Один из главных принципов интерактивного обучения - учимся сообща, учимся общаясь. При интерактивном обучении традиционные знания становятся средством для формирования общеучебных умений и навыков. Это позволяет определить необходимый и достаточный объем учебного материала, предотвращая перегрузку учащихся [4, с. 55].
Таким образом, применение интерактивных технологий на уроках истории, позволяет охватить избыточный объем информации, помогает ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста, позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемой темы, факта, помогает научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления, тем самым формирует у обучающихся навыки классификации, оценивания, способность аналитически и критически мыслить, умение делать выводы, активизирует мышление, выбирать главное, отсеивать второстепенное, ранжировать информацию по степени новизны и значимости [5, с. 71].
Литература
1. Валькова И. П., Низовская И. А., Задорожная Н. П., Буйских Т. М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И. А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2005.
2. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2004.
3. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2002.
4. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.
5. Ислямова Э. И. Нетрадиционные приёмы и методы обучения на уроках истории. Вопросы науки и образования. М., 2016.
ЧТО ТАКОЕ ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ?
Жиналиева С. Б.
Жиналиева Сайра Булатовна / Zhinalieva Бат БмШоупа - воспитатель I категории, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 11 Ахтубинского района, дошкольные группы, Астраханская область, поселок Верхний Баскунчак
Аннотация: в статье раскрыты вопросы трудового воспитания в дошкольном учреждении. Ведь методика развития умений и навыков трудовой деятельности детей до конца не раскрыта в программе ФГОС. На сегодняшний день этот вопрос остается спорным и до конца не изученным.
Ключевые слова: трудового воспитания, дошкольное образование, детский сад.
В дошкольном возрасте правильно организованный труд, особенно на воздухе: в саду, огороде, цветнике — влияет на развитие самостоятельности детей, укрепление физических сил и здоровья ребенка. Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребенка.
Разностороннее влияние на ребенка — характерная особенность трудового воспитания детей дошкольного возраста. Внутренний мир ребенка достаточно богат, но сам ребенок не знает тех сил, которые таятся в нем, которые спят, и сам он беспомощен. Воспитатель должен прийти ему на помощь, должен создать ему условия, при которых все эти спящие силы и способности могли бы пробудиться и свободно развиваться. Ведь труд - важнейшее средство воспитания начиная с дошкольного возраста; когда складываются коллективные взаимоотношения и формируется в процессе трудовой деятельности творческая личность ребенка [2, с. 226]. Творческий труд представляет собой большую педагогическую ценность
78
для развития ребенка. В нём имеют место моменты конструирования, изобретательности. Замысел каждой творческой работы должен исходить от детей. Можно лишь предложить использовать некоторые средства показа, образцы, но нельзя вмешиваться в работу. Дети сами должны создавать свою работу при помощи бросового или природного материала. Надо предоставить им полную свободу деятельности. Когда ребенок сам придумывает, когда ему никто не навязывает извне - работа становится созидательной.
От природы все люди одарены одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни работают лучше, другие — хуже и это зависит от воспитания, которое в должной мере не развило трудовые способности у ребенка.
Большое внимание надо уделять ознакомлению детей с трудом взрослых, и не забывать о трудовой деятельности самих детей. Ознакомление с трудом взрослых имеет большое значение для расширения круга представлений дошколят, но и параллельно надо формировать правильное отношение к труду, трудолюбие оно оказывает влияние лишь в сочетании с собственной трудовой деятельностью ребенка. Своим несвоевременным вмешательством мы часто не даём ребёнку самому овладеть новым инструментом, материалом, нашей активностью убиваем его ориентировочно-исследовательский рефлекс.
Роль воспитателя должна сводиться к тому, чтобы побудить творческую активность ребёнка, развить в нем исследовательский рефлекс, вызвать комбинаторные и конструктивные способности, подвести его к составлению плана, проекта намеченного задания, натолкнуть на выбор нужного материала, помочь овладеть техническими навыками, найти подходящую схему для развития своей темы, используя трудовые способности и навыки. Педагогам надо самое большое внимание обращать на развитие детей; надо приучать к труду, но так, чтобы дошкольников интересовало, чтобы они росли, а не смотреть близоруко с точки зрения непосредственной пользы для окружающих. Нельзя превращать оборудование трудового процесса в самоцель - это является следствием неправильного педагогического процесса дошкольного воспитания.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством всестороннего воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимые условия для проявления творчества личности, ее талантов. Воспитание подрастающего поколения в условиях программы ФГОС предполагает развитие творческого отношения к труду.
Следует отметить, что, несмотря на неразработанность программы трудового воспитания, в практике работы детских учреждений сильно заметно стремление придать трудовому воспитанию большую организованность, что нашло место в структуре педагогического процесса. У одних педагогов идет по пути соединения труда с игрой, а других - по линии включения труда в занятия.
Литература
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред.
Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.
2. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Издательство АНП РСФСР, 1959.
3. Прушицкая Р. Воспитание в дошкольном возрасте. М., 1981.