£ УДК 340.12
о
(N
(о Е. Н. Козинникова
t>
и
КОЗИННИКОВА Екатерина Николаевна, адъюнкт кафедры теории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия. 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова,
§ д. 1. E-mail: katerina_kozinnikova@mail.ru.
В статье рассматриваются причины формирования в Российской империи в конце XIX в. чрезвычайного
с о
KOZINNIKOVA Ekaterina Nikolaevna, adjunct of the department of theory of state and law of St. Petersburg p? University of the Ministry of Interior. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. E-mail:
S katerina_kozinnikova@mail.ru.
а ет
g Чрезвычайный правовой режим исключительного положения:
^ нормативные основы введения в имперской России
е в
я Emergency legal regime of the exclusive provisions:
о regulatory framework introduction of Imperial Russia
§
с г
J^ законодательства; дается характеристика нормативных правовых актов, на основании которых в Российской а империи был веден чрезвычайный правовой режим; проводится анализ содержания «Положения о мерах к 5 охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. как первого норма-^ тивного правового акта, регламентировавшего процедуру введения и определявшего содержание чрезвычай-Й ного пра-вового режима в России.
^ Ключевые слова: правовой режим, чрезвычайный правовой режим, особый правовой режим, правовой
w режим исключительного положения, положение усиленной охраны, положение чрезвычайной охраны, чрез-
я вычайное законодательство. ст
е
W In article we can see the reasons of formation the emergency law in the Russian Empire in the late nineteenth
century; the characteristic of the normative legal acts injected the extraordinary legal regime in Russian Empire; analyzes the content of the «Provisions on the measures for the protection of public order and public peace» of 14 August 1881 as the first normative legal act regulating the procedure of introduction and defines the contents, emergency legal regime in Russia.
Keywords: legal regime, emergency legal regime, special legal regime, the legal regime of the exclusive provisions, provision of enhanced protection, provision of emergency protection, emergency laws.
Современные практики государственного управления свидетельствуют, что без регулятивных функций правовых режимов государство не в состоянии выполнять возложенные на него задачи и функции. Особенно отчетливо это видно при возникновении чрезвычайных ситуаций и обстоятельствах, вызванных социально-политическими причинами. Экстремальные ситуации могут достичь такой опасности, что устранить их обычными правовыми средствами невозможно. Действия повседневного законодательства оказываются неэффективными. В таких случаях для устранения угроз безопасности людей или сохранения конституционного строя применяются чрезвычайные меры. Возникает объективная необходимость временного ограничения отдельных прав и свобод граждан и расширения полномочий органов государственной власти путем введения исключительного административно-правового режима - режима чрезвычайного положения.
Поскольку причины, которые могут привести к возникновению на территории нашей страны или в отдельных её регионах чрезвычайных обстоятельств, до конца не устранены, проблема особых (исключительных) правовых режимов продолжает оставаться актуальной. Анализ содержания исключительного правового режима, ретроспективное исследование практики его использования, изучение теоретико-правовых аспектов его функционирования могут способствовать определению направлений и средств развития в современной России эффективного госу-
дарственного управления. Обязательным при этом является обращение к национальным правовым традициям, учёт специфики исторического развития отечественного государства и права, свиде-тельству-ющий о том, что в решении проблем обеспечения свободы личности в экстремальных условиях, вызвавших введение чрезвычайных правовых режимов, большая роль принадлежит правоохранительной системе, прежде всего органам внутренних дел [37, с. 5].
Историографический анализ свидетельствует, что исследование проблем, связанных с реализацией исключительных административно-правовых режимов, имеет продолжительную историю. Впервые проблемы, касающиеся чрезвычайного правового режима исключительного положения, были поставлены на рубеже Х1Х-ХХ вв. учёными-полицеистами [32, с. 13-25; 33, с. 228-234]. Известные российские правоведы И. Е. Андреевский [17], В. Ф. Дерюжин-ский [27], В. М. Гессен [24], В. А. Гаген [23], И. Т. Тарасов [35; 36] во второй половине XIX - начале ХХ вв. опубликовали исследования, посвященные чрезвычайному законодательству. В советской юридической литературе проблема чрезвычайных правовых режимов практически не поднималась. Интерес к ней вернулся в 1980-1990-е гг. в связи крупными техногенными авариями и межнациональными конфликтами, которые вызвали необходимость разработки и принятия ряда законов, содержащих правовые нормы особых правовых режимов [18; 25]. После издания Федерального конституционного закона от 30
мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [16] началось более активное исследование чрезвычайных правовых режимов [22; 26; 28; 30; 31], однако все эти работы были посвящены анализу современных чрезвычайных правовых режимов. Чрезвычайный правовой режим исключительного положения в Российской империи получил отражение в работах Н. Г. Янгола [37], И. Н. Иванова [29], Н. И. Биюшки-ной [19; 20]. Однако комплексному ретроспективному анализу исключительное положение, действовавшее в России с конца XIX в. вплоть до 1917 г., до сих пор подвергнуто не было.
Нормативно-правовые основы действия в дореволюционной России чрезвычайного правового режима исключительного положения начали создаваться во второй половине XIX в. при императоре Александре II. Появление подобных узаконений было связано с серьёзными изменениями, произошедшими в России в результате ши-рокомасштабных реформ, затронувших практически все сферы жизни общества.
В 1861 г. в России было отменено крепостное право. «Великие реформы» 1860-1870-х гг. способствовали автономизации государства, его постепенному отделению от общества. Земства, система провинциальных дум и суды стали теми уступками обществу, на которые могло пойти самодержавие в то время. Посредством органов городского и земского самоуправления, через печать, суд присяжных, коллегию адвокатов пореформенной России начали предприниматься попытки отстаивания индивидуальных и корпоративных интересов. В России начали формироваться независимые от государства ячейки гражданского общества, которые должны были стать партнером государства в реализации реформ.
Несмотря на реформирование политико-правовой организации в России, ожидаемого широкими слоями населения ограничения самодержавной власти так и не произошло. Обдумывались различные варианты ограничения монархии в России: путём создания постоянных дворянских учреждений и закрепления правила действия высшей власти, обязанной учитывать мнение выборного дворянства; путём созыва представительного собрания из депутатов разных сословий. Ни один из этих вариантов император не рассматривал как приемлемый. Поэтому в пореформенной России имела место уникальная ситуация: за изменением формы изменения содержания не следовало; государство, декларируя многие изменения и проводя реформы, не разрабатывало механизмов реализации обновления либо разрабатывало такие механизмы, которые нивелировали новации.
В условиях сложившейся в России общественно-политической ситуации радикально настроенная интеллигенция в 1874 г. начала «хождение в народ» для вовлечения его в борьбу за реальные перемены посредством политического просвещения. Когда стало очевидно, что народ отвергает этот путь и надеется на доброго царя, радикальные интеллигенты перешли к революционному терроризму [21, с. 9] и 1879 г. создали первую в России террористическую организацию «Народная воля», приняв во внимание уже имевшийся опыт борьбы за социальную революцию в Российской империи посредством применения насилия против представителей власти - опыт покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II в 1866 г.
Рост политической (проявляющейся в терро- е ристических актах) и общеуголовной преступно- Т сти; увеличение числа безработных и скопление в и городах в 1870-х гг. маргинализованного населения; С принципиальные изменения характера революци- §5 онного движения, в которое всё более активно втя- -гивалась разночинные слои населения; фактический е рост роли органов местного управления обусловили е создание в России, наряду с общей полицией, отделе- б ний политической полиции, в ведение которой были г переданы борьба и предотвращение государствен- к ных преступлений. Но нараставшее революцион- ® ное движение свидетельствовало о том, что и после у реорганизации органы полиции с решением задачи и обеспечения правопорядка и сохранения незыбле- р мости существующего государственного строя не и справляются. Попыткой правительства обеспечить е общественный порядок и сохранить государствен- 3 ный строй в имперской России стали правовые нор- В мы, закрепленные в многочисленных нормативных д актах, направленных на ликвидацию общественно- р политической нестабильности в стране. С
13 июля 1876 г. было издано «Положение о я предоставлении местным административным вла- ^ стям права издавать обязательные постановления» 3 [2], которое давало право генерал-губернаторам и 7 губернаторам издавать в пределах их компетенции 3 постановления, направленные на предупреждение 1 или пресечение любых правонарушений в сфере обе- 7 спечения общественного порядка.
Согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета «О временном изменении подсудности и порядка производства по некоторым преступлениям» от 9 мая 1878 г. [3] была введена временная мера по изъятию из общих правил подсудности с участием присяжных заседателей дел о преступлениях, предусмотренных главами 1, 2 и 5 раздела IV «Уложения о наказаниях уголовных и исполнительных» [1], за которые предусматривалось наказание, соединённое с лишением или ограничением прав состояния (сопротивление распоряжениям правительства, об оскорблении и явном неуважении к присутственным местам и чиновникам при отправлении должности, о взломе тюрем, освобождении, побеге из-под стражи). Особое значение было придано делам об убийствах или покушениях на убийство должностных лиц, нанесении им телесных повреждений, когда эти преступления были совершены при исполнении ими служебных обязанностей.
Указ «О правах общей полиции и жандармских чинов посещать все фабрики и заводы во всякое время» от 8 августа 1878 г. [4] предоставлял полицейским и жандармам свободный допуск на все фабрики и заводы в любое время с правом производства обысков или арестов, при единственном условии присутствия при этом управляющего соответствующим предприятием.
Издание 9 августа 1878 г. указа «О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени» [5] было реакцией правительства на участившиеся случаи совершения государственных преступлений и «существование тайных злоумышленников, которые под влиянием социально-революционных и других разрушительных учений, стремятся к ниспровержению всего государственного строя».
Так правительство принимало временные исключительные меры в целях обеспечения наиболее быстрой и строгой наказуемости подобных деяний: дела о ^ совершении государственных преступлений рассма-^ тривались военным судом не только в более быстрый ^ срок, но и решение по ним принималось по законам си военного времени, что обеспечивало более строгое о наказание. Порядок осуждения государственных ^ преступников военным судом регламентировался р? именным, данным Правительствующему Сенату Вы-§ сочайшим указом от 9 августа 1878 г. «О порядке суж-та дения военным судом, по законам военного времени, ^ лиц, совершивших преступления, обозначенные в ^ Имен-ном высочайшем указе, данном Правитель-« ствующему Сенату от 9 августа сего года» [6]. м Временные правила «Об особых мерах к ограж-
^ дению общественного спокойствия» от 1 сентября Ц 1878 г. расширили административные права полиции У в области судопроизводства: на губернские жандарм-^ ские управления возлагалось производство дознаний а по государственным преступлениям, а к городской £ полиции полностью перешел политический розыск;
чины корпуса жандармов, а при отсутствии таковых || - полицмейстеры и уездные исправники получили ^ право арестовать любое лицо, на которое пало подо-« зрение в совершении государственного преступления. я Изданный 18 марта 1879 г. указ «О мерах к пре-
сет сечению уклонения от прописки видов в городах: Ю Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков, Одесса и Ялта, и в Санкт-Петербургской губернии» [7] ужесточал меры ответственности лиц, уклонявшихся от уведомления органов власти о сво-ем прибытии в названные местности и регистрации в полиции своего постоянного места жительства. Этот акт вводил также административную ответственность в отношении дворников, содержателей комнат и гостиниц, домовладельцев за потворство и укрывательство таких лиц.
Именным указом «О назначении временных генерал-губернаторов в городах Санкт-Петербург, Харьков и Одесса и о предоставлении, как сим генерал-губернаторам, так и генерал-губернаторам в Москве, Киеве и Варшаве некоторых особых прав для охранения порядка и общественного спокойствия во вверенном им крае» 5 апреля 1879 г. [8] генерал-губернаторы указанных местностей получали в своих губерниях статус, равнозначный статусу главнокомандующего армией в местностях, объявленных на военном положении. Генерал-губернаторы наделялись чрезвычайными правами: передавать в подведомственных им местностям гражданских лиц военному суду, высылать административным порядком из вверенных им местностей любых лиц, пребывание которых в данной местности они признают вредным, подвергать по своему усмотрению любых лиц личному задержанию, приостанавливать печать любых газет и журналов, а также принимать любые меры, которые они посчитают не-обходимыми для охранения порядка и общественного спокойствия.
Высочайшим указом «О порядке производства дел о лицах гражданского ведомства, предаваемых военному суду на основании Высочайших указов 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г.», который был издан 8 апреля 1879 г. [9] производились дополнительные изъятия из общего порядка судопроизводства в военно-окружных судах. Так, в случае, если преступление было совершено «очевидно», генерал-губернатор
был вправе предать обвиняемого военному суду без предварительного следствия на основании сведений, собранных при дознании. Устанавливались сокращённые сроки судопроизводства: военный прокурор обязан был в течение суток со дня получения материалов предварительного следствия или дознания представить дело со своим заключением генерал-губернатору, далее по получении дела обратно, также в течение суток составить обвинительный акт и направить материалы в суд, который, в свою очередь, обязан был дать делу законный ход немедленно или не позднее следующего дня. Неявка свидете-лей в судебное заседание по общему правилу не препятствовала разбирательству дела (если суд не признавал устные показания свидетелей существенными для дела), к сведению принимались показания, данные ими на предварительном следствии или дознании. Мотивированный приговор подлежал производству в срок не позднее 24 часов с момента его оглашения, жалобы и протесты могли быть принесены в течение суток с даты изготовления приговора. При этом подтверждались чрезвычайные полномочия генерал-губернатора по немедленному приведению приговора в исполнение без направления дела в кассационную инстанцию.
В дальнейшем Высочайшим повелением по всеподданнейшему докладу министра юстиции «О разъяснении порядка направления дел, подлежащих рассмотрению военного суда, на основании Высочайших указов 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г.» [10] от 11 апреля 1879 г. права генерал-губернаторов на передачу военному суду лиц гражданского ведомства были еще более расширены. Теперь генерал-губернаторы по-лучили право заявлять о необходимости направления уголовных дел в военный суд ещё на стадии предварительного следствия и дознания. При получении такого решения, судебный следователь обязан был по окончании предварительного следствия направить дело непосредственно военному прокурору.
Порядок определения уголовных дел, направлявшихся к производству военного суда, был установлен 27 апреля 1879 г. Высочайшим повелением по всеподданнейшему докладу министра юстиции «О разъяснении порядка направления дел согласно Высочайшим указам 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г.» [11]. Согласно данному нормативному правовому акту, каждое уголовное дело о государственном преступлении или противозаконном сообществе по окончании следствия поступало к местному генерал-губернатору для разрешения вопроса о порядке его рассмотрения -общеуголовном или военно-судебном.
Высочайшее повеление по всеподданнейшему докладу министра юстиции «О разъяснении порядка направления дел согласно Высочайшим повелениям 5 и 27 апреля 1879 г.» [12], изданное 20 июня 1879 г., указывало, что если поступившие материалы следствия и дознания по государственным преступлениям не будут признаны генерал-губернатором подлежащими рассмотрению военным судом, они должны быть безотлагательно направлены прокурору по принадлежности для дальнейшего судопроизводства в общеуголовном порядке.
Однако меры, предусмотренные этими нормативными актами, не смогли стабилизовать ситуацию в стране. Недовольство населения своим социальным положением, активизация противоправной деятельности радикально настроенных организаций, нарастание
революционного движения, обострение криминальной обстановки и убийство императора Александра II 1 марта 1881 г. заставили правительство предпринимать новые меры для сохранения существовавшего государственного строя. Консервативная идеология после гибели императора Александра II от рук террористов-народовольцев была возведена в ранг государственной, а ее ценности объединили ранее противоборствующие силы в охранительном направлении [20, с. 32].
Император Александр III в первые дни своего правления предписал «подвергнуть совокупному пересмотру все временные законы, изданные в последнее время, и начертать, взамен сих узаконений, особое Положение» [13, с. 283-284]. Изданное 14 августа 1881 г Положение «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» [14] свидетельствовало о неспособности самодержавия управлять государством посредством изданных ранее законов. Задачи защиты самодержавия: «укрепление административно-политической власти, создание "единства управления" внутри правительства и органов высшего государственного управления; борьба с "нигилизмом" и революционным движением; усиление роли дворянства и консолидации "всех консервативных сил" вокруг самодержавия; всемерное ограничение развития и деятельности новых институтов, созданных реформами предшествующих лет» [34, с. 161] стали задачами первоочередного решения.
С момента издания указа «Об издании положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны» от 4 сентября 1881 г. [15], когда сразу несколько территорий Империи (губернии: Санкт-Петербургская, Московская, Харьковская, Полтавская, Черниговская, Киевская, Волынская, Подольская, Херсонская, Бессарабская; уезды: Симферопольский, Евпаторийский, Ялтинский, Одесский, Перекопский; города: Бердянск Таврической губернии, Воронеж с уездом, Ростов-на-Дону, Мариуполь Екатеринославской губернии; градоначальства: Одесское, Таганрогское, Керчь-Еникольское [13, п. 1, с. 284]) были объявлены в исключительном (чрезвычайном) положении, можно говорить об официальном введении в действие на территории Российской империи чрезвычайного правового режима.
Положение «О мерах к охранению...» предусматривало две разновидности правового режима исключительного положения: положение усиленной охраны и положение чрезвычайной охраны. Структура нормативного акта отражала представления о сущности исключительного правового режима и о возможностях его использования. Положение состояло из пяти отделов, объединяющих в себе 36 статей. Нормы первого отдела Положения (общие правила) передавали высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия министру внутренних дел. Министр внутренних дел мог объявлять требования, подлежащие немедленному исполнению всеми местными начальствами, и получил право на отмену распоряжений административных начальств, вплоть до распоряжений генерал-губернаторов и градоначальников (правда, для отмены указаний последних необходимо было испросить высочайшего соизволения).
Положения об усиленной охране по своему со- е держанию существенно отличались от положений Т о чрезвычайной охране. Объявить положение уси- и ленной охраны имели право министр внутренних С дел и генерал-губернатор (после утверждения реше- §§ ния министром внутренних дел). При введении уси- -ленной охраны существенно ограничивались права е и свободы граждан. Так, ограничивалась индиви- е дуальная свобода: генерал-губернаторы и губерна- б торы получили право административной высылки г «неблагонадежных» лиц. Местным начальникам к полиции, а также начальникам жандармских управ- ® лений и их помощникам предоставлялось право у делать распоряжения о предварительном задержа- и нии лиц, внушающих основательное подозрение в р совершении государственных преступлений или я в причастности к ним. Местные начальники поли- е ции, начальники жандармских управлений и их по- 3 мощники могли давать указания о производстве в В любое время обысков и выемок во всех помещени- д ях, на фабриках и заводах. Ограничивалась свобода р собраний: генерал-губернаторам, губернаторам и С градоначальникам было предоставлено право за- я прещать всякие народные, общественные и даже ^ частные собрания. Ограничение свободы торговли 3 и промыслов заключа-лось в том, что губернатор 7 приобретал право делать распоряжения о закрытии 3 торговых и промышленных заведений как на опре- 1 делённый временной период, так и на всё время 7 объявленного положения усиленной охраны.
Положение 14 августа 1881 г. предусматривало возможность введения усиленной охраны сроком на один год. По истечении годичного срока она либо прекращала свое действие, либо требовала официального продления. Жизненные реалии Российской империи конца XIX - начала XX в. свидетельствовали о неоднократном продлении положения усиленной охраны. Действуя на территории имперской России непрерывно вплоть до 1917 г., фактически оно получило характер «нормально действующего», а не исключительного средства политической профилактики [24, с. 268].
Для объявления местности в состоянии чрезвычайной охраны Положение 14 августа 1881 г. устанавливало более сложную процедуру. Министру внутренних дел необходимо было выйти с представлением в Комитет министров, который должен был выпустить по этому поводу особое положение, требующее утверждения императора. При введении в действие положения чрезвычайной охраны предполагалось сохранение в силе всех полномочий, предоставленных административной власти положением усиленной охраны и приобретением ими ещё ряда до-полнительных полномочий.
Генерал-губернаторы в местностях, объявленных в положении чрезвычайной охраны, приобретали статус главноначальствующих, что предполагало наличие у них полномочий по наложению секвестра на недвижимое и ареста на движимое имущество и доходы с него; разрешению или запрещению очередных собраний сословных, городских и земских учреждений (а в каждом отдельном случае - определению вопросов, подлежащих устранению из обсуждения данных собраний); приостановлению периодических изданий; закрытию учебных заведений на срок не более одного месяца. За нарушение изданных им постановлений главноначальствующий имел право в административном порядке подвергать лиц
^ заключению в тюрьме или крепости на три месяца, российском законодательстве был создан ряд правого подвергать аресту на тот же срок, а также денежному вых актов, составивших его нормативную основу. С? штрафу до 3 тыс. рублей. Введение исключительного положения в Российской ^ Положение чрезвычайной охраны могло дей- империи не достигло своей главной цели - не устра-ствовать в течение 6 месяцев, после чего либо пре- нило угроз безопасности государственному строю, кращало свое действие, либо, в случае необходимо- не предотвратило революционных трансформаций сти, продлевалось. политико-правовой системы. Длительное использо-
£
и и с
о Несмотря на предоставление органам государ- вание исключительного режима как средства нейтра-
св
^ ственной власти широчайших полномочий, пред- лизации экстремальной общественно-политической
рд усмотренных Положением 14 августа 1881 г., стаби- ситуации и средства политической профилактики не
лизировать социально-политическую обстановку в показало себя эффективным. Введение исключитель-
н государстве и предотвратить революции не удалось. ного (чрезвычайного) режима в современных усло-
ите
с р
е в
и
у
о
о Список литературы
Таким образом, для введения исключительного виях может быть осуществлено только с учетом уже положения как чрезвычайного правового режима в накопленного в Российской империи опыта.
1. Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных // Свод законов Российской империи, повеле-
с
г р
^ нием государя императора Николая Первого составленный. - Т. XV: Законы уголовные. - СПб.: Тип. Второго
тер отделения Собственной Е. И. Величества канцелярии, 1857. ет
2. Положение о предоставлении местным административным властям права издавать обязательные постановления : Высочайше утверждённое от 13 июля 1876 г. // Полное собрание законов Российской империи.
3 - Собр. 2 (далее - ПСЗ РИ-2). - Т. Ы. - Ч. 2. - Ст. 56203. - С. 60-62.
и 3. О временном изменении подсудности и порядка производства по некоторым преступлениям : Высо-
и
« чайше утверждённое мнение Государственного Совета от 9 мая 1878 г. // Полное собрание законов Российской
и империи. - ПСЗ РИ-2. - Т. ЫП. - Ч. 1. - Ст. 58488. - С. 335.
4. О правах общей полиции и жандармских чинов посещать все фабрики и заводы во всякое время : именной Высочайший указ от 8 августа 1878 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫП. - Ч. 2. - Ст. 58777. - С. 89.
5. О временном подчинении дел о государственных преступлениях и о некоторых преступлениях против должностных лиц ведению военного суда, установленного для военного времени : именной, данный Правительствующему Сенату Высочайший указ от 9 августа 1878 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫП. - Ч. 2. - Ст. 58778. - С. 89-90.
6. О порядке суждения военным судом, по законам военного времени, лиц, совершивших преступления, обозначенные в Именном высочайшем указе, данном Правительствующему Сенату от 9 августа сего года : именной, данный Правительствующему Сенату Высочайший указ от 9 августа 1878 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫП. -Ч. 2. - Ст. 58778. - С. 90.
7. О мерах к пресечению уклонения от прописки видов в городах: Санкт-Петербург, Москва, Киев, Харьков, Одесса и Ялта, и в Санкт-Петербургской губернии : Высочайший Указ от 18 марта 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ - Ч. I. - Ст. 59422. - С. 167-168.
8. О назначении временных генерал-губернаторов в городах Санкт-Петербург, Харьков и Одесса и о предоставлении как сим генерал-губернаторам, так и генерал-губернаторам в Москве, Киеве и Варшаве некоторых особых прав для охранения порядка и общественного спокойствия во вверенном им крае : именной, данный Правительствующему Сенату Высочайший указ от 5 апреля 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ. - Ч. 1. - Ст. 59476. - С. 298-299.
9. О порядке производства дел о лицах гражданского ведомства, предаваемых военному суду на основании Высочайших указов 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г. : Высочайший указ, данный правительствующему Сенату от 8 апреля 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ. - Ч. 1. - Ст. 59491. - С. 303-304.
10. О разъяснении порядка направления дел, подлежащих рассмотрению военного суда на основании Высочайших указов 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г. : Высочайшее повеление по всеподданнейшему докладу министра юстиции от 11 апреля 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ. - Ч. 1. - Ст. 59497. - С. 306.
11. О разъяснении порядка направления дел согласно Высочайшим указам 9 августа 1878 г. и 5 апреля 1879 г. : Высочайшее повеление по всеподданнейшему докладу министра юстиции от 27 апреля 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ. - Ч. I. - Ст. 59552. - С. 326.
12. О разъяснении порядка направления дел согласно Высочайшим повелениям 5 и 27 апреля 1879 г. : Высочайшее повеление по всеподданнейшему докладу министра юстиции от 20 июня 1879 г. // ПСЗ РИ-2. - Т. ЫУ. - Ч. 1. - Ст. 59552. - С. 518.
13. Об издании положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны : именной, данный Сенату, высочайший указ от 4 августа 1881 г. // Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 3 (далее - ПСЗ РИ-3). - Т. I. - Ст. 383. - С. 283-284.
14. Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия : Высо- е
чайше утверждённое от 14 августа 1881 г. // ПСЗ РИ-3. - Т. I. - Ст. 350. - С. 261-266. т
И
15. Об издании положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокой- К ствия и объявлении некоторых местностей Империи в состоянии усиленной охраны : именной, данный Сена- а ту, высочайший указ от 4 августа 1881 г. // ПСЗ РИ-3. - Т. I. - Ст. 383. - С. 283-284. ТТ
16. О чрезвычайном положении : федер. конст. закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) П // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 23. - Ст. 2277; 2006. - № 27. - Ч. I. - Ст. 4153. е
17. Андреевский, И. Е. Полицейское право. - Т. 1-2. - СПб., 1871-1873; 2-е изд., испр. и доп. Т. 1-2. - СПб.: у
§
3
у
Тип. В. В. Пратц, 1874-1876.
18. Аникиенко, С. А. Административно-правовой режим чрезвычайного положения, вводимого в связи с социальными конфликтами. (По материалам межнациональных конфликтов) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Анкиенко Сергей Александрович. - М., 1994. - 224 с.
19. Биюшкина, Н. И. Идеология, государство и право в охранительной политике Российского государ- р
ства во второй половине XIX в. - М.: Юрлитинформ, 2016. - 408 с. и
т
20. Биюшкина, Н. И. Политико-правовое развитие Российского государства в условиях охранительного т внутриполитического курса : дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01 / Биюшкина Надежда Иосифовна. - Н. Новго- ^ род, 2012. - 689 с. Д
21. Будницкий, О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология р (вторая половина XIX - начало XX в.). - М.: РОССПЭН, 2000. - 420 с. С
22. Власов, Д. М. Правовые и организационные основы режима чрезвычайного положения : дис. ... канд. Я юрид. наук: 12.00.14 / Власов Дмитрий Михайлович. - М., 2002. - 135 с.
23. Гаген, В. А. Учебник административного права. - Ростов-н/Д.: Тип. т-ва С. С. Сивожелезов и К°, 1916. - 234 с. (
24. Гессен, В. М. Исключительное положение. - СПб.: Юрид. кн. скл. «Право», 1908. - 410 с. )
25. Гончаров, И. В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения 0 : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Гончаров Игорь Владимирович. - М., 1998. - 208 с. 7
26. Громов, М. А. Чрезвычайные правовые режимы в системе административно-правовых режимов // Российский следователь. - 2008. - № 1. - С. 36-38.
27. Дерюжинский, В. Ф. Полицейское право : пособие для студентов. - СПб.: Сенатск. тип., 1903; 2-е изд., доп. - СПб.: Сенатск. тип., 1908; 3-е изд. - СПб.: Сенатск. тип., 1911; 4-е изд. - Пг.: Сенатск. тип., 1917.
28. Жилинский, В. В. Правовое обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных условиях : дис. ... канд. юрид. наук: 05.26.02 / Жилинский Валерий Валентинович. - М., 2007. - 168 с.
29. Иванов, И. Н. Чрезвычайное законодательство: история и современность (теоретический и историко-правовой аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Иванов Игорь Николаевич. - СПб., 2002. - 163 с.
30. Ильясов, М-С. З. Административно-правовое регулирование общественных отношений при введении чрезвычайного положения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Ильясов Маго-мет-Сали Зелимханович. - СПб., 2006. - 201 с.
31. Корж, Л. С. Конституционно-правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения и механизм его реализации : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Корж Любовь Сергеевна. - М., 2006. - 242 с.
32. Нижник, Н. С. Полицейско-правовая теория: основные этапы ста-новления в России // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) : материалы Международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 28 апреля 2016 г. / под ред. Н. С. Нижник: В 2 т. - Т. II. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - С. 228-235.
33. Нижник, Н. С. Полицейско-правовая теория об институционализации государственного управления и месте полиции в механизме государства // Современные проблемы общей теории права : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 25-летию независимости Республики Казахстан и 60-летию Алматинской академии МВД Республики Казахстан. - Алмата: Алматинская академия МВД Республики Казахстан, 2016. - С. 13-26.
34. Оржеховский, И. В. Из истории внутренней политики самодержавия в 60-70-х годах XIX века. - Горький: Горьковский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1974. - 168 с.
35. Тарасов, И. Т. Личное задержание как полицейская мера безопасности. Ч. 1-2. - Киев, 1875-1886. - 424 с.
36. Тарасов, И. Т. Очерк науки полицейского права : пособие для слушания лекций и для приготовления к экзамену. - М.: Печатня С. П. Яковлева, 1897. - 718 с.
36. Янгол, Н. Г. Исключительные правовые режимы: проблемы обеспечения свободы личности (теоретический и историко-правовой аспекты). - СПб.: Из-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 1999. - 156 с.
© Козинникова Е. Н., 2017