полученной на 2 стадии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Цель применения технологии ЧПКМ - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни [1, с. 299].
Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы.
Литература
1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Пресс, 2001 г. 369 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998 г. 280 с.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке, М.: Просвещение, 2011. 186 с.
Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного
возраста Еремеева В. В.
Еремеева Василина Васильевна /Егетееуа Уазйта УазИета - студент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье анализируются способы передачи знаний о мире через сказку. Раскрывается значимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, сказка.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Любая сказка имеет социально -педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.
Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом
87
разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания [3, с. 123].
Для успешного развития нравственных представлений у дошкольников, необходимо создать педагогические условия. Формы работы с детьми: чтение сказок (Народные и литературные сказки), беседа по сказкам, занятия по сказкам. Также к работе по формированию нравственных качеств нужно подключать родителей. Проводить консультации с родителями на тему «Читайте детям сказки».
В процессе эксперимента, который проводился в МЮДОУ «Ньургусун» с. Сунтар РС(Я) проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Мы проводили исследование в старшей группе всего 10 детей, за критерии нравственности принимались ответы на вопросы, где выявилось: насколько ребенок понимает смысл сказки, мораль, правильно ли выделяет в сказке нравственные качества героев. Полученные результаты были выражены в трех критериях (высокий уровень, средний, низкий). Во время констатирующего этапа выяснилось, что 30% детей относятся к критерию «высокого уровня развития нравственных качеств», а 40% к «низкому». После проведения формирующего этапа, где проводились методы применения сказок, высокий уровень заметно повысился - 60%, низкий - 0%. Эксперимент наглядно показал, что применение сказки воспитывает в детях нравственные качества.
Проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного воспитания -организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. На протяжении всего дошкольного возраста надо стараться учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку [2, с. 113].
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное воспитание детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
Литература
1. Мельникова Н. В. Нравственная сфера развития дошкольника: учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2010. 109 с.
2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А.Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.
3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой. М.: Сфера, 2002. С. 185.