Научная статья на тему 'Coincidentia oppositorum в проповедях Николая из Кузы'

Coincidentia oppositorum в проповедях Николая из Кузы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
182
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Verbum
Ключевые слова
complicatio (enfolding)/explicatio (unfolding) / faith / coincidentia appropriatorum / God-man / correlation / coincidentia contradictoriorum / coincidentia extremorum / identity / justice / mercy / pantheism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coincidentia oppositorum in Nicholas of Cusa’s Sermons

Th e doctrine of the coincidence of opposites as it appears in Nicholas of Cusa’s treatises and dialogues has been studied extensively though not exhaustively. Th e present paper seeks to bring into perspective the various respects in which this doctrine of coincidentia oppositorum undergoes modifi cations in the sermons. Th ese respects are identifi ed, clarifi ed, and assessed. Along the way, Nicholas’s terminology is elucidated. Th e paper concludes that if we are accurately to assess this Cusan doctrine, we must not be blind to its richness and multi-dimensionality. Indeed, it is this richness that makes the doctrine so intriguing and so exciting to those who study it. Th e paper is divided into fi ve sections. Section I cites, briefl y, the key aspects of Nicholas’s doctrine as the doctrine appears in his treatises and dialogues. Section II distinguishes diff erent senses of the word coincidentia as they are gleaned from the sermons. Section III cites examples of the coincidence of opposites as these examples occur in the sermons. Section IV shows that, nonetheless, Nicholas does not abandon anything that is taught in the treatises and dialogues. Section V recapitulates the main conclusions reached.

Текст научной работы на тему «Coincidentia oppositorum в проповедях Николая из Кузы»

III. ПРИНЦИП COINCIDENTIA OPPOSITORUM И ПРОБЛЕМЫ БОГОПОЗНАНИЯ У НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

Джаспер Хопкинс

COINCIDENTIA OPPOSITORUM В ПРОПОВЕДЯХ НИКОЛАЯ ИЗ КУЗЫ*

Учение о совпадении противоположностей в той мере, в какой оно представлено в трактатах и диалогах Николая из Кузы, изучалось активно, хотя и не исчерпывающим образом1. До сих пор среди прочих вопросов остается задача выявления тематических аспектов этой доктрины, насколько они проявляются в проповедях Кузанца.

I

Однако прежде чем обратиться к самим проповедям, позвольте коротко описать ключевые положения, которые можно извлечь из трактатов и диалогов Николая из Кузы. Их можно свести к пяти положениям: (1) coincidentia (совпадение) следует отличать от complicatio (свертывания); (2) понятие coincidentia oppositorum (совпадение противоположностей) включает в себя, но не объединяется с понятием coincidentia contradictorum (совпадения противоречий); (3) в Боге противоположности совпадают, и все же Бог находится за пределами совпадения противоположностей; (4) противоположные определения непротиворечиво (coherently) приписываются Богу; и (5) утверждение, согласно которому противоположности совпадают, не обязательно должно истолковываться как заявление, что они тождественны.

* Перевод с английского В.Н. Морозова и А.А. Элкера.

1 Например, среди прочих исследований, см. Stallmach J. Zusammenfall der Gegensatze. Das Prinzip der Dialektik bei Nikolaus von Kues (Trier: Paulinus, 1960); Flasch K. Die Metaphysik des Einen bei Nikolaus von Kues. Problemgeschichtliche Stellung und systematische Bedeutung (Leiden: Brill, 1973).

Принцип I: coincidentia следует отличать от complicatio. В трактате De docta ignorantia (Обученом незнании) Николай утверждает, что Бог охватывает все вещи1, и что в Боге противоположности совпадают2. Иоганн Венк (Wenck) в своей критике De docta ignorantia уравнивает эти положения для того, чтобы рассматривать их вместе, как учение, согласно которому все вещи совпадают с Богом3. Таким образом, Венк смешивает охватывание с совпадением. Ибо подлинный смысл того, чему учит Кузанец, таков: онтологически (не хронологически) до своего творения мир содержится в Боге, как потенциально содержится в своей причине4. Теперь в силу причины само следствие является причиной, а не само выступает следующим отдельным элементом, который отличен от собственной причины. Так же и мир онтологически представлен в бесконечном могуществе Бога прежде, чем существует в своей конечности. Более того, поскольку он существует в Боге, он и есть Бог5, а не мир как таковой. То есть, в Боге мир не существует как мир, и нельзя сказать, что он совпадает с Ним. О мире можно сказать, что он потенциально свернут в Боге и развертывается в процессе творения. Хотя Николай говорит о Боге, как о Развертывающем все вещиб, он никогда не называет Его «совпадением всех вещей». Скорее он говорит, что в Божественном Развертывании все вещи совпадают без различия (De coniuncturis II, 1 (78)).

Теперь надлежит привести другое пояснение идей Николая из Кузы: согласно его учению, мир, развернутый из Бога, не есть развернутый Бог, каким Он был, не есть Господь в Своем развернутом состоянии, поскольку Бог — завершенная Актуальность, и, будучи таковым, не находится ни в развернутом, ни в свернутом состоянии. Так же и мир не есть в каком-либо смысле Бог или Божественное. Хотя

1 De Docta Ignorantia I, 24 (p. 48, lines 13-1б) и II, 3 (p. 70, lines 14-15).

2 Letter to Cardinal Julian (в конце De Docta Ignorantia). См. также Apologia 19:7-9. De Visione Dei 9 (37:8). В 9-й главе (3б:2) Николай пишет coincidentia oppositorum.

3 Wenck I. De Ignota Litteratura 24.

4 Apologia 23:21-23.

5 De Docta Ignorantia I, 22 (p. 45, line 1б), II, 5 (p. 77, lines 19-22), II, 8 (p. 87, lines 18-19).

6 De Docta Ignorantia I, 22 (p. 44, lines 15-1б), II, 3 (p. 70, lines б & 14-15).

Кузанец говорит о мире как об определенном отражении1, отражение Господа не есть Он — ничуть не более, чем зеркальный образ человека является человеком. В противоположность трактовке Венка, Николай не склонен к пантеизму2.

Принцип II: понятие coincidentia oppositorum включает в себя, но не объединяется с понятием coincidentia contradictorum. Иногда Кузанец пишет, что противоположности совпадают в Боге3, а иногда — что противоречия совпадают в Нем4. Различие кроется в том, что значение слова oppositus включает не только противоречия, но и противоположности5. Поэтому, когда Николай говорит, что в Боге противоположности совпадают, иногда он затрагивает противоречия, такие как не-бытие (non-esse) и бытие-необходимость (essendi necessitas)6, а иногда — противоположности, как, например, движение (motus) и покой (quies)7.

Принцип III: в Боге противоположности совпадают, и все же Бог находится за пределами совпадения противоположностей. Что в Боге противоположности совпадают8 — таким образом Николай говорит, что Господь всецело не знает различий. Хотя о нем можно говорить как о Бытии самом по себе, а также Едином (Oneness) и НеЕдином. Точно так же Он не есть некое сущее (a being), поскольку всякое сущее конечно и делимо; и он никак не имеет множественности атрибутов (в Себе или Своих собственных). То, что Бог по ту сторону совпадения противоположностей9 — этим Кузанец говорит, что никакой конечный разум не способен постичь Бога, ибо конеч-

1 De Docta Ignorantia II, 2 (p. 67, lines 21-23).

2 Hopkins J. Marta y Maria como simbolos de la unidad y la alteridad: comentarios sobre el Sermon LXXI de Nicolas de Cusa // Nicolas de Cusa: identidad y alteridad. Pen-samiento y dialogo / ed. by Machetta J. M., D’Amico C. Buenos Aires: Editorial Biblos, 2010. P. 137-149.

3 De Possest 74:16-19. Cf. De Visione Dei 9 (36:2).

4 De Visione Dei 13 (53-54). См. также примеч. 2, С. 131.

5 De Docta Ignorantia II, 4 (p. 73, lines 8-16).

6 De Possest 53:14., а также De Possest 29:12-13, где Николай Говорит, что в Боге не-бытие (non-esse) есть актуализирующая себя возможность (ipsum possest).

7 De Possest 74:17-18.

8 De Possest 74:17-18.

9 De Visione Dei 10 (title) and 13 (53:15-16). Cf. De Possest 62:9. Cf. De Venatione Sapientiae 13 (38:1-6).

ные разумы не в силах вообразить то, что такое для Господа быть всецело неделимым. Как пишет Николай в De possest (О возможности-бытии, 74):

«И когда мы стремились видеть Его выше бытия и небытия, мы не могли понять, как мог бы быть виден Тот, Кто выше всего простого и сложного, всего единичного и множественного, выше всякого предела и бесконечности; Кто всецело везде и нигде, во всякой форме и равным образом без всякой формы; Кто есть все во всем, ничто ни в чем и все и ничто в себе самом; Кто цельно и неделимо присутствует во всяком сколь угодно малом и одновременно ни в чем из всего».

Поэтому утверждение, что в Боге совпадают противоположности, несовместимо с заявлением, что Господь за пределами совпадения противоположностей. Ибо Он, как само неразделенное Бытие, невыразимым образом есть именно то, что за пределами всякого понимания1.

Принцип IV: противоположные определения непротиворечиво приписываются Богу. Хотя Кузанец отмечает этот принцип в тексте лишь цитированием De Possest, он даже еще больше проясняет его, когда в De Possest 11 пишет: «Не имеет значения, какое имя ты даешь Богу, при условии, что <...> мысленно убираешь границы в отношении Его возможного бытия». Поэтому до тех пор, пока мы убираем границы у телесного солнца, мы можем подходящим образом обращаться к Богу как к этому светилу2 подобно Псалмопевцу3:

«Если под солнцем понимается то, что действительно является всем тем, чем оно может быть, то во всяком случае ясно, что наше солнце не есть что-либо подобное вышеупомянутому. В самом деле, это видимое солнце, пока оно на востоке, не находится во всякой другой части неба, где оно может быть; и оно не есть в равной мере наибольшее и наименьшее, чтобы уже нельзя было быть ни меньше, ни больше; и оно не везде и в любом месте, так что оно не может быть не там, где оно есть, и оно не есть все, так что оно не может быть не тем, что оно есть.»4, — и т. д.

1 De Possest 41:1-3.

2 De Possest 11:1-2 ff. Note also Sermon XXII (3:6).

3 Psalms 84:11 (King James version): “For the Lord God is a sun and shield. .” В Синодальном переводе: «Ибо Господь Бог есть солнце и щит» (Пс 83:12).

4 Ibid.

Схожим образом в De venatione sapientiae («Охота за мудростью», 22 (67) и 30 (89)) Кузанец ссылается на псевдо-Дионисия и разделяет его точку зрения, согласно которой «надо одновременно утверждать и отрицать противоположные вещи» [С. 383, т. 2]. И в De visione Dei («О видении Бога» 21 (91:5-7)) Николай замечает, что мы утверждаем о воплощенном Боге «противоречивые вещи — что Ты творец и вместе творение, привлекающий и вместе привлекаемый, конечный и вместе бесконечный»1.

Принцип V: утверждение, согласно которому противоположности совпадают, не обязательно должно истолковываться как заявление, что они тождественны. Николай и вправду иногда употребляет coincidentia (совпадение) таким образом, что делает его взаимозаменяемым с identitas (тождественностью); но не делает это постоянно. Пример такой взаимозаменяемости можно обнаружить в De docta ignorantia III, 1 (182), где он показывает, что ни единая вещь во вселенной не совпадает с другой. Под этим утверждением он имеет в виду, что нет двух вещей, которые бы в точности совпадали, никакие две вещи не различаются лишь в числе. Так же и в De possest (8) он полагает, что абсолютная возможность совпадает с абсолютной актуальностью, и фокусирует внимание на этом положении, указывая, что «возможность и актуальность тождественны в Боге». Но более того, Кузанец продолжает недвусмысленно показывать, что в действительности «совпадение» иногда обладает значением тождества. Поскольку, обсуждая две природы Христа, он пишет (набожно обращаясь к Христу): «ты не совпадение творения и творца тем способом, каким при совпадении одно становится другим» [С. 86, т. 2]2. Поэтому, хотя допустимо утверждение, что, в некотором смысле, две природы совпадают во Христе3, такое совпадение, безусловно, не есть тождество, подчеркивает Николай, выражая преданность ортодоксальной христологии. Следовательно, читатель сам должен приложить усилия, чтобы исходя из дан-

1 De visione Dei 91:5-7.

2 De Visione Dei 23 (101:8-10).

3 Sermon CCLXII (20:14-16). Sermon XXII (37:12-14). Cf. De Docta Ignorantia III,

7 (223:4), где Николай говорит, что в Иисусе человеческое совпадает с божественным.

ного контекста решить, использует Кузанец понятие «совпадение» в значении «тождество» или же нет.

II

Теперь, обращаясь к проповедям Николая Кузанского, мы увидим, как пять принципов, извлеченных из трактатов и диалогов, повторяются в ходе его размышлений о том, что он называет regula coincidentiae (принципом совпадения)1. Но мы так же отметим новизну и свежесть, когда он начинает раскрывать, расширять эти принципы, а также изменять контекст употребления. Давайте заострим внимание на этой новизне. В ходе этого обсуждения мы ясно и отчетливо увидим, как понятие coincidentia расширяется так, что теперь Николай говорит не только о coincidentia oppositorum in Deo (совпадении противоположностей в Боге) и coincidentia contradictorum in Deo (совпадении противоречий в Боге), но, кроме того, и о совпадении противоположностей не в Боге, равно как и просто о coincidentia extremorum in Christo2 (совпадении крайностей во Христе), не говоря уже о высшем уровне, называемом им coincidentia coincidentiarum (совпадение совпадений)3.

Более того, в проповедях слово coincidentia обретает дополнительные смыслы. Порою говорят, что две вещи совпадают просто потому, что происходят нераздельно, и, в самом деле, не могут случаться порознь. Так, в Проповеди CXXXIV (3:11) Кузанец утверждает, что неверие совпадает с верой — на первый взгляд радикально звучащее утверждение. Но он так уточняет его, что делает его приемлемым: «неверие совпадает с верой», говорит он, «в случае того, кто жаждет увидеть знак, чтобы поверить». Например, Евангелие от Иоанна (6:30) изображает людей, вопрошающих Иисуса о знаке: «На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили тебе?» Теперь, если они истинно ищут знамения ради веры, тогда (говорит Николай) они найдут знамение лишь если уже верят. Соответственно, вера и поиски знака совпадают. То

1 Sermon LVII (20:11-12). Sermon LX (6:6-7).

2 Sermon CCLXXX (28:9-10).

3 Sermon CCLXVIII (9:10-15 и 10:1-4).

есть, поиски знамения неотделимы от ищущих, исполненных веры (т. е. совпадают с ними)1. А посему знак не творит веру, но способен лишь подтвердить ее. Стало быть, Евангелие от Матфея говорит об Иисусе, что в Назарете Он не творил множества великих дел — потому что люди не верили2.

Второй смысл coincidentia имеет дело со взаимосвязью (correlation). В Проповеди CCXXV (3) Кузанец дает пример совпадения мужских желаний с женскими, постольку и настолько, насколько природа обоих полов дополняет друг друга. Таким образом, их желания совпадают, то есть они взаимосвязаны. В следующем примере Николай (Проповедь CXXIV 2:1-2) указывает на совпадение ищущих и искомых. Евангелие от Луки повествует, что Закхей, начальник мытарей, искал Иисуса, и взобрался на дерево, чтобы Его увидеть3. Но, замечает Кузанец, Закхей не начал бы искать Иисуса, если бы Он первым не искал его, так что Закхей, ищущий Иисуса связан с Иисусом, ищущим Закхея. Как сказал Иисус в другой ситуации: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»4. Или, как Николай преподносит эту идею: «Вы избрали Меня потому, что Я прежде избрал вас». Поэтому сама жажда поиска Бога внушается Им, так что человеческое стремление к Богу совпадает (т. е. связано) с Божьим стремлением к человеку.

Третий смысл coincidentia имеет дело с различными точками зрения. Часто конкретное событие может иметь две стороны, о которых говорят, что они совпадают в нем. В качестве иллюстрации этого положения Николай повествует о том, как апостол Павел проникся Богом путем восхищения, совпадающего с тем, что он покинул тело5, то есть случай духовного восхождения Павла к Господу — так же и потеря им ощущения собственного тела, даже хотя восхождение не то же самое, что покидание тела. Не следует и понимать восхождение взаимосвязанным с покиданием. Далее Николай отмечает, что быть рабом Божьим означает для христианина пребывать в состоянии рабства,

1 Sermon CXXXIV (3).

2 Мф 13:58.

3 Лк 19:1-10.

4 Ин 15:16.

5 Sermon CCLXIX (9:1-12) См.: 2 Кор 12:2-4.

которое не есть рабство1, поскольку христианское служение является проявлением воли и свободы. В самом деле, христианское служение Господу есть любовь к Нему, рабство и любовь совпадают, или, как предпочитает говорить Кузанец, любовь к Богу и служение Ему происходят по ту сторону совпадения противоположностей «быть рабом» и «не быть рабом»2. Ибо рассмотренный со стороны, неверующими, долг верующего перед Господом кажется обременительным, ограничивающим и даже жестоким. Но рассмотренный изнутри, верующими, этот долг благостен — почти как псалмист говорит о блаженстве в законе Господа3.

Четвертый смысл coincidentia имеет дело с отличающимися смыслами, а не просто с отличающимися точками зрения. В Проповеди CCLXV (9:9-10) Николай, делая заключение из Писания, замечает, что во Христе человеческая слабость удивительным образом совпадает с Божественной мощью. В силу Собственной человеческой слабости Он был мучим жаждой, изнурен, распят. Своим Божественным могуществом Он исцелял больных, изгонял бесов и был воскрешен. Поэтому из-за Его человеческой природы Он был уязвим (passible) и подвержен боли, тогда как в силу природы Божественной — неуязвим (immutable) и всемогущ; слабость и сила совпадают в одной и той же Божественной личности. В этом примере у нас есть не просто один феномен или одна истина, которую видно с двух разных точек зрения. Скорее мы имеем противоположности, которые истинны в отношении одного человека в двух разных смыслах. Схожим образом в Проповеди CCLXIX (15) Кузанец ссылается на апостола Павла, который говорит о себе: «Когда я немощен, тогда силен»4. Поэтому, отмечает Николай, здесь слабость совпадает с силой. Однако это не слабость Павла, что совпадает с силой Павла. Скорее это слабость Павла, что совпадает с силой Христа, поскольку действует внутри и посредством Павла так, что Павел может уверенно воскликнуть: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»5.

1 Sermon LVII (22:10-13).

2 Sermon LVII (22:10-13).

3 Пс 1:1-2.

4 2 Кор 12:10.

5 Флп 4:13.

Пятый смысл coincidentia, как мы уже видели, имеет дело с тождеством. Пример этого смысла содержится в Проповеди CCLXVIII (19:2324), где Кузанец настаивает на том, что зримое и незримое совпадают в вере и ради нее, так как вера есть созерцание Незримого. Здесь мы приходим к идее ученого незнания: видеть Бога в вере и через веру — видеть Того-кто-незрим, и видеть Его как Того-кто-незрим. Стало быть, объект веры для верующего есть непознаваемый объект, так что (как Николай вслед за псевдо-Дионисием утверждает в De docta ignorantia I, 17 (51:11-12) и в Apologia 29:5-8) наше понимание Господа более приближается к ничто, нежели к чему бы то ни было. И как ничто незримо, то есть неведомо, так и Бог непознаваем. Или еще лучше: для верующего, ученого в незнании, созерцать Господа — то же самое, что не созерцать Его. Ибо верующий зрит Бога в той мере, в какой он видит — что есть Бог может быть познано сугубо символически.

III

Теперь давайте взглянем на пять из многочисленных изумительных способов того, как Николай использует идею coincidentia и coincidentia oppositorum в проповедях. Разгадка соответствующего смысла, который Кузанец употребляет в различных контекстах, будет оставлена читателю или слушателю.

1. В Марии, которая была theotokos, совпадают бытие матерью и бытие непорочной девой1. Или, как еще пишет Николай2, в Марии совпадают плодовитость (fertility) и девство. Так, обычно многие думают, что бытие матерью противоречит бытию девой. Тем не менее, материнство Марии не противополагалось ее невинности, которую она не потеряла. Действительно, Кузанец учит, что она оставалась девой в течение всей жизни, не дав более жизни ни одному ребенку3. Поэтому Николай поддерживает прежде нерушимую традицию Церкви и догму Латеранского Собора 649 г.

1 Sermon CXXXII (5:35).

2 Sermon XXX (6:6-8).

3 De Docta Ignorantia III, 5 (p. 135, lines 6-10).

2. Согласно Кузанцу, не одно только высшее милосердие совпадает с высшей справедливостью в Боге и во Христе1, но даже и на уровне человеческого бытия справедливость совпадает с милосердием. Ибо никто не может жаждать справедливости, если не милосерден, как рассуждает Николай2: справедливость требует, чтобы человек делал другим то, что он хотел получить бы от них. Но каждая личность хочет, чтобы другие проявили к ней милость и сострадание. Соответственно, нельзя быть справедливым без проявления милосердия, продолжает размышлять Николай3. Другими словами, справедливость включает в себя милосердие так, что совпадает с ним.

3. Особенно примечательно заявление Николая, что молитва совпадает с принуждением4. Обычно мы думаем о просительной молитве как о виде просьбы к Богу, форме взывания к Господу, чтобы он сделал нечто для человека; а о ходатайствующей молитве — как о вопрошании Его сделать что-нибудь для другого. Но даже когда оба вида молитвы настоятельны, они никогда не предполагают выдвижения каких-либо требований, и едва ли могут расцениваться как пути «принуждения» Бога к некоему действию. Поэтому суждение Кузан-ца незамедлительно привлекает наше внимание и пробуждает наше любопытство, так как звучит неподобающе. В самом деле, разве это может быть чем-то иным, нежели недоразумением? Тем не менее, при дальнейшем рассмотрении, утверждение Николая не является ни неуместным, ни опрометчивым. Поскольку он имеет в виду притчу о несправедливом судье и докучливой вдове из Нового Завета5. Хотя судья остался безразличен к справедливости дела женщины, он решил удовлетворить ее жалобу, потому что она его утомила своей докучливостью. Говорят, что и Господа, способом, отдаленно похожим на вышеуказанный, волнуют праведные мольбы, приносимые Ему в чистоте сердец детей Его. Он, так сказать, не понуждается их упорством; скорее он движим — «побуждаем», пишет Николай — соб-

1 Sermon CCLXXX (28:5-7) and LIV (3:24-29).

2 Sermon CXXXV (16:1-2).

3 Sermon CXXXV (16:11-13).

4 Sermon CCLXXI (12:15-18).

5 Лк 18:1-8.

ственным милосердием к ним, и Своим знанием их истинной нужды и их страдания.

4. Также бросается в глаза и речь Николая о совпадении Христа и веры: «Итак, Христос не спасет кого-либо, пока тот не верит, что Христос есть Спаситель. Стало быть, вера, которая схожа с Христом как Спасителем, осуществляется в том, что Христос спасает. Тогда, в этом случае, спасение исходит от Христа и от веры — не как от двух вещей, так, что вера — одно, а Христос — другое, но путем совпадения, так, что Христос есть вера, которая спасает»1. Это утверждение, что «Христос есть вера, которая спасает», звучит странно. Ибо в каком смысле Христос есть Вера? То есть, в каком смысле возможно говорить о Христе как о Вере? Хотя можно не сомневаться, что это выражение эксцентрично, смысл, который в него вносит Кузанец, ясен: Христос есть Спаситель, спасающий через веру верующего в Него. Другими словами, вера во Христа есть вера, что спасает. И эта вера есть дар Божий, дар Христов (Еф 2:8). Так что Христос, который есть Вера, что спасает, дает веру, которая спасает. То, что говорит здесь Николай, соотносится с тем, что он говорит в De docta ignorantia III, 12, где он ссылается на Христа как «Того, кто есть Вера и Любовь»2, и где он также приписывает Христу, как человеку, максимальное доверие, или веру (в Бога-Отца), и максимальную любовь (к Богу-Отцу)3.

5. В-пятых, Кузанец говорит о совпадении сыновства по роду (sonship-by-nature) и сыновства по усыновлению4. Обычно они противопоставляются: усыновленный ребенок отличается от родного по происхождению, а иногда общественной и культурной средой. Мы склонны говорить, что сын — или сын свой, или приемный. И, тем не менее, Николай указывает, что эти две формы сыновства сходятся в Иисусе, который по природе, или по сущности, есть Сын Божий (the Son of God), а по праву усыновления — сын Божий (a son of God), как и все истинно верующие в Господа5. Поскольку Иисус —

1 Sermon LIV (18:15-22).

2 De Docta Ignorantia III, 12 (p. 159, line20).

3 De Docta Ignorantia III, 12 (p. 157, line 26 — p. 158, line 1).

4 Sermon CCLIX (14).

5 Гал 4:7. I Ин 3:2.

Богочеловек, то Он есть две природы в единой личности; в соответствии с Его божественной природой Он Сын Божий, Второй в Святой Троице. В Иисусе Бесконечное и конечное совпадают, как Божественное и человеческое, как природа и благодать. Поскольку именно благодать есть то, что Бог усыновляет — будет ли это усыновлением человека Иисуса, или этих предопределенных людей, которые искуплены.

IV

В своих проповедях Николай порой просто повторяет примеры, приводимые им в трактатах и диалогах. Давайте взглянем на несколько примеров того, как он это делает.

В Проповеди CXXXVII (4) Кузанец отмечает, что в Иисусе будущее и настоящее, так же как и прошлое, совпадают. Сам Иисус говорит: «прежде нежели был Авраам, Я есмь»1. Иисус Христос всегда сущий, но также Он рожден до времени и Ему суждено было родиться от Девы Марии. И, как указывается в «Откровении» (1:4, 11:17), Он «есть и был и грядет», даже как в «Послании к евреям» (13:8) говорится, что Он «вчера и сегодня и во веки Тот же». Николай утверждает, то что Иисус с нами в настоящем, и для нас есть Тем же, кто грядет, можно постичь лишь по ту сторону совпадения противоположностей2. Так же и в De visione Dei 10 (41:19-22 и 42:19) это одна и та же вещь, однако в ней он показывает совпадение и то, что по ту сторону него, ссылаясь на Иисуса и Адама более чем на Иисуса и Авраама.

Также Николай повторяет в проповедях свою точку зрения, согласно которой в Боге совпадают друг с другом Божественные атрибуты, хотя он выражает эту идею шире, говоря о coincidentia appropriatorum in Deo 3 («совпадении соответствий в Боге»). Следовательно, говорят, что любовь и знание совпадают в Боге и есть одна вещь. Более того, в Проповеди XLVI (2), Кузанец повторяет идею из De docta ignorantia

1 Ин 8:58.

2 Sermon CXXXVII (4:15-18).

3 Sermon LVII (18:2).

о том, что сущее и единство совпадают1 не только в Творце, но и во всяком творении. Здесь взгляд Кузанца противопоставляется обыденному, который не рассматривает любовь и знание, сущее и единство как противоположности, но который, зачастую, рассматривает их как раздельные и несовпадающие.

Более того, в соответствии со своим определением из De visione Dei 10 (42:9) и в согласии с «Откровением» 1:8, несколько раз в проповедях2 Николай ссылается на совпадение альфы и омеги в Боге. И в Проповеди CXXXV (3) он повторяет положение из De docta ignorantia, согласно которому все вещи в Боге, и в силу того, что присутствуют в Боге, не могут быть поняты, поскольку Бог не может быть познан, и поскольку в Боге все вещи есть Бог.

V

В заключение позвольте кратко рассмотреть пять новых тематических решений касательно совпадения противоположностей, аналогов которым нет ни в диалогах, ни в трактатах Кузанца. Во-первых, в проповедях Николай не сосредотачивается на противоположностях, которые, в отличие от противоречий, могут быть как противоположными, так и противоречивыми понятиями, хотя и очевидно упоминает такие противоположности и, в некоторой степени, обсуждает их. Вместо этого он сосредотачивается на совпадении крайних различий — coincidentia extremorum3 — о которых обычно думают, что они несовместимы. Так, он говорит о совпадении природы и благодати в сыновстве Иисуса4 и совпадении нищеты и богатства в смиренном христианском верующем5. Эти слова отражают второе новаторское решение Кузанца, сделанное при составлении проповедей: он выходит за границы рассмотрения противоположностей в Боге, и, вместо этого, в большей мере акцентирует внимание на совпадении, происходящем в Богочеловеке, и

1 De Docta Ignorantia I, 2 (p. 7, lines 5-6).

2 Sermon CLXVIII (2:10-11); cf. Sermon CCXVI (8:8-9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Sermon CCLXXX (28:9-10).

4 Sermon CCLIX (13:8-10 and 14:14-15).

5 Sermon CXXXV (9:16-20).

других совпадениях, возникающих в душах христиан. В-третьих, математические иллюстрации De docta ignorantia и De coniecturis исчезают и заменяются библейскими иллюстрациями: например, из Первого послания к коринфянам (3:18-19): «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом». В соответствии с этими словами, Кузанец точно так же понимает, что для неверующего божественная мудрость подобна глупости, и он указывает на веру, где противоположности «глупости» и «мудрости» совпадают в бедном христианине1. В-четвертых, как мы уже видели, он вводит понятие coincidentia appropriatorium in Deo2. И, в соответствии с этим частным понятием, он говорит, что есть совпадение между Божественной любовью и Божественным знанием, так, что если некто любит Бога, он и любим Богом, и ведом Богу. И, наконец, в-пятых, Николай в проповедях предпочитает парадоксальные выражения, когда приводит примеры учения о coincidentia oppositorum. Так, с самого начала кажется парадоксальным, что в Боге карающая рука справедливости совпадает с милосердием3, что во Христе унижение совпадает с превознесением4, что в христианах свобода совпадает с подчинением5, и что в единстве мастера-ремесленника совпадают действующая, формальная и целевая причины6. Но Кузанец способен объяснить эти противоположности таким образом, чтобы придать им смысл совпадений, и таким образом побудить к рефлексии о них.

Тогда, наконец, если мы точно оцениваем учение Николая Кузан-ского о совпадении противоположностей, нам не следует пренебрегать ее богатством и многосторонностью. В самом деле, именно это богатство делает его идеи столь интригующими и захватывающими для тех, кто их изучает.

1 Sermon CXXXV (10:4-10).

2 Sermon LVII (18:2).

3 Sermon LIV (3:24-29).

4 Sermon CCLXVIII (48:304). Cm.: De Docta Ignorantia III, 6 (p. 139, lines 1-4).

5 Sermon LVII (22:7-13).

6 Sermon XXXVIII (10:21-25).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.