Технология критического мышления - средство развития мыслительной деятельности учащихся Джуматаева Д. К.
Джуматаева Динара Киреевна /Dzhumatayeva Diñara Kireevna - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 12 муниципального образования «Ахтубинский район», пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Аннотация: технология критического мышления - одна из новых образовательных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников и читательской компетенции. Эта технология была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского: «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Ключевые слова: критическое мышление, мыслительная деятельность, развитие критического мышления.
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Какими технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям общества, т.е. реализовать ключевые компетенции?
Технология критического мышления - одна из новых образовательных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников и читательской компетенции. Эта технология была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под «критическим мышлением» понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, которая позволяет эффективно работать с любой информацией и текстом [3, с. 56].
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л. С. Выготского «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат [2, с. 121].
В технологии критического мышления используются 3 последовательные стадии: «вызов - осмысление новой информации - размышление (рефлексия)».
1 стадия - вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм и т.д.
2 стадия - осмысление. На этой стадии происходит поиск стратегии решения поставленной проблемы и составление плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
3 стадия - рефлексия, размышление. Происходит осмысление всей информации,
полученной на 2 стадии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Цель применения технологии ЧПКМ - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни [1, с. 299].
Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы.
Литература
1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Пресс, 2001 г. 369 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998 г. 280 с.
3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке, М.: Просвещение, 2011. 186 с.
Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного
возраста Еремеева В. В.
Еремеева Василина Васильевна /Егетееуа Уазйта УазИета - студент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье анализируются способы передачи знаний о мире через сказку. Раскрывается значимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, сказка.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Любая сказка имеет социально -педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.
Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом
87