Т. А. Барсукова,
заведуюгцая,
О.А. Фризен,
воспитатель КГКП «Ясли-сад «Балапан» отдела образования акимата города Лисаковска, Костанайская область
нч
g Нег1зг1 свздер: ко/ц лтты мэдениет,
® оцырмандар муддесг, байланыс дагды-
§ лары, Kpeamuemi квзцарас. го
о- Ключевые слова: многонациональ-w
О ная культура, читательский интерес, g коммуникативные умения, креативный подход.
О Keywords: multinational culture, rea-C der's interest, communication skills, S creative approach. X
ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Ацдатпа
Макал ада авторлар жас окырмандарды калып-тастыру тэрбиелеу-бшм беру процесшщ бар-льщ катысушыларын жоспарлы жумыска тарту аркылы мумкш деген пЫрге келедг Кдзакстан-ньщ окырмандар тацдаулысын тэрбиелеуде ерек-ше рел тэрбиешшермен эдютемелш жумыстын заманауи турлерше, ата-аналармен интерактивт! ic-шараларга жэне тэрбиеленушшермен жур-пзшетш кызыкты жумыска бершедг
Аннотация
В статье авторы приходят к выводу что формирование юных читателей возможно при планомерной работе всех участников воспитательно-образовательного процесса. Особую роль в воспитании читательской элиты Казахстана отводят современным формам методической работы с воспитателями, интерактивным мероприятиям с родителями и занимательной деятельности с воспитанниками.
Annotation
The authors conclude that formation of young readers is possible with the systematic work of all participants of educational process. A special role in formation reading elite of Kazakhstan is given to modern forms of methodological work with educators, interactive activities with parents and entertaining activities with pupils.
В Программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства ставит перед нами новые масштабные задачи по модернизации общественного сознания в рамках реализации программы «Туган жер».
Реализация программы «Туган жер» осуществляется через базовый проект «К1тап-бшм булагы», который направлен на приобщение детей и молодежи к чтению как инструменту духовного и интеллектуального прорыва нации, способствует развитию многонациональной культуры народа Казахстана, возрастанию роли книги в жизни общества, пропаганде чтения» [1].
Для реализации этой цели коллективом КГКП
«Ясли - сад «Балапан» пос. Октябрьский, г. Лисаковск Костанайской области был разработан педагогический проект «Клтап-тар элемшде», который направлен на повышение читательской культуры дошкольников и семьи. Стратегия в рамках проекта ориентирована на внедрение в педагогическую практику современных методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге и формированию читательской грамотности и читательского интереса.
Задачи проекта:
Работа с детьми:
• Формировать у детей представление о роли книги в жизни человека.
• Познакомить детей с различными жанрами книг.
• Дать детям знания о роли библиотек.
• Развивать у детей собственный читательский опыт.
• Формировать коммуникативные умения и навыки детей.
• Развивать читательскую грамотность.
Работа с родителями:
• Обогатить запас знаний родителей о роли чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
• Повысить компетентность родителей по теме проектной недели.
• Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Работа с педагогами:
• Повышение профессиональной компетентности по реализации задач образовательной области «Коммуникация».
• Организация эффективного взаимодействия с детьми и родителями по привитию любви к книге в соответствии с основными идеями программной статьи «Рухани жангыру».
Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, определяющим уровень культуры будущего общества. По мнению исследователя Чудиновой В.П., «сегодня, когда особенностями современного развития общества
являются информатизация, развитие высоких технологий и усложнение социальной жизни, цена малограмотности и неумения читать и анализировать информацию становится особенно высокой [3,с.7]. Помочь подрастающему поколению стать грамотным и конкурентоспособным - задача педагогов детского сада. С этой целью была разработана дорожная карта по реализации проекта «Клтаптар элемшде».
Дошкольный возраст является одним из важнейших жизненных этапов человека. В этот период начинают развиваться чувства и черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной и в значительной степени определяют его жизненный путь. Природа родного края, язык народа, народные песни, сказки, пословицы, труд, традиции и быт людей - вот в чем познаётся Родина. Немаловажно вырастить ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими событиями родного края. Поэтому в участие в проекте включено родительское сообщество.
Неоспорим тот факт, что дошкольники -это слушатели, а не читатели и поэтому на нас - взрослых лежит большая ответственность - донести до детей каждое художественное произведение как вид искусства, раскрыть его замысел, национальный колорит, зарядить слушателей эмоциональным отношением к героям; их поступкам Щ и чувствам [4,с.15]. Чтение - это совмест- К ная работа ума и души. Родителям, неког- м да читать книги малышам и беседовать с 2
Он
детьми. Зачастую роль книги в семье не- м
дооценивается взрослыми и вытесняется д
просмотром интернет - программ, телепе- У
редач. Наш детский сад выбрал стратегию д"
о
оказания помощи родителям в литератур- ^ ном развитии и формировании у дошколь- щ ников читательского вкуса, отношения к щ книге как явлению культуры. В 21 веке с § развитием электронных носителей информации и технологий дети будут обучать- д ся и работать в глобальном цифровизиро- §
ни
ванном мире. В современных профессиях § потребуется креативный подход. Этому
в; К х
<с
т
о
СП
я
ш О
Л
о о м =г о 0-с ш л
X X
о к
=Г
<с
т
о
X х
может способствовать раннее знакомство с книгой как источником информации [5].
Данным проектом хотелось помочь родителям, детям найти книги, которые им помогут приобрести радость общения и сформировать навыки юного читателя.
Дорожная карта реализации проекта «Ютаптар элемшде»:
Этапы проекта:
1 этап — Предпроектный (январь 2018 года)
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Промежуточный мониторинг, анкетирование родителей «Ребенок и книга», выявление проблемы. Обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
• определить актуальные знания детей о книгах;
• вызвать интерес к решению поставленной задачи.
• Формы организации работы 1 этапа:
• планирование проектной деятельности по теме: «Клтаптар элемшде»
• опираясь на методическую литературу;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
• составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап — Этап реализации проекта: практический (февраль - май 2018 года).
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами через практическую деятельность участников проекта. Реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
• создание проблемной ситуации;
• развивать выразительность речи;
• развивать познавательные способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
• пополнить уголок книги материалами по теме проекта;
• воспитывать аккуратность при работе с книгой.
Формы организации работы 2 этапа:
• Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима).
Формы работы с детьми.
Традиционные формы работы с детьми:
• беседа: «Главный дом в городе»;
• беседа на тему «Сказочная страна игрушек»;
• конкурс чтецов «Мой Казахстан, тебя воспеть хочу»;
• игровой досуг «Сказки читаем - здоровье развиваем»;
• сказочно-спортивная эстафета «В поисках золотого ключика»;
• чтение художественной литературы: К.Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Айболит»;
• чтение стихотворений А.Барто, С. Маршака, С.Михалкова;
• сказок: Колобок», «Репка», «Куроча Ряба», «Гуси-лебеди», «Хан и Карынбай», «Красная шапочка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Золушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и лиса», «За-юшкина избушка», «Царевна-лягушка», «Маша и медведь», «Приключение Бура-тино», «Кот в сапогах» с использованием звуковых эффектов;
• просмотр мультфильма «Три поросенка» с обсуждением;
• слушание и групповое пение песен на сказочную тематику.
Инновационные формы работы с детьми:
• экскурс в библиотеку «Старейшая в системе»;
• буккроссинг «Обмен прочитанной книгой»;
2(20)/2018
ТЗ
• вечерние чтения «Почитай-ка!»;
• показ презентации «Удивительный мир сказок», «Литературная гостиная»;
• виртуальная экскурсия в типографию.
Творческая деятельность:
• изготовление шапочек к сказке «Три поросенка»;
• изготовление книжек-малышек тема: «Книжки - самоделки»;
• работы из соленого теста «Персонажи сказок».
Театрализованная деятельность:
• сказка - импровизация «Три поросенка на новый лад»;
• викторина «Путешествие по сказкам» ;
• спортивно-театрализованная игра на основе казахской народной сказки «Хан и Карынбай».
Сотрудничество с родителями:
• смартмоб «Абайские чтения»;
• экскурс в историю библиотеки «Старейшая в системе»;
• брейн - ринг «Сказкотерапия»;
• конкурс знатоков «Мама, папа, я - читающая семья»;
• составление кроссвордов «Путешествие по сказкам»;
• мастер-класс «Что за чудо эти сказки!»;
• литературная викторина «Лучший знаток»;
• родительское собрание совместно со школой «Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»;
• статья «Взгляд в будущее» в газету «Планета детства», № 24, октябрь 2017 года;
• анкетирование: «Ребенок и книга».
Информация для родителей:
• рекомендации библиотекаря для родителей: «Добрые советы»;
• изготовление книжек-малышек;
• выставка работ из соленого теста «Персонажи сказок».
Подборка детских произведений:
• К.Чуковский: «Мойдодыр», «Федо-рино горе», «Айболит»;
• стихотворения А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова;
• русские народные сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Волк и
• козлята», «Волк и лиса», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»;
• украинская народная сказка «Рукавичка», «Колосок»;
• Нанайская сказка «Айога»;
• Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»;
• Казахская народная сказка «Хан и Карынбай»; «Лиса и коза»;
• Английская сказка «Три поросенка»;
• Шарль Перро: «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»;
• А.Н. Толстой «Приключение Бурати-но»;
• Ы. Алтынсарин «Отец и сын»; «Чувство жалости сильнее боли»; «Спор животных»;
• К.Жумагалиев «Внучка-почемучка»;
• М. Турежанов «Маленький садовод»;
• С. Шаймерденов «Инет»;
• Е.Елубаев «Легенда о ласточке»;
• С. Муканов «Родная степь»;
• М. Алимбаев «Родной язык».
Дидактические игры: «Собери сказку»,
«Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Угадай-ка», «Продолжи стихот- к ворение; разрезные картинки, пазлы «Мои <с любимые сказки»; «Сложи картинку». О
Оформление выставки работ из солено- ^
РЧ
го теста «Персонажи сказок». о
Сюжетно-ролевые игры: «Ютапхана», ^
«Магазин книг», «Типография». щ
Подвижные игры: «Юрта», «Горшо- о
чек», Проползи и пронеси», «Собери уро- с
жай», «Кто быстрее», «Найди и промол- Н
чи». ^
Ремонт «заболевших» книг в книжном ^
уголке «Книжкина больница». ^
Путешествие по выставке «Книжки - § самоделки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, ® направленности.
в; S х
<с
m
о
СП
W О
¡3
о о
W
=г о
CL
с
ш ¡3
X X
о
S =Г
<с
m
о х
х s
5 этап — Рефлексивный (июнь 2018 года)
Цель: обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной деятельности - это совместная викторина с привлечением родителей и библиотекаря Вальтер Н.М. «Путешествие по сказкам».
Задачи:
• развивать творческие способности;
• развивать интерес к чтению книг;
• развивать умение анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
• развивать наблюдательность и любознательность, познавательной активности;
• воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности.
В ходе реализации проекта «Клтаптар элемшде» на данный момент были достигнуты следующие результаты.
Воспроизводят:
• Дети: называют фамилии детских писателей и поэтов, их произведения.
• Родители: содержание произведений казахских авторов.
• Педагоги: умение использовать инновационные технологии в практической деятельности.
Понимают:
• Дети: значение книги в жизни человека;
• Родители: роль семейного чтения в воспитании своего ребенка.
• Педагоги: необходимость повышения профессиональной компетентности по реализации задач образовательной области «Коммуникация».
Применяют:
• Дети: коммуникативные навыки в игровой, театрализованной деятельности;
• Родители: умение взаимодействовать с разными людьми.
• Педагоги: в педагогическом процессе методы и приемы, развивающие коммуни-
кативные навыки у детей дошкольного возраста.
Перспективы проекта:
• Создание электронной библиотеки «К1тап-б1здщ кемекипм1з»;
• Пополнение литературы для всех участников проекта «Ютаптар элемшде»;
• Систематизация работы по привитию любви к книге, к семейному чтению;
• Повышение читательской грамотности - работа с одарёнными детьми по УМК «Обучение раннему чтению детей 4-6 лет»;
• Пропаганда и распространение положительного педагогического опыта педагогов по реализации образовательной области «Коммуникация» Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения, формирование устойчивого интереса у воспитанников к художественному слову.
ЛИТЕРАТУРА
¡.Назарбаев H.A. «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознани-я»/Н.А. Назарбаев [Электронный ресурс] www. akorda.kz
2.Казахстанская карта детского чтения в аспекте формирования функциональной грамотности школьников. Методические рекомендации. Астана. - Национальная академия образования им. И. Алтынсари-на. 2013. -27 с.
3. Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность/В.П. Чудинова // Школьная библиотека. - 2003. - №8. - С.7 - 10.
4. Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала: материалы Российской научно-практической конференции /под ред.: Т.Г. Браже, Т.П. Полякова, С.М. Бородин. - СПб. АППО. -2004. -187 с.
5. Светловская H.H. Обучение чтению и законы формирования читателя /H.H. Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. -С. 11-18.