Научная статья на тему 'Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации'

Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1521
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНР / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рюмина Н. Н.

Целью статьи является распространение опыта коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР посредством игр-драматизаций. Предлагается поэтапное развитие речи детей от постановок в жанре пантомимы до театрализованных постановок с использованием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации»

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие речи детей с ОНР через

игры-драматизации"

Рюмина Н.Н. Воспитатель

Детской сад «Семицветик» ГБОУ СОШ1286

Москва, Россия rumina57@. bk. ru

Аннотация: Целью статьи является распространение опыта коррекционной работы по развитию речи детей с ОНР посредством игр-драматизаций. Предлагается поэтапное развитие речи детей от постановок в жанре пантомимы до театрализованных постановок с использованием речи.

Ключевые слова: игра-драматизация, театрализованная постановка, развитие речи.

Игра является ведущей и самой интересной деятельностью для ребенка. Поэтому необходимо использовать потенциальные возможности игры-драматизации, которые позволят повысить эффективность коррекционно-педагогической работы. Я перечитала методическую литературу по этой теме, отобрала с учетом требования "Программы..." доступные художественные произведения, аудиодиски, подготовила необходимые атрибуты и определила круг основных решаемых задач:

• познакомить детей с творчеством детских писателей;

• создать в группе творческую среду (театральный уголок с разнообразными видами театральных атрибутов и игрушек);

• разыгрывать парное взаимодействие детей в разнообразных видах детской деятельности;

• научить детей правильно вести диалог (слушать и понимать собеседника, задавать вопросы и строить ответы);

• упражнять детей в театрализации небольших сказок, стихов, наиболее выразительных и динамичных отрывков из литературных произведений, используя для этого мимику, жесты, интонацию, пантомиму;

• развивать речевой этикет в диалоге со взрослыми и детьми;

• обогащать словарь детей, развивать память, мышление, воображение, внимание;

• совершенствовать эмоциональную выразительность речи, радоваться успеху;

• воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, внимание к душевному состоянию окружающих.

Во время диагностического обследования детей было выявлено, что большинство из них не знакомы с классиками детской литературы, потому что современные родители редко

читают детям книги. Этот пробел я посчитала необходимым восполнить. В результате чтение художественной литературы стало нашим любимым занятием.

Я познакомила детей с творчеством: К.И.Чуковского, В.Г.Сутеева, А.Л.Барто, Н.Н.Носова. Проводила музыкально-литературные досуги, дидактические игры: "Я начну, а ты продолжи", "Фантазеры", "Угадай-ка", "Юморина", "Сказочный вечер". Игры в настольный театр, пальчиковый театр и куклы-бибабо помогали детям развивать диалогическую речь, раскрепощено и непосредственно общаться друг с другом (Уликова Н.А., 1994).

Однако некоторые дети все же плохо преодолевали скованность, особенно перед зрителями, поэтому в группе я периодически устраивала развлечения: "Стань звездой", "Цирк приехал", "Концерт для кукол" (Уликова Н.А., 1994, с. 42-43). От игры к игре эмоции детей оживали, каждый хотел быть участником действа, поэтому я организовывала игры так, чтобы задействованы были все дети.

Проанализировав возможности детей, я перешла к следующему этапу использования игр-драматизаций — театрализованным постановкам без использования речи.

Первой нашей театрализованной постановкой стал "Цыпленок" К.И.Чуковского, где главным выразительным средством являлись: действие, жесты, мимика. Словесную роль автора исполнял воспитатель, или ребенок с развитой речью.

После успеха первого спектакля я перешла на более сложный уровень театрализованной постановки и познакомила детей со сказкой В.Сутеева "Под грибом". В ней в игру детей уже вводились короткие фразы, с которыми они успешно и с большим желанием справлялись. В этой постановке дети научились различать и передавать голосом интонации, характеры сказочных героев.

Очень ценным явилось то, что увлеченность детей репетициями была поддержана родителями, которые помогали готовить атрибуты, костюмы, пригласительные билеты (Мигунова Е.В., 2006).

Еще одним положительным элементом репетиционного периода стало создание в группе творческой атмосферы, которая помогала детям быть более дружелюбными, ощущать себя единой семьей, любить свой детский сад.

Но все же не все дети сумели выразительно и артистично передать особенности предложенных образов, поэтому я провела цикл занятий по знакомству с устным народным творчеством, которое помогает эмоциональному развитию ребенка. Дети с удовольствием проникались духом потешек, пословиц, поговорок, закличек. Для их обыгрывания мы тоже готовили атрибуты, такие как: тележка, расписанная русским узором; лошадка на основе хоккейной клюшки; солнышко; дождик. Кроме того, разыгрывались хороводные игры с пением.

Репетиции с потешками нравились детям. Я же использовала эту деятельность как своеобразную школу мастерства. Но для того, чтобы театрализованная игра приносила настоящее удовольствие от сыгранной роли, детей необходимо было научить жить в образе, перевоплощаться в героя, поэтому я стала использовать настольный театр со сказками: "Три поросенка", "Заюшкина избушка", и др. Выразительное пересказывание, проговаривание реплик с разной интонацией помогало детям в развитии и совершенствовании монологов и

диалогов, развивало их творческие способности.

Следующую нашу театрализованную работу мы расширили до организации театрализованного досуга "Словом душа растет", на который пригласили детей из младших групп и родителей. В первом действии мы театрализовано обыгрывали потешки такие как: "чи-ки-чики чикалочки, едет Ваня на палочке...", "пошел коток на торжок ...", "солнышко покажись ..." и другие. А во втором действии, показали зрителям русскую народную сказку "Волк и семеро козлят".

В процессе целенаправленной работы с детьми мы многого добились. Театрализованная игра стала такой же необходимой, как и сюжетно-ролевая игра (Артемова Л.В., 1991, с. 13). Благодаря систематическому использованию игры-драматизации у детей обогатился словарный запас, улучшилась звуковая сторона речи. Они стали меньше допускать грамматических ошибок, и использовать в речи разные типы предложений.

Дети начали самостоятельно подробно и интересно описывать действия и состояние персонажей, более выразительно читать стихи.

Положительные результаты проведенной работы были подтверждены диагностикой детей в конце года. Стало видно, что уровень развития речи детей повысился.

Библиография

1. Артемова Л.В. 1991. Театрализованные игры дошкольников. М.

2. Мигунова Е.В. 2006. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебно-методическое пособие". М.

3. Уликова Н.А. 1994. Словом душа растет. IV часть. СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.