Научная статья на тему 'Человеческий потенциал в современной системе образования и его реализация в инновационной экономике'

Человеческий потенциал в современной системе образования и его реализация в инновационной экономике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / БАКАЛАВРИАТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева Е. И., Слабонь Е. В.

Развитие инновационной экономики и выбранный путь модернизации заставляют по-новому взглянуть на проблему человеческого потенциала. Значение данного показателя позволяет оценить готовность российского общества к переменам. Одной из составляющих человеческого потенциала является образование. Модернизация образования и развитие болонского процесса в России позволят качественно изменить индекс развития человеческого потенциала в мировом рейтинге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий потенциал в современной системе образования и его реализация в инновационной экономике»

УДК 378.22

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Е. И. МЕДВЕДЕВА,

кандидат экономических наук, докторант E-mail: E_LenaM@mail. ru Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН

Е. В. СЛАБОНЬ,

соискатель кафедры экономики и менеджмента E-mail: helena. slabon@gmail. com Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

Развитие инновационной экономики и выбранный путь модернизации заставляют по-новому взглянуть на проблему человеческого потенциала. Значение данного показателя позволяет оценить готовность российского общества к переменам. Одной из составляющих человеческого потенциала является образование. Модернизация образования и развитие болонского процесса в России позволят качественно изменить индекс развития человеческого потенциала в мировом рейтинге.

Ключевые слова: Болонская система образования, человеческий потенциал, индекс развития человеческого потенциала, бакалавриат, высшее образование.

Одной из главных характеристик современного этапа цивилизационного развития является резкое возрастание роли человеческого потенциала, что диктует необходимость глубокой социальной переориентации экономических приоритетов. Человек закономерно должен ставиться в центр социально-экономической системы, это определяется модернизацией экономики: на старом багаже далеко не уедешь. К сожалению, реальная картина в России далека от желаемой. При этом следует учесть, что необходимо более полно удовлетворять весь спектр

потребностей человека, включая потребность в самореализации, которая становится одновременно конечной целью производства и условием устойчивого развития. На первый план выдвигается обеспечение более полного развития и реализации человеческого потенциала, ведь он характеризует интеллектуальные способности населения во всем богатстве его знаний, умений, навыков и личностных характеристик, которые капитализируются в процессе трудовой деятельности.

Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что в современных условиях вложения в развитие человеческого потенциала являются наиболее эффективными по сравнению с другими направлениями, такими как продолжительность предстоящей жизни, достигнутый образовательный уровень, благосостояние взрослого населения, представленные соответствующими расчетными индексами. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) разработан для сравнения стран и публикуется в ежегодных докладах Программы развития ООН с 1990 г. Его расчет базируется на исчислении следующих показателей: продолжительность предстоящей жизни, достигнутый образовательный уровень, благосостояние взрослого

- 9

Источник: Доклад о развитии человека 2010. Реальное богатство народов: пути к развитию человека / пер. с англ.; ПРООН. М.: Изд-во «Весь Мир», 2010. С. 215.

Рис. 1. Составляющие показателя «Индекс развития человеческого потенциала»

населения, представленные соответствующими расчетными индексами (рис. 1).

Порогом высокого уровня развития человеческого потенциала является значение 0,800. Все страны по данному индексу делят на три группы. Первую группу составляют страны с индексом от 0,700 и более. Вторую группу составляют страны с индексом от 0,450 до 0,699. Наконец, третью группу составляют страны с индексом до 0,449. В 2010 г. в рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала 1-е место заняла Австралия (0,938), оттеснив на 2-е место Норвегию (0,929), на 3-м месте оказались Нидерланды (0,909). Россия в 2010 г. заняла 65-е место и находится в первой группе с индексом 0,766 [11].

Рейтинг стран по ИРЧП меняется по годам, однако высокоразвитые страны «семерки» закономерно находятся в первой «двадцатке» по ИРЧП (см. таблицу).

Как видно, Россия занимает далеко не ведущие позиции по данному показателю. По данным рейтинга, Россия находится в зоне стран со средним уровнем развития, и ее положение существенно не меняется в последние двенадцать лет (с 1998 по 2010 г.). Лидерами за 2010 и 2011 гг. стали Норвегия (1-е место) и Австралия (2-е место). США стабильно занимает 4-е место в рейтинге.

Главная причина такого места нашей страны в рейтинге - чрезвычайно низкая ожидаемая про-

Динамика рейтинга стран по ИРЧП в 1998-2011 гг.

Страна Рейтинг по годам

1998 1999 2000 2010 2011

США 4 3 6 4 4

Канада 1 1 3 8 6

Япония 8 4 9 11 12

Великобритания 14 10 13 26 28

Франция 2 11 12 14 20

Германия 19 14 17 10 9

Италия 21 19 20 23 24

Россия 72 71 60 65 66

Источник: Нитап Development Index (HDI) // Нитап Development Reports // URL: Шр://Ь&". иМр. org/en/statistics/

должительность жизни россиян. Индекс развития человеческого потенциала в России стал падать с начала 1990-х гг. из-за сокращения ВВП и повышения смертности. За последние несколько лет динамика индекса развития человеческого потенциала постоянно менялась. Так, в 2002-2006 гг. индекс развития человеческого потенциала значительно вырос с 0,709 до 0,761. В 2007 г. произошел резкий спад до 0,715, а затем с 2008 г. индекс развития человеческого потенциала вновь значительно вырос до 0,766 [11]. Динамика индекса представлена на рис. 2.

Индекс развития человеческого потенциала позволяет учитывать не только экономическое, но и социальное развитие стран, качество жизни населения. Один из главных показателей, влияющих на

0,77 0,76 0,75 0,74 0,73 0,72 0,71 0,7 0,69 0,68

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 2. Индекс развития человеческого потенциала России в 2003-2010 гг

величину индекса развития человеческого потенциала, является образовательный уровень населения. В 2010 г. по уровню образования населения Россия находилась на уровне развитых стран. Благодаря именно образованию Россия занимает сегодня 58-е место в мире по уровню развития человеческого потенциала (ИРЧП), поскольку по другим составляющим индекса ИРЧП - подушевым доходам и средней продолжительности жизни наша страна занимает гораздо более низкое место [4]. Развитая система образования - это потенциал экономического развития, предпосылки личной успешности и благосостояния граждан.

Сфера образования представляет собой одну из сфер, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.

На современном этапе высшее образование в России вновь переживает серьезные изменения. Речь идет о переходе на Болонскую систему образования - двухступенчатую систему, состоящую из бакалавриата и магистратуры, основанную на компетентностном подходе. И хотя официально с 1 января 2011 г. российские вузы уже осуществляют обучение по новым программам, продолжает возникать огромное количество споров о целесообразности данного нововведения.

Тем не менее существует также и большое количество сторонников данной системы образования. Среди несомненных плюсов нового образования они выделяют, во-первых, то, что бакалавриат, несмотря на весь скептицизм, является высшим образованием. Сокращение срока обучения еще не повод отвергать принадлежность бакалавриата к системе высшего образования. Например, ми-

0,766 нистр образования и науки РФ Д. В. Ливанов говорит, что «эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения. Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных де-ятельностных компетенций. Люди, имеющие диплом бакалавра, будут готовы к профессиональной деятельности в качестве технологов, линейных руководителей производства» [6]. Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо углубленного прохождения всех предметов в образовательной программе у будущих бакалавров, в отличие от специалистов, существуют дисциплины по выбору - студент самостоятельно решает, что ему нужно учить, а что нет. В течение первых двух лет обучение ведется по широкому профилю - студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим бакалаврам необходимо определиться с конкретным направлением профессиональной деятельности.

Во-вторых, имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом, например, в Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей «недоумение». В будущем полученный в России диплом бакалавра должен быть приравнен к западноевропейским дипломам. Кроме того, в некоторых вузах существует возможность получить два диплома сразу. Например, бакалаврская программа НИУ-ВШЭ предоставляет российским студентам возможность получить два диплома бакалавра: НИУ ВШЭ и Лондонского университета. Студенты Высшей школы экономики обучаются по Международной программе Лондонского университета и имеют возможность прослушать полный курс программы, проходя обучение в Москве.

В-третьих, бакалавры могут продолжить учебу в магистратуре, чтобы получить высшую академическую степень или сразу начать заниматься научной деятельностью (степень бакалавра является начальной академической).

При всем этом новая система образования встречает немало критики.

Изначально предполагалось, что главная задача этого закона - сделать выпускников востребованными на рынке труда. Однако многие ректоры, эксперты и преподаватели считают, что качество образования, которое студенты получают по программам бакалавриата, значительно ниже, чем образование специалиста. Свое утверждение они обосновывают на том, что бакалавр учится 4 года, а специалист - 5-6 лет. Приведет ли отмена специалитета к снижению качества образования, невозможно предугадать и спрогнозировать. Для того чтобы сравнить уровень специалистов и бакалавров, нужно будет выпустить достаточное количество последних.

Другой очевидный минус состоит в том, что Болонская система образования содержит компе-тентностный подход. Оценивание происходит по кредитам или баллам. Поэтому у той основной массы студентов, которая останавливается на бакалавриате, нет широкого образования, широкого кругозора, ими можно манипулировать, у них нет свободы выбора. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25 % от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров - «недоученных специалистов» - может неизбежно привести к общему падению уровня высшего образования в России [3].

Возможны проблемы и с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр - это человек с высшим образованием, а потому выпускникам с такими дипломами будет несколько сложнее устроиться на работу, что делает их неконкурентоспособными в условиях инновационной экономики (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя). Так, согласно опросу, проведенному независимой исследовательской группой «Рейтинги высшей школы», только 18 % работодателей считают бакалавриат полноценным высшим образованием [1].

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами.

Еще один существенный минус - система оценивания. В новой системе образования студенты получают не привычные оценки, а обязательные баллы. Остальные баллы они набирают по желанию. Поскольку нужно собрать определенное количество баллов за весь период обучения, учащийся может пойти по пути наименьшего сопротивления. Не будет ли студент выбирать в результате курсы, которые наиболее просты? Будет ли он записываться на направления, где у профессуры высокие требования? Как следствие этого, студент сможет получить знания лишь фрагментарно, выбирая курсы по новому принципу. Поэтому переход на Болонскую систему обучения окажет как положительное, так и отрицательное влияние на уровень образования.

Кроме того, Болонская система придает преподавателю новое качество - наемного работника. Если студенты не записываются к преподавателю на курс, то преподаватель может лишиться работы.

Проблема заключается и в том, что новая система образования резко делит систему образовательных учреждений на уровни. В идеале Болонская структура - это несколько десятков мощных университетов. Но зачастую это несколько десятков тысяч вузов, которые называются университетами.

Более того, идет сокращение количества специальностей в вузах. Если раньше их было около 670, то сейчас останется всего лишь 40-50 [2]. Сокращение не касается лишь медицинских и инженерных специальностей, поскольку техническим и медицинским вузам сохраняют «непрерывную пятилетку». Идея такого сокращения объясняется просто: студент-бакалавр получает общую специальность, которую можно будет углубить в магистратуре, а сокращать специальности собираются в основном путем поглощения.

Говоря о пресловутой мобильности граждан в единой европейской зоне высшего образования, можно отметить, что в реальности очень малое количество студентов будет ездить обучаться по всему миру. Что касается европейцев, то они в основном предпочитают учиться в европейском пространстве, однако сейчас большую популярность приобретает обучение в США. По последним подсчетам, сейчас в США обучаются 691 тыс. студентов, что, в свою

очередь, приносит неплохой доход американской экономике - приблизительно 20 млрд долл. Из тех, кто едет учиться за границу, на первом месте находятся китайцы. Только в Соединенных Штатах количество китайских студентов ежегодно увеличивается на 30 %. Всего более 440 тыс. китайцев обучаются в различных университетах за пределами своей страны. На втором месте Индия, за ней следует Южная Корея [5].

Причинами такого выбора являются чаще всего нехватка материальных средств и проблемы адаптации в незнакомой среде. Кроме того, российским студентам, решившим поучиться пару семестров в европейском вузе, приходится брать академический отпуск, а то и отчисляться, а по возвращении сдавать все пропущенные предметы: сданные за рубежом ему не зачтутся. Мешает мобильности наших студентов и незнание иностранных языков. Сейчас по программам, которые завершаются получением диплома иностранного вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура), за рубежом ежегодно учатся лишь несколько десятков тысяч человек.

По данным ЮНЕСКО, шестерка наиболее популярных государств в глазах студентов всего мира выглядит так: около 30 % студентов выбирают Германию, примерно по 10 % - США, Великобританию и Францию, по 3 % - Канаду и Финляндию [10]. Популярность Германии объясняется тем, что в Германии очень сильна государственная поддержка образования. Оно остается бесплатным, в крайнем случае студент платит около 400 евро за семестр. Общежития там одни из самых дешевых. Примерно половина иностранных студентов получают стипендии DAAD - Германской службы академических обменов. Что же касается проблемы адаптации, то здесь играет роль близость университетских традиций -именно по немецкой модели в России строились классические университеты. Естественно, качество немецкого образования достаточно высоко, к тому же в целом ряде вузов преподают на английском языке. Однако все равно учебу в немецком вузе может себе позволить далеко не каждый студент.

Таким образом, благодаря переходу на новую систему высшего образования инновационная экономика создает условия для превращения имеющегося потенциала в человеческий капитал. Между тем определяющим условием накопления человеческого капитала является как раз развитый человеческий потенциал, поскольку человеческий капитал из него формируется. А образование и является той «инвестицией», которая повышает

качество этого потенциала, а значит, и его конкурентоспособность на рынке труда.

Модернизация страны невозможна без модернизации системы образования. Между тем, принимая Болонскую систему образования, очевидно, не следует полностью отказываться и от старой системы российского высшего образования. Выходит, оптимальный выход в гармонизации российской и европейской образовательных систем?

Список литературы

1. Бакалавр на рынке труда: экспертная оценка «О&К» / подгот. М. Филь. 13.07.2005. URL: http:// www. zarplata. ru/a-id-7512.html.

2. Бакалавриат vs Специалитет // Глав Справ. 2010. URL: http://edu. glavsprav. ru/spb/vpo/ journal/157.

3. Говоров К. К 2030 году у нас не будет бесплатного высшего образования // KMnews. 2011. URL: http://www. km. ru/v-rossii/2011/05/19/vysshee-obrazovanie-v-rossii/k-2030-godu-u-nas-ne-budet-besplatnogo-vysshego-obr.

4. Карпенко О. М., БершадскаяМ. Д., Вознесенская Ю. А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». URL: http://www. demoscope. ru/weekly/2009/0375/analit02.php.

5. Кто и куда едет учиться за границу // URL: http://skypestudy. ru/index. php/aboutus/news/85-where-study-abroad. html.

6. Марочкина И. Навстречу бакалавриату: за и против // URL: http://www. ucheba. ru/vuz-article/12349.html.

7. Российское образование в контексте международных показателей // Статистика Российского образования, 2002. URL: http://stat. edu. ru/doc/ Rus_education. pdf.

8. РылькоЕ. Пархоменко: российским чиновникам есть чему учиться у «заграницы». URL: http:// ria. ru/edu_analysis/20111129/500597940.html.

9. Стерлигов И. В. Мобильность российских студентов ограничена языковым барьером. URL: http://ria. ru/edu_crisis/20091001/187078301.html.

10. Филипенко И. Круговорот студентов в Европе // Газета «День». URL: http://www. day. kiev. ua/282021.

11. Human Development Index (HDI) // Human Development Reports. URL: http://hdr. undp. org/en/ statistics/hdi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.