Научная статья на тему 'Взаимосвязь жизнестойкости и копинг- поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта'

Взаимосвязь жизнестойкости и копинг- поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
935
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ ПОВЕДЕНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ / КОПИНГ СТРАТЕГИИ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобзев Максим Валерьевич

данная статья является самостоятельным исследованием автора, которое просвещено исследованию механизмов способных влиять на поведение будущих специалистов водного транспорта в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кобзев Максим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь жизнестойкости и копинг- поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта»

УДК 378:01

Кобзев Максим Валерьевич

Аспирант Астраханского государственного университета (АГУ), преподаватель Каспийского филиала ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова» в г. Астрахани, [email protected], Астрахань

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ- ПОВЕДЕНИЯ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Kobzev Maxim Vaierievich

A post - graduate student of Astrakhan State University (ASU), a lecturer of the Caspian branch of the Federal State Educational Establishment ofHigher Professionai Educaton «Maritime State Academy of Admiral F. F. Ushakov «in Astrakhan, [email protected], Astrakhan

INTERRELATION SURVIVABILITY AND KOPING - BEHAVIOR IN A STRESSFUL SITUATION OF THE FUTURE EXPERTS OF A SAILING CHARTER

Профессия моряка была, и остается сложной, как и много лет назад. Ввиду целого ряда негативных факторов она каждодневно связана с воздействием на человека стресса. Практика показывает, что, несмотря на обладание будущим специалистом водного транспорта достаточно высокого уровня профессиональных знаний, позволяющих действовать в стандартных ситуациях, недостаточный уровень психологической устойчивости в сложных и нестандартных условиях способен проявить растерянность, замедленную реакцию в принятии адекватного решения, а так же неспособность предугадывать факторы, способные нанести вред здоровью и жизни людей.

По оценке экспертов в основе причин приблизительно 80 процентов катастроф в сфере водного транспорта лежат ошибочные действия экипажа судов [3].

Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении всей своей жизни формирует так называемое копинг-поведение или копинг-стра-тегии - то есть целый комплекс целенаправленного поведения по овладению ситуацией для уменьшения негативного влияния стресса на организм [5].

Родоначальниками изучения данного вопроса являются психологи С. Фолкман и Р Лазарус, которые интерпретировали копинг-стратегии, как способы совладания с сложными ситуациями и урегулированием взаимоотношений с окружающей средой. Вышеуказанные авторы ввели в словарь понятия: стрессоустойчивость и жизнестойкость («харденесс»). В настоящее время в психологической литературе уделяется большой интерес к изучению копинг - поведения, а так же механизмов психологиче-

ских защит (Грановская Р. М., Никольская И. М., Тулупьева Т. В., 2000; Чумакова Е. В., 1998; Шамшикова О. А., Шатилова Т. Г., 2002). Однако несмотря на возрастающий интерес к изучению копинг - поведению, в литературе до сегодняшнего момента отсутствует четкая общепринятая классификация механизмов психологической защиты [4]. Как отмечают авторы (Белан Е. А., 2004; Крюкова Т. Л., 2004), в отечественной психологии изучение проблем копинг - поведения находится на начальной стадии [7].

Теоретический анализ литературы показал, что понятие жизнестойкости, введеное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним [9].

Жизнестойкость (hardiness) - это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три сравнительно независимых компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска [6]. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости, в общем, мешает возникновению внутреннего напряжения в стрессовой обстановке за счет стойкого совладания (hardy coping) со стрессами и восприятия их как менее важных.

Вовлеченность (commitment) по мнению C. Мадди можно, интерпретировать как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [9]. Человек с выработанным компонентом вовлеченности получает удовлетворение от своей деятельности. В противоположность этому, отсутствие аналогичной убежденности вызывает у него чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» [9].

Контроль (control) играет роль убежденности в том, что борьба позволяет воздействовать на итог совершающегося, пусть даже это воздействие не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому - чувство личной беспомощности. Человек с чрезвычайно развитым компонентом контроля чувствует, что сам выбирает свою деятельность, свой путь.

Принятие риска (challenge) - убежденность человека в том, что все действия, которые с ним случаются, оказывают содействие его развитию за счет знаний, которые извлекаются из опыта, - неважно, негативного или позитивного. Человек, как считает Д. А. Леонтьев, рассматривающий свою жизнь в качестве способа получения опыта, склонен действовать в отсутствие стабильных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая склонность к элементарному комфорту и безопасности, фактором, обедняющим жизнь индивида. Сам фактор принятия риска базируется на идее, которая лежит в основе развития через активное освоение знаний из опыта, а так же последующее их использование [6].

Психологическое совладание человека в сложных жизненных ситуациях во многом определяет эффективность его социально - психологической адаптации к изменяющимся условиям окружающей его среды. В своих трудах Арышева А. П. - 2009 рассматривает копинг - поведение, как механизм

совладания с экстремальнми ситуациями, которые превосходят ресурсы человека [1]. Так же Дауменова А. Ж. разделяет данное мнение, что нагрузки психологического плана зачастую превосходят адаптационный потенциал человека, провоцируя, таким образом разного рода заболевания [2].

По мнению ряда авторов (Копина О. С., 1995; Чазова А. А., 1998; Ял-тонского В. М., 1996; C. K. Ewart, 1991) теория копинг-поведения - одна из эффективных направлений преодоления человеком сложных жизненных обстоятельств, вследствие чего является значимой в курсе обучения [2]. Таким образом, актуальность и неразработанность данного направления, предопределило выбор темы для нашего исследования.

В данной статье мы представляем результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение взаимосвязи жизнестойкости и копинг- поведения в стрессовой ситуации будущих специалистов водного транспорта. Данная методика представляет адаптированный вариант ко-пинг-стрессового поведения, которая включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелена на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенчнских стратегий. В исследовании приняло участие 248 курсантов I-III курсов Астраханского речного училища.

Для достижения цели исследования, мы использовали следующие диагностические методики: «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой [6], «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях», адаптированный вариант методики Н. С. Эндлера, Д. А. Паркера. [8] При обработке данных использовался статистический пакет STATISTICA 6. 0. в результате чего была определена достоверность результатов исследования. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р< 0,1; р < 0,05; р < 0,01.

На первом этапе проводилось обследование курсантов с целью определения их жизнестойкости с помощью методики «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой. Полосовые диаграммы (рис. 1) демонстрируют уровень развития жизнестойкости и ее компонентов. Установлено, что у 15 % опрошенных низкий уровень, 68 % - средний уровень, 17 % - высокий уровень развития вовлеченности. Низкий уровень по показателю контроля имеют 6 % юношей, средний - 75 %, высокий - 19 %. 11 % респондентов имеют низкий уровень принятия риска, 73 % - средний и 16 % - высокий. Наконец, по шкале жизнестойкости обнаружено 9 % с низким уровнем, 77 % со средним и 14 % с высоким.

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» позволила определить стратегии совладеющего поведения будущих специалистов водного транспорта.

Нами был проведен сравнительный анализ всех переменных методики копинг- поведения в стрессовой ситуации между 1, 2 и 3-ми курсами.

Вовлеченность Контроль При нят ие р ис ка Жизнестойкость

■ Ннэкнйуровень вСредний уровень Высокий уровень

Рис. 1а. Результаты диагностики «Теста жизнестойкости» Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

96%

II

4% 0% ^ 0%

5% 0%

низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий

1курс 2курс Зкурс

Проблемно ориентированный копинг

Рис. 1б. Процент соотношения показателей по шкале проблемно- ориентированный копинг

Опираясь на полученные нами выше данные можно утверждать, что по шкале «проблемно- ориентированный копинг» на всех трех курсах преобладает количество респондентов с низким уровнем. Значительно уступает в процентном соотношении количество испытуемых с средним уровнем, и полностью отсутствует количество учащихся на всех трех курсах имеющих высокий уровень по данной шкале. Исходя из полученых нами данных мы можем говорить об отсутствии положительной динамики по данной шкале. В данном случае можно говорить об отсутствии, либо слабых попытках человека улучшить приспособляемость к негативным факторам окружающей

его среды путем трансформации когнитивной оценки сложившийся ситуации. Например, это может быть поиск информации о способа. действий, либо сдерживание себя от импульсивных, а 'так же поспешных действий. Опираягь на полученные нами данные мы можем говорить о том, что учащийся, а впосьествии будущий специалист еее способен эффективно, за максимально короткий промежуток време ни еешить возникшую перед ним проблему, о чем свидетельствуют показания по высокому уровню шкалы «проблемно - ориентированный копинг».

Рис. 2. Процент соотношения показателей по шкале эмоционально - ориентированный копинг

Исходя из полученных нами данных (Рис. 2) мы наблюдаем падение показателей по низкому уровню, незначительный рост на втором курсе по среднему уровню, а затем снижение показателей по среднему ур овню к третьему году обучения. Низкий уровень по данной шкале по сравнению со средним представляет подавляющий процент респондентов по всем трем курсам, и 0% составил показатель по высокому уровню шкалы (так же по всем трем курсам). Причем по низкому уровню шкалы «эмоцион ально - ориентиро-ванный копинг» количество респондентов на первом курсе в процентном соотнош ении выше, чем к третьему году о бучения.

Полученные нами данные позволяют утверждать., что у респондентов не высокий уровень защитного механизма по данной шкале, который имеет своей целью снижение физического или психологического влияния стресса, он не направлен именно на конструктивное изменение обстановки путем устранения самой угрожающей ситуации. В данном случае можно констатировать, что большинство испытуемых в экстремальной ситуации не способны принять проблемную ситуацию, стараясь решить те негативные проблемы, которые возникают в данной ситуации, а предпочитают дистанцироваться от нее, что отрицательным образом может повлиять на психологической устойчивости респондента в целом.

56%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

52%

41%

24% 24%

й ЭХ й ЭХ й й

и со и н и X е р и и к о с ы в и со и н и н е р с и о с ы в и к з и н и X е р с и о с ы в

1курс 2курс 3курс

Копинг ориентированный на избегание

Рис. 3. Процент соотношения показателей по шкале копинг ориентированный на избегание

Опираясь на полученные нами данные путем сравнительного анализа по шкале «копинг ориентированный на избегание» (Рис. 3) по всем трем курсам мы видим, что в процентном соотношении на 1-ом и 2-ом курсах преобладает количество испытуемых со средним уровнем избегания проблемных ситуаций, а к третьему году обучения количество респондентов со средним и высоким уровнем составляет в сумме приблизительно половину против испытуемых с низким уровнем показателя. Возрастание показателей по среднему и высокому уровню происходят на третьем году обучения. Это совпадает с моментом, когда курсанты приходят на учебу после большой учебной практики, столкнувшись с реалиями выбранной ими профессии. Полученные нами данные могут свидетельствовать о следующем, после второго года обучения приблизительно половина испытуемых старается уйти от решения возникающих перед ним проблем, дистанцироваться от них, избежать контакта с окружающей действительннстью. Ввиду неподготовленности человека к экстремальным ситуациям происходит блокирование процесса осознания самой негативной ситуации (что типично для данной копинг стратегии) в момент, когда индивид сталкивается с эмоциональным дискомфортом. Данный копинг может быть полезен лишь в ситуациях непродолжительного стресса, однако в стрессогенных обстоятельствах данную модель поведения можно расценивать, как неадаптивную реакц ию.

Нами был проведен сравнительный анализ трех курсов по шкале «отвлечение» (Рис. 4). На всех трех курсах превалирующим является средний уровень, однако наиболее высокий показатель в процентном соотношении по среднему уровню шкалы «отвлечение» мы наблюдаем к третьему курсу. Далее по высокому уровню данной шкалы к третьему году обучения мы наблюдаем лишь незначительный прирост в процентном соотношении. Опираясь на полученные нами данные можно сказать, что к третьему курсу наибольшее еоличество респондентов ебстрагируется от определенной ча-бти реальности. Это можно объяснить тем, что обучающийся потенураль-

но готов избегать сложные, связанные с риском ситуации. В данном случае уместно предположить, что таким образом защитные механизмы предохраняют психику человека от разрушительного воздействия. Респондент психологически не готов воспринять сложные, связанные с риском для жизни ситуации, которые присутствуют в сфере водного транспорта, а так же всю полноту сложностей, связанных с данного рода профессией. Данная тенденция впоследствии способна негативно отразиться на процессе повышения степени психологической устойчивости, на восприятие реальности сопряженной с угрозой для жизни, с высоким психологическим напряжением, а значит на продолжительности и качестве их работы как специалистов.

Рис. 4. Процент соотношения показателей по шкале отвлечение

Рис. 5. Процент соотношения показателей по шкале социальное отвлечение

По шкале «социальное отвлечение» (Рис. 5) нами был проведен сравнительный анализ по всем тлем курсам испытуемых. Исходя из пллученных данных можно констатировать, что наблюдается отрицательная динамика от первого к третьему годам обучения по низкому уровню. Аналогичную катрину мы можем наблюдать и пл среднему уровню данной шкалы. Противо-

положную картину мы наблюдаем по высокому уровню шкалы «социальное отвлечение», в данном случае прослеживается положительная динамика от первого курса к третьему, в процентном соотношении на данном уровне мы видим более значимый результат. Наиболее высокий показатель по низкому уровню данной шкалы мы наблюдаем у первого курса. Так же наиболее высокий показатель среди всех трех курсов по среднему уровню прослеживается у первого курса, а по высокому уровню в процентном соотношении наиболее значимым явлется результат у третьего курса. В данном случае можно говорить о том, социальное отвлечение является как некий способ совладания с трудностями, т. е. своеобразный уход от проблем, проблемных ситуаций путем присутствия в коллективе. Можно сказать, что таким способом респондент респондент снижает разрушительное воздействие стресса на свою психику, т. е. человек чувствует себя в социуме более защищенным, ему легче справляться со стрессом. К третьему году обучения данная тенденция возрастает, что так же может свидетельствовать о неспособности респондента в одиночку к действиям в сложных, чрезвычайных ситуациях.

Таблица 1

Взаимосвязь между жизнестойкостью и копингами поведения в стрессовых ситуациях

Переменные Значение коэффициента корреляции Уровень значимости

Жизнестойкость Проблемно-ориентированный копинг 0,0104 р=0,940

Эмоционально-ориентированный копинг -0,4328 р=0,001

Копинг ориентированный на избегание -0,1297 р=0,341

Субшкала отвлечение -0,2998 р=0,025

Субшкала социальное отвлечение 0,1321 р=0,332

Из таблицы 1 видно, что выявлено значимая (р<0,05) отрицательная корреляция жизнестойкости с эмоционально-ориентированным копингом, и субшкалой «отвлечение». Отрицательный коэффициент корреляции указывает на то, что высокий уровень жизнестойкости связан с низкими значениями для шкал «эмоционально-ориентированный копинг», «отвлечение», или наоборот, чем ниже уровень жизнестойкости, тем выше баллы для признаков «эмоционально-ориентированный копинг» и «отвлечение».

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы: для высокого уровня жизнестойкости не характерна выраженность таких стратегий совладания, как эмоционально-ориентированный копинг и отвлечение, на что указывают выявленные значимые отрицательные коэффициенты корреляции. Исходя из вышеизложенного можно утверждать,

что чем выше жизнестойкость человека, тем чаще он выбирает для себя копинг поведения наиболее конструктивный, т. е. обладая высокой степенью жизнестойкости респондент старается контролировать свой эмоциональный фон, стараясь в экстремальной ситуации не давать волю своим чувствам, эмоциям, а так же не отвлекаться на то, что способно снизить степень жизнестойкости. Так же полученные нами данные могут свидетельствовать об отсутствии, или о слабой психологической подготовке среди будущих специалистов в данном учебном заведении. Учитывая специфику моряков можно говорить о необходимости внедрения целенаправленной психологической подготовки в процесс обучения будущих специалистов водного транспорта.

Библиографический список

1. Арышева, А. П. Конституциональная репрезентация как психологический фактор оптимизации копинг - поведения личности [Текст]: автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Арышева А. П. - Новосибирск., 2009. - С. 3, 6.

2. Дауменова, А. Ж. Психолого - педагогические условия развития адаптивных копинг- стратегий у субъектов специфического образовательного пространства [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Дауменова А. Ж. - Нижний Новгород., 2010. - С. 4.

3. Дулин, В. Н. Развитие профессионального опыта морских специалистов в учебно-тренажерных центрах [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Дулин В. Н. - Калининград., 2006. - С. 3-4.

4. Колосова, Т. А. Копинг - поведение и механизмы психологической защиты у подростков с умственной отсталостью [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Колосова Т. А. - СПб., 2007. - С. 6.

5. Копинг - стратегии у успевающих и слабоуспевающих подростков [Электронный ресурс], Электрон. страница. - Режим доступа: http://www. bibliofond. ru/view. aspx?id=471592, свободный. - Загл. с экрана.

6. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006.

7. Михайлычева, И. В. Копинг - поведение младших подростков с различными рисками девиантного поведения [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук / Михайлычева И. В. - Иваново, 2008. - С. 3.

8. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие/ Маликова Т. В., Михайлов Л. А., Соломин В. П., Шатрова О. В. - СПб.: Речь, 2008. - 231 с.

9. Maddi S., Harvey R., Khoshaba D., Lu J., Persico M., Brow M. The Personality Construct ofHardiness III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance // Journal of Personality. 2006. Vol. 74, № 32. P. 575-598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.