Научная статья на тему 'Дагестан: интеграция светского и религиозного знания'

Дагестан: интеграция светского и религиозного знания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестан: интеграция светского и религиозного знания»

впервые был проведен международный фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар». Он оказался единственным в мире форумом мусульманского кино и был поддержан мусульманами и профессионалами в сфере кинематографии разных стран. Среди целей фестиваля организаторы обозначили стимулирование создания художественных и документальных фильмов на мусульманскую тематику, объединение творческой мусульманской элиты.

«Власть», М., 2010, № 8, с. 146-147.

Максуд Садиков,

ректор Института теологии и международных отношений им. Маммадибира ар-Рочи (г. Махачкала)

ДАГЕСТАН: ИНТЕГРАЦИЯ СВЕТСКОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ

Современное учебное заведение, в том числе и религиозное, должно способствовать воспитанию и подготовке человека к жизнедеятельности в мире и согласии в многообразном поликультурном обществе. Особое внимание в образовательном процессе должно быть уделено вопросам воспитания толерантности и уважительного отношения к людям разных мировоззрений. Толерантность по исламу, это, во-первых, уважение и правильное восприятие богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; во-вторых, необходимое условие для функционирования, развития человека и сохранения разнообразия человеческого общества в целом; в-третьих, норма цивилизационного компромисса между конкурирующими культурами.

В условиях глобализации мира и постепенного насыщения информационного поля разными антиобщественными идеологиями, в том числе экстремистскими и националистическими, важно ориентировать человека на правильный выбор, обеспечить его духовную и мировоззренческую безопасность. Отсутствие у большинства наших граждан должных знаний, как в области религии, так и жизни в современном светском обществе, делает их уязвимыми к внешним агрессиям и манипуляциям, не способными противодействовать экстремистским, сектантским и другим антиобщественным идеологиям. Данные обстоятельства говорят об острой необходимости совершенствования и развития сферы обра-

зования страны, особенно - формирования эффективной системы религиозного образования.

В настоящее время в Дагестане действуют более 1700 мечетей, 13 исламских вузов, 18 медресе. Наиболее активными и перспективными учебными заведениями являются Чиркейский институт им. Сайда Афанди, Исламский институт имени Ашари (Хасавюрт), Дагестанский исламский университет (Махачкала), Институт теологии и международных отношений (Махачкала). В них обучаются более 4 тыс. человек. В 2007 г. в Дагестане создан Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, основными задачами которого являются:

- подготовка современных высококвалифицированных служителей исламского культа, исламских теологов и других специалистов с углубленной подготовкой в области истории и культуры ислама для сферы религии и управления субъектов СевероКавказского региона;

- координация деятельности религиозных учебных заведений региона, их учебно-методическое и организационное обеспечение;

- повышение квалификации и переподготовка имамов и других служителей исламского культа;

- адаптация системы религиозного образования к условиям и особенностям России;

- внедрение в религиозные учебные заведения современных педагогических, образовательных, научно-информационных и компьютерных технологий.

При Университетском центре действует Ученый совет из авторитетных специалистов в области религии, созданы и работают отделы: религиозных исследований и методических разработок, аттестации религиозных учебных заведений и преподавателей, повышения квалификации служителей исламского культа и преподавателей исламских учебных заведений.

В Университетском центре исламского образования и науки разработаны адаптированные образовательные и воспитательные программы с учетом ситуации в стране и мире, а также особенностей многонационального Кавказского региона. Особое внимание в них уделяется воспитанию у студентов высоких духовно-нравственных качеств, так как знание без воспитания порой бывает опасным.

Университетский центр участвует в реализации программ Минобрнауки России, Фонда поддержки исламской культуры,

науки и образования, направленных на подготовку специалистов с углубленным знанием по истории и культуре ислама; взаимодействует с известными государственными вузами России: Московским государственным лингвистическим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, СевероКавказским государственным техническим университетом (г. Ставрополь), Пятигорским государственным лингвистическим университетом и др.

Головным учреждением Университетского центра является Институт теологии и международных отношений, который является одним из первых инновационных учебных заведений России, приступивших к реализации государственного стандарта подготовки исламских теологов и прошедших государственную аккредитацию. В Институте теологии функционируют четыре факультета, где ведется подготовка по следующим направлениям и специальностям: теология (бакалавр теологии); лингвистика (лингвист, преподаватель иностранных языков и культур: арабский язык, английский язык); искусство и гуманитарные науки (бакалавр искусств и гуманитарных наук); экономика (бухгалтерский учет, анализ и аудит). Все студенты института, независимо от выбранной ими специальности, проходят религиозную (ислам) и языковую (арабский, английский) подготовку. К примеру, на факультете экономики, помимо экономических дисциплин в рамках государственного образовательного стандарта, изучается исламская экономическая модель, а при подготовке лингвистов им даются не только знания по нормам литературного языка, но и нормам религиозного канонического языка.

При Институте теологии действует Гуманитарно-педагогический колледж, в котором готовят учителей начальных классов, воспитателей для дошкольных учреждений, учителей иностранного языка и информатики. Колледж действует как средне-специальное учебное заведение с 2005 г., и в этом году состоялся первый выпуск из 25 молодых педагогов. Главным направлением деятельности Института теологии и международных отношений является подготовка современных отечественных исламских теологов.

Теолог в современном обществе очень востребованный специалист. Он нужен в религиозных учреждениях и организациях, органах государственного управления и безопасности, в системе образования и науки, в сфере межнациональных отношений, в организациях по религиозному туризму (хадж и умра) и бизнесу.

Теолог вооружен не только знаниями в области ислама, он знает историю и культуру других конфессий, владеет технологиями межконфессионального диалога и межкультурных коммуникаций; умеет пользоваться современными методиками педагогики, психологии, информатики и др. Выпускник ориентируется как в сфере религии, так и в жизни в светском обществе.

За небольшой период существования Университетским центром разработано более 25 учебно-методических комплексов по исламским дисциплинам на русском языке (впервые) и издано более 10 учебников и учебных пособий. В них учтены дагестанские традиции и условия современного российского общества. Разработаны новые стандарты и учебные планы подготовки исламских теологов. В частности, в учебных планах усилен языковой блок. Выпускники должны владеть тремя языками: русским, арабским, английским. Расширен блок общегуманитарных и естественно-математических дисциплин. Введены в учебный план такие дисциплины, как психология, педагогика, политология, компьютерные и информационные технологии, законы государства о религии, дисциплины по межконфессиональному диалогу, история и теология христианства, история и культ иудаизма, история буддизма.

Впервые в рамках Университетского центра начата подготовка научных кадров для исламских учебных заведений. В прошлом году 10 человек из преподавателей Института теологии поступили в аспирантуру и докторантуру Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь), 40 человек преподавателей прошли повышение квалификации по современным педагогическим и информационным технологиям.

Студенты учебных заведений Университетского центра активно участвуют в общественной жизни региона и страны, научных форумах, конкурсах и олимпиадах всех уровней. В 20082009 гг. студенты участвовали в первой Всероссийской олимпиаде среди исламских вузов России (Татарстан), Международном конкурсе чтецов Корана в Москве и Бишкеке, Общероссийской олимпиаде по арабскому языку в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ), Общероссийской олимпиаде по русскому языку и культуре речи в Московском исламском университете и др.

Университетский центр ведет активную работу по установлению связей и отношений с учебными заведениями как в России, так и за рубежом. Идет налаживание контактов с такими извест-

ными зарубежными исламскими образовательными центрами, как «Аль-Азхар» в Египте, «Абу-Нур» в Сирии, Иорданским государственным университетом. Проходят переговоры и с европейскими учебными заведениями: теологическим факультетом Амстердамского университета, кафедрой исламской теологии Кембриджского университета.

В Дагестане сегодня, на первый взгляд, созданы все условия для реализации конституционного права граждан на свободу вероисповедания. Почти в каждом населенном пункте есть мечети, религиозные учебные заведения (80% всех религиозных учебных заведений России находится в Дагестане), ежегодно более 15 тыс. паломников из нашей республики совершают хадж (70% от общероссийской квоты на паломничество), неплохо развита система исламских СМИ и т.д.

Но, к сожалению, немало и проблем. Сегодня более 1 тыс. молодых дагестанцев учатся за рубежом в разных странах: Пакистане, Малайзии, Египте, Саудовской Аравии, Сирии, Тунисе, Кувейте, Иране, Иордании. Многие из них выезжали за рубеж самостоятельно, и качество получаемого ими образования зачастую неизвестно. Тем не менее с ними нужно работать и налаживать диалог, адаптировать их к местным традициям и системе российского образования, трудоустраивать и находить им место на родине.

Традиционная дагестанская система религиозного образования была и остается одной из самых эффективных как в России, так и за рубежом. Поэтому в перспективе получать религиозное образование, по крайней мере, до уровня бакалавра исламской теологии, молодым людям было бы целесообразно в Дагестане и лишь потом выезжать за рубеж.

Вторая проблема - это общая религиозная безграмотность нашего общества. Процесс допуска знаний об истории и культуре религий в государственные и муниципальные учреждения идет очень медленно. Это как раз то, что нужно идеологам экстремизма и сектам. Им нужна малограмотная, легко зомбируемая молодежь с неопределенным мировоззрением. Поэтому требуется повышение религиозной грамотности как условие профилактики антиобщественных идеологий, а также как важное средство для развития межкультурного диалога в многонациональном регионе.

Третья проблема: нет определенности в формате диалога власти и религиозных институтов общества. У каждого региона свои подходы и свои технологии. Важно понимать, что проблемы

в религиозном образовании и сфере религии в целом - это не только дело религиозных учреждений, но в том числе и государства. Конституционный принцип отделения религии от государства не освобождает руководителей госучреждений от личной ответственности перед Всевышним и обществом. Управление государством -это системный процесс, требующий всеобщего анализа социальных процессов и явлений. Решения государственного служащего не должны разделять общество, а должны объединять и консолидировать его.

Осознание существующих проблем и активное содействие их решению, несомненно, приведут к оздоровлению ситуации и в республике, и в России в целом, ведь самая большая трагедия для любого народа - это его невежество, а невежество в вопросах религии - вдвойне трагично, поэтому сегодня толерантность и религиозная грамотность граждан являются условиями выживания и обеспечения безопасности нашего общества, мир и спокойствие могут быть сохранены, прежде всего, путем мирного диалога и налаживания взаимоотношений между людьми на основе этнических, нравственных, религиозных норм, а не насилия и оружия.

«Проблемы становления и развития мусульманского образования на постсоветском пространстве», М., 2009, с. 120-126.

Камалудин Гаджиев,

политолог

СТАНЕТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАН ВТОРЫМ КУВЕЙТОМ?

В раскладке сил на Южном Кавказе и вокруг Каспия ключевую роль играет Азербайджан. Он не только обладает большими углеводородными ресурсами, но и занимает весьма выгодное положение на пути транспортировки нефти и газа в западном направлении с территории всего Каспийского бассейна. Поэтому естественно, что после распада СССР Азербайджан оказался в наиболее благоприятном положении по сравнению с двумя другими южнокавказскими государствами.

С момента заключения так называемых «контрактов века» в середине 90-х годов в страну пошли инвестиции, появились новые рабочие места, причем не только в нефтяной сфере, но и в ряде других отраслей экономики. Сам факт появления в стране запад-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.