litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody»// Rossiiskaya gazeta. № 75. 08.04.2011.
2. Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 26.07.1966 № 5364-VI (red. ot 22.09.1983) «Ob administrativnom nadzore organov vnutrennikh del za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // Vedomosti VS SSSR. № 30. 27.07.1966. St. 597.
3. Prikaz MVD Rossii ot 08.07.2011 № 818 (red. ot 25.06.2014) «O poryadke osushchestvleniya administrativ-nogo nadzora za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» // Rossiiskaya gazeta. № 189. 26.08.2011.
4. Prikaz MVD Rossii ot 31.11.2012 № 1166 «Voprosy organizatsii deyatel'nosti uchastkovykh upolnomochennykh politsii»// Rossiiskaya gazeta. № 65. 27.03.2013. St. 66.1.
5. Barshchevskii M.Yu. Poruchis' za uchastkovogo // Rossiiskaya gazeta. № 28. 11.02.2013.
6. Vanyushin Ya.L., Galkin V.A., Filatova A.V. Kommentarii k Federal'nomu zakonu ot 06.04.2011 № 64-FZ «Ob administrativnom nadzore za litsami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody» (postateinyi) / Pod red. S.A. Denisova.
7. Gorshenkov G.N., Kostyrya E.A., Lukichev O.V i dr. Kriminologiya i profilaktika prestuplenii: Uchebnoe posobie: Kurs lektsii / Pod obshch. red. V.P. Sal'nikova. Sankt-Peterburgskii universitet MVD Rossii, Akademiya prava, ekonomiki i bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. SPb.: Fond «Universitet», 2001.
8. Rasshirennoe zasedanie kollegii MVD Rossii ot 04.03.2015.
УДК 33 ББК 65.9(2)-98
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
ЛАДА ЯРОСЛАВОВНА СМИРНОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры философских и экономических дисциплин Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассмотрены основные проблемы, затрудняющие предупреждение и расследование компьютерных преступлений в России; направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в сфере «высоких» технологий. Предложены законодательные, организационные и программно-технические меры по обеспечению органами внутренних дел экономической безопасности в сфере электронной коммерции.
Ключевые слова: экономическая безопасность, электронная коммерция, компьютерная преступность, электронный бизнес, правоохранительные органы, органы внутренних дел.
Annotation. Discussed the key problems hampering prevention and investigation of computer-related crimes in Russia; examines the main trends of enhancing legislative and law enforcement practices in high-tech sphere; suggests legislative, organizational and technical measures to ensure economic security in e-commerce sphere.
Keywords: economic security, e-commerce, computer-related crime, e-business, law enforcement authorities, internal affairs agencies.
Несмотря на продолжительное исследование проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности электронной коммерции, ситуация, сложившаяся в этой области, все еще требует глубокого и тщательного анализа с целью создания эффективной системы противодействия преступности.
Компьютерная преступность стала реальной и серьезной угрозой экономике Российской Федерации. В последние годы количество преступлений в сфере компьютерных технологий неуклонно растет, увеличивается их удельный вес по размерам похищаемых сумм и другим видам ущерба. О масштабах и динамике компьютерных правонарушений наглядно свидетельствуют следующие данные, полученные путем анализа и обобщения статистической информации, предоставленной ГИЦ МВД России:
1) за последние 10 лет количество таких преступлений возросло в 22,3 раза и продолжает увеличиваться в среднем в 3,5 раза ежегодно;
2) ежегодный размер материального ущерба от рассматриваемых преступных посягательств составляет 613,7 млн руб.;
3) средний ущерб, причиняемый потерпевшему от 1 компьютерного преступления, равен 1,7 млн руб.;
4) с определенной долей успеха расследуется лишь около 49% преступлений;
5) обвинительные приговоры выносятся лишь в 25,5% случаев от общего числа возбужденных уголовных дел;
6) средний показатель количества уголовных дел, по которым производство приостановлено, составляет 43,5% и ярко отражает низкую степень профессионализма сотрудников правоохранительных органов в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению указанных преступных посягательств.
Это можно объяснить тем, что быстрое развитие информационных технологий и компьютерных систем, а также мировой компьютерной сети как неотъемлемой составляющей международной банковской и финансовой деятельности создало возможность облегчения совершения экономических преступлений внутри страны и на международном уровне. Очевидно, что правонарушения (в том числе преступления) с использованием компьютерных технологий как новая форма антиобщественного поведения представляет собой угрозу безопасности и нормальному функционированию российского общества [9].
Как показывает анализ существующей практики, совершенствование организационной структуры и приведение ее в соответствие с новыми актуальными направлениями является одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по борьбе с преступностью, в том числе и в сфере электронной коммерции.
Не последнюю роль в обеспечении экономической безопасности в сфере электронной коммерции играют меры по укреплению ресурсного обеспечения
деятельности подразделений органов внутренних дел и, в первую очередь, меры по улучшению правового обеспечения самой правоохранительной деятельности, так как правообеспечивающий механизм в период реформирования, как правило, значительно отстает от правоприменительной практики.
К правовым мерам, направленным на обеспечение экономической безопасности в сфере электронной коммерции, относят разработку и принятие законов, направленных на:
• ликвидацию пробелов в законодательстве, регулирующем электронную коммерцию;
• разработку системы санкций за нарушение такого законодательства.
К этому следует добавить высокий уровень ла-тентности (по оценкам специалистов он достигает 90%) [10], сложность установления самого события преступления, правильность его квалификации, значительные затруднения при проведении следственных действий по обнаружению, изъятию, фиксации и исследованию компьютерной информации, а также нередкое отсутствие у сотрудников правоохранительных органов опыта расследования таких преступлений.
Помимо этого, осложняет борьбу с компьютерными преступлениями наличие стереотипа безнаказанности, сложившегося в нашей стране, так как практически случаи возбуждения уголовных дел за компьютерные преступления носят единичный характер. Создается мнение, что преступник может совершать преступления и быть уверенным в своей безнаказанности, доводя технику противоправных посягательств до профессионализма [6, с. 137-139].
С учетом указанного представляется, что основные направления совершенствования законодательной и правоприменительной практики в сфере «высоких» технологий должны быть следующие:
• необходимо устранить имеющиеся на данный момент противоречия в многочисленных законодательных актах, определяющих специфические особенности компьютерной информации;
• следует уделить внимание разработке и изданию рекомендаций по расследованию основных видов преступлений в сфере высоких технологий; кроме этого, необходимо учитывать, что возможно появление таких специфических форм компьютерных правонарушений, к которым не применимы составы преступлений, предусмотренные вышеуказанными статьями;
• целесообразно совершенствовать специализированную экспертную систему в структуре органов внутренних дел и составить соответствующие методики по производству экспертиз компьютерной техники;
• важно определить объем часов для изучения и количество тем по вопросам компьютерной преступности в рамках курсов уголовного права, криминалистики, криминологии и информатики с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения высшего юридического образования; привлекать преподавателей
соответствующей квалифкации для проведения лекций, семинаров и практических учебных занятий; курсанты (слушатели и студенты) могут готовить доклады, выступления в научных кружках и т.п.;
• необходимо продолжать организовывать и проводить научно-практические конференции как во внутригосударственных, так и в межгосударственных рамках, что, несомненно, окажет положительное влияние на техническое и информационное сотрудничество, обмен опытом, привлечение иностранных специалистов для разработки совместных проектов противодействия преступлениям в сфере компьютерной информации и технологий;
• несомненно, следует повысить оснащенность правоохранительных органов новейшими средствами компьютерной техники, расширить систему коммуникационных сетей для межрегионального взаимодействия между правоохранительными органами при расследовании как компьютерных, так и иных видов преступлений;
• целесообразно обратить внимание на формирование правосознания у населения, довести до широких масс через средства массовой информации основные принципы функционирования политики информационной безопасности, что во многом будет играть предупреждающую роль, которая, на наш взгляд, наиболее важна ввиду высокой латентности компьютерных преступлений [6, с. 137-139].
Как и любой вид деятельности, координация противодействия экономической преступности нуждается в организации, которая должна в себя включать:
• криминологическое прогнозирование развития криминогенных ситуаций в сфере электронной коммерции на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный период;
• формулирование целей, задач и планирование деятельности по ее стабилизации;
• правовое обеспечение этой деятельности;
• ее информационное обеспечение;
• непосредственное организационное обеспечение с точки зрения реализации запланированных мероприятий, направленных на достижение поставленных задач;
• ресурсное обеспечение нормального функционирования субъектов системы противодействия экономической преступности в сфере электронной коммерции.
Проблема информационной и, как следствие, экономической безопасности в сфере электронной коммерции, особенно для органов внутренних дел, на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Борьба с компьютерной преступностью - одна из самых важных задач правоохранительных органов на фоне колоссального развития информационных систем, локальных и глобальных сетей [7, с. 102], причем данная проблема носит комплексный характер, а для ее решения необходимо сочетание законодательных, организационных и программно-технических мер.
В частности, следует отметить проблему недоста-
точности на сегодняшний день высококвалифицированных кадровых ресурсов в ОВД. Указанная проблема, по мнению некоторых авторов, может быть решена в том числе следующими способами [7, с. 103-104]:
• дальнейшей разработкой специальных курсов по первоначальной и профессиональной подготовке работы на персональных компьютерах;
• улучшением финансирования организаций и учреждений, входящих в состав МВД России, для закупки хорошего оборудования и современного программного обеспечения, так как материальная база МВД России в области информационной безопасности на данный момент находится на недостаточном уровне;
• постановкой вопроса о совершенствовании процесса подготовки сотрудников ОВД, специализирующихся на работе в области информационной безопасности; введением с этой целью дифференциальной системы обучения, так как серьезная подготовка в области информационной безопасности не может быть получена в рамках традиционной высшей школы МВД России;
• созданием благоприятных условий для принятия на работу в ОВД высококвалифицированных специалистов, работающих в указанной области.
Помимо указанного, по нашему мнению, важно обеспечить должное взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, решающими смежные задачи в области обеспечения безопасности электронной коммерции. Такое взаимодействие обусловлено единой конечной целью, хотя фактически прокуратура, полиция, суды являются административно независимыми друг от друга органами. Так, например, плохая оперативная работа органов полиции затрудняет раскрытие преступления и производство расследования, недостатки предварительного следствия и прокурорского надзора приводят к длительным срокам следствия, возвращению дел на дополнительное расследование, судебным ошибкам и т.д. [8].
Основой такого взаимодействия и координации могли бы послужить компьютерные технологии. Здесь на первый план выходит задача построения структуры автоматизированной базы информации о преступности, определения механизма и способов обмена такой информацией. Получение любых сведений о преступной деятельности требует определенных тактических усилий и организационных форм: действий негласных сотрудников, оперативно-поисковых групп, оперативных контактов с гражданами и т.п. По сравнению со сведениями о преступлениях в сфере высоких технологий, данные о традиционных преступлениях (кражи, вывоз похищенных материальных ценностей, владение оружием и т.п.) как бы лежат на поверхности: их можно визуально фиксировать, видеть предметы. Сведения о преступлениях в области информационных технологий довольно часто можно получить лишь посредством изучения отношений, т.е. глубинных явлений, часто никак не фиксируемых визуально, и по
материальным следам. Поэтому эффективное использование компьютерной техники в сочетании с новейшими тактическими приемами оперативно-разыскной деятельности становится особенно актуальным при расследовании преступлений в сфере высоких технологий [8].
Как нам представляется, решение некоторых из указанных задач возможно в ближайшем будущем. Сегодня, когда технологии совершенствуются с каждым днем, а следовательно, изменяются и способы совершения преступлений, как никогда важно правоохранительным органам, в том числе и органам внутренних дел, идти в ногу с развитием телекоммуникационных систем, совершенствовать деятельность в рассматриваемой сфере, чтобы иметь возможность предотвратить любые угрозы информационной безопасности государства, общества, предприятий и граждан, а также стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый противоправными действиями, был минимален. Как показывает практика, Министерство внутренних дел имеет значительный потенциал для борьбы с преступлениями в сфере электронной коммерции, успешно функционируют подразделения, ответственные за борьбу с преступлениями в данной сфере, однако до сих пор не решен ряд проблем, среди которых можно отметить проблемы правового обеспечения, квалифицированных кадровых ресурсов и обеспеченности материально-техническими средствами нового поколения. До тех пор пока технологии, стоящие на вооружении органов внутренних дел, будут отставать по своим характеристикам и возможностям от тех, которые используют правонарушители, пока техническая подготовка преступников будет выше, пока пробелы в законе будут предоставлять им возможности для ухода от ответственности, не может быть и речи о серьезном противодействии преступлениям и защите национальной информационной и экономической безопасности.
Серьезным препятствием на пути противодействия экономической преступности в данной сфере является то, что квалификация сотрудников правоохранительной системы в сфере компьютерной безопасности сегодня оставляет желать лучшего. Это значит, что преступники пока что на шаг впереди тех, кто за ними охотится. Об этом свидетельствует статистика, ведь за подобные правонарушения в России осуждают крайне редко.
Кроме того, есть и еще один значимый фактор -большинство сложностей, связанных с поимкой и идентификацией преступников, возникают из-за того, что в Интернет-пространстве нет границ. Злоумышленники всегда этим пользуются. Это позволяет им совершать преступления в стране, в которой они физически не находятся. Найти их, идентифицировать и поймать крайне сложно.
Таким образом, проблема совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями в области электронной коммерции имеет ряд аспектов. Исследования, проведенные
в России и за рубежом, указывают на однозначный и прогрессирующий рост преступлений в сфере электронного бизнеса в частности и высоких технологий вообще. В настоящее время существует ряд факторов, сдерживающих эффективную работу органов внутренних дел, среди которых, по нашему мнению, главнми являются следующие: недостаточность правовой обеспеченности деятельности ОВД по борьбе с преступлениями в рассматриваемой сфере, недостаточность материально-технической обеспеченности и квалифицированного кадрового потенциала.
Учитывая вышесказанное, основными направлениями совершенствования деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности в области электронной коммерции России должны быть:
• организация комплексного планирования деятельности служб и подразделений на основе мониторинга криминальных процессов, происходящих в экономике, научного прогнозирования развитии событий, различного рода исследований;
• организация взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел по противодействию экономической преступности;
• укрепление ресурсного обеспечения деятельности органов внутренних дел (в первую очередь правового, информационного и материально-технического);
• внедрение в повседневную деятельность органов внутренних дел передовых форм и методов противодействия преступлений в экономической сфере.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 14 февраля 2015 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. I от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 22 октября 2014 г.) и ч. II от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (посл. ред. от 31 декабря 2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 января 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16 февраля 2015 г.).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (посл. ред. от 3 февраля 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 15 февраля 2015 г.).
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (посл. ред. от 3 февраля 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16 февраля 2015 г.).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (посл. ред. от 3 февраля 2015 г.) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 16 февраля 2015 г.).
6. Егорышев А.С. Безопасность компьютерной информации в XXI веке // Общество, государство и право
России на пороге XXI века: теория, история: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. проф. К.Б. Толкачева, проф. А.Г. Хабибулина. Уфа: УЮИ МВД России, 2000.
7. Егорышев А.С. Проблема информационной безопасности в деятельности органов внутренних дел // Социальное реформирование в Российской Федерации и Республике Башкортостан и проблемы теневой экономики и национальной безопасности: Материалы Российской научной конференции. М.; Уфа, 1997.
8. Келехсаев Б.Д. О необходимости взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с компьютерной преступностью. - Режим доступа: http://svarkhipov. narod.ru (дата обращения: 14 февраля 2015 г.).
9. Компьютерные преступления и их предупреждение. Режим доступа: http://ipweb.ru (дата обращения: 14 февраля 2015 г.).
10. Методика расследования компьютерных преступлений. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 16 февраля 2015 г.).
11. Самойлов А.М. Электронная коммерция в системе современного бизнеса: Дисс. ... канд. экон. наук. М., 2004.
12. Самойлов А.М. Электронная коммерция в системе современного бизнеса: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2004.
13. Соловьев И.Н. Выявление налоговых правонарушений и преступлений в сфере производства и реализации фальсифицированной продукции // Налоговый вестник. Режим доступа: http://www.nalvest.ru/ (дата обращения: 16 февраля 2015 г.).
14. Способы совершения компьютерных преступлений и их предупреждение. Режим доступа: http:// право-законъ.рф (дата обращения: 10 февраля 2015 г.).
15. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 14.02.2015).
2. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chas-ti pervaya ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 22.10.2014) i vtoraya ot 26.01.1996 № 14-FZ (posl. red. ot 31.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 22.01.2015) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 16.02.2015).
3. Ugolovnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 13 iyun-ya 1996 g. № 63-FZ (posl. red. ot 03.02.2015) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 15.02.2015).
4. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 18 dekabrya 2001 g. № 174-FZ (posl. red. ot 03.02.2015) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 16.02.2015).
5. Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh ot 30.12.2001 g. № 195-FZ (posl. red. ot 03.02.2015) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya: 16.02.2015).
6. Egoryshev A.S. Bezopasnost' komp'yuternoi infor-matsii v XXI veke // Obshchestvo, gosudarstvo i pravo Rossii na poroge XXI veka: teoriya, istoriya: Mezhvu-zovskii sbornik nauchnykh trudov / Pod red. prof. K.B. Tolkacheva, prof. A.G. Khabibulina. Ufa: UYul MVD Rossii, 2000.
7. Egoryshev A.S. Problema informatsionnoi bezopas-nosti v deyatel'nosti organov vnutrennikh del // Sotsial'noe reformirovanie v Rossiiskoi Federatsii i Respublike Bashkortostan i problemy tenevoi ekonomiki i natsional'noi bezopasnosti: Materialy Rossiiskoi nauchnoi konferentsii. Moskva; Ufa, 1997.
8. Kelekhsaev B.D. O neobkhodimosti vzaimodeistvi-ya pravookhranitel'nykh organov v bor'be s komp'yuternoi prestupnost'yu. Rezhim dostupa: http://svarkhipov.narod. ru (data obrashcheniya: 14.02.2015).
9. Komp'yuternye prestupleniya i ikh preduprezhde-nie. Rezhim dostupa: http://ipweb.ru (data obrashcheniya: 14.02.2015).
10. Metodika rassledovaniya komp'yuternykh prestu-plenii. Rezhim dostupa: http://www.bibliofond.ru (data obrashcheniya: 16.02.2015).
11. Samoilov A.MElektronnaya kommertsiya v sisteme sovremennogo biznesa: Diss. ... kand. ekon. nauk. M., 2004.
12. Samoilov A.MElektronnaya kommertsiya v sisteme sovremennogo biznesa: Avtoref. diss. ... kand. ekon. nauk. M., 2004.
13. Solov'ev I.N. Vyyavlenie nalogovykh pravonarush-enii i prestuplenii v sfere proizvodstva i realizatsii fal'sifit-sirovannoi produktsii // Nalogovyi vestnik. Rezhim dostupa: http://www.nalvest.ru/ (data obrashcheniya: 16.02.2015).
14. Sposoby soversheniya komp'yuternykh prestuplenii i ikh preduprezhdenie. Rezhim dostupa: http://pra-vo-zakon".rf (data obrashcheniya: 10.02.2015).
15. Ekonomicheskaya entsiklopediya. M.: Ekonomi-ka, 1999.