12. Ширшов, В. Д. Социальная зрелость будущего специалиста социальной работы [Текст] / В. Д. Ширшов, Н. В. Шрамко // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 1.
УДК 37
Хаджиалиев Курбан Идрисович
Кандидат педагогических паук, доцент кафедры общей педагогики Дагестанского государственного университета, Махачкала
РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ВЕРОТЕРПИМОСТИ И ЛОЯЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНАКОМЫСЛИЮ В ПОЛИКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
Khadgialiev Kurban Idrisovich
An assistant of professor of pedagogics senior lecher of the department of pedagogics of Dagestan State University, Makhachkala
THE ROLE OF RELIGIONS VALUES IN UPBRINGING OF TOLERANCE AND LOYAL RELATIONSHIPS TO DIFFENTLY MINDED IN POLICULTURAL EDUCATION SYSTEMS OF STUDYING YOUTH
На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема совершенствования системы образования как стратегической сферы человеческого бытия. Диалог, взаимопонимание и взаимообогащение различных типов мировоззрений являются важными условиями достижения целей максимально гармонизировать отношения человека, его взаимодействие с миром природных и общественных процессов, помочь ему быть человеком, обрести чувство солидарности с другими людьми и ответственности за судьбы мира и человечества. Однако диалог вовсе не означает отказ от своих убеждений, принципов и жизненных ориентаций или снятие противоречивых позиций, подходов и объяснений. Речь идёт о мирном, невраждебном сосуществовании различных типов мировоззрений, отказе от монополии какого-либо одного типа мировоззрения, от преследований за инакомыслие, о формировании у каждого человека уважительного отношения к чужим взглядам, убеждениям и образу мыслей.
Религия остается очень сильным фактором воспитания дагестанской студенческой молодежи. После тупика, к которому привел воинствующий атеизм, религиозное возрождение вызвано недоверием людей словам политиков, распадом нравственных и идеологических ценностей и идеалов светского характера, ухудшением социально-экономической ситуации и
поиском новых надежд и жизненных ориентиров. Религиозные ценности становятся наиболее актуальными. Тем более, религиозность в современном обществе присуща более молодежи, чем их родителям, воспитанным в атеистических традициях.
На самом деле мусульманская религия регламентирует, определяет все стороны жизни людей, исповедующих ислам. Поэтому считаем, что общий процесс воспитания подрастающих поколений не должен осуществляться в отрыве от исламских ценностей.
К сожалению, современная практика показывает, что немалая часть нашего населения не придаёт должного значения огромному духовному, созидающему началу, заложенному в исламской религии. Есть немало примеров, когда родители школьников с большой опаской и недоверием относятся к введению уроков ислама в школе, а то и вовсе выступают против (речь идёт об учебно-просветительских беседах). Этому, безусловно, есть определённые причины.
С одной стороны - пресса и телевидение, создающие образ тёмных, невежественных мусульман - фанатиков. С другой - некоторые мусульмане, не понимающие суть ислама, неверно толкующие его и своими действиями отталкивающие многих.
Мы отнюдь не принижаем роль светских учебных заведений в деле образования и воспитания, но говорим о необходимости использования огромного духовного - нравственного потенциала, заложенного в исламской религии в деле воспитания подрастающих поколений. Ведь ислам - это не просто верование, но и образ жизни и стиль поведения, это мораль и право (гражданское, уголовное, государственное), свод обязательных для каждого мусульманина религиозных обязанностей, механизмы регулирования взаимоотношений человека с человеком, семейных отношений. Ислам - это цельная и стройная система социально - психологических и этнопсихологических установок, способ мировосприятия, философия, а также своеобразная этика и эстетика.
История свидетельствует, что наши предки, которые отличались своей мудростью, придавали религии гораздо большее значение, чем мы - современники. При построении более совершенного содержания регионального образования целесообразно обратиться к специфике таких тенденций в научной мысли республики как в её истории, так и в сегодняшних реалиях. Анализ историографических исследований показывает, что на развитие просвещения в Дагестане заметное влияние оказывали идеи Дамадана Мегебского, М. Кудатлинского, М. Ярагского, М. Казимбека, Г. Алкадари, А. Чиркейского, А. Омарова, Г. Гузунова, А Тахо-Годи и т. д. Примером современного толерантного, либерального ислама были идеи просветителей и практическое осуществление этих идей в новометодных конфессиональных школах.
Так, обширные знания по вопросам богословия, мусульманского права, философии и естествознания оставил нам М. Ярагский. Его идеи по та-
рикату очень ценны в совершенствовании нравственного воспитания современной молодежи в республике и восстановлении праведности в числе основных добродетелей.
Одним из известных основателей ренессанса арабской культуры в Дагестане является Мухамед Кудутлинский, который оставил большое наследие в области лингвистики, юриспруденции (применение шариата), основам веры. Его идеи и опыт можно успешно использовать как в демонстрации нравственного потенциала ислама в жизни людей, так и в практике нравственного воспитания современной молодежи.
Идею межкультурной коммуникации народов Кавказа, России и Европы выдвигал М. Казимбек. В ней ученый видел путь свободного развития народов республики и выход на уровень мировой кулыуры. Можно сказать, что в своих исследованиях он положил начало дагестанской герменевтики как средства межкультурной коммуникации, диалога и развития свободы мысли в образовании. Он настаивал на необходимости изучения азиатских языков, красоты восточной литературы, богатства мыслей и форм их выражения в арабских и восточных манускриптах и надеялся, что это принесет просвещенному мусульманину освобождение от фанатизма. Эти его идеи очень полезны в современных условиях насаждения среди молодёжи идей экстремизма и фанатизма, как средство избавления от жизненных проблем.
Активно боролся за развитие культуры и просвещения народов Дагестана Г. Алкадари. В его наследии можно выделить следующие аспекты совершенствования образования и воспитания молодежи:
- в нравственном воспитании «держать среднюю линию»;
- воздержание от тяги к славе и высокому общественному положению через ученость, которая может привести человека к подлости;
- использования нравственного значения благотворительности, как для благодетеля, так и нуждающихся в помощи;
представление об идеале горца, его нравственных и жизненных атрибутов, которое можно успешно использовать в уточнении цели воспитания современной молодежи;
- совершенствование методов и средств обучения.
Необходимо также достойно оценить просветительскую, организаторскую и исследовательскую деятельность представителей советской дагестанской интеллигенции.
Деятельность первого министра просвещения А. А. Тахо-Годи была направлена на развитие письменных языков народов Дагестана и основ национальной школы, которая испытывает много проблем и в современных условиях. С большим трудом создавали письменные языки народов Дагестана Д. Мегебский, М. Хандиев, Б. Далгат, Т. Шалбузов, А. Омаров, С. Омаров, Г1. Эмиров и др. Если сегодня мы покажем их труды, значимость их для культуры народов Дагестана, то можно решать многие проблемы, связанные с негативными социальными явлениями, которые, к сожалению, встречаются в нашей республике в избытке.
Изучение ислама, религии 20% россиян - одно из приоритетных направлений отечественной гуманитарной науки. В противовес экстремистскому толкованию ислама апологетами-теоретиками и прямыми террористами, эффективно можно использовать здоровые силы внутри ислама. В особенности это относится к Дагестану.
Православный священнослужитель митрополит Смоленский и Коломенский Кирилл, телевизионные проповеди которого с интересом слушают не только православные христиане, отвечая в еженедельной передаче «Слово пастыря» (23.04.05) на вопрос телезрителя: «Что такое духовная жизнь?» -сказал: «Человек состоит из трех составляющих - тела (видимого материального), души (невидимого материального) и духа (состояния человека, в котором определяется присутствие божественного чуда в человеческой жизни). За духовную составляющую отвечает религия».
Мы сегодня сталкиваемся почти с тотальной безграмотностью в теологических вопросах светского общества, в том числе государственных служащих, работников сферы науки и образования. Как отмечает М. И Садиков: «...отсутствие у политиков и ученых теологических знаний мешает правильному анализу многих политических и социально-экономических явлений, пониманию и разрешению проблем межнациональных и межконфессиональных отношений» [1, с. 168].
Мы являемся свидетелями широкого распространения экстремистских, националистических и даже нацистских движений, стремящихся использовать религию в корыстных целях, придавая ей угодное себе толкование. Нередко естественная религиозная потребность, из-за недостатка знаний, приводит людей к оккультизму или в тоталитарные секты, что пагубно отражается на их душевном здоровье, моральном облике, а порой угрожает и их жизни. Такое положение в обществе, по мнению М. И. Садыкова, следует считать не здоровой и, требующей принятия обдуманных мер по совершенствованию системы образования, науки, политики, возвращению в научный оборот величайшего наследия религиозной мысли, преодолению застоя в этом отношении отечественной гуманитарной науки. Как показывает история, в обществе, претендующем на социальный прогресс, не должна быть ситуация безальтернативного навязывания одной системы миропонимания; человек должен иметь право на свою веру и убеждения и, этот выбор должен находить отражение в сфере образования.
Интеграция образования - важнейший фактор развития высшей школы. Особенно это видно сегодня, когда наряду с традиционными вузами существует множество других, очень сильно сочетающих преподавание светских и религиозных дисциплин. К таким вузам, например, относится Кавказский Светский институт, существующий уже более десяти лет, и который входит в тройку первых вузов, аттестованных московской комиссией. Интеграция научных и религиозных дисциплин особо заметна на его факультете религиоведения.
Первая лицензия в России по подготовке исламских теологов среди светских учебных заведений получена Институтом теологии и религиоведения
им. Мамма-Дибира аль-Рочи (г. Махачкала). При выработке концепции создания Института в Дагестане, руководствовались существующими стандартами, как по теологии, так и по религиоведению, опирались на российский и мировой опыт теологического образования, учитывали ситуацию в мире и России, а также потребности государства в специалистах по проблемам религии. Эти стандарты носят поликонфессиональный характер и состоят из нескольких блоков дисциплин.
Первый блок - дисциплины общегуманитарного и естественно-матема-тического цикла: история, политология, экономика, философия, управление, юриспруденция, психология, педагогика, математика, компьютерные и информационные технологии, астрономия, концепция современного естествознания, делопроизводство и др.
Второй блок - дисциплины общеконфессионального характера: религиозная философия, религиозная антропология, социология религии, феноменология религии, психология религии, история и культа конфессий (буддизм, иудаизм, христианство), сравнительное религиоведение, религия и политика, этика и аксиология религии, государственные законы о религии и др.
Третий блок - дисциплины специализации в зависимости от конфессии: христианская теология, исламская теология, иудейская теология. В нашем случае речь идет об исламской теологии, в рамках которой преподаются исламские дисциплины: акида (вероубеждение), фикх (религиозное право), сулук (этика), корановедение, тафсир (комментарий к Корану), хадисоведе-ние, сира (жизнеописание Пророка), мантик (логика), даават (миссионерская деятельность), арабский язык, ораторское искусство и т. д. Учебный план подготовки и комплекс дисциплин, изучаемых теологами, позволяет им быть квалифицированными специалистами в области религии и межконфессиональных отношений и трудоустраиваться в учреждениях государственного управления, образования, науки. В частности, в общеобразовательных школах и учебных заведениях теологи могут работать в качестве преподавателей истории религии, основ религиозной нравственности и этики, философии религии, психологии религии, теологии, арабского языка.
Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. При этом важно правильное понимание «светскости» науки. Нередко приходится встречаться с унаследованным от советских времен отождествлением понятий «светский» и «атеистический», что является в корне неверным. Светский характер образования предполагает, что в процессе изучения отраслей научного знания, составляющих теологию, совершение культовых обрядов является добровольным.
Соединение в рамках одного учебного заведения специальностей «теология» и «религиоведение» позволяет обеспечить многосторонний подход к изучению религии. Согласно государственному стандарту, деятельность специалиста-религиоведа направлена на «научное исследование коренных
мировоззренческих, методологических и ценностных проблем, стоящих перед современной цивилизацией». «Религиоведение» подразумевает больший акцент на проблемах философии религии и религиозной философии. Религиоведческая методология предполагает социокультурный анализ религиозных феноменов, изучение религии извне, как элемента культурной и социальной жизни.
Теологию лее интересует собственно религиозный опыт, исследуемый изнутри, непосредственно. Теологическая подготовка предполагает знание не только форм, но и содержания религиозных представлений, культов, институтов религии, истории религии и конфессий; умение пользоваться на языке оригинала религиозными текстами и знание сути сакральных и канонических учений и др.
Решение об открытии института по подготовке исламских теологов именно в Дагестане также является не случайным. В Дагестане, во-первых, более тысячелетия господствует исламская традиция, где большинство населения республики исторически связано с ней, независимо от того, являются ли они верующими или нет. В настоящее время идет возврат к этим традициям и морально-этическим ценностям, что требует формирования соответствующей научной, образовательной и кадровой системы, способной сопровождать данные процессы.
Во-вторых, такое решение обусловлено наличием в Дагестане более развитой кадровой и научно-практической базы, чем в других регионах России. Для создания учебного заведения и обеспечения качественного преподавания дисциплин по религии требуются ученые - алимы, с высоким уровнем религиозных знаний. И они должны быть не подвержены влиянию зарубежных, сектантских и антиобщественных идеологий. На других территориях компактного проживания мусульман, к сожалению, в сил}' геополитических, исторических и других причин, школы религиозного знания ослаблены, сохраняется большой дефицит кадров и религиозного знания в целом.
В-третьих, сегодняшняя ситуация в Дагестане является достаточно сложной и уязвимой с позиции безопасности страны. Приграничное положение республики и геополитическое значение делает ее особенно привлекательной для внешних манипуляций многочисленных зарубежных миссионеров, которые являются носителями идеологий, не совместимых с гуманистическими и патриотическими ценностями. Это требует создания эффективной системы подготовки специалистов, профессионально ориентированных в вопросах религии, современной политики, культуры, образования, нравственной сферы человека.
В образовательном процессе вышеназванных образовательных учреждений пристальное внимание уделяется воспитанию личности в духе миролюбия, нравственности и толерантности. Деятельность этих школ призвана воспитывать у своих питомцев веротерпимость и уважительное отношение к мировоззренческим убеждениям людей, выработать у них непримиримую
позицию против религиозного фанатизма и антирелигиозного экстремизма, проявлять высокую активность в деле милосердия и благотворительности, в борьбе против алкоголизма, наркомании, азартных игр и половой распущенности. В конфессиональных учебных коллективах умело используется такой важный фактор, как популярные религиозные праздники, который может послужить эффективным средством формирования межконфессиональной толерантности учащихся, диалога с представителями других культур.
Мы считаем, что в целях пропаганды религиозных ценностей и ограничения негативного влияния религиозного фактора, воспитания нравственности и развития духовности, формирования у молодого поколения патриотического сознания, обеспечения поддержания общественной стабильности, упрочения единства и дружбы между народами Российской Федерации необходимо взять на вооружение имеющийся положительный опыт названных учебных заведений другим конфессиональным учебным заведениям республики.
Религия и ее ценности включают в себя знание исторического прошлого нашей Родины, гордость за ее героев, понимание ценности того, что сделано поколениями и что еще можно сделать. Выдающийся педагог Г. Н. Волков отметил: «Светская, школьная и семейная педагогика много потеряла, отвернувшись от такого мощного фактора воспитания, каким является религия» [2]. Религия обладает огромным воспитательным потенциалом. И Коран и Библия должны стать источником нравственного воспитания молодёжи.
Государство, школа и передовая часть нашего общества должны взять твердый курс на возрождение духовности, нравственности и чистоты традиций, используя и религиозные ценности.
Библиографический список
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г. Н. Волков. - М.: АСАБЕМА, 2000. -345 с.
2. Садиков, М. И. Новые формы взаимной интеграции светского и религиозного знания. [Текст] / М. И. Садиков // Формирование мировоззрения учащейся молодежи в многоконфессиональном регионе: задачи, опыт, проблемы и пути их решения. - Махачкала: Изд-во ДГУ, 2006. - С. 168.