Научная статья на тему 'Безопасность государства - общества - человека в контексте противодействия терроризму'

Безопасность государства - общества - человека в контексте противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ТЕРРОРИЗМ / ЧЕЛОВЕК / SECURITY / THEORY OF INTERNATIONAL RELATIONS / TERRORISM / HUMAN SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ланцов Сергей Алексеевич

В статье рассматривается изменение подходов к проблеме безопасности в теории международных отношений. Анализируются новые угрозы для международной безопасности. Отмечается, что терроризм представляет собой угрозу для интересов государства, общества и жизни отдельных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State - society - human security in fight against terrorism

The author considers change of approaches to security in the theory of the international relations. New threats for international security are analyzed. It is noticed that terrorism is a threat for interests of a state, society and human life.

Текст научной работы на тему «Безопасность государства - общества - человека в контексте противодействия терроризму»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 4

С.А. Ланцов

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - ОБЩЕСТВА -ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

В статье рассматривается изменение подходов к проблеме безопасности в теории международных отношений. Анализируются новые угрозы для международной безопасности. Отмечается, что терроризм представляет собой угрозу для интересов государства, общества и жизни отдельных людей.

Ключевые слова: безопасность, теория международных отношений, терроризм, безопасность, человек.

Переосмысление понятия "безопасность" в теории международных отношений, переход от традиционного военно-политического измерения данного феномена к более комплексному и многогранному начался еще в 70-е гг. XX в. Уже тогда в ряде концепций в качестве субъектов и объектов обеспечения безопасности стали рассматриваться не только национальные государства, но и разнообразные негосударственные акторы, традиционным военным угрозам стали противопоставляться иные, невоенные, но не менее опасные вызовы.

Интересна в этом смысле постмодернистская трактовка проблем безопасности, окончательно сложившаяся к рубежу 80-90-х гг. прошлого века. Эта трактовка была основана на критическом отношении постмодернистов (впрочем, так же как и сторонников неолиберальных концепций) к роли национальных государств в современной мировой политике. С точки зрения сторонников постмодернистского подхода, национальное государство было продуктом эпохи модерна со свойственной ей тягой к рационализации, унификации и централизации. Политическая власть объединяла людей на определенной, четко очерченной территории, где и формировалось характерное для XIX и большей части XX вв. тождество между гражданским обществом, государством и нацией. Именно это тождество лежало в основе прежнего представления о безопасности, в соответствии с которым между интересами личности, общества и государства нет серьезных различий, когда речь идет о противодействии внутренним и особенно внешним угрозам. В конце XX в., по мнению некоторых постмодернистов, наступила "смерть географии": роль территориального фактора в политике резко уменьшилась. Это произошло вследствие развития коммуникаций, как транспортных, так и информационных, и позволило преодолеть территориальную разобщенность, а также устранить про-

странственные ограничения, оказывавшие большое влияние на социально-политические процессы в прошлом.

Постмодернисты выражают мнение, что территориальный принцип построения власти пригоден тогда, когда существует однородность населения. Поскольку однородности в современном мире становится меньше, то и территориальный принцип теряет свое значение. Современные политические, этнические, религиозные, культурные, профессиональные общности действуют в масштабах, выходящих далеко за пределы государственных образований, поэтому становится актуальной внетерриториальная и внегосударственная форма организации политических, социокультурных, политических процессов. На смену традиционным государственным границам приходит так называемая "внутренняя граница", разделяющая общности и отдельных индивидов внутри каждого государства. Постмодернисты полагают, что в будущем на смену территориальным общностям придут общности сетевые, существующие и действующие на основе общих интересов и ценностей и не зависящие от территориальной принадлежности их участников. Такие интегрирующие факторы, как принадлежность к той или иной религии, экономические интересы или политическая солидарность, могут перевесить гражданско-политическую лояльность по отношению к определенному государству.

Прежние же представления о безопасности, по мнению постмодернистов, строились как раз на принципах гражданской лояльности. Поскольку этот принцип сегодня размывается, постольку должен измениться и взгляд на проблемы безопасности. Постмодернисты полагают, что всеобщая безопасность будет обеспечена только тогда, когда в качестве ее субъектов будут рассматриваться просто люди как отдельные индивиды, а не граждане какого-либо государства и тем более не сами эти государства. Выразителями такого нетрадиционного взгляда на безопасность стали, по мнению известных постмодернистов Р.Б.Дж. Уокера и Р. Фалька, возникшие в конце XX в. новые социальные движения. Участники этих движений озабочены проблемами сохранения мира, экологии, защиты прав человека, а не военно-политической безопасностью тех государств, в которых они сами живут и чьими гражданами являются1.

Постмодернистские концепции при всей их экстравагантности подтолкнули представителей и других школ и направлений в теории международных отношений к переходу от традиционного одностороннего восприятия феномена безопасности к пониманию его как многоуровневого и интегративного. В качестве объекта безопасности современная теория и практика международных отношений рассматривает

1 WalkerR.B.J. One world, many worlds: Struggles for a just world peace. Boulder, 1988; FalkR. The Western State system. Princeton; N.Y., 1992.

различные сферы общественной жизни, поддержание стабильности в которых напрямую связано с задачами выживания и устойчивого развития всего человеческого сообщества.

В качестве субъектов безопасности практически все направления современной теории международных отношений наряду с государством признают индивид и общество. Правда, в отличие от постмодернизма другие направления не противопоставляют их интересы друг другу. Если раньше считалось, что национальное государство автоматически выражает и представляет интересы частных людей и интересы гражданского общества, то сегодня между ними усматривают определенную дифференциацию. В самом деле, с точки зрения общегосударственных подходов главную опасность можно по-прежнему видеть во внешней военной угрозе, пусть и гипотетической. Поэтому основные ресурсы могут быть направлены на укрепление армии, наращивание вооружений за счет невоенных статей государственного бюджета. А обычного человека волнует не внешний военный "вероятный противник", а преступник за ближайшим углом его дома, от которого исходит более реальная угроза, чем от иностранной военной агрессии. Поэтому уровни обеспечения безопасности нужно выстраивать начиная от отдельного индивида, затем переходя к национальной безопасности, далее к безопасности международной и безопасности глобальной.

Появление новых, нетрадиционных видов безопасности связано с развитием общества, усложнением его технологических, экономических, социальных и политических структур и институтов. В то же время возникли угрозы, сопоставимые по своим последствиям с традиционными военными угрозами. Например, любая война или локальный вооруженный конфликт всегда имели экономические последствия, выражавшиеся в разрушении материальных ценностей, падении общественного производства, снижении уровня жизни людей, нередко сталкивающихся с голодом и нищетой. Однако и экономический кризис может породить подобные социально-экономические последствия.

Сегодня в качестве одной из наиболее серьезных угроз военного характера называют угрозы, исходящие от распространения и гипотетического боевого использования оружия массового поражения. Но последствия применения ядерного и химического оружия в какой-то степени сходны с последствиями аварии на ядерных объектах или химических производствах.

Необходимость новых подходов к обеспечению безопасности хорошо видна на примере такой глобальной проблемы современной мировой политики, как проблема противодействия международному терроризму.

Хотя сам феномен терроризма не является принципиально новым, он связан с необходимостью обеспечения новых видов безопасности. В

прошлом терроризм нес прямую угрозу институтам политической власти и ее прямым носителям. Русские народовольцы, например, "охотились" за царем Александром II и высокопоставленными сановниками империи, стараясь не затрагивать интересы общества и рядовых обывателей (хотя это не всегда им удавалось). В конце XIX и в начале XX в. отношение большей части русской либеральной общественности к деятельности террористов было довольно благосклонным. Можно вспомнить известный инцидент с Верой Засулич, совершившей преступление, но оправданной судом присяжных, выразившим господствовавшие в тогдашнем российском обществе настроения. Сегодня террористические акты существенно снижают уровень безопасности не только общества в целом, но и отдельных его граждан. Например, активность террористов из ЭТА привела к ухудшению экономической ситуации и, следовательно, к снижению степени экономической и социальной безопасности населения Страны Басков, бывшей в свое время наиболее развитым и благополучным регионом Испании. В результате современных террористических акций гибнут сотни, а иногда и тысячи ни в чем неповинных людей.

Появление новых разновидностей терроризма, таких, как ядерный, биологический терроризм, кибертерроризм, обусловливает возникновение новых нетрадиционных видов безопасности. Кибертерро-ризм напрямую затрагивает интересы информационной безопасности, так же как ядерный терроризм повышает риски, связанные с обеспечением радиационной, а в широком смысле — и экологической безопасности. Следовательно, актуальной задачей является обеспечение ядерной и экологической безопасности, напрямую не обусловленное факторами военного характера. Потенциальная опасность использования террористами биологического оружия и иных биологических ресурсов для совершения насильственных акций делает все более актуальной задачу обеспечения биобезопасности2.

Одновременно угроза терроризма связана и с традиционными военными угрозами, так как возрастание террористической активности наблюдается прежде всего в зонах неурегулированных вооруженных конфликтов. Но в еще большей степени опасность терроризма взаимосвязана и взаимообусловлена угрозами со стороны организованной преступности, наркоторговли и наркотрафика. Во многих регионах мира — и в Юго-Восточной Азии, и на Ближнем Востоке и в какой-то степени в Латинской Америке — террористические группировки часто используют доходы! от торговли наркотиками для финансирования своей деятельности3.

2 См.: Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12.

3 См.: Степанова ЕА. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризм. М., 2005; Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. М., 2006; Терроризм в современном мире. М., 2008; Современные глобальные проблемы мировой политики. М., 2009.

Организованная преступность и деятельность наркомафии угрожают в первую очередь безопасности простых граждан, но так же как и терроризм они несут с собой угрозу безопасности общества и государства. Ответственные элиты и лидеры, возглавляющие любое современное государство, должны сегодня осознавать наличие таких угроз и вытекающих отсюда интересов обеспечения безопасности, формулируя цели и задачи внутренней и внешней политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Завриев С., Колесников А. Проблемы биобезопасности и противодействия биотерроризму // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 12.

2. Современные глобальные проблемы мировой политики. М., 2009.

3. Степанова Е.А. Роль наркобизнеса в политэкономии конфликтов и терроризм. М., 2005;

4. Терроризм в современном мире. М., 2008.

5. Трансграничный терроризм: угрозы безопасности и императивы международного сотрудничества. М., 2006.

6. FalkR. The Western State system. Princeton; N.Y, 1992.

7. WalkerR.B.J. One world, many worlds: Struggles for a just world peace. Boulder,

1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.