Научная статья на тему 'Cовершенствование и обновление процесса преподавания иностранного языка в вузе'

Cовершенствование и обновление процесса преподавания иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиахметова Альбина Тагировна, Андреева Елена Анатольевна

В статье рассматривается актуальная проблема модернизации языкового образования в России, а в частности совершенствования и обновления преподавания иностранного языка в вузе. Определены основные направления, методы и задачи данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cовершенствование и обновление процесса преподавания иностранного языка в вузе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

технического ВУЗа в процессе изучения английского языка на примере тематического наполнения учебной программыдля бакалавров направления подготовки «05.03.06 Экология и природопользование» (Первый семестр).

В первом семестре вниманию студентов предлагаются для изучения восемь тем («Я и моя семья», «Семейные традиции, уклад жизни», «Дом, жилищные условия», «Мой родной город», «Санкт-Петербург», «Досуг и развлечения в семье, семейные путешествия», «Мои хобби», «Распорядок дня»).

Так, при изучении темы «Я и моя семья» («My Family and Myself») необходимо обратить внимание студентов, что различия между языками (а, следовательно, и культурами) содержатся уже в названии самой темы. В русском названии темы нормой является говорить «я и моя семья», в то время как в английском -местоимение «я» стоит на последнем месте. Вообще тему «Моя семья» рекомендуется объединить с темой, затрагивающей семейные путешествия. Это позволяет провести интересную ролевую игру, во время которой студенты делятся на «семьи», планирующие свой отпуск, при этом каждый член имеет собственные предпочтения. Целью такой ролевой игры является прийти к общему, оптимальному решению.

Еще одним ярким примером может служить работа над темой «Распорядок дня», при закреплении которой студенты делятся на три команды: журналисты, экологи-активисты (Greenpeace) и начальство бумагоперерабатывающей фабрики, вместе с группой экологов, ведущих мониторинг выбросов в воду и атмосферу. Такая деловая игра проходит в форме интервью, во время которого участники рассказывают о работе, повседневной жизни и т.д. В ходе игры следует не только рассказать о себе, но и продемонстрировать знания об условиях труда, отдыха и быта за рубежом, задать вопросы журналисту.

Рамки данной статьи не позволяют изложить ролевые игры для каждой из вышеперечисленных тем. Ролевые игры, организация круглых столов и дискуссионных клубов, служат мощным средством не только развития языка, но и повышенияу студентов уровня терпимости в целом. Именно таким образом, помимо развития способности сопереживать, студенты учатся строить Я-высказывания, внимательно выслушивать точку зрения других людей и достигать компромиссов. Все это еще раз доказывает, что изучение иностранного языка - это мощный стимул в формировании толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций, что в условиях современного полиэтнического пространства становится объективным требованием времени.

Список использованной литературы

1. Безюлева Г. В. Толерантность в педагогике. М: Издат. центр АПО,2002. 92с.

2.MerriamWebsterDictionary. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.merriam-webster.com/dictionary/tolerate (дата обращения 06.03.2016)

© Борисова П. В., 2016

УДК 378

Галиахметова Альбина Тагировна

канд. пед. наук, доцент КГЭУ Андреева Елена Анатольевна канд. пед. наук, доцент КГЭУ г.Казань, РФ E-mail: [email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ОБНОВЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема модернизации языкового образования в России, а в частности - совершенствования и обновления преподавания иностранного языка в вузе. Определены основные направления, методы и задачи данного процесса.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Иностранный язык, содержание обучения, педагогическая технология, коммуникация.

В связи с новыми условиями развития общества меняется подход к образованию в целом и языковому образованию в частности. Иностранный язык становится средством межкультурного общения, а само образование из репродуктивного должно стать развивающим. Этим объясняется необходимость переосмысления не только концепции высшего профессионального образования, но и языкового образования в новых условиях.

Обновление процесса преподавания иностранного языка в вузе может осуществляться в двух направлениях:

- Изменение содержания обучения иностранному языку.

- Изменение технологической стороны обучения.

Главная особенность совершенствования и обновления преподавания иностранного языка -обеспечение интегративных связей языковой подготовки с информационной, социально-правовой и другими [3, с. 9]. В связи с этим в содержание обучения должны быть включены учебные материалы по темам, например как «Какой английский вам необходим для вашей будущей профессии», «Карьера начинается с образования», «Сможешь ли ты жить в англоязычном обществе» и др.

Подобное содержание обеспечивает мотивационный аспект процесса обучения, создает условия для иноязычной коммуникации в профессиональной сфере, позволяет преодолеть узкопредметную подготовку специалиста [1, с. 32].

Второе направление обновления и совершенствования процесса преподавания иностранного языка в вузе связано с изменением технологии обучения, т.е. поиском специфических методов, приемов, средств, способов и форм учебной деятельности обучаемых и обучающей деятельности преподавателя. Обновлению могут подвергнуться фундаментальные, научно-теоретические закономерности, лежащие в основе технологии обучения, а также конкретные рекомендации по использованию наилучшего опыта обучения иностранному языку.

Основным методом обучения иностранному языку должен стать коммуникативно-когнитивный личностно-ориентированный метод, цель которого, в первую очередь, научить студентов общению на иностранном языке, развить их познавательные способности, сформировать «языковую» личность, коммуникативную компетенцию [2, с. 26].

Освоение нового содержания обучения иностранному языку с помощью коммуникативной технологии должно осуществляться в ходе решения задач различного характера. Это могут быть задачи, связанные с учетом индивидуальных особенностей учащихся или их профессиональной направленности.

Вторая группа задач - это задачи, связанные с созданием условий для достижения обучаемым коммуникативной цели. Например, задачи на развитие мотивации речевого поступка студента.

Третья группа задач нацелена на взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса.

Четвертая группа задач - это задачи на проектирование профессионального самообразования, например, сравните различные способы обучения иностранной речи (с опорой на текст, наглядность, тему, ситуацию); выберите наиболее эффективный, обоснуйте свой выбор; или, определите основные критерии оценки эффективности обучения студентов общению на иностранном языке.

Проверка результатов освоения обновленного содержания обучения с помощью описанной выше технологии может осуществляться в форме «деловой игры» или «проектной работы».

Список использованной литературы:

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Игнатьева Г. Деятельностное содержание образования: современная дискуссия // Высшее образование в России. - 2003. - № 5. - С. 65-74.

3. Колкова М.К. Модернизация процесса обучения иностранным языкам в рамках стратегии модернизации образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе // Обучение иностранным языкам: Материалы для специалистов образовательного учреждения. / Отв. ред. М.К. Колкова. - СПб.: КАРО, 2003.

© Галиахметова А. Т., Андреева Е.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.