ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4
С.А. Ланцов
БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - ОБЩЕСТВА -ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ
В статье рассматривается изменение подходов к проблеме безопасности в теории международных отношений. Анализируются новые угрозы для международной безопасности. Отмечается, что терроризм представляет собой угрозу для интересов государства, общества и жизни отдельных людей.
Ключевые слова: безопасность, теория международных отношений, терроризм, безопасность, человек.
Переосмысление понятия "безопасность" в теории международных отношений, переход от традиционного военно-политического измерения данного феномена к более комплексному и многогранному начался еще в 70-е гг. XX в. Уже тогда в ряде концепций в качестве субъектов и объектов обеспечения безопасности стали рассматриваться не только национальные государства, но и разнообразные негосударственные акторы, традиционным военным угрозам стали противопоставляться иные, невоенные, но не менее опасные вызовы.
Интересна в этом смысле постмодернистская трактовка проблем безопасности, окончательно сложившаяся к рубежу 80-90-х гг. прошлого века. Эта трактовка была основана на критическом отношении постмодернистов (впрочем, так же как и сторонников неолиберальных концепций) к роли национальных государств в современной мировой политике. С точки зрения сторонников постмодернистского подхода, национальное государство было продуктом эпохи модерна со свойственной ей тягой к рационализации, унификации и централизации. Политическая власть объединяла людей на определенной, четко очерченной территории, где и формировалось характерное для XIX и большей части XX вв. тождество между гражданским обществом, государством и нацией. Именно это тождество лежало в основе прежнего представления о безопасности, в соответствии с которым между интересами личности, общества и государства нет серьезных различий, когда речь идет о противодействии внутренним и особенно внешним угрозам. В конце XX в., по мнению некоторых постмодернистов, наступила "смерть географии": роль территориального фактора в политике резко уменьшилась. Это произошло вследствие развития коммуникаций, как транспортных, так и информационных, и позволило преодолеть территориальную разобщенность, а также устранить про-
странственные ограничения, оказывавшие большое влияние на социально-политические процессы в прошлом.
Постмодернисты выражают мнение, что территориальный принцип построения власти пригоден тогда, когда существует однородность населения. Поскольку однородности в современном мире становится меньше, то и территориальный принцип теряет свое значение. Современные политические, этнические, религиозные, культурные, профессиональные общности действуют в масштабах, выходящих далеко за пределы государственных образований, поэтому становится актуальной внетерриториальная и внегосударственная форма организации политических, социокультурных, политических процессов. На смену традиционным государственным границам приходит так называемая "внутренняя граница", разделяющая общности и отдельных индивидов внутри каждого государства. Постмодернисты полагают, что в будущем на смену территориальным общностям придут общности сетевые, существующие и действующие на основе общих интересов и ценностей и не зависящие от территориальной принадлежности их участников. Такие интегрирующие факторы, как принадлежность к той или иной религии, экономические интересы или политическая солидарность, могут перевесить гражданско-политическую лояльность по отношению к определенному государству.
Прежние же представления о безопасности, по мнению постмодернистов, строились как раз на принципах гражданской лояльности. Поскольку этот принцип сегодня размывается, постольку должен измениться и взгляд на проблемы безопасности. Постмодернисты полагают, что всеобщая безопасность будет обеспечена только тогда, когда в качестве ее субъектов будут рассматриваться просто люди как отдельные индивиды, а не граждане какого-либо государства и тем более не сами эти государства. Выразителями такого нетрадиционного взгляда на безопасность стали, по мнению известных постмодернистов Р.Б.Дж. Уокера и Р. Фалька, возникшие в конце XX в. новые социальные движения. Участники этих движений озабочены проблемами сохранения мира, экологии, защиты прав человека, а не военно-политической безопасностью тех государств, в которых они сами живут и чьими гражданами являются1.
Постмодернистские концепции при всей их экстравагантности подтолкнули представителей и других школ и направлений в теории международных отношений к переходу от традиционного одностороннего восприятия феномена безопасности к пониманию его как многоуровневого и интегративного. В качестве объекта безопасности современная теория и практика международных отношений рассматривает
1 WalkerR.B.J. One world, many worlds: Struggles for a just world peace. Boulder, 1988; FalkR. The Western State system. Princeton; N.Y., 1992.
различные сферы общественной жизни, поддержание стабильности в которых напрямую связано с задачами выживания и устойчивого развития всего человеческого сообщества.
В качестве субъектов безопасности практически все направления современной теории международных отношений наряду с государством признают индивид и общество. Правда, в отличие от постмодернизма другие направления не противопоставляют их интересы друг другу. Если раньше считалось, что национальное государство автоматически выражает и представляет интересы частных людей и интересы гражданского общества, то сегодня между ними усматривают определенную дифференциацию. В самом деле, с точки зрения общегосударственных подходов главную опасность можно по-прежнему видеть во внешней военной угрозе, пусть и гипотетической. Поэтому основные ресурсы могут быть направлены на укрепление армии, наращивание вооружений за счет невоенных статей государственного бюджета. А обычного человека волнует не внешний военный "вероятный противник", а преступник за ближайшим углом его дома, от которого исходит более реальная угроза, чем от иностранной военной агрессии. Поэтому уровни обеспечения безопасности нужно выстраивать начиная от отдельного индивида, затем переходя к национальной безопасности, далее к безопасности международной и безопасности глобальной.
Появление новых, нетрадиционных видов безопасности связано с развитием общества, усложнением его технологических, экономических, социальных и политических структур и институтов. В то же время возникли угрозы, сопоставимые по своим последствиям с традиционными военными угрозами. Например, любая война или локальный вооруженный конфликт всегда имели экономические последствия, выражавшиеся в разрушении материальных ценностей, падении общественного производства, снижении уровня жизни людей, нередко сталкивающихся с голодом и нищетой. Однако и экономический кризис может породить подобные социально-экономические последствия.
Сегодня в качестве одной из наиболее серьезных угроз военного характера называют угрозы, исходящие от распространения и гипотетического боевого использования оружия массового поражения. Но последствия применения ядерного и химического оружия в какой-то степени сходны с последствиями аварии на ядерных объектах или химических производствах.
Необходимость новых подходов к обеспечению безопасности хорошо видна на примере такой глобальной проблемы современной мировой политики, как проблема противодействия международному терроризму.
Хотя сам феномен терроризма не является принципиально новым, он связан с необходимостью обеспечения новых видов безопасности. В
прошлом терроризм нес прямую угрозу институтам политической власти и ее прямым носителям. Русские народовольцы, например, "охотились" за царем Александром II и высокопоставленными сановниками империи, стараясь не затрагивать интересы общества и рядовых обывателей (хотя это не всегда им удавалось). В конце XIX и в начале XX в. отношение большей части русской либеральной общественности к деятельности террористов было довольно благосклонным. Можно вспомнить известный инцидент с Верой Засулич, совершившей преступление, но оправданной судом присяжных, выразившим господствовавшие в тогдашнем российском обществе настроения. Сегодня террористические акты существенно снижают уровень безопасности не только общества в целом, но и отдельных его граждан. Например, активность террористов из ЭТА привела к ухудшению экономической ситуации и, следовательно, к снижению степени экономической и социальной безопасности населения Страны Басков, бывшей в свое время наиболее развитым и благополучным регионом Испании. В результате современных террористических акций гибнут сотни, а иногда и тысячи ни в чем неповинных людей.
Появление новых разновидностей терроризма, таких, как ядерный, биологический терроризм, кибертерроризм, обусловливает возникновение новых нетрадиционных видов безопасности. Кибертерро-ризм напрямую затрагивает интересы информационной безопасности, так же как ядерный терроризм повышает риски, связанные с обеспечением радиационной, а в широком смысле — и экологической безопасности. Следовательно, актуальной задачей является обеспечение ядерной и экологической безопасности, напрямую не обусловленное факторами военного характера. Потенциальная опасность использования террористами биологического оружия и иных биологических ресурсов для совершения насильственных акций делает все более актуальной задачу обеспечения биобезопасности2.
Одновременно угроза терроризма связана и с традиционными военными угрозами, так как возрастание террористической активности наблюдается прежде всего в зонах неурегулированных вооруженных конфликтов. Но в еще большей степени опасность терроризма взаимосвязана и взаимообусловлена угрозами со стороны организованной преступности, наркоторговли и наркотрафика. Во многих регионах мира — и в Юго-Восточной Азии, и на Ближнем Востоке и в какой-то степени в Латинской Америке — террористические группировки часто используют доходы! от торговли наркотиками для финансирования своей деятельности3.
2 См.: Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12.
3 См.: Степанова ЕА. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризм. М., 2005; Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. М., 2006; Терроризм в современном мире. М., 2008; Современные глобальные проблемы мировой политики. М., 2009.
Организованная преступность и деятельность наркомафии угрожают в первую очередь безопасности простых граждан, но так же как и терроризм они несут с собой угрозу безопасности общества и государства. Ответственные элиты и лидеры, возглавляющие любое современное государство, должны сегодня осознавать наличие таких угроз и вытекающих отсюда интересов обеспечения безопасности, формулируя цели и задачи внутренней и внешней политики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12.
2. Современные глобальные проблемы мировой политики. М., 2009.
3. Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризм. М., 2005;
4. Терроризм в современном мире. М., 2008.
5. Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. М., 2006.
6. FalkR. The Western State system. Princeton; N.Y, 1992.
7. WalkerR.B.J. One world, many worlds: Struggles for a just world peace. Boulder,
1988.