ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
7. Дейк Т. А. ван. Контекст и познание. Фреймы знаний и понимание речевых актов // Язык. Познание. Коммуникация: Сб. работ. М.: Прогресс, 1989. С. 12-40.
8. Дейк Т. А. ван, В. Кинч. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. С.153-211.
9. Джонсон-Лэрд Ф. Процедурная семантика и психология значения // Новое в зарубежной лингвистике. 1988. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. С. 234-257.
10. Зализняк А. А. О понятии «факт» в лингвистической семантике// Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста / редкол.: Н. Д. Арутюнова (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1990. С. 21-33.
11. Кацнельсон С. Д. О теории лингвистических уровней // Дискуссия о системности в языке. М.: [б.и.], 1962. С. 32-41.
12. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 87-116.
13. Падучева Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью (референциальные аспекты семантики местоимений). 4-е изд. М.: Едиториал, 2004. 288 с.
14. Сёрль Дж. Р. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: Прогресс, 1986. С. 151-169.
15. Столнейкер Р. С. Прагматика // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. С. 419-438.
16. Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. 1977. Вып. 8. С. 181-210.
УДК 070:796
Е. Н. Ежова, А. А. Буров
«ДАВАЙТЕ МЕНЯТЬСЯ СОЗНАТЕЛЬНО!»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Исследование посвящено анализу медийных ресурсов пропаганды здорового образа жизни в России, выявлению механизмов регулирования информационной сферы в этой области. Особое внимание в работе уделено программам федеральных и региональных те-
Y. N. Yezhova, А. А. Burov
левизионных каналов, направленных на формирование здорового образа жизни.
Ключевые слова: средства массовой информации, здоровый образ жизни, спортивная информация.
(LET'S CHANGE CONSCIOUSLY»: DEVELOPMENT OF HEALTHY LIFESTYLE VALUES
IN MEDIA OF MODERN RUSSIA
The research is devoted to the analysis of media resources, propaganda of healthy lifestyle in Russia, identification of regulation mechanisms of the information sector in this area. Special attention is paid to the federal and regional
«Давайте меняться сознательно!» -именно под таким лозунгом проходит в 2015 году комплексная коммуникационная кампания по пропаганде здорового образа жизни «Здоровая Россия», которую Минздрав-соцразвития России проводит с 2009 года. Кампания реализуется по трем направлени-
programs of the television channels aimed at healthy lifestyle development.
Key words: mass media, healthy lifestyle, sports information.
ям (борьба с потреблением табака, борьба с чрезмерным потреблением алкоголя, внедрение культуры здорового питания) и задействует все каналы массовой коммуникации.
Сеголня средства массовой информации имеют огромный потенциал воздействия на умы и сердца люлей, медиа уже не столь-
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ко отражают объективный мир, сколько конструируют свою картину мира, свою версию объективной реальности, формируя, таким образом, систему ценностей, норм и идеалов общества. А именно прочную систему ценностей сегодня следует рассматривать как основу формирования сильного государства.
Сегодня в Россию пришла «спортивная весна». Проведение зимней Олимпиады в Сочи, подготовка к футбольному Чемпионату мира-2018 послужили огромным консолидирующим импульсом для российского общества, значимым фактором формирования общероссийской гражданской идентичности и одновременно актуализировали ценности здорового образа жизни. В этой ситуации сегодня очень необходима четкая государственная политика, которая бы была направлена на интеграцию и регулирование всех медийных и в целом информационно-образовательных ресурсов пропаганды здорового образа жизни.
Государственное регулирование этой сферы отражено в следующих документах: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Стратегия развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2020 года»; Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.»; «Концепция информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи» (2003). Однако актуального специфического документа, который бы обеспечивал координацию работы всех средств информации в сфере пропаганды здорового образа жизни, нет. Разработанная в начале 2000-х годов «Концепция информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни...» представляется уже в некоторых аспектах устаревшей.
В советский период пропаганда спорта и здорового образа жизни рассматривалась как часть политической системы. Остановившаяся в 1990-х гг. популяризация массового спорта в настоящее время возрождается. Однако, как отмечает Е. Л. Вартанова, сегодня меняется общий контекст упоминаемости «здоровья». Это связано с тем, что «наши СМИ - как и массмедиа многих рыночных медиасистем - нацелены на создание имиджа молодых, успешных, сильных, здоровых.
Это связано с продвижением в обществе образа успешного человека, который способен выдержать жесткую конкуренцию на рынке труда, стимулирующую развитие общества потребления» [1, с. 1].
Сегодня перед нашей страной ставится глобальная задача - способствовать формированию здорового поколения, сформировав целостную систему физического воспитания, охватывающую широкие круги; обеспечить публичность, открытость спортивной деятельности, активно используя все ресурсы медиасреды. И с этой целью используются все каналы массовой коммуникации: печать, телевидение, радио и интернет.
В России насчитывается более 400 федеральных и региональных печатных изданий, включая интернет-издания, пропагандирующих спорт и физическую культуру. По сравнению с федеральными медиа, местные СМИ способны достичь большего успеха в популяризации здорового образа жизни благодаря доступности, близости к своему читателю, ведь такого рода информация не только направлена на формирование «правильных» ценностей, но и способна серьезно активизировать деятельность чиновников различного уровня в этой области [2, с. 186].
Особенно популярным ресурсом для передачи информации о здоровом образе жизни является сегодня телевидение. 1 ноября 2015 года начал вещать в эфире созданный по поручению Владимира Путина спортивный телеканал «Матч ТВ», руководить которым будет Тина Канделаки. По ее словам, «именно спорт и спортивный образ жизни необходимы россиянам для повышения конкурентоспособности нашей страны во всех сферах».
В современном пространстве телевизионных передач, позиционирующих себя в качестве просветительских и ориентирующихся на пропаганду здорового образа жизни, выделяются такие как «Жить здорово с Еленой Малышевой» (Первый канал) и «О самом главном» (Второй канал). «Жить здорово с Еленой Малышевой» - телепередача о здоровье, в которой пропагандируется здоровый образ жизни, рассказывается об актуальных вопросах здравоохранения, анализируется образ жизни в целом. Передача впервые стартовала на телеэкранах 16 августа 2010 года. Жанровые разновидность программы - ток-шоу. Целевая аудитория - женщины от 25 до 65 лет. Аль-
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
тернативной программой является передача телеканала «Россия 1» «О самом главном», в которой доступно рассказывается о красоте, здоровье и долголетии. Ведущие - кандидат психологических наук, врач-реабилитолог Сергей Агапкин и актриса Ольга Будина.
Сегодня открывается все больше и больше специальных профильных телеканалов, содержащих трансляции разнообразных игр и программы, связанные со спортом. Одним из лидирующих по праву признан канал «Россия-2», который открылся 12 июня 2003 года и изначально именовался «Спорт». А в кабельных сетях с 1 октября 2009 года работает канал «КХЛ-ТВ», транслирующий игры хоккейной лиги.
Значительное место тема здорового образа жизни занимает и на каналах общей направленности. Первый канал еженедельно транслирует главные матчи чемпионата премьер-лиги России по футболу, освещает значимые спортивные мероприятия. Спортивный комментатор канала - Виктор Гусев. Существенно повысила рейтинг канала телепрограмма «Ледниковый период». Огромной известностью пользуется цикл программ «Бокс. Бои сильнейших профессионалов мира».
На канале «Россия» и «Россия-2» (ВГТРК) также транслируются значимые спортивные события. На канале работают Дмитрий Гу-берниев, ведущий спортивного блока в программе «Вести» и ряда спортивных программ; Илья Казаков - комментатор, ведущий передачи «Футбол России». На этом канале интересна телепередача «Задай вопрос министру» с Александром Кузмаком, который беседует с министром спорта Российской Федерации Виталием Мутко.
«Третий канал» выпускает передачу «VIP Спорт», посвященную элитным видам спорта, которые пользуются немалым интересом в нашей стране. Ведущий передачи Юрий Лешок старется сам освоить каждый вид спорта, о котором рассказывает в очередном выпуске. Помощь Юрию оказывали довольно известные люди, увлекающиеся тем или иным видом спорта, например, предприниматель-миллиардер Алишер Усманов или политик Леонид Рейман.
«НТВ-Плюс Спорт», начавший свое вещание в 1996 году, стал первым специализированным спортивным каналом в нашей стране. Позже появились тематические
каналы: «НТВ+ Футбол», «НТВ+ Наш Футбол», «НТВ+ Спорт Онлайн», собственно сам «НТВ+ Спорт», «НТВ+ Теннис», «НТВ+ Спорт Классика», «NBA TV», отдел технического контроля «Спорт», «Eurosport», «Русский Экс-трим», «Боец», «Extreme Spoils», «HD Спорт», «Eurosport HD», «Eurosport» и другие. Главная их особенность состоит в направленности на определенный вид спорта. Спортивный комментатор канала, ведущий программы «Футбольная ночь» - Георгий Черданцев.
Телекомпания РЕН ТВ также увеличивает сегодня число трансляций спортивных мероприятий: футбольные матчи, боксерские поединки, бои без правил. Телеканал продолжает показ серии документальных фильмов «Звезды спорта» о самых ярких личностях из мира спорта. Новый спортивно-развлекательный суперпроект канала - «Реальный спорт» с ведущей Викторией Лопыревой, где в динамичном стиле с юмором и оригинальным взглядом на вещи рассказывается обо всем самом интересном и захватывающем, что случилось в мире спорта за прошедшую неделю.
Региональные телепроекты, пропагандирующие спорт и здоровый образ жизни, представлены значительно в меньшей степени. На ГТРК «Ставрополье» Александр Чинокалов ведет программу «Профессионалы о спорте»; на канале «26 регион» Сергей Рыбалко ведет программу «Овертайм». Особо значимым в этой области телепроектом является для Ставрополья проект «Философия Скакуна» на канале «26 регион», в которой заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, заслуженный тренер, автор научных трудов в области гимнастики Василий Александрович Скакун пропагандирует зрителям здоровый образ жизни.
Современный контент о здоровом образе жизни заполнил сегодня не только сферу традиционных СМИ, но и интернет-пространство. И это также важно учитывать при формировании государственной политики в области здорового образа жизни, поскольку социальные сети в настоящее время являются доминирующим информационным каналом для молодежи, который может самым неожиданным образом повлиять на формирование установок общественного сознания.
Огромный поток порой некачественной информации о здоровье часто дезориентирует аудиторию, порождая целый ряд
ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
противоречий и парадоксов. В медиапро-странстве рассказы о здоровом образе жизни соседствуют с показами криминальных моделей поведения, с демонстрацией травмирующих жизненных ситуаций, с общим ростом агрессии и уровня враждебности, с образцами поведения, где нет места идее здоровья как физического и душевного благополучия. Складывается огромный диссонанс между провозглашенным и изображаемым [3, с. 2].
Е. А. Войтик в своем диссертационном исследовании вывела пять тематических блоков информации, посвященной формированию здорового образа жизни:
- медиатексты, поднимающие «философские» и «социальные» вопросы, в частности такие, как «что такое здоровый образ жизни сегодня», «способен ли спорт повлиять на здоровье нации»;
- медиатексты, раскрывающие общие вопросы о влиянии физической культуры и спорта на здоровье человека, содержащие советы, посвященные ведению рационального образа жизни, противостоянию стрессовым нагрузкам и негативным явлениям (курение, алкоголь, наркотики, асоциальное поведение);
- медиатексты, в которых основной акцент сделан на информировании о конкретных акциях, характерных для здорового образа жизни («Днях здоровья» и т. п.);
- медиатексты, предлагающие практические рекомендациям и методики в сфере поддержания здорового образа жизни (в качестве экспертов и ведущих рубрик чаще выступают спортивные специалисты, медики);
- медиатексты, отражающие деятельность личностей, активно ведущих здоровый образ жизни [2, с. 187-189].
Последним трендом в освещении проблемы здорового образа жизни стала тема возрождения комплекса ГТО, который может быть первым шагом к здоровому образу жизни, а его развитие и успешная реализация повлияет на оздоровление нации.
Важным стимулирующим фактором в увеличении количества публикаций о ЗОЖ могут стать конкурсы для СМИ на лучшее освещение этой проблематики. Такие конкурсы в 2012-2014 гг. прошли практически во всех регионах страны. В 2012 г. Правительство Ставропольского края также проводило конкурс среди СМИ на лучшее освещение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, духовных ценностей, профилактику правонарушений.
Говоря об огромном влиянии СМИ на наш образ мыслей, наше восприятие мира, нельзя не сказать о рекламе, которая в современном мире играет роль одного из главных смыслообразующих оснований. Американский историк Даниил Бурстин сказал: «Покажите мне рекламу той или иной страны, и я все скажу об этой стране». На самом деле реклама не в меньшей степени, нежели СМИ, навязывает нам определенную картину мира. В этом смысле потенциал воздействия рекламы чрезвычайно велик, и этот потенциал нужно грамотно использовать.
Сегодня остается не в полной мере задействованным ресурс социальной рекламы в пропаганде здорового образа жизни. Для такой рекламы характерно использование двух полярных стратегий - стратегии позитивной аргументации (делай то, что способствует решению проблемы и в целом гармонизации жизни) и стратегии негативной аргументации (не совершай действий, которые могут привести к возникновению проблемы, разрушению определенной сферы жизни человека). Ученые сегодня приходят к выводу, что гораздо более эффективной является стратегия установления позитивных моделей поведения, пропаганда же негативных установок, как правило, приводит к углублению проблемы, продуцированию еще большего зла, т. е. более эффективной оказывается, к примеру, не борьба против наркотиков, а пропаганда здорового образа жизни.
Литература
1. Вартанова Е. Л. Тема здоровья, его сохранения и поддержания - основа контент-стратегий современных российских СМИ // Медиаскоп. 2014. № 5 (47) 21 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.mediascope.ru/files/MediaTrendi_47.pdf (Дата обращения: 05.10.2015).
2. Войтик Е. А. Концепции раскрытия темы «Спорт как элемент здорового образа жизни» в современных российских СМИ // Вестник АГУ. 2013. № 4. С. 184-190.
3. Фролова Т. Л. Журналистика: здоровье здоровых // Медиаскоп. 2014. № 5(47) [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/files/MediaTrendi_47.pdf (Дата обращения: 05.10.2015).