Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
П.С. Горюшко
Дело учителя Могилевской семинарии Иосифа Василевского с архиепископом Георгием Конисским
Опубликовано:
Христианское чтение. 1908. № 2. С. 293-314.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Дѣло учителя могилевской семинаріи Іосифа Василевскаго съ архіепископомъ Георгіемъ Конисскимъ1}.
і ѢЛО это существенно важно для исторіи послѣднихъ rote довъ сороколѣтняго архіерейства Георгія (-)- 1795 г.) въ ^ Могилевѣ и въ особенности для личной его характе-
ристики. такъ какъ пространное объясненіе на доносы
Василевскаго написано, очевидно, самимъ преосвященнымъ. Это объясненіе есть одно изъ позднѣйшихъ произведеній знаменитаго бѣлорусскаго святителя. Въ послѣдніе два-три года своей жизни онъ много болѣлъ и потому мало писалъ 2).
Оправданіе Георгія ярко выдаетъ личность преосвященнаго автора. Въ немъ виденъ многоопытный дѣятель, пріобрѣтшій особое искусство въ опроверженіи противника. Онъ всю жизнь боролся, судился изъ-за разнообразныхъ дѣлъ. Отсюда понятна сила его полемическихъ пріемовъ. Вмѣстѣ съ этимъ въ своемъ «оправданіи» Георгій является человѣкомъ недюжиннаго ума и несокрушимой энергіи, т. е. съ тѣми качествами, которыми онъ невольно возвышался надъ окружающими. Мѣстами «оправданіе» поражаетъ проникающимъ его добродушіемъ и чисто малороссійскимъ юморомъ. Есть въ немъ драгоцѣнныя данныя и для біографіи Конисскаго (объ учительствѣ въ Кіевѣ) и для исторіи бѣлорусской церкви его времени. 1
1) Хранится, подъ № 332 отъ 1 декабря 1791 года, въ Архивѣ Святѣйшаго Синода въ С.-Петербургѣ.
5) Пл. Горючко: „Матеріалы для біографіи архіепископа I еоргія Конисскаго: завѣщаніе владыки, кончина и погребеніе его, оставшееся по немъ наслѣдство* (изъ „Могилев. Еп. Вѣд.“ 1902 г. 1—2).
Пл. Горючко.
I. „Въ Святѣйшій Правительствующій Синодъ Могилевской семинаріи отъ учителя философіи Іосифа Василевскаго покорнѣйшее доношеніе.
Хотя я нижайшій имѣю происхожденіе свое отъ дворянъ, но поелику отецъ мой вступилъ въ священство, то и долженъ былъ все то нести, что принадлежитъ къ духовенству. Былъ я отданъ въ могилевскую семинарію, гдѣ продолжалъ ученіе свое по философію, потомъ его преосвященствомъ могилевскимъ архіепискомъ, для образованія къ учительской должности, 1789 года былъ посланъ въ александроневскую семинарію, по присланному къ ему о томъ указу изъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода *), откуда онъ сверхъ моего желанія чрезъ полтора года вытребовалъ паки меня въ свою семинарію, опредѣлилъ не по волѣ и .знанію моему учителемъ богословіи, но которому классу претерпѣлъ я много мученія; однако, по окончаніи богословіи, предъ вакаціями вдѣлалъ диспуты и представилъ публикѣ -).
Послѣ вакацій, за неимѣніемъ учоников-ь, способныхъ вступить въ сей классъ 3), приказано мнѣ преподавать философію, гдѣ умножилось мое несчастіе. Кромѣ различныхъ гоненій и ругательствъ, безъ причины, изъ опредѣленнаго имъ 4) за сей классъ мнѣ жалованья, состоящаго въ двухъ стахъ рубляхъ, при другой четверти года унялъ шестьдесятъ рублей 5), повелѣвъ выдавать всегда по тридцати пяти, чрезъ что нѣкоторымъ образомъ умалилъ мнѣ честь и лишенъ я стался всякой надежды и поощренія потому, что учители нѣкоторые низшихъ классовъ получаютъ по двѣсти рублей, которые еще недовольны къ содержанію, по причинѣ чрезмѣрной настоящей дороговизны °).
Естьли бы для того со мною такъ поступлено было, что его преосвященство не надѣется получить изъ моего класса успѣховъ, хотя моихъ учениковъ еще и не испытывалъ, то я могу показать такіе, какихъ можно ожидать отъ рачительнаго учителя. Естьли бы для того, что не могу говорить проповѣдей,- но мои предшественники, ниже думая объ оныхъ, получали довольнѣйшее жалованье. Естьли за худое поведеніе, то я ни въ чемъ не примѣченъ.
Сверхъ сего, изъ суммы семинарской выстроилъ онъ два * 2 3
9 Отъ 27 іюля 1788 года. Полное Собраніе Законовъ. JV» 16,691.
2) Студенты философіи и богословіи держали диспуты вмѣсто экзаменовъ.
3) Богословіи.
*) Архіепископомъ Георгіемъ.
ъ) Жалованье учителямъ выдавалось черезъ три мѣсяца, или по четвертямъ.
'’) Въ то время была не предметная, а классная, система преподаванія, причемъ учителя старшихъ классовъ получали большее вознагражденіе сравнительно съ своими младшими сотоварищами.
2 9 Г,
дома, изъ которыхъ одинъ пустъ, а другой, но его повелѣ-нію, занимаетъ часть пѣвчихъ *), одна такъ же горница въ семинаріи пуста, другая пѣвчими, а третья іеромонахомъ заняты и бываютъ отапливаемы дровами, изъ семинарской суммы купленными, хотя въ протчемъ и выдается особенная сумма на пѣвчихъ. Мнѣ, напротивъ того, велѣно классъ преподавать въ своей квартирѣ.
Учители поставлены почти въ равенствѣ съ пѣвчими, которые пьянствомъ, неистовымъ и ненужнымъ крикомъ своимъ, живучи весьма въ близости, препятствуютъ вниманію, нужному учащимъ и учащимся, и наводятъ подозрѣніе на ѵчителей.
Лакеи 2) гораздо ниже почитаютъ учителей, нежели себя, поданнымъ къ тому имъ его преосвященствомъ хотя бы и ненарочитымъ поводомъ.
Видя сіе, другіе какое могутъ учителямъ оказывать уваженіе, и какая будетъ въ нихъ 3) охота къ ученію, ибо отличіе и надежда суть едина пища наукъ.
Что все осмѣлившись донести святѣйшему правительствующему Синоду, нижайше прошу его преосвященству могилевскому архіепископу, повелѣть къ прежнему моему жалованью, состоявшему въ двухъ стахъ рубляхъ, по причинѣ крайней невозможности къ содержанію по нынѣшнимъ обстоятельствамъ, прибавить, болѣе смѣкая по жалованью учителей низшихъ классовъ, или же, есть ли того не можно, возвратить надлежащіе мнѣ шестьдесятъ рублей. Ибо естьли бы я находился въ службѣ свѣтской, тобы служилъ, по крайней мѣрѣ, въ надеждѣ полученія какихъ-нибудь чиновъ * * 3 4), но въ семинаріи одна бѣдность, и что больше презрѣніе оказывается. Теперь же удалиться мнѣ отсюда слѣдовало бы не иначе, какъ съ крайнимъ стыдомъ. И о семъ учинить милостивѣйшую резолюцію. 1791 года мѣсяца ноября 23-го дня. Къ подлинному доношенію могилевской семинаріи философіи учитель Іосифъ Василевскій руку приложилъ. Получено декабря 1 дня 1791 года. № 1729. Съ подлиннымъ доношеніемъ читалъ канцеляристъ Максимъ Ивановъ“ 5).
II. „Въ Святѣйшій правительствующій Синодъ бѣлорусской
') Пл. Горючко: „Матеріалы для внѣшней исторіи могил. дух. семинаріи 1752—1813 г.г.“, стр. 7, прим. 3 (изъ „Могилев. Еп. Вѣд.‘‘ 1903 г., 1904. 13, 15, 16 и 18).
г) Архіепископа Георгія
3) Учителяхъ.
4) Въ 1804 г. Василевскій служилъ при министрѣ коммерціи въ чинѣ коллежскаго ассесора. Цл. Горючко: „Учителя могилевской дух. семинаріи 1765—1808 г.г.“, стр. 10 (изъ „Могил. Еп. Вѣд.“ 1903 г. № 30, 1904 г. №№ 1—7).
') Въ „дѣлѣ“ имѣется только копія, такъ какъ подлинная жалоба возвращена была Василевскому.
могилевской семинаріи учителя философіи Осипа Василевскаго всенижайшее доношеніе.
Хотя минувшаго 1791-го года мѣсяца ноября осмѣлился я чрезъ почту посланнымъ отъ себя прошеніемъ, въ состоящихъ въ немъ моихъ обидахъ, Святѣйшій правительствующій Синодъ утруждать, но какъ еще на то въ резолюцію ничего не имѣю, то почелъ за нужное поновить мое прошеніе съ нѣкоторымъ пунктовъ дополненіемъ.
Отецъ меня нижайшаго, будучи природнымъ дворяниномъ, что принялъ на себя характеръ священства, тѣмъ себя и дѣтей своихгь не лишилъ дворянства. Я отъ отца моего былъ отданъ въ могилевскую семинарію, гдѣ продолжалъ ученіе свое по философію. Потомъ, когда въ 789 мъ году былъ посланъ, по указу Святѣйшаго ІІравительств}чощаго Синода, въ семинарію александроневскую для образованія къ учительской должности, то имѣлъ желаніе, окончивъ тамъ курсъ философіи, остатся и на другой '), потому что не успѣлъ къ началу перваго и просилъ на то позволѣнія у его преосвященства, но его преосвященство, прекративъ мое таковое желаніе, возвратилъ меня въ полтора года въ свою семинарію, и опредѣлилъ учителемъ богословіи не по воли и знанію моему, а тѣмъ заставилъ меня жалеть моего благополучія, которое унято отъ меня безъ времянно въ продолженіи наукъ. Однако тщился я сколько можно такъ себя оказать, какъ должно рачительному учителю, и представилъ диспуты Ьубличные предъ вакаціями, хотя по классу имѣлъ и трудность немалую.
Послѣ вакаціи, когда не явилось учениковъ способныхъ вступить въ классъ богословіи, то велѣно мнѣ преподавать философію. Гдѣ увидѣлъ надъ собою отъ его преосвященства, не знаю за что, гнѣвъ, и понеслъ, кромѣ различныхъ гоненій и ругательствъ, нещастіе, какъ-то 1-е. Я, состоя учителемъ философіи, остался подъ командою и порядкомъ риторическаго учителя, священника Михайла Богуславскаго, то-есть, подъ его префектурою, которому и долженствовалъ во всѣмъ снисходить и повиноватся, не по происходству его наукъ, но единственно потому, что онъ, яко племянникъ его преосвященства, поставленъ префектомъ, для чего и опредѣлено ему жалованья въ годъ двести рублевъ, какъ и мнѣ было, хотя по классу, въ разсужденіи его меншихъ трудовъ, для меня то и обидно. 2-е. Хотя въ семинаріи отведена мнѣ квартира, въ коей состоитъ одинъ покой, съ комнатою, но поелику въ такомъ покоѣ-велѣно мнѣ преподавать классъ, потому принужденнымъ я нахожусь помѣщатся съ своими вещами и книгами, при немалой тѣснотѣ, въ одной комнатѣ. А когда я, въ разсужденіи такой тѣсноты, принужденъ былъ, видя особливо то, что въ семинаріи пустуютъ нѣкоторые 1
1) Курсъ богословіи.
покои, хотя до нѣкотораго времени занять одинъ покой, для преподаянія класса, то его преосвященство, о томъ скоро увѣдавъ, не только за то на меня осердился, даже въ поношеніе ругалъ меня предъ лакеями своими, называя канальемъ, которое ругательство лакей его преосвященства Иванъ Юре-вичъ, пришедши въ семинарію, къ вящшей моей обидѣ предъ прочими учителями, объявилъ, какъ бы нарочито для сего будучи присланъ. Послѣ того велѣно мнѣ классъ перенести наки въ мою квартиру.
3-е. Спустя мало времяни, возтребовалъ его преосвященство чрезъ того самаго лакея, минувъ прочіе классы, хрій моихъ только учениковъ, съ тѣмъ единственно умысломъ, чтобы меня больше тѣмъ обругать; ибо на доводъ того показанный лакей Юревичъ, при требованіи хрій, объявилъ мнѣ, что его преосвященство мстительно обо мнѣ изволилъ сказывать: вотъ-де я посмотрю, въ чемъ онъ упражняется, и буду знать, какъ съ нимъ поступить. Итакъ вскорѣ отрѣшено отъ меня годоваго жалованья съ двухъ сотъ шестьдесятъ рублевъ, чрезъ что самое долженъ уже я лишится всякой надежды, поощренія и претерпеть безчестіе, какъ то остатся предъ прочими нижшихъ классовъ учителями и всѣми семинарскими учениками въ презрѣніи и посмѣяніи.
Касательно до квартиры пѣвчихъ, то можно бы имъ всѣмъ, яко людямъ неспокойнымъ и препятствующимъ вниманію учащихся, отвести оную въ катедрѣ ,), яко тамо покой праздный находится противу консисторіи или въ другихъ какихъ-нибудь помѣстить, а по крайней мѣрѣ въ тѣхъ домахъ новыхъ, которые изъ семинарской суммы взади семинаріи выстроены (какъ слышно для найму проѣзжающихъ торгов-Щиковъ) и не отапливать дровами семинарскими, поелику на нихъ сумма отпускается. Однако пяти человѣкамъ отведены покои въ семинаріи, при самой моей квартирѣ, отъ которыхъ претерпеваю всегда я немалую досаду, да іеромонахъ, не занимающійся никакою должностію, въ семинаріи здѣсь же помѣщенъ. И всѣ они пользуются семинарскими Дровами. Но я остаюсь безъ выгоды, преподавая классъ въ своей квартирѣ. И мнѣ не дозволено, напротивъ того, занять никакого покоя на училище для того, чтобы меншой былъ на дрова расходъ..
Сверхъ сего учители поставляются почти на равенствѣ съ пѣвчими потому, что они пользуются всѣми тѣми выгодами въ семинаріи, какими учители: имѣютъ выгоднѣйшіе квартиры, употребляютъ того же сторожа, который приставленъ учителямъ. И хотя семинарія есть просвѣщенія мѣсто, но объявленные пѣвчіе безчинствомъ своимъ оное мараютъ; ибо когда инфимы учитель Михайло Бокаревичъ началъ было говорить имъ, чтобы они во время классовъ не шумѣли и
’) Т. е. въ архіерейскомъ домѣ.
не подавали бы шалостію своею соблазна ученикамъ, то они не на его, ни на другихъ учителей не уважай, всячески больше начали ссориться. Такъ же и я, когда въ своей квартирѣ говорилъ регинту, чтобъ они въ семинаріи не пѣли дурныхъ пѣсенъ, то онъ отвѣтствовалъ: мы-де на то пѣвчіе, намъ все позволительно пѣть. А какъ я еще ему сказалъ, что мы донесемъ его преосвященству, то онъ мнѣ отказалъ: такъ я скажу, что мы корригуемся *). Да и ни въ чемъ никогда учителямъ не уступаютъ. Пьянствомъ же своимт>, да срамными и соблазнительными пѣснями, играніомъ на скрипицахъ и плясами, будучи въ близости школчэ, весма препятствуютъ вниманію учащихъ и учащихся и наводятъ драками своими, между собою и лакеями его преосвященства бывающими, подозрѣніе на семинарію. Чрезъ что Принадлежащая къ наукамъ чистота и учтивость съ порядка всходитъ. А хотя бы въ то войти слѣдовало префекту, но онъ не хочетъ и то отъ себя мимо пускаетъ. Почему видя я крайнюю досаду, чрезъ тотъ безпорядокъ, хотя неоднократно собою хотѣлъ о томъ его преосвященству донесть, но его преосвященство утруждать не допускали лакеи, а протопоповъ (коибъ до того принадлежали) какъ соборнаго, такъ и городоваго, ни благочиннаго въ городѣ нѣтъ. И консието-ристовъ только два обретается, изъ коихъ отецъ игуменъ Ефремъ, но той по большой части бываетъ въ отчзѣздкахъ за потребами его преосвященства и недавно отлучился въ Москву 2). Другой—приходской священникъ Михаилъ Бугѵ-славскій, племянникъ его преосвященства, но тотъ занятъ приходомъ своимъ, учительствомъ риторики и префектурою. И понеже оные консистористы, яко сами къ его преосвященству свободнаго приступу по дѣламъ не имѣютъ, то показанные пѣвчіе мало ихъ и уважаютъ. Вся консисторія на одномъ почти секретарѣ полагается, который пріемлетъ дѣла, но на писмѣ только, а словесныя представленія остаются въ тунѣ. Ибо когда я его просилъ о докладѣ его преосвященству, чтобъ дозволѣно было хотя въ праздной горницѣ, находящейся въ семинаріи, преподавать классъ, по причинѣ тѣсноты въ моей квартирѣ, то осталось оное и по сіе время безъ дѣйства а).
Лакеи гораздо ниже почитаютъ учителей напротивъ себя поданнымъ къ тому отъ его преосвященства таковымъ пово-
’) Т. е. спѣваемся.
:) Пл. Горючко: „Документы къ исторіи могилев. дух. семинаріи 1758—1810 г.г.“ („Могилев. Еп. Вѣд.“ 1907 г. № 20, стр. 726).
:і) Секретаремъ могилевской консисторіи въ 1769—1798 г.г. былъ И. И. Маркевичъ. Пл. Горючко„Секретари могилев. дух. консисторіи 1769—1812 г.г.“ (изъ „Могил. Еп. Вѣд.“ 1902 г. Ж\г 15—16); „Изъ исторіи А^Сяовъ управленія могилев. епархіи конца XVIII и начала XIX ст.“ (изъ „Мог. Еп. Вѣд.“ 1903 г. №№ 3, 5—7).
домъ. 1-е. Что его преосвященство объ нихъ старается и отлично ихъ во всѣмъ щастливитъ. ибо на ними не только похвальныя писмы посылаетъ и оными высокимъ персонамъ рекомендуетъ, но женитъ ихъ и мѣста священническія имъ .даетъ, чтобы они только сами похотѣли, какъ то: когда Василію Жехоревпчу понравилось священническое мѣсто, состоящее въ шести верстах'і) отъ города Могилева въ мѣстечкѣ Буйничахъ, при довольномъ количествѣ фундушовой земли, сѣнокосахъ и лѣсѣ, но мѣстится ему не хотелось съ бывшимъ тамо священникомъ Матфѣемъ Холодковскимъ, богословію слушавшимъ и бывшаго въ семинаріи вышшаго класса грамматики учителемъ, то, во удовояьство онаго, его преосвященство показаннаго Холодковскаго понудилъ перейти къ теще своей, овдовевшей по смерти мужа своего, священника Ивана Пащенки, на худшій приходъ сельскій, хотя ему туда выбывать и не хотелось, потому что онъ имѣлъ тамъ сам ъ съ женою своею и семействомъ питаться и теще своей съ сыномъ его часть удѣлять. А за вышше объявленнымъ лакѣемъ Василіемъ, по желанію его, изволилъ къ могилевскому римскому архіепископу Сестренцевичу, яко владѣльцу того мѣстечка Буйничъ, писать, чтобъ онъ былъ туда принятъ. И опредѣлилъ его на мѣсто сказаннаго священника Матфея Холодковскаго священникомъ. Еще за Иваномъ Идоловичемъ его преосвященство ходатайствомъ своимъ у могилевскаго господина вицегубернатора Герасима Ивановича Черемисина дворовой дѣвицы сваталъ и когда господинъ вицегубернаторъ въ нѣвѣстѣ было отказалъ, то его преосвященство особливое писменное увѣщаніе къ нему о непремѣнномъ его Идоловича желаніи посылалъ и желаемое ему доставилъ. Хотя жъ онъ Идоловичъ изъ увольнив-шихся съ подданства1) и изучился токмо русской граммотѣ съ нуждою и читать, однако рукоположенъ прямо во священники и дано было ему мѣсто священническое изъ економи-ческихъ въ селѣ Батунѣ, на мѣстѣ священника Стефановича, который выведенъ въ Бабиновичи. Но когда жъ онъ Идоловичъ посля тамъ быть не съхотѣлъ, то дозволѣно ему перейти и къ лучшему мѣсту, куда пожелалъ, а на мѣсто его другой лакей Петръ Дарчонокъ помѣщенъ. Да и за прочими своими лакеями его преосвященство особливую милость и старательство имѣетъ2). Напротивъ же учители, чтобъ могли имѣть отъ его преосвященства какое хотя малое призрѣніе и благополучіе, то того не одинъ не удостоился; ибо хотябы которые сыскать приличное въ духовномъ состояніи мѣсто за удовольствіе себѣ имѣли, но сего не открывается,
’) Т. е. былъ раньше въ крѣпостной зависимости.
') Пл. Горючко: „Матеріалы для біографіи преосв. Георгія Конисска-го и исторіи бѣлаго духовенства могилевской епархіи. Протоіерей С. А. Домбровскій (изъ „Мог. Еп. Вѣд.“ 1901 г. Л» 33).
понеже мѣста священническіе такъ вездѣ наполнены, что и въ самыхъ могилевскихъ церквахъ даже въ одноприходскихъ и скудныхъ, не болѣе въ сто дворахъ и безъ всякой земли состоящихъ, какъ то въ ближневоскресенской и глебобориской помѣщаются по два священника и изъ нихъ суть по большей части вдовые, бездѣтные и престарѣлые, при которыхъ за скудостію доходовъ и по настоящей дорогогѣ съ величайшею трудностію имѣющему жену дѣтей питаются. Такъ же и по уѣзднымъ, имянно домамерицкой. грезивской и ко-пыской Преображенской (о коликихъ только я знать могу) сіе самое происходитъ. Однакъ недовольно того, что сверхъ указнаго двороваго числа священники помѣщены бываютъ, но въ пріумноженіе ихъ еще и безъ основанія къ дубровин-ской церкви покровской, къ которой, яко вновь посвященной и земли принадлежащей отъ владѣльческихъ дачъ ни сели-дебной ни пахатной не дано, священникъ уже рукоположенъ. Итакъ хотя приходы и мѣста священническія открываются, по случаю новыхъ церквей и по смерти священниковъ, но поелику учители о тѣхъ мѣстахъ вѣдать не могутъ, потому что отъ его преосвященства никакого не имѣютъ объявленія и предоставленныхъ для нихъ приходовъ нѣтъ, то предуспѣваютъ предъ учеными занимать мѣста лакеи, сверхъ того выкупившіясь изъ подданства и увольнившіясь изъ городовыхъ мѣщанъ да неученыхъ дьячковъ и пономарей, которые проживая на приходахъ, ласкательствомъ своимъ запобѣгаютъ прихожанъ, однѣхъ по сродству, другихъ по дружеству и знакомству, притомъ и господъ, и тѣ за ними вступаясь просятъ о рукоположеніи ихъ во священство *). И понеже они во удовольство себѣ чрезъ то получаютъ всегда желаемое, потому ученые остаются въ крайнѣй обидѣ. Ибо когда я при вакаціи предлагалъ его преосвященству о способныхъ ученикахъ къ священству, слушавшихъ уже богословію, чтобъ оные не остались безъ священническаго помѣщенія, то его преосвященство самъ изволилъ мнѣ въ резолюцію объявить, чтоде гдѣ ихъ буду дѣвать? Меня и такъ просятъ священники, чтобъ я либо выводилъ ихъ изъ прихода въ другой самихъ или же товарищей ихъ, для того что не имѣютъ чемъ на приходахъ будучи два пропитаться. Потомъ еще поезіи учитель Петръ Околовичъ просился у его преосвященства въ могилевскую церковь николаевскую по смерти тамошняго половиннаго священства быть на онаго местѣ священникомъ, такъ его преосвященство дьячка той церкви рукоположилъ туда и нйчему не обученнаго, кромѣ русской грамотѣ, а просителя Околонича оставилъ при нѣкоторой
*3 Самъ преосвященный Георгій сознавалъ, что уровень бѣлорусскаго дгЗовенства не высокъ. См. донесеніе ѳро отъ 4 мая 1776 г. въ стат» ГорючХо: „Документы къ исторіи мог. д. сем. 1758—1810 г.г.“
(„Миг. Ен. Вѣд.“ 1907 г., стр. 719—722).
только надеждѣ, при которой онъ и понынѣ остается ’). Каковое видя надъ собою учители и семинаристы его преосвященства оставленіе, принужденными находятся не инако искать мѣста, хотя послѣдняго такъ, какъ, испытали на себѣ предшественникъ мой философіи учитель Иванъ Яахаржѳв-скій и поезіи Василій Вяжекъ, обучавшіеся въ санктпетер-бургской учительской гимназіи, выбыть, хотя безъ рекомендаціи и съ непохвальными аттестатами, яко на то не заслужившими. Такъ же греческаго класса Иванъ Ставровскій удалился въ Москву. Да и преждѣ бывшіе выбывали съ немалымъ неудовольствіемъ, кромѣ племянника его преосвященства Самсона Цвѣтковскаго, который столько умѣлъ ему угодить, что по прошенію его преосвященства сдѣланъ онъ могилевскихъ народныхъ училищъ директоромъ и продана ему въ 1790-мъ году августа 2-го дня дворовая земля, къ катедрѣ принадлежащая, за несоотвѣтствующую ей цѣну.
2-е. Понеже его преосвященство имѣетъ привычку въ случаяхъ предъ лакеями своими учителей ругать, что случилось надъ нѣкоторыми и надо мною, потому лакеи, предъ учителями честнѣйшими себя разумѣя, горды бываютъ и презираютъ учителей во всѣмъ. Ибо когда его преосвященство изволилъ лакея Мартына Будкевича посылать въ семинарію сказать, чтобъ ученикамъ, имѣющимъ нужду въ книгахъ, отъ учителей приказано было внести преждѣ надлежащіе денги и тогда будетъ за книгами послано, то оной Будкевичъ, лѣнясь итти въ семинарію, чрезъ ученика меня призвалъ къ себѣ и объявилъ мнѣ тотъ его преосвященства приказъ. А когда я имѣлъ надобности къ его преосвященству, то, хотя неоднократно приходилъ и просилъ лакѣевъ о докладѣ, но они съ гордостію въ надѣтыхъ шапкахъ по упокоямъ похаживая, отказывали мнѣ, что де не докучай намъ, теперь его преосвященство не имѣетъ время и намъ докладывать недосужно.
О чемъ всѣмъ Святѣйшему правительствующему Синоду осмѣливаясь донести, всенижайше прошу сіе мое прошеніе въ высокомилостивое свое призрѣніе и уваженіе принявъ, ловѣлѣть его преосвященству, могилевскому архіепископу, 1-е, дабы впредь я не претерпевалъ отъ его преосвященства напрасныхъ ругательствъ, чрезъ которые поношу досаду и посмѣяніе. 2-е. Смѣкая по нынѣшней дороговизнѣ, ежели невозможно будетъ прибавить больше къ прежнему моему Жалованью, состоящему въ двухъ стахъ рубляхъ, то по край-нѣй мѣрѣ отрѣшенные шестьдесятъ рублевъ возвращены бы мнѣ были. 3-е. Пѣвчихъ вывесть изъ семинаріи, чтобы они не препятствовали ученію своими непостоянными поступками,
’) 8 марта 1793 г. Околовичъ рукоположенъ былъ во священники Къ могилевоградской Николаевской церкви. 11л. Горючко: „Матер. для Исіирщ миГі ДуХ сем_ 1780—1800 г.г.“, стр. 8, прим. 1.
такъ же и іеромонаха, яко никакою должностію въ семинаріи незанимающагося, а мнѣ назначить для преподаянія класса особенное мѣсто, чтобъ я могъ удобнѣе въ квартирѣ своей расположится. 4-е. Лакѣямъ прекратить гордость, чтобъ они учителей ниже себя не поставляли и не презирали бы ихъ ни въ чемъ. 5-ѳ. Ежели непосредственно нельзя будетъ относится учителямъ въ случающихся какихъ надобностяхъ къ его преосвященству, тобы секретарь принималъ представляемые ему дѣла въ докладъ и не оставлялъ бы ихъ безъ дѣйства, даннуюжъ ему отъ его преосвященства резолюцію объявлялъбы безъ продолженія время. 6-е. Его преосвященство не оставлялъбы учителей и семинаристовъ, способныхъ къ священству, безъ представленія имъ приличныхъ священническихъ мѣстъ, въ которыхъбы они могли имѣть точную надежду и на которые бы ученые ‘) люди предуспѣвать своимъ пронырствомъ не могли, то удержатся духовной консисторіи давать имъ обнадеженіе, съ помощію к: пго промуются они въ наилучшія мѣста во священство, и тѣмъ для поощренія ученыхъ людей являть его преосвященству отеческое призрѣніе. О чемъ же всѣмъ вышеписанномъ благоразсмотреніе учинить и высокомилостивѣйшую резолюцію. Генваря дня 1792-го года. Къ тому доношенію руку приложилъ филосо-'фіи учитель Осипъ Василевскій. Получено февраля 8 дня 1792 года. № 218. Съ подлиннымъ читалъ канцеляристъ Максимъ Ивановъ“.
III. „1792-го года февраля 26-го дня... синодъ, слушавъ два доношеніи... Василевскаго..., приказали: оные доношеніи, ос-тавя съ нихъ въ канцеляріи святѣйшаго синода копіи, подлинные съ надписаніемъ отослать къ синодальному члену преосвященному Георгію, архіепископу могилевскому, при указѣ для отдачи изъ могилевской консисторіи оному просителю, учителю Осипу Василевскому, обратно для того 1-е, что въ нихъ приносится жалоба о собственныхъ якобы происходящихъ ему обидахъ, а писаны не по указной формѣ и на простой, а не на гербовой бумагѣ; 2-е, что въ нихъ смѣшаны разные дѣла и включены многіе доносы, большею частію относящіяся къ стороннимъ людямъ, будто о происходящихъ имъ обидахъ, имѣющимъ о семъ собственный свой гласъ, въ каковые дѣла имяннымъ 714 года марта 17-го дня указомъ и фискаламъ вступать запрещено, почему оные доношеніи оба и въ дѣйствіе къ надлежащему производству дѣла поступать не могуіъ: а засимъ преосвященному могилевскому предписать, дабы онъ прописываемые симъ просителемъ обстоятельствъ!, якобы о произходящихъ по семинаріи могилевской неустройствахъ, не оставилъ безъ своего вниманія“. Под .чинное подписали марта 2 числа 1792-го года. Указъ архіепископу Георгію посланъ 4 марта 1792 года. 9
9 Неученые?
IV. „Святѣйшему Правительствующему Сѵноду отъ могилевскаго Архиепископа Георгія репортъ о полученіи и испои-
yKä3U.
Ея Імператорскаго Величества указъ изъ Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода отъ 4-го дня марта сего 1792-го года, подъ нумеромъ 247-мъ, съ двома прошеніями, отъ учителя семинаріи моей Осипа Василевскаго въ Святѣйшій Сѵнодъ на мене посыпанными, съ тѣмъ, чтобъ оные отданы были съ консисторіи оному Василевскому обратно и чтобъ я прописываемые имъ обстоятельствы о происходящихъ якобы по семинаріи моей' неустройствахъ не оставилъ безъ вниманія, мною сегожъ 1792-го года марта 15-го дня полученъ 1). Во исполненіе котораго Ея Імператорскаго Величества указа Святѣйшему Сѵноду доношу, что означенные прошенія съ консисторіи помянутому учителю Василевскому отданы; не-ѵстройствъ же въ семинаріи моей никакихъ не было и я о семинаріи болше всѣхъ протчіихъ дѣлъ забочусь, какъ о семъ особое объясненіе, въ изобличеніе лжи доносителя Василевскаго, а въ оправданіе мое, дабы молчаніе мое не подало причины подозрѣвать кому на мене въ вышъупомяну-тыхъ неустройствахъ, отправить въ Святѣйшій Сѵнодъ вскорѣ имѣю. Архіепескопъ Могилевскій Георгій. Марта 19-го дня 1792-го года“.
V. „Святѣйшему Правительствующему Сѵноду отъ могилевскаго Архиепископа Георгія прошеніе.
Хотя доношенія, семинаріи моей отъ учителя философіи Іосифа Василевскаго на мене въ Святѣйшій Сѵнодъ бывшыя, посланныя обратно при указѣ для отдачи съ надписью ему Василевскому, присланы ко мнѣ и ему Василевскому по силѣ указа съ консисторіи моей отданы: однакъ, понеже ВТ) оныхъ доношеніяхъ болше ничего какъ одна ложъ и клевета написана и я тѣмъ напрасно очерненъ предъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ, потому за нужно почитаю, выбравъ съ донопіенія послѣднего (которое онъ Василевскій поновителнымъ и дополнителнымъ наименовалъ) пункты всѣ жалобы и доносу его, и формалными его словами на одну страницу выписавъ, на другой страницѣ противополагаю мое оправданіе, дабы мое промолчаніе не было кому причиною подозрѣвать мене виноватымъ въ донесенныхъ клеветахъ. Которое оправданіе мое и прошу Святѣйшій Сѵнодъ терпѣливно выслушать. Яжъ съ него Василевскаго никакого не ища за ложное окпеветаніѳ удовлетворенія, намѣренъ его Василевскаго подержавъ до. слѣдующихъ вакацій с'ь терпѣливостію, болше въ семинаріи не держать, какъ и самъ онъ того не желаетъ, а выпустить его, естли похощетъ,
и съ причта церковнаго на шляхетскіе, по его высокомѣрному духу, доволства и роскошы.
Архіепископъ Могилевскій Георгій. Апрѣля 17-го дня 1792-го года.
Оправданіе.
Когда Василевскій донощикъ писалъ на мене доношѳніѳ въ Святѣйшій Сѵнодъ, тогда дворянство его и отца его выводу еще не имѣло, да и понынѣ не совершилось *). Однакъ и когда совершиться, преимущества ему немного причинитъ, когда такіи дворяне какъ онъ, не имѣющій крестьянъ и земель шляхетскихъ, или въ однодворцахъ (называемыхъ здѣ околицами) состоя или на чужой землѣ живя и чиншъ за оную платя, самижѳ и хлѣбопахари суть и въ священство для облегченія нищеты своея вдираются, а водравшись по болшей части горды, ослушны и развратны бываютъ.
Донощикъ въ 789-мъ году посланъ въ семинарію алек-сандроневскую не. по указу объ немъ, какъ онъ натягаетъ (ибо указомъ дано топко знать архіереомъ о дозволеніи послать семинаристовъ двухъ въ оную невскую семинарію для' образованія въ учителской должности), но по его Васидев-'ского и его товарища Околовича прошеніямъ, коимъ я до-влетворя и его Василевского другимъ желавшымъ того-же предпочтивъ, учинилъ ему особое благодѣяніе. Имѣлъ же ли онъ желаніе, окончивъ тамо курсъ философіи, остатся и на другой, мнѣ о такомъ желаніи ничего не писалъ, а чтобъ и просилъ на то позволенія, то самая есть безстыдная ложъ. Напротивъ тому просилъ онъ Василевскій съ товарищемъ своимъ чрезъ писмы прислать имъ денегъ къ поправленію, пищы тамошней, будто столь скверной, что нерѣдко съ котловъ поваренныхъ мыты выбрашиваются (какіе писмы ихъ при мнѣ суть); почему и снабдилъ я ихъ для присмаковъ пятдесятма рублями. И се ему Василевскому другое мое благодѣяніе, не съ указу какого, но по милости моей чиненное.
Наконецъ товарищъ его Василевского Околовичъ, объяв-' ляя болѣзнь свою якобы по разсужденію лѣкарей неулѣчи-мую, естли не перемѣнитъ пищы, просилъ дозволенія, оставивъ семинарію невскую, пріѣжжать въ Могилевъ. Почему писалъ я къ бывшему ризничему невского монастыря іеромонаху Іосифу съ прошеніемъ, чтобъ учиня справку, желаютъ ли оба они Василевскій и Околовичъ возвращатся; въ такомъ случаи съ дозволеніемъ его высокопреосвящен-
’) Дворянство Василевскихъ признано было лишь въ 1795 году. Л л- „Могилев. дух. семинарія времени архіеп. Анастасія Бра-
тановскаго (1797—1805 г.г.)“, стр. 82 (изъ „Могилев. Епар. Вѣд.“ 1905 г. №№'5, 9, 15 и 24; 1906 г. 7, 10-12 и 15).
етва митрополита напутствовавъ ихъ денгами, отъ мене присланными, выправилъ въ Могилевъ, что и послѣдовало. А посему не я его Василевского и товарища его въ полтора года возвратилъ въ мою семинарію, но собственное ихъ желаніе. Писмо Околовичово при мнѣ.
Опредѣлилъ я Василевского учителемъ, паче же прелекторомъ богословіи сокращенной отца архимандрита Карпинскаго, ясной и никакихъ глубокихь умозрителствъ и прѣній неимущей,—потому, что въ данномъ ему зъ семинаріи невской аттестатѣ точно означено: обучался онъ философіи, нижшей и вышшей математикѣ, физикѣ, богословіи, краснорѣчію россійскому и латинскому и французскому языку съ прехорошымъ успѣхомъ. При опредѣленіи же такомъ дозволилъ ему Василевскому при всякомъ недоумѣніи требовать отъ меня изъясненія. Представилъ же онъ съ богословского своего ученія одни при вакаціяхъ диспуты, стыда болше чемъ похвалы достойные, яко на однихъ цлетіонкахъ синонимическихъ состоявшые.
Онъ же Василевскій, опредѣленный отъ мене зъ сентября прошлаго года учить философіи, будто увидѣлъ надъ собою гнѣвъ мой, а за что, и самъ не знаетъ и еще различные будто гоненія и ругательства, коихъ не именуетъ.
Префектомъ поставленъ учитель риторическій, священникъ Богуславскій, не яко мой по женѣ его племянникъ, но яко священникъ и намѣстникъ, не отъ мене, но отъ преосвященнаго новгородского сѣверского еще въ 1781-мъ году произведенный, и консисториста и эксемпнаторъ и пропо-. вѣдникъ, проповѣди съ похвалою слышатѳлей сказующій, коего подчинить одному въ соравненіп малцу никакъ не слѣдовало. И онъ Богуславскій оставленъ при риторикѣ по нуждѣ той, что Василевскій ни малѣйшаго вида не показалъ искуства своего въ риторикѣ, не сочинивъ ни одной проповѣди, хотя ему и назначивано, отмовляясь неспособностію гортани.
Богуславскому риторическому опредѣлено въ годъ пенсіону двѣстѣ рублей потому, что онъ при риторикѣ держитъ и префектуру и смотреніе надъ бурсою. А къ тому и въ разсужденіи болшыхъ трудовъ, истязуемыхъ отъ риторическаго учителя’ практикаціею правилъ риторики и исправленіемъ ученическихъ упражненій, чемъ есть трудъ читающаго бавмейстерову философію, ясную по себѣ и никакими тонкостьми фнлософійческихъ разномыслій нѳзасоренную.
Горница съ чуланомъ, ему Василевскому въ семинаріи 0предѣленная, такъ пространны, что все его имѣніе и книги вф одномъ одной углѣ помѣститься могутъ. Помню мое въ кіевской академіи учителское житіе, гдѣ въ мѳншой кѳліи, Ко съ трема малинками чуланчиками, три, въ коихъ числѣ 11 я, мѣстились учители: философійскій, піитическій и синтактическій. Велѣлъ же я ему Василевскому преподавать 20
20
классъ въ келіи есо по причинѣ малого числа, ибо тринадцать только учеников'ь. Этажъ же верхній классическій занятъ былъ, какъ и нынѣ еще есть, народными ученіями, по прилѣжному требованію здѣшняго господина генералъ-губернатора 4).
Когда Василевскій самъ собою занялъ праздный покой въ семинаріи, для преподаванія ученія ученикамъ, то и для того, что самъ собою занялъ, и потому найпаче, что оный покой по пространству своему требовалъ много дровъ для отопленія, приказалъ я ему, какъ выше значитъ, въ своей келіи малому числу 3-чениковъ преподавать ученіе. Ругалъ же ли я его предъ моими лакеями и лакей Юревичъ пере--сказывалъ ли ему, въ томъ, какъ Юревичъ запирается, дѣло ему Василевскому съ Юревичомъ и ругателство заочное, естлибъ и въ самомъ дѣлѣ было, решено высочайшимъ манифестомъ, въ Кіевѣ въ 787-мъ году изданнымъ.
Востребовалъ я хрій учениковъ Василевского, не минуя протчіѳ классы, ибо и съ протчіихъ, естли самъ за болѣзнію не могу быть въ нихъ, особливо при чинимыхъ эксаменахъ, требую упражненій для узнанія, успѣлиль что ученики. По той же причинѣ и хрій его учениковъ востребовалъ, а не съ умысломъ, чтобъ его Ваёилевского обругать. И когда увидѣлъ, что оныя хріи совсѣмъ негодныя и учителемъ неисправленныя, ничемъ не помѣченные, думая, что оныя учителемъ и не читаны, отослалъ къ нему для вычитанія, исправленія предъ учениками и подписанія, чего онъ Василевскій не учинилъ, и прислалъ ко мнѣ обратно половину съ онихъ помѣтивъ, и то дурно. Притомъ, по справкѣ съ учениками его, яко онъ ни одной хріи къ подражанію автора съ ними учениками не сочинилъ и разбору подражаемаго слова по правиламъ риторическимъ, такожъ ученическимъ упражненіямъ перебору и исправленія никогда не дѣлалъ; сверхъ того, въ начатомъ съ вакаціи году чрезъ цѣлую четверть за подражанія тѣ ниже принимался; посему я заключивъ, что онъ Василевскій краснорѣчіемъ толко хвасталъ, уволнипъ его на далшое время отъ ученія краснорѣчія и велѣлъ съ годового пенсіону, въ 200 рублей бывшаго опредѣленное, убавить пятдесятъ рублей. Почему какъ онъ на первую четверть получилъ’ 60 рублей, на другіе слѣдовавшій двѣ по 35 рублей, то и получилъ уже 120-ть рублей; на осталную естли подучитъ 35 рублей, то убавки ему по- * 13
0 П. Б. Пассека. Верхній этажъ главнаго зданія могилевской семинаріи, выстроеннаго архіепископомъ Георгіемъ въ 1785 году, занятъ былъ главнымъ народнымъ училищемъ съ 1789 по августъ 1798 года, съ платс отъ города по двѣсти рублей въ годъ. Пл. Борючко'. „Эпизодъ и* сношеній мог. дух. семинаріи съ обіцественнымъ управленіемъ г. Моі- Лева въ 1798—1800 г.г.“. стр. 5 (изъ „Мог. Губ. Вѣд.“ 1902 года
13, 14 и 16; перепечатано въ „Мог. Старинѣ“, вып. III, 1903 г.).
слѣдуетъ не 60 рублей, какъ онъ пишетъ, но только 45 рублей, за оставленіе имъ мнимаго краснорѣчія его.
Не только пѣвчимъ, но и монахамъ нѣкоторымъ, мѣ-етится въ монастырѣ моемъ нелзя: противъ консисторіи покой никогда празденъ не былъ, но имѣлъ всегда монаха жплца, а чуланъ оного архивою занятъ.
Новые домы на семанарскомъ дворѣ здѣланы не семинарскими погодно производимыми денгами, ибо тѣхъ не достало бы, за росходомъ на учителей, на бурсу, на дрова и протчое; но на щотъ обѣщанныхъ отъ здѣшняго генералъ-губернатора денегъ, за дозволеніе мною верхнего этажа классическихъ комнатъ для народныхъ училищъ. О коемъ обѣщаніи, какъ я нынѣ упомянулъся, то и обнадежено выдачею денегъ за три уже прошедшые годы шестьсотъ рублей и напредъ, поколь народные училища занимать будутъ помянутыя комнаты, выдавать въ годъ по .двѣстѣ рублей, которые денги, за полученіемъ, въ пріемъ суммы семинарской и будутъ поставлены.
Выстроены же тѣ два домы не для найму пріѣзжающихъ торговщиковъ, какъ Василевскому приснилось, но для жилья хозяину семинарскому и сторожамъ. И съ тѣхъ домовъ одинъ еще пустъ стоитъ, не ожидая какихъ-то торговщиковъ, но поелику не додѣланъ совершенно, за наступившею прошедшею зимою.
Пѣвчые въ симинаріи живущій употребляютъ дрова семинарскіе потому, что половина ихъ учатся въ классахъ. Отведена же горница половинной части пѣвчыхъ не при самой Василевского квартерѣ, ибо келія его на верхномъ этажѣ и въ правой половинѣ, а пѣвчихъ на нижнемъ этажѣ и по лѣвой сторонѣ, отъ коихъ якобы шуму тамъ же и надъ са-мимы пѣвчими живущій учитель греческій *) не имѣлъ и не имѣетъ никакой обиды и въ наукѣ препятствія. Да когда бы и Василевскій имѣлъ какую отъ нихъ обиду, долженъ былъ мнѣ представить. Іеромонахъ выведенъ съ катедры въ семинарскую комнату, тожъ за непомѣщеніе въ катедрѣ, до времени лѣтняго, и ему велено дрова брать съ катедры, какъ катедра отъ семинаріи отстоитъ толко въ шести сажняхъ чрезъ улочку. А естли взялъ онъ іеромонахъ когда полѣно семинарское, то Василевскій представить долженъ былъ мнѣ или эконому моему
Семинарія должна быть мѣстомъ просвѣщенія, но поступками Василевского развѣ мѣстомъ посрамленія. Пѣвчіе шу-мѣлиль и срамныб пѣсни пѣлиль, пьянствуютъ-ли и дерутъся ли зъ собою или зъ лакеями моими, о томъ ни онъ Василевскій ни другій кто ни словесно ни писменно никогда мнѣ не представлялъ. А естли лакеи мои не допускали его Василевскаго представлять, то оставалось ему записку чрезъ 1
1) Петръ Сергѣевичъ Околовѵ.чь.
20*
секретаря подать. Чего однакъ какъ и дракъ зъ лакеями моими никогда не бывало. А шумъ, какъ смякаю, въ гипо-хондрической и спесью надменной головѣ Василевского неисходно живетъ, и гдѣ онъ Василевскій будетъ, шумъ тотъ не оставитъ его.
Протопопъ собора моего *), при которомъ и должность бла-гочинного церквей могилевскихъ состояла, въ прошедшомъ году преставилъся, на коего мѣсто тогдажъ назначилъ я зятя его священника2), на селѣ приходъ свой имѣющаго, бывшаго въ семинаріи моей разныхъ классовъ чрезъ сѣмъ лѣтъ учителемъ и префектомъ, и нынѣ въ оказываніи проповѣдей приѣздомъ въ Могилевъ трудящагося. Но его досель еще удержало на селѣ хозяйство его. Въ градскомъ же протопопу, по измертвіп бывшихъ, чрезъ нѣкоторые годы и нужды не состояло, поелику правленія при ономъ не бывало, а состоятъ церкви могилевскія непосредственно подъ консисторіею.
Въ консисторіи моей не два, но три члены присутствуютъ: ігумен'ь и два священника, съ коихъ когда прошлой зимы одинъ священникъ умре, я на то мѣсто другаго опредѣлилъ3). Чтожъ касается до ігумена,то я его никуда за моими потребами не посылалъ, а ѣздилъ онъ иногда, какъ дому моего экономъ, за катедралными надобностями. Да когда бъ и меншое число присутствующихъ было, дѣламъ однакъ ни малѣйшой остановки по консисторіи нѣтъ, потому что ни едино не решитъся безъ моей или аппробаціи или резолюціи. Секретарь же и словесныя требованія, чіибъ оные не были, представляетъ мнѣ и резолюцію получа объявляетъ требующимъ. Но Василевскій о дозволеніи ему въ праздной горницѣ преподавать классъ и словесно не представлялъ секретарю, но самъ собою оную занялъ, какъ вышше показано. Да Василевскому и малѣйшей нужды не было представлять въ своемъ доношеніи о протопопахъ и консисторіи; но сіи оба пункты нужными показались къ представленію Василевского сообщнику въ ложныхъ его доносахъ, священнику Тарасію, который въ 786-мъ году донощикомъ былъ на мене. О которомъ особое мое доношеніе при семъ приложено 4).
■ III. ... .. ... 1_
6 Іоаннъ Маркевичъ, отецъ секретаря консисторіи.
2) Вѣроятно, Ивана Скальскаго.
3) Въ 1792 году присутствующими членами могилевской консисторіи были: игуменъ Ефремъ и священники Михаилъ Богуславскій и Моѵсей Смолякъ. Подъ умершимъ членомъ консисторіи разумѣется, вѣроятно, Вонсевичъ, зять протоіерея Іоанна Маркевича. Могилевскій священникъ, присутствовавшій въ консисторіи, Тарасій Якобовичъ, жаловался синоду, что отцы Ефремъ, Богуславскій и Смолякъ хотѣли замѣшать его въ дѣло Василевскаго и требовали отъ него какой-то подписки. Архивъ могилевской дух. консисторіи. Синодскій указъ 4 ноября 1792 года.
4) Въ дѣлѣ нѣтъ этого доношенія.
Между служителми моими и учителями семинарскими никакого возвишенія или пониженія у мене нѣтъ, какъ между ими и союза никакого нѣтъ и дѣла никакого у мене не случалось. О честныхъ и благонравныхъ служителяхъ промышляю доставить имъ заслуженное мѣсто и священническія мѣста имъ опредѣляю смѣлѣе и охотнѣе, яко доволно извѣстнымъ мнѣ по службѣ ихъ чрезъ лѣтъ пять и болѣе въ добронравіи и способности ко священству, чѣмъ зъ стороны присылаемымъ ставленникамъ и мнѣ неизвѣстнымъ о состояніи ихъ, а толко на щотъ одобреній сторонныхъ поставляемымъ въ священство.
Матѳея Холодковскаго, учившагося въ семинаріи по богословію и потомъ бывшого учителемъ грамматики, самъ я рекомендовалъ архіепископу католицкому Сестренцевичу къ дерквѣ владѣнія его буйницкой. Но какъ онъ Холодковскій, поставленъ пресвѵтеромъ, роспилъся и радѣнія ни малѣйшаго не толко о церквѣ, но и о домф своемъ не имѣлъ и чрезъ то мене за одобреніе стыдитися заставилъ. А притомъ по умершемъ тестѣ его священникѣ села Хомина далъ мнѣ доброволное прошеніе въ'1789-мъ году о переводѣ его на тотъ- хоминскій приходъ, то я и согласилъся охотнѣйше на прошеніе его.
Служитель же мой Жихаревичъ на его мѣсто къ буйницкой дерквѣ опредѣленъ не болше моимъ одобреніемъ архіепископу Сестренцевичу, какъ и его архіепископа акцептаціею, поелику и приказалъ помянутый архіепископъ енаб-дѣвать его всѣмъ нужнымъ. И онъ Жихаревичъ священствуетъ досель примѣрно.
Другого жъ служителя моего Івана Ідоловича съ дѣвицею дворовою вицегубернатора здѣшняго я не сваталъ, какъ онъ Василевскій язвитъ мене симъ чину моему постыднымъ словомъ, а толко, какъ вицъ-губернаторшая помянутую дѣвицу не соглашалась отдать за показанного служителя, яко свою крѣпостную, и мнѣ притомъ донесено, что показанная дѣвица есть изъ свободныхъ съ рода шведовъ, оставшыхъся въ Россіи, то я писалъ писмо до нея не свадебное, но точно пастпрское, съ увѣщаніемъ, чтобъ ту дѣвицу, естли свободна есть, не считала съ крѣпостными. По коему писму моему тотъ часъ и согласилась вицъ губернаторшая свободно отпустить оную дѣвицу къ бракосочетанію. И какъ оный Ідо-ловичъ досталъся нынѣ въ село помянутой впцъ-губерна-торшы священникомъ, то оная госпожа не престаетъ благодарить мнѣ за того священника, и шелковыми одеждами, яко примѣрнаго священника одѣваютъ его. Онъ же Ідоловпчъ не по нуждѣ читаетъ, какъ Василевскій пишетъ, но естли не превосходитъ его Василѳвского въ чтеніи, то ничемъ не Уступаетъ ему.
Чтобъ учители отъ меня ни малѣйшаго не имѣли не себе призрѣнія, надобно было Василевскому хотя одного
такого учителя именовать. При двохъ могилевскихъ церквахъ ближневоскресенской и борисоглѣбской хотя нѣтъ указного дворового числа '), по два священники имѣютъся только на время; ибо изъ нихъ одинъ первый и одинъ вторый церквей суть тамо давныи, къ тѣмъ церквамъ граммотами утвержденный и хотя вдовы, но первый имѣетъ сына и сынъ хотя священства не желая вмѣстилъся въ число требованныхъ отъ власти гражданской въ народные училища для опредѣленія въ уѣздные учители, однакъ отецъ его, какъ и другій борисоглѣбскій, священники старики такъ честный суть, что прихожане ихъ никакъ отторгнутися не хотятъ, посему мнѣ ихъ насилно брать въ монастырь безъ ихъ вины и малѣй-шого на нихъ подозрѣнія кажетъся и правиламъ и указамъ высочайшимъ противно.
Чтожъ касаетъся до другихъ двохъ тѣхъ священниковъ, то находящемусь при первой, ближневоскресенской, церквѣ Тарасію Якобовичу, .когда онъ покойнымъ свѣтлѣйшимъ княземъ* 2) выведенъ съ Домбровны, дозволилъ я быть при той церквѣ, до приисканія толко другого праздного для него мѣста. А при борисоглѣбской другій вмѣстилъся недавно съ иного прихода, по прошенію какъ тамошнихъ прихожанъ, кои требуютъ по древнему здесь заведенію обѣдни служенія, а иногда и двухъ въ одинъ день, такъ и самого давного ихъ помяну^ого приходского священника, къ удовольствію при-хожанъу\огласившагось быть двоимъ и доволствоватся доходами, за- рлужбы получаемыми, который однакъ священникъ, равно какъ и Тарасій, никакого отъ мене къ вышшеизобра-женнымъ церквамъ утвержденія не имѣютъ.
Домамирицкая церковъ, гдѣ Василевского отецъ, имѣетъ дворового числа 187-мъ, а въ городѣ Копыси Преображенская 190, и при обѣихъ издревле по два были священники; и когда одинъ измираетѣ, остающыйся никогда не претендовалъ одному быть. Однакъ, во время бывшого, о священно-ицерковнослужителяхъ разбора 3), съ Домамиричъ товарищъ отца Василевского, онъ-же и братъ его двоюродный, назначенъ былъ къ переведенію въ мѣстечко Кричевъ, но, по прошенію тамошнихъ прихожанъ и но согласію отца Василевского, оставленъ тамо до далшого времени. А только недавно приѣздилъ отецъ Василевского съ прошеніемъ, что помянутый товарищъ его былъ выведенъ, куда ни есть, не по причинѣ скудости доходовъ, но чтобъ на мѣсто то-
*) Синодскимъ указомъ 8 октября 1778 года дозволялось назначать двухъ священниковъ только въ тѣ приходы, въ которыхъ было ве менѣе 250—300 дворовъ.
2) Г. А, Потемкинымъ,
3) Четвертая .ревизія была въ 1782 году. Архивъ Св. Синода, 1795 г. 21 февр., Д. .Ns 414.
варища зять его Василевского ^ылъ рукоположенъ, въ какомъ его прошеніи и отказано ему.
Тожъ и при означенной копыской церквѣ одинъ то.чко есть дѣйствительный священникъ, а другій, по усилному прихожанъ прошенію и по согласію того мѣстного священника, данъ съ монастыря вдовый, на время, для вспомоществованія въ священнослуженіи, котораго тожъ прихожане повседневно требуютъ.
При грезивицкой церквѣ одинъ священникъ, а не два, ибо старый священникъ, уступивъ сыну приходъ доброволно самъ на содержаніи сыновнемъ осталъся. Къ дубровинской заднѣпрской церквѣ, что досель не опредѣлена указная земля, то послѣдовало за продажею Дубровны отъ князя Потемкина князю «ГІюбомирскому. Однакъ и нынѣ, по сообщенію о томъ отъ консисторіи въ намѣстническое здѣшное правленіе, посланъ указъ въ оршанскій нижній земскій судъ объ опредѣленіи къ помянутой церквѣ указной земли. Да хотябъ зачемъ и не опредѣлено было, то отъ двухъ мѣскихъ церквей, при коихъ старой надачи по шести уволокъ, да нновъ отъ князя Потемкина придоны двѣ уволоки, соста-вляющые не менше указного числа земли, можно не толко двѣ, но и четыре уволоки отдѣливъ, опредѣлить къ новой церквѣ: до коей и другого ‘священника, естлибъ было требованіе отъ прихожанъ, можно опредѣлить, поелику при оной церквѣ дворовъ имѣетъся 320-ть. И сіе попеченіе о церквѣ дубровинской не Василевского есть, но согласника его священника Тарасія, кой старалъся въ Дубровкѣ быть протопопомъ.
Учители семинарскій отъ консисторіи не далѣе живутъ, какъ въ двадцать или тридцать саженей, а потому увѣдомляться имъ о мѣстахъ священническихъ, откривающыхъся, никакого не стоитъ труда. Но чтобъ учитель какій о открив-шемъся мѣстѣ просилъ мене и отказъ получилъ, такого учителя требую хотя одного по имени. Ставленники, присылаемый отъ владѣлцовъ и прихожанъ съ одобреніями и свидѣтельствомъ духовныхъ правленій, какъ избираются ласкательствомъ-ли, по сродству-ли съ прихожанами и знакомству, того мнѣ слѣдовать никакъ не можно, когда и доносу о томъ ни отъ кого не было, кромѣ нынѣшняго отъ Василевского. И я вышніе упомянулъ, что смѣлѣе я моего служителя рукополагаю во священство, зная самъ о правахъ его и способности во священство, чѣмъ присылаемаго дячка и пономаря, полагаясь толко на одобренія владѣлца, прихожанъ и правленій духовныхъ.
При вакаціи прошедшаго года, чтобъ Василевскій представлялъ мнѣ объ ученикахъ, выслушавшыхъ богословіи ученіе и будто такую негодную отъ мене, какъ пишетъ, получилъ резолюцію, совсѣмъ солгалъ на душу свою. Я самъ учениковъ его призывалъ къ себѣ и видя съ показанія
вхъ-же самихъ, что пмъ лѣта были нѳдопущающіе къ рукоположенію, а именно отъ 17 до 23 лѣтъ, совѣтовалъ имъ до совершенія 25 лѣтъ занятся другимъ какимъ у'ченіемъ или званіемъ, а между тѣмъ справлятся въ консдсторіи объ откривающихся мѣстахъ. Почему два съ тѣхъ посланы въ невскую семинарію для образованія, одинъ въ семинарій учителемъ, одинъ въ бурсѣ директоромъ, одинъ по охотѣ его въ народные училища, два за билетами могилевскихъ господъ къ дѣтямъ во учители, три при отцахъ въ должности церковниковъ, два при консисторскихъ дѣлахъ, а одинъ выбылъ но усилному его нежеланію быть въ священствѣ и по требованію гражданской власти въ службу гражданскую.
Поэзіи учитель Петръ Околовичъ ни писменно ни сло-' весно не просилъ мене объ опредѣленіи его къ церквѣ николаевской могилевской, по преставленіи тамошняго священника, а я здѣлать по прошенію никакъ не могъ, понеже осталъся по ономъ умершемъ священникѣ сынъ въ семинаріи поэзіи обучающійся, для котораго надобно было оставить мѣсто отеческое, по силѣ указа 768-го года февраля 3-го дня. Ктомужъ тотъ умершій священникъ былъ примѣрный для всѣхъ, любимый и почитаемый отъ всѣхъ и въ консисторіи по смерть свою засѣданіе имѣлъ. Почему и рукоположить долженъ я былъ викарного, охраняя по указу мѣсто ото еское сыну обучающемуся ‘).
Учите.ч бывшыи философіи Іванъ Захаржевскій и поэзіи Василь Вяжекъ, по ихъ желанію, а моему прошенію къ его высокопревосходительству господину Петру Василіевичу Завадовскому, приняты были въ учителскую гимназію санктъпетербургскую, съ тѣмъ точно обовязателствомъ, дабы они въ семинаріи моей послужили. И они въ томъ писмами ко мнѣ (которые имѣются) точно обовязались, но возвратясь съ Санктпетербурга, какъ первый (который и успѣлъ хорошо) закроилъ, чтобъ я ему опредѣлилъ въ годъ 400, а не меншѳ 300 рублей, и я ему въ томъ отказалъ, то поучивъ чрезъ годъ, за жалованьемъ 200 рублей, философіи, болше никакъ не пожелалъ и въ воинскую службу просилъ отпуску. Коего я вѣдая, что принужденный учитель немного ползы принесетъ ученикамъ, отпустилъ, по желанію его,
0 Священникомъ при могилевоградской, николаевской церкви былъ о. Вонсевичъ. Сынъ его Іоаннъ родился въ 1777 году, обучался въ могилевской семинаріи, въ 1800 г. рукоположенъ во священники къ николаевской церкви; былъ увѣщателемъ колодниковъ и по важнѣйшимъ дѣламъ депутатомъ; въ 1806 г. назначенъ присутствующимъ въ консисторіи, въ 1807—могилевскимъ благочиннымъ, въ 1809 г. возведенъ въ протоіереи и опредѣленъ смотрителемъ вновь открытаго Николаевскаго приходскаго училища. Архивъ Комиссіи Духовп. Училищъ, 1809 г., д. № 47—18.
съ хорошимъ объ ученіи его аттестатомъ. Товарища-же его Вяжека, какъ мало успѣвшаго, особливо въ учитѳлство латинскаго языка совсѣмъ негодящагося, такожъ удерживать не имѣя нужды, отпустилъ въ службу гражданскую. Итакъ оба они за благодѣянія мои наградили противъ обовязателствъ своихъ ничемъ.
Греческого класса учитель Іванъ Ставровскій три года обучалъ въ семинаріи оному языку. По мнѣнію самого преосвященнѣйшаго митрополита московскаго (который по милости своей прислалъ его Ставровскаго ко мнѣ) содержанъ былъ въ годъ по 170 рублей и посля прибавлено ему до 180-ти рублей. Предъ начинаніемъ его класса объявленъ былъ ему указъ сентября 5-го дня 1784-го года, коимъ велено обучать учениковъ не толко читать и писать, но переводы дѣлать и разговаривать по греческу совершенно. Но, по окончаніи трехъ лѣтъ, какъ того во ученикахъ не явилось, онъ сказалъ, что и въ десять лѣтъ того доказать нелзя. Однакъ онъ отпущенъ отъ мене съ хорошимъ о состояніи его и прилѣжаніи въ должности его аттестатомъ.
Сампсонъ Цвѣтковскій, на племянницѣ моей женившійся, въ семинаріи бывшій учителемъ поэзіи, риторики, философіи и богословіи, чрезъ осмъ лѣтъ, и префектомъ, и самого его Василевского въ классахъ имѣвшій ученикомъ, такъ превосходнаго ученія есть, что ему Василевскій и въ глаза посмотрѣть безъ стыда не можетъ, чему доводомъ суть онаго Цвѣтковскаго проповѣди достойныя печати. Я его хотябъ желалъ навсегда при семинаріи содержать, но поелику малое для умножившейся его фамиліи семинарское жалованье, просилъ генералъ-губернатора здѣшняго о принятіи его въ директора народныхъ училищъ, который, принявъ его охотно не менше благодаритъ мнѣ за рекомендацію, видя его Цвѣт-ковского искуство и поведеніе, рекомендаціи по всему соотвѣтствующіе.
Емужъ Цвѣтковскому съ дѣтми его подаривъ я домъ, моими денгами состроенный. За землюжъ, до катедры принадлежавшую, состоящую въ концѣ города, велѣлъ въ кате-дру уплатить двѣстѣ осмдесятъ рублей, кромѣ пошлинъ отъ него Цвѣтковского въ казну уплаченныхъ цѣною равною, какъ и стороннымъ людямъ земля такой-же мѣры обыкновенно продаетъся или въ аренду уступаетъся.
Василевскій въ вышшыхъ пунктахъ показалъ, что я его и учителей не пущаю къ себѣ, почемужъ онъ знаетъ и доноситъ, что я имѣю привычку бранить учителей при лакеяхъ? На Мартина Будкевича лакея жалуетъся о презираніи его Василевского, но онъ долженъ былъ жаловаться мнѣ. И могло быть, что тотъ Будкевичъ и презиралъ его, поелику и тотъ чванилъся дворянствомъ, какъ и Василевскій, но я оного Будкевича за мотовство его выгналъ изъ дому моего
и не тонко отъ священства, но и отъ причетничества въ прошеніи его отказалъ. Съ чего и видно, норовлюль я вообще служителямъ моимъ? Какъ благонравнымъ помоществую, сколко могу, такъ безъдѣлниковъ отгоню прочъ.
Архіепископъ Могилевскій Георгій. „Получено апрѣля 30, слушано іюня 7 дня 1792 года.
Св. Синодъ 21 іюня 1792 года приказали: „преосвященному могилевскому дать знать указомъ, что поелику учителя Василевскаго доношеніи, по прописаннымъ въ прѳжде-посланномъ о семъ изъ Святѣйшаго Синода къ нему преосвященному указѣ обстоятельствамъ, въ дѣйствіе не поступили, то оныя какъ тогда, такъ наипаче по нынѣшнимъ его преосвященнаго объясненіямъ, признаны неосновательными“.
Указъ Георгію отъ 23 іюня 1792 года полученъ имъ 5 іюля того же года.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки