Научная статья на тему 'Cвязь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания и защитными механизмами личности'

Cвязь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания и защитными механизмами личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
373
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / КОПИНГ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ / WATER TRANSPORT / DURABILITY / INVOLVEMENT / CONTROL / RISK TAKING / STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзев Максим Валерьевич

Специфика работы моряков такова, что этот вид деятельности является малоизученным и представляет собой особый интерес при изучении человека находящегося в экстремальной ситуации, каковой является сфера деятельности специалистов водного транспорта. Исходя из этого актуальность изучения психологической устойчивости в профессиональной сфере моряков обусловлена необходимостью повышения своего профессионального уровня, развитием умению противостоять всевозможным сложностям, которые возникают перед ними, находить выход из непростых ситуаций, находить нестандартные решения, осуществлять над собой эмоциональный контроль. В данной статье изучаются факторы психологической устойчивости, которые позволяют принимать адекватные решения в экстремальных ситуациях (в сложных навигационных условиях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The connection of future water transport specialists and the stralegies of mans security and control

The seaman's work is specific. This activity is not well-studies and of special interest in studying a mans behavior in cases of emergency, to say nothing of water transport specialists activities. Taking into consideration the said above, studying the psychological steadiness in professional sphere is specified by the necessity of increasing their professional level, of standing hardships which may arise, of finding the ways out of difficult situations, making right decisions, controlling emotions. The article writes about the factors of psychological steadiness which enable seamen to take decisions in difficult conditions of navigation.

Текст научной работы на тему «Cвязь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания и защитными механизмами личности»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378.01

Кобзев Максим Валерьевич

Аспирант Астраханского государственного университета (АГУ), преподаватель Астраханского речного училища - филиала ФГОУ ВПО «ВГАВТ», Maksscorpion 84@ mail.ru, Астрахань

CВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА СО СТРАТЕГИЯМИ СОВЛАДАНИЯ И ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ ЛИЧНОСТИ

Kobzev Maxim Valerievich

А post-graduate student of Astrakhan State University (ASU), a lecturer of the Astrakhan River College - a branch of Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education «Volga State Academy of Water transport»», Maksscorpion 84@ mail.ru, Astrakhan

THE CONNECTION OF FUTURE WATER TRANSPORT SPECIALISTS AND THE STRALEGIES OF MANS SECURITY AND CONTROL

Деятельность у специалистов водного транспорта с момента выхода в рейс сопровождается сложной, непредвиденной навигационной обстановкой, а так же негативными гидрометеорологическими условиями, долгими, отрицательно влияющими на человека штормами, туманами, качкой и другими факторами, которые отрицательно влияют на здоровье и самочувствие моряка, а это и является одним из факторов вызывающих у человека состояние стресса.

В работе специалистов водного транспорта риска избежать невозможно, но можно его уменьшить, с помощью отбора и обучения будущей профессиональной деятельности тех, кто предрасположен к ней.

Специфика работы моряков такова, что этот вид деятельности является малоизученным и представляет собой особый интерес при изучении человека находящегося в экстремальной ситуации, каковой является сфера деятельности специалистов водного транспорта.

Исходя из этого актуальность изучения психологической устойчивости в профессиональной сфере моряков обусловлена необходимостью повышения своего профессионального уровня, развитием умению противостоять всевозможным трудностям, которые возникают перед ними, находить выход из различных сложных ситуаций; находить нестандартные решения, осуществлять над собой эмоциональный контроль.

В данной статье мы представляем результаты исследования, целью которого является изучение особенностей связи жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладания в стрессовых ситуациях и защитными механизмами личности. Совладание со стрессовой ситуацией в большинстве случаев происходит за счет формирования механизмов защиты, а так же копингов. С точки зрения психоаналитической концепции коппинг - это достаточно гибкое целенаправленное дифференцированное поведение, которое ориентировано на реальность. Механизмы защиты представляют собой дисфункциональные проявления, которые приводят индивида к невротическим и психотическим расстройствам. Данное поведение является ригидным, недифференцированным, вынужденным и искажающим реальность.

Таким образом, копинги являются адаптивными формами поведения человека, тогда, как механизмы защиты - дезадаптивными. Впервые термин копинг (coping) был использован Л. Мерфи в 1962 г. в исследовании преодоления детьми трудностей, связанных с возрастными кризисами [3].

Копинг - поведение более точно определяется как непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними, или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные либо превышающие ресурсы человека.

В современном понимании копинг рассматривается как приспособляемость, которая определяется тремя компонентами:

1) способностью и умением индивида адекватно реагировать на внешние воздействия;

2) мотивацией - желанием приспосабливаться к условиям окружающей его природы;

3) способностью поддерживать психическое равновесие. Копинг - поведение понимается как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций (сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты). Совладание - процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различного рода стратегии, иногда даже совмещая их.

Теоретический анализ литературы показал, что понятие жизнестойкости, введеное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним [4].

Жизнестойкость (hardiness) - это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три сравнительно независимых компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [2]. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости, в общем, мешает возникновению внутреннего напряжения в стрессовой обстановке за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее важных.

Вовлеченность (commitment), по мнению C. Мадди, можно, интерпретировать как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [4].

Человек с выработанным компонентом вовлеченности получает удовлетворение от своей деятельности. В противоположность этому, отсутствие аналогичной убежденности вызывает у него чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» [4].

Контроль (control) играет роль убежденности в том, что борьба позволяет воздействовать на итог совершающегося, пусть даже это воздействие не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - чувство личной беспомощности. Человек с чрезвычайно развитым компонентом контроля чувствует, что сам выбирает свою деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все действия, которые с ним случаются, оказывают содействие его развитию за счет знаний, которые извлекаются из опыта, - неважно, негативного или позитивного. Человек, как считает Д. А. Леонтьев, рассматривающий свою жизнь в качестве способа получения опыта, склонен действовать в отсутствие стабильных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая склонность к элементарному комфорту и безопасности, фактором, обедняющим жизнь индивида. Сам фактор принятия риска базируется на идее, которая лежит в основе развития через активное освоение знаний из опыта, а так же последующее их использование [2].

В процессе онтогенеза, в ходе формирования речи, сознания и самосознания, индивид приобретает новый способ поведения в сложных жизненных обстоятельствах: вырабатывается совладание (копинг) - комплекс осознанных стратегий разрешения конфликта для совладания с внутренним напряжением, а так же дискомфортом. Совладание, по мнению Р. М. Грановской реализовывается через поведение, которое создает существенные изменения во внешней среде, и ориентировано главным образом либо на исключение возмущающих событий, либо на переключение реакции с ранее травмировавших событии на другие [1]. При совладании считает Р. М. Грановская индивид может сам создать для себя подходящее окружение, а не реагировать пассивно на существующее [1]. С помощью активного действия во внешней среде - прерывания действия некоего негативного события или активной переориентации на нетравмирующее событие - становятся возможными нужные преобразования во внутреннем мире человека, в сторону его душевного равновесия.

Официально признанной классификации типов совладания пока нет, однако большинство авторов основывается на предложенные Р. Лазарусом стратегии, ориентированные либо на решение существующей проблемы, либо на изменение собственных установок в отношении данной ситуации. Среди них как поведенческие, эмоциональные, так и когнитивные стратегии преодоления эмоционального стресса.

Понятие «защита» впервые был применен З. Фрейдом в 1894 г., и предназначался изначально для описания борьбы «Я» против болезненных и невыносимых аффектов и мыслей. Психологическая защита - это специальная

система стабилизации индивида, которая направлена на ограждение сознания человека от неприятных для него травмирующих переживаний, которые сопряжены с внутренними и внешними конфликтами, так же различными состояниями тревоги и дискомфорта.

Так, Ф. В. Бассин (1969) считает психологические защиты нормальным, повседневно работающим механизмом, который способен предотвратить дезорганизацию поведения человека не только при столкновении сознательного и бессознательного, но и при столкновении с вполне осознаваемыми установками [3, с. 13].

Основной функцией психологических защит, по мнению Ф. В. Бассина , является перестройка системы установок, направленная на устранение чрезмерного эмоционального напряжения и предотвращающая дезорганизацию поведения [3, с. 13].

Большинство сложных механизмов защиты представляют собой целый конгломерат более простых, ранее сформировавшихся. Много известных механизмов психологических защит имеют весьма размытые и неопределенные границы действия и влияния, что в свою очередь вызывает проблему в их различении. Однако при этом защитные процессы каждого человека сугубо индивидуальны, и плохо поддаются рефлексии. Искажаться могут не только субъективные ощущения, но и вербальные сообщения о них. Исходя, из этого интроспективный анализ зачастую более или менее приблизителен, а выводы гипотетичны.

Наблюдения за результатами функционирования защиты осложняются еще и тем, что подлинные стимулы и реакции человека могут быть отдалены друг от друга, как в пространстве, так и во времени.

Психологические защиты принято разделять на специфические и неспецифические.

Специфические - такие психологические защиты, которые релевантны характеру угрозы, а так же учитывающие ее содержательные характеристики.

Неспецифическими называют те, которые релевантны только лишь фактору наличия угрозы в целом. Неспецифические защиты в большей степени подвержены генерализации и стереотипизации. Это можно объяснить глубокими филогенетическими корнями защит, и мощным установочным фундаментом. В общем, то они обеспечивают для человека минимальное время задержки реакции, обеспечивая таким образом экстренный ответ.

Функции психологических защит, с одной стороны могут рассматриваться как позитивные, так как они способны предохранять человека от негативных переживаний, психотравмирующей информации, устраняют тревогу, а так же помогают в конфликтной ситуации сохранить самоуважение. С другой стороны их можно оценивать и как негативные. Обычно действие защит непродолжительно, и длится до тех пор, пока нужна пауза для новой активности. Однако если состояние эмоционального благополучия человека фиксируется на продолжительный период, и в итоге заменяет

активность, то в этом случае психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, либо самообманом.

Следуя цели нашего исследования, мы выявили особенности связи жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями сов-ладания и защитными механизмами личности эмпирическим путем. Базой исследования выступило Астраханское речное училище. В исследование приняли участие 248 курсантов (юношей) 1-Ш курсов.

Нами были использовали следующие диагностические методики: «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [2], методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант методики

Н. С. Эндлера, Д. А. Паркера) [3], методика выявления психологических защит Келлермана-Плутчика [3]. При обработке данных использовался статистический пакет STATISTICA 6.0. в результате чего была определена достоверность результатов исследования. В анализ включались описательные статистики, критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, корреляционный анализ. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р< 0,1; р < 0,05; р < 0,01.

На первом этапе проводилось обследование курсантов с целью определения их жизнестойкости с помощью методики «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Полосовые диаграммы (рис. 1) демонстрируют уровень развития жизнестойкости и ее компонентов. Установлено, что у 15% опрошенных низкий уровень, 68% - средний уровень, 17% - высокий уровень развития вовлеченности. Низкий уровень по показателю контроля имеют 6% юношей, средний - 75%, высокий - 19%. 11% респондентов имеют низкий уровень принятия риска, 73% - средний и 16% - высокий. Наконец, по шкале жизнестойкости обнаружено 9% с низким уровнем, 77% со средним и 14% с высоким.

□ низкий уровень ■ средний уровень □ высокий уровень

Рис. 1. Результаты диагностики «Теста жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволила определить стратегии совладеющего поведения будущих специалистов водного транспорта. С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки мы установили, что распределение переменных: «проблемно-ориентированный коппинг», «эмоционально-ориентированный коппинг», «коп-пинг ориентированный на избегание», «субшкала отвлечение», «субшкала социальное отвлечение»- значимо не отличаются от нормального. Поэтому для выявления взаимосвязи указанных переменных с жизнестойкостью мы рассчитали коэффициент линейной корреляции Б. Пирсона (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь между жизнестойкостью и копингами - поведения в стрессовых ситуациях

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Жизнестойкость Проблемно-ориентированный копинг 0,0104 р=0,940

Эмоционально-ориентированный копинг -0,4328 p=0,001

Копинг ориентированный на избегание -0,1297 р=0,341

Субшкала отвлечение -0,2998 Р=0,025

Субшкала социальное отвлечение 0,1321 р=0,332

Из табл. 1 видно, что выявлено значимая (р<0,05) отрицательная корреляция жизнестойкости с эмоционально-ориентированным копингом, и субшкалой «отвлечение». Отрицательный коэффициент корреляции указывает на то, что высокий уровень жизнестойкости связан с низкими значениями для шкал «эмоционально-ориентированный копинг», «отвлечение», или наоборот, чем ниже уровень жизнестойкости, тем выше баллы для признаков «эмоционально-ориентированный копинг» и «отвлечение».

С помощью критерия Колмогорова-Смирнова для одной выборки, мы установили, что распределение переменных «отрицание», «подавление», «компенсация» значимо не отличаются от нормального распределения. Для указанных переменных мы рассчитали коэффициент корреляции Б. Пирсона (табл. 2).

Таблица 2

Взаимосвязь между жизнестойкостью и защитными механизмами (коэффициент корреляции Пирсона)

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Жизнестойкость Отрицание 0,2844 р=0,034

Подавление -0,1305 р=0,338

Компенсация -0,0172 р=0,900

В табл. 2 показано, что выявлена достоверная положительная корреляция между «жизнестойкостью» и «отрицанием». Это означает, что чем выше баллы по жизнестойкости, тем выше показатели по шкале «отрицание». Объясняется это тем, что, стремясь к достижению какой - либо цели человек на подсознательном уровне блокирует любые негативные аспекты (эмоции, информация) уже на стадии восприятия, которые мешают ему концентрироваться на решении данной проблемы.

Так, как распределение переменных «регрессия», «проекция», «замещение», «интеллектуализация», «реактивное образование» значимо отличаются от нормального мы вычислили коэффициент ранговой корреляции Спирмена (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь между жизнестойкостью и защитными механизмами (коэффициент корреляции Спирмена)

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Жизнестойкость Регрессия -0,313262 0,018729

Проекция -0,014868 0,913396

Замещение -0,257731 0,055147

Интеллектуализация 0,188549 0,164024

Реактивное образование 0,059191 0,664770

Результаты табл. 3 демонстрируют нам, что выявлена достоверная взаимосвязь (р<0,05) между «жизнестойкостью» и «регрессией», и тенденция к взаимосвязи (0,05<р<0,1) между «жизнестойкостью» и «замещением». Отрицательный коэффициент корреляции указывает на то, что чем выше показатель «жизнестойкости», тем ниже балы для таких защитных механизмов, как «регрессия» и «замещение». Чем выше «жизнестойкость» человека, тем ярче в нем выражены такие качества, как сила воли, способность к преодолению трудностей, уверенность в себе. Индивид стремится к своевременному решению возникающих перед ним проблем, выходу из сложных жизненных ситуаций, а не уходу от них.

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Для высокого уровня жизнестойкости не характерна выраженность таких стратегий совладания, как эмоционально-ориентированный копинг и отвлечение, на что указывают выявленные значимые отрицательные коэффициенты корреляции.

2. Существует достоверная взаимосвязь между жизнестойкостью и защитными механизмами личности. При этом жизнестойкость отрицательно коррелирует с регрессией и замещением, положительно - с отрицанием.

Библиографический список

1. Грановская, Р. М. Психологическая защита. [Текст] / Р М. Грановская. -СПб.: Речь, 2007.

2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости. [Текст] / Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.

3. Маликова, Т. В. Психологическая защита: направления и методы. [Текст] / Т. В. Маликова, Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, О. В. Шатрова. - СПб.: Речь, 2008.

4. Maddi, S., Harvey R., Khoshaba D., Lu J., Persico M., Brow M. The Personality Construct of Hardiness III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance // Journal of Personality. - 2006. - Vol. 74, -№ 32. - P. 575-598.

5. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека [Текст] / О. Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 192-202.

6. Бочанцева, Л. И. Психологические средства нормализации затрудненного общения антисоциальной личности [Текст] / Л. И. Бочанцева // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 206-217.

7. Гунгер, Н. Н. Особенности идентичности личности в период нормативного кризиса взрослости [Текст] / Н. Н. Гунгер // Сибирский педагогический журнал. -

2007. - № 3. - С. 199-206.

8. Полякова, В. В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков [Текст] / В. В. Полякова // Сибирский педагогический журнал. -

2008. - № 3. - С. 386-393.

9. Нечаев, С. А. Профилактическая работа в школе по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения [Текст] / С. А. Нечаев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 331-339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.