нии нужно быть, отношения с партнёрами и тренером. В негативном состоянии на соревнованиях наиболее часто отмечаются низкие показатели настроения, способности управлять собой и удовлетворённости результатом. У мужчин и женщин выраженность компонентов негативных соревновательных состояний не различается, а приёмы саморегуляции данных состояний имеют отличия. Спортсмены используют большинство приёмов саморегуляции менее интенсивно, чем спортсменки. Наиболее часто, и мужчины, и женщины оптимизируют негативное состояние с помощью представления движений, таким образом готовясь к выполнению соревновательного упражнения. При этом спортсмены чаще применяют позитивные самовнушения и прямые указания к действиям, а спортсменки представляют благополучный исход соревнований и убеждают себя логически. Применение приёмов саморегуляции взаимосвязано с выраженностью некоторых компонентов состояния: при более низкой осознанности актуального состояния, чаще выполняются дыхательные упражнения, при более высокой мотивации реже используется переключение внимания, интенсивный логический анализ улучшает понимание в каком состоянии нужно быть.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя ! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 2003. -
278 с.
2. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие / Г. Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2007. - 294 с.
3. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. -
492 с.
4. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения : учебное пособие / Ю.Я. Киселев. - М. : Советский спорт, 2009. - 276 с.
5. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1969. - 82 с.
REFERENCES
1. Alekseev, A.V. (2003), Get overyoursef!, Physical Culture and Sports, Moscow.
2. Gorbunov, G.D. (2012), Psychopedagogy of sport: the tutorial, Soviet Sport, Moscow.
3. Ilyin, E.P. (2005), Psychophysiology of human's states, Peter, St. Petersburg.
4. Kiselev Yu.Yu. (2009), Mental readiness athlete: ways and means to achieve: the tutorial, Soviet Sport, Moscow.
5. Puni A.Ts. (1969), Psychological preparation for sport competitions, Physical Culture and Sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.03.2016
УДК 796.3:159.9
ДЕФИНИЦИЯ ПОНЯТИЯ «ИГРОВАЯ АГРЕССИЯ» В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ИГРОКОВ
Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлено аналитическое обоснование понятия «агрессия» и ее производных. Дается смысловое сопровождение различных точек зрения специалистов по проблеме агрессии в жизнедеятельности человека. Особое внимание уделено возрастающей роли агрессивного поведения игроков в условиях соревнований. Игровое насилие в спортивных поединках рассматривается
как приемлемая форма агрессивного поведения спортсменов, соответствующая «норме», допустимой правилами избранной игры. Сформулировано понятие «игровая агрессия», которое следует трактовать в ином содержании относительно применяемых в настоящее время терминов, связанных с проявлением агрессивных действий. Произведенная дефиниция игровой агрессии позволяет точно и конкретно истолковывать данное понятие в научно-методической литературе.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивные действия, агрессивное поведение, агрессия в спорте, агрессия в игровой деятельности спортсменов, игровая агрессия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p297-301
DEFINITION OF THE CONCEPT "GAME AGGRESSION" IN THE COMPETITIVE ACTIVITY OF ATHLETES - PLAYERS
Yury Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Valeryevna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the analytical justification for the concept of "aggression" and its derivatives. We give the meaningful support for different views of experts on the problem of aggression in human life. Particular attention is given to increasing the role of the aggressive behavior of the players in terms of the competitions. Game violence in the sports matches is regarded as the acceptable form of the aggressive behavior of athletes, corresponding to the "normal" rules of the selected game. The authors formulated the concept of "game aggression", which should be interpreted in a different content regarding the currently used terms associated with the manifestation of the aggressive actions. Produced definition of the gaming aggression allows accurately and specifically interpreting this concept in the scientific and methodological literature.
Keywords: aggression, aggressive, aggressive acts, aggressive behavior, aggression in sport, game activity aggression of athletes, play aggression.
ВВЕДЕНИЕ
В отечественной и зарубежной литературе термин «агрессия» очень часто трактуется в широком аспекте понимания и далеко ни всегда однозначно, что приводит к двусмысленному его толкованию применительно к одним и тем же эпизодам. В этой связи возникает потребность уточнить значение обсуждаемого понятия в научно-теоретическом смысле.
В историческом контексте слову агрессия (нападение) изначально придавался смысл активного поведения, под которым могли подразумеваться не обязательно только враждебные, но и доброжелательные действия. В процессе эволюционирования термин «агрессия» приобрел сугубо специализированный характер и чаще стал употребляться как фактор враждебности, злобности и неприятия. В современной военной, психолого-педагогической литературе представлено большое количество определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
Анализ представленных мнений о понятийной сущности агрессии не дает ответа на однозначное ее толкование. В зависимости от интерпретации она в одном и том же эпизоде может расцениваться как насильственные действия против личности и как целесообразная форма поведения человека, которая способствует его выживанию и адаптации в окружающей среде. Таким образом, наблюдаемую тенденцию в отношении агрессии следует понимать с позиции ее многофункциональности и многофакторности. Человеческую агрессию невозможно объяснить только одной причиной, ее познание должно происходить на основе системного, комплексного подхода на синтетическом уровне с учетом всех входящих в нее переменных.
Во избежание разночтения суждений, связанных с агрессией, необходимо уточнить содержание таких понятий как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное действие», «агрессивное поведение», близких по корневой субстанции, но имеющих некото-
рые отличия в их сущностном выражении. Е.П. Ильин отождествляет агрессию с поведением человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Автор, по сути, конкретизирует и дифференцирует ее составляющие: агрессивность, агрессивное действие, агрессивное поведение. Под агрессивностью понимается свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации [1]. Агрессивность есть устойчивая характеристика личности, отражающая осознаваемую или неосознаваемую предрасположенность к последовательному агрессивному поведению. Агрессивность так же может рассматриваться как конкретно-актуальное состояние, проявляющаяся в реальном контактном поведении и являющаяся результатом приобретенного человеком в условиях социализации нового качества изначально им не обладающего [2].
Агрессивное действие является проявлением агрессивности, как ситуативной реакции и выступает в качестве средства достижения цели, способа психологической разрядки, способа удовлетворения потребности в самореализации, самоутверждении, способа защиты и протеста. Агрессивное действие чаще всего носит негативный характер и зависит от степени конфликтного противоречия. Каждое такое действие есть агрессивность, отражающая психологическое состояние индивида в определенных ситуациях [2]. Если же наблюдается некая совокупность периодически повторяющихся агрессивных действий, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессивное поведение представляет собой форму поведения личности, но при этом подчеркивается, что само по себе агрессивное поведение не является биологически врожденной реакцией, а обусловливается окружающей средой и доминирующими в ней отношениями.
Вышеизложенное позволило сформулировать цель настоящего исследования, заключающуюся в научно-теоретическом обосновании дефиниции понятия «игровая агрессия» в соревновательной деятельности спортсменов игроков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С нашей точки зрения затронутая проблематика термина «агрессия» чрезвычайно важна в спорте. В подавляющем большинстве видов спорта агрессивность - неотъемлемая часть условий протекания спортивной борьбы. Специалисты рассматривают спортивный поединок как конфликтную ситуацию, в которой преимущество достигается, в том числе с применением агрессивного поведения не нарушающим правила соревнования. Соревновательная деятельность по своей сути есть отрегулированная правилами агрессивное поведение, где две конфликтующие стороны, каждая по своему, стремятся достичь запланированного результата. Вопрос лишь состоит в степени агрессивности, проявление которой может чередоваться от самой жесткой формы до полного отсутствия. В обсуждаемом контексте проблемы агрессивности имеет смысл говорить о дефиниции существующего термина относительно избранного вида спортивной деятельности, в частности о спортивных играх. Агрессивность в игровых видах спорта считается важным качеством достижения победного результата. Она выступает в виде рациональной формы противодействия сторон, требующей от участников максимальной мобилизации функциональных возможностей. Демонстрация агрессивных действий в ходе матча направлена не на нанесение физического ущерба сопернику, а на формирование конструктивного поведения, обеспечивающего достижение локального превосходства в игровых единоборствах. Об этом не только говорят, но и уделяют пристальное внимание в учебно-тренировочной работе практически все известные тренеры. Под агрессивными действиями они подразумевают «энергично-наступательный порыв», давая высокую оценку такому состоянию спортсменов. И наоборот, отсутствие у игроков «спортивной злости» оценивается как существенный недостаток. Мнение тренеров по данному вопросу практически однозначно: «игроки с ярко выраженной спортивной злостью и стремлением к доминированию чаще добиваются побед». Успешность игровых действий немыс-
лима без агрессии, которая включает в себя такие свойства личности, как демонстративность, стремление к самоутверждению и соперничеству, напористость, жесткость, оказание постоянного давления на соперника с целью лишения его психоэмоциональной устойчивости, попытка доминирования, ведение единоборств на грани нарушения правил. Тип агрессивного поведения и его степень зависят от вида спортивной игры. Например, в контактных играх агрессивность как естественный способ достижения победы значительно выше (хоккей, футбол, гандбол, баскетбол), чем там, где возможность физического соприкосновения ограничивается разделительной сеткой (волейбол, теннис, бадминтон). Каждая игра предлагает свои условия проявления спортивной агрессии, исходя из конкурентной способности противостоящих сторон, тактики, физической готовности и с учетом жестких ограничений правил. Поэтому у тренеров команд всегда есть выбор применения тактики агрессивных действий в той или иной мере. Преимущество может быть отдано тактике «мелкого фола», жесткому физическому контакту, неуступчивости в единоборствах ценой нарушения правил или соперник подвергается нелицеприятному вербальному воздействию. Тип агрессивного поведения игроков зависит от множества других факторов: проигрывает команда или выигрывает, играет на своем или чужом поле, от места, которое она занимает в турнирной таблице и т.д. Так же на уровень агрессивности накладывает отпечаток амплуа игроков, которые выполняют на поле разные функциональные обязанности: вратарь, защитник, хавбек, нападающий и т. д.
В отличие от практиков теоретики в большинстве своем представляют агрессию как явление «вредоносное, опасное, построенное на антигуманизме, культе грубой силы». Имеющееся некоторое противоречие между практикой и теорией в понимании сущности агрессии, дает повод для детального аналитического обсуждения с целью конкретизации изучаемого понятия применительно к виду выполняемой деятельности. Спорт в этом смысле является эффективной экспериментальной базой, а игровая деятельность экспериментальной моделью в разрешении сложившейся проблемной ситуации.
Такая постановка проблемы становится актуальной, когда возникает необходимость в точной интерпретации сложного понятия «агрессия» касающейся специфики игровой деятельности. Характеризуя различные формы агрессии, Э. Фромм выделяет из общего ряда игровую агрессию, используемую не в целях разрушения, а в целях демонстрации участниками своей ловкости и умений [3]. Легитимизация агрессии применительно к теории и методике спортивных игр имеет научный интерес в нахождении точного понятийного выражения доступного и объяснимого с общетеоретических позиций и учебно-методический интерес, направленный на разработку нового образовательного материала в разделе «Психологическая подготовка» с учетом все возрастающего влияния данного феномена на соревновательную деятельность спортсменов игроков. Неоднозначность и полярность точек зрения по данной проблеме свидетельствует о том, что агрессия носит ярко выраженный специфический характер, отражающий конкретный вид деятельности. В этой связи введение в терминологическую систему теории спортивных игр понятия «игровая агрессия» представляется своевременным и вполне уместным. Проведенное аналитическое исследование агрессии по отношению к спортивной игре позволило представить ее как агрессию игровую и сформулировать краткое определение. Под игровой агрессией следует понимать правомерное агрессивное поведение спортсменов, направленное на достижение стратегического превосходства над соперником в отдельных единоборствах, в определенные отрезки времени матча, в соревновании в целом. Дефиниция понятия «игровая агрессия» отражает наиболее существенные признаки, свойственные исключительно тем условиям, в которых она применяется. Правомерность агрессивного поведения - это отрегулированное правилами конкретной игры поведение спортсменов, оправданное с точки зрения условий ее проведения. Стратегическое превосходство - это получение локального преимущества с использованием агрессивных действий допустимых правилами игры.
ВЫВОДЫ
1. Проведенный общетеоретический анализ понятия «агрессия» позволил установить, что это системное полифункциональное свойство, которое формируется в процессе «социализации человека и зависит от комплексного взаимодействия различных отделов нервной системы, механизмов гормонального регулирования, внешних раздражителей и усвоенных реакций».
2. Показано, что природа возникновения и типизация агрессии определяются совокупностью причинно-следственных связей, обусловленных множеством факторов специфики жизнедеятельности человека.
3. Выявлено, что соревновательная деятельность представляет собой отрегулированное правилами агрессивное поведение спортсменов в условиях конфликтной или фрустрирующей ситуации.
4. На основе обобщения понятийного содержания агрессии в различных видах деятельности сформулировано и научно обосновано понятие «игровая агрессия», которая может однозначно толковаться как допустимая правилами игры и оправданная условиями соревновательной обстановки форма поведения спортсменов игроков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2008. - 352 с.
2. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев, В.А. Ильин. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.
3. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М. : АСТ, 2010. -
635 с.
REFERENCES
1. Ilin, E.P (2008), Sports Psychology, Peter, St. Petersburg,
2. Kondratev, M.Y. and Ilyin, V.A. (2007), ABC of social psychologist practice, publishing house PER SE, Moscow.
3. Fromm, E. (2010), Anatomy of human destructiveness, AST, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 159.9:796.01
СТАБИЛЬНОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Нина Алмасовна Га-джимирзоева, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Ирина Николаевна Грекалова, кандидат педагогических наук, Краснодарский государственный университет культуры и искусств (КГУКИ), Краснодар; Наталья Алексеевна Немцева, кандидат педагогических наук, доцент, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Юлия Олеговна Кучеренко, Красногорский колледж (КК), Красногорск
Аннотация
Целью исследования являлось определение стабильности показателей внимания в тесте Бурдона при повторном тестировании у учеников старших классов общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие 23 юноши и 19 девушек - учащиеся десятых классов средней общеобразовательной школы (средний возраст 16,7±0,3 года). Каждому испытуемому предлагалось в течение пяти минут как можно быстрее вычеркивать на специальном бланке буквы "К" и "Н". После десятиминутного отдыха следовал ретест. Стабильность показателей внимания определялась при помощи корреляционного анализа (вычислялся коэффициент корреляции Спирмена). В результате проведённого исследования установлено, что показатели внимания, характеризующиеся количеством просмотренных и правильно вычеркнутых букв в тесте Бурдона, обладают высокой