Научная статья на тему 'Роль сми республики Татарстан в формировании у населения интереса к физической культуре'

Роль сми республики Татарстан в формировании у населения интереса к физической культуре Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
437
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / MASS MEDIA / РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / REPUBLIC OF TATARSTAN / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORTS / ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ / PROMOTION OF HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сабирова Л. Р.

Важную роль в формировании наших убеждений играют средства массовой информации (СМИ). Иногда содержащаяся в них информация преднамеренно представляется таким образом, чтобы побуждать нас верить в определенные вещи или формировать мнение по поводу тех или иных событий. Роль региональных масс-медиа в организации общественного мнения и привлечении внимания аудитории к спортивной теме весьма актуальна. Средства массовой информации на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности человека в целом. Можно привести массу примеров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменялось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями Интернета, газет, радио и телевидения для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт». В данной статье представлены результаты проведенного анализа содержания материалов СМИ Республики Татарстан, активно освещающих спортивную тематику, за последние годы. Через медиаканалы необходимо активно пропагандировать физическую культуру и спорт, что очень важно для страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MASS MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN BRINGING COMMUNITY TO PHYSICAL ACTIVITIES

Mass media plays a significant role in shaping our views. Sometimes the information contained in mass media is deliberately presented in such way that it encourages us to believe in certain things or to get a certain opinion on certain events. The role of regional mass media in shaping public opinion and attracting attention of the audience to sport subjects is up-to-date. Today mass media represent the developed social institution which can considerably affect both community and personal development. There are dozens of examples where public opinion was formed and changed being influenced by mass media, which transformed behavior and lifestyle. Therefore, it is important to learn to use the Internet, newspapers, radio and television to solve the hot problems of "Physical culture and sport" industry. This article shows the results of content analysis of mass media of the Republic of Tatarstan actively covering sport subjects in recent years. It is necessary to actively promote physical culture and sports through media channels. This is very important for the country as a whole.

Текст научной работы на тему «Роль сми республики Татарстан в формировании у населения интереса к физической культуре»

УДК 37.013

РОЛЬ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ФОРМИРОВАНИИ У НАСЕЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Л.Р. Сабирова

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия Для связи с автором: E-mail: Lysabirova@yandex.ru

Аннотация

Важную роль в формировании наших убеждений играют средства массовой информации (СМИ). Иногда содержащаяся в них информация преднамеренно представляется таким образом, чтобы побуждать нас верить в определенные вещи или формировать мнение по поводу тех или иных событий. Роль региональных масс-медиа в организации общественного мнения и привлечении внимания аудитории к спортивной теме весьма актуальна. Средства массовой информации на сегодняшний день представляют собой сложившийся социальный институт, который значительно влияет как на развитие самого общества, так и на формирование личности человека в целом. Можно привести массу примеров, когда под воздействием СМИ формировалось и изменялось общественное мнение, меняя по существу и поведение, и образ жизни людей. Поэтому так важно научиться пользоваться возможностями Интернета, газет, радио и телевидения для решения насущных проблем отрасли «Физическая культура и спорт». В данной статье представлены результаты проведенного анализа содержания материалов СМИ Республики Татарстан, активно освещающих спортивную тематику, за последние годы. Через медиаканалы необходимо активно пропагандировать физическую культуру и спорт, что очень важно для страны в целом.

Ключевые слова: СМИ, Республика Татарстан, физическая культура, спорт, пропаганда здорового образа жизни.

THE ROLE OF MASS MEDIA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN IN BRINGING COMMUNITY TO PHYSICAL ACTIVITIES L.R. Sabirova

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia Abstract

Mass media plays a significant role in shaping our views. Sometimes the information contained in mass media is deliberately presented in such way that it encourages us to believe in certain things or to get a certain opinion on certain events. The role of regional mass media in shaping public opinion and attracting attention of the audience to sport subjects is up-to-date. Today mass media represent the developed social institution which can considerably affect both community and personal development. There are dozens of examples where public opinion was formed and changed being influenced by mass media, which transformed behavior and lifestyle. Therefore, it is important to learn to use the Internet, newspapers, radio and television to solve the hot problems of "Physical culture and sport" industry. This article shows the results of content analysis of mass media of the Republic of Tatarstan actively covering sport subjects in recent years. It is necessary to actively promote physical culture and sports through media channels. This is very important for the country as a whole. Keywords: Mass media, the Republic of Tatarstan, physical culture, sports, promotion of healthy lifestyle.

В последние годы большое внимание уделяется спорту и физической культуре, потому что спорт является одним из важных факторов формирования культурных ценностей, норм и здоровья человека. Большое значение имеет вовлечение в спорт и в занятия физической культурой широких масс населения. Спорт является одним из эффективных способов улучшения генофонда нации. Именно поэтому необходимо активно пропагандиро-

вать физическую культуру и спорт с помощью средств массовой информации. Автором использованы традиционные эмпирические и общенаучные методы, в том числе исторический; анализ и синтез, наблюдение, сравнение текстов СМИ, социологический метод (анкетирование). В методологическом плане исследование базируется на научных трудах таких теоретиков современной медиасферы и журналистики, как В.З. Гарифуллин [1], Е.А.

Баранова [2], И.П. Яковлев [3], Е.Н. Пескова [4], В.В. Ворошилов [5], А.В. Колесниченко [6], С.Г. Корконосенко [7-8], а также педагогики: В.Г. Камалетдинов [9], В.А. Сластенин [10], А.И. Федоров [11-12], Д.В. Дианов [13]. Многие из теоретических аспектов спортивной журналистики были уже изучены в работах С.В. Алексеева [14], О.С. Шустера [15], Mona Tavakolli [16], Whannel Garry [17], Е.А. Гаври-ченковой [18], П.А. Виноградова [19], С.В. Ша-рафутдиновой [20], К.А. Алексеева [21], и др. СМИ не просто информируют людей, не просто сообщают новости, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, различные программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Почти каждый современный человек имеет дело с таким явлением, как спорт. Особо активно интересуются проблемами спорта либо сами спортсмены, либо любители спорта, которые следят за спортивными новостями и материалами в средствах массовой информации. Поэтому исследование влияния масс-медиа на формирование здорового образа жизни и физическое воспитание молодого поколения актуально. Особую роль в этом сыграл проходящий в России Чемпионат мира по футболу FIFA-2018. Проанализировать, как это событие освещалось в СМИ и как все это повлияло на общество в целом, мы сможем только спустя какое-то время. А сейчас попытаемся сделать аналитический обзор ситуации в целом по Республике Татарстан на данный момент. Спорт является сегодня одним из приоритетных направлений развития регионов России. Не секрет, что авторитет региона определяется в том числе и результатами выступлений спортсменов на российском и мировом уровне. В каждом из субъектов Российской Федерации существуют приоритетные виды спорта. Например, в Калмыкии — шахматы, в Удмуртии — легкая атлетика, в Татарстане — хоккей, волейбол, футбол, баскетбол. Республика Татарстан является передовым регионом в сфере спорта. По итогам онлайн-голосования, которое было опубликовано на сайте федерального издания «Советский спорт», Казань признана спортивной столицей России [22].

Масс-медиа республики рассказывают аудитории обо всех аспектах спортивной деятельности: физической и тактической подготовке, истории личной жизни спортсменов, результатах соревнований, преодолении сложностей. Именно СМИ формируют представления людей о спорте. Благодаря печати, радио, телевидению и Интернет-ресурсам Республики Татарстан стали популярными многие виды спорта, спорт приобрел большой общественный резонанс, появились новые источники финансирования этой отрасли, целые программы поддержки спортсменов, создаются рекламы, массовый спорт расцветает.

На современном этапе на уровне Правительства страны приняты и реализуются нормативно-правовые акты, инициирующие деятельность по развитию физической культуры и спорта, как инструменты сохранения и укрепления здоровья, оптимизации физического состояния различных возрастных категорий и групп населения [23]. Татарстанские спортсмены и профессиональные клубы достигают высоких результатов. Все знают о триумфальных победах таких команд, как баскетбольный клуб «УНИКС», волейбольный клуб «Зенит», футбольный клуб «Рубин», лидер чемпионатов России по ралли «КАМАЗ-мастер», хоккейные клубы «Ак Барс» и «Динамо-Казань». Массовый спорт в Татарстане обретает все более динамичный характер, он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения.

XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года, Чемпионат мира по футболу Р1РА-2018 и другие масштабные, мирового значения мероприятия проходили и проходят в столице Республики Татарстан. Спрос на спортивные услуги, товары и на спортивную информацию постоянно повышается. Для развития культурно-массовой работы среди населения используются новые формы популяризации здорового образа жизни. Проводятся спартакиады среди учащихся республики, среди вузов и средних специальных учебных заведений, госслужащих и му-

ниципальных служащих, среди пенсионеров и инвалидов.

Спортивная инфраструктура РТ насчитывает более 9 тысяч спортивных сооружений. Практически все районы республики имеют современные спортивные комплексы для занятий различными видами спорта. Ежегодно организуются различные спартакиады, проводятся массовые спортивные соревнования, такие как «Лыжня Татарстана», «Кросс нации». Большое внимание уделяется развитию экстремальных видов спорта для молодежи. Вводятся специализированные площадки при спортивных комплексах республики для рол-линга, картинга, паркура, скейтинга, где каждый имеет возможность заниматься спортом бесплатно. Однако обо всем этом большинство СМИ говорит очень поверхностно или вообще не говорит.

К сожалению, в Татарстане, где на государственном уровне уделяется огромное внимание популяризации здорового образа жизни, физической культуре и спорту, не существует единого спортивного издания, имеющего распространение на всей территории республики. Попытки выпуска массовой спортивной периодики предпринимались неоднократно. Так, в начале 2000-х годов в Казани выпускался тиражом в 10 тысяч экземпляров спортивный еженедельник «Ак Барс Спорт», но через несколько лет он прекратил свое существование. Не выходит сегодня и издание «БСТ — Большой спорт Татарстана». В конце 2009 года заявила о себе газета на татарском языке «Безнец Спорт» («Наш Спорт»). В этом же году была зарегистрирована региональная газета «Sport Закамья», но на данный момент в силу финансовых обстоятельств эти издания закрыты.

Таким образом, можно сделать вывод, что создаваемые в Республике Татарстан спортивные издания не могут конкурировать с имеющимися традиционными СМИ, которые в силу своей универсальности также уделяют внимание теме спорта. Ведь почти в каждой газете есть спортивная колонка, в информационных программах — спортивный блок, а в Интернет-изданиях — спортивные рубрики. Автором были изучены материалы о спор-

те за последние три года, опубликованные в наиболее популярных СМИ республики. Эмпирическую базу исследования составили статьи в республиканской газете «Ватаным Татарстан», городской газете «Ш^ри Казан», информационном агентстве «Татар-информ» и деловой электронной газете «Бизнес Online», а также проанализированы новостные выпуски и программы телеканала ТНВ. Необходимо заметить, что спортивные журналисты, занятые в республиканской прессе, являются многопрофильными специалистами, которые способны квалифицированно представить аудитории информацию о различных видах спорта. В частности, один и тот же журналист создает тексты как о футболе, хоккее, так и о борьбе.

Для всех спортивных рубрик СМИ РТ характерно освещение спортивной жизни и массовой физической культуры в сугубо позитивном русле. Несмотря на то что в современном спорте существуют острые проблемы, в СМИ практически не встречаются критические публикации. В отличие от федеральных СМИ в республиканской прессе Татарстана не допускается информация скандального характера, чаще всего она умалчивает о конфликтах. А ведь они в спортивной среде есть всегда. В результате исследования, проведенного нами с участием 68 студентов, занимающихся в спортивных сборных КФУ, 86% студентов отметили, что конфликты, возникающие в команде, негативно влияют на результаты спортивной деятельности, остальные 14% отметили, что лишь иногда конфликты влияют негативно. Основными причинами могут стать психическое и физическое переутомление, разная профессиональная подготовка, стиль руководства тренера, конкуренция между спортсменами внутри команды. Такие актуальные темы, как трансферная политика, зарплаты спортсменов, допинг, уход спортсмена от тренера не освещаются, за исключением электронной газеты «Бизнес Online». Например, одна из последних новостей, опубликованная 22 июня 2018 года, очень актуальна, потому что чемпионат мира по футболу в самом разгаре. Заметка называется ««Локомотив» отпустит Кверквелию,

если «Лестер» предложит 10 млн евро». Там есть такое предложение: «Впрочем, сделка может состояться в любой момент, поскольку в контракте футболиста прописана сумма отступных, которая составляет 10 млн евро» [24]. На телеканале ТНВ в прямом эфире транслируются все домашние матчи ведущих спортивных команд республики. Это матчи хоккейной команды «Ак Барс», футбольной команды «Рубин» и баскетбольной команды «УНИКС». На канале существуют также тематические программы, такие как «Батырлар» («Победители»), «Видеоспорт», «Грани Рубина», «Баскет-ТВ». В новостных выпусках тема спорта освещается тоже в полном объеме. Просмотрев и проанализировав спортивную журналистику на канале ТНВ, можно сделать следующий вывод: журналисты следят исключительно за статистикой спортивных состязаний. В новостных выпусках доминируют заметки. Следует отметить, что данный жанр не позволяет максимально полно раскрыть тему. Такие ведущие жанры спортивной журналистики, как интервью и репортаж присутствуют, но в небольшом количестве. Спортивные корреспонденты при создании своих сюжетов часто используют общие планы, исключают из сюжетов средние и крупные планы.

В декабре 2017 года лучших спортивных журналистов республики наградила депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Заслуженный тренер России, координатор федерального проекта «Детский спорт» в Республике Татарстан О.И. Павлова. Победителем в номинации «Самое спортивное СМИ Республики Татарстан» стало информационное агентство «Татар-информ»; звание «Лучший спортивный журналист Республики Татарстан» завоевал Э.Э. Алиев, спортивный обозреватель информационно-новостного портала «KazanFirst»; лучшей спортивной редакцией Республики Татарстан объявлена деловая электронная газета «Бизнес Online»; «За долголетие в спортивной журналистике и верность профессии» награду получил А.В. Медведев, вице-президент Союза спортивных журналистов Республики Татарстан, редактор отдела

спорта газеты «Республика Татарстан» [25]. При освещении темы физической культуры и спорта средства массовой информации должны показывать не только значение физической культуры и спорта для здоровья, но и то, как они влияют на воспитание населения, профилактику болезней, продление активного долголетия, борьбу с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями. СМИ способны повысить у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры. Необходимо отметить, что благодаря активной позиции именно спортивных журналистов республики происходит популяризация самостоятельных занятий спортом, в массовом сознании населения формируется понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий. На основе анализа СМИ Республики Татарстан мы пришли к следующим выводам: почти 75-80% всех материалов на спортивную тему, которые были опубликованы в газетах, оказались сообщениями от информационных агентств. Местные информационные агентства уделяют этой теме большое внимание. Например, на сайте информационного агентства «Татар-информ» только за 22 июня 2018 года опубликовано 13 новостей в рубрике «Спорт». Получается, что лишь 10-15% от всего числа материалов, опубликованных в газетах, являются авторскими. В газетах Республики Татарстан больше всего пишется о футболе, баскетболе, хоккее. Вся спортивная информация в основном о видах спорта; соответственно, о массовой физической культуре и других аспектах физкультурного движения в газетах пишется мало — приблизительно 6%. В поле зрения журналистов попадают в основном взрослые спортсмены, у которых есть реальные результаты. О профессиональном детском спорте материалов нет, освещается только детский массовый спорт. Татарстанские журналисты о спортивных успехах мужчин пишут чаще, чем о спортивных успехах женщин. Очень редко можно встретить материалы о том, как занимаются физической культурой не профессионалы, а обычные пенсионеры, домохозяйки, в газетах

недостаточно освещаются организационно-управленческие, материально-технические проблемы спорта.

По результатам социологических исследований, которые мы провели с 11 по 17 июня 2018 года, стало известно, что наиболее удачным временем для показа спортивных телепередач респонденты считают вечернее время. Выборку составили 116 человек. Опрос проводили с помощью соцсетей, таких как Вконтакте и Твиттер. Возраст респондентов составил 1852 года. Поэтому целесообразно показывать спортивные программы после 20 часов. Преобразования в деятельности СМИ должны идти по пути развития двух взаимообусловленных функций пропаганды: образовательной и воспитательной. Образовательная функция направлена на формирование у населения необходимых и прочных знаний, а воспитательная призвана формировать у людей определенные качества, черты характера, привычку заниматься физическими упражнениями и спортом.

Значение средств массовой информации возрастает. Однако, к сожалению, они делают акцент только на том, что физкультура — это здоровье, и значительно реже показывают связь между физической культурой и нравственным, эстетическим воспитанием, совсем не раскрывая возможности физкуль-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Garifullin, Vasil Z.; Sabirova, Lyailya R. Blogs in Tatar mass media / Vasil Z. Garifullin, Lyailya R. Sabirova, // Ad Alta-Journal of Interdisciplinary Research. -Volume 7. - Edition 2 . - 2017. - P. 257-259.

2. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика. теория и практика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Баранова. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 269 c.

3. Яковлев, И. П. Стратегическое управление медиас-ферой / И. И. Яковлев. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т; Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций», 2014. -157 с.

4. Пескова, Е. Н. Гипертекстуальность медиатекста: теоретические обоснования // Медиатекст как целевой элемент журналистского творчества в условиях конвергенции СМИ : монография / под ред. Л. П. Шестеркиной. - Челябинск : РЕКПОЛ, 2013. - 198 с.

5. Ворошилов, В. В. Журналистика. Базовый курс / В. В. Ворошилов. - М. : Издательство Михайлова В. А., 2006. - 640 c.

6. Колесниченко, А. В. Практическая журналистика: 15 мастер-классов : учебное пособие / А. В. Колесни-

турного движения в решении социально-экономических задач. Необходимо показывать истории побед и объяснять молодежи, что через спорт можно многого добиться в жизни, что занятия спортом закаливают дух и характер, что навыки спортсмена могут пригодиться в любой деятельности. Спектр функций или целей средств массовой информации в обществе многочислен и разнообразен. Они помогают формировать наши убеждения, наше мнение и наше поведение. Средства массовой информации активно влияют на то, как мы тратим наше время и наши деньги, что мы видим и слышим и как мы понимаем эти события. Нельзя забывать, что в том числе и усилиями СМИ Татарстан за последние годы завоевал серьёзный авторитет на международной арене, спортивную Казань знают практически во всем мире. Вместе с тем необходимо еще более активно освещать мероприятия и спектр проблем в сфере физической культуры и спорта на территории республики. В настоящее время, когда в мире идут информационные войны и манипуляции с правдой, журналисты должны принять участие в решении острых проблем в области спорта, встать на защиту спортсменов, не ограничиваясь информированием населения о спортивных событиях.

ченко. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 112 с.

7. Корконосенко, С. Г. Введение в журналистику / С. Г. Корконосенко. - М. : КноРус., 2011. - 272 с.

8. Корконосенко, С. Г. Современный российский ме-диаполис / С. Г. Корконосенко. - СПб.: С. - Петерб. гос. ун-т. филологический ф-т, 2012. - 324 с.

9. Камалетдинов, В. Г. Педагогические аспекты развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью : монография / В. Г. Камалетдинов. -М. : Советский спорт, 2002. - 240 с.

10. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : ИЦ «Академия», 2002. - 576 с.

11. Федоров, А. И. Комплексный педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров, В. Н. Береглазов. - Челябинск : УралГАФК, 2001. - 174 с.

12. Федоров, А. И. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико- методические аспекты [Текст] : учеб. пособие / А. И. Федоров. - Челябинск : УралГАФК,ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 72 с.

13. Дианов, Д. В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д. В.

Дианов, Е. А. Радугина, Е. Степанян. - М. : КноРус, 2012. - 184 с.

14. Алексеев, С. В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности : монография / С. В.Алексеев, Р. Г. Гостев, Ю. Ф. Ку-рамшин.- М. : Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 с.

15. Шустер, О. С. Средства массовой информации как фактор управления спортивными единоборствами : автореферат дис. ... канд. педаг. Наук. - 13.00.04 / О. С. Шустер. - Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - URL: http:// www.dissercat.com/content/sredstva-massovoi-informatsii-kak-faktor-upravleniya-sportivnymi-edinoborstvami#ixzz5JASAK4TT (дата обращения: 22.06.2018).

16. Mona Tavakolli. Studying role of mass media in sport development / Mona Tavakolli, Alireza Najafi, Zahra Nobakht Ramezani // Pelagia Research Library Advances in Applied Science Research. - 2013. - 4(4).

- Р. 49-54.

17. Whannel Garry, Fields in Vision (Television Sport and Cultural Transformation) / Garry Whannel. - Pub: Rutledge, 1992. - 256 р.

18. Гавриченкова, Е. А. Роль средств массовой информации в формировании здорового образа жизни / Е. А. Гавриченкова // Молодой ученый. - 2018.

- № 18. - С. 157-161. - URL https://moluch.ru/

LIST OF REFERENCES

1. Garifullin, Vasil Z.; Sabirova, Lyailya R. BLOGS in TATAR MASS MEDIA / Vasil Z. Garifullin, Lyailya R. Sabirova, // AD ALTA-JOURNAL of INTERDISCIPLINARY RESEARCH. - Volume 7. - Edition 2 . - 2017. - P. 257-259.

2. Baranova, E. A. Convergent journalism. Theory and practice: a textbook for undergraduates and graduates / E. A. Baranova. - Lyubertsy : Yurayt, 2016. - 269 p.

3. Yakovlev, I. P. Strategic management of the media sphere / I. I. Yakovlev. - SPb. : St.-Petersb. St. Univ.; Higher school of journalism and mass communication, 2014. - 157 p.

4. Peskova, E. N. Hypertextuality of media text: theoretical justification // Media text as the target element of journalistic creativity in the framework of mass media convergence : monograph / ed. by L.P. Shesterkina. -Chelyabinsk : REKPOL, 2013. - 198 p.

5. Voroshilov, V. V. Journalism. Basic course / V. V. Voroshi-lov. - M. : Izdatelstvo Mikhailova V. A., 2006. - 640 p.

6. Kolesnichenko, A. V. Practical journalism: 15 master classes : textbook / A. V. Kolesnichenko. - M. : Aspect-Press, 2016. - 112 p.

7. Korkonosenko, S. G. Introduction to journalism / S. G. Korkonosenko. - M. : KnoRus., 2011. - 272 p.

8. Korkonosenko, S. G. Modern Russian Mediapolis / S. G. Korkonosenko. - SPb. : St. - Petersb. St. Univ. Dep. of Philol., 2012. - 324 p.

9. Kamaletdinov, V. G. Pedagogical aspects of development of culture of sport activity management : monograph / V. G. Kamaletdinov. - M. : Soviet sport, 2002.

- 240 p.

10. Slastenin, V. A. Pedagogics [Text] : textbook / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov. - M. : IC "Academy", 2002. - 576 p.

11. Fedorov, A. I. Comprehensive pedagogical control as a basis of training process management [Text] : text-

archive/204/49921/ (дата обращения: 22.06.2018).

19. Виноградов, П. А. Функции средств массовой информации в развитии физической культуры, формировании здорового образа жизни (теоретический аспект) / П. А. Виноградов // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 1. - С. 35-38.

20. Шарафутдинова, С. В. Спортивная аналитическая статья как жанр дискурса СМИ / С. В. Шарафутдинова // Вестник ЧелГУ. - 2009. - № 34. - С. 141-144.

21. Алексеев, К. А. Спортивная журналистика : учебник для магистров / К. А. Алексеев, С. Н. Ильченко. - Люберцы : Юрайт, 2016. - 427 с.

22. Интернет-источник: Голосования Советского спорта.

- URL: https://www.sovsport.ru/polls (дата обращения: 20.05.2018).

23. Гуляева, С. С. Стратегические ориентиры здоро-вьесбережения нации // Наука и спорт: современные тенденции. - 2018. - № 1 (Том 18). - С. 57-63.

- URL: www.scienceandsport.ru (дата обращения: 22.06.2018).

24. Интернет-источник: Бизнесс-онлайн. Деловая электронная газета. - URL: https://www.business-gazeta. ru (дата обращения: 22.06.2018).

25. Интернет-источник: Пресс-служба Министерства по делам молодежи и спорту РТ. «Спортивная Казань»

- URL: https://sport.tatarstan.ru/news/3775 (дата обращения: 23.06.2018).

book / A. I. Fedorov, V. N. Bereglazov. - Chelyabinsk : UralGAFK, 2001. - 174 p.

12. Fedorov, A. I. Comprehensive control and management in sports: theoretical and methodological aspects [Text] : textbook / A. I. Fedorov. - Chelyabinsk : UralGAFK,ChGNOC UrO RAO, 2003. - 72 p.

13. Dianov, D. V. Physical culture. Pedagogical bases of value attitude to health / D. V. Dianov, E. A. Radugina, E Stepanyan. - M. : KnoRus, 2012. - 184 p.

14. Alekseev, S. V. Physical culture and sport in the Russian Federation: new challenges of modern period : monograph / S. V. Alekseev, R. G. Gostev, Yu.F. Kuram-shin. - M. : Theor. and pract. of phys. cult., 2013. - 780 p.

15. Shuster, O. S. Mass media as a factor of management of sport martial arts: thesis dis. ... cand. ped. sciences - 13.00.04. / O. S. Shuster. - Scientific library of dissertations and abstracts disserCat. - URL: http://www.dissercat.com/content/sredstva-mass-ovoi-informatsii-kak-faktor-upravleniya-sportiv-nymi-edinoborstvami#ixzz5JASAK4TT (accessed: 22.06.2018).

16. Mona Tavakolli. Studying role of mass media in sport development / Mona Tavakolli, Alireza Najafi, Zahra Nobakht Ramezani // Pelagia Research Library Advances in Applied Science Research. - 2013. - 4 (4).

- P. 49-54.

17. Whannel Garry, Fields in Vision (Television Sport and Cultural Transformation) / Garry Whannel. - Pub: Rutledge, 1992. - 256 rubles.

18. Gavrichenkova, E. A. The role of mass media in the formation of healthy lifestyle / E. A. Gavrichenkova // Young scientist. - 2018. - № 18. - P. 157-161. URL https://moluch.ru/archive/204/49921/ (accessed: 22.06.2018).

19. Vinogradov, P. A. Functions of mass media in the development of physical culture, formation of a healthy

lifestyle (theoretical aspect) / P. A. Vinogradov // Theory and practice of physical culture. - 1990. - № 1. - P. 35-38.

20. Sharafutdinova, S. V. Sport analytic article as a genre of mass media discourse / S. V. Sharafutdinova // Bulletin of ChelGU. - 2009. - № 34. - P. 141-144.

21. Alekseev, K. A. Sport journalism : textbook for graduates / K. A. Alekseev, S. N. Ilchenko. - Lyubertsy : Yurayt, 2016. - 427 p.

22. Internet source: Soviet sport votings. - URL: https:// www.sovsport.ru/polls (accessed: 20.05.2018).

23. Gulyaeva S. S. Strategic guidelines of health of the nation / / Science and sport: current trends. - 2018. - No. 1 (Volume 18). - P. 57-63. - URL: www.scienceandsport. ru (accessed: 22.06.2018).

24. Internet source: Business online. Electronic business newspaper. - URL: https://www.business-gazeta.ru (accessed: 22.06.2018).

25. Internet source: Press service of the Ministry of Youth and Sports of the Republic of Tatarstan. "Sporting Kazan" - URL: https://sport.tatarstan.ru/news/3775 (accessed: 23.06.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.