Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения молодых людей, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальной безопасности, устойчивого развития. Долг и ответственность предполагают приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступают как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.
Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция молодых людей, в которой приоритет общественного, государственного не ограничивает, а служит стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым для совместной работы в этом направлении. Воспитание данного типа социального поведения детей и молодежи в проектах Омского регионального отделения ВПА МПА и Омского государственного педагогического университета базируется на целенаправленном развитии у них ряда идентич-ностей (гражданской, культурной, региональной, национальной, семейной, корпоративной и пр.), активной жизненной позиции, уважения к гражданскому устройству и правопорядку.
Поддержка процессов социализации молодых людей как следующее приоритетное направление совместной деятельности Омского регионального отделения Всероссийской полицейской ассоциации и Омского государственного педагогического университета определяется прямой зависимостью между результатами социализации детей и молодежи и их отношением к правопорядку, участию в строительстве гражданского общества России, способностью реализовать свой гражданский долг, гражданские права и обязанности. Социализация молодых людей в совместных проектах понимается как процесс активного социального становления, получения соответствую-
щего образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах и других силовых структурах Российской Федерации, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений. Начало активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала приходится на указанный возрастной период. Именно в данный период исключительно важны поддержка и создание условий для активного использования созидательного потенциала молодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
Наконец, еще одним приоритетным направлением взаимодействия Омского регионального отделения Всероссийской полицейской ассоциации и Омского государственного педагогического университета является воспитание кадрового резерва государственной службы. Она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности. Современная государственная служба сложна и многогранна, ее требования к своему субъекту постоянно возрастают и требуют воспитания профессионально важных качеств личности, начиная с детского возраста. В перспективе предметом сотрудничества между Омским региональным отделением Всероссийской полицейской ассоциации и Омским государственным педагогическим университетом может быть множество разноплановых, эффективных педагогических технологий, важных для региона. В частности, при работе с детьми и молодежью может формироваться новый имидж правоохранительных органов, воспитываться поколение законопослушных граждан.
* Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. 12.12.2013 г. URL: http://news.kremlin.ru/ transcripts/19825 (дата обращения: 28.04.2014).
УДК 378
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД
И. Ю. Воробьев
Рассматриваются вопросы организации и проведения воспитательной работы среди сотрудников органов внутренних дел. В качестве направления оптимизации этой деятельности автор предлагает применение в работе воспитателя (руководителя) автоматизированной электронной системы «Кадровик-М».
Ключевые слова: педагогика, образовательный процесс, воспитание, воспитательная работа, педагогические технологии, информационно-аналитическая программа «Кадровик-М».
В настоящее время от органов внутренних дел требуются радикальные усовершенствования и смелые, хорошо просчитанные новации '. Министр внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетной определил задачу кардинального улучшения работы с кадрами 2. Среди важнейших путей достижения высоких результатов в борьбе с преступностью обозначено поднятие уровня работы с кадрами до научного, и этот путь связан с опорой на педагогическую компетенцию руководящего состава органов внутренних дел, прежде всего в области организации воспитательной работы 3.
Анализ современной практики свидетельствует о том, что проблемы в области укрепления дисциплины и законности среди сотрудников ОВД неред-
ко остаются нерешенными. Так, в 2013 г. на 5,3% возросло количество нарушений служебной дисциплины (2013 г. — 181 010 чел., АППГ — 171 860 чел.). Негативная динамика по этому показателю отмечается в 52 коллективах органов внутренних дел (63,4%) 4 . Эти вопросы невозможно решить эпизодическими воспитательными мероприятиями, они требуют систематической работы руководителей всех уровней и, в первую очередь, оптимизации деятельности кадровых служб. Они должны работать системно, комплексно, мобильно и, что самое главное, своевременно, используя новые педагогические технологии в процессе профессионального воспитания сотрудников ОВД.
В изменяющихся условиях деятельности МВД России необходима корректировка системы планирования, анализа и контроля за проведением всего комплекса воспитательных мероприятий, а также оценки работы конкретного руководителя по данному направлению. На местах необходим оперативный мониторинг результатов обучения и воспитания, в обязательной взаимосвязи с результатами оперативно-служебной деятельности.
Значительный уровень снижения качества воспитательной работы в органах внутренних дел обусловлен формальным подходом к организации и проведению воспитательных мероприятий, стремлением сделать отчетность в этой сфере самоцелью, применять регламентирующие методы в ущерб стимулирующим. Контроль за деятельностью подчиненных со стороны руководителя ОВД подчас осуществляется не постоянно, а периодически и не включает в себя реализацию задач профессионального воспитания. За общей массой оперативно-служебных задач теряются человек, его индивидуальность и право на личностный и профессиональный рост и развитие. Необходимость подлинно гуманного, не декларативного, педагогически ориентированного подхода к организации и ведению эффективной воспитательной работы с персоналом органов внутренних дел на основе инновационных педагогических технологий обусловливает актуальность данной проблемы.
Становление открытого гражданского общества связано с процессами профессиональной коммуникации, открытостью новому знанию и новым технологиям, условиям деятельности, новым способам общения и средствам реализации творческого потенциала каждого сотрудника. Профессиональная ситуация требует от современного сотрудника ОВД жизненного, личностного и профессионального самоопределения, умения решать социальные и профессиональные проблемы, стремления и желания повышать уровень образования, профессионализма, поддерживать интеллектуальный тонус в течение всей жизни.
Для адаптации нового поколения сотрудников ОВД к изменяющейся ситуации в системе МВД России в процессе профессионального образования и воспитания необходимо создавать педагогические условия для того, чтобы сотрудники овладели техно-
логиями самоорганизации, выбора и принятия профессиональных решений, развития критического мышления, навыками самообучения и самовоспитания и др. При меняющейся профессиональной ситуации в МВД России особенно важно применять инновационные педагогические технологии профессионального воспитания сотрудников, сохраняя традиции органов внутренних дел в духе патриотизма, верности долгу, нравственной безупречности.
«Воспитание» в латинском (educatio) и немецком (Erziehung) языках — слова, имеющие общий корень с глаголами «вести», «тянуть» (ducere, ziehen); в русском языке — общий корень с глаголом «питать». По меткому выражению К. Д. Ушинского, «слово „воспитание" прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т. е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной» 5.
Воспитание — сложный процесс, одна из основных, но весьма многозначительных категорий педагогики; это и общественное явление, и деятельность, и процесс, и ценность, и система, и воздействие, и взаимодействие и т. д. 6 Согласно определению, данному в приказе МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80, воспитательная работа — основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности 7.
Нельзя не отметить, что воспитание как социально-педагогическое явление, специфический вид человеческой деятельности имеет признак технологичности: осуществлять воспитательные действия в определенной последовательности, добиваясь определенного результата, затем все повторить сначала, но уже с позиций высокой педагогической культуры, педагогического искусства и мастерства воспитания. В современном обществе термин «технология» проник буквально во все сферы человеческого созидания и отрасли научного знания. Вполне закономерно, что и педагогика не остается в стороне.
В. Даль в «Толковом словаре» определяет технологию как «науку техники», а технику — как «искусство, знания, умения, приемы работы и приложение их к делу» 8. В современном русском языке под технологией понимается «совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала» 9.
Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 6070-е гг. ХХ в., привлек педагогов-практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В. Ф. Шаталова и др. Следу-
ет отметить, что термин «педагогическая технология» чаще используется в области обучения, чем в теории и практике воспитания. Так, педагогическую технологию современные исследователи определяют как последовательно взаимосвязанную систему действий педагога, направленную на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Развитие образовательных процессов в современном обществе, большой опыт педагогических новшеств, авторских школ и учителей-новаторов являются результатом психолого-педагогических исследований, которые постоянно требуют обобщения и систематизации. В педагогической литературе существует множество определений сущности педагогических технологий:
— совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве;
— искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния;
— составная процессуальная часть дидактической системы;
— совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса;
— содержательная техника реализации учебного процесса;
— продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога;
— системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей;
— содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов 10.
Обобщая изложенное, можно сказать, что под профессиональным воспитанием сотрудников ОВД сегодня понимается процесс, рассматриваемый как специально организованная деятельность руководителей и самих сотрудников органов внутренних дел по реализации целей профессионального образования и самообразования, профессионального воспитания и самовоспитания в условиях, связанных с исполнением непосредственных профессиональных задач.
На наш взгляд, эффективная воспитательная технология — это совокупность научно обоснованных и выстроенных в строгой последовательности приемов и методик, в результате применения которой у сотрудников формируется комплекс профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности.
Обновление личного состава в системе органов внутренних дел, отток опытных сотрудников, сокра-
щение кадрового корпуса в целом и сотрудников подразделений морально-психологического обеспечения в частности не позволяют руководителям проводить весь необходимый комплекс воспитательных мероприятий с высокой степенью эффективности. Современные руководители органов внутренних дел в педагогическом процессе нередко делают ставку на скорейшее (порой достаточно формализованное) обучение молодых сотрудников для дальнейшего самостоятельного исполнения служебных обязанностей.
Анализируя нарушения дисциплины и законности, допускаемые личным составом ГУ МВД России по Челябинской области, мы обнаружили острую нехватку квалифицированных сотрудников, способных организовать и проводить воспитательную работу в соответствии с требованиями МВД России, и пришли к выводу о необходимости аккумулировать данные о сотрудниках в специально созданной объединенной компьютерной базе. Программы, действующие в органах внутренних дел, представляют собой базы данных, накапливающие статистическую (учетную) информацию о сотруднике, об уровне сдачи зачетов в системе служебной подготовки и др. К таким программам имеют доступ: сотрудник, отвечающий за внесение соответствующих данных, и руководитель подразделения МПО. Информация, накапливаемая в базах, носит узкоспециализированный характер и направлена в основном только на формирование отчетности. Для того чтобы использовать информацию о сотрудниках в подразделениях, стоит предложить модульную и одновременно сетевую систему сбора и анализа информации о сотрудниках, с возможностью получать необходимые срезы воспитательной и другой информации руководителями на всех уровнях. В качестве педагогического эксперимента нами была создана и внедрена на базе УРЛС ГУ МВД России по Челябинской области программа «Кадровик-М». С ее помощью ведется учет всех кадровых операций, автоматизируется делопроизводство и планируется кадровая работа.
Представление организационной структуры ГУ МВД России по Челябинской области в доступной форме дает возможность выполнять сложные структурные преобразования и оперативно строить отчеты не только в целом по ГУ МВД, но и по каждому структурному элементу. Отличительной чертой программы «Кадровик-М» является возможность выводить организационные структуры нескольких подразделений одновременно. Благодаря этому создается удобная среда для управления персоналом, его строгого и своевременного учета и постоянного наблюдения за профессиональным и карьерным ростом.
В программе «Кадровик-М» ведется учет личных дел штатных сотрудников, вольнонаемных, уволенных сотрудников, сотрудников, находящихся в декретном отпуске, и др. Личные дела формируются в прямом соответствии с требованиями приказов и нормативных документов, регламентирующих кадровую деятельность. В служебной кар-
точке предусмотрены поля, где отражается практически вся информация о сотруднике (она наиболее полная и не требует дополнений). В рамках программы существует возможность самостоятельно конструировать различные формы учета электронных личных дел. «Кадровик-М» помогает вести учет всех необходимых данных о сотруднике: время приема, перевода, увольнения, отпусков (очередных, больничных, административных, по уходу за ребенком и т. д.), повышения квалификации, командировок и аттестации и др., а также мгновенно получать информацию как за текущий период, так и за определенное время.
Сотрудниками кадрово-воспитательного аппарата ГУ МВД России по Челябинской области были разработаны в соответствии с требованиями регламентирующих документов электронные формы бланков журналов индивидуальной воспитательной работы, которые позволяют иметь о сотрудниках как в электронным варианте, так и на бумажном носителе необходимую кадрово-воспитательную информацию в соответствии с требованиями приказов МВД России, регламентирующих данную деятельность.
Подобная форма позволяет значительно экономить время сотрудников подразделений МПО, увеличивая скорость делопроизводства, и материальные средства ГУ МВД, отводимые ранее на печать журналов. Программа увеличивает их срок действия практически без каких-либо ограничений, а также обеспечивает постоянное их наличие; позволяет формировать архивные формы хранения информации; образует банк данных для работы психологов по линии корректировки и отслеживания сотрудников, входящих в группы дополнительного контроля и резерва на выдвижение; значительно расширяет поле для записи необходимой информации о проводимой и учетной работе.
Отличительной чертой данной программы является то, что она позволяет не только учитывать, но и планировать операции по морально-психологическому обеспечению. Эта информация учитывается при составлении графиков отпусков, планировании обучающих и психокоррекционных тренингов, анализе карьеры сотрудников, работы с резервом на выдвижение и служит формированию качественного профессионального ядра. Программа самостоятельно и регулярно предоставляет пользователю информацию о необходимости проведения тех или иных кадровых операций, повышая контроль за деятельностью сотрудников, отвечающих за то или иное направление работы по морально-психологическому обеспечению. Основным принципом авторской программы «Кадровик-М» является следующая характеристика: по любым введенным личным данным возможно выполнять поиск и выводить эти данные в отчеты о работе подразделений МПО.
Данная программа адаптирована и успешно прошла первоначальные испытания в ОК УВД г. Магни-
тогорска и УРЛС ГУ МВД России по Челябинской области. Кроме того, она совместима с любой кадровой программой, предоставляемой МВД России. Она позволяет автоматически сообщать всю необходимую информацию в той форме, в которой требуется, и в любой момент времени, по состоянию на требуемый момент или период.
Данная программа полностью соответствует всем требованиям приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Путем математического и статистического анализа осуществляется поиск педагогических проблем, а в последующем — выработка управленческих решений в целях улучшения морально-психологического состояния личного состава и повышения результатов оперативно-служебной деятельности.
1 Инновации в юридическом образовании: содержание, технологии, управление : докл., тез. междунар. конф. Минск, 2008. 263 с.
2 Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граждан // Профессионал : популярно-правовой альманах МВД России. 2013. № 1. С. 2-3.
3 Кубышко В. Л. Основные направления кадровой работы в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 1(48). С. 2-10 ; Кикоть В.Я., Столяренко А. М. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел : учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля. М., 2008. 512 с. ; Юридическая педагогика / под ред. В. Я. Кико-тя и А. М. Столяренко. М., 2004. 280 с. ; Юридическая прикладная педагогика / под ред. В. Я. Кикотя и А. М. Столяренко. М., 2008. 295 с.
4 Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2013 год : сборник аналитических и информационных материалов. М., 2014. 84 с.
5 Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения в 6 т. : Т. I. 230 с.
6 Селевко Г. К. Воспитательные технологии. М., 2005. 320 с.
7 О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 ; Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (гл. I. п. 4.6).
8 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1999. Т. 4. С. 404.
9 Словарь русского языка : в 4 т. М., 1998. Т. 4. С. 364.
10 Шепель В. М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987. 240 с. ; Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. М., 1996. 160 с. (Библиотечка журнала «Народное образование». 1996. № 2) ; Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995. 282 с. ; Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989 ; Монахова М. В., Бунова И. Н. Проблемы формирования резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2010. № 2 (14). С. 98 ; Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М., 1989. 132 с. ; Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. М., 2006. Т. 1. 816 с.