УДК 22 ББК 86.2
Хоу Линь
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Хух-Хото, КНР), e-mail: houlin0618@hotmail.com Алёна Александровна Стремитская
аспирант,
Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: mora-amor@mail.ru
Даосизм как фактор гармонизации современного китайского общества
Статья посвящена исследованию даосизма в условиях современного китайского общества, в котором, несмотря на технический прогресс, продолжает возрастать интерес к религии как богатому культурному наследию человечества. Исследуются различные аспекты даосизма, раскрывается смысл основных категорий (дао, ци и др.), на основе которых базируется указанное религиозно-философское течение. Авторы статьи уделяют внимание представлениям личности о научных, философских и религиозных картинах мироздания, назначении и смысле жизни человека, многообразии форм знаний и особенностям их функционирования в XXI в., которые являются определяющими тенденциями в развитии интеллекта людей. В заключении авторы приходят к мысли, что даосизм является уникальным эко-этическим мышлением, направленным на гармонизацию отношений «человек-природа», а также «человек-человек» (обретение человеком гармонии с самим собой).
Ключевые слова: даосизм, этика, цигун, пять запретов, философия.
Hou Lin
Postgraduate Student, Transbaikal State University (Huhehaote, People’s Republic of China), e-mail: houlin0618@hotmail.com
Alena Aleksandrovna Stremitskaya Postgraduate Student, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: mora-amor@mail.ru
Taoism as a Harmonization Factor of Contemporary Chinese Society
The article is devoted to Taosism in contemporary Chinese society in which under conditions of the technological progress interest to religion as a rich cultural heritage of mankind is increasing. The authors investigate various aspects of Taosism and develop the meaning of the key categories (tao, chi etc.) that are the basis of this religious-philosophical tradition. The article also concentrates on the individual perception of scientific, philosophical and religious worldview, purpose and meaning of human life, diversity of knowledge and their functioning in the 21st century. All these features are the main trends of the development of human mentality. The authors come to the conclusion that Taoism is a unique eco-ethical thinking aimed at harmonization of relations “human-nature” and “person-person” relations (a person is in harmony within him/ herself).
Keywords: Taoism, ethics, qigong, five prohibitions, philosophy.
Даосизм является традиционным китайским учением, которое включает в себя религиозные, мистические аспекты, а также систему гаданий и медитационной практики, и представляет собой религиозно-философское течение.
Даосизм возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной религиозно-философской доктрины [1, с. 83]. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Исследователи расходятся во мнениях, определяя то, кем был
148
© Хоу Линь, А. А. Стремитская, 2013
он Конфуцию - старшим современником или же его учеником. Ханьские учёные полагали, что под псевдонимом «Дао дэ цзин», который приписывается легендарному мудрецу Лао-цзы (дословно - «Старый учитель»), скрывается реальное историческое лицо - философ из рода Ли по имени Дань или Эр. Согласно принятой в Китае легенде «Дао дэ цзин» был написан Лао-цзы перед его путешествием куда-то на запад и оставлен им стражнику на границе. Впоследствии эта легенда стала неотъемлемой частью культа Лао-цзы, обусловив его иконографию - в виде мудреца-старца, едущего верхом на буйволе. Основной идеей этого произведения является понятие «Дао». В ней описывается естественный порядок вещей, в который нельзя допускать вмешательства. Невмешательство, другими словами недеяние, является ключевым понятием у мудреца Лао Цзы.
Дао - дословно «путь» - есть важнейшая и универсальная для всей китайкой философии категория. Однако в различных философских школах и направлениях она имеет принципиально различные толкования, чем и объясняется множественность и многообразие предлагаемых в научной литературе вариантов терминологических переложений оригинального термина: «подход», «функция», «закономерность», «принцип», «правда», «абсолют» и т. д.
Обыкновенно различают даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Как мы все знаем, «рождение, старость, болезнь и смерть» является природной закономерностью эволюции человеческой жизни, поэтому здоровье и долголетие - стремление человека. Китайцы с древних времён относились к элементу «Фу» (счастье), «Лу» (жалование). «Шоу» (долголетие) как к трём сокровищам. В древнюю эпоху, когда был дефицит медицинских услуг, здоровье и долголетие являлись ценностями жизни, бесконечным стремлением людей.
В даосизме, как в китайской традиционной религии, бессмертие является первоначальной целью, это привлекало многих верующих. Считается, что человек - самый умный и чувственный из животных. Народная жизнь и
развитие через культурный обмен сформировали общество и государство. Поэтому человека как наименьшую единицу общества нельзя оставлять без внимания. В данном учении у всех людей есть возможность стать бессмертными. Но чтобы добиться этого, нужно поддерживать своё здоровье и накопить много добрых дел в своей жизни. В некоторых даосских писаниях пишется о том, что нельзя убивать и разрушать, например, в книгах «Тай Шан Гань Ин Пянь» и «Заповеди Тай Шан Лао Цзюня» [6, с. 175].
Этика даосизма и даосская практика здоровья связаны друг с другом. Одна из основных категорий даосского учения - У син (пятичленная структура: дерево, огонь, металл, земля и вода). Считается, что эти пять элементов формируют наше тело и наш мир, каждый из них может порождать друг друга, например, дерево порождает огонь, огонь-землю, земля-металл, металл-воду, вода-дерево. Кроме того, каждый элемент противостоит другому: дерево побеждает землю, земля-воду, вода-огонь, огонь-металл, металл-дерево. Если сбалансировать их, то человек не будет болеть, именно поэтому даосизм хорошо используется в традиционной китайской медицине и гадательной практике. По смыслу эти пять элементов сопоставимы с пятью чувствами (гнев, радость, страдание, страх, любовь) и с органами (сердце, печень, селезёнка, лёгкие и почки).
Даосизм связывает человеческое тело с Вселенной, и таким образом складывается идеал «единства человека и Вселенной» Считалось, что в организме человека происходит сужение Вселенной, изменения с ног до головы соответствуют изменениям на земле. Здоровье зависимо от окружающей среды, и поэтому её нужно защищать.
Ци является одной из важных категорий даосизма. Ци можно понимать как «эфир», «воздух», «дыхание» и «энергия». Разделяется Ци на три смысловые уровня - универсальная субстанция Вселенной (космологический), наполнитель человеческого тела (антропологический) и психический центр или сердце (психологический). Ци породило Инь и Ян, а от Инь и Ян произошли пять элементов, то есть Ци - бес-качественное первовещество, соответствовавшее первой фазе развития Вселенной. В традиционной китайской медицине Ци участвует в жизнедеятельности организма и поддерживает функциональную активность органов. Вдыхать
воздух называется «Ци». Движение Ци уподобляется движению по кругу без начала и конца, которое нельзя нарушать никому. Ци, двигаясь по внутренностям человека, согревает его плотные органы чжан и полые органы фу, а снаружи увлажняет кожу через поры.
Считается, что воздействием на меридианы можно изменить циркуляцию Ци и тем самым вызвать физиологические изменения в человеческом теле. Представления о такого рода воздействиях нашли широкое применение в акупунктуре и боевом искусстве - Цигун. Цигун - это китайское искусство саморегуляции организма, оздоровительная система. Применяется для поддержания психического и телесного здоровья, способствует духовному пониманию истинной природы человека. Он включает в себя китайские боевые искусства, медитацию и гимнастические управления, направленные на освобождение от телесных зажимов и энергетических. Может использоваться в качестве релаксации и альтернативного лечения при стрессах и болезнях, а также для улучшения иммунитета, настройки работы органов и их систем. Именно использование пищи влияет на функции организма и несёт профилактическую функцию при заболевании. В древней китайской книге народной медицины «Бэнь-цао ганму» («Компендиум лекарственных веществ») говорится об оздоровительной диете, например: диета лечебная (добавление в пищу лекарственного вещества, чтобы улучшить иммунитет либо очистить человеческий организм), уменьшение количества еды (изменение количества употребления пищи в определённое время и пост). Но все эти диеты зависимы от природного режима, а не произвольные. Можно отрегулировать диету в зависимости от сезона. В наши дни при быстром темпе жизни люди очень нагружены, и многие игнорируют важность физической закалки. Во времена восточной династии Хань самый знаменитый медик Древнего Китая - Хуа То разработал гимнастику для оздоровления «У Цинь Си». Это один из наиболее древних комплексов цигун, известных в наше время. Комплекс направлен на поддержание тела в хорошей физической форме до преклонных лет жизни. Он осуществляет оздоровление тела через игру пяти животных: «шаг тигра», «шаг медведя», «шаг оленя», «шаг обезьяны» и «шаг птицы».
В даосских традиционных боевых искусствах самым известным является Тай Цзи Цю-
ань. Он популярен в Китае как оздоровительная гимнастика. Тай Цзи представляет собой разновидность ушу, но отличается от него особой утончённостью и более глубоко проработанной философской составляющей. Тай Цзи Цюань состоит из плавных медленных движений, которые должны выполняться в расслабленном состоянии. При этом практика учит достигать высокой концентрации на происходящем, и практикующий может моментально отреагировать на изменение внешней ситуации.
Кроме этого, в настоящее время, Тай Цзи Цюань выступает как один из самых эффективных способов контроля собственного психоэмоционального состояния, «сбрасывание» напряжение. Каждое движение в этом боевом искусстве должно быть осознанным, а это само по себе является и прекрасной тренировкой для ума, и одной из самых трудных, но результативных медитаций. Упражнения, основанные на максимальной концентрации человека на работе мышц и собственных ощущениях, не только избавляют от стресса, но развивают внимательность, собранность. Человек учится контролировать и управлять собственными эмоциями, становится более осознанным не только во время тренировки, но и на протяжении дня.
Китайский известный писатель Лу Синь сказал, что китайский корень в даосизме. Даосизм не только идеология, он включает в себя многие аспекты жизни, ценностей, морали, связан с решением идеологических и теоретических проблем, он как социальная сущность и часть общественной жизни, к которой нельзя терять внимание. Даосизм ориентирован на людей. Люди, живущие в определённом историческом этапе, их мышление и образ жизни неизбежно зависят от уровня развития естественных наук на данном историческом этапе. Даосизм и наука имеет особое отношение, даосизм соглашается с науками. В древней китайской культуре, науке - везде можно найди следы даосизма. Процесс развития этой идеологии, на самом деле является процессом взаимного продвижения даосизма и научных технологий, они влияют друг на друга.
«Пять Запретов» являются самыми центральными заповедями даосизма: не убить (в том числе себя), не украсть, не развратить, не врать, не лгать и не принимать алкоголь. Кроме этих, в «Тай Шан Лао Цюнь Цзин Люй» (Закон Тай Шан Лао Цюнь) ещё записано 18 запретов,
например: не будь эготистом, не высокомерничай, не копи драгоценности, не стремись к личной выгоде, не обижай слабых и старших, не клевещи, не порть чужие удачи, не бросай друзей, не лови животных и птиц и т. д. Это имеет больше практическое значение в процессе построения общества. Когда личные материальные интересы превыше всего, индивидуализм, поклонение деньгам, гедонизм появляется непрерывно, за деньги и благо люди могут игнорировать всех, в конечном итоге, всё это приведёт к моральному разложению общества. Чтобы построить гармоничное общество, нужно копить массовое национальное богатство, одновременно нужно устранить эти отрицательные факторы. Закон только может наказывать зло после совершённого преступления, но не может принимать меры предосторожности. А даосские законы могут использоваться, как ценные идеологические ресурсы могут использоваться для того, чтобы улучшить себя и души всех членов общества, повысить моральные области и осуществлять ценности человека.
В отношение между людьми даосизм выдвигает взаимную выгоду, помощь бедным людям. Любовь является распространённым явлением в человеческих отношениях. Благодаря даосской концепции взаимопомощи и взаимной выгоды, честности и братства в истории был положительный социальный эффект. Если это можно интегрировать в социальные моральные системы, все виды социальных отношений между людьми могут стать наилучшими.
Даосизм выступает «Дао Фа Цзы Жань», это значит, что Дао следует естественности. «У Вэй» можно перевести как «не деяние». Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулировать им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Люди являются частью природы, должны любить её, жить в соответствии с законами природы и хорошо относиться к ней, но нельзя произвольно нарушить природу. В настоящее время люди рассматривают природу как объект для людей, получают из неё всё, что угодно, а в результате - плохое экологическое состояние, серьёзные повреждения, эрозии почв, опустынивания земель, загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, озоновые дыры. Всё это угрожает выживанию человечества, так что
люди только и ждут безжалостного наказания природы. Ф. Энгельс говорил, что мы правим природой не как завоеватели над различными народами, не как люди, стоявшие вне природы, а наоборот; все мы принадлежим к природному миру вместе с нашей плотью, кровью и умом, существуем в природе. Правила природы в том, что мы сильнее, чем все другие животные, способны распознавать и правильно применять законы природы [5, с. 496].
Даосская экологическая этика и марксистская классика совпадают в вопросах об экологическом кризисе, что «антропоцентрический» принцип является неправильным. Даосская экологическая этика может вдохновить нас на исправление отношений между человеком и природой, чтобы понять важность и необходимость человека быть в гармонии с природой и, следовательно, сознательно поддерживать экологическое равновесие в природе.
По взгляду европейцев, отношения даосизма и науки являются противоположными, но по отношению к древней научной технике древнего Китая Нидэм Джозер говорил: «Даосская философия содержит политический коллективизм, религиозный мистицизм и идею бессмертия, но характеристика его учения имеет широкое отношение к науке, в связи с этим его научную важность нельзя оставлять без внимания. Кроме этого, даосизм действует по своему закону, и именно он - источник химии, минералогии, ботаники и фармакологии в восточной Азии. Даосизм вобрал в себя всеобщность изменений и превращений, и это является самым важным в научном сознании» [6, с. 176].
Даосизм - уникальное эко-этическое мышление, у которого мы можем ещё поучиться. Центром даосизма является бережное отношение и любовь ко всем видам жизни. Даосская философия ориентирована на людей, а не на людей с человеческой жадностью. «Общие дела» выступают в гармонии между человеком и природой.
Даосская философия способствует продвижению патриотизма, поддержанию интересов населения, распространению правды в стране, ценностей и идеалов бессмертных. Осуществление даосского убеждения в жизни, поддержание даосского духа полезно для того, чтобы решить все виды путаницы в мире, сознания жизни, сублимации жизни. Образ жизни даоссов имеет важное значение.
В даосизме есть стремление к гармоничному обществу. Путь к справедливости, равенству, честности, экологической гармонии, религиозности - всё это совпадает с гармоничным обществом. Суть культуры даосизма должна быть полезным справочным материалом для построения социалистического гармоничного общества [7, с. 598].
Таким образом, когда мы изучаем материалы об отношениях между наукой и даосизмом
и их процессах, не трудно понять двойственный характер даосских верующих - они верят в религию, но на основании естественного закона, т. е. никогда не забывают о научной теории. Они продвигают научный процесс религиозными идеалами, их вера и мечты о бессмертии позволяют людям воссоединиться с природой и находить жизненную тайну, дают людям возможность долголетия. Бессмертие не достигается, но меры к обретению бессмертия полезны.
Список литературы
1. Астапов С. Н., Бурлуцкая Е. В., Бурлуцкий А. Н. История религий: учеб. пособие. М.: Дашков и К, Академцентр, 2009. С. 80-85.
2. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Университет, 1998. С. 35-40.
3. Дубровская О. Н. Древние религии мира. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. С. 228-231.
4. Пушнова Ю. Б. История мировых религий: краткий курс лекций. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. С. 34-36.
5. Энгельс Ф, Маркс К. Собрание сочинений. Т. 20. URL: http://www.litmir.net/br/?b=134417 (дата обращения: 19.04.2013).
6. тЩ&Ш «Ф1Ш¥ЙЖ£) - $#ШШ±1990 стр. 175-176 / Нидэм Джозер. История китайской научной техники. Т 2. История научного идеала, 1990. С. 175-176.
7. ШШ» Ш32Ш ^597-598М° / Дао Цзан. Т 32. С. 597-598.
References
1. Astapov S. N., Burluckaja E. V., Burluckij A. N. Istorija religij: ucheb. posobie. M.: Dashkov i K, Akademcentr, 2009. S. 80-85.
2. Vasil’ev L. S. Istorija religij Vostoka. M.: Universitet, 1998. S. 35-40.
3. Dubrovskaja O. N. Drevnie religii mira. M.: RIPOL KLASSIK, 2003. S. 228-231.
4. Pushnova Ju. B. Istorija mirovyh religij: kratkij kurs lekcij. M.: VLADOS-PRESS, 2005. S. 34-36.
5. Jengel’s F, Marks K. Sobranie sochinenij. T. 20. URL: http://www.litmir.net/br/?b=134417 (data obrashhenija: 19.04.2013).
6. ШГ.Ш-ШШ.М& - #^ЖШ±1990 str.
175-176 / Nidjem Dzhozer. Istorija kitajskoj nauchnoj tehniki. T 2. Istorija nauchnogo ideala, 1990.
S. 175-176.
7. ШШ» Ш32Ш ^597-598^0 / Dao Czan. T 32. S. 597-598.
Статья поступила в редакцию 13 мая 2013 г
1S2