федеральных городах (менее 2%). За 2017 г. уровень безработицы снизился почти в 70 субъектах РФ, рост отмечался только в некоторых слаборазвитых республиках Северного Кавказа (Дагестан, Северная Осетия) и в Республике Тыва, а также в депрессивной Курганской области и в Пермском крае.

Спад реальных доходов населения2 сохранился в 2017 г. и в целом по стране, и в 65 регионах. Относительную достоверность региональной статистики доходов подтверждает динамика лидера роста доходов - Республики Крым (+13%), при этом в г. Севастополе доходы населения выросли за 2017 г. только на 3%. В числе других субъектов РФ с небольшим ростом реальных доходов населения присутствуют несколько слаборазвитых республик, часть областей Центрального федерального округа, а также Тюменская, Оренбургская и Амурская области. Объяснить такую динамику довольно сложно.

Расчет динамики реальных доходов населения за весь период кризиса с 2014 по 2017 гг. показывает, что значительное падение было зафиксировано почти во всех регионах - по данным Росстата, только Ленинградская область, республики Дагестан и Кабардино-Балкария преодолели кризисный спад. Статистика по республикам Северного Кавказа всегда отличалась низкой достоверностью. Также довольно сложно поверить в то, что после падения в 2014 г. на 4% почти все последующие годы доходы населения Ленинградской области росли на 2-5%. В трех регионах с минимальным суммарным спадом за 2014-2017 гг. (Костромская, Белгородская области, Республика Калмыкия) наблюдавшуюся в них динамику также можно объяснять дефектами статистического учета.

Бюджеты регионов

Состояние консолидированных бюджетов регионов также улучшилось: доходы в 2017 г. по сравнению с динамикой 2016 г. росли быстрее (на 8,4 и 6,6% соответственно); еще существеннее увеличились расходы (на 8,8 и 4,8% соответственно). Причиной улучшения в основном был бюджет Москвы, доходы и расходы которого росли намного быстрее средней динамики по остальным регионам. Вклад столичного бюджета в общий результат оказался очень велик - на его долю в 2017 г. пришлось почти 20% всех доходов и расходов консолидированных бюджетов регионов.

Если не учитывать Москву, быстрее всего росли расходы на национальную экономику. В столице еще сильнее (в полтора раза) повысились расходы на ЖКХ. В результате на Москву в 2017 г. пришлось 39% расходов всех регионов на ЖКХ, что в существенной мере повлияло на общую динамику данного показателя. В структуре столичных расходов на ЖКХ более половины (56%) составили расхо-

2 По данным статсборника Росстата «Социально-экономическое положение России» № 1 за 2018 г., реальные доходы населения сократились на 1,1% (региональное приложение, с. 355); по данным предыдущего статсборника (№ 12 за 2017 г.) - на 1,7% (сводная таблица, с. 6).

ды на благоустройство - за 2017 г. они выросли на 30% и достигли почти 12% всех расходов столичного бюджета. Из бюджета Москвы в 2017 г. на благоустройство было потрачено почти столько же, сколько на образование (246 и 277 млрд. руб. соответственно).

Из социальных расходов бюджетов регионов в 2017 г. устойчиво росли расходы на образование, но их динамика была ниже средней по всем расходам. Годовую динамику других видов социальных расходов рассчитать сложнее вследствие изменений системы учета: расходы на страховые взносы на ОМС неработающего населения в большинстве регионов были перенесены из статьи «Здравоохранение» в статью «Социальная политика» (12 субъектов РФ сделали это в 2016 г., а остальные - в течение 2017 г.). Если исключить страховые взносы на ОМС (более 600 млрд. руб.), а также скорректировать показатели тех регионов, которые изменили систему учета еще в 2016 г., то получается, что расходы территорий на социальную политику выросли только на 3%, а без учета Москвы роста практически не было.

Расчеты также показывают отсутствие роста пособий населению в сфере социальной защиты. Расходы бюджетов субъектов РФ на здравоохранение, скорректированные на страховые взносы на ОМС неработающего населения, выросли за исследуемый период на 8%, но в значительной степени за счет Москвы (рост на 10%); суммарный рост остальных регионов составил менее 5%. Влияние бюджета Москвы на общую динамику социальных расходов очень велико: в 2017 г. на столицу пришлось 22% всех расходов бюджетов регионов на здравоохранение и 15% расходов на социальную политику, а без учета страховых взносов на ОМС неработающего населения - почти 19%.

Изменения в учете расходов бюджетов регионов на здравоохранение и социальную политику, произошедшие в 2017 г., затрудняют анализ политики регионов в этих сферах. Соответствующие корректировки позво-

ляют сделать вывод, что в 2017 г. они выросли в большинстве субъектов РФ (расходы на социальную политику сократились в 25 регионах, на здравоохранение - в 24). С большей точностью можно проследить только динамику расходов на образование - в целом она позитивна: подавляющее большинство регионов увеличили расходы на образование, наиболее существенно - республики Марий Эл, Адыгея, Дагестан и г. Санкт-Петербург (на 13-20%). Только шесть регионов сократили расходы по этой статье (республики Тыва, Удмуртия, Кабардино-Балкария и Коми, Смоленская и Калужская области); самый сильный спад в этой сфере был отмечен в Кабардино-Балкарии (-9%). Еще в восьми регионах расходы на образование не повышались. Таким образом, оптимизация расходов на образование в большинстве регионов прекратилась.

В российской бюджетной системе социальные расходы в основном концентрируются на уровне регионов, за исключением расходов на социальную политику. В большинстве территорий расходы на социальные цели являются важнейшими. Самой высокой долей расходов на социальные цели - около 70% и более -выделяются слаборазвитые республики (Ингушетия, Тыва, Чечня, Северная Осетия, Дагестан, Калмыкия), полудепрессивные регионы с низкой бюджетной обеспеченностью (Курганская область, Забайкальский край, Республика Хакасия, Алтайский край), а также некоторые относительно развитые регионы (Челябинская и Свердловская области, Пермский край), власти которых не оптимизировали социальные расходы.

Средняя по регионам доля расходов на социальные цели (59%) отличается от медианной (66%), поскольку в России есть территории с сильно пониженной долей социальных расходов. Прежде всего это Москва с ее огромным бюджетом, в котором на социальные цели расходуется только 44%, на ЖКХ вместе с благоустройством - 21%, на экономику - 29%. Кроме того, это Республика Крым

и г. Севастополь, которые получили намного больше трансфертов в 2017 г. (рост на 32 и 62% соответственно по сравнению с 2016 г.). В структуре расходов их бюджетов также преобладают расходы на экономику (Крым -45%) или на экономику и ЖКХ (г. Севастополь - 28 и 17% соответственно), в связи с чем доля социальных расходов в этих субъектах РФ понижена.

Минимальная доля расходов на социальные цели была отмечена также в Калининградской области, получившей в 2017 г. в полтора раза больше трансфертов. Значительная их часть, проходящая по статье «Национальная экономика», была выделена резидентам особой экономической зоны. В Чукотском автономном округе в последние годы также сократилась доля социальных расходов бюджета вследствие резко возросших трансфертов, позволяющих нарастить расходы на ЖКХ и экономику (суммарно их доля в 2017 г. составила 57%). Таким образом, только два типа регионов могут позволить себе менее социально ориентированную бюджетную политику - очень богатая Москва и регионы с резким ростом трансфертов из федерального бюджета. Попытка Санкт-Петербурга в 2017 г. увеличить расходы опережающими темпами (на 12%), в том числе на социальные цели, при умеренном росте доходов (на 7,5%) привела к значительному дефициту бюджета города. (См. рис. 1.)

Проблемы дефицита бюджетов регионов в 2017 г. смягчились, но не очень существенно. По оперативным данным Федерального казначейства, дефицит бюджета был зафиксирован в 43 субъектах РФ (в 2016 г. - в 56). Самым большим дефицитом устойчиво отличается бюджет Республики Мордовия (25%); значительный дефицит имели также Костромская, Орловская, Томская области, Республика Кабардино-Балкария, Санкт-Петербург, Севастополь и Ханты-Мансийский автономный округ (-8-9%). В то же время не удалось ослабить долговые проблемы: суммарный долг регионов и муниципалите-

тов за период с 1 января 2017 г. по 1 января 2018 г. почти не сократился и составил 2,6 трлн. руб. Позитивный тренд сокращения долга сохранялся до декабря 2017 г. (на 8%), но большие расходы в декабре вновь вынудили регионы больше занимать - в результате сбалансированность их бюджетов в 2017 г. почти не улучшилась.

Подводя итоги 2017 г., можно выделить три тренда.

К позитивным тенденциям можно отнести сохранение низкого уровня безработицы и устойчивое снижение неполной занятости почти во всех регионах. До минимума сократилось количество субъектов РФ с проблемами просроченной задолженности по заработной плате. Выросли расходы бюджетов регионов на образование и, в меньшей степени, на здравоохранение. В некоторой степени смягчились проблемы дефицита бюджетов.

Среди неоднозначных тенденций года -стагнация в финансировании социальной политики (социальной защиты населения) и пособий; рост потребления населения за счет кредитов, усиливающий риски их невозврата, особенно в регионах с низкими доходами населения; территориально неравномерный рост инвестиций; сохранение большого объема долга регионов и муниципалитетов.

Негативные тренды сохранялись в динамике доходов населения и в жилищном строительстве - они характерны для большинства регионов России.

В дополнение к перечисленному, за счет быстрого роста доходов бюджета Москвы усилилась поляризация регионов по уровню бюджетной обеспеченности. Структура расходов бюджетов регионов также стала более поляризованной: помимо Москвы в нескольких приоритетных для федеральных властей регионах она изменилась в пользу расходов на экономику и на ЖКХ благодаря росту трансфертов. Однако в большинстве субъектов РФ сохранялась социальная ориентация расходов бюджетов, обусловленная недостатком средств на другие цели.

8юг иуи-яиэсшу • р • 53 1ЛЮ1 • июэсм эи1иа£Ус1 эоюэьшлюноэе 85

Респ. Ингушетия Респ. Тыва Чеченская Респ. Респ. Сев. Осетия Челябинская обл. Курганская обл. Респ. Дагестан Свердловская обл. Забаикальский край Респ. Хакасия Алтайский край Владимирская обл. Респ. Калмыкия Пермский край Мурманская обл.

Омская обл. Ульяновская обл. Респ. /^ыгея Красноярский край Ставропольский край Удмуртская Респ. Саратовская обл. Новосибирская обл. Ярославская обл. Респ. Бурятия Краснодарский край Оренбургская обл. Иркутская обл. Ханты-Мансийский АО Ростовская обл. Карам.-Черкесская Респ. Орловская обл. Томская обл. Респ. Коми Астраханская обл. Пензенская обл. Вологодская обл. Тульская обл. Респ. Карелия Каб.-Балкарская Респ. Респ. Башкортостан Рязанская обл. Респ. Алтай Ивановская обл. Кемеровская обл. Чувашская Респ. Кировская обл. Еврейская авт.обл. Архангельская обл.

Московская обл. Нижегородская обл. Курская обл. Воронежская обл. Хабаровский край Смоленская обл.

Тверская обл. Респ. Марий Эл Новгородская обл. Ленинградская обл.

Костромская обл. Волгоградская обл. Самарская обл. Тамбовская обл. Липецкая обл.

РФ

Амурская обл. Псковская обл. Приморский край г. Санкт-Петербург Брянская оол. Респ. Татарстан Респ. Мордовия Белгородская обл. Респ. Саха (Якутия) Ненецкии АО Тюменская обл. Калужская обл. Камчатский край Ямало-Ненецкий АО Сахалинская обл. Магаданская обл. Респ. Крым г. Севастополь г. Москва Чукотский АО Калининградская обл.

^-

Демография

По предварительной оценке Росстата, на 1 января 2018 г. численность постоянного населения России выросла по сравнению с 1 января 2017 г. на 72 тыс. человек. Учитывая, что в 2017 г. в стране наблюдалась естественная убыль населения (на 134,4 тыс. человек), данный прирост полностью обеспечила миграция. Убыль фиксировалась в 59 субъектах Федерации. В феврале 2018 г. Росстат опубликовал обновленный прогноз численности населения до 2035 г. - по среднему варианту данного прогноза естественная убыль продолжится до 2035 г.

В 2017 г. продолжилось сокращение числа рождений, начавшееся в 2015 г. По предварительным итогам 2017 г., общая численность родившихся составила в этот период 1689,9 тыс. - 89,3% от уровня 2016 г. Как отмечалось и в предыдущих выпусках Мониторинга3,- такая тенденция закономерна и сохранится в ближайшие 15 лет. «Демографическая яма», в которой оказалась Россия, обусловлена колебаниями численности населения, начало ко-

торым положила Вторая мировая война, а социально-экономический кризис 1990-х годов лишь усугубил ситуацию. В настоящее время наиболее высокие возрастные коэффициенты рождаемости приходятся на немногочисленное поколение женщин, родившихся в начале 1990-х годов. Дальнейшее падение числа рождений прогнозируется во всех трех вариантах обновленного прогноза Росстата 2018 г. (См. рис. 2.)

В 2017 г. пик рождаемости пришелся на август, когда родилось 162,2 тыс. детей. В апреле отмечалось минимальное число рождений в 2017 г. В январе 2018 г. родилось 135,2 тыс. детей, что на 1,4 тыс. меньше, чем в январе предыдущего года.

Общий коэффициент рождаемости в 2017 г. на 10,9% оказался ниже аналогичного показателя 2016 г.4 (11,5 на 1000 населения). Тенденция снижения общего коэффициента рождаемости коснулась всех регионов без исключения: в 2017 г. ни в одном из субъектов РФ число рождений на 1000 человек населения не

Рис. 2. Число родившихся в 2010-2017 гг. по данным текущей статистики и по трем вариантам прогноза на 2018-2035 гг., млн. человек

Годы

--Низкий вариант прогноза -Средний вариант прогноза

-Высокий вариант прогноза -Реальные значения

Источник: данные Росстата.

3 Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. - ноябрь 2017 г.: Ы^:// www.ranepa.ru/images/insap/monit181217.pdf / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2017.

4 Оперативные данные Росстата.

достигло значений 2016 г. Максимальное снижение числа рождений наблюдалось в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах - в Ненецком автономном округе, Псковской области, Чувашской Республике, Удмуртской, Кировской и Оренбургской областях. В меньшей степени число родившихся снизилось в Чукотском автономном округе, в Магаданской области, Чеченской Республике и в Республике Ингушетия.

По предварительным оценкам Росстата, показатель интенсивности рождаемости -суммарный коэффициент рождаемости (СКР) (с учетом помесячной регистрации за январь-ноябрь 2017 г.) - продемонстрировал снижение (1,62 ребенка в среднем на одну женщину). В 2016 г. этот показатель был выше (1,76 ребенка). По среднему варианту упомянутого прогноза суммарный коэффициент рождаемости будет снижаться до 2021 г., а с 2022 г. начнется медленный рост показателя.

В конце 2017 г. был принят ряд законов, направленных на стимулирование рождаемости и снижение рисков бедности в семьях с детьми. Программа материнского капитала была продлена до 31 декабря 2021 г. (Федеральный закон № 432-ФЗ). Расширился спектр направлений использования средств материнского капитала: с 1 января 2018 г. их можно использовать на оплату услуг по уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях за детьми с двух месяцев, а не с трех лет, как это было ранее. Материнский капитал активно используется населением, однако в 2017 г. обращаемость за сертификатом снизилась: по данным Пенсионного фонда России, за 2017 г. было выдано 725 тыс. сертификатов на получение материнского капитала5 (в 2016 г. было получено 924,8 тыс. сертификатов).

С 1 января 2018 г. (Федеральный закон № 418-ФЗ) при рождении или усыновлении первого ребенка семьи со среднедушевым до-

ходом ниже 1,5 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе получили право на ежемесячные выплаты. Выплаты производятся в размере регионального прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста 1,5 лет. Аналогичная выплата поступает в связи с рождением в семье второго ребенка, однако она выплачивается из средств материнского капитала. Также с 1 января 2018 г. семьи, в которых рождается второй или третий ребенок, получили возможность оформления ипотеки на льготных условиях - под 6% годовых. Семьи, уже имеющие ипотеку, при рождении второго или третьего ребенка с начала 2018 г. могут рефинансировать остаток по ипотеке также под 6% годовых. Программа охватывает только первичный рынок недвижимости и действует в течение трех лет с момента оформления субсидии при рождении второго ребенка и в течение пяти -при рождении третьего.

Интегральным показателем, позволяющим оценить уровень смертности населения в стране, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ). По предварительной оценке Росстата6 (с учетом помесячной регистрации за январь-ноябрь 2017 г.), ожидаемая продолжительность жизни населения России в январе-ноябре 2017 г. составила 72,6 года - это на 1%, или на 0,74 года, выше, чем в 2016 г. По сравнению с 2016 г. показатель ОПЖ мужчин вырос на 1 год (до 67,5 года), женщин - на 0,48 года (до 77,54 года). Это максимальный уровень ОПЖ за всю историю России. Разрыв в показателях ожидаемой продолжительности жизни по полу сократился и в 2017 г. составил 10 лет.

По обновленному прогнозу Росстата рост продолжительности жизни при рождении ожидается по всем трем вариантам - в большей степени за счет сокращения смертности мужского населения.

5Пресс-центр Пенсионного фонда: http://www.pfrf.ru/press_center/-2018/01/22/151428

6 Демография. Информация о социально-экономическом положении России. Декабрь 2017 г.: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017ZinfoZoper-12-2017.pdf

По предварительным данным Росстата, число умерших в 2017 г. составило 1,8 млн. человек - это на 3,5% (на 63 тыс. человек) меньше, чем в 2016 г. Общий коэффициент смертности равен 12,4%о. Число умерших за январь 2018 г. (165 тыс. человек) оказалось самым низким по сравнению с аналогичным периодом последних пяти лет. В декабре 2017 г. также было зафиксировано минимальное число умерших за 2014-2017 гг.

Разрыв между минимальным и максимальным значениями общего коэффициента смертности в регионах России за 2017 г. составил 14,2%, почти не изменившись относительно 2016 г. (14,6%). Наибольший коэффициент был зафиксирован в Псковской области (17,4%), наименьший - в Республике Ингушетия (3,2%). Дифференциация общего коэффициента смертности может быть объяснена как различиями в интенсивности смертности населения, так и особенностями половозрастного состава населения региона. Так, величина общего коэффициента смертности населения максимальна в регионах с высокой долей населения старших возрастов (Псковская, Новгородская, Тверская, Тульская, Ивановская области) и минимальна в регионах, характеризующихся более молодой структурой населения (республики Ингушетия и Дагестан, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Практически во всех регионах число умерших в расчете на 1000 населения снизилось, в пяти субъектах РФ оно осталось на уровне 2016 г. и только в Республике Калмыкия повысилось на 2%.

Интенсивность смертности сильно зависит от половозрастного состава населения региона. Показатель общего коэффициента смертности не учитывает структуру населения; для более детального и корректного анализа смертности населения в России и в регионах за 2017 г. необходимы данные о половозрастной структуре смертности, которые будут доступны летом 2018 г.

Младенческая смертность в России продолжает снижаться - в 2017 г. она составила

5,5% - эта цифра на 8% ниже аналогичного показателя за 2016 г. Значительное сокращение разрыва между максимальным и минимальным региональными показателями смертности детей до 1 года является положительным фактом в пользу снижения младенческой смертности в регионах России - в 2017 г. этот разрыв был равен 8,2% (в 2016 г. - 15,1%). Такое снижение обеспечило сокращение младенческой смертности в регионах с максимальными ее показателями (максимальный показатель в 2016 г. - 16,4%, в 2017 г. -10,6%). Наибольший коэффициент смертности детей до 1 года в 2017 г. наблюдался в Еврейской автономной области (10,6%), Чукотском автономном округе (10,5%), Республике Алтай (9,6%), Чеченской Республике (9,2%), Республике Тыва (8,8%).

В Тамбовской области (2,4%), Чувашской Республике (3,3%), Липецкой и Ивановской областях (3,4%), Санкт-Петербурге (3,6%) в 2017 г. наблюдались низкие показатели младенческой смертности. За рассматриваемый период в 23 регионах показатель смертности детей до 1 года был выше аналогичного показателя 2016 г., в пяти - остался на уровне 2016 г. Наиболее значительный рост коэффициента был зафиксирован в Ненецком автономном округе - на 469% (с 1,7% в 2016 г. до 7,4% в 2017 г.), Республике Адыгея (на 46% - с 4,6 до 6,7%), Мурманской (на 39% - с 3,9 до 5,4%), Новгородской (на 32% - с 4,4 до 5,8%), Сахалинской (на 53,6% - с 2,8 до 4,3%) областях. Максимальное снижение младенческой смертности было отмечено в Липецкой области - на 54% (с 7,4% в 2016 г. до 3,4% в 2017 г.), Ивановской области - на 40,7% (с 5,9 до 3,5%), в Республике Хакасия (с 7,4 до 3,4%).

Снижение смертности населения в 2017 г. затронуло все основные причины смерти: коэффициент смертности от болезней органов дыхания уменьшился относительно 2016 г. на 12,3%, от внешних причин - на 9,7%, от болезней органов пищеварения - на 5,9%, от болезней системы кровообращения - на

4,8%, от новообразований - на 2,3%, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней - на 1,8%. По-прежнему продолжается рост смертности населения от прочих причин. Число умерших от болезней нервной системы, болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ и других классов болезней за 2017 г. составило 354 тыс. человек - это выше аналогичного показателя за 2016 г. («Другие классы причин») на 4%.

С 2017 г. в оперативной статистике смертности Росстата отдельно выделены показатели смертности от болезней нервной системы и болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Абсолютные показатели смертности от болезней нервной системы в 2017 г. превысили аналогичный показатель 2016 г. на 19,6% (на 16 тыс. человек), от болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - на 14% (на 4,7 тыс. человек).

В феврале 2018 г. опубликованы предварительные данные по смертности населения в трудоспособном возрасте за 2017 г. По этим данным, в 2017 г. число умерших в трудоспособном возрасте составило 394 тыс. человек (21,6% всех умерших) - на 42 тыс. человек меньше, чем в 2016 г. (435 тыс. человек, или 23% всех умерших). Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте равен 473 на 100 тыс. населения, что на 8,5% ниже аналогичного показателя 2016 г. (517,6 на 100 тыс. населения).

Смертность в трудоспособном возрасте значительно различается по полу: 80% всех умерших в данном возрастном интервале -мужчины (718 на 100 тыс. населения). На значительный гендерный разрыв, с одной стороны, влияет более длинный возрастной интервал трудоспособности у мужчин (до 60 лет), с другой - высокая интенсивность их смертности. Несмотря на тенденцию снижения смерт-

ности населения в трудоспособном возрасте, смертность мужчин в данном возрастном интервале остается очень высокой.

Разрыв между минимальным и максимальным показателями коэффициента смертности населения в трудоспособном возрасте в регионах России за 2017 г. составил 643,6 человека на 100 тыс. населения, чуть снизившись относительно 2016 г. (659 человек на 100 тыс. населения). Наибольший коэффициент смертности трудоспособного населения наблюдался в Чукотском автономном округе (790,8 на 100 тыс. населения), Республике Тыва (705,8), Новгородской области (679), Кемеровской и Магаданской областях (668 и 650 соответственно). Наименьший показатель смертности населения в трудоспособном возрасте в 2017 г. фиксировался в регионах Северо-Кавказского федерального округа: в республиках Ингушетия (147,2 на 100 тыс. населения), Дагестан (163), Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках (177, 280 и 291 соответственно).

В 2017 г. во всех регионах отмечалось снижение коэффициента смертности в трудоспособном возрасте по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. Исключением стал Ненецкий автономный округ, где коэффициент вырос на 3% - рост показателя в регионе произошел в результате повышения смертности женщин (на 34%). Кроме Ненецкого автономного округа еще в семи субъектах РФ наблюдался рост коэффициента смертности женщин в трудоспособном возрасте - в Республике Алтай (на 5,4%), в Оренбургской (5%) и Калужской (4,4%) областях, в Кабардино-Балкарской Республике (0,7%). Мужская смертность снизилась во всех регионах, за исключением Чукотского автономного округа, где она оказалась на 4% выше, чем в 2016 г.

Структура причин смерти в трудоспособном возрасте различается по полу7: 32% умерших мужчин данной возрастной группы умер-

7 Распределение смертности населения по полу представляется только в оперативной статистике смертности населения в трудоспособном возрасте.

ли от болезней системы кровообращения, 27% - от внешних причин, 13% - от новообразований; у женщин основная доля умерших также пришлась на болезни системы кровообращения (24%), на втором месте - новообразования (23%), на третьем - внешние причины (19%). Внешние причины смерти продолжают вносить большой вклад в высокую смертность мужчин в трудоспособном возрасте.

Смертность населения в трудоспособном возрасте в 2017 г. сократилась почти от всех основных причин смерти: от болезней органов дыхания - на 20%, пищеварения - на 10%, от внешних причин - на 9%, от болезней системы кровообращения - на 6%, от новообразований - на 5%. Число умерших от некоторых инфекционных и паразитарных болезней на 100 тыс. населения трудоспособного возраста осталось на уровне 2016 г. Смертность трудоспособного населения от прочих причин снизилась по отношению к 2016 г. на 12%. Как показывает анализ смертности от прочих причин за предыдущие годы8, увеличение смертности от данных причин происходило за счет смертности населения старше трудоспособного возраста.

Единственной причиной, обусловливавшей рост смертности в трудоспособном возрасте в 2017 г., стали «Отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями» (на 9% выше, чем в 2016 г.). В 2017 г. от данной причины умерло 2096 человек (1787 мужчин и 309 женщин), т.е. 2,5 человек на 100 тыс. населения соответствующего возраста. Обнаружение некорректных данных по смертности населения в трудоспособном возрасте от отравлений и воздействия алкоголя с неопределенными намерениями и от случайных отравлений алкоголем не позволило более де-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тально проанализировать эти данные9. Соответствующий анализ будет продолжен после представления Росстатом корректных данных по причинам смерти трудоспособного населения за 2017 г.

Потребление алкоголя

Потребление алкоголя населением мы исследуем на основе объема розничных продаж алкогольной продукции разного вида. С 2017 г. статистическое наблюдение за этим сектором розничной торговли проводит Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), что несколько изменило классы товаров - например, данные о продажах пива, сидра и медовухи теперь приводятся отдельно от продаж крепкого алкоголя и винной продукции. Произошедшее административное изменение отразилось на классификации товаров, за счет чего отдельные категории, отслеживавшиеся в 2012-2016 гг., стали не совсем сопоставимыми с 2017 г. Однако основные группы алкогольных напитков остались неизменными.

Потребление алкогольной продукции населением за последние пять лет значительно сократилось: за 2017 г. через розничные торговые сети было продано 86,7 млн. декалитров водки и ликеро-водочных изделий, что равняется 57% от показателя 2012 г. Продажи пива -686 млн. декалитров в 2017 г. - составили 67% от объемов 2012 г.10. Основное изменение структуры розничных продаж алкоголя произошло в 2012-2015 гг. По сравнению с 2016 г. продажи водки в 2017 г. снизились на 10%, а пива - на 12%. Таким образом, 2016-2017 гг. стали частью долгосрочного тренда, наметившегося в предыдущие годы. Сокращение потребления алкоголя считается результатом

8 См.: Хасанова Р. Смертность в России: о чем говорят данные 2017 г. // Экономическое развитие России. 2018. № 2. С. 64-68.

9 По данным оперативной статистики за 2017 г. (Росстат, от 28.02.2018 г.), число умерших от отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями составило 1650 человек, а число умерших от этой причины в трудоспособном возрасте (Росстат, от 20.02.2018 г.) было намного выше - 2096 человек. Данная статистическая ошибка относится и к причине «Случайные отравления алкоголем». Число умерших от этой причины в 2017 г. составило 6789 человек, однако число умерших в трудоспособном возрасте оказалось выше - 7729 человек.

10 ЕМИСС. Доклады «Социально-экономическое положение России» за 2012-2016 годы / Росстат.

форсированного роста акцизов на алкогольную продукцию, централизации ее производства и сдвига предпочтений молодого поколения в пользу пива и слабоалкогольной продукции11. В 2008-2012 гг. в более «богатых» регионах продавалось больше алкоголя, и в период экономического спада его потребление на уровне регионов снижалось12. Похоже, что сокращение реальных доходов населения в 2014-2017 гг. подействовало на потребление алкоголя аналогично.

Розничные продажи коньяка, коньячных напитков, включая бренди, кальвадосы, а также напитков, изготовленных на основе пива, в 2017 г. по сравнению с 2015-2016 гг. остались практически неизменными. Потребление винодельческой продукции выросло с 85 до 91 млн. декалитров в год, при этом самого вина было продано меньше, а потребление вина фруктового и винных напитков - выросло. Продажи шампанского и игристых вин в 2017 г. сократились относительно предыдущего года на 25%. Продажи слабоалкогольных напитков с содержанием этилового спирта не более 9% снизились в 2017 г. вдвое, и это было ожидаемым13. Однако рост продаж «прочей алкогольной продукции», в составе которой до 2016 г. учитывались сидр, пуаре, медовуха и другие напитки14, требует более глубокого сравнения методологии сбора и агрегирования данных за 2017 г. с рядом предыдущих лет.

В потребительских расходах домашних хозяйств доля расходов на алкогольную продукцию снизилась с 5,4% в 2012 г. до 4,7% в 2015-2016 гг., а в 2017 г. составила 4,4%15.

Исследуя взаимосвязь между потреблением алкоголя и показателями смертности населения в регионах Российской Федерации в 2017 г., мы рассматриваем суммарные объемы розничных продаж крепких спиртных напитков, в которые входят16: водка, коньяк и ликеро-водочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции. Потребление крепкого алкоголя в расчете на одного взрослого в среднем по Российской Федерации сократилось в 2017 г. до 7,3 л с 12,9 л годом ранее (для расчета использована численность населения в возрасте 15 лет и старше за 2016 г., так как данных о возрастной структуре населения за 2017 г. еще нет).

Мы анализируем две группы причин смерти из оперативной статистики Росстата: смертность от случайных отравлений алкоголем и смертность от отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями, самостоятельно рассчитав суммарный коэффициент смертности от данных причин смерти17.

Как показали многочисленные исследования, ведущими причинами отравлений алкоголем являются высокий уровень потребления алкогольных напитков и тип потребления18.

11 Ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения: 2015 г. — январь 2017 г. / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; под ред. Т.М. Малевой. 2017.

12 Kossova T., Kossova E., Sheluntcova M. Investigating The Volume апс1 Structure of Alcohol Consumption and Their Impact on Life Expectancy In Russian Regions / NRU Higher School of Economies. Series WP BRP «Economics/EC». 2014. No. WP BRP 82/EC/2014: https://publications.hse.ru/preprints/139683323

13 2017: Социальные итоги и уроки для экономической политики / Авраамова Е.М., Бурдяк А.Я. и др. Под ред. Т.М. Малевой. — М., 2018. Сер. Научные доклады: «Социальная политика».

14 Продажа алкогольных напитков в натуральном выражении (оперативные данные) в 2010—2016 гг. / ЕМИСС: https:// fedstat.ru/indicator/40620#

15 Базовая структура потребительских расходов населения для расчета ИПЦ / Росстат.

16 Согласно данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка: Розничная продажа алкогольной продукции в натуральном выражении в 2017 г. / ЕМИСС: https://www.fedstat.ru/indicator/57959

17 Расчеты авторов по данным Росстата и ЕМИСС. Для более корректного анализа правильнее было бы использование стандартизованного коэффициента смертности населения старше 15 лет, однако его расчет станет возможен лишь после получения данных о возрастной структуре населения и смертности в регионах России за 2017 г.

18 Немцов А.В. Алкогольная история России: новейший период. — М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009. C. 23; Харченко В.И., Найденова и др. Острая интоксикация этиловым спиртом, а не его суррогатами — основная причина смертельных отравлений алкого-

Случайные отравления алкоголем занимают особое место в структуре смертности населения России - уровень смертности от данной причины смерти служит индикатором повышенной смертности от других причин смерти. Вдобавок мы анализируем число умерших от отравлений и воздействий алкоголем с неопределёнными намерениями из данных оперативной статистики Росстата, так как есть свидетельства того, что в России часть умерших от случайных отравлений алкоголем попадает в алкогольные отравления с неопределенными намерениями19. О наличии связи между потреблением алкоголя и продолжительностью жизни, смертностью населения от внешних причин и от некоторых болезней системы кровообращения говорится во многих исследо-

ваниях20.

В 2017 г. по причине случайного отравления алкоголем в России умерло 6789 человек - это на 1494 человека меньше, чем в 2016 г. (на 18%). Число умерших от отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями также снизилось (в 2017 г. - 1650 человек, в 2016 г. - 1709). Общий коэффициент смертности от данной причины за 2017 г. составил 5,7 человек на 100 тыс. населения -это на 28% ниже, чем в 2016 г. (7,9 человек на 100 тыс. населения). В 2010-2011 гг. и в 20142015 гг. смертность от указанных двух причин почти достигала 13 человек на 100 тыс. населения, и на их фоне итоги 2017 г. являются достижением (снижение в два раза).

Региональный разрыв в показателях смертности от случайного отравления алкоголем и отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями в 2017 г. составил 29,5 человек на 100 тыс. населения. Самый высокий общий коэффициент смертности насе-

ления от двух указанных причин в 2017 г. наблюдался в Ненецком автономном округе (29,5 человек на 100 тыс. населения).

К регионам с высоким коэффициентом смертности от случайного отравления алкоголем и отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями также относятся: Костромская (23,7 человек на 100 тыс. населения) и Брянская (22,6) области, Республика Марий Эл (19), Архангельская (17,3), Ярославская (17,1), Сахалинская (16,8), Магаданская (16,6), Кировская (16,5) области, Пермский край (16,2).

При этом среди них крайне высоким потреблением крепкого алкоголя выделяются Магаданская и Сахалинская области (16,6 и 16,0 л в год на одного взрослого), Чукотский автономный округ (14,6) и Архангельская область без автономного округа (12,8). В то же время розничные продажи крепких алкогольных напитков в упомянутых выше Брянской области (6,5) и Пермском крае (7,1) соответствуют среднероссийскому показателю. (См. рис. 3.)

Есть регионы с высоким потреблением крепкого алкоголя (выше 12,5 л в год на одного человека) - это Республика Карелия, Мурманская область, Камчатский и Хабаровский края - и низкой смертностью от случайных отравлений алкоголем и отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями (менее 5 случаев на 100 тыс. населения).

Регионы Северо-Кавказского федерального округа, за исключением Ставропольского края, традиционно отличаются низким потреблением алкоголя - смертность от отравления алкоголем и отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями в них минимальна.

лем в России // Наркология. 2005. № 10. С. 50-59.

19 Андреев Е.М. Правильно ли считают умерших от случайных отравлений алкоголем? // Демоскоп Weekly. 2016. № 673- 674: http://demoscope.ru/weekly/2016/0673/tema01.php

20 Дэвид А. Леон, Школьников В. и др. Алкоголь и смертность от болезней системы кровообращения // Демоскоп Weekly. 2011. № 460-461: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0461/s_map.php; Коссова Т., Коссова Е., Шелунцова М. Влияние потребления алкоголя на смертность и ожидаемую продолжительность жизни в регионах России // Экономическая политика. 2017. № 1. С. 58-83.

О) О)

О) А

0

1

о

п

А

о

>

ии

О п п

о

I

>

Рис. 3. Потребление крепких алкогольных напитков на душу взрослого населения и общий коэффициент смертности от случайных отравлений алкоголем и отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями в 2017 г.

30

25

20

15

10

18

15

12

п О

п в

• •

"ооооооооооооооооо и^,^ о о о о о о о '=о: кккко: кккккккгеккк «г- к в: к а: к о:

о; ^ с сг О'^ к I к сг^О^ ООО га ^ ~ в; с

^оУЭ-о^М^рЕ.»„".«оЙооЯо опшо5оС°оооо__°«еЗ-^ооой с

'£'50 с; с^о Я с; с;';

г®;° ° °!

^ „ о; ^ .._: о; .

Смертность населения от случайных отравлений алкоголем, отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями, на 100 тыс. населения (левая шкала)

-Средняя по РФ смертность населения от случайных отравлений алкоголем, отравлений и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями,

на 100 тыс. населения (левая шкала) • Потребление крепкого алкоголя, литров на душу взрослого населения в год (правая шкала) -Среднее по РФ потребление крепкого алкоголя, литров на душу взрослого населения в год (правая шкала)

Источник: расчеты авторов поданным Росстата и федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

В целом по всей совокупности субъектов РФ наблюдается положительная зависимость между потреблением крепкого алкоголя и смертностью от причин, непосредственно связанных с потреблением алкоголя, которые публикуются в оперативной статистической сводке за 2017 г.

В декабре 2016 г. был введен запрет на продажу спиртосодержащих непищевых жидкостей крепче 28 градусов в связи с гибелью 77 человек в Иркутской области после отравления концентратом для принятия ванн «Боярышник». Эти ограничения неоднократно продлевали; 18 октября 2017 г. было принято постановление Главного санитарного врача «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами» об их продлении еще на 180

дней21.

Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2017 г. розничные продажи двух основных видов алкогольной продукции -водки и пива - снизились на 10 и 12% соответственно. Высокое потребление крепких алкогольных напитков наблюдалось в Дальневосточном федеральном округе, а также в северных регионах - республиках Коми, Карелия, Архангельской и Мурманской областях.

Смертность населения России от случайных отравлений алкоголем и от отравления и воздействия алкоголем с неопределенными намерениями в 2017 г. снизилась по сравнению с 2016 г. на 28%. Высокие коэффициенты смертности населения в 2017 г. от данных причин смерти были отмечены в Ненецком автономном округе, в Костромской, Брянской, Архангельской, Ярославской, Сахалинской, Магаданской, Кировской областях, Республике Марий Эл, Пермском крае. В целом наблюдается следующая закономерность: чем боль-

ше крепкого алкоголя потребляет население региона, тем выше в нем смертность от отравлений и воздействия алкоголя.

Миграция

В 2017 г., как показывали уже помесячные данные и наши предварительные оценки, миграционный прирост населения России был самым низким с 2010 г. и составил 211,9 тыс. человек. Такой результат объяснялся небольшим увеличением прибытий в 2017 г. - 589,1 тыс. против 575,2 тыс. человек в 2016 г. и существенно опередившим его ростом выбытий из страны - 377,2 тыс. против 313,2 тыс. человек соответственно.

Снижение миграционного прироста произошло на фоне возобновления естественной убыли населения страны, когда миграция вновь стала единственным источником его роста. Согласно среднему сценарию демографического прогноза Росстата22 до 2019 г. ожидается увеличение населения России в результате превышения миграционного прироста над его естественной убылью. В последующие десять лет миграция будет компенсировать естественную убыль только на 75%. Если же динамика естественного движения и миграции населения будет идти по низкому сценарию, то сокращение населения России возобновится уже в 2018 г., а в последующие годы миграция будет только в незначительной мере компенсировать естественную убыль населения страны.

В 2017 г. миграционный прирост населения России характеризовался, в отличие от ряда прошлых лет, незначительной поквартальной динамикой. (См. рис. 4.) Видимо, эта стабилизация - следствие исчерпания влияния на миграцию изменения методики учета 2011 г., давшей начало резким колебаниям фиксируемых статистикой чисел прибывших и выбыв-

21 Официальный сайт Роспотребнадзора: http://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/ news_details.php?ELEMENT_ID=9085&sphrase_id=1146674

22 Обновлен 22 февраля 2018 г., доступен на сайте Росстата: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/population/demography/#

ших, а также - определенной нормализации ситуации на востоке Украины.

В миграции с отдельными странами в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом основные изменения коснулись сокращения прироста с Украиной - его показатели почти достигли уровня, наблюдавшегося до 2014 г. Лидировавший ранее Узбекистан не восстановил притока до докризисного уровня. Увеличение миграционного прироста отмечено с Беларусью, Киргизией и Арменией23 (все - члены ЕАЭС). Увеличение миграционного прироста России с Таджикистаном сделало эту страну вторым по значению миграционным донором.

Получается, что уменьшение притока населения из Украины и Молдовы, на фоне сократившегося ранее миграционного прироста с Узбекистаном, привело к небывалому за последние годы снижению сальдо миграции России. Для восстановления его объемов до среднего уровня за последние годы (250-280 тыс. человек) необходимо возобновление миграционного прироста с традиционными странами-донорами (прежде всего с Узбекистаном) на прежнем, докризисном, уровне.

Объемы внутристрановой миграции на

протяжении последних лет практически не меняются - в 2017 г. они увеличились по сравнению с предыдущим годом на 1,3%, составив 4184,5 тыс. человек. Увеличение масштабов миграции с 2011 г. было связано с включением в учет долговременной миграции лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Но, помимо улучшения учета отдельных категорий мигрантов (например, направляющихся на учебу), новая методика привела также к двойному учету переселений: по окончании срока временной регистрации мигрант считается выбывшим в обратном направлении, в реальности же эти выбытия происходят не всегда. В последние годы число «возвратившихся» составляет около 1 млн. человек - какая часть из них реально вернулась после временного пребывания в другом регионе (поселении), какая доля выбытий была фиктивной, неизвестно. Эта проблема определенно искажает реальное число переселений в пределах страны.

Направления миграции не претерпевают изменений. Основными центрами притяжения продолжают оставаться Москва и Московская область (миграционный прирост этих регио-

Рис. 4. Миграционный прирост населения России (квартальные данные за 2010-2017 гг.), тыс. человек

2010

I | II | III | IV I I II I III I IV I I II I III I IV 2011 2012 2013

I | II | III | IV I I II I III I IV 2014 2015

I | II | III | IV I I II I III I IV 2016 2017

Годы

Источник: Доклад «Социально-экономическое положение России» / Росстат. Январь 2018 г.

23 Доклад «Социально-экономическое положение России» / Росстат. Январь 2018 г.

нов в 2017 г. составил 194,1 тыс. человек), Санкт-Петербург и Ленинградская область (95,4), Краснодарский край (34,9); они сильно опережают иные регионы страны. Кроме них притягательными для мигрантов - как внутристра-новых, так и международных - являются Тюменская область (15,6 тыс. человек), Республика Крым и г. Севастополь (17 тыс. суммарно), Новосибирская (10,7), Воронежская (10,1) и Калининградская (9,8) области.

Несмотря на миграционный прирост населения, 56 из 85 субъектов РФ испытывали в 2017 г. миграционную убыль. Среди них - большинство регионов Дальневосточного, Сибирского, Приволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов. По абсолютным масштабам миграционной убыли лидирует Приволжский федеральный округ, по ее интенсивности - по-прежнему Дальневосточный. Убыль населения регионов Дальневосточного федерального округа составила в рассматриваемый период 17,1 тыс. человек, т.е. практически не изменилась по сравнению с 2016 г., несмотря на то что в Сахалинской области и в Камчатском крае отмечался миграционный прирост населения.

В 2017 г. тенденция к медленному сокращению числа временно пребывающих на тер-

ритории России иностранных граждан сохранилась. Более того, первый месяц 2018 г. пока также не сулит никаких изменений: в канун 2018 г. на территории РФ пребывало 9,24 млн. иностранных граждан (год назад было 9,64 млн.), на конец января 2018 г. - 9,16 млн. (было 9,51 млн.) 24. Сокращение по сравнению с прошлым годом фиксировалось небольшое, но с уровнем «тучных» в плане миграции 2013-2014 гг. разница была заметной - тогда на конец года в страну прибывало на 1,6 и 1,9 млн. человек больше, а в периоды летне-осеннего пика этот показатель поднимался до 11,4 млн. в 2013 г. и до 11,8 млн. в 2014 г. (в 2017 г. максимум достиг лишь 10,2 млн. человек).

Доля граждан стран СНГ среди всех пребывающих в РФ иностранцев в течение 2017 г. почти не менялась и составила 85-86%; на конец 2017 г. их численность равнялась 7,9 млн. человек, чуть меньше - на конец января 2018 г. - 7,8 млн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистика по 2017-му и началу 2018 гг. демонстрирует некоторое увеличение временной миграции из Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана, хотя по последним двум «посылающим» странам показатели максимального по объемам миграции 2014 г. пока не достигнуты; остаются высокими показатели вре-

Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ в 2014-2017 гг., человек

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Разрешения на работу для иностранных граждан* 1334 899 177175 133 215 139 595

в том числе:

Разрешения на работу для квалифицированных специалистов (КС)* 158 644 22 099 14 775 17 333

Разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов (ВКС) 34 225 41 829 25469 21 363

Патенты** 2379 374 1779 796 1492 203 1658119

Итого 3714 273 1956 971 1625 418 1797 714

* - С 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.

** - С 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических,

так и у юридических лиц.

Источник: ГУВМ МВД РФ (форма 1 -РД).

24 Данные ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ.

менной миграции из стран-членов ЕАЭС (особенно быстро растет присутствие граждан Киргизии); продолжает сокращаться временная миграция из Украины и Молдовы (объем временной миграции из Украины пока не вернулся к показателям 2013 г., до начала событий на юго-востоке страны).

Никаких позитивных изменений не произошло в области временной миграции из развитых стран Запада: численность граждан этих государств, пребывающих в России, продолжает сокращаться. Показатели временной миграции из этих стран по сравнению с докризисным 2013 г. уже сократились в среднем в три раза, а по отдельным странам - США, Испании, Великобритании - в 6-8 раз25. При этом данная тенденция прослеживается по группам пребывающих в РФ с любыми целями; сильнее всего упала численность туристов из западных стран, а также приезжающих с деловыми и служебными целями.

На конец 2017 г. в России пребывало 3,61 млн. граждан, въехавших в страну с целью «работа по найму» (на 31 декабря 2016 г. - 3,55 млн.). За первый месяц 2018 г. показатель чуть подрос - на территории РФ пребывало 3,66 млн. потенциальных иностранных работников. Численность владеющих разрешительными документами для работы (разрешениями на работу и патентами) продолжает отставать от числа въехавших с намерением трудиться, но ситуация за год стала чуть лучше: в конце 2017

г. имевших такие документы было 1,7 млн.; вместе с почти 1 млн. граждан стран-членов ЕАЭС, въехавших в РФ с целью работы и обладавших правом делать это без специальных разрешений, получилось около 2,7 млн. иностранцев, наделенных формальным правом оформить официально свое трудоустройство (т.е. почти три четверти от всех пребывавших в стране трудовых мигрантов).

Численность вновь легализующихся на рынке труда мигрантов в 2017 г. также немного выросла: трудовыми мигрантами за этот период было оформлено в сумме 1,8 млн. разрешений на работу и патентов, что почти на 11% выше, чем за 2016 г., хотя по-прежнему это ниже показателя за 2015 г. и, тем более, за 2014 г. (См. таблицу.) Вероятно, иностранные трудовые мигранты постепенно адаптируются к новому порядку легализации на территории России, введенному в 2015 г., но повышение ежемесячной стоимости патентов с 2018 г. может вновь вызвать снижение числа легализующихся.

Ежемесячные платежи мигрантов за патенты вносят все больший вклад в региональные бюджеты: за 2017 г. сумма поступившего налога превысила 51 млрд. руб. (в 2016 г. она составила 45 млрд. руб., в 2015 г. - 33 млрд. руб.). Эти платежи все в большей степени обеспечиваются трудовыми мигрантами из Узбекистана и Таджикистана - в 2017 г. они оформили 86% всех патентов (в 2016 г. - 82%). ■

25 Данные ГУВМ МВД РФ, ЦБДУИГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.