Научная статья на тему 'Человек как субъект угроз международной безопасности (антропология безопасности)'

Человек как субъект угроз международной безопасности (антропология безопасности) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА / ГЕНДЕРНЫЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВОЙНЫ / ЧЕЛОВЕК И НЕВОЕННЫЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ANTHROPOLOGY OF THE INTERNATIONAL RELATIONS / PERSON AND WAR / GENDER FOUNDATIONS OF THE INTERNATIONAL RELATIONS / PSYCHOLOGICAL FOUNDATIONS OF WARS / PERSON AND NONWAR SECURITY TREATS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дробот Галина Анатольевна

Малоразработанным аспектом теории международных отношений является тема антропологии международных отношений, в центре которой стоит человек как субъект и объект действия. Тема антропологии международных отношений имеет непосредственное отношение к проблеме международной безопасности. Конкретные аспекты антропологического подхода к проблеме безопасности заключаются в следующем: этнические сообщества и военные угрозы, гендерный фактор и военные угрозы, психологические аспекты международного насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human as a subject of international security threats (the anthropology of security)

А little developed aspect of the theory of the international relations is the theme of anthropology of the international relations in which centre there is a person as the subject and object of action. The theme of anthropology of the international relations has a direct bearing on a problem of the international security. Concrete aspects of the anthropological approach to a security problem consist in the following: ethnic communities and military threats, the gender factor and military threats, psychological aspects of international violence.

Текст научной работы на тему «Человек как субъект угроз международной безопасности (антропология безопасности)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4

Г.А. Дробот

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ УГРОЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (АНТРОПОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ)

Малоразработанным аспектом теории международных отношений является тема антропологии международных отношений, в центре которой стоит человек как субъект и объект действия. Тема антропологии международных отношений имеет непосредственное отношение к проблеме международной безопасности. Конкретные аспекты антропологического подхода к проблеме безопасности заключаются в следующем: этнические сообщества и военные угрозы, гендерный фактор и военные угрозы, психологические аспекты международного насилия.

Ключевые слова: антропология международных отношений, человек и война, гендерные основания международных отношений, психологические основания войны, человек и невоенные угрозы безопасности.

Как известно, основным актором международных отношений является государство. Это признано всеми направлениями в теории международных отношений (МО). Следствием этого является то, что госу-дарственно-центричное направление в анализе МО превалирует по всем проблемам. Что заставляет сегодня российское научное сообщество международников ставить вопрос о роли человека в МО? На этот вопрос существует, как минимум, два ответа. Во-первых, уже прошло более двадцати лет после завершения "холодной войны", политико-идеологический характер которой выдвинул на первый план межгосударственные противоречия. Сегодня это наследие в своем крайне конфликтном проявлении ушло в прошлое, а на международной арене все возрастающую роль играют негосударственные акторы, в том числе индивиды. Во-вторых, российская наука МО значительно отстала от зарубежной (в частности, американской) в вопросе анализа роли субъективного фактора в сфере международных отношений.

В этой связи обратимся к зарубежной науке по вопросу антропологии МО. Антропология — это учение о человеке. Становление этой отрасли знания прошло много исторических этапов. Можно назвать имена таких ученых, внесших свой вклад в развитие наук о человеке в обществе, как Н. Макиавелли, Дж. Локк, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А. Гелен, Ж. Баландье и др.

В международных исследованиях антропологическая традиция присуща как классическому политическому реализму, так и либерально-идеалистической парадигме. В разделе "Шесть принципов политического реализма" книги "Политические отношения наций" Г. Морген-

тау — классик политического реализма — писал о том, что свойства МО есть продолжение качеств человека, прежде всего его эгоизма. Этого принципа его сторонники придерживаются до сих пор. И. Кант в работе "К вечному миру", напротив, утверждал, что категорический императив человеческого сознания побуждает человека к отказу от эгоистических мотивов поведения и подталкивает к альтруизму. В превращенной форме эта идея до сих пор актуальна в либеральной традиции МО.

Новейшие теории МО тоже отдают должное антропологической традиции. В частности, это касается неореализма. Еще в 1959 г. К. Уолц — основоположник данного подхода — написал книгу "Человек, государство и война", в которой — что явствует уже из названия — отдельное внимание уделил роли человеческого фактора. Правда, для Уолца и неореалистов главную роль в объяснении МО играли системные факторы. Несмотря на это, "субъективная" традиция в зарубежных международных исследованиях (прежде всего американских) живет и процветает. Достаточно обратиться к американским учебникам по МО, чтобы убедиться: психология ведущих американских политических деятелей подвергается самому тщательному анализу, в том числе с использованием новейших методик.

Одним из важнейших направлений в антропологии МО является тема "человек и война", в рамках которой ставится вопрос о роли субъективного фактора в возникновении войн. При этом внимание уделяется как лидерам, т.е. "лицам, принимающим решения" (ЛПР), так и "массовому" человеку. Разброс мнений и подходов довольно велик.

В вопросе о роли ЛПР в возникновении военных угроз можно выделить две традиции. В известной переписке А. Эйнштейна с З. Фрейдом в 1930-е гг. речь шла о роли психологического фактора в международном насилии. Фрейд утверждал, что эмоции всегда присутствуют в случае применения международной силы и это придает насилию неограниченный и нерациональный характер в противоположность взвешенному поведению. Фрейд рассматривал войну в основном как бессознательное проявление работы человеческого разума и предполагал, что в людях в равной степени присутствуют инстинкты жизни и смерти. Последние ведут к деструктивным действиям, осложняют рациональное использование силы, например в форме торга, в то время как первые позволяют надеяться на то, что эти импульсы могут быть нейтрализованы. Позиция Эйнштейна схожа с точкой зрения Фрейда. Великий ученый писал: "Поиски международной безопасности предполагают безусловный отказ каждой нации от свободы действия в той или иной сте-пени...Неудачи...всех усилий...по достижению этой цели не оставляют никакого сомнения в том, что действуют сильные психологические факторы, которые парализуют эти усилия"1.

1 ^t. no: International Relations. The Global Condition in the Twenty-First Century / Ed. by F.S. Pearson, J.M. Rochester. N.Y., 1998. P. 295.

Сторонники другой традиции в анализе военных угроз исходят из того, что война — это просто "продолжение политики другими средствами" (Карл фон Клаузевиц). Иными словами, война — это преднамеренное, продуманное, рационально осмысленное действие.

По-видимому, эти два подхода к роли психологии ЛПР в возникновении войны не исключают, а дополняют друг друга. Факты истории свидетельствуют, что определенные типы личности особенно склонны к насилию и когда они оказываются руководителями государства, возможность вовлечения этих стран в войну возрастает. Примеры такого типа личности являют собой Наполеон, Гитлер, из новейшей истории — президент Грузии Михаил Саакашвили, приведший страну к войне с Россией в августе 2008 г. Вместе с тем, хотя "авторитарные личности" имеют склонность к силовым действиям, а во внешней политике — к агрессивным внешнеполитическим акциям, их роль в возникновении военных угроз зависит, в частности от того влияния, которое они способны и могут оказать на политику государства. Это влияние связано, во-первых, с характером политического режима (демократический или диктаторский), во-вторых, с ролью, выполняемой индивидом в государстве (президент, министр, депутат и пр.).

Другим направлением темы "человек и война" является весьма чувствительный вопрос о врожденной воинственности и агрессивности некоторых народов. В определенном круге источников к таким народам причисляют немцев, сербов, кавказские народы, персов. Представляется, что это достаточно уязвимая позиция, которая может быть опровергнута тем, что практически все народы в разные периоды своей истории воевали, а те из них, которых считают наиболее агрессивными, имели в своей истории продолжительные мирные периоды. Если же рассуждать об общественных настроениях как о причине войны, то более убедительным будет положение о том, что война может стать результатом преходящих эмоций и настроений в обществе, таких, как разочарование, обида и прочих, имеющих основания в реальности. Яркое подтверждение — Вторая мировая война, развязанная Германией и вначале находившая поддержку в немецком народе, униженном после Первой мировой войны.

Еще одним вопросом темы "человек и война" является гендерная проблема. Здесь существуют два полярных мнения. С одной стороны, широко распространена точка зрения, что женщины-политики менее склонны к военным действиям. Ее сторонники (вернее сторонницы) полагают, что современный мир явно нуждается в усилении женского влияния на происходящие процессы. Особенно остро это ощущается в вопросах безопасности. Еще Аристофан в своей "Лисистрате" отразил присущее женщинам стремление избежать вооруженного решения конфликтных ситуаций. Но ситуация с тех пор изменилась незначительно. Бывший вице-спикер Государственной думы Любовь Слиска

весьма точно подметила в одном из своих интервью: "Недавно я была на рабочей встрече Комитета по Межпарламентской ассамблее НАТО и с сожалением могу констатировать, что наши мужчины до сих пор еще любят играть в войну, они все хвалятся тем, кто сколько накопил оружия, но никто не видит, что человечеству грозят куда более серьезные угрозы, такие, как, например, СПИД, наркомания, детская проституция"2. С другой стороны, история дает немало примеров воинственности женщин-политиков. Примеры тому — войны, которые вели премьер Израиля Г. Меир, премьер Великобритании М. Тэтчер, премьер Индии И. Ганди. Эти примеры дают основание утверждать: действия женщин во власти аналогичны действиям мужчин в схожих обстоятельствах.

По сравнению с темой "человек и война" значительно менее разработанным направлением в антропологии МО является тема "человек и невоенные угрозы безопасности". Причина понятна: невоенные угрозы приобрели заметное звучание сравнительно недавно в связи с окончанием "холодной войны", и исследовательская мысль еще не накопила достаточно материала для обобщений. В этой связи имеет смысл сформулировать несколько тезисов, от которых можно было бы отталкиваться при анализе этой темы. Во-первых, характер современных невоенных угроз — экологической, энергетической, информационной и др. — связывает их в большей степени с внутренней, нежели с внешней политикой государства. Во-вторых, из этого вытекает то, что в генерировании и нейтрализации этих угроз возрастающую роль начинают играть общество и социальные группы, а не индивиды. Во внешней политике субъективный фактор играет большую роль, чем во внутренней, потому что ЛПР имеют здесь большую свободу действия. В-третьих, нивелировать личность в контексте современных невоенных угроз тоже было бы неверно. В рамках общемировой тенденции включения личности в глобальный социальный процесс усиливается и негативная активность отдельных индивидов, например, хакеров или террористов.

Тема "человек и современные невоенные угрозы безопасности" требует дальнейшего глубокого анализа, а мы попытались лишь наметить некоторые подходы к ней.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зонова Т. Гендерный фактор в политике и дипломатии // Международные процессы. 2009. Т. 7. № 2.

2. International Relations. The Global Condition in the Twenty-First Century / Ed. by F.S. Pearson, J.M. Rochester. N.Y., 1998.

2 Цит. по: Зонова Т. Гендерный фактор в политике и дипломатии // Международные процессы. 2009. Т. 7. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.