108» (из-за отсутствия финансирования в конце того же года закрылся), киноканал «Cinéma» с европейской киноклассикой, развлекательный телеканал «Club bing TV HD», посвященный миру электронной культуры, «Docubox» о культуре, путешествиях, «Fashionbox», о хобби «Fast&FunBox», «Большая Азия» и многие другие. Есть из чего выбрать и эти нишевые телеканалы отбирают аудиторию у массовых универсальных каналов, тех, для которых характерна программная стратегия общего интереса.
Надо признать, что, несмотря на снижение доли аудитории, каналы, входящие в первый цифровой мультиплекс остаются в лидерах по объему аудитории. Можно отметить телеканал «Россия 1», который второй год подряд опережает «Первый канал» и даже смог за 2017 год нарастить аудиторию, правда, за счет телезрителей категории 55+. Доля «Первого канала» за 2017 год снизилась во всех возрастных группах, кроме «45-54». Это показывает, что аудитория чаще обращается к уже привычным телеканалам. Еще один факт, телесмотрение перестало быть для многих единственным действием. Недаром существует определение - "фоновый просмотр". Многие люди, занимаясь своими делами, телевизор включают для фона. Многие параллельно с просмотром телевизора используют интернет. Такого плана телесмотрение, не отвлекает от основного действия - нет необходимости погружаться в содержание.
Телеаудитория неоднородна, за последнее время произошла серьезная дифференциация и телевещателям и производителям контента необходимо это учитывать. Разделение телеаудитории на группы и объединение по признакам схожих запросов важно для маркетинга. Многие компании и в России и за рубежом занимаются вопросами сегментации телеаудитории, используя различные методики. Одна из них предлагает следующее деление: потребители новостей, любители спорта, зрители мужских программ, традиционалисты, любители отечественных сериалов и развлекательных программ, приверженцы СТС, аудитория сетевых каналов, поклонники реалити-шоу, малосмотрящие. Но, пристрастия людей меняются, в конце концов, человек из одной возрастной категории переходит в другую, меняется и стиль жизни, и жизненные ориентиры. Стиль жизни, это и образ жизни человека в целом и то, как он тратит собственное время и деньги. И с помощью таких понятий люди трактуют происходящее вокруг осмысляют и согласовывают события со своими ценностями.
Существует методика сегментирования на основе психографики - изучения потребителей на основе их деятельности, интересов и ценностей. Этой методикой начали заниматься в США еще в шестидесятые годы прошлого столетия, и дальнейшее развитие она получила в системе VALS (Value and lifestyle). Такие измерения более обширны, нежели демографические и социально-экономические.
Применяют сегментирование по методике NeedScope - технология измерений и анализа потребностей и мотивов потребителей. В основе метода лежат работы Карла Юнга и модели разработанные TNS. Метод используется во многих странах, где существуют офисы TNS и многими компаниями, такими как Nestle, Johnson S Johnson, Heineken, Unilever, Toyota, Guinness, Volkswagen.
При сегментации телезрителей выделяют следующие шесть типов личностей:
- любители острых ощущений,
- принимающие решения,
Библиографический список
- знатоки,
- ценители гармонии,
- ориентированные на семью и общество,
- любители развлечений [5].
Самый большой сегмент, последний, представленный возрастной категорией от 16 до 44 лет Это те, кто хочет казаться современными, модными и раскрепощенными. Хотят испытывать удовольствие от жизни, радость, легкость. У них потребность бросить вызов. Им нужен развлекательный контент - юмор, мода... И надо сказать, что телевидение удовлетворяет их потребности, распространяя контент канала ТНТ. Правда, канал по итогам 2017 года потерял аудиторию на 13%.Снижение произошло и в его целевой группе «Все14-44».
В противовес им - «знатоки». Сегмент довольно крупный, но в основном в старшей возрастной категории. Они хотят испытывать ощущение контроля над ситуацией, погружаться в проблематику. Им нужны новости, аналитика, полемика. Как представляется, именно эта аудитория увеличила показатели телеканала «Россия 1» во время просмотров многочисленных выпусков «Вечер с Владимиром Соловьевым». В противовес им, «Первый канал» осенью 2018г запустил проект «Большая игра» с Вячеславом Никоновым и Дмитрием Саймсом, (американский политолог советского происхождения) с тем, чтобы "оттянуть" часть аудитории у конкурента. Эти телепередачи относятся к жанру ток-шоу, которые необходимо классифицировать как, общественно-политические, социальные и развлекательные. «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ» в 2018г практически весь дневной эфир заполняют такими проектами.
Более молодая часть сегмента «знатоки» больше внимания уделяет научно-популярным жанрам, интернет-образовательным программам и зарубежному кино/сериальному показу, но, в основном не на эфирных каналах. «Ориентированных на семью и общество» меньше, и это та часть молодого населения, которая вступив в брак и родив детей, меняет свою сферу интересов, акцентируют своего внимание на тех процессах, которые происходят в обществе для понимания будущего своего и детей. Они больше смотрят нишевые каналы и интересуются интернет-контентом. Молодое поколение сохраняет интерес к телевидению, но чем моложе зрители, тем больше доля новых форм в их телепотреблении и при этом они пока остаются за рамками индустриальных измерений. Решение этой проблемы путем создания системы измерений и технологии монетизации во всех средах и на всех экранах первоочередная задача телеиндустрии. Неучтенная аудитория приводит к финансовым потерям.
Телевидению в прошлом году удалось сохранить позиции самого крупного сегмента на рекламном рынке. По данным АКАР рекламные бюджеты российского телевидения выросли в 2017 году на 13%,что составляет 170,9 млрд. рублей (без НДС) [6]. Но, это небольшой перевес над Интернетом - 4,6 млрд. рублей. По объемам рекламы прирост за 2017 год у Интернета почти в два раза больше, чем у телевидения, и по итогам 2018 года оно может уступить свои позиции. Основной доход телевидения от рекламы, которая продается исходя из рейтингов телеконтента. На эти деньги каналы производят и закупают у сторонних компаний продукцию. Чем больше интересного, уникального контента, тем больше это влияет на аудиторные показатели, которые важны как рекламодателям, так и каналам.
1. Как часто и зачем люди смотрят телевизор. 14.05.2018. Available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/14029
2. Пресс-выпуск29.11.2017. Available at: https://www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559_
3. Отраслевой доклад «Телевидение в России в 2017 году Состояние, тенденции и перспективы развития». Москва, 2018. Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/ docs/documents/search.html
4. Рейтинги американских каналов в июле показали худшие результаты за год. 17.08.2018. Available at: http://www.cableman.ru/node/38798 http://www.cableman.ru/ content/reitingi-amerikanskikh-kanalov-v-iyule-pokazali-khudshie-rezultaty-za-god_
5. Щипков В.И. Разделяй и властвуй! Сегментация рынка и сегментационные исследования. Available at: https://www.hse.ru/data/876/170/1241/segmentation.pdf
6. АКАР: рынок рекламы в России за 2017 год вырос на 14%. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2018/03/20/169852.phtml
References
1. Kak chasto izachem lyudi smotryat televizor. 14.05.2018. Available at: https://fom.ru/SMI-i-internet/14029
2. Press-vypusk29.11.2017. Available at: https://www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=116559_
3. Otraslevojdoklad «Televidenie v Rossii v 2017 godu Sostoyanie, tendenciiiperspektivy razvitiya». Moskva, 2018. Available at: http://www.fapmc.ru/rospechat/docs/documents/ search.html
4. Rejtingi amerikanskih kanalov v iyule pokazali hudshie rezul'taty za god. 17.08.2018. Available at: http://www.cableman.ru/node/38798 http://www.cableman.ru/content/reitingi-amerikanskikh-kanalov-v-iyule-pokazali-khudshie-rezultaty-za-god_
5. Schipkov V.I. Razdelyaj i vlastvuj! Segmentaciya rynka isegmentacionnye issledovaniya. Available at: https://www.hse.ru/data/876/170/1241/segmentation.pdf
6. AKAR: rynok reklamy v Rossii za 2017 god vyros na 14%. Available at: https://adindex.ru/news/researches/2018/03/20/169852.phtml
Статья поступила в редакцию 14.11.18
УДК 621
Parsadanova T.N., Cand. of Sciences (Economics), Professor, Department of Producing Skills, Russian State University of Cinematography
n.a. S.A. Gerasimov (VGIK) (Moscow, Russia), E-mail: parsadanovatn@yandex.ru
TELEVISION AND SPORTS. In the summer of 2018, Russia hosted a significant event-the championship football world. Its popularization was primarily engaged in television, which has a wealth of experience in such events. Who received the rights to broadcast, to what extent, how much they cost, how has changed television viewing in this period, what the ratings were from broadcasts, how does this affect the popularization of sports, given the historical experience that showed the financial report on the study of the impact of the world Cup football FIFA 2018 in Russia, is considered in this article.
Key words: television broadcasts, purchase of rights, package sale of rights, rating, share, TV audience, TV viewing, broadcasting environment.
Т.Н. Парсаданоеа, канд. экон. наук, проф. каф. продюсерского мастерства, Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), г. Москва, E-mail: parsadanovatn@yandex.ru
ТЕЛЕВИДЕНИЕ И СПОРТ
Летом 2018 года в России прошло знаковое событие - Чемпионат мира по футболу. Его популяризацией в первую очередь занималось телевидение, которое имеет богатый опыт проведения таких мероприятий. Кто получил права на трансляции, в каком объеме, сколько они стоили, как изменилось телесмотрение в этот период, какие рейтинги были у трансляций, как это влияет на популяризацию спорта, учитывая исторический опыт, что показал финансовый отчет об исследовании влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России, рассматривается в данной статье.
Ключевые слова: телевизионные трансляции, покупка прав, пакетная продажа прав, рейтинг, доля, телеаудитория, телесмотрение, среда вещания.
В конце октября Оргкомитет «Россия 2018» на официальном сайте РФС представил финансовый отчет об исследовании влияния Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России. Суммарное влияние Чемпионата мира 2018 на ВВП за 2013 - 2018 гг. оценивается в 952 млрд. руб. и обусловлено инвестициями в инфраструктуру, расходами туристов вовремя мундиаля и другими расходами. Это увеличение ВВП привело к росту трудовых доходов населения на 459 млрд. руб., созданию рабочих мест, росту налоговых доходов, выручки малого и среднего предпринимательства. ЧМ особо повлиял на регионы-организаторы - большинство инвестиций было направлено на транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуры, которые планируют в дальнейшем использовать. На развитие спортивной инфраструктуры было направлено 265 млрд. руб., были построены и реконструированы стадионы во всех регионах-организаторах, создано 95 тренировочных площадок, которые будут использоваться для развития массового и профессионального спорта [1]. Акцентируем внимание на социальной сфере. Существует ряд ключевых направлений, но хотелось бы обратить внимание на рост популярности футбола, здорового образа жизни, физической культуры и спорта в целом. В регионах-организаторах интерес к физической культуре и здоровому образу жизни увеличился с 20% до 39%, это выше, чем по стране. Доля интересующихся футболом выросла за восемь лет с 45% до 71%, чему способствовали проводимые коммуникационные мероприятия и информационный фон.
Согласно опросам Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о чемпионате мира по футболу - 2018, который проходил в России с 14 июня по 15 июля, знали все. В последнее десятилетие, в нашей стране проходили знаковые спортивные мероприятия мирового уровня. В 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году Зимние Олимпийские игры в Сочи, лето 2018 года прошло под знаком Чемпионата мира по футболу, а в 2020 нас ждет «Формула -1».
Вопреки суевериям, число 13 стало счастливым для миллиона российских болельщиков, именно столько голосов за Россию было записано в итоговом протоколе Международной федерации футбола. В Цюрихе, 2 декабря 2010 года, не успел президент ФИФА Йозеф Блаттер произнести слово - Россия, как его голос потонул в криках радости российской делегации. Приняв золотой кубок Чемпионата мира, Игорь Шувалов, на тот момент первый вице-премьер Российской Федерации произнес: «Дорогой президент Блаттер, дорогие члены исполкома ФИФА, дорогие друзья, коллеги и все, кто собрался здесь, в этом зале. Вы доверили нам честь провести Чемпионат мира по футболу в 2018 году, и я могу пообещать, и все мы можем пообещать, что вы об этом никогда не пожалеете. Давайте делать историю вместе». Сюжет об этом прошел в эфире программы «Время».
Это была возможность показать миру нашу страну такой, какой ее еще никогда не видели. Волгоград, Екатеринбург, Казань, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Сочи - яркая палитра. Но, надо признать, что и мы посмотрели на нашу страну - другими глазами.
В Москве, 14 июня на стадионе Лужники состоялась торжественная церемония открытия Чемпионата мира по футболу. В мероприятие принял участие британский певец Робби Уильямс, как представитель родины современного футбола, российская оперная певица Аида Гарифуллина, которая в 2013 году в качестве посла Универсиады исполняла первую песню на церемонии открытия XXVII Всемирной Летней Универсиады 2013 в Казани, и молодой арфист Александр Болдачев, лауреат многих международных конкурсов. Официальный мяч турнира вынесла посол Чемпионата мира Виктория Лопырева, символический старт мундиалю дал знаменитый бразильский футболист Криштиану Роналду.
С этого момента жизнь многих людей закрутилась вокруг этого мяча. Право на трансляции матчей Чемпионата мира получил консорциум «2Спорт2», который представляет «Первый канал», ВГТРК и «Матч ТВ». Права на освещение были приобретены в полном объеме, без привязки к определенным платформам. Так что за футбольным турниром следили не только обладатели паспорта болельщика на стадионах, но и по телевизору, радио, в интернете и на мобильных платформах.
Трансляции прошлого чемпионата (2014 г.) «Первый канал» и ВГТРК поделили поровну, на нынешнем - «Первый канал» показал в эфире 27 матчей, «Россия1» -7 игр, «Матч ТВ»- 30. Церемонию открытия Чемпионата мира в эфире представил «Первый канал», а закрытия - «Россия1». Почему произошло такое деление, можно объяснить. Аудитория канала «Россия1» более чем на 70% - женская, средний возраст которой приближается к шестидесяти годам.
Считается, что эта аудитория не привыкла смотреть спортивные состязания и предпочитает семейные просмотры. Но надо признать, что в последнее время женщины все же стали больше интересоваться футболом, хотя, это более молодая возрастная группа. Телеаудитория «Матч ТВ» на 2/3 мужская, со средним возрастом 48 лет. Что касается «Первого канала», то он значительно омолодил свою аудиторию и старается представлять ей все знаковые события.
Матч открытия Чемпионата мира по футболу был между сборной России и Саудовской Аравии, и эта трансляция, которую в прямом эфире посмотрели 9 млн человек, стала самым популярным событием дня с рейтингом 14,1% и долей 48,3% (все население старше 4 лет, Россия (города 100+).
Компания Mediascope 15 июня 2017 года провела специальное исследование для выявления и получения более подробной статистики о местах, обстановке и экранах на которых россияне смотрели матч. «Большинство опрошенных (78%), смотрели матч по телевизору, 17% выбрали для просмотра свое мобильное устройство (смартфон или планшет). Из смотревших матч 88% следили за ходом игры в прямом эфире, а 12% посмотрели матч в другое время, что вероятно связано с ночным временем выхода трансляции в регионах дальних часовых поясов» [2].
Многие россияне смотрели игру дома, а также - на работе, в кафе или барах.
Игру Россия-Египет на канале «Россия1» посмотрели 2 миллиона москвичей и 22 миллиона россиян старше 4 лет. Московский рейтинг 17,4%, доля 50%. По России рейтинг- 15,8%. Надо признать, что все остальные программы, которые раньше были популярны у аудитории понизили свой рейтинг. Как пример, рейтинг программы НТВ «Секрет на миллион» упал до 1,5%. В последнюю неделю июня у ТНТ лучшим рейтингом был 1,6%, ТВ-3-1%, Россия 24 - 0,9, Россия К- 0,7%, Домашний 1%.
Матч Россия - Испания 1 июля в 17.00 прошел с рейтингом 18,6%, долей 58% (в городах от 100 тыс. жителей, в возрасте старше 4 лет). Игра Россия-Хорватия 7.07 в 21.00 стала в Москве самой рейтинговой трансляцией года по отчетам Mediascope. Её смотрели 3,1 млн москвичей, это 28% жителей старше 4 лет, доля была 68% [3].
Конечно, кому-то эти показатели покажутся не такими большими, особенно в сравнении с полуфиналом Евро-2008, где доля составляла 71%, но это данные по телевизионному просмотру. Альтернатив современному просмотру было организовано много. Помимо официальных фан-зон, (к примеру, территория Воробьевых гор вмещала 25 тысяч человек) было открыто около пяти тысяч городских кафе, в которых можно было насладиться игрой. Многие уже существующие рестораны и кафе транслировали матчи на больших выдвижных экранах, которые устанавливали специально под Чемпионат мира. Московский метрополитен подарил возможность следить за матчами во время поездки - в вагонах были размещены экраны, которые не демонтировали после чемпионата, а стали использовать для информационного контента.
На время Чемпионата мира по футболу вышел новый специальный тематический канал «Матч! Ультра», который стартовал 13 июня (временная замена канала «Матч-Планета») и все программы посвятил главному спортивному событию лета 2018г, которые, круглосуточно транслировал в сверхвысоком качестве. Это совместный проект «Газпром-медиа Матч» и «Ростелекома». Помимо репортажей матчей FIFA 2018, в эфир выходили ток-шоу, авторские программы, тематические премьеры, такие как «Портреты игроков Чемпионата мира», «Дорога в Россию». Канал получил приоритет для показа эксклюзивов о мундиале и только после его эфира материал выходил на других площадках субхолдинга «ГПМ Матч».
Если оценивать просмотры в других странах, то по данным Международной федерации футбола, в Бразилии матч национальной сборной с командой Швейцарии смотрели 55,89 млн. телезрителей - это самый высокий показатель для спортивных событий с 2006 года, во Франции общее количество телеаудитории финала (только домашний просмотр) составило 20,35 млн. человек, трансляцию награждения смотрели 22,21 млн., что составляет примерно 33,2% возможной аудитории во Франции. В Хорватии дома матч смотрели чуть больше полутора миллионов зрителей - 39,2%. «В России финал смотрело 16,2% аудитории, или 20,81 млн человек [4]. Однако этот матч все равно оказался самым рейтинговым - игры со сборной России смотрело 14-15% аудитории, по данным ФИФА. Аудитория была больше, чем у любого другого матча на кубке УЕФА-2016, или на кубках ФИФА с 2006 года, в том числе с участием сборной России. Однако
рекорд был поставлен в 2GG2 году, когда в ЧМ сборная России играла с Японией (22,б% аудитории).
В США матч смотрели 16,G1 млн. человек (5,2%), в Бразилии - 4G,45 млн. (19,1% по основному каналу), в Германии - 21,32 млн. (28,2%)» [5]. «В эфире телеканала Globo - 53,32 млн. зрителей, каналы Fox и SPORTV привлекли еще G,35 млн и 2,22 млн человек соответственно. В Швейцарии матч против Бразилии посмотрели 2,23 млн. зрителей на каналах RSI, RTS и SRF. Это стало самым большим показателем для прямой трансляции в Швейцарии с ЧМ-1998. В Германии за первым матчем немецкой сборной против Мексики смотрели 25,97 млн. зрителей в эфире ZDF, что превысило рекорд трансляции Евро^1б. В Мексике за игрой сборных наблюдали 17,5б млн. человек. Игру показывали каналы Las Estrellas, Azteca 7 и Foro TV» [б].
Стоимость на трансляцию именно чемпионата мира по футболу, по данным представителя РБК составила $32 млн. «Но цена всего контракта чуть выше, так как включает в себя права на трансляцию еще одного спортивного события» [7].
ФИФА стоимость прав на трансляции в России чемпионата мира 2G18 года не раскрывает. Хотя, надо признать первоначально они запрашивали $12G млн., что втрое больше по сравнению с ЧМ 2G14 года, который принимала Бразилия. Сравнение шло, как можно представить с британским и европейским рынком -английская футбольная премьер-лига за три сезона (с 2G16 по 2G19 год) получает с двух британских телеканалов £5,13б млрд., а на продаже трансляций в Китай также за три года заработает $7GG млн. [8]. Но в России реклама продается в рублях, а права в долларах, так что первоначально запрашиваемую цену можно считать неадекватной.
Представители «Матч ТВ», ВГТРК, «Первого канала» официально не назвали сумму сделки. Предыдущий Чемпионат мира по футболу 2G14 года транслировали только «Первый канал» и ВГТРК, «Матч ТВ» тогда еще не было.
В мировой практике права на вещание принадлежат организаторам соревнований. Согласно Федеральному закону «О спорте» «Организаторам физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фотосъемки мероприятия». «Права на освещение физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании разрешений организаторов физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий или соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий» [9]. При этом, права реализуются любой заинтересованной стороне, вне зависимости от ее желания вещать самостоятельно, или нанимать субподрядчиков. Права на трансляции чаще продаются пакетами, например, на трансляции всех матчей, на территории одной страны. Отдельные пакеты формируются для эфирного телевидения, для платных каналов, Интернета и мобильных устройств. Учитываются территория или среда вещания, эксклюзивность или не эксклюзивность, прямой показ, или запись, ключевые моменты, новостной доступ. Прямые переговоры с правообладателями начинаются по инициативе канала, или самого правообладателя, и происходит это задолго до самих спортивных событий, часто на профильных выставках. Время в данном случае важный фактор и с точки зрения времени трансляций - ценится прямой эфир, и с точки зрения времени, оставшегося до предполагаемого события. От этого стоимость прав может меняться. Принцип формирования цен исходит в первую очередь из законов рынка - на первом месте спрос, также учитываются затраты и ожидаемая прибыль. Несмотря на большие цены, а они зависят и от вида спорта, телевизионные каналы покупают права, тем самым привлекая аудиторию, которая в больше степени интересует рекламодателей. Каналам, чтобы окупить приобретение прав под закупленный контент необходимо подобрать рекламу, на что нужно время. Бывали случаи, когда к окончательной цене приходили за три недели до события. Такая ситуация была перед Кубком конфедераций по футболу в 2G17 г.
Если покупателей больше, чем один, пакеты прав реализуются через аукцион. Самые дорогие - Олимпийские игры, Чемпионаты мира по футболу. Эксклюзивные права на трансляции Олимпийских игр до 2G24 года включительно на территории Европы выкуплены в 2G16 году компанией Discovery Communications, собственником телеканала Eurosport. Сумма сделки - 1,3 млрд. евро.
Стоимость трансляций Чемпионата мира по футболу 2G18 г. по данным, представленным РБК, мы показали выше. Коммерческий интерес к виду спорта первостепенен, необходимо ориентироваться на то, что пользуется спросом. Но, некоторые федерации могут отдавать права на трансляции бесплатно, это важно для популяризации вида спорта.
Телевидение часто выступает как катализатор для принятия решений, в какой вид спорта отдать ребёнка. Можно вспомнить одни из первых спортивно-развлекательных ледовых шоу на наших телеэкранах - «Звезды на льду» «Первого канала» и «Танцы на льду» канала «Россия1», которые выходили в эфир параллельно, по субботам осенью 2GG6 года. «Танцы на льду» занимали первую позицию (рейтинг - 19%, доля - 42,б%), «Звезды на льду» - третью (рейтинг -17,3%, доля -39,4%). Во избежание путаницы, в последующие сезоны проект «Первого канала» стал называться «Ледниковый период». «Россия1» выпустила два сезона проекта и о них многие забыли, «Первый канал», хоть и с перерывами выпустил в эфир б сезонов. А, весной 2G18 года в эфир вышел проект «Ледни-
ковый период. Дети» (возрастная категория до 11 лет). Это, те дети, которые, ровесники телепроекта «Ледниковый период». Ни для кого не секрет, что после выхода «Ледникового периода» началась активная запись в школы фигурного катания. Такого плана спортивные развлекательные проекты становятся популяризаторами видов спорта. Надо учитывать, что по красочности и театрализован-ности фигурное катание отличается от прыжков в воду но каждый выбирает свое. Осенью этого года, на «Первом канале» стартовал второй сезон экстремального проекта «Русский ниндзя», российская версия «Ninja Warrior, шоу о сильных телом и духом (формат телекомпании Tokyo Broadcasting System (TBS)). Съемки первого сезона шоу «Русский Ниндзя» прошли осенью 2017 года. Первый эпизод сезона 2017 года показал впечатляющие результаты и оказался в топе самых популярных программ: по данным Mediascope рейтинг шоу составил 5,31% с долей аудитории 17, 68% (мужчины и женщины в возрасте от 14 до 59 лет) [10].
Как отмечает продюсер проекта Илья Кривицкий, желающих принять участие в проекте превысило три тысячи человек. Более 90% из них не профессиональные спортсмены, а представители совершенно различных специальностей. Самому молодому участнику 18 лет, самому старшему 70. И хотя это шоу не посвящено конкретному виду спорта, помимо развлекательной функции, в нем присутствует мотивационная - быть спортивным, ловким независимо от возраста, становится модно.
И несмотря на то, что последние 10 лет телесмотрение и медиапотребле-ние принципиально изменилось, увеличилась аудитория людей, которые хотят смотреть контент в интернете, телевидение не сдает свои позиции. Сама этимология слова «теле», от древнегреческого - «далеко» и латинского video - «видеть» говорит сама за себя. От желания «видеть вдаль», человечество вряд ли откажется, наоборот, мы наблюдаем пик видеопотребления.
В тридцатые годы прошлого века, качество передачи изображения было несовершенно, но именно тогда была внедрена идея телевидения. Начиналось оно с механического, а не электронного, поистине лучшего качества. Механическое телевидение, которое велось в нашей стране до апреля 1940 года, распространялось на средних и длинных волнах, они принимались практически по всей стране, а электронное могло вестись на ультракоротких волнах, которые распространялись только в пределах видимости от антенны передатчика до приемной антенны. Первые опытные передачи стимулировали общественный спрос и в дальнейшем, это стало основной идеей - удовлетворение потребностей аудитории.
Телевидение возникло на базе фотографии, кинематографа и радио. Первая внестудийна передача вышла в 1949 году. Это был репортаж с футбольного матча между командами «Динамо» (М) и ЦДКА, который проходил на московском стадионе «Динамо». Надо отметить, что футбольная тема интересовала многих и еще за пятнадцать лет до этого режиссером Александром Разумным и советским футболистом Валентином Гранаткиным была сделана попытка телевизионного футбольного репортажа, в которой в прямом смысле слова объединил кинематограф и радио. На кинопленку сняли матч, а на следующий день его показали по телевизору и во время демонстрации ее комментировал В. Гранаткин. Особую популярность спортивные репортажи получили в 50-ые годы, чему способствовали первые выдающиеся спортивные комментаторы Вадим Синявский и Николай Озеров.
Надо сказать, что родоначальники футбола, англичане, впервые показали по телевидению футбольный матч в 1937 году, через три года, после советского репортажа. Технология была такая же (сняли, потом показали), отличие в том, что это был специально организованный для съемок товарищеский матч «Арсенала» с резервным составом того же клуба. Первый прямой репортаж c финала Кубка Англии BBC показала весной 1938 года [11]. Если вспомнить Германию, то основным толчком к спортивному телевизионному показу стала Олимпиада 1936 года, которая проходила в Берлине. Немецкое телевидение начинало свою работу в 1935 году с передач новостей и выступлений актеров в шоу, первый фильм вышел 19 июня 1935г Все снималось на 35 мм пленку, передачи выходили в прямом эфире, так как технологии записи еще не было. Во время Олимпийских игр телерепортажи шли 8 часов, двухчасовыми блоками с перерывами. Телевидение показало 48 специальных телепрограмм для полуторатысячной аудитории.
В США, 30 апреля 1939 года регулярное телевизионное вещание компания NBC начала с выступления о перспективах развития телевидения Дэвида Сар-нова (руководитель компании) и Франклина Рузвельта (первый президент, выступивший по телевидению). Это произошло на церемонии открытия Всемирной Промышленной выставки. Суммарный объем вещания был около десяти часов в неделю. В эфир в основном выходили прямые трансляции по американскому футболу и бейсболу, музыкальные, развлекательные программы и короткие выпуски новостей. Таким образом, еще в тридцатые годы прошлого столетия сформировались основные тематические направления телевидения - новости, шоу, спорт. В пятидесятые годы по телевизору можно было посмотреть практически все соревнования, которые проходили в Москве. Спортивным вещанием занимался отдел спорта Главной редакции общественно-политических программ, в последствие - Главная редакция пропаганды. Был и спортивный радиоотдел, который в 1970 году объединили с телевизионным. Возглавил его Ш.Н. Мелик-Пашаев, один из основателей отечественного спортивного радиовещания. Стадионы в те годы были заполнены зрителями, но их численность не могла конкурировать с тем количеством, которое могло дать телевизионное вещание. Для советского
телевидения знаковым событием было создание в Гостелерадио СССР Главной редакции спортивных программ в 1976 году. Связано это было с растущей в стране ролью физкультуры и спорта, с увеличивающимся количеством спортивной информации и прямых теле- радиотрансляций. Главным редактором был назначен Олимпийский чемпион по вольной борьбе Александр Иваницкий, который до этого руководил отделом. На спортивную редакцию возложили обязанность подготовки и дальнейшего проведения теле- и радиотрансляций 0лимпиады-80.
В конце 1975 году было принято решение о строительстве в СССР Олимпийского теле-, радиокомплекса, проектирование которого началось еще в 1973 году, за год до объявления Москвы столицей Олимпиады. Главным заказчиком строительства и оснащения было Гостелерадио СССР Противников было много, так как считалось, что в Останкине и так самый большой телецентр в Европе. Строительство все-таки началось в конце 1976 года и к Олимпиаде - 80 сдано в эксплуатацию.
Для показа олимпиады решили не приглашать зарубежных продюсеров, а подготовить своих специалистов. Основная задача - научиться показу всех олимпийских видов спорта. 70 передвижных телевизионных станций (ПТС) были направлены в крупнейшие республики, с целью освоить показ определенного вида спорта. К примеру, за парусный спорт отвечала Эстония, за баскетбол - Литва. Сейчас многие вспоминают, как проводилась наша домашняя Олимпиада 2014 года, но не задумываются о том, что это усовершенствованная тактика спортивной редакции Гостелерадио СССР, в которой работали истинные профессионалы: главный редактор Александр Иваницкий, заместитель главного редактора Аркадий Ратнер, главный режиссер Яков Садеков, режиссер прямых трансляций Раиса Панина, Евгений Гришин, ответственный выпускающий Михаил Абдулха-ков, выпускающий редактор Александр Королев, комментаторы Николай Озеров и Владимир Маслаченко, Владимир Перетурин (футбол), Евгений Майоров (хоккей), Георгий Сурков (гребля, лыжный спорт), Анна Дмитриева (теннис), Нина Еремина (баскетбол), Георгий Саркисьянц (футбол, фигурное катание). Комментаторы и режиссеры специализировались в двух-трех видах спорта. Помимо того, что многие советские комментаторы были титулованными спортсменами, они еще имели и журналистское образование. Спортивная редакция также отвечала и за выпуски спортивных новостей в программе «Время» и «Новости». Прямые репортажи всегда были востребованы аудиторией, но постепенно популярность начали набирать, тематические передачи о спорте, информационно-развлекательные и аналитические, которые в те годы называли итоговыми программами. В редакции был отдел, который занимался производством таких программ, Одна из самых популярных - «Футбольное обозрение», которая выходила в эфир с 1980 года по 1991. Затем эстафету приняла студия спортивных программ РГТРК «Останкино» и ОРТ-Спорт. Премьерный эфир был 19 октября 1980 года. Тридцатиминутная передача выходила один раз в неделю, в воскресенье и состояла из обзоров внутренних чемпионатов, европейских матчей. Отдельно показывали яркие голы с повторами, интервью. Во время знаковых футбольных событий, таких как чемпионат мира и Европы, в дополнение выходила передача «Дневник чемпионата». Те, кто помнит эту программу, по-разному к ней относились, для автора этой статьи, она была «суховата». Современное телевидение изменилось, материалы готовят разнообразные, технологических возможностей больше, но часто, это все то, что задумывалось еще для Олимпиады-80 Анной Дмитриевой и Аркадием Ратнером. Правда, по разным «политическим» соображением те материалы не вышли в эфир. Зато, когда Анна Владимировна Дмитриева в 1996 году возглавила спортивные каналы НТВ-Плюс, это было осуществлено. Телевизионные трансляции получили достойное обрамление - телевизионные журналисты вышли за пределы стадионов, и аудитория узнала больше о жизни спортсменов, об истории различных видов спорта. Знаковые спортивные соревнования проходят в разных странах и это, возможность зрителям, любителям спорта познакомиться с историей и культурой этой страны. Как показали материалы «Первого канала», посвященные Олимпиаде 2014 года в Сочи и материалы о Чемпионате мира по футболу 2018, современные спортивные журналисты приняли эту эстафету.
Телевидение отражает не только реальность игры, оно меняет виды спорта, отношение аудитории к спорту и представления о нем. Спортивные состязания - это зрелищные мероприятия и популяризировать их, надо учитывая современные предпочтения аудитории, используя новые технологии. На Чемпионате мира по футболу 2018 г. их представили пять.
1. Видеопомощь арбитрам VAR (video assistant referee) на Чемпионате мира работала впервые, хотя за последние два года эта система уже была апро-
Библиографический список
бирована примерно на 20 различных турнирах по всему миру, в том числе и на Кубке Конфедераций. Принцип работы, следующий: три видеоассистента следят за матчем с помощью камер, которые передают изображение на мониторы центрального компьютера. Они могут перепроверить эпизод, показавшийся им спорным. Если они приходят к выводу, что гола не было - мяч не пересек линию ворот, сообщают об этом арбитру. Главный рефери матча может прислушаться к ассистентам или самостоятельно просмотреть видеоповтор эпизода на специальном устройстве, похожем на планшет. Для этого судья обязан подойти к бровке поля у центральной линии. Эта система использовалась и для других спорных моментов. Для видеофиксации гола использовали три системы, получившие одобрение ФИФА: британская Hawk Eye («Ястребиный глаз»), а также немецкие GoalControl-4D и GoalRef. Их отличия, следующие:
• Hawk Eye: на крыше стадиона, по всему периметру, устанавливается от 7 до 14 высокоскоростных камер. Камеры передают изображение на центральный компьютер, в модель игрового поля. Система моделирует траекторию полета мяча - для этого нужно, чтобы движение мяча успели зафиксировать хотя бы две камеры. Если мяч пересек линию, главный арбитр получает сигнал на свои часы - гол.
• GoalControl-4D: у ворот также ставятся 14 высокоскоростных камер, которые отслеживают перемещения мяча и при необходимости отправляют сигнал на наручные часы арбитру.
• GoalRef использует не камеры, а электромагнитную индукцию. К штангам и перекладине футбольных ворот крепятся специальные датчики, которые создают магнитное поле. Когда мяч полностью пересекает линию ворот и выходит за пределы этого поля, чип внутри него начинает пищать. В эту секунду главный арбитр получает сигнал на свои часы - гол.
2. Исчезающий спрей Spoony, придуманный и запатентованный бразильским изобретателем Гейне Аллеманье. С 2015 года использование спрея судьями во время матча рекомендовано Российской футбольной премьер-лигой. Арбитр выдавливает спрей из баллончика на газон. С его помощью он отмечает точку, с которой будет нанесен штрафной удар, а также линию, за которую не могут выходить футболисты, стоящие в стенке. Через несколько минут спрей исчезает. Если какой-то игрок выходит за линию, он может получить желтую карточку. Это позволяет судьям более строго следить за соблюдением правил.
3. Умный мяч (Adidas Telstar). Новые виды футбольных мячей разрабатывают для каждого крупного турнира. В одну из панелей этого мяча вклеен чип NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной передачи данных между двумя устройствами, расположенными близко друг к другу. Ее поддерживает большинство смартфонов Android и iPhone, начиная с седьмой модели. Владельцы Android могут приложить смартфон к чипу, тогда у них откроется страница с описанием мяча и футбольными новостями adidas. На iPhone можно считывать NFC-чип с помощью одного из специальных приложений, которые можно бесплатно скачать в App Store.
4. Беспилотные автобусы, которые перевозили болельщиков. В Volgabus разработали три разных модели - маленькие автобусы на 4-6 человек, средние -на 8-12, и большие - на 20 пассажиров. По сути, их можно выстроить как матрешек. В них установлено восемь высокочастотных камер, которые отслеживают столбы, ямы, пешеходов и прочие препятствия на дороге. «Матрешка» ездит не очень быстро, со скоростью 15-20 км/ч, но, автобусу легче затормозить, если потребуется. При полном заряде батареи есть гарантия проехать 130 км с максимальной скоростью 30 км/ч.
5. 3-D сканеры для болельщиков - российская разработка для получения 3D- моделей людей на крупногабаритных объектах. Это и возможность создать свою цветную 3D-модель, почти вживую побывать на стадионе ЦСКА, а также примерить на себя форму футбольного клуба [12].
Любопытно, какие ноу-хау представит Япония на Олимпийских играх 2020 года. Если вспомнить, как страна подготовилась к Олимпиаде 1964 года, построив систему высокоскоростных поездов и то, что Япония первая в истории организовала прямые трансляции сигнала цветного ТВ по спутнику, зрителей ожидает много интересного. Это и 8-К вещание и накопители емкостью 40 Тбайт и сети 5G, которые в сто раз будут быстрее LTE. Не говоря уже о роботах-помощниках, которые будут помогать гостям Олимпиады вместо "морально устаревших" волонтеров, которые смогут спокойно отправиться домой в беспилотном автомобиле, чтобы посмотреть на 8К-телевизоре соревнования, одновременно записывая их на 40-Тбайт диск своего мобильного телефона, чтобы потом за 5 минут выгрузить видео на YouTube.
1. Итоговый отчет Оргкомитета о ЧМ-2018 в России - Исследование влияния Чемпионата мира по футболу FIFA2018 в России на экономическую, социальную и экологическую сферы. 2018. Available at:https://rfs.ru/news/208313
2. Mediascope представила данные по матчу открытия чемпионата мира по футболу 2018 Россия - Саудовская Аравия 2018. Available at: Mediascope.net/press/ news/823246/
3. Афанасьева А. Аудитория игры России с Испанией стала рекордной на ЧМ-2018. 04.07.2018, Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3676758
4. Финал чемпионата мира собрал у телевизоров рекордное количество зрителей. 18.07.2018, Available at: https://www.dp.ru/a/2018/07/18/Final_chempionata_mira_sob
5. Финал ЧМ по футболу поставил рекорд по количеству телезрителей. 17.07.2018. Available at: https://www.interfax.ru/amp/621460
6. FIFA сообщила о росте телеаудитории ЧМ-2018. 20.06.18 Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3662875
7. ФИФА назвала получателей прав на трансляцию в России матчей ЧМ-2018. 22.12.2017 Available at: https://www.rbc.ru/society/22/12/2017/5a3cec3d9a79470b0862d4b3
8. Кульянов А. России права на свой ЧМ не по карману. 04.04.2017. Available at: https:// www.gazeta.ru/sport/2017
9. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 29.07.2018). О физической культуре и спорте в Российской Федерации> Глава 2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта >Статья 20 Организация и проведение физкультурных, спортивных мероприятий. Available at: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/glava-2/statia-20/
10. Премьера шоу «Русский Ниндзя» в эфире Первого канала, пресс-релиз. 30.11.2017. Available at: https://adindex.ru/news/releases/2017/11/30/167680.phtml
11. Чаушьян С. Футбол в массы: от первой радиотрансляции до матча в формате 3D, 08.10.2015. Available at: htt p://www.aif.ru/sport/football/futbol_v_massy_ot_pervoy_ radiotranslyacii_do_matcha_v_formate_3d
12. Салтыкова М. Пять новых технологий на Чемпионате мира по футболу в России. 20.04.2018. Available at: https://rb.ru/story/tech-championship-football/
References
1. Itogovyj otchet Orgkomiteta o ChM-2018 v Rossii - Issledovanie vliyaniya Chempionata mira po futbolu FIFA2018 v Rossii na 'ekonomicheskuyu, social'nuyu i 'ekologicheskuyu sfery. 2018. Available at:https://rfs.ru/news/208313
2. Mediascope predstavila dannye po matchu otkrytiya chempionata mira po futbolu 2018 Rossiya - Saudovskaya Araviya 2018. Available at: Mediascope.net/press/news/823246/
3. Afanas'eva A. Auditoriya igry Rossii s Ispaniej stala rekordnoj na ChM-2018. 04.07.2018, Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3676758
4. Final chempionata mira sobral u televizorov rekordnoe kolichestvo zritelej. 18.07.2018, Available at: https://www.dp.ru/a/2018/07/18/Final_chempionata_mira_sob
5. Final ChM po futbolu postavil rekord po kolichestvu telezritelej. 17.07.2018. Available at: https://www.interfax.ru/amp/621460
6. FIFA soobschila o roste teleauditorii ChM-2018. 20.06.18 Available at: https://www.kommersant.ru/doc/3662875
7. FIFA nazvala poluchatelejprav na translyaciyu v Rossii matchej ChM-2018. 22.12.2017 Available at: https://www.rbc.ru/society/22/12/2017/5a3cec3d9a79470b0862d4b3
8. Kul'yanov A. Rossii prava na svoj ChM ne po karmanu. 04.04.2017. Available at: https:// www.gazeta.ru/sport/2017
9. Federal'nyjzakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 29.07.2018). O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii> Glava 2. Organizaciya deyatel'nosti v oblasti fizicheskoj kul'tury i sporta >Stat'ya 20 Organizaciya i provedenie fizkul'turnyh, sportivnyh meropriyatij. Available at: http://sudact.ru/law/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/glava-2/ statia-20/
10. Prem'era shou «Russkij Nindzya» v 'efire Pervogo kanala, press-reliz. 30.11.2017. Available at: https://adindex.ru/news/releases/2017/11/30/167680.phtml
11. Chaush'yan S. Futbol v massy: ot pervoj radiotranslyacii do matcha v formate 3D, 08.10.2015. Available at: htt p://www.aif.ru/sport/football/futbol_v_massy_ot_pervoy_ radiotranslyacii_do_matcha_v_formate_3d
12. Saltykova M. Pyat' novyh tehnologij na Chempionate mira po futbolu v Rossii. 20.04.2018. Available at: https://rb.ru/story/tech-championship-football/
Статья поступила в редакцию 14.11.18
УДК 821.512.156
Soyan A.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, TuvSU (Kyzyl, Russia), E-mail: soyan-a@mail.ru
THE IMAGE-SYMBOLS IN THE POEMS OF E. MIZHIT. The article discusses the images-symbols in the poems written by Eduard Mizhit. His works are distinguished by an unusual language, philosophy. In modern Tuvan literature the name of E. Mizhit occupies a prominent place. It is noteworthy that he writes in Tuvan and Russian. In the article the researcher analyzes the images of yurts, crow, eagle, drops, rocks, horse and land in poems "Og", "Ush damdy", "Kara kuskun", "Emdik-Oi", "Subedey". The organization of the composition of these works requires close attention, study. The poem "Og" is fully written in vers libre. In "Subedey" special role is played by the dialogue between the characters. The images in E. Mizhit's poem help to express the author's idea. They are used as symbols. Key words: poetry, image, symbol, Tuvan literature, philosophical meaning.
А.М. Соян, канд. филол. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: soyan-a@mail.ru
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ В ПОЭМАХ Э. МИЖИТА
В статье рассматриваются образы-символы в поэмах, написанных Эдуардом Мижитом. Его произведения отличаются необыкновенным языком, философичностью.
В современной тувинской литературе имя Э. Мижита занимает видное место. Примечательно, что он пишет и на тувинском, и на русском языках. В данной работе проанализированы образы юрты, ворона, орла, капли, скалы, коня, земли в поэмах «вг», «Уш дамды», «Кара кускун», «Эмдик-Ой», «Субедей».
Организация композиции перечисленных произведений требует пристального внимания, изучения. Поэма «вг» полностью написана верлибром. В «Субедей» особую роль играют диалоги между героями.
Образы в поэмах Э. Мижита помогают выразить идею автора. Они использованы в качестве символов. Ключевые слова: поэзия, образ, символ, тувинская литература, философский смысл.
Эдуард Мижит - народный писатель Тувы, новатор современной тувинской поэзии, драматург прозаик, переводчик. Его произведения отличаются оригинальностью, глубоким философским содержанием.
Л.С. Дампиловой отмечено, что «поэзии Мижита более свойственна внутренняя двойственность и противоречивость, характерная модернистской картине мира» [1, с. 163; 2, с. 63].
Людмила Мижит по достоинству оценила медитативную лирику поэта, которая имеет национальный философский колорит, характерный для восточных народов, отличается масштабностью образов, метафоричностью и символичностью [з, с. 92].
Цель данной статьи заключается в выявлении и анализе образов-символов в поэмах Э. Мижита.
Одним из своеобразных произведений является «вг» ('Юрта'). Строки ли-рико-философской поэмы написаны верлибром.
В самом начале произведения использован эпиграф «Херээмейде чуве-ле бар» (букв. «в душе моей что-то есть»). Этим автор хотел подчеркнуть то, что ему хочется что-то сказать. Обычно тувинские героические сказания начинаются со слов шыяан ам 'так вот'. Подобно этому поэтом употреблена вышеприведенная строка.
В качестве еще одного эпиграфа взят отрывок из тувинского героического эпоса, где посредством гипербол изображена огромная юрта:
Поэма состоит из пяти глав: 1. Эргин 'порог'. 2. Бирги дээрбек. Эжик - ха-яапча - эжик 'Первый круг Дверь - длинная полоса из войлока, закрывающая нижнюю часть решётки юрты - дверь'. 3. Ийиги дээрбек. Кожалац - хана - кожалац 'Второй круг. Лентообразная волосяная верёвка, укрепляющая войлок на юрте - решётка юрты - лентообразная волосяная верёвка'. 4. Ушку дээрбек.
Илдиргелер - ынаалар - хараача 'Третий круг Верёвочные (волосяные) петли (для скрепления жердей в юрте) - длинные деревянные жерди - большой обруч наверху юрты для закрепления жердей'. 5. Твнчузу Ыдык багана - ыдык одаг 'Конец. Священная подпорка - священный очаг'.
Все названия глав имеют символическое значение. Философские мысли, взгляды автора можно трактовать по-разному.
В первой главе порог является образом-символом начального этапа новой жизни. Каждый человек при рождении переступает через порог и заходит в этот мир. Жизнь полна чудес, неожиданностей, преград. Из-за этого людям приходится переступить через порог трудностей.
В первом круге эжик 'дверь' является символом онтогенеза человека. Человек зайдет в этот мир, открывая его, и, закрывая, уходит в иной мир.
Хаяапча 'войлочное покрытие вокруг нижней части юрты' - символ долгого жизненного пути, выполняет защитные функции. В поэме определяется эпитетами хоозуралдан, эжелелден, узуткалдан камгалакчы (букв. 'защитник от разорения, захвата, истребления').
Кожалац 'лентообразная волосяная верёвка, укрепляющая войлок на юрте' - символ веры, надежды, любви. Без данной верёвки существование юрты в целости и сохранности невозможно. Поэтому кожалац является символом солидарности, крепкой опорой мира.
Во втором круге особое значение имеет хана 'решётка юрты'. Она символизирует неразрывную связь между поколениями. Кожалац и хана вместе составляют образ крепкой любви.
Илдиргелер - ынаалар - хараача все символизируют глубокую неразрывную связь человека с природой, поскольку тонкие жерди в юрте скрепляются верёвочными (волосяными) петлями. Данные части триады неотделимы друг от