УДК 316.356.2-058.8
Щербакова Анна Николаевна - аспирант Дальневосточного института управления - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). Email: SherbakovaAnna1987@mail.ru
А.Н. Щербакова A.N. Shcherbakova Деинституционализация сиротства в социологическом измерении: общероссийская и региональная специфика
В статье на основе результатов всероссийских и авторских социологических исследований анализируется проблема
деинституционализации российского сиротства, выявляется
общероссийская и региональная специфика ее решения в Хабаровском крае.
The orphan-hood’s deinstitutionalization in sociological measurement: the all-Russian and regional specifics
In this article on the basis of results of the All-Russian and author's sociological researches the problem of deinstitutionalization of the Russian orphan-hood is analyzed, the all-Russian and regional specifics of its solution in Khabarovsk territory is revealed.
Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сиротство, деинституционализация, средства массовой информации, контент-анализ, социологический опрос.
Keywords: orphans and children left without parental care, orphanage, deinstitutionalization, media, content analysis, public opinion poll.
Показателем институализации социального сиротства выступает количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенных в государственные учреждения интернатного типа. Эти учреждения призваны обеспечить необходимые условия для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития, а также защиты прав и законных интересов детей, в том числе на уважение их человеческого достоинства. Причинами социального сиротства выступают: уклонение родителями от выполнения своих обязанностей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов; отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций; злоупотребление своими
родительскими правами; жестокое обращение с детьми: физическое или психическое насилие, покушение на половую неприкосновенность детей; болезнь родителей хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга [1].
Как показывает практика, результаты пребывания детей в государственных учреждениях, несмотря на усилия по созданию в них благоприятных условий для воспитания, не соответствуют социальной адаптации воспитанников, их воспитанию и развитию. Проблема социального сиротства в постсоветской России имеет устойчивую тенденцию к консервации, несмотря на принимаемые меры по ее разрешению на путях его деинституционализации.
Как процесс изменения системы взаимодействий между субъектами социума и интернатных учреждений, деинституционализация ведет к решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их интеграции в жизнь общества. Однако запустить этот процесс удается далеко не во всех российских регионах, несмотря на то, что проблема сиротства актуализируется законодательной и исполнительной ветвями власти и общественностью. В средствах массовой информации (периодической печати, телевидении, сети Интернет, радио) ставятся актуальные вопросы, связанные с проблемой сиротства в России. Они являются разноуровневыми и разноплановыми.
В то же время, проблема деинституционализации представлена в них размыто, наряду с другими вариантами решения. Как следствие, она не формирует в общественном мнении представления о том, что деинституализация - эффективный путь урегулировать проблему сиротства. Так, по данным ВЦИОМ [2], большинство россиян (81%) не собирались усыновлять ребенка. Доля усыновителей составляет статистически незначимое количество среди опрошенных (1% - 2%). Возможность усыновить ребенка в той или иной степени рассматривают для себя 10% -14% опрошенных. Несколько больше таких респондентов в кругу малообеспеченных жителей средних городов (по 5%), а также тех, у кого есть знакомые, в семье которых живут приемные дети (4%). Возможность усыновления ребенка обсуждали в кругу семьи всего 3% респондентов, хотя и имели разногласия по этому вопросу. Возможность усыновить ребенка с серьезными проблемами со здоровьем и отклонениями в развитии рассматривают для себя 4% россиян. В 2013 г. доля потенциальных кандидатов, желающих взять ребенка в российскую семью, явно низкая, хотя за восемь лет (2005 - 2013 гг.) она возросла с 6% до 14% [4, 5].
Исследования ВЦИОМ показывают, что проблема деинституционализации сиротства в России слабо обозначена в общественном мнении. Она актуализируется преимущественно через призму создания приемных или опекунских семей, желание или нежелание российских граждан принять ребенка в семью, иностранного усыновления. Как следствие, деинституционализация как отражение готовности
российских граждан принимать детей-сирот из государственных учреждений в свои семьи находится на низком уровне осознания и социальной практики.
Проблемы российских сирот широко отражены в Интернет-ресурсах: на сайтах, форумах опекунов (попечителей), приемных родителей. На них представлены разнообразная статистическая информация, обзоры законодательства, советы специалистов по воспитанию, обмены мнением и опытом, видеоуроки. Сайты, несомненно, упрощают процедуру получения информации российскими гражданами, заинтересованными данной проблематикой, дают ответы на часто задаваемые вопросы. Так, на Интернет-форумах обсуждаются вопросы взаимоотношения с детьми, в том числе и приемными, рассматриваются специфические вопросы. К ним относится проблема стигматизации детей, имеющих заболевания. Она препятствует подбору новой родительской семьи для сироты и вынуждает ребенка воспитываться в детском учреждении. Нередко участники форумов в своих комментариях видят проявления стигматизации со стороны сотрудников интернатных учреждений и органов опеки [6]. Однако, в целом, анализ сайтов по проблемам российских сирот подтверждает факты об их информационной направленности, которую нельзя отнести к деинституционализации сиротства.
Общероссийская специфика отношения к деинституционализации сиротства коррелирует с региональной, что подтверждает контент-анализ материалов общественно-политической газеты «Тихоокеанская звезда» по проблемам сиротства в Хабаровском крае [7]. Оценивая степень ее внимания к данной проблеме на протяжении двух лет, нами была получена следующая картина (табл. 1).
Таблица 1
Динамика общего объема внимания газеты «Тихоокеанская звезда» к проблеме сиротства в Хабаровском крае
Показатель 2011 г. 2012 г. Всего
Количество материалов 11 5 16
Количество проанализированных газет 240 240 480
Удельный вес в общем объеме информации, % 4,6 2,1 3,3
Источник: рассчитано и составлено автором.
Данная таблица раскрывает тенденцию сокращения и без того слабого внимания краевой газеты к материалам по проблемам детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае [8]. На ее страницах отсутствует обсуждение проблемы деинституционализации в крае, а большая часть статей направлена на констатацию фактов о проведенных мероприятиях. За весь анализируемый период печатного издания были зафиксированы 16 публикаций, что составило 3,3% от общего объема информации. В них, в основном, освещаются разовые акции и мероприятия отдельных организаций для детей из детских домов («Помоги собраться в школу!»), общественная деятельность депутатов Законодательной думы края; происходят обсуждение проблем сиротства в целом, информационные встречи губернатора края, ставятся вопросы по совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию целевых программ органами исполнительной власти, проводятся конкурсы на освещение в СМИ, дается информация о проделанной работе (реставрация зданий)
благотворительности, работе органов опеки и попечительства.
Результаты показывают, что более половины публикаций газеты носят событийный характер: о реставрации детского дома в селе Тополево Хабаровского района или о благотворительной акции ОАО «Интур-Хабаровск» в рамках акции «Помоги собраться в школу!». В то же время, крупным проблемам сиротства в Хабаровском крае газета уделяет наименьшее внимание. Так, упоминание об изменении системы работы в учреждениях сиротства и прогноз сокращения детских домов отражены лишь в одной из статей (табл. 2).
Таблица 2
Локальность освещения проблем сиротства в газете «Тихоокеанская
звезда»
Единицы анализа Количество публикаций, ед. Удельный вес в общем количестве, %
Освещение отдельного события 9 56,2
Освещение проблем сиротства в целом 6 37,5
Деинституционализация сиротства 1 6,3
Источник: рассчитано и составлено автором.
На наш взгляд, слабая информационная насыщенность основной краевой газеты отражает степень внимания власти и общественности к проблеме деинституционализации сиротства. Контент-анализ публикаций по размещению их на полосах газеты, дает следующую картину (табл. 3).
Таблица 3
Контент-анализ публикаций по проблемам сиротства в Хабаровском крае в зависимости от размещения их на страницах газеты «Тихоокеанская звезда»
Укрупненная единица анализа 1-я полоса 2-я полоса 3-я полоса 4-я полоса
всего % всего % всего % всего %
Освещение проблем сиротства 5 31,3 8 50,0 3 18,8 - -
Источник: рассчитано и составлено автором.
С одной стороны, большинство материалов по проблемам сиротства размещаются на первых двух полосах газеты, с другой, - они носят сугубо информационный, нежели проблемный или аналитический, характер. При классификации публикаций по их авторству были выделены три группы. Применение данной характеристики в процессе анализа содержания материалов газеты позволяет определить, с каких позиций редакция «Тихоокеанской звезды» отражает проблему сиротства в Хабаровском крае (табл. 4).
Таблица 4
Контент-анализ публикаций по проблемам сиротства в Хабаровском
крае по их авторству
Укрупненные Тип авторов
единицы Офици- % Пресс-служба % Материалы %
анализа альные правительства прочих
документы края авторов
Сиротство 5 31,25 9 56,25 2 12,5
Источник: рассчитано и составлено автором.
Анализ показал, что основным «публицистом» является пресс-служба правительства Хабаровского края, а официальные документы представлены в большей степени в рубрике «Закон и жизнь». Публикации носят, в основном, информационный характер, направлены на одностороннее восприятие ее читательской аудиторией. Проблема деинституционализации сиротства отсутствует в опубликованных материалах, имеет место единственное упоминание о сокращении количества детских домов.
Анализ результатов опросов общественного мнения на сайтах по проблемам сиротства и в периодической печати края, в целом, выявил определенный интерес гражданского общества к проблематике данной направленности. Гражданское общество готово обсуждать сложившуюся ситуацию, высказывать мнения по данному вопросу. Органы власти видят проблемные зоны, вносят определенные предложения и готовят целевые программы на основании действующего законодательства, обсуждают проблемы в СМИ. Однако новых подходов в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (как на законодательном, так и исполнительном уровнях) со стороны краевой власти не выявлено.
Пробелы в законодательной сфере и мнение социума обозначили следующие проблемные области относительно деинституционализации сиротства: недостаточное стимулирование кандидатов в опекуны
(попечители) и приемные родители, для формирования их готовности взять на воспитание ребенка в семью; слабая работа с кандидатами в опекуны (попечители) и приемные родители, с приемными или опекунскими семьями; отсутствие высококвалифицированной медицинской помощи для детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей, что препятствует тому, чтобы приемные семьи стремились взять такого ребенка или под опеку; требуется изменение системы интернатных учреждений; негативное воздействие стигматизации в отношении принятия в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для сохранения института кровной, приемной и опекунской семей необходимо изменить модель работы органов государственной власти в области сиротства на законодательном уровне, урегулировать механизмы подбора кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители, активизировать работу средств массовой информации в области пропаганды сохранения кровной семьи, усилить интерес граждан и отработать механизмы стимулирования граждан к тому, чтобы взять ребенка-сироту в семью, а также усилить контрольно-надзорные функции к тем гражданам, у которых имеется корыстный мотив по содержанию приемного ребенка. Модель работы в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо максимально приблизить к семейным формам жизнеустройства.
Литература и источники:
1. Лишение родительских прав : Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.2005, ст. 69 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1.
2. Всероссийские опросы ВЦИОМ «Отношение российского общества к проблемам детской беспризорности и безнадзорности детей-сирот: актуальность и основные направления их решения» (2005 г. и 2013 г.). Опрошены, соответственно, 3153 и 1600 чел. в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
3. Зайцева, Н. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в контексте социальной политики в г. Москве /Н. Зайцева //Власть. - 2010. - № 12. - 99 с.
4. Россияне против запрета на усыновление детей-сирот иностранными гражданами : общественное мнение в отношении сиротства в целом, по данным ВЦИОМ (21.07.2005). - Пресс-выпуск № 251 [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www. wciom.ru
5. Закон Димы Яковлева: общественная оценка : общественное мнение в отношении сиротства в целом, по данным ВЦИОМ (18.01.2013). - Пресс-выпуск № 2209 [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www. wciom.ru
6. [Электронный ресурс] -.- Режим доступа: http: //www.ya-roditel.ru ; http://www.usynovite.ru ; http://opekaweb.ru, http://adoptlaw.ru
7. В данном исследовании используется сплошной метод контент-анализа газеты «Тихоокеанская звезда» за 2011 - 2012 гг. Всего проанализированы 480 материалов.
8. О создании единой государственной системы социальной защиты населения Хабаровского края : распоряжение правительства Хабаровского края от 06.05.2009 № 216-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 2.