Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Н.Н. Глубоковский
Письма архиепископа (Рязанского, + 11 ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановского) к архимандриту Иерофею (Добрицкому, +30 ноября 1882 г.) из Орла, Рязани и С.-Петербурга (1847-1863)
Опубликовано:
Христианское чтение. 1911. № 9. С. 1130-1151.
© Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Письма архіепископа (Рязанскаго, t И ноября 1863 г.) Смарагда (Крыжановскаго) къ архимандриту Іероѳею (Добрицкому, + 30 ноября 1882 г.) изъ Орла, С.-Петербурга и Рязани (1847 —1863 г.г.) *).
35 (18) *).
+
Слава Богу! теченіе прошедшаго года совершили, и новый начали мы благополучно. Подъ 1-е Генваря прибылъ на подворье и Мцѳнскій прошакъ Авксентій, но его отправилъ я къ здѣшнему Епархіальному Начальству, для испрошенія дозволенія ходить съ книгой по столицѣ. Рукоположеніе въ Іеромонаха отложилъ я до того времени, когда усмотрится дѣйствительное усердіе къ порученному ему, Авксентію, дѣлу. Спѣшить съ возложеніемъ рукъ Апостолъ возбраняетъ * 2).
Писалъ я и къ Губернатору, прося его оказать усердное споспѣшествованіе къ предлежащему Дворянствомъ благоустройству несчастнаго (: по истинѣ) Каѳедральнаго Собора. Вы же лѣнтяя Бутягиня въ семъ случаѣ къ должной дѣятельности побуждайте 3). Вотъ скоро (: но не ранѣе 20 Ген-
*) Продолженіе. См. іюль—августъ.
0 Выдержка изъ этого письма приводится въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іерѳея (л. 64 об. Кіев. ред. и л. 64 об.—65 Ряз. ред.), который поясняетъ, что Смарагдъ тутъ „извѣщаетъ о прибытіи (въ Спб.) изъ бывшей тогда въ его (Іероѳея) вѣдѣніи Мценской Обители за милостынею и для рукоположенія Іеродіакона Авксентія въ Іеромонаха“.—См. о немъ.и письмо 42.
2j См. 1. Тим. V, 22.
О Бутягинъ — каѳедральный протоіерей и первенствующій членъ Орловской Дух. Консисторіи. См. письма 33, 36, 38 и 40.
варя) прибудетъ въ Орелъ и Благочинный Каѳедральнаго Собора, О. Митрофанъ 1). Я надѣюсь, что онъ станетъ дѣлать настоятельное побужденіе кому и въ чемъ слѣдуетъ изъ Соборянъ, совершенно распущенныхъ нерадивымъ Протоіереемъ, который даже не смотритъ за правильнымъ веденіемъ приходо-расходныхъ книгъ по Собору пресловутымъ Григоріемъ Ивановичемъ» 2). Каковый безпорядокъ не терпимъ даже въ послѣдней приходской Церкви, а по Собору необходимо долженъ быть наказанъ отрѣшеніемъ отъ мѣстъ виновныхъ злоупотребителѳй.
Что каеается до нашего подворья, то въ немъ все пока благополучно. Небольшія хворости живущихъ въ немъ проходятъ отъ предпріемлемыхъ врачебныхъ пособій. Дай Богъ Крещеніе проводить и на Іордань безпростудно сходить! Здѣсь поговариваютъ о войнѣ съ Англичанами и о наборѣ. Но Господь да вознаградитъ насъ всеобщимъ миромъ и благоденствіемъ!
ІІреосвящ. Григорій 3) чрезъ весь праздникъ боленъ. Доктора запретили ему не только чемъ-либо заниматься, но даже и посѣтителей принимать не велятъ. Ему уже 70-й годъ, и онъ сдѣлался довольно дряхлъ, но еще хочетъ быть дѣятельнымъ.
Посылаю Вамъ брошюру о стологаданіи. Это выписка изъ письма Московскаго Преосв. Филарета, у коего изволила спрашивать по сему предмету мнѣнія Государыня Императрица чрезъ Обѳръ-Гофмейстера 4).
Секретарю скажите благодарность за поздравленіе. Желаю ему быть дѣятельнымъ, безпристрастнымъ и болѣе привыкать къ Секретарской должности, для изученія коей и человѣческая жизнь не совсѣмъ достаточна.
Смир. Смарагдъ Архіеп. О. и С.
Генваря 2, по утру.
1854.—С.-Петербургъ.
*) См. письмо 21. Каѳедральный соборъ былъ выдѣленъ изъ градскаго благочинія, и къ нему назначенъ благочиннымъ ректоръ Семинаріи о. Митрофанъ.
2) См. письма 34 и 35.
*') Постниковъ, архіепископъ Казанскій, род. въ 1784 г.; см. письмо 33.
4) Разумѣется выписка изъ письма м. Филарета въ С.-Петербургъ отъ -9 октября 1853 г. (см. Письма м. Филарета къ Намѣстнику Антонію III, Москва 1883, стр. 230), которое съ удовольствіемъ слушала Цесаревна Марія Александровна (ibid. Ill, стр. 232), а самая выписка „О стологада-н*а напечатана отдѣльно въ количествѣ 1.200 экземпляровъ (ibid. Ill, Crp. 240) и въ „Прибавленіяхъ къ Твореніямъ св. отцевъ“ ч. XII (1853 г.) стр. 641—646.
36 (19) *).
+
1854. Генв. 4.—по утру, въ С.П.Б.
Теперь только молитесь о упокоеніи души представль-шагося въ вѣчныя селенія Преосвященнаго Агапита, который оставилъ настоящее суетное житіе подъ 1-е число Генваря, въ часъ ночи, на 58 году отъ рожденія. Онъ былъ вѣрнѣйшимъ товарищемъ по Академіи! * 2)
Протоіерею Бутягину 3) и Секретарю моимъ именемъ прикажите, чтобъ прислали ко мнѣ немедленно черновый репортъ о состояній Орловской Епархіи за 1853-й годъ, да поподробнѣе обо всемъ.
Вамъ предлагаю, чтобъ въ ледники навожено было въ Генварѣ полное количество льду, по прежнимъ примѣрамъ, и при томъ лучшаго качества. Живой живое думаетъ,—авось воротимся въ Орелъ!
Никакого не вижу отъ Васъ и отъ Секретаря движенія по дѣламъ о постройкахъ Домовыхъ и Консисторскихъ. Да и о прочихъ дѣлахъ интересныхъ по Дому не слышу, въ какомъ положеніи находятся.
Сейчасъ (въ 10-ть часовъ) ѣду въ Синодъ свидѣтельствовать Синодскія и Духовно-учебныя суммы за прошедшій годъ, совокупно съ Астраханскимъ 4).
Помѣта: „Получ. 11 Генв. 1854 г.
37 (XVIII) 5).
Никогда и ни въ какихъ случаяхъ не ускользала изъ ума и сердца Архипастыря [Смарагда] слава и благодареніе Богу и преданность его святой души волѣ Божіей, сколько уже и мы могли замѣтить. Такъ и нынѣ. 14 числа того же Генваря 1854 г. въ письмѣ Преосвященный [Смарагдъ] говоритъ:
„Послѣ Іордани, на коей было 18 градусовъ съ вѣтромъ, я, слава Богу, чувствую себя не худоа.
х) Краткая выдержка изъ сего письма о преосвящ. Агапитѣ приводится въ „Воспоминаніяхъ“ о. Іероѳея (л. 54 об. Кіев. ред. и л. 53 об. Ряз. ред.).
-) См. письмо 9.
3) См. письма 33, 35, 38, 40 и 52.
4) Евгеніемъ Баженовымъ. См. письмо 22.
5) Выдержки сего письма взяты изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея (л. 66 об.—67 Кіев. ред. и л. 67 Ряз. ред.).
А извѣщая о кандидатахъ, на Томскую Епархію *) представленныхъ, говоритъ:
„Вѣроятно, жребій падетъ на перваго * 1 2). Впрочемъ, какъ Господу будетъ угодно“.
ІІри этомъ Архипастырь въ письмѣ своемъ побуждаетъ Инспектора Семинаріи О. И. 3) къ дѣятельности, кротости, миролюбію и терпѣнію, и говоритъ:
„Я хочу вскорѣ рекомендовать его Святѣйшему Синоду на Ректорскую вакансію въ Семинарію, какую Господь укажетъ“.
38 (20).
1*
С.П.Б. 1854. фѳвр. 6.
Сейчасъ пріѣхалъ я изъ Казанскаго Собора, въ коемъ было общее молебствіе, по случаю рожденія Великой Княжны Вѣры Константиновны 4).
Обращаясь къ полученному мною письму Вашему, отъ ‘29-го Генваря, не нахожу словъ благодарить О. Ректора за побужденія по Консисторіи лѣнтяевъ: Бутягина 5) и Демидова; а васъ не могу похвалить за то, что отказались принять на себя назначеніе помогать въ скорѣйшемъ дѣлопроизводствѣ по 1-му столу. А если всѣ такъ станемъ разсуждать, какъ вы, что мы-де временные: то и я долженъ бы былъ по Синоду отрекаться отъ всякихъ порученій, между тѣмъ какъ я все исполняю съ полнымъ усердіемъ. Да что тебѣ хочется? Быть постояннымъ членомъ? Если это совмѣстимо: то и будетъ 6). Мнѣ ничего не стоитъ это сдѣлать. Прочіе же резоны вашей лѣности и.... ти (ваши выраженія) никуда не годятся, развѣ въ потачку безпечному Бутягину. Что въ немъ, что онъ высокопочтенный и заслуженнный старецъ?
9 Она освободилась послѣ преосвящ. Аѳанасія (Соколова), который 24 декабря 1853 г. былъ назначенъ архіепископомъ Иркутскимъ, потомъ былъ Казанскимъ (3 ноября 1856 г.—9 ноября 1866 г.) и скончался
1 января 1868 г.
9 Казанской Духовной Академіи Ректора [1852—1854 гг.] Архимандрита Парѳенія [Попова], который и возведенъ въ санъ епископа Томскаго [о. Іероѳей] — 14 марта 1854 г., а скончался архіеп. Иркутскимъ 61 марта 1863 года [Н. Г]. См. и письмо 49.
3) Иринарха; см. письма 12 и 39.
9 Нынѣ вдовствующей Герцогини Виртембергской, род. 4 февраля 1854 г.
9 См. письма 8, 36, 37, 40.
9 О- Іероѳей назначенъ былъ 18 октября 1853 г. членомъ Орловской Духовной Консисторіи, по—очевидно—временнымъ.
Онъ доказанный нерадивецъ и негоднѣйшій начальникъ, й ваши разсужденія дѣйствительно унижаютъ васъ, а не то, что вы пишете, что ваша помощь по 1-му столу могла бы служить униженіемъ Бутягину, пустѣйшему клеврету Григорія Ивановича.
Пишете, что Григорій Ивановичъ опять вторгся въ Соборъ, по милости вышеозначеннаго дурака, и Крузенштерна. Но первый — дуракъ безсильный, а Крузенштернъ пусть распоряжается по Одесской Киркѣ!..1) Мѣщанину жъ кулаку безсостоятельному нельзя быть церковнымъ старостой, безъ воли Архіерея. По всему слѣдуетъ Рушенкова2 3) оставить при Срѣтенской Церкви, а Толстопятову *) быть Ктиторомъ при Соборѣ.
Новаго Губернатора Софоновича хвалятъ. Онъ доселѣ былъ здѣсь Вице-Директоромъ Министерства Внутреннихъ дѣлъ; и я имѣю уже извѣстіе, что онъ скоро будетъ у меня, чтобъ познакомиться и получить нѣкія объ Орлѣ свѣдѣнія 4).
Каковы у васъ приходы? У насъ—за Генварь—церковн.
х) Крузенштернъ Николай Ивановичъ, генѳралъ-маіоръ, былъ (послѣ С. Н. Муханова) Орловскимъ губернаторомъ въ 1852—1854 г.г. Объ немъ митр. Филаретъ писалъ 8 апрѣля 1852 г. Смарагду такъ (въ „Чтеніяхъ въ Обществѣ любителей духовнаго просвѣщенія“ 1871 г., XIII, стр. 43): „Не смущайтесь симъ страннымъ звукомъ фамиліи Вашего новаго губернатора. Не всегда русское имя звучптъ лучше въ дѣлѣ. Помню случай, что по дѣлу Саровскаго монастыря въ сенатѣ, сенаторы лютеране подали голоса въ пользу монастыря, а православные противъ него“. Надежды митр. Филарета относительно Крузенштерна, видимо, не оправдались въ Орлѣ, откуда онъ былъ переведенъ Одесскимъ военнымъ губернаторомъ, потомъ съ чиномъ генералъ-лейтенанта состоялъ сенаторомъ въ 1857—1860 г.г. (см. Сборникъ Императорскаго Русскаго Историческаго Общества, т. LX, Спб. 1887, стр. 4516).
2) Вотъ этотъ-то Рушенковъ и есть, по всей вѣроятности, готъ пресловутый Григорій Ивановичъ, о которомъ упоминается въ письмахъ 33 и 35.
3) Толстопятовъ былъ церковнымъ старостою при Богоявленской церкви г. Орла.
*) Объ этомъ губернаторѣ д. ст. с. (см. письмо 40 на стр. ), преемникѣ Н. И. Крузенштерна, бывшемъ въ Орлѣ въ 1854—1861 г.г., П. А; Россіевъ пишетъ въ „Историческомъ Вѣстникѣ“ 1909 г., № 8, стр. 416— 417: „Въ концѣ вѣка о Сафоновичѣ вспоминали, когда хотѣли сравнить, начальника губерніи съ. песочными часами. Впрочемъ, по преданію, онъ былъ кротокъ и добродушенъ сообразно своимъ годамъ, число которыхъ, будто бы, равнялось лѣтамъ Нестора, когда этотъ послѣдній снаряжалъ 90 кораблей, въ походъ на Трою! Изъ всѣхъ дѣлъ, запечатлѣнію въ потомствѣ подлежавшихъ, только одно переступило черезъ рядъ земскихъ; давностей: черезчуръ поздняя женитьба его превосходительства“. Валеріанъ Ивановичъ Сафоновичъ благопріятствовалъ Смарагду и былъ на его сторонѣ въ дѣлѣ Сомова (см. къ письму 47 ).
обращ. въ экономич. 208 р., 69 коп.5 пѣвческой 12о р., Братской 189 р. 29 коп-—всего 499 р. 88 коп.—. Слышно, что бывшій старецъ Ярославскій Евгеній *) оставилъ Нилу * 2) 70 тысячъ рублей серебромъ суммы экономической и церковной по Ярославскому Архіерейскому Дому! При семъ случаѣ воспоминая обстоятельства рожденій Нила Исаковича, родившагося отъ бывой попадьи, чрезъ два года послѣ смерти мнимаго отца его, при Николаевской Могилевской церкви, при коей былъ Вонсевичъ, показывавшій мнѣ п нещастную метрику сію,—нельзя не согласиться съ утверждающими, что незаконнорожденные всегда бываютъ счастливѣе законныхъ дѣтей!!! 3) Послушаютъ ли таковаго Нила Ярославскіе раскольники, узнавъ о бѣло-русничѳствѣ и рожденіи его???! А они любопытны!!
французскій и Аглицкій посланники уже выѣхали изъ С.-Петербурга—первый съ орденомъ Александра Невскаго брилліантовымъ, а послѣдній съ пашепортомъ. Начался совершенный разрывъ съ націями, коихъ они были представителями. И нашп послы выѣзжаютъ изъ Парижа и Лондона. Никто не знаетъ, что Провидѣніе готовитъ въ будущемъ?..
Нареченіе Никодима 4) во Епископа—10-го, а хиротонія—14-го чиселъ.—Смарагдъ Свѣнскій 5)8-го числа уѣзжаетъ въ Москву, гдѣ хочетъ быть около мѣсяца. Въ Питерѣ досталъ немного.
Вашъ благожелатель См., Архіѳп. О. и С.
Бумагу прилагаемую отослать въ Консисторію.
9 Евгеній Казанцевъ, 24 декабря 1853 г. вышедшій на покой и жившій въ Москвѣ, въ управляемомъ имъ Донскомъ монастырѣ, f 27 іюля 1871 г. См. письмо 31.
*) ІІреосв. Нилъ былъ преемникомъ Евгенія по Ярославской каѳедрѣ, на которой и скончался 21 іюня 1874 г.
3) Ср. и у f архіеп. Саввы, Хроника моей жизни, т. IV (Св.-Тр. Сергіева Лавра 1902), стр. 824, гдѣ сообщается, что —по словамъ преосвящ. Леонида (Краснопѣвкова, f 15 декабря 1876 г. архіеп. Ярославскимъ)— митр. „Филаретъ не жаловалъ Нила за его слишкомъ свободныя сужденія и дѣйствія и за его роскошную жизнь“, а—„сверхъ сего,—не разъ говорилъ, что Нилъ—епископъ антиканоническій, такъ какъ онъ незаконнорожденный“. Ср. т. Ill (ibid. 1901), стр. 744—745, что Филофей (Успенскій), тогда архіеп. Тверской, былъ въ 1867 г. невысокаго мнѣнія о Нилѣ въ религіозно-нравственномъ отношеніи, а другіе думали (ibid. Ill, стр. 808), что у Нила были „золотые пріиски“.
9 Никодима (Казанцева)—во епископа Чебоксарскаго, Викарія Казанской Епархіи, какимъ онъ назначенъ 30 января 1854 г., потомъ былъ епископомъ Енисейскимъ (съ 18 сентября 1861 г.), а 6 апрѣля 1870 г. Уволился на покой и умеръ 11 іюня 1874 г.
5) См. письмо 19.
39 (21).
13 Фѳвр. 1854 г. С.П.Б.
+
Возлюбленне!
Манифестъ о прекращеніи сношеній съ Англіею и Фран- • ціей прочитать по окончаніи Литургіи, безъ молебна; ибо это не есть еще объявленіе симъ державамъ войны. Даже, кажется, служить Вамъ въ Соборѣ, по этому случаю, ненужно.
А читать Манифестъ должны всѣ принты, каждый въ своей церкви. Впрочемъ, снеситесь съ исправляющимъ должность Начальника Губерніи. .
Кажется, вскорѣ О. Митрофанъ растанется съ Иринархомъ. Сему послѣднему предполагается поѣздка къ Прео-свящ. Евлампію*), гдѣ можетъ онъ быть и настоятелемъ второкласнаго монастыря Знаменскаго. Впрочемъ, поберегите это въ секретѣ, ибо протокола еще не было, а по словесномъ разсужденіи часто бываютъ пѳредоклады и перемѣны * 2). Я не знаю, чего еще лучше желать ему? Господня земля и исполненіе ѳя 3).
Астраханскій Вассіанъ4) предполагается къ переводу въ Черниговскую Семинарію (конечно не для поправленія ея) и въ Елецкій І-о классный монастырь!!. Правда, что служба
его не мала, но его простота хуще воровства..... Еще кое-что
писано и О. Митрофану, съ коимъ снеситесь, если желаете. Заутра — хиротонисанія и большой праздникъ у Митрополита 5 6). Астраханскій сильно нападаетъ на Преосв. Аполлинарія, и препятствуетъ его ходу е). Бѣда нажить подобнаго недоброжелателя! Yale!
См., А. О. и С.
Помѣта’. „Получ. 18 фѳвр. 1854 г.
Д Такъ это и случилось: см. письмо 12.
*) Архіепископу Тобольскому (съ 13 іюня 1852 г.) Евлампію Пятницкому (f 12 марта 1862 г.).
3) ІІсал. XXIII, 1.
4) Архим. Вассіанъ (Чудновскій), съ 1 сентября 1842 г. инспекторъ Астраханской Дух. Семинаріи, 28 февраля 1846 г.—21 февраля 1854 г. ректоръ, f 3 января 1881 г. епископомъ Пермскимъ (см. о немъ у Н. Ф. Леонтьева, Краткій очеркъ исторіи Астраханской Духовной Семинаріи, Астрахань 1892; въ „Астраханскихъ Епарх. Вѣдомостяхъ“ 1893 г., № 14—15, стр. 401—409 и въ предвареніи книги: Описаніе Астраханскаго второкласснаго Спасо-ІІреображенскаго мужскаго монастыря, составленное въ 1851 году настоятелемъ сего монастыря Архимадритомъ Вассіа-номъ, Астрахань 1893, стр. I—IX).
5) Ср. письмо 40 на стр.
6) Аполлинарій Бигилянскій, епископъ Чигиринскій, викарій Кіевской митрополіи (f 10 января 1858 г.), былъ въ 1834—1845 г. ректоромъ Астра-
40 (22).
Февраля 20. 1854. С.-Петербургъ.
Господину Архимандриту Іероѳею препосылаемъ привѣтствіе съ наступленіемъ Четыредесятницы, и желаемъ душевнаго спасенія!
18-го числа сего Февраля былъ у меня съ визитомъ новый Орловскій губернаторъ Валеріанъ Ивановичъ Сафоно-вичъ, а вчера 19 числа и я былъ у него *). Онъ уѣзжаетъ изъ С.-Петербурга на второй недѣлѣ великаго поста. Хотѣлъ ѣхать на третьей; но Министръ побуждаетъ къ скорѣйшему отъѣзду. Человѣкъ, повидимому, смирный и по всему добропорядочный! Нечего наставлять Васъ, чтобъ вы, Конси-стористы съ Секретаремъ, на другой или на третій день по пріѣздѣ въ Орелъ поздравили его со вступленіемъ въ управленіе губерніей. Такъ водится! Онъ мнѣ сказывалъ, что проѣздомъ нѣсколько дней въ Москвѣ пробудетъ.
Не удивляетъ меня окаянство дворянъ, вами описываемое. Зная ихъ духъ (: а они всѣ похожи на вашего, безсмѣннаго Мценскаго Предводителя:), я не сомнѣвался, что они и теперь такъ же поступятъ съ Павловскимъ Соборомъ, какъ поступили прежде * 2). По крайней мѣрѣ я теперь спокоенъ... Колокола необходимо снять съ новой колокольни, и повѣсить на столбахъ при Ворисо-Глѣбскомъ Соборѣ, коему принадлежатъ онѣ. Скажите Протопопу, чтобъ о семъ прислалъ ко мнѣ отъ Собора представленіе, съ поясненіемъ нужнаго.
Пора уже и Коринскому сломать горделивые рога, и освободить Покровскую Церковь отъ его сатанинской (по истинѣ) злобы и безсильнаго мщенія...3) Однакожъ NB: дѣло
ханской Дух. Семинаріи (см. у Н. Ф. Леонтьева, Краткій очеркъ исторіи Астраханской Духовной Семинаріи, стр. 18)—при Астраханскомъ архіепископѣ Евгеніи Баженовѣ.
9 См. письмо 38.
2) См. письма 26, 30, 31, 34 и 36.
3) Въ вѣдомостяхъ объ Орловской Семинаріи (тогда въ г. Сѣвскѣ) за 1807 г. значится: Классъ риторики—Петръ Коринскій, Орловской округи, села Тачина, умершаго священника Алексѣя сынъ; лѣтъ 16 [значитъ, родился въ 1791 году), въ Семинарію поступилъ въ 1802 г. Нрава добраго, поведенія честнаго. Довольно прилеженъ, успѣховъ похвальныхъ“. Учился онъ при ректорахъ Филаретѣ Амфитеатровѣ (1802— 1804 г.г.) и Діонисіи Цвѣтаевѣ (1805—1811 г.г., послѣ епископомъ Пермскомъ, j 1846 г.), а изъ учителей его особенно извѣстенъ Тимоѳей Семеновичъ Крыловъ переводы котораго надѣлали ему много хлопотъ ^впослѣдствіи былъ учителемъ Спб. Армейской Семинаріи, f 1846 г.). Въ клировской вѣдомости Покровской г. Орла церкви за 1861 г. записано слѣдующее. „Протоіерей Петръ Алексѣевичъ Коринскій—священническій сынъ; обучался въ Орловской Духовной Семинаріи всѣмъ преподавае-
сіе нужно вестъ по Консисторіи со всею основательностію; ибо, по строптивости Коринскаго, оно безъ сомнѣнія не ми-
мымъ въ ней наукамъ. ГІо окончаніи курса Богословскихъ наукъ 1815 г. февраля 14 дня рукоположенъ въ діакона, а 21 дня, того же мѣсяца, во священника къ Орловской Градской Покровской церкви; 1821 года, августа 1-го дня, благословленъ набедренникомъ и за безпорочное поведеніе и за усердное прохожденіе должности священнической того же дня произведенъ въ протоіерея и оставленъ при той же церкви. 1822 года ген-варя 6-го дня по испрашиванію отношеніемъ Харьковскаго Университета учителемъ Закона Божія въ Орловское Гражданское училище, Епархіальнымъ Начальствомъ опредѣленъ въ показанное училище и по соб-ственому желанію и прошенію уволенъ отъ сей должности съ полученіемъ за 25 лѣтнее прохожденіе этой пенсіи. Сверхъ того, ему поручено было Харьковскимъ Университетомъ преподаваніе Закона Божія во вновь открытомъ при уѣздномъ училищѣ элементарномъ классѣ земледѣлія, каковую должность онъ проходилъ до закрытій онаго. 1824 года генваря 23 дня опредѣленъ былъ епархіальнымъ начальствомъ увѣщателемъ подсудимыхъ по всѣмъ высшимъ присутственнымъ мѣстамъ, каковую должность онъ проходитъ и доселѣ. 1825 года мая 3-го дня указомъ Его Императорскаго Величества изъ Орловской Духовной Консисторіи съ резолюціею мѣстнаго Епархіальнаго Начальства командированъ былъ депутатомъ Малоархангельской округи въ село Троицкое, что на Липицѣ, которую должность исправлялъ онъ до окончанія слѣдствія, производимаго чиновникомъ особыхъ порученій Губернскаго Правленія. 1829-го года февраля 29 дпя, но распоряженію Епархіальнаго начальства, былъ ■назначенъ депутатомъ и присутствовалъ въ Орловскомъ Совѣтномъ судѣ, при производимомъ слѣдствіи о покражѣ церковныхъ имуществъ изъ Орловской Градской Крестовоздвиженской церкви, должность сію правилъ до окончанія дѣла. 1832 г. марта 10 дня, по случаю расхищенія во время холеры, свирѣпствовавшей въ г. Орлѣ, попечительной суммы денегъ, ему поручено было, по распоряженію того же начальства, обревизовать сумму онаго и дѣла привести въ порядокъ, что онъ и исполнилъ. По окончаніи сего дѣла онъ опредѣленъ былъ попечителемъ въ показанное попечительство, каковую должность и нынѣ проходитъ. Того же года іюля 22 дня резолюціею мѣстнаго Епархіальнаго Начальства оиредѣлѳнъ былъ членомъ временнаго строительнаго Комитета при поправкѣ вновь купленныхъ зданій для вторыхъ духовныхъ училищъ и правилъ должность казначея до окончанія всѣхъ поиравокъ. 1833 года декабря 8 дня тѣмъ же начальствомъ поручено ему было, по предварительномъ наставленіи въ догматахъ православной вѣры, присоединить по чипоположенію къ Православной Грекороссійской церкви фельдфебельшу Римскокатолическаго исповѣданія, что онъ въ томъ же году съ возможнымъ усердіемъ и выполнилъ. 1834 года Всемилостивѣйше награжденъ бархатною фіолетовою скуфьею. Того же года 11 іюня отъ Попечителя Харьковскаго учебнаго округа при обозрѣніи имъ Орловскаго Гражданскаго Уѣзднаго Училища и по испытаніи учениковъ въ Законѣ Божіемъ получилъ совершенную признательность. Сверхъ того, по распоряженію мѣстнаго Епархіальнаго Начальства многократно въ разные годы и мѣ-
нетъ Синодскаго разсмотрѣнія, чего однакожъ бояться праведному суду не слѣдуетъ. Аѳанасьевъ—глупецъ и бездѣльникъ и заслуживаетъ строгаго осужденія за описываемыя Вами интриги 2).
сяды производилъ разныя обслѣдованія дѣлъ до духовныхъ лицъ касающихся въ г. Орлѣ и уѣздныхъ городахъ и селахъ безъ всякаго возмездія. 1341 года мая 21 дня опять ему было поручено обревизовать сумму Орловскаго Духовнаго Попечительства, что имъ и учинено 1846 года апрѣля 13 дня Всемилостивѣйше награжденъ камилавкою. 1848 года по распоряженію мѣстнаго высшаго Начальства былъ членомъ временнаго Ревизіоннаго Комитета при повѣркѣ экономическихъ отчетовъ Орловской Семинаріи и подъ вѣдомствомъ находящихся ей училищъ. Того же года апрѣля 13 дня награжденъ палицею. 1850 г. марта 13 дня мѣстнымъ Высшимъ Начальствомъ опредѣленъ смотрителемъ Орловскихъ Градскихъ Кладбищенскихъ церквей, Троицкой, Предтече нской и Сергіевской, отъ каковой должности по собственному желанію и прошенію уволенъ. Того же 1850 г. 23 іюня Всемилостивѣйше награжденъ наперснымъ золотымъ крестомъ. 1850 года 16 сентября поручено ему резолюціею Высшаго Начальства слѣдственное дѣло въ г. Орлѣ, которое и было имъ исполнено. 1851 года февраля 22 дня, по распоряженію Епархіальнаго Преосвященнѣйшаго опредѣленъ былъ членомъ Строительнаго—при Орловской Семинаріи—Духовно—учрежденнаго Комитета—1-е по устройству въ семинарскомъ корпусѣ лѣстницъ, 2-е по устройству вновь больничнаго корпуса, въ каковой должности состоялъ до окончанія помянутыхъ построекъ. Того же 1851 г. ноября 9 дня по-лиучилъ отъ Его Высокопреосвященства Смарагда и Ковалера за попѳ-чительность объ устройствѣ Орловской Градской Кладбищенской церкви Архипастырскую признательность. 1858 года апрѣля 22 дня указомъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода назначенъ былъ первымъ членомъ при слѣдственной коммисіи, учрежденной при Св. Синодѣ по дѣламъ раскола Орловской губерніи Кромскаго уѣзда села Ламовца и проч., въ каковой должности состоялъ до окончанія всего слѣдствія. Грамоты: священническую и протоіерейскую имѣетъ. 1858 года мая 3 возложенъ на него наперстный бронзовый крестъ въ память событій 1853—1856 годовъ. Вдовъ.—Поведенія довольно хорошаго. По дѣламъ съ причтомъ и церковнымъ старостою Перемыгиномъ признанъ вздорнымъ. Въ семъ 1861 году но дѣлу залитія антиминса въ своемъ упорствѣ не сознался и клеветалъ на другихъ оставленъ въ сильномъ подозрѣніи“. Въ кли-росной вѣдомости Покровской церкви за 1856 г. отмѣчено, что „отъ оказыванія проповѣдей уволенъ. Поведенія довольно хорошаго. Были напередъ сего дѣла съ причтомъ и нынѣ имѣются жалобы па церковнаго старосту Перемыгина, показывающія немиролюбивый характеръ его— протоіерея“. Скончался онъ въ 1870 году. Въ слѣдствіи по дѣлу Сомова о. ГІ. А. Корипскій обнаружилъ свою враждебность къ Смарагду о чемъ см. къ письму 46.
2) Въ 1854 г. былъ священникомъ въ Троице-Васильевской церкви г. Орла о. Іоаннъ Аѳанасьевъ.
Я выхожу изъ терпѣнія отъ лѣности, небреженія и даже неспособности къ приставленному дѣлу безпечнаго Бутягина 1), коего неминуемо, вскорѣ, метлой намѣренъ» вымѳсть изъ> Собора. Ключаря также необходимо перемѣнить 2). Весь Соборъ распущенъ! Съ удовольствіемъ припомнишь теперь о порядкахъ Астраханскаго Собора...
Кстати объ Астрахани. Бѣдный Мих. Мих. Башкинъ вызванъ Кушелѳвыми-Безбородками 3) въ С. Петербургъ, для новыхъ торговъ на снятіе Куракинскихъ (бывшихъ) водъ 4). Но за два дня до его пріѣзда сюда, Астраханскіе жъ купцы: Макаровъ, Козловъ Михаилъ Ивановичъ, да Копѣйкинъ 5),
х) См. письма 33, 35, 36 и 38.
") Ключаремъ собора былъ тогда иротоерей Павелъ Лаврентіевичъ Покровскій, изъ окончившихъ курсъ Орловской Семинаріи: въ 1854 году ему было 60 лѣтъ (см. и „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1897 г., «N» 36, стр. 1351).
3) Кушелевы- Безбородки владѣли въ Астраханской губерніи такъ называемыми Синеморскими водами, впослѣдствіи купленными у нихъ Базилевскимъ, но, повидимому, располагали тогда и Куракинскими водами.
4) Куракинскими водами называются по Волгѣ и по р. Болтѣ въ предѣлахъ Астраханской губ. и частію противъ г. Астрахани такія рыболовныя воды, которыя прежде были въ содержаніи мѣстнаго купечества, но императоръ Павелъ I особымъ именнымъ указомъ 10 апрѣля 1797 г. пожертвовалъ ихъ сверстнику своего дѣтства князю Александру Борисовичу Куракину (I 24 іюня 1818 г.) вмѣстѣ съ его братомъ Алексѣемъ (-;- 30 декабря 1829 г.), хотя послѣ онѣ были обращены въ общее и для всѣхъ доступное употребленіе, а теперь находятся въ завѣдываніи Астраханскаго Городского Управленія. Съ Куракинскихъ водъ сначала поступало на Астраханскій архіерейскій домъ 3 тыс. руб., потомъ 6 тысячъ, а равно еще и другія суммы на монастыри и церкви епархіи и на Духовную Семинарію. См. Русскій біографическій словарь, изд. А. А. Половцевымъ, томъ „Каппе-Кюхельбекеръ“, Спб. 1903, стр. 564а. 568ѳ. Иванъ Сергѣевичъ Аксаковъ въ его письмахъ, ч. 1, т. 1 (Москва 1888), стр. 188—189. Прот. I. 1. Саѳинскій, Историческая записка объ Астраханской епархіи, Астрахань 1903, стр. 180. 295—296. 303. 308. 309. 11л. С. Горючко, Анастасій Вратановскій, архіепископъ Астраханскій и Кавказскій, Астрахань 1902, стр. 21.4. 0. Іеороѳій писалъ (въ своихъ „Воспоминаніяхъ“ на л. 38 обор. Кіев. ред. и на л. 39 Ряз. ред,), что „въ Астрахани Архіерейскій Домъ, Монастыри и нѣкоторыя приходскія церкви имѣли отъ Казны вознагражденіе за отобранныя воды, то есть, за рыбныя ловли, называемыя Куракинскими“.
5) Все это именитые Астраханскіе купцы, члены Астраханской денежной аристократіи, ведшіе близкое знакомство съ Астраханскими архипастырями, извѣстные въ свое время благотворители и благоукра-сители храмовъ; изъ нихъ М. И. Козловъ долго былъ старостою каѳедральнаго собора: ср. у f преосв. Никанора (Каменскаго), Астраханскій каѳедральный Успенскій соборъ (Казань 1889), стр. 68.
пріѣзжавшіе сюда, успѣли перехватить къ себѣ воды, надбавивъ 3 тыс. серебромъ. Бѣдный Башкинъ1) сейчасъ былъ у меня. Зѣло скорбитъ и ѣдетъ обратно безъ ничего!..
Слышно, что все здѣсь готовится къ предстоящей войнѣ. Но подробностей, кромѣ публично печатаемыхъ, не вѣдаемъ...
На подворьѣ у меня—благополучно. Сейчасъ ѣду къ Митрополиту по обычаю, на прощанье, предъ вступленіемъ въ постъ. Простите!
См., Архіѳп. Орл. и Сѣвскій.
Помѣта: „Получ. 1 Марта 1854 г.“
41 (XIX)2).
Когда учреждалась Волховская женская Община: то начальница съ сестрами безпокоилась, что яко бы община не состоится, при всѣхъ заботахъ Архипастыря [Смарагда], лично въ Святѣйшемъ Правитѳльствз'-юіцемъ Синодѣ объ устроеніи ея подъятыхъ имъ 3). Это невѣріе общницъ оскорбляло Святителя, какъ противное Слову Христа Господа, всю силу дающаго вѣрѣ. И вотъ какъ Владыка отзывается по сему случаю въ письмѣ отъ 27 Февраля 1864 года 4 *):
„Да устыдятся, да усрамятся и возложатъ упованіе свое на Единаго Господа, Коему,—аще дѣло это угодно,— нѣтъ ни въ чемъ препятствія! Слабыя же, колеблющіяся и не твердыя души и овцы заблаговременно да будутъ изгнаны изъ новостроющейся спасительной ограды! Сіи овцы не наши, для насъ не нужны и достойны того, чтобы не медля выслать ихъ вонъ. Другія общины лѣтъ по двадцати ожидаютъ положительныхъ утвержденій: а наша, ничего еще не претерпѣвши, уже ропщетъ, безразсудная. И ничего не имѣя, хочетъ достигнуть желаннаго однимъ воображеніемъ. Да если бы я усматривалъ, что община не состоится: то неужели самъ себя, или ихъ обманывалъ?.. Дѣло идетъ само собою: нужно имѣть терпѣніе съ упованіемъ. Новый монастырь не такъ легко учредить, какъ думаютъ“.
По вѣрѣ Архипастырской Община утверждена б). Но писаніе Святительское какъ ни сильно и грозно, оно однако
*) М. М. Башкинъ—виднѣйшій Астраханскій купецъ и щедрый жертвователь на нужды церкбвнаго храмозданія; скончался въ сентябрѣ 1861 г.: см. у у прѳосв. Никанора 1. cit., стр. 46,і. 68.
2) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея, л. 67—68 Кіев. ред. и л. 67 об.— 68 об. Ряз. ред.
3) См. письмо 20.
41 См. письмо 42.
ь) Теперь эта община,—кажется, въ 1876 году,—обращена въ дѣй-
ствительный женскій общежительный Монастырь; и начальница ея возведена въ санъ Игуменьи. (О. Іероѳей въ Кіев. ред.). См. письма 20 и 50.
же относилось только къ подкрѣпленію малодушныхъ въ вѣрѣ и успокоенію, какъ рѣшительное врачевство противъ отчаянной болѣзни. Письмо это послано было въ первую Субботу свят. Чѳтырѳдѳсятницы; и потому послѣ нѣсколькихъ распоряженій по Епархіи, Консисторіи и Архіерейскому Дому, также извѣщая о предстоящемъ совершеніи въ С. Петербургѣ Православія, Архипастырь заключаетъ письмо такъ:
„Всей Паствѣ душевнаго спасенія и тѣлеснаго здравія молитвенно желаемъ“.
42 (23) *).
2 Марта 1854. С.П.Бургъ.
27-го Февраля по утру писалъ я * 2), что на Православіи въ Казанскомъ Соборѣ будетъ 7 Архіереевъ. Но между тѣмъ случилось не такъ! Ибо по вечеру 27-го Февраля Синодальные Архіереи приглашены во дворецъ—присутствовать на утро (28 Февр. —въ воскресенье) при крещеніи В. Княжны Вѣры Константиновны, при коемъ всѣ мы дѣйствительно и находились, и послѣ Св. Крещенія и обѣдни, совершенной Митрополитомъ, были угощены Царскимъ Завтракомъ, разумѣется, по Благовѣщенской Главѣ 3). А въ Казанскомъ Соборѣ Православіе отправляли 3 Викарные Епископы: Ревельскій, Винницкій и Чебоксарскій 4). Такимъ-то образомъ правду говорятъ, что о случайностяхъ каждаго дня можно говорить только тогда, когда онъ совсѣмъ уже прошелъ.
Испрашиваете дозволенія на пошитье малымъ пѣвчимъ одежды. Я ничего не слышу объ успѣхѣ пѣвческой; а между тѣмъ всю круговую одежду имѣть для нихъ—убыточно. Впрочемъ, можно сшить для нихъ своимъ портнымъ сюртуки, брюки и жилеты нанковые. А платковъ шейныхъ и картузовъ—неужели нѣтъ своихъ? Если покупать и сіе: то покупайте все дешевое.
О. Ректоръ пусть беретъ себѣ Зимній, Зеленый 4-мѣст-вый возокъ. А карета 4-мѣстная, карета, не по силамъ и не
J) Выдержка изъ этого письма приведена въ * Воспоминаніяхъ“ о. Іерооея, л. 68 об. Кіев. ред. и л. 68 об.—69 Ряз. ред.
2) См. Л» 41 на стр—.
:і) Т. е. съ разрѣшеніемъ на вино и рыбу, какъ полагается по соотвѣтствующей Марковой главѣ для Благовѣщенія.
4) Т. е. Христофоръ Эммаусскій (f 11 августа 1872 г. епископомъ Вятскимъ на покоѣ), Макарій Булгаковъ (ректоръ С.-Петербургской Дух. Академіи, f 9 іюня 1882 г. митрополитомъ Московскимъ) и Никодимъ Ка-зайцевъ (см. письмо 33).
по стати Волховскаго о. Іереміи *). Впрочемъ, пусть всѣ экипажи разбираютъ себѣ—желающіе.—За симъ наше всѣмъ вамъ благословеніе.—
См. А. Орл.
Помѣта: „Получ. 2 Марта 1854 г.“
43 (XX) 2).
Въ письмѣ отъ 6 Марта того же [1854] года такъ [Смарагдъ] подкрѣпляетъ и утѣшаетъ насъ:
„Дѣйствительно Мценскіе доходы ваши весьма скудны и для удовлетворенія нуждъ недостаточны. Однакожъ и богатыхъ и бѣдныхъ Господь пропитываетъ; и никто не лишается щедротъ Его. По малымъ приходамъ нужно учреждать и малые расходы; и все будетъ хорошо! Между тѣмъ Авксентій 3) здѣсь успѣваетъ, и вскорѣ, слышно, обвеселитъ нищету вашу, однакожъ не духовную, о коей вы сами обязаны заботиться и заботитесь“.
44 (XXI) 4).
Въ письмѣ 12 того же Марта [1854 года], жалуясь на простуду и нездоровье, [Смарагдъ) говоритъ:
„Впрочемъ, благодареніе Господу, посидѣвъ сегодя дома, при употребленіи гомеопатическаго средства, надѣюсь заутра считаться универсально здоровымъ“.
Потомъ, извѣщая о разныхъ новостяхъ и предстоящихъ наградахъ земныхъ, къ утѣшенію Духовенства, спѣшитъ ободрить и Секретаря Консисторіи, которому очень часто дѣлалъ замѣчанія (по дѣлопроизводитѳльству) за медленность и неисправное веденіе дѣлъ 5).
„Руководствуйте также по возможности и неопытнаго Секретаря, увѣривъ его, что для меня онъ пріятенъ, лишь бы былъ всегда исправенъ, благонамѣренъ и болѣе углублялся въ приказньгѳ порядки.... Замѣчаніями моими, всегда отеческими и снисходительными,
*) Конечно, это строитель Оптина Троицкаго монастыря, подъ Волховомъ, о. Іеремія (1849—1867 г.г.).
2) Взято изъ Воспоминаній о. Іероѳея, л. 69 Кіев. рѳд. и л. 69 и об. Ряз. ред.
3) См. письмо 35.
4) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея, л. 69 об.—70 Кіев. ред, и л. 70 и об. Ряз. ред.
5) Онъ оставилъ эту свою должность по выбытіи Преосвященнаго
ІСмарагда] въ Рязань.-—О. Іероѳей. „
я желаю только усовершенствованія его, для его же существенной пользы на всю его будущую жизнь“ *).
45 (XXII) * 2).
Въ письмѣ отъ 20 того же Марта [1854 года] съ чрезвычайною скорбію выражается Владыка [Смарагдъ] о дурномъ поведеніи состоявшаго въ свитѣ Его Преосвященства въ С.ПБургѣ пѣвчаго Діакона Н. Г.
„При всемъ долготѳрпѣніи нашемъ, мы не могли удержать его долѣе здѣсь. Кромѣ пьянства, буйства, лжи и безсовѣстности, онъ началъ еще смущать наше Подворье запрещеннымъ знакомствомъ съ пьяною и неблагонамѣренною свитою К. П. 3), коей передавалъ наше житье-бытье; а къ нашей свитѣ переносилъ изъ К. подворья Іудины извѣстія о тамошнихъ безпорядкахъ. Отъ чего угрожала опасность могущаго возгорѣться (возродиться) немирствія между самыми Владыками двухъ сосѣдствѳнныхъ подворьѳвъ 4).... Онъ всѣхъ насъ продавалъ, безчестилъ, срамилъ и поставлялъ вл> ежеминутную опасность своего поведенія. Душевныя раны, всѣмъ намъ причиненныя симъ извергомъ, неисцѣлимы (неисцѣльны) и неизгладимы; и мы не знали покоя отъ ежечасныхъ возмущеній сего погибельнаго сына. Нынѣ же, по отправкѣ его [въ Орелъ], ощущаемъ
начатки мира и спокойствія...... Я едва оправился отъ
простуды и гриппа, которые здѣсь сильно дѣйствуютъ на людей,.... терпящихъ непріятности, подобныя тѣмъ, какія мы испытывали отъ богомерзскаго Г—. Хотѣлось бы подышать Орловскимъ воздухомъ и поправиться въ здоровьѣ. Но Господь вѣсть, что будетъ!?. По изгнаніи сатаны 5), здѣсь все здорово и благосо-
*) Относительно усиленнаго направленія Архипастыря къ приказ-ности, которую самъ онъ удовлетворительно зналъ, за нужное нахожу сказать въ отклоненіе нареканія со стороны прогрессистовъ, проповѣдующихъ точность и сокращенность дѣлопроизводства,—что Преосвященный Смарагдъ, подъ именемъ приказности, разумѣлъ порядокъ и удовлетворительность слѣдствій, разумное изложеніе дѣлъ и докладъ оныхъ на разсужденіе Присутствія, безъ чего никакая гласность обходиться не могла и не можетъ.—0. Іероѳей.
2) Взято изъ „Воспоминаній“ о. Іероѳея, л. 70—71 Кіев. рѳд. и л. 70 об. —71 об. Ряз. ред.
3) Очевидно, разумѣется Кіевское подворье.
*) Т. е. между Смарагдомъ, жившимъ на Ярославскомъ подворьѣ на Вас. островѣ: Николаевская наб. № 39, и другимъ іеріархомъ, жившимъ на Кіевскомъ подворьѣ на Вас. остр.: Николаевская наб. № 27.
5) Разумѣется тотъ же пьянствовавшій Д[іаконъ] Г., отосланный въ Орелъ.—О. Іероѳей. *
стоятельно, чего и вамъ отъ души молитвенно желаемъ На всѣхъ призываю благодать и милость
Божію“.
Такъ сильно Владыка не любилъ безнравственности и скорбѣлъ о падшихъ.
Никогда имъ (Г...) интересоваться не буду“,
продолжаетъ Архипастырь. Не смотря однакожъ на всѣ огорченія ' Архипастырь не былъ мстителенъ и злопамятенъ. Наказавъ отечески несчастнаго Діакона вмалѣ высылкою изъ С П Бѵрга. Владыка, по возвращеніи въ Орелъ, чрезъ нѣсколько времени опять разрѣшилъ Г., далъ ему мѣсто и ппинялъ въ хоръ пѣвчихъ. Но пока Архипастырь былъ въ СП БургѢ, все еще не могъ забыть о (непріятностяхъ, причиненныхъ) I.
46 (XXIII) 4).
Вотъ еще доказательство попечительности Архипастыря [Смарагда] о заблудшихъ. Въ письмѣ отъ 27 Марта 1854 года Преосвященный между прочимъ говоритъ:
„Я вамъ писалъ * 2) уже о присоединеніи значительнаго числа М. раскольниковъ къ единовѣрію. П... раскольничье кладбище, распространявшее на всю Россію свою секту и ея наставниковъ, нынѣ потрясено, и сек-таторство на немъ вовсе уничтожено. Часовни онаго освящаются уже въ церкви 3). Скажите о семъ нашимъ. Скажите, при случаѣ, Губернатору. Призовите нарочито единовѣрческаго Священника Петра Васильева, и,
*) Нижеслѣдующія выдержки сего письма берутся изъ „Воспоми наній“ о. Іероѳея, л. 63 об.—64. 71 и об. Кіев. ред. и л. 63 об.—64 об., 71 об.—72 Ряз. ред.
2) Этого письма не сохранилось.
3) См. письмо м. Филарета къ оберъ-прокурору гр. Н. А. Пратасов> отъ 19 марта 1854 г. (въ Собраніи мнѣній и отзывовъ, т. дополн., Спб. 1887, стр. 370 слл.): „Обращенное правительствомъ вниманіе на прекращеніе безпорядковъ, на такъ называемомъ, въ Москвѣ, Преображенскомъ кладбищѣ (которое, подъ видомъ богодѣленнаго дома, заключало въ себѣ людей, чуждыхъ православной церкви, содержащихъ и распро страняющихъ ученія, сколь противныя церкви, столько же предосудительныя въ отношеніи къ правительству и общественной жизни), для разсудительныхъ послѣдователей Преображенскихъ наставниковъ сдѣлалось случаемъ къ такому движенію умовъ, по которому они начали сознавать неправильность своего положенія въ отношеніи къ вѣрѣ, и получили расположеніе къ соединенію съ святою церковію“... 11 марта обратилось въ единовѣріе 10 душъ, 17 марта-—53, а послѣ въ томъ же 1854 г. были значительныя обращенія и на Рогожскомъ кладбищѣ.
объявивъ ему о семъ, изъясните мое прискорбіе, что Орловскіе раскольники (поповщина) доселѣ не присоединяются къ ихъ благословенной церкви: и, кажется, о семъ никакого не имѣется у нихъ, единовѣрцевъ, попеченія 1). Пусть представитъ мнѣ Священникъ о мѣрахъ къ обращенію заблуждшихъ: то я ему всеусерд-нѣйшѳ споспѣшествовать буду къ достиженію благаго конца“.
Но, не смотря на такую ревность и скорбь Архипастырскую о неимѣніи помощниковъ противъ раскольниковъ, паче же о погибели заблуждшихъ, Владыка понесъ самы тяжкія (ужасныя) нарѣканія предъ выѣздомъ въ Рязань за Кром-скихъ раскольниковъ.
*
* *
„Не участвуя въ дѣлахъ Епархіальнаго Управленія, не знаю, какія мѣры съ своей стороны предпринялъ Святитель въ Орловской Епархіи по дѣламъ раскольническимъ. Но, по случаю навѣтническихъ (клеветническихъ) доносовъ на Архипастыря и рѣзкихъ, яко бы, мѣръ, принятыхъ имъ противъ виновниковъ безпорядковъ въ приходѣ (раскольническомъ), зараженномъ расколомъ, была вызвана особая распорядительность со стороны Высшаго Начальства й послѣдующаго Епархіальнаго Управленія. Но клевета послѣ того и осталась клеветою; а невинность Архипастыря возсіяла“.—Въ этомъ разъясненіи о. Іероѳея несомнѣнное разумѣется „дѣло Сёмова“ (см. и письмо 56). Оно началось съ пустяковъ, но по неразумію и интригамъ развилось въ грандіозную скан-
1) Въ клиросаой вѣдомости Успенской г. Ельца церкви за 1862 г. приписано такъ. „Священникъ Петръ Васильевъ сынъ Васильевъ, священническій сынъ, обучался въ Орловской Семинаріи, въ продолженіе курса Богословскихъ наукъ былъ лекторомъ въ Нижнемъ отдѣленіи оной Семинаріи по классу греческаго языка, а по окончаніи курса уволенъ съ аттестатомъ 1-го разряда 1840 года октября 20 дня Преосвященнѣйшимъ Евлампіемъ, Епископомъ Орловскимъ и Сѣвскимъ произведенъ Елецкой округи села Покровскаго къ церкви Покрова Пресвятыя Богородицы во священника, а 1850 года февраля 22 дня Высокопреосвященнѣйшимъ Смарагдомъ Архіепископомъ Орловскимъ и Сѣвскимъ перемѣщенъ къ Орловской Градской Единовѣрческой церкви по потребностямъ оной, 1858 года декабря 5-го дня Преосвященнѣйшимъ Поликар-помгь, Епископомъ Орловскимъ и Сѣвскимъ перемѣщенъ на настоящее мѣсто къ Елецкой Градской Успенской церкви. 1850 года августа 27 дня за отлично исправное прохожденіе должности пресвитера, соединенное съ кроткимъ нравомъ и проповѣданіемъ Слова Божія, награжденъ наг бедренникомъ; 1855 гсѵда апрѣля 16 дня Высочайше награжденъ скуфьею. Бронзовый крестъ въ память войны 1853, 1854, 1855 и 1856 годовъ имѣетъ. Поведенія очень хорошаго. Судимъ и штрафованъ не былъ. Скончался о. П. В. Васильевъ 13 января 1864 г.
дальную исторію, создавшую огромный архивный матеріалъ (въ Св. Синодѣ и въ Орловской Духовной Консисторіи). Вкратцѣ сущность его такова. Іоаннъ Іоанновъ Сѳмовъ, окончившій Орловскую Семинарію по второму разряду, опредѣленъ былъ Смарагдомъ къ 13 ноября 1849 г. къ Іоанно-Вогословской церкви села Даміановки, Сѣвскаго уѣзда, но не сошелся съ приходомъ, ибо не исполнены были данныя при его открытіи обязательства по матеріальному обезпеченію причта дополнительнымъ надѣломъ земли. Смарагдъ всталъ на защиту интересовъ о. Семова, предложивъ —• согласно мнѣнію Консисторіи — опять закрыть Даміановскій приходъ, если Св. Синодъ не назначитъ ежегоднаго денежнаго ассигнованія. Это ходатайство по разнымъ причинамъ не увѣнчалось успѣхомъ, а той порой Сѳмовъ умудрился поссориться со всѣми своими ближайшими властями и обнаружилъ столько провинностей, что Сѣвское Духовное Правленіе проектировало даже низвести его на причетническую должность. Въ 1856 г. Семовъ былъ выведенъ изъ Даміановки, но не хотѣлъ подчиниться этому рѣшенію, не пуская присланнаго преемника свящ. Данчакова, и началъ апиелли-ровать непосредственно въ Св. Синодъ. 31 октября 1856 г. онъ былъ опредѣленъ въ село Ломовецъ, Кромскаго уѣзда, къ тамошней Георгіевской церкви временно, въ видѣ опыта, впредь до усмотрѣнія, и здѣсь сразу повелъ войну съ штатнымъ священникомъ Василіемъ Колошинымъ, обвиняя его въ укрывательствѣ мѣстныхъ раскольниковъ и всячески обличая и разыскивая таковыхъ среди Домовѳцкихъ прихожанъ. Въ этомъ смыслѣ онъ, не предупредивъ епархіальное начальство, уже 25 февраля 1857 г. послалъ прямо въ Св. Синодъ спеціальное заявленіе, которое было возвращено съ запросомъ Смарагду, а послѣдній — по выяснившимся обстоятельствамъ—опредѣлилъ 18 іюля 1857 г. перевести Сомова на годъ къ Елецкой пригородной Рождество-Богородичной церкви на половинную часть, при чемъ по вопросу о Ломо-вецкомъ расколѣ назначена была коммпссія изъ проіерея г. Кромъ Николая Ивановича Шубина, священника села Вожѳва Михаила Зимина и свѣтскаго депутата, пристава 2-го стана Ви-товскаго. Въ сентябрѣ 1857 г. эта коммиссія собрала по всѣмъ пунктамъ неблагопріятный матеріалъ для Семова, котораго Консисторія—въ виду такого доклада—приговорила 1 ноября
1857 г. къ лишенію сана съ помѣщеніемъ на одинъ годъ въ Брянскую Бѣлобережскую пустынь. Однако Семовъ еще раньше объявилъ себя изъятымъ изъ епархіальной компетенціи и теперь, пославъ въ Синодъ адпѳлляціонный отзывъ, не принялъ этого рѣшенія, отъ его примѣненія скрылся 18 января
1858 г. къ тестю и разысканъ былъ только въ маѣ, когда все дѣло перевернулось самымъ неожиданнымъ образомъ. Оказалось, что Сѳмовъ отправилъ въ С.-Петербургъ свою жену Надежду Тимоѳѣѳвну и чрезъ нее подалъ два Высочайшія
7475
прошенія, съумѣвъ заинтересовать разныхъ вліятельныхъ лидъ, въ частности—тогдашняго Синодальнаго Оберъ-Про-ісурора графа Алексѣя Петровича Толстого, который, усмотрѣвъ въ Сомовѣ ревнующаго по православію обличителя укрываемаго раскола, сразу принялъ его сторону противъ Смарагда. Въ виду сего Синодъ 20 апрѣля 1858 г. учредилъ особую коммиссію изъ членовъ Орловскаго духовенства: протоіерея Покровской церкви Петра Коринскаго (см. къ письму 40), священника Ильинской, что на Пескахъ, церкви Захарія Георгіевскаго и свящ. единовѣрческой церкви Петра Васильева (см. къ письму 46), предписавъ назначить Сомову содержаніе на время слѣдствія. Этимъ и позднѣйшими подобными актами были отмѣнены или пріостановлены всѣ законныя рѣшенія мѣстной епархіальной власти, при чемъ самъ архіерей подпалъ слѣдственному вѣдѣнію подчиненныхъ ему духовныхъ лицъ. Въ этомъ заключалась и юридическая и фактическая нелѣпость, откуда естественно произошелъ лишь іерархическій скандалъ. Новая коммиссія, усиленная гражданскимъ депутатомъ Невструевымъ, нашла совсѣмъ иное и 21 іюня 1858 г. сообщила Синоду, что доносъ Семова „совершенно подтвердился“. У Синода теперь получились два діаметрально противоположныя мнѣнія,—и, заранѣе принявъ одно изъ нихъ, онъ по необходимости долженъ былъ устранить защитниковъ обратнаго взгляда. Такъ состоялся 5 іюня 1858 іюня г. переводъ Смарагда изъ Орла въ Рязань. Это было фактически неизбѣжно, но случилось единственно потому, что Синодъ повелъ параллельное епархіальному собственное слѣдствіе и тѣмъ упразднилъ епархіальную власть, между тѣмъ ему принадлежалъ лишь пересмотръ законченнаго епархіальнаго дѣла по аппелляціи обвиняемаго. По существу же предмета и преосвящ. Поликарпъ всецѣло раздѣлялъ сужденія своего предшественника Смарагда, о чемъ подробно см. ниже.
*
* *
27 того же Марта [1854 года] Архипастырь опять повторяетъ *) въ письмѣ:
„Послѣ высылки отсюда злодѣйствовавшаго Г., наше низшее подворье сдѣлалось противъ прежняго тише и скромнѣе. — Всѣ съ нетерпѣніемъ ожидаютъ Пасхи
Господней, которая, надѣемся, объявитъ и намъ... о
дальнѣйшемъ нашемъ положеніи. 25 Марта, послѣ прошедшей болѣзни, я, слава Богу, служилъ.... Всѣмъ Во-голюбезнѣйшимъ чадамъ Орловскія Паствы, чрезъ ваше смиреніе, препосылаѳмъ Архипастырское благословеніе, съ любовію о Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ“.
1) См. письмо 44.
47 (24) *).
t
Благопріятельному намъ Аввѣ Іероѳѳю, со всемъ приставленіемъ Домовымъ * 2), препосылаемъ радостное: „Хрістосъ воскресѳ“, въ чаяніи достигнуть пресвѣтлыхъ дней, оглашаемыхъ сею, Божественною пѣснію!
Слава Господу Богу! Вербную Недѣлю провели мы безбѣдно, и‘совсѣмъ окончили предъ-Пасхальное служеніе наше по Синоду. Не извѣстно еще, какіе Владыки будутъ засѣдать въ ономъ, въ продолженіе 1854/55 годового Синодальнаго Сезона. Здѣсь все такъ секретно!.. Впрочемъ, непохоже, чтобъ мнѣ можно было въ настоящее лѣто видѣться съ Вами въ Орлѣ, хотя въ семъ я и домогался, предоставляя однакожъ все, относящееся ко мнѣ, волѣ благаго Правительства. Въ Пасху надѣемся подробнѣе узнать о будущемъ нашемъ назначеніи, и васъ увѣдомить. Конечно, кто бы не пожелалъ подышать свободнымъ воздухомъ въ провинціи, а особенно въ такое время?... 3). Но, буди Господи святая воля Твоя!..
Въ настоящую пору духовныя наши новости вообще покрыты еще мракомъ неизвѣстности. Достовѣрно скажу, что Вел. Княгиня Марія Николаевна по веснѣ ѣдетъ съ дѣтьми на Славянскія воды (Харьк. Губ.) и въ Свято-Горскую Пустынь, у возстановительницы коея, Татіаны Борисовны Потемкиной, располагается нѣсколько времени погостить *).
’О Выдержки изъ этого письма приводятся и въ „Воспоминаніяхъ“, Іерооея (л. 72 и об. Кіев. ред. и л. 72 об.—73 об. Ряз. ред.), который называетъ его „послѣднимъ письмомъ изъ С. П. Бурга“, прибавляя потомъ: „Волѣ Господней стало угодно возвратить къ намъ Архипастыря, который 2 Мая пожаловалъ въ нашу Мценскую Обитель, первую на пути въ Орелъ; и я, ко встрѣчѣ Владыки, возвратился въ Мценскъ. благодаря отъ всего сердца и души Всемилостиваго Спаса (въ Мценской Обители Его Чудотворный святый Образъ).“
2) У о. Іероѳея въ обѣихъ редакціяхъ: „домовнымъ“.
3) Желаніе Смарагда исполнилось: въ концѣ апрѣля 1854 года онъ былъ уволенъ въ свою Епархію. На его мѣсто вызванъ былъ въ Синодъ архіеп. Олонецкій Аркадій Ѳедоровъ (f 8 мая 1870 г.), а прочіе члены Синода остались все тѣ же, о чемъ говоритъ самъ Смарагдъ въ письмѣ къ Иннокентію изъ С.-Петербурга отъ 16 апрѣля 1854 г. въ „Рязанскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ“ 1896 г., № 20, стр. 700: „Я же, напутствуемый Монаршею милостью, возвращающагося въ концѣ настоящаго мѣсяца во ввѣренную епархію въ предѣлы благословенной родины Вашей. На мое мѣсто вызывается Олонецкій архіепископъ Аркадій, а прочіе члены остаются тѣ же“.
*) Т. В. Потемкина (урожденная княжна Голицына), статсъ-дама, жена (вдова) губернскаго предводителя С.-Петербургскаго дворянства
Конечно, переѣздъ будетъ происходить черезъ Орелъ. Смотрите за благолѣпіемъ храмовъ, и въ особенности Каѳедральнаго Собора, вмѣсто коего избрать тогда благолѣпную Ми-хайло-Архангельскую церковь. Вывшій Кіево-Печерскій Намѣстникъ Лаврентій, нынѣ Кіево-Выдубицкій Архимандритъ, назначается къ переводу въ Иверскій 1 классный монастырь (: Новгородской Епархіи) съ доброю цѣлію тою, что можетъ со временемъ быть и Епископомъ гдѣ-либо, если понравится Новгородскому Перво-Святитѳлю. Безъ сомнѣнія, Лаврентій, яко Орловецъ, будетъ послѣ Пасхи проѣзжать черезъ нашу Паству, а свою родину. Всѣ его хвалятъ! *). Скажите о семъ семъ Александру Сергѣевичу * 2), который любитъ его, и коему и отъ нашего смиренія и нѳдосужества прошу сказать мое искреннѣйшее почтеніе и благословеніе на всю домашнюю его Церковь.
Антиминсы постараемся освятить заутра (4 Апр.) и прислать къ вамъ чрезъ оказію. — Томскій Пароеній еще не уѣхалъ во своя си. Я узналъ, что онъ хочетъ завернуть на родину въ Воронежскую Губернію и видѣться съ своей родительницей, а по сему случаю будетъ переѣзжать чрезъ Елецъ, гдѣ онъ былъ при Соборѣ Протопопомъ. Получивъ, кромѣ прогоновъ, тысячу рублей сер. на подъемъ, можетъ безнуждно путешествовать и величаться ново-полученнымъ омофоромъ 3). Можетъ быть чрезъ него пошлемъ къ Вамъ антиминсы.—
Александра Михайловича Потемкина (см. „Вѣствикъ Европы“ 1872 г., августъ, стр. 605), род. 30 января 1797 (1801) г., скончалась 1 іюля 1869 г., была возстановительницей и благодѣтельницей Святогорской Успенской обители: см. И. Ефимовичъ въ „Русскомъ біографическомъ словарѣ“ томъ „Плавильщиковъ—Прямо“ (Спб 1905), стр. 646—647; Л. И. Денисовъ [о. Арсеній], Православные монастыри Россійской имперіи (Москва 1908), стр. 891; ѵ архіеп. Филаретъ (Гумилевскій), Историко-статистическое описаніе Харьковской епархіи I (Харьковъ 1859), стр. 174—175; Е. П. Щелковъ, Историческая хронологія Харьковской губерніи (Харьковъ 1882). стр. 218. 236; нроф. прот. Т. И. Буткевичъ, Иннокентій Борисовъ (Сдб? 1887), стр. 249. 252 сл. 262; Сборникъ Императорскаго русскаго Историческаго Общества, т. LXI1 (Спб. 1888), стр. 179а.
х) См. письма 14 и 17.
3) Лаврентій (въ мірѣ Димитрій Ивановичъ Макаровъ), воспитанникъ Кіевской Духовной Академіи; въ Иверскомъ монастырѣ онъ и скончался 2 іюля 1876 г. (ср. о немъ „Орловскія Епархіальныя Вѣдомости“ 1866 г., JS6 15, стр. 854; 1867 г., № 21, стр. 1629).
3) ІІарѳеній (Поновъ) хиротонисанъ во епископа Томскаго 24 января 1854 г.—изъ ректоровъ Казанской Духовной Академіи (см. письмо 37); былъ сначала учителемъ въ Орловской Духовной Семинаріи, потомъ въ Ельцѣ священникомъ Воскресенской церкви съ 13 октября 1836 г. и протоіереемъ съ 1 октября 1840 г. (ср. и у f Г. М. Пясецкаго, Историческіе очерки города Волхова, стр. 71. 152 и въ „Орловскихъ Епархіаль-
Всей Богохранимой паствѣ Орловской молитвенно желаемъ духовнаго веселія о Воскресшемъ Господѣ!
Смир. См., А. О. и С.
С.-Петербургъ, 3 Апр. 1854 г.
Помѣта: „Получ. 19 Апр. 1854. Черезъ 16 дней“. * *).
Проф. Н. Глубоковскій.
26 августа, 1911 года. Печатать разрѣшается. Ректоръ С.-Петербургской духовной академіи епископъ Георгій.
Редакторъ, профессоръ С.-Петербургской духовной академіи
Петръ Смирновъ.
ныхъ Вѣдомостяхъ“ 1866 г., № 18, стр. 1026. 1030; 1867 г., № 9, стр. 684. 691. 693. 698, № 11, стр. 895, № 21, стр. 1633; 1868 г., № 22, стр. 1777—1778); 31 марта 1863 г. (не умеръ, какъ сказано на стр. 759, а) архіепископъ Иркутскій, каковымъ скончался 21 января 1873 г.
*) Продолженіе слѣдуетъ.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки