DOI 10.24411/9999-001А-2018-10036 УДК 294.321+72.01
В.В. Лыгденова
Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)
victoria.lygdenova@gmail.com
^мволика буддийской ступы-Паринирваны на примере ступы-колокольчика у баргузинских бурят
Аннотация
В статье исследована символика хонхо-субургана (бур. «ступы-колокола»), одного из девяти типов буддийских ступ, построенных в виде колокола, и выявляются его эмпирическое (бытовое), религиозное и мифологическое (архаичное) значения. Актуальность данного анализа связана с древними архаическими обрядами установки каменных пирамидальных сооружений —обоо. Однако архаическое значение этого символа в настоящее время утрачивается, поэтому в статье также выявляются его значения в бытовой сфере (эмпирическое) и в буддизме (религиозное). В качестве примера использован субурган, сооруженный в с. Аргада Курумканского района Республики Бурятия в июле 2012 г. и посвященный знаменитому аграмбе Г.З. Занданову. Несмотря на то что доминирующую роль в настоящее время играет интерпретация символики на основе терминов и принципов буддийского учения, эмпирическое значение этого символа связывается с бытовыми функциями — молитвой о благополучии семьи и скота, религиозным элементом — пропагандой буддизма — и мифологической (архаической) составляющей — обоо, пирамидальными каменными построениями, устанавливаемыми в сакральных местах для почитания духов местности.
Ключевые слова: буддийская архитектура, буддийская ступа, символика, традиционные верования, буряты, история Бурятии, этнография
V.V. Lygdenova Institute of Archeology and Ethnography (Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk)
victoria.lygdenova@gmail.com
Symbolics of the Buddhist Stupa Parinirvana on the Example of the Stupa-Bell of Barguzin Buryats
Abtract
The article deals with the Symbolics of khonkho-suburgan (Bur. Stupa-bell), one of nine types of Buddhist stupas that is built in a form of a bell. Its empirical (domestic), religious and mythological (archaic) meanings are revealed. Actual continuity of the analysis is connected with ancient traditions of building stone pyramidal constructions - oboo. However, archaic meaning of the symbol has almost been lost at the moment. Other meanings such as empiric in everyday life and religious one according to Buddhist philosophy are revealed in the paper. Khonkho-suburgan that was built in the village Argada of Kurumkanskyi district of the Republic of Buryatia in July, 2012 dedicated to the famous Agramba G.Z.Zandanov is taken for an example. Despite the fact that the interpretation of the symbol based on the Buddhist terms and principles plays a dominant role, empirical meaning of this symbol is connected with domestic functions: praying for the family and cattle wellbeing; religious element (Buddhism propaganda) and mythological (archaic) function - oboo, that is pyramidal stone constructions put in sacred places as a sign of respect to local spirits.
Key words: Buddhist architecture, Buddhist stupa, symbol, traditional believes, Buryats, history of Buryatia, ethnography
Символ, согласно Ф. Де Соссюру, состоит из плана-выражения — внешней оболочки — и плана-содержания — собственно значения. Ю.М. Лотман дополняет это утверждение тем, что символ — это своего рода индекс, указывающий на некое архаическое значение плана-содержания. Символы являются носителями мифологического значения, которое возникло в дописьменную эпоху, когда «свернутые программы текста или сюжета» в определенной
«оболочке» хранились в устной памяти народа. Указывая на другую особенность символа — способность существовать независимо в любом контексте благодаря своей архаичности, Ю.М. Лотман отмечает еще один признак символа — его устойчивость во времени. Заметим, что устойчивость не влияет на способность символа видоизменяться под влиянием нового культурного контекста. Также символ может самостоятельно изменять новый культурный
контекст благодаря своему архаичному значению [Лотман, 1992, с. 191—192].
Данную характеристику символа выделяет также Н.Л. Жуковская применительно к этнографии, отмечая присутствие мифологического (архаического) и эмпирического (бытового) содержания в символах монгольской культуры. Например, ею в символе «юрты» рассмотрены мифологическое значение — «модель вселенной», и эмпирическое — собственно «жилище» [Жуковская, 1988, с. 14—15]. Религиозные символы, по мнению Жуковской, всегда несут в себе мифологические (архаические) значения, которые можно выявить, изучив историю возникновения религиозного символа в каждой культуре [Жуковская, 1977, с. 8—10].
Представленная статья посвящена анализу значения ступы — символа буддийской культуры. В июле 2012 г. в ходе полевой экспедиции в Курумканский район Республики Бурятия в с. Аргада нам довелось принять участие в освящении хонхо-субургана (бур. «ступа-колокол»), воздвигнутого в честь известного буддийского священнослужителя аграмбы Гомбо За-яевича Занданова. Действие происходило в восьми километрах от села Аргада в живописной местности Хадын-боори у подножия Икатского хребта. Субур-ган был построен в соответствии с восьмым типом ступы-Паринирваны, которая отличается от других видов тем, что имеет купол в виде колокола (ил. 1). Выбор был не случаен, поскольку при установке су-бургана при раскопках в земле был найден буддийский колокольчик (бур. «хонхо»). Вследствие этого организаторы и ламы приняли решение установить хонхо-субурган.
Актуальность исследования символики ступы-колокольчика связана с тем, что установка ступы в Республике Бурятия становится своеобразной традицией, которая связана с древними архаическими обрядами установки каменных пирамид — обоо. Однако архаическое значение этого символа в настоящее время теряет свое значение, поэтому в статье также выявляются его значения в бытовой сфере (эмпирическое) и в буддизме (религиозное).
Восьмой тип ступы-Паринирваны связан с одним из знаменательных событий в жизни Будды — уходом просветленного «за пределы скорби», в окончательную Паринирвану в Кушинагаре в возрасте 80 лет [Beer, 2003, p. 188]. Данный вид ступы характеризуется особой математической символикой. На иллюстрации № 2 представлены все восемь типов ступ, которые были изначально установлены в Индии в ознаменование восьми наиболее памятных событий из жизни Будды. В центре находится ступа просветления с ваджрами в основании, на которой показаны наиболее характерные для ступ украшения. Вокруг нее расположены восемь различных видов ступ. Цифра «восемь» указывает на то, что после ухода Будды в паринирвану представители восьми индийских кланов, являвшихся сторонниками буддизма, разделили между собой его реликвии. Ступы получили название соответственно наименованиям столиц тех мест, где проживали данные кланы.
Ступа Паринирваны впервые была установлена в Индии племенем Мала из Кушинагара. Она характеризуется круглым куполом в форме колокола, который находится на круговом основании десяти
добродетелей без восходящих от львиного трона ступеней. Простота ее внешнего вида и отсутствие ступеней символизируют полное растворение Будды в паринирване, где исчезают также все концептуальные признаки и характеристики. Паринирвана — это состояние просветления, которое, в отличие от нирваны, достигается после физической смерти живого существа, достигшего полного просветления. Форма купола, напоминающая молчащий колокол, означает физическую смерть просветленного мудреца, отрекшегося от благ мира, и его выход за пределы зависимости средств к существованию.
Хонхо-субурган, посвященный Гомбо-ламе, также имеет подобную символику. Известно, что лама достиг высшей иерархической ступени в практике Тантры и получил звание аграмбы. Информант Ш.Ц. Чирипов (родственник аграмбы Г.З. Занданова) сообщает, что перед началом строительства долгое время он и ламы искали подходящее место. Однажды в процессе поиска они увидели лебедя, который пролетал над местом, где и решили впоследствии поставить субурган, так как лебедь считается благоприятным знаком в культуре баргузинских бурят. Когда начали копать, то в земле был найден ритуальный буддийский колокольчик хонхо, который являлся указанием на то, что субурган должен быть установлен в форме колокола. Третьим знаком, благословляющим место, стало то, что при освящении субургана, в момент подношения местным духам ритуальной еды «далга», полил теплый дождь, который закончился сразу же, как обряд был закончен [ПМА]. Отметим, что благоприятные знаки имеют решающее значение для лам, так как являются подтверждением того, что субурган был установлен в правильном месте, и поэтому он будет иметь положительное влияние на окружающую среду. Кроме этого, значение имеют структура и содержание ступы.
Структура хонхо-субургана, или ступы Паранир-ваны, представлена на иллюстрации № 3. На иллюстрации № 1 можно рассмотреть, как выглядит хон-хо-субурган. В составе ступы можно различить три взаимосвязанные части: основание, главная часть, стоящая на ступенчатой пирамиде, и конусообразный шпиль в виде тринадцати дисков, нанизанных друг на друга, увенчанный сваямбхой (древний комплексный индо-буддийский символ).
Рассмотрим нижнюю часть, или основание ступы. Согласно интерпретации Р. Бира, первая из четырех нижних ступеней символизирует своими четырьмя сторонами четыре близких созерцания тела, чувств, ума и Дхармы. Вторая ступень символизирует четыре великих отречения от недобродетельных действий. Третья ступень содержит значение «четырех ног чудесной силы» [Бир, 2011, с. 140], достигаемой через отречение от умозрительного стремления желаний, ума, усилий и анализа. Четвертая ступень посредством четырех боковых сторон и вершины представляет пять качеств нравственности — веры, упорства, памятования, концентрации и мудрости.
Над четырьмя ступенями, поднимающимися от основания, находится высокий квадратный блок, который представляет собой львиный трон Будды. Он символизирует несокрушимость Дхармы и четыре бесстрашия Будды. Четыре угла основы львиного
трона символизируют четыре неизмеримых: 1) неизмеримую любовь, 2) неизмеримое сочувствие, 3) неизмеримую радость, 4) неизмеримую равностность. Будды-аспекты сидят на львином троне, лотосе, дисках солнца и луны.
Купол, или сосуд, представляет семь условий просветления — совершенное памятование, мудрость, радость, усилие, податливость, сосредоточение и равностность. Восемь углов хармики олицетворяют благородный восьмеричный путь — правильное воззрение, правильное намерение, правильная речь, правильное поведение, правильный образ жизни, правильное усилие, правильную внимательность и правильное сосредоточение. Осевой столб внутри ступы имеет значение десяти знаний — феноменов, мыслей других, Дхармы, кармы, страданий, пресечения, источника, пути, исчерпания и недеяния, или несозидания. Вокруг осевого столба находятся тринадцать колец, первые десять из которых обозначают десять сил Будды — ясные мысли, полная кармическая ответственность, медитативное знание, восприятие способностей других, знание ментальных способностей других, знание всех путей, знание всех предыдущих жизней, знание всех смертей, перерождения и знание прекращения кармы. Три верхних кольца — это три близких созерцания, имеющих следующий смысл: Будда не испытывает удовольствия, когда все его ученики внимают с уважением; он не испытывает гнева, когда никто из его учеников не слушает с уважением; он не испытывает гнева, когда некоторые ученики слушают с уважением, а другие — нет. Зонт над этими кольцами символизирует великое сострадание Будды и его искусные способы обучать тех, кто обладает скромными, средними и большими способностями. Восемь спиц зонта подразумевают Благородный восьмеричный путь. Расположенная поверх зонта сваямбха, состоящая из растущей луны, солнца и пламени, является, с одной стороны, архаичным символом первоэлементов ветра, пространства и огня. С другой стороны, в буддийской доктринальной философии растущая луна символизирует устремленность к просветлению и прибывание бодхичитты. Солнечный диск связан со значениями мудрости и пустоты. Союз солнца и луны — это взаимосвязь метода и мудрости, абсолютной и относительной бодхичитты. Р. Бир считает, что эфирное пламя на верхушке символизирует просветление и ветер лунного и солнечного каналов [Бир, 2011, с. 140]. В.М. Монтлевич дает иную интерпретацию данного символа и рассматривает его как огонь Нада, огонь премудрости, который наряду с этим символизирует Ади-Будду [Монтлевич, 1972, с. 93]. Культ Ади Будды возникает в XI в., именно тогда заканчивается сложение символики субурга-нов. Ади Будда известен тем, что он является мистическим существом, вечно пребывающим в нирване, и, в отличие от других Будд, никогда не рождался в сансаре. Таким образом, ступа является символом просветления Будды и напрямую связана с философским содержанием буддийского учения.
Любопытна и важна также иная точка зрения, отличная от доктринальной буддийской, на значение структуры ступы. Основываясь на архаичной символике ступы, О.С. Хижняк обосновывает, что ступа в своей целостности являет собой представления
древних индусов о строении космоса. В свете такого воззрения основание ступы представляет собой землю, купол — атмосферу, кубическая форма хармики — квадрат небес, а конус вершины является солярным символом [Хижняк, 1999, с. 61]. Согласно другой точке зрения, изначально круглое (позднее квадратное) основание символизирует элемент земли, купол ступы — элемент воды, кольца, т.е. треугольная часть ступы — элемент огня, полумесяц — ветер, а солнце — элемент пространства [Gwynne, 2009, р. 112]. Так, с точки зрения древних индийцев, ступа содержит в себе значения просветления, космоса и единства пяти первоэлементов. Древние представления о солнце выражены в круглом и квадратном основании ступы, в этом веровании берет свое начало обычай обходить субурган по движению солнца.
Символика ступы тесно связана также с реликвиями, которые кладутся внутри нее. В нашем случае, хонхо-субурган, посвященный Гомбо-ламе, содержит реликвии, которые хранились долгие годы у наследников Г.З. Занданова. Одним из них является белый кремний, найденный в личных вещах ламы, который используется обычно при практике высшей Тантры. Данная реликвия вновь подтверждает тот факт, что Гомбо-лама достиг высшей ступени познания Тантры, чего достигают немногие ламы. В газете «Огни Курумкана» В. Будаев указывает на то, что внутри него заложены не только реликвии, но и пять видов различных злаков, пять видов драгоценностей, священные тексты и миниатюрные глиняные таблички с изображением Будды (цаца) [Будаев, 2012, с. 1.]. Все реликвии и ритуальные предметы кладутся строго по трехуровневой схеме, которая изображена на иллюстрации № 3. В I уровень закладки кладутся оружие, сельскохозяйственные орудия, сосуды с крупами, шерсть, т.е. те элементы, которые непосредственно связываются с землей. Во II уровень, находящийся на уровне или чуть выше львиного трона, располагаются драгоценности и цаца. На III уровне раскладываются священные книги и цаца. В дополнение к этому, расположенный внутри ступы осевой стержень расписывается и оборачивается священными текстами. Данный осевой столб соединяет нижнюю и верхнюю части ступы и называется Древом Жизни. Древо выступает здесь как мировая ось, соединяющая человеческий и божественный миры. По другим трактовкам, осевой стержень является символом Горы Меру. А. Говинда рассматривает смысл помещения реликвий в хармику, имеющую форму жертвенного алтаря, в том, что святой, или Будда, вместо того, чтобы приносить в жертву других живых существ, жертвует миру себя [Хижняк, 1999, с. 58—59].
Необходимо выделить другую важную мифологическую составляющую данного символа. Ступа часто также ассоциируется с традицией монгольских народов «обоо» — установкой пирамидальной каменной структуры в сакральных местах с целью обозначения «святости» данного места и почитания духов местности. Данная традиция характерна и для жителей Тибета. В связи с этим, возможно, установка субурганов-ступ заменила в буддизме данную архаическую традицию.
Таким образом, символика хонхо-субургана, или ступы Паранирваны, являет собой соединение зем-
ного и небесного, вмещая как архаичные, мифологические, так и доктринальные буддийские значения. Основной символ ступы Паранирваны — колокол, который также обладает несколькими, накладывающимися друг на друга архаичными и доктринальными смыслами. Во-первых, это древний символ женского начала, дополняющий символ ваджры, которая несет в себе мужское начало. Так, например, в процессе практики ритуальный колокольчик используется левой рукой (женское), а ваджра находится в правой руке (мужское). В буддизме колокол ассоциируется с мудростью, напрямую постигающую пустоту, в то время как ваджра связывается с методом. С этой точки зрения рисунки ваджры, использованные при оформлении внешнего вида хонхо-субургана, дополняют женское начало, которое он в себе несет. Перекрещенные ваджры, изображенные на львином троне, символизируют основание горы Меру, землю, а также имеют значение перекрещенных ног Будды. Необходимо добавить, что структура ступы также подразумевает в себе визуализацию образа Будды, сидящего на львином троне субургана (ил. 4).
Подводя итоги, отметим, что символика ступы Паранирваны во многом связана с архаичными и доктринальными значениями. Доминирующую роль играет интерпретация символики, опирающаяся на основные термины и принципы буддийского учения. В то же время хонхо-субурган, поставленный в память о выдающемся буддийском деятеле Гомбо-ла-ме, является не только мемориалом, установленным земляками в благодарность известному земляку и великому Учителю, но он также несет в себе глубинный смысл буддийской философии — достижение просветления как цели каждого практикующего буд-
диста. Для мирян субурган, имеющий женское начало, способствует благополучию и здоровью семей, росту и плодовитости скота. Итак, мифологическое, религиозное и эмпирическое (бытовое) значения данного символа тесно переплетаются, создавая новое значение ступы-колокольчика в истории культурной традиции баргузинских бурят.
Список литературы
1. Бир Р. Энциклопедия тибетских символов и орнаментов. — М.: Ориенталия, 2011. — 428 с.
2. Будаев В. О чем звонит колокол? // Огни Курумка-на. — 22.06.2012. — № 25 (6117). — С. 1.
3. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. — М.: Наука, 1977. — 200 с.
4. Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. — М.: Наука, 1988. — 197 с.
5. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. — Т. 1. — Таллинн, 1992. — С. 191—199.
6. Монтлевич В.М. О символике ламаистских субур-ганов // Центральная Азия и Тибет. — Новосибирск: Наука, 1972. — С. 91—94.
7. Хижняк О.С. Архаичные истоки символики буддийской ступы (историографический анализ) // Шестая буддологическая конференция: тез. — СПб.: С.-петерб. филос. об-во, 1999. — С. 57—61.
8. Beer R. The Handbook of Tibetan Buddhist Symbols. — Chicago: Serendia Publications, 2003. — 262 p.
9. Gwynne P. World Religions in Practice. — Maiden: Blackwell Publishing, 2009. — 448 p.
Ил. 2. Восемь типов ступ (в центре ступа просветления с ваджрами в основании, на которой показаны наиболее характерные украшения). Схема автора
С=3
I
\ ш
II
Ил. 3. Геометрическая структура ступы Паринирваны. Схема автора
Ил. 4. Фигура Будды в геометрической структуре ступы Паринирваны. Схема автора