Научная статья на тему 'Проект детского литературного журнала «Филиппок»'

Проект детского литературного журнала «Филиппок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
822
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект детского литературного журнала «Филиппок»»

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

Маюрова С. И.

ДОУ «Колобок» г.Новый Уренгой

Проект детского литературного журнала «Филиппок»

Детская литература играет огромную роль в становлении дошкольника как личности. И на каждом возрастном этапе имеет свое особое значение. Народные песенки, потешки, пословицы, загадки погружают малыша в уютный светлый мир и способны оказать поистине врачующее воздействие на его душу. Ребенка постарше книга вводит в мир человеческих отношений - в мир с поражениями, удачами и победами его героев.

Все в жизни человека начинается с детства. В периодической печати последних лет можно встретить множество статей, концентрирующих внимание на развитии ребенка младшего дошкольного возраста. Как решить проблему приобщения ребенка к чтению на самых ранних этапах его жизни? Читая, анализируя, размышляя об этом, понимаешь однозначно, что каждый малыш, появившийся в нашем уникальном мире - потенциальный читатель. Но станет он им или нет, в значительной мере зависит от нас -взрослых.

Настоящими читателями становятся лишь те, кто полюбил книгу в раннем возрасте. Существует мнение отдельных психологов, что привить любовь к книге и общению с ней можно только до 7 лет. Позднее это сделать будет очень трудно. Чем раньше начнется решение основной задачи по формированию ребенка - читателя, тем больше возможности - добиться желаемого, а успех могут обеспечить только плечи родителей и воспитателей детского сада.

Можно еще в дошкольном возрасте пробудить в ребенке читателя, не обучив его ни единой букве. Суть в том, что малыш может с раннего возраста полюбить книгу, испытывать удовольствие от читаемой ему сказки, и понять невозможность существования без нее.

Можно тратить время и силы на освоение процедуры чтения, но не только не привить любовь к книге, а получить прямо противоположный эффект. В стремлении научить ребенка читать, взрослые не учитывают факта «предельных возможностей» возраста. Малыш настолько устает от постоянных упражнений в технике чтения, что начинает ненавидеть и «маму, моющую раму», и «Репку», и все книги, которые ему предстоит еще прочесть. Что важнее, освоить технику или развить чувство и сформировать необходимые качества будущего читателя? У малыша должен доминировать восторг, удивление, восхищение, интерес, что впоследствии перерастет в уважение, понимание, любовь к источнику его положительных эмоций - книге. Позже придет и осознание ее роли в человеческой жизни. Воспитатель всегда должен помнить - ребенок индивидуален, уникален, его первостепенная задача - не навредить...

Основы формирования грамотного читателя закладываются в период раннего детства (до 7 лет). В школе, в первом классе, должен появиться чи-

татель: не обязательно читающий, но обязательно -читатель! По мнению доцента кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания одного из ВУЗов страны З. Гриценко - читатель - это человек, связавший свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающий ее смысл и значение.

Интерес к содержанию книги - основной фактор отношения ребенка к ней и критерий оценки ее значимости в его жизни. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к миру книги (как способу деятельности, который может доставить огромное удовольствие и много ценного даст его душе). Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит и эффективности. Книгой пользуются. С книгой работают. Из книги черпают сведения. По ней учатся. Но не читают - если принять за чтение особого рода эмоционально-творческую жизнь, обогащающую личность. Не будет интереса -не будет и тяги к чтению, какие бы усилия воспитатели, родители не затратили. Мы, взрослые, должны увлекать детей новизной и многообразием подходов к самому феномену, называемому «Чтением».

Не секрет, что формирование читателя начинается в семье. Родители - главные люди малыша, они -первый источник его знаний о мире, в том числе и о книге. Мало шансов вырастить читателя в семье, где предпочтение отдано просматриванию телепередач. В этом случае формируется созерцатель, чаще без всякого отбора содержания для просмотра, без последующего осмысления, без акцентов на ценности или их отсутствие. Это формирование привычки, насколько полезной, сказать трудно.

Для семьи одна из типичных ситуаций: малыш только недавно научился говорить, у него уже есть несколько любимых стихов и сказок (которые, кстати, читали в доме), он просит прочитать ему их вновь и вновь. Его постоянные просьбы надоедают родителям:

- Да я тебе эту сказку вчера три раза читала, -досадует мама. - Видишь, я шью!?. Иди к бабушке, пусть она тебе почитает.

- Нечего его ко мне посылать, - выглядывает из кухни бабушка. - У меня обед на плите, пусть отец ему почитает.

У отца тут же находятся какие-то неотложные дела, и он уходит. Обескураженный малыш стоит, прижав к себе книжку.

- Ну ладно, иди, я тебе почитаю, - сжалилась над ним бабушка.

Читает она торопливо, скучным голосом, от которого сразу тускнеют краски любимой сказки. То и дело бабушка прерывает чтение, чтобы помешать

32

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

что-то на плите. Ожидаемого удовольствия малыш не получает. Вместо него - недоумение - почему мама, папа и бабушка не хотят ему почитать? Раз-другой, наткнувшись на досаду и раздражение родителей, ребёнок вообще перестаёт просить их почитать. И гаснет в его душе та первая искорка любви к книгам. А любовь к книге - один из величайших даров, какой родители могут дать ребенку. Не всегда родители специально прививают любовь к чтению у своих детей. Можно привести пример:

«Ребенок растет рядом с читающей мамой, которая работает в детском саду, занимается делами по дому, смотрит телепередачи о путешествиях и животных и читает. Всегда в одном и том же кресле, под той же лампой, с толстой библиотечной книгой на коленях. Мама не учит дочь читать. она просто берет ее с собой, когда идет в библиотеку, позволяет ей смотреть и листать свои книги, если хочется. И с самых ранних лет ребенку тоже хочется читать». Это один из способов включиться в деятельность взрослого на основе собственного выбора, который пробуждает интерес к человеческой мысли, оставленной в книгах Великими мыслителями, писателями детской сказки, поэтами... Родители, как и дети, нуждаются в помощи, если они не педагогические работники, которую ему может оказать вдумчивый и заботливый воспитатель детского сада. Его задача заключается в том, чтобы помочь родителям найти нужную информацию о способах и методах, которые помогут в определении «круга чтения» малыша, и поспособствуют формированию читательского интереса в детской душе, который даст ростки здорового интереса к книге в будущем.

Размышление над проблемой формирования маленького читателя и привело к разработке комплексного проекта: «Выращивание читателя - дошкольника на основе создания детского литературного журнала «Филиппок», ориентированного на развитие читательского вкуса ребенка и пробуждение любви к слову, мысли, книге, к творческому познанию мира через общение с ней. одна из форм этого направления деятельности - создание редакции детского литературного журнала. Это комплексный проект. он не является научно - исследовательским, а скорее его тип: познавательно - творческий. Конечный

результат определяет цель проекта: развитие читательской культуры малышей и всех сопутствующих ее компонентов (ощущение, восприятие, воображение, осмысление, художественный вкус, мотивации детей, принятие разнообразия литературных жанров и т. д.) на основе организации деятельности по созданию детского литературного журнала.

Цель определяет и содержание задач проекта:

- расширение представлений дошкольников о многообразии жанров детских литературных произведений: детских журналов (историй их появления); детских художественных книг, сказок и сказаний, былин, мифов, стихов и др.;

- приобщение детей к слушанию художественных произведений: рассказов, притчей, легенд, и многообразия сказок народов мира;

- развитие поисковых способностей, умений и навыков отбора нужного содержания в процессе познавательной и творческой активности, проявление любознательности и других качеств юного журналиста;

- приобщение к практико - ориентированной, коллективной деятельности по созданию своего детского журнала;

- формирование коммуникативных умений в процессе коллективного сотворчества;

- развитие речевой компетенции малышей в процессе презентации (защиты) своего журнала;

- научение ребенка принимать высказывания сверстников, взрослых, специалистов о качестве выполненной работы и перспективах ее улучшения (сотрудничать конструктивно).

В реализации проекта могут участвовать: дошкольники, родители и специалисты, имеющие отношение к данному виду деятельности. Проект разрабатывается в течение года. Журнал создается поэтапно. Этапы ориентировочно определены в таблице, которая предложена ниже. Эти этапы реализуются в процессе проведения занятий с малышами:

Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей

1 этап - формулирование проблемы; - ввод участников в игровую ситуацию; - определение задач, которые надо решить. - осмысливание сути проблемы; - вживание в сюжетно -игровую ситуацию; - принятие задач проекта.

2 этап - популяризация нужной информации; - помощь в планировании деятельности; - оказание практической помощи всем участникам процесса - классификация информацию; - объединение по подгруппам; - распределение обязанностей.

3 этап - организация деятельности детей в подгруппах по выполнению ра- - работают над созданием заданного продукта деятельности;

4 этап боты. - оказание помощи в подготовке и представлении продукта деятельности. - подготовка продукта к защите; - защита продукта деятельности.

Реализация такого рода деятельности по разработке проекта в столь раннем возрасте требует высокого уровня подготовки воспитателя и соответствующей,

33

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

детально продуманной, материально - технической оснащенности процесса разработки проекта:

- Наличие подшивки детских газет, номеров городской газеты, комплекса детских журналов.

- отбор инструментария для художественнотворческой деятельности детей: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, степлер, скотч, ножницы, бумага разная по фактуре и цвету, трафареты.

- оснащение атрибутами для организации ролевой игры и самостоятельной работы детей: ихигровой импровизации.

- Набор иллюстративного материала по разным темам: картинки, фотографии, открытки, календари; наклейки и т. д.;

- Разработанная модель трудового процесса (по логическим шагам) изготовления журнала.

- Наличие стенда с карточками для ролевого выбора, чтобы каждый ребенок мог сам определить свою «должность» в будущем журнале: кем он будет (художником, журналистом, писателем, фотокорреспондентом).

- Создание библиотеки и фонотеки в группе.

- Правила организации их работы.

Очень важна роль участия специалистов детского образовательного учреждения в разработке проекта. Например, участие специалиста- воспитателя по изобразительному искусству определяет целый арсенал его осмысленных целенаправленных действий:

- проведение занятий в изостудии;

- подготовка рекомендаций по оформлению и содержанию предметно - развивающей среды;

- оказание методической помощи в изготовлении пособий, дидактических игр;

- проведение практикумов с родителями «Учите детей рисовать сказку, играя».

Очень важную роль, неоценимую по затратам сил и энергии, выполняет музыкальный руководитель:

- проводит музыкальные занятия, литературные праздники и развлечения с детьми;

- оказывает методическую помощь в подборе и изготовлении музыкально дидактических игр;

- осуществляет музыкальное оформление к театрализованным постановкам.

Огромную поддержку оказывают и родители в реализации проекта:

- помощь в оборудовании и оформлении редакции;

- принимают участие в организации экскурсий в типографию, редакцию, библиотеку;

- участвуют в конкурсах, выставках ( тематика различна);

- участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов для театрализованной деятельности;

- принимают участие в ролевых театрализованных представлениях;

- организовывают встречи с интересными людьми;

- пополняют библиотеку в группе детской художественной литературой;

- оказывают помощь в создании фонотеки и видеотеки в группе;

- участвуют в подготовке и проведении праздников.

В процессе работы над проектом непременно имеет место и взаимодействие с социальной внешней средой:

- Экскурсии: в редакцию городской газеты «Красный Север», типографию, библиотеку, краеведческий музей, посещение выставки, организованной школой искусств.

- Встречи с интересными людьми: с корреспондентом журнала «Новый Уренгой», редактором газеты «Красный Север».

- Участие в передачах проводимых радио «Сигма»: «Сказка, сочиненная детьми», «Сказка под подушку».

Проект можно рассматривать как дополнение к любым, развивающим, комплексным и локальным программам литературного образования детей. Важно, что проект способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка. В проекте могут участвовать дети старшего дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем шире объем работы, который, как и формы отбора материала, становится более разнообразными.

Первостепенная задача реализации проекта -сформировать ребенка хорошим читателем. «Качества такого читателя» определяет интеллектуальный уровень его развития, в соответствии с его возрастной нормой. Это непременно - широкие познавательные интересы; образная речь. А, кроме этого, проявление выразительной, эмоционально - чувственной сущности ребенка. Уже обозначенные ценностные ориентиры; хороший уровень самоорганизации, появление уверенности в своих силах, проявление творческих возможностей; развитие психических свойств: памяти, внимания, воображения. Естественно, что дошкольнику все эти качества развиты и одновременно -быть не могут. Но дошкольное детство - это период, когда закладываются основы самого высокого и значимого среди читательских типов для будущего ребенка.

Приобщая своих подопечных к детской литературе и детскому чтению, необходимо не только воспитывать и развивать самих детей, но еще и убеждать, информационно поддерживать и включать родителей в реализацию идей, заложенных в этом проекте.

34

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Механизм создания журнала включает следующие компоненты:

1. Выбор темы (дошкольники выбирают соответствующую карточку в «папке поиска»).

2. Постановка задачи. Создание газеты, распределение ролей в игре между малышами - разработчиками журналистского проекта (воспитатель - главный редактор газеты, журналист, писатель, фотокорреспондент, художник) для сотрудничества в малой группе.

3. Реализуемые виды деятельности в процессе разработки проекта создания детского журнала:

- «Главный редактор» (воспитатель) обсуждает со своими «сотрудниками» тему выпуска, и даёт им задания.

- «Журналисты» собирают информацию по заданной теме.

- «Писатели» сочиняют согласно жанру сказку или рассказ.

- «Художники» должны подобрать необходимые для зарисовки материалы (лист ватмана, карандаши, краски, фломастеры, трафареты).

- «Фотокорреспонденты» должны сделать «фотографии» (выбрать иллюстрации, картинки) и т. д.

- Дети предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели

из «папки поиска» («подумать самому», «спросить у взрослого человека», «обратиться к книге», «обратиться к компьютеру», «понаблюдать за сверстниками»).

4. Оформление материала: все «сотрудники редакции» рассматривают, систематизируют, обсуждают собранную информацию.

Выявляют, что нового, интересного узнали, определяют содержание и согласовывают его с темой поиска, продумывают, что следует поместить в журнал, формируют свой журнал..

«Художники» делают зарисовки по теме, соответствующие надписи; «Фотокорреспонденты « размещают и наклеивают иллюстрации

5. Защита журнала: выступление детей с сообщением по теме журнала.

Результаты реализации такой деятельности с малышами способствуют формированию полезных навыков организатора в раннем возрасте, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с информацией, учат согласовывать отобранное содержание с темой раскрываемого содержания, формируют художественный вкус, работать в команде, развивают речь малышей и много других полезных качеств на основе активной деятельности. Но главное - развивается способность работать творчески.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.