УДК 21(Р479.1)
А.А-Дж. Койчуев
Краткий анализ некоторых аспектов образования и конфессиональной жизни на Северном Кавказе
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; aitek_koichuev@mail.ru
В статье анализируются отдельные аспекты образования и конфессиональной жизни на Северном Кавказе. Дается авторское видение результатов педагогического взаимодействия региональных институтов светского и религиозного образования.
Ключевые слова: поликультурное образование, воспитание, религиозный фактор.
Specific aspects of education and religious life in the North Caucasus are analyzed in the article. An author’s vision of pedagogical interaction of regional institutes of secular and religious education is given there.
Keywords: polycultural education, upbringing, the religious factor.
Исследуя проблемы образовательного пространства поликультурной среды на Северном Кавказе, следует уделить внимание интенсивному (в количественном отношении) развитию институтов религиозного образования. В силу значительного роста религиозного самосознания населения региона, и в особенности молодежи, становится актуальным выявление значения конфессионального фактора в образовательном пространстве Северного Кавказа - одного из самых поликультурных регионов России.
Поликонфессиональность и многонациональность Северного Кавказа неравномерны. Конфессиональная и национальная карта республик Северо-Кавказского федерального округа (в известной степени упрощенная) потребует нанесения районов преимущественно многонациональных и поликонфессиональных; районов преимущественно мо-ноконфессиональных и моноэтнических; районов преимущественно моноконфессио-нальных, но многонациональных и районов преимущественно моноэтнических, но по-ликонфессиональных.
К преимущественно многонациональным и поликонфессиональным районам Северного Кавказа на сегодняшний день (подчеркиваем, допуская некоторое упрощение) можно отнести Ставропольский край, Карачаево-Черкесскую и Кабардино-Балкарскую республики. Ко второй группе, т. е. к преимущественно моноконфессиональным и моноэтническим, можно отнести Чеченскую и Ингушскую республики. К третьей группе можно отнести Республику Дагестан - республику с преимущественно мусульманским населением, но многонациональную. Осетины, коренное население республики Северная Осетия - Алания, будучи единым народом, принадлежат к разным конфессиям: среди осетин есть православные, мусульмане и приверженцы традиционных языческих верований.
Таким образом, уникальная поликультурность Северного Кавказа, его многонацио-нальность и поликонфессиональность придают особую важность исследованию содержания, проблем и перспектив не только светского, но и религиозного образования региона, в том числе и в аспекте их педагогического взаимодействия.
Рассматривая деятельность религиозных образовательных учреждений на Северном Кавказе, прежде всего следует отметить ее сугубо религиозную направленность, за-
мкнутую внутриконфессиональную ориентированность. Создается впечатление, что педагогическая и просвещенческая работа религиозных образовательных учреждений не ставит задачей воспитание добродетельного, развитого человека вообще и в первую очередь, что, на наш взгляд, было бы уместно и справедливо, представителя той или иной конфессии. В данном случае целесообразно вести адекватную потребностям конкретной этноконфессиональной среды религиозно-просвещенческую работу; речь идет не об «обращении в веру», а о том, что знания в области истории и культуры традиционных религиозных учений и высокий нравственный пример служителей религии, который они в идеале обязаны собой являть, будут полезны гражданам нашей поликон-фессиональной и многонациональной страны. Введение в число учебных дисциплин «Основ религиозных культур и светской этики» или «Истории и культуры традиционных религий России» с очень небольшим объемом учебных часов не может быть эффективным без широкой религиозно-просвещенческой работы, охватывающей все российское общество. Только глубокое взаимопонимание, основанное на знании, как известно, способно устранить, изжить нетерпимость и экстремизм.
В этой связи государственным и общественным институтам следует оказать всю возможную поддержку развитию российского исламского образования, способного интегрировать в себя на консолидирующей российской идеологической основе выпускников российских и зарубежных исламских образовательных учреждений.
Другим приоритетным направлением государственных и муниципальных учреждений, и не только образовательных, должно стать конструирование возможностей сочетания светского и религиозного образования в одном учебном заведении, что будет способствовать устранению существующей обособленности социальной жизни светской и религиозной части нашего общества. Далеко не каждый верующий молодой человек желает и может реализовать свои способности, занимаясь сугубо религиозной деятельностью. Существующие прецеденты требуют поддержки и распространения. Одним из первых, если не первым, кто реализовал возможность получения в стенах одного высшего учебного заведения светского и религиозного образования, был известный деятель науки и исламский ученый, доктор философских наук, профессор Садиков Максуд Ибнугаджарович, основатель и ректор Института теологии и международных отношений (г. Махачкала).
Работа этого по-своему уникального учебного заведения, а также начавшего свою деятельность в 2007 г. Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки (СКУЦ ИОН), на наш взгляд, прямо отвечают той деятельности образовательного, религиозно-просвещенческого и профилактического характера, на необходимость которой неоднократно указывал Президент Российской Федерации В. В. Путин. По нашим данным, именно ИТиМО, имеющий государственную аккредитацию, руководимый М. Садиковым, первым в Российской Федерации приступил к подготовке исламских теологов и специалистов гуманитарного профиля с углубленным знанием истории и культуры ислама. Студенты ИТиМО «независимо от выбранного направления и специальности изучают исламскую теологию, иностранные языки (арабский, английский), технологию межкультурных коммуникаций и межконфессиональ-ного диалога» [1, с. 2-3].
В свою очередь, Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки координирует работу исламских учебных заведений региона, способствует внедрению современных научно-образовательных и информационных технологий в систему религиозного образования, проводит работу по повышению уровня подготовленности служителей исламского культа в соответствии с условиями и потребностями современного общества.
Возвращаясь к необходимости участия светских образовательных учреждений в процессе формирования базовых знаний верующей части граждан России в области религии, следует отметить ее недостаточную разработанность на сегодняшний день. В Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Республике Ингушетия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Дагестан, т. е. во всех субъектах Северо-Кавказского Федерального округа, за исключением Чеченской Республики, все еще не сложилось четкого понимания места и значения религиознопросвещенческой работы в образовательном пространстве региона. В Чеченской Республике в условиях практически всеобщей религиозности населения последовательно объединяют в религиозно-просвещенческой работе ресурсы светских (образовательных, культурных, социальных и др.) и религиозных учреждений.
Особая ситуация в силу конфессиональной специфики титульного этноса сложилась в Северной Осетии - Алании. Среди осетин есть православные, мусульмане и те, кто исповедует языческие верования. В связи с этим религиозно-просвещенческая работа в образовательных и иных государственных и муниципальных учреждениях республики должна удовлетворять духовным запросам приверженцев нескольких конфессий внутри одного лишь осетинского народа, не говоря о других народах республики, среди которых есть люди и иной конфессиональной принадлежности. Впрочем, характерная для последних десятилетий всесторонняя активизация православно-христианской конфессии в республике обусловила включение воспитательных ресурсов православия в учебно-воспитательный процесс значительной части образовательных учреждений этой по-ликонфессиональной республики.
Рассматривая религиозно-конфессиональный аспект современного образовательного пространства на Северном Кавказе, мы исходим из необходимости выявить, в частности, возможности образовательных учреждений региона в проведении религиознопросвещенческой работы с верующей молодежью. В положениях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования отмечается: «.. .В результате изучения базовой части цикла студент должен знать (в том числе) особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества, уметь учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации» [2]. В этой связи возникает необходимость подготовки будущих педагогов образовательных учреждений, способных должным образом учитывать и использовать в образовательном процессе воспитательные ресурсы поликультурной среды, в т. ч. традиционных религиозных учений.
На наш взгляд, целесообразна разработка целевой программы подготовки педагогов с углубленным знанием истории и культуры традиционных религий, способных организовать и проводить свою педагогическую деятельность в соответствии с культурной спецификой конкретного региона и национально-конфессиональным составом учащихся. Создание эффективных в данных исторических условиях и культурной среде педагогических технологий, направленных на возрождение, сохранение и дальнейшее развитие традиционной духовной культуры народов России, является необходимым условием идейной и идеологической консолидации поликультурного общества нашей страны в условиях быстрого религиозного возрождения.
Осмысление религиозного возрождения в работах ряда отечественных ученых приводит к выводу о необходимости возвращения к существовавшему до советского периода истории России диалогу между светским и религиозным воспитанием. Отсутствие такого диалога и педагогического сотрудничества приводит к возникновению своеоб-
разных пробелов в воспитании верующей молодежи, которые часто заполняются «педагогической» и «образовательной» работой разного рода деструктивных сект и объединений. В связи с этим следует четко определить формы и наметить перспективы сотрудничества светских и религиозных образовательных учреждений, позволяющие оптимизировать их взаимодополняющую образовательно-педагогическую работу с верующей молодежью.
В условиях полиэтнического общества и поликультурной образовательной среды приобретает особую важность соответствие форм педагогического сотрудничества светских и религиозных образовательных учреждений принципам научности образования, равноправия конфессий, отделения церкви от государства. В этой связи следует подчеркнуть, что Конституция РФ и другие законодательные акты допускают формирование у воспитанников образовательных учреждений как научного, так и религиозного мировоззрения. Для того чтобы устранить существующее противоречие между традициями семейного воспитания верующей части российского общества (которого объективно становится все больше) и содержанием современного светского образования Российской Федерации, по нашему мнению, следует неукоснительно соблюдать в практике образовательных учреждений принцип свободы совести воспитанников. Вместе с тем содержание светского образования должно оставаться именно светским, активно и эффективно использующим в педагогическом процессе нравственно формирующий и духовно развивающий потенциал религии. Педагогическое взаимодействие светского и религиозного образования в нашей стране ещё только начинается, поэтому особую важность представляет изучение уже существующего опыта подобного педагогического сотрудничества.
На основании проведенной автором статьи работы в рамках научноисследовательских проектов РГНФ № 09-06-30401 а/Ю, № 11-16-09003 а/Ю можно констатировать, что научно обоснованное, взаимовыверенное и систематическое педагогическое взаимодействие институтов светского и религиозного образования в работе с верующей молодежью приносит реальные положительные результаты:
- верующие молодые люди (а таковых сегодня большинство) получают знания об истории, этике и аксиологии традиционных религий, учатся отличать деструктивную идеологию, прикрывающуюся религиозной риторикой, от истинных установлений традиционных религиозных учений;
- молодые люди, проявляющие желание строить свою жизнь сообразно установлениям и предписаниям религии, знают эти установления и верно их понимают, что в условиях северокавказского региона является наиболее эффективным средством противодействия распространению в молодежной среде псевдорелигиозной экстремистской идеологии;
- на основе гуманистических доктрин традиционных религий формируется уважительное, доброжелательное отношение к людям независимо от их расовой, религиозной и национальной принадлежности; главными критериями оценки человека служат его нравственные качества, добродетели;
- формируется понимание религии как части исторически развившейся поликультурности России, чувство гордости за многонациональное отечество; понимание необходимости и, что не менее важно, возможности успешной социализации в едином по-ликультурном обществе;
- укрепляются и развиваются духовность и нравственность.
Среди тенденций развития национального образования на Северном Кавказе следует особо выделить имеющие место попытки педагогического моделирования содержания образования и образовательной деятельности, отражающих богатство российской
национальной культуры в целом и традиционных культур отдельных этносов в частности. На сегодня это осторожные и часто недостаточно последовательные попытки использования педагогических ресурсов традиционных религий в учебно-воспитательной работе учреждений светского образования.
Подобная осторожность объясняется многими причинами объективного и субъективного характера, среди которых и неготовность администраторов и педагогов образовательных учреждений, и остающаяся сложной социально-политическая ситуация в регионе. Подобное положение дел противоречит вышеуказанным Положениям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и препятствует налаживанию научно обоснованного использования воспитательного потенциала традиционных религий, например ислама и православия, в работе образовательных учреждений, функционирующих в мусульманской или православно-христианской этнокультурных средах.
Литература
1. Религиозное образование в РД: опыт и проблемы. Теолог. 2011. № 7.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г. № 788.
Поступила в редакцию 13 марта 2012 г.