ФИЛОСОФИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ
А.И. Кобзев
ИВ РАН
Китайский мистицизм*
В Китае мистика, естественным образом продуцируясь коррелятивным мышлением по принципу резонансного «единения родов» (тун-лэй и его нумерологической (сян-шу-чжи-сюэ рационализацией по
методологии И цзина, является важным компонентом всех главных религиозно-философских учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, а также архаических и локальных культов, обобщённо именуемых народной или синкретической религией.
Конфуцианство, ассимилировав древние верования и ритуалы (ли культ предков и мантико-астрологическую традицию, представления о небесном предопределении (тянь-мин Аш) и благодати (дэ Ш), божественной духовности (шэнь и святомудрии (шэн при обретении статуса официальной идеологии в эпоху Хань, особенно благодаря усилиям Дун Чжун-шу (II в. до н.э.), мистифицировало понимание социума как находящегося в непосредственной зависимости от загробного сонма предков, правящей династии как единого тела и императора как «сына Неба» (тянь-цзы А^), являющегося сакральным медиатором между Небом и Поднебесной. Мистические воспарения и озарения, основанные на осмыслении индивидуального «сердца» (синь ^) в качестве духовного центра мироздания («искусство/технология сердца» - синь-шу ^Ж, «учение о сердце» - синь-сюэ диалектически виделись высшими результатами двух противо-
положных путей: длительного этико-ритуального самосовершенствования и мгновенного экстатического просветления, обусловленного «совпадающим единством Неба и человека» (тянь-жэнь хэ-и АА^—). Наибольшее развитие эта антитеза получила в борьбе двух ведущих направлений неоконфуцианства: Чэн И (1033-1107) - Чжу Си (1130-1200) и Лу Цзю-юаня (1139-1193) - Ван Ян-мина (1472-1529).
Даосизм, унаследовав архаические воззрения и приёмы шаманизма, мистифицировал природу как витально-пантеизированный универсум и
* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-03-00033а.
© Кобзев А.И., 2012
318
человеческое тело-личность (шэнь М) как его подобие. Представление о гомоморфизме натурально-божественного Неба и природы человека, об их подчинённости единому Пути-дао Ж рождало веру в возможность слияния с дао и овладения высшими силами вплоть до «воровского» изменения порядка вещей (дао-фа дао-цзи Ш.Ш) для достижения сверхъестественных свойств и бессмертия. Йогическая тенденция раннего даосизма в слиянии с ицзинистическим «учением о символах и числах» (сян-шу-чжи-сюэ) и оракуло-апокрифической (чэнь-вэй ЩЩ) традицией в первые века н.э. оформилась в физико-химическую (вай-дань ^Ь^) и психофизическую (нэй-дань алхимию, развитую прежде всего школой Высшей чистоты (шан-цин мистификация образа Лао-цзы вылилась в его деификацию, а сформулированная в самом начале Дао дэ цзина идея таинственной невыразимости истины в словах и знаках обернулась мистикой чудодейственных талисманов, текстов и криптограмм (фу-лу Щ Ш). Присутствующая в первом же параграфе Дао-дэ цзина аналогичная западной «мистике» категория сюань ^ («таинственное, сокровенное, тёмное») легла в основу «Канона Великой тайны» (Тай-сюань цзин) Ян Сюна (53 г. до н.э. - 18 г. н.э.) и соединившего даосизм с конфуцианством учения о таинственном (сюань-сюэ
Мистический потенциал буддизма, связанный с концепциями принадлежности «природы будды» (фо-син ШЙ) всем существам, «буддового сердца» (фо-синь Ш''), «исконного прозрения» (бэнь-цзюэ ^Ж, яп. хон-гаку) и «внезапного просветления» (у дунь-у яп. сатори), в Китае наиболее ярко реализовали его самые китаизированные школы -тянь-тай-цзун ^п'ж и чань-цзун ^ж (яп. дзэн-сю), особенно в пробуждающей практике «самоотрешённого созерцания [истины]» (чжи-гуань ^Щ), сидячей медитации (цзо-чань ^Ш), «созерцания стены» (би-гуань ШШ) и шокирующих или, напротив, обыденных действий, головоломных «вопросов и ответов» (вэнь-да ||Щ, яп. мондо) или парадоксальных задач (гун-ань яп. коан). Школа Чистой земли (цзин-ту-цзун ^¿ж) ак-
центировала мистический эффект духовного созерцания Западного рая (Чистой земли, инд. Сукхавати), царящего там будды Амитабхи (кит. Амито-фо, яп. Амида) и рецитации мантры с его именем. Широкий спектр мистических приёмов от заклинаний (чжоу л, мантр и дхарани -цзун-чи ШШ, толони КШМ, «истинных слов» - чжэнь-янь ЖМ, «чудесных гатх» - мяо-цзе и «неписаных истинных сутр» - у-цзы чжэнь-цзин ^К^ЖМ, «тайных слов» и «тайных речений» - ми-янь ШМ, ми-юй Шю), мудр (инь ЕЁ) и мандал (маньтуло МШШ) до йогических и сексуальных упражнений применялся в китайском тантризме, название которого «тайная школа» (ми-цзун Ш ж) содержит иероглиф ми Ш - один из эквивалентов «мистики».
Но в отличие от «настоящего» мистицизма, который отрицает как логическое, так и историческое, претендуя на выход и за понятийные, и за пространственно-временные границы, в китайской философии преобладала тенденция к натурализации сверхъестественного и полному погружению мифологем в конкретную ткань истории. Поэтому в начале XX в.
319
это западное понятие было воспринято в качестве новации и стало представляться несколькими неологизмами, образованными с помощью различных комбинаций традиционной лексики - ми Ш («тайное, эзотерическое»), его паронима ми/би Ш («тайна, секрет»), мяо $ («чудесное, тончайшее»), шэнь ^ («дух, божество») и ао ^ («юго-западный алтарный угол помещения, священное место»): ми-цзяо ШШ - «тайное учение», ао-ми(-чжи-дао) ^Ш(^Ж) - «сакрально-эзотерический (путь)», ао-мяо - «сакрально-чудесное», ми/би-ми ШШ - «эзотерическая тайна», шэнь-ми/би #Ш («духовная/божественная тайна»). В итоге терминологически закрепился бином шэнь-ми/би с формантами сюэ ^ («учение»), шо Ш («учение»), лунь («теория»), чжу-и («...изм»).
Избранная литература Источники
1. Антология даосской философии / Сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виногродский. M., 1994.
2. Баоцзюань о Пу-мине / Пер. Э.С. Стуловой. M., 1979.
3. Восхождение к Дао / Сост. В.В. Малявин. M., 2GG3.
4. Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н. Меньшикова. СПб., 1994.
5. Даосская алхимия / Пер. Е.А. Торчинова. СПб., 2GG1.
6. Даосская алхимия бессмертия. Антология древнекитайской эзотерики / Сост., пер. Б.Б. Виногродского. M., 2GG3.
7. Классические тексты дзэн / Сост., пер. А.А. Маслова. Ростов н/Д., 2GG4.
8. Лу Куань-юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие / Пер. Е.А. Торчинова. СПб., 1993.
9. Myмонкан (Застава без ворот) / Пер. с коммент. РХ. Блайса. СПб., 2GGG.
1G. Религии Китая: Хрестоматия / Сост. Е.А. Торчинов. СПб., 2GG1.
11. Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи») / Пер. Р.В. Вяткина. Т. 4. M., 1986.
12. Тантрический буддизм / Пер. А.Г. Фесюна. M., 1999.
13. Уолтерс Д. «Книга Великой тайны»: забытое дополнение к «Книге Перемен». Киев, Mосква, 2GG2.
14. Чэнь Кайго, Чжэн Шуньчао. Подвижничество Великого Дао / Пер. Л.И. Головачёвой. M., 2GG7.
15. Kaltenmark M. Le Lie-sien tchouan: Biographies légendaries des immortels taoïstes de l'antiquité. P., 1987.
16. Nylan M. The Canon of the Supreme Mystery by Yang Hsiung. A Translation of the T'ai hsüan ching. Albany, 1993.
17. The Taoist Experience: An Anthology / Ed. by L. Kohn. Albany, 1993.
18. Wilhelm R. The Secret of the Golden Flover. N.Y., 1962.
Исследования
19. АлимовИ.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб., 2GG8.
2G. БарановИ.Г. Верования и обычаи китайцев. M., 1999.
21. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. M., 197G; 2-е изд. 2GG1.
22. ВонгЕ. Даосизм. M., 2GG1.
32G
23. ГранеМ. Китайская мысль. М., 2004.
24. ГротЯ.Я.М., де. Война с демонами и обряды экзорцизма в Китае. СПб., 2001.
25. ГротЯ.Я.М., де. Демонология древнего Китая. СПб., 2000.
26. Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1, 2, 5. М., 2006, 2007, 2009.
27. Китайская геомантия / Сост. М.Е. Ермаков. СПб., 1998.
28. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.
29. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002.
30. Кобзев А.И. Эрос за Китайской стеной. СПб., М., 2002.
31. Маслов А.А. Китай: укрощение драконов: духовные поиски и сакральный экстаз. М., 2003.
32. Масперо А. Религии Китая. СПб., 2004.
33. Религиозный мир Китая. Альманах. Вып. 1, 2. М., 2003, 2006.
34. Тертицкий К.М. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.
35. ТорчиновЕ.А. Даосские практики. СПб., 2001.
36. Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 1997; 4-е изд. 2005.
37. Трубникова Н.Н. Традиция «исконной просветлённости» в японской философской мысли. М., 2010.
38. Филонов С.В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники III-VI вв. СПб., 2011.
39. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Сост. А.И. Кобзев. М., 1993; 3-е изд. 2003.
40. Baldrian-Hussein F. Procédés secrets du joyau magique. P., 1984.
41. Daoism Handbook / Ed. by L. Kohn. Leiden, Boston, Koln, 2000.
42. Facets of Taoism: Essays in Chinese Religion. New Haven, London, 1979.
43. Kohn L. Early Chinese Mysticism: Philosophy and Soteriology in the Taoist Tradition. Princeton, 1992.
44. LoeweM. Ways to Paradise: The Chinese Quest for Immortality. L., 1979.
45. Lu Kuan-yu. The Secrets of Chinese Meditation. L., 1964.
46. Ngo VanXuet. Divination, Magie et Politique dans Chine anciénne. P., 1976.
47. Maspero H. Taoism and Chinese Religion. Amherst, 1981.
48. Pregadio F. Great Clarity: Daoism and Alchemy in Early Medieval China. Stanford, 2006.
49. Robinet I. Introduction a l'alchimie intérieure taoïste: De l'unité et de la multiplicité. P., 1995.
50. RobinetI. Taoist Meditation: The Mao-shan Tradition of Great Purity. Albany, 1993.
51. Shipper K. The Taoist Body. Berkeley, 1993.
52. Strickmann M.A. Le Taoïsme du Mao Chan: Chronique d'une revelation. P., 1981.
53. SuzukiD.Т. Mysticism. Christian and Buddhist. L., 1957.
54. Taoist Meditation and Longevity Techniques / Ed. by L. Kohn, Yoshinobu Sakade. Ann Arbor, 1989.
321