Научная статья на тему 'Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании'

Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА / КАЧЕСТВО / ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION / HUMAN CAPITAL / EDUCATION INEQUALITIES / QUALITY ASSURANCE / ACCESS TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ключарёв Григорий Артурович

Воспроизводство и накопление человеческого капитала является одной из важнейших составляющих успеха модернизации. При этом система образования производит основные модернизационные ресурсы, включая человеческий капитал в виде знаний, навыков, технологий, компетенций и т. д. В данной статье показано, чем обусловлены и как формируются образовательные неравенства, какова их положительная и негативная роль в процессах социально-экономических преобразований современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании»

D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и

Тема номера: Человеческий потенциал российской модернизациа

Человеческий капатал и проблемм неравеаств в модернизирующемся образовании

Ключарёв Григорий Артурович - доктор философских наук, профессор

E-mail: [email protected]

ПОЗ qdgeHstf '£ oN

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

liJEV. I П wW IV Социологи и

Человеческий капитал и проблема

НеравеНСТВВМОДе|}НИСИруЮ1ЩеМСЯ

образовании

КЛЮЧ6ВЫ6 СЛОБа:уедернизация,чвеоаееестийьабитач, нееаветстве,аечечтео, доступность образования

KeywOrds:mTdTrniTTtion,humancaaital, educationinequaliBies,quality asTnran3a,4ccesstoeeucatien

Задача повышения эффективностипроизводстваинако-^.л^зниагг^еловее^есюго ^яя]^^;^.сн]а^(сает^в^1^;з]^]^я^к^1б^ин^с^яс^с^с^(^-ствахояусловила резкое повышение интереса к разработке новогобразоватвивнтйпнситики. ]Днв[с^т]дни^с чсляееческого иовнпссеи^еа, который по свией оуои тна]^^и^^^ил^^(^1^ов-нв1х сасаавлающно д^с51^езс£1т^^;нси1^^са^1^ии,сд^е^и^С^€^э,(^С^В^атить-аяктонаии п^еив]^еч^с^]нпне анпитала». Предложенная на рубеже 1950-1960-х гг. учёнвти-экономистами Т. Шульцем и Г. Беккером (см.: [1-4]), эта теория получила широкое рас-

Аннотацея

Вснэ^езводстрпгнвкэсоениечнгнзечесногока -г^з^]^с^оае^Е^е^.^т^мс^1^|^(^эвиво^.о нейших составляю-щихсс^пт^^нпе^р^^к^^пи^ос.три этс>и сентояп обра-зоЕяснэиронесодивггэопныасовеенизетиснные ресурсы, включая человеческий капитал в виде вниний,навыков,еехи ологий, тсиостeнвий и т. д В дней-3 cтаиьопэачсaн о,чкмсЫтеловл е^тюяк формируются образовательные неравенства, какова ик пз^южитeзенaяиингaтЕвнвЕ|эо(lвв процессах сни,т аннсэ-эконо мических преобразований совре-

МНОТЗГО pOCЫOеcKаГПоОщeCTЗC.

Abstract

The reproduction and accumulation of human capital isthekey conditionofmodernizati on.Theeducation syutdnprovi deskeymo dernization resources in the foumsof knowiedge, stili et^^is^c^lo^iefcompetencies eUc.Tn epaperexpioetn edeeatinoineq ualities, their positive and negative functions in the process of zostomizmoUnrniuatinp dfeuwtemtorerePyssiqn society.

Оптимизм в отношении возможностей образования как социального инструмента постепенно уменьшался. Из «Великого уравнителя» оно постепенно превратилось в «Большое решето», основная задача которого - фильтровать профессиональные судьбы людей по определённым признакам и расставлять их по различным ячейкам общественной структуры.

О

ГМ

Ю

го

о

ПО

О!

ппостранение, особенно приизучении трансформационных процессов. Один из ключевых вопросов, который ставится ис-следоватзпямя, -каюзюрыяе аарнютиеравенствах сроцессе прс>знводс тз^^сыснякн^г^л^не^з eлвтнчсекoгoлaиивниаC Тс]наче иoвopЯсpeчьнлётoнepевeнзтрaxтoбнатевaнии.

Фoязaмeнтaлынoяяocвoeйсннипpoвясысacoцкзлвнаг о неравенства в сфере образования проецируется как соотноше-п—о рстдску а^ст кoнкэвooм гс достуаностью, ниcзeчcивoм коточвых мнвбикпынooпчecккнлзо;сpыoцoвпндиoндeляют национальные ираоргдет—1п инотивнцлтзнпьныхцсикCBнaчaлe 2000-х гг. oЫициaльниняoаoзглвшолocа,чвoк2010с.EвpoнeйcкиЙ9oюз, иляндн;зяяоптлмaльнoа:ycooтношeииюдocтипности и качества вoдмрaxа-пpнпывнвгдoПзагоыaнаяЕДOлмсю ствен «снмым OаИKyпПHT0yCT0ЙЧИPЫM -OГИOHНMTM]eeЭс BЫЗ00ВHH0MЗИCK0-номике знаний, что обеспечит достаточное количество рабочих адсн и сзтцр^л1>нбо нвовзползчиис еэм.с [ВГНВ ис все ар^воя ^]Э1^1^^1^^тг^^^^;з^—т( в том числе и на примере наиболее слабых оЕСэко—омси Гpзцаи(Поpдюссlлии,Иpнзннив:),чтoc учётом вацсoпдчьныxиидвoнoгинсэисx приоритетов, возможностей оонкреэтыд сктном—^ юзябкпвoи дaсвyпность вOpавoвoзия -кнкнйpaзтпщeвтисннoотпннаютия иПЯCoхдрyхд.

Концепт равенства изначально предполагал, что возмож-агc-cвооулюо—м доныины^сво тд^в^^с^оо^]^о^сп сз^, понзрдй-дссй мepe[Coяаeеoаимымиoт9aмргoоoждения. Образованию отводилгсьоснонная.оль оJ^.D[^ткз^н^и сы п^с^н^о в жизни. Считалось, что реализация индивидуальных судеб сполна опре-И^лн е^'ис.н пoлиаeнногм ыв кяининяoм этапе - в пр—ирд зг-бовг и юношества - образованием. Поэтому старая либеральная двoнияиpo-тозлдшaлapaввнствовзеюo[кн онтейврамнах фор-мнпс>нoгoобpцеoвнния,ко торому отводилась роль «Великого дрригЕтере» (ПксС ЕакаНзег).

Mдндлoмнoгтясcлeннoвe исследования индивидуаль-^1^0 5^изи^ив^1^10 0ИВеKT0aпИвмeЖCepKИ0B-M,peeИ0Дальном нкyлI>бypнo-oттoпoзоcoомкoнтeястуу покоЕа.лз^тоиаарак-вегкн кeoгpoфлoсениe, нaцooвaльныe] сыа:cя:в:ыe,0лoлoеичecкие факторы имеют гораздо большее значение, чем ожидалось.

сзношвиии вoaмoжиoетeйoBиaзooaниянaкcoци-oаьндывинзтpyмннтaпoптэпяииoyмeняшaлся. Ис«Всликого ряHOHeИПЯЯ»OHTПOCOCПeЦЯOПнeO0aTИЛOCЬ в «Большое решето» (Hг-оaBTЫeeeа основт aяияпочaнoтoяп гoцфпнвонoвaтьинс>фec-оиoннзьньJсeyс;oВы oсee;сл ^^oпзeд^в^^I^^ым^J^исн^кeмия^l^-ставлять их по различным ячейкам общественной структуры.

С КОРВСз e9В0гX ычн ПИНЯТИз paTCHCTBИ а образовяиии oнднивcзтяаy-ножюилoоБо айамках современных неолибе-рарвныд пoдаoдтвонaлooпикыoанозякoкцeпeомдостлиности. BoбopoтeыиинoсяeнынoвБIcвидывBpaзooзния - неформальное и информальное. Это позволило реабилитировать принцип равенства, поскольку теперь в образовании, понимаемом

К разряду важнейших факторов, опосредующих типичные для современной России социальные неравенства, относятся и различия в уровне образования, в значительной мере утратившего присущие ему функции «социального лифта» и превратившегося в инструмент консервации барьеров между различными социальными и культурными группами.

0 ГМ

ю

го

о

00

01

прсделпноширооои расплывчато,могучассвовать каждый человек. Справедливость, по крайней мере, в политической риторике, былавосстановлена. Для всехидлякаждого по-яви^Л£^с^]ьі^с^з^л^(^;я«і^^^,гьз7чи^ті>с^ в любой яериое жниял л «от рел^и^(^]бня[я,^0^с^ил^е^в^1^^]^0 вздохв».

ОрЫОЙ сие^]ст,^г^т^т^н^1^^1^егі^]^сгбявм ИндерНИзіЦИИ^С-сийского общества становится в этих условиях проблема до-свухвзсти о^соовиния для гррждан с^аны и п^одолнния слщесвбЗющихвэхзйоВввстисоцвбльных неравенств. Ведь ^с^з^и^^.^]^і^ьів]ели^всбе^^а.в(^(^]еи<^лі.^в^сі1^0явии исклсиритель-но слубокл,ннноутеввуют пс^£^^л^]и^хг^я^и^об^^:с<^(^^с^8^^^ивни пбщестнаисамн зо из°е ниниютси еери^изоїм препятствием на пхтимодебнисаляи. Уак.обращнясо коаннбімФедбоврьной нлижбої взтвс,в;^]тс,иіз^]еноеі ттптчстики. мы вео^т^^уживпор,віто размер дохода на душу населения у 10% самых бедных и 10% сомын новази1х б еозвеменноНРоссии оолииастсн р Иб-н .

Ыоданлымздциовогических замеров эта цифра значительно Солдшен составоихт .оТОв бисдмнмпоз°нире(идо с та и бо-босpаевмeгрнблисax)I.Пpoявлpют ся социальные неравенства свввне-эсономичевкой онесилв кхисзввeжислхобecияя,

^і^]ВЛВ^І^І^О-ПС^ИХР^(^ГИ^^СО^ЛПСВ^^,ГС^І^^^И-Х^С^С^,^КСМКОІ^ ий

одап тации и улучшения своего положения, восприятии жиз-КхВ^ВОИ.К оaзpЯнлOaЖHeЙШИXMьKTOpOB,OПOCpeянЮЩИX блпичнліеуляров°уменнрхиосздисвциальньіе неравенства, ОТНОКЯКСх УнТВЛзКО XВOЖНBaHИeBлBЗНPIXTИПOH поселений, возрастная дискриминация или уровень дохода, но и различия г лроввг обртсооииия, л зхочиьгльной снзни угг;зхонвшеоохріи-сущие ему функции «социального лифта» и превратившегося б ирcтpyмeникбнвсpвтлия Втpосpoвмсждpллвивбяыми со-^^айт^гт^ии пл^I^с^^I)йо^ми группами. Таким образом, нера-кематво в дocсипивcтжтЯнвзвбaниявсм)юнззвожнос, чтвиими rеиeоиллюбнoзысвнлы і^^г^^^^воо тв. Это ещё раз подчеркивает ккохснвспь дннобИужвOлемооикхдлн хспешнизвришения задача подернизациироссийслрвб общестед.

Оброооватсльные онлввеиcтвaвмндepвиззлнaaжныxвб-ществах обычно проявляются в виде ограничения (а иногда и пpинHипиaллпхЛгeбУзмхжнтевж)дретyпaи ивпггтвeннoму нОраслвсну ЮнУоелза eниeoбъвмaплоrлыxyелyгиьвсич исла дЛЄВНбІХ аaЗHXHBЗЙ]ЗвeДBетaBЛOЮЫмИX услуги на коммерче-рков полоуе, выоовнтза!жмии болеввввавзяврнист авитслин чвнов°eялeчлнныx инииквдоаоднын жиецификaтннoр

неравенств заключается в том, что они имеют кумулятивный (явкопитeкюнешI хсраете1 воинижах яа .рвоне детсквгвевда и отхвноннОшквхы, ил ттмроболжают развиваться и затем за-кре пляюсен осятрзвихк лассахср змнейшквны.Даниы е под-

1 Рассчитано по данным Росстата (см.: [6]).

2

Рассчитано по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РЭМЗ - ВХМ8) 2008 и 2009 гг. (см.: [7]).

Сегодня в стране параллельно существуют две системы образования: одна - для образованных и обеспеченных (преимущественно городских) жителей, другая - для малообразованных и небогатых (преимущественно сельских) семей.

0 гм

Ю

го

О

го"

01

^^^Ож^£^н^с^,н^(осегодаис! снкинзпнналееруно существуют две системы образования: одна - для образованных и обеспеченных CпpЕымыщuствсн—огородскияС жибслнй, кpyсдн-дпямaл00б-ЯДсовя-ны хиныВоснных (пpeимyщecтвтннoп ел ocкпнJce—сй.

Хартянерно, uвыuoaнрр ое—денцлз няблюо;рчвтнлр всех кЯoвииx oбщeeu нпpoMсчсиoзuлoиoгooбpнooыяниo Гзм., за -пример: [8; 9]). Так, около четверти средних школ, располо-п—внр1р у малык доuo-oя вс сельско9 ]нcг]спиocтгс, Ввнoшлнcтвo Ячeнзнoввктвopыo пpвпcxoнивизceмтй, где родители не имеютдыс—кeгooTpaoтвaнинCплoаooбecпeчвивгсoвpeмeнным oUвчyцoдонинмиaтpядяютouлсдocтяткокooлификзpoтoлныx ичттeзc—. ^дмo^г^^м^н^^^няишлп шкилях (как правило, вимназияэ — pипoзuJcдoнuшпы[и аокявятелямп итн-овня об-язэв[ия, зoл]сскн[CJeI сыр биoнaвнтeлтткид[нaсыaвoмивыcoвим уровнем текущего (как бюджетного, так и внебюджетного) BЕНяит—оoврнияC а нспин ысктр 1ысииссэ рая р9гв, роия водиенле й с oыэшимoПряг-вян ием превышает 80%. При этом, с точки оросиЕ—oасшсвoк cьoимонeиoPyчниияo-нoгoшкoльника, ытисьныo»п«cлявыс>г шкнлыосного размера, расположенные оо^:^(^еэ^с^^д дс,яоа y-oв-ичятьcядьyuoндpксовpязы.

Cтятиыoпивиoaдoтзиuдиayсc, нов вpocхлMвкие

поступают в 2,5 раза больше выпускников «сильных», вeжeля«cунВe--ешкыя.жoлeeтoг(к онпк—оинльнойсисоеме дBщeгoыuгднcтвoBаaзoвявaяcфрpмн-твались и сосуществуют, вoкмлнныaм, мaкьипaoннвнын сквeдeнийЫсм.:IгO]):

т. Илпозызыимпoтиж,лиигинн--цшкoлы,нцкпиaвпг ио,платные;

-.ШЕылoJячдтoзчнoыпньаивaeмы—ияслстями или от-Звлп>ными пдиoилсдиямк иoBнaззознии;

З.МзавОБЫС 0Ьщe0BK330TЯГeЛЫIЫC ШКОКЫ, ОзеСПеЧИВГ-ющиоминимзлuныНoCpзрoтзввл ьный стандарт.

Ecвэивoтинo, нта бBIC три вист исссол пындовиисаяют чuзипчныeвoзмoжнacтидocтяннквыcшоннoвpзгooзтию. Пpичк—oыTopвyсас тследовотельно, и будущей специально-оои,пpЕдcшвздвляeтcятидoмтaeднeгьобщноHpaзoвaтeльного ннреж«];сния« прпвв1иная oляuoзoи-сcxcтpoи яапидзмодель 1^60—0030^6 сI сгг»o(I^<((сcJпес - дoяoд» тртиояюрмируэтсяв российских условиях в «доход - образование - профессия», где об-Hззoвзнпсяоpзчиввeo—тиoчйлoпuпчпaдIИзюемяpoиoфзктopз oueлoдящтa мобильности (см.: [11]). Гимназии, лицеи и спец-шЕOHЕ^oбззпeниooютптиooтoвкадпя пoeииплeнин в «пре-eвижиыe» (гзpзн-пдyюы[Iпeвиcти жeкиeвысниoao сcцпоньнoго стддпсе(пpилпчнoeтдyо;рycтpййc тво и быстрый карьерный poзтeнpяoдащинон нзпoдъ0мсcзи-oкoxэ—оиoмитсM вузы; оlкoлыcaacmuчнoonлиouвacмыжuycлyзaмu^J:(8cют шанс на поступление в «непрестижные», лишённые широкой известности и высокого конкурса, а также неперспективные в плане буду-

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

щегосоунальаогс шионгижиниявыешиеуаоГные заведения; наконец, массовые общеобразовательные школы практически псе дытыолuютдв-им oыпycининaмнnдeждынaпoптyнлeние пвуз ДeсдoпoлнпбскoнoHпoдгoooвниисыaяптeлд:oсoxaaeнoдов C0C00p0HЫCПM0ИaбиЫЗHИeH0P.

ПouoбнoeдeЛOИИCOИЩaoбpaCTBaтeЛЬHOJXy-C0ИЫXЗOOe -дений и стоящих за ними образовательных траекторий опреде-п—со тинузpыoнoмepнo:0 стциальной мтдилинвеви в oаeличныe TBЦИaЛДKЫCПTрCПeKTTOЫ BЫXOЯИeBИЗpUЗных слоёв и групп вбгцезгды. Всёэтсз лдсомнднно, ж иoквк- ниффн-aлпирует Hзoщизeн,нoиaocпooизooинв cyщecтвyющyюcuнидн0нyю втрнктур9росснйского oBп^^(^г^кчcпяи(^J^гмим ей масштабным ^(^^р^езмию! наиnoтпсввдм.

ПщИ Ионее очерирщт нeнaвeнcmвоuдтoиlвнeи зрсфес-сиональному образованию. Особенно это относится к высшему вpoфeccиoнaLЛЬнома oвpвоoeaнpкы вocпьилимдтмoмн как зсн^-лaяфopмачзсoвeнeского капитала. Действительно, это своего аoдaэpp-нооясoнкaаопиядoсoдпн-ooнoтoпиoнонoгo статуса ызн стылoвышспия,oнкcтлeнноIЗ механизм вертикальной мо-Oильыoэти.Прнлeднceдecябнновнe oанамeнкoондск оРосзии ЯДИKЙ-ИBЬ«Mд0aBВM0eH0CKTaЛЬHдПяПЭHTЛЛ0XДПXTyдeHX00[ И к нззтоящему моменту этот показатель, похоже, уже достиг сво-згoмaпoимдлaнccoннaчeннЯЕKoндчкo.сдo можно цасценивагь дик тозы;cгeлocввoавeыичeнияa опсуо—тсти высшей ступени на-^онмхь нoйoXuaao вагaнвнoйзиоиeмы.Bмeoиыcвнм.ф иксируе-мый прирост явился результатом не столько государственных, икял пкб имг;иоиe;yoлолoы я инвестиций насннспия ( cJCIр]ззoo-ниe: так, если в начале 2000-х гг. менее половины вновь принятых дЯхccлИoкид кyгыcвядснтoвтплaчидaли cлтёыбниeлиecамо-ззoявeлoнB]BOвыIacвoящeе время - двое из трёх (см.: [12]).

Ecoocаввнно( ат-(пoвышaя дoaoyппocoo высшисооб-Яасoвoлпядля oбecиeчснсo-XсВ[pинцип платности снижает её МЛрДе-ших ^н^:и^э^^вон^н«^(^е^, ндeксоnдиослсйнeпoлныx семей, детей п^^г^^^ o^ик;^(^^^нив^x^г^^^мeми^э^^^II«зo^с^J^o си0;иаль-лнсо с'да'с^с^ родидалажи^ Е! яeлoвинxнсюничнскои :двроста-точности ресурсов вузы вынуждены предпочитать студента, нн ланeлённoты ^^«^иВ^ос^^^с^с^, но гои0вого0плачиватьсвоё oГyчeышe.Пpиoсмpeяд прги иякофаквическойдоевупности рыкшeвooбкaaoтoния(ocoeсннoпpнтзижного и качественного, лв—ичвющeгьcяoвмдсcoвосо «нcaoнooбpaз-тnкияC( зачастую несптсс^ногодать eгooВлaдaucпзмдaжeминимaлинoпнoeаo-димого для профессиональной деятельности набора компетен-л;ий). дак о т кoяaвeнзэыт нвмepeнзкЕЕ

1 Значительная (45% лиц в возрасте 15-35 лет) часть россиян убеждена в том, что для них недоступно не высшее образование как таковое, а хорошее высшее образование (подробнее см.: [13]).

Профессиональное образование становится в современной России частью цикла социального расслоения.

0 ГМ

Ю

го

о

го"

01

Понаиа исхгиоигодаиеляуконгимру,г категории значимых факторов доступности высшего образования относятся: п^ло^еыезкиг! кa—итaынuдиыснeн,ypoвeнкяpбaниaиpoeoннoсти мтсоджитeнoсиыnЕyнпeвномocтьикaocтaдoшкoлд:ooHлвдгoтов-yипвоcнo;шиIьлдeоcтyдcнтД] дoгт-ннaIeтмyс<пoлeзнын свчси». ,□Mн, oбиoyuиснб,пoышcдшийпepвич-чюcoo;идлиoдo;июo зд-лом городе или сельской местности, имеет, как правило, зна-п—1озноно меньше шанeoo о0ндражить доге (аaмсчсJиoс н описке ти-дaнтoыпнстиижкoнoзтoличнoгoвyзa,чем тот, кто, будучи мосцпоЕым,к CH-OCиндccдтnпимжIcяндopгдниcтoдллых при стою вyзeпoдooгoвктвньныxкypcox. ^о^в^с^ясис^, имcянoэтнм и(^(C—я(^н^^,чraт(^т^oнo« чи0сн0cpавпсниюсзерединой 1980-х индцмIиЭЫДO-xсC]acвI яипoeоpыaзиа uинoснтoв, тВучдющихся н ^.т][сш]их удснных зрвeдoнияxMoтквдIиCания-Пeoeuбярга, уменьшилась в 2-2,5 раза.

Кис зледытвиз, т нднОтнее уязвимом полоииснин окдзы-oдютcяпpгдзрдoдтoли и без того ущемлённых в своих социаль-вдIСпppддз, фсктичccкидзпpптиpoвдннынсияnп, ас«менно:

-ссльcкиожитeлл ижитсзи малых городов, удалённых ттдyсoттки-цeнuнuтC

- дети из малообеспеченных семей, в состав которых вуoдяeднuдлиды«Ьeaрa0oдныe, -скдвппфлциp-тoкиые ртбонзе.

■ .зан сзэ семез с питогсозим oTouзooдoeльнын потенциалом родителей;

пдети миорднтовс

- чели о ШJВXИMHc0Ч0BTTM.

эвыпуеннытиуч^ждений системы начального профес-зиoнpпнлогoьбядсхoдния.

Итак, профессиональное образование становится в со-ЛpeмeHЗ0ЙP0CCИИЧДCTaЮЦИKЛДCCНИДЛЬH030 p0ВВИ0eHИЯ. Ыззoиднo-cвияeтeлвeтoocиoгo-cиондция,oплддыooюш;дя ся вpoнт—Инкoйыиcввмeнpчальн ого профессионального образо-таНЛП,ОДЫДОППДетеЙИЗ СДМеЙ,Т П0е0ИЬЕXЧ0ДИДCУИHC имеют тыcшпгooBядтыoaнии, почтив^ртзирсоышает ыснры-

скнoвысокхoбaдтоooнныxpoдивeинй (см.: [14]). Опираясь на Лecнлвuоoыcoциoлтгичecкиxкнeлcнoваний(мы вынuждснвн нcoжuлeнию;кoнвтoиияoвдтo]чтoнивoeдeниcEнииoгocoгy-auиствзлнoгз экзамена (ЕГЭ), ни использование государствен-лыаимeнвoIпфиндзвэыынoбяз ьтзльзтв (ПИФО)не способ-eвoyютпoкярхс-eшснзю (с^^м.^^з^^с^^ш^й ]ивpв]Bмяэчтлию) yкдтaлиынаp-блзм.

EщCoьнaoхaДeннocmснnмaзeвameлъ—ыл о^оренств связана с отсроченным во времени проявлением результатов полученного образования. Эти неравенства можно на-

ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi

1 ЬКХт I ПГ IIVСоциологии

Незащищённость и мало-обеспеченность концентрируются сегодня не столько в малообразованных слоях, сколько в так называемой «малой России» с её застойной бедностью, узким и депрессивным рынком труда, вынуждающим соглашаться на ту работу и зарплату, которую предлагают, где развитый человеческий капитал не востребован в массовом масштабе.

0 ГМ

а

Ю

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ПО

01

щатьиннеетусьеш. Регь идётоанзножноутяг использования тех преимуществ, которые возникают или должны возникать п чехохэки mт«^-^эдI!Л^^Е^]^ю ттьпepaзвиоинeгoчвлхвeчecкого яpпктaлp] ндидостижении им сотоили иногообдазовдтель-yoeоyкoo-я.Taк,пoдeзyлoпртoм мпoсoиeтниxиxcлcuoвaний X] UH Ыхнconнтиндoокoгoи сзб е0тдyчник00ccчщec00yющие стратегии образовательного поведения лишь усиливают нера-acнзрoa: мем выгны ндодент имcюш;сcocн oвнУCooaнин, том выше XC(OIЫIЫнинoсcиицкикaквфoимaыIT-oнCтaк и в неформальное ипЕМодма—нпоо тбдазoванзв:«нeтoпвлoнюри0oкceвыcокого cтoтycвeбoиoшeа иняeноивнocтoюoДpoщаывcяк uoзoлнитeль-с^г^^[^.^с^е^^^с(г^. н.пдодоижаюв o0янэниcн авт.), но и сама втoцoдгoэыдкpнoгдазндмппэмоияcт пoлoыeн]oeкoaдвников, c,cочщ^)с ■ыксноих орун-нян оoциpзьнoилeоuиив; ыс[0

Специфика российского социума такова, что наличие аиплoмOI нрocтырвoнющeгo «ракт нoлаяcнич «006 или иного Ядooняoбаaзрвo—ня, не становится в наши дни «автоматиче-о^1^мир^по^^^ы вхж»,гaдa-итмиaxoждe-ияпнтe десной ра-Ыоты, пeлeшнocoтдядoocтлoйcтоa, высоких доходов и общего иoвышeннакрнвxcaa жизниЕHоcкyаaйнoлe□yльтnоыиccиcooI apнкИeвтo мзыaтвMcPтoкaкнpoчиxлaвныx усядвиях депвщи-рфн ность и малообеспеченность концентрируются сегодня не ото-роо воднаoeааpooднныxcлoнч «cкoлвкдвхaкнaзытnзмoй «малойРысеииссыё застойной ^даостью, узким и депрессив-^^1в^ы нкомтдуда. вылoждхмш;имcoглoшaтьcянa ту работу и зарплату, которую предлагают, где развитый человеческий кап л пап эдежо тс ио]С( случаз.если он едтоС яп восодс^зан пива в массовом масштабе.

Bчжнoйиpoблeмoйcлeдyзm зоитатъиаынэидсмскром-зorкuоcomвoeапc-вooameльных услуг, предоставляемых се-гх0нлдМoccl^в.Oдньйиcглuвныxиyжeoeмcoeкныxнэми оcндвииийcтaлo фooмодoвaнив и обособление двух подсистем хдЕгддгти мooвoоoвooTдacooaнкя.Cвкиoяoгиoтмeчaют, что ЛaфДHeMЭCC00бCB«H0ИЖeЛП0>J MOЛOуOЖСBBMTЫCПВOИCPOдит шилaивa]яcшвoВкoeeлижeниeиaчвcовд оЫ^юнняЧПОичём не только по массовым гуманитарным, но и по некоторым инже-нeднo-тоxнимcвки]иI селвокохосяосевснным и медицинским саец—aльлoзтяooГ[лиэвoмкxяcствooблазoваниянeнxвкaива-нтнадaсиyюи apUотoрaтeлeйcИ«пocзавщиков рабочей силы», лcoмиxвыиyспнииoвyчeбнoIxзaвпдeнлй.Tхк]oиoпoтчнии HaбoтoдятeлeK oлюнвг^(ав кaчeптaooeлaзaooния, иo-yчcнаo-сзихмолады ми сотрудниками, негативно, вне зависимости лтоoгДыHиппoнкакoгoвyзaимoeтcя.ДДyгaятдeтьcчитает, лил с точки eд-ния ктд«с^р^1 oбpaсoхaпиe се^оро суанэнияне

1 С; точкизранияяхсата аасееения обрасовчниемразных ур овней, Россия занимает в мире одно из ведущих мест: доля россиян с образованием не ниже среднего специального составляет порядка 55%, что в два раза превышает средние показатели по странам Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) (подробнее см.: [14, с. 16]).

Система образования ориентируется на воспроизводство самой себя и лишь частично - на спрос со стороны потребителей её услуг.

О

ГМ

Ю

го

о

го"

О!

тго. Уеёдело,ооиаегитёти,вночиыляграктеристиках человека, связанных, например, с его способностью обучать-ссв, oсвыивaтьнoдыeuнaнип к нркоВнев aоoиuнхдoыeнooыки, янзв«кo рочкыт.Нско оc)pывpaбoтoкaceливooВщecвaгaю тся иаИирaвтeлcп иaииcбoвoвпyрр нcдoнUcBc0I ькинэигоузовс об-зввенносордсиона.и нoeаoяннa гвердли о деЛиц—вс и^оч^с^0;^!х специалистов, которые ограничены в своих профессиональных ИCЫHИPЛOHO-ПCИXOH00И0CBK«IX КОМПСВеНЦИИЯ 1сМК[Г.9С(.

KocвeннымCнoвзeымaкaасктucчиoзI м показателем ка-^^зео^д(^С«д£^к^г^^н^^ ятняeвcчвeквop ooнрвй-иoиянoлyчeнного o0oaсoвaниянaгeличииизapaбoтнoд.Kэинpвuилo,бoнeeвтI -нокои икaнаeвocннoeoбoacoooниeoбecпeчивaeт его обладателю ВолдЕвьюа—уюсарабохлую но^^о^у. Однаптроевикская спе-o;зфикaвнoeкв здесьетоикодоснвзвы. Напртмвр, иоуровне среднего профессионального образования «премия» почти не зaмeннд.Эc0IHоcuииeнннCнuда]дeyждeниc инpoIчтo cнc«чивснo-^^ян^свт^:^^^37Р^]^1зков этих типов образовательных программ вeсрлyчдют ЗHOKИKИПPBЫKOB( BOCвЫc0oOUHHЫXИаOKOШO воз-ыuвсaжuaeмыxнapыыкc с^лнэтс

Cклaдыoaepc-oлeчaтлониe, кто учзбно(еоаведсзия птезкии ooснсeввoплыИaынaквpyдa наххоитхЕ ньхозиых оланетах. Дело в том, что последние десять лет система об-^^^др^1^Е^;с дазв—валксы нeoдспooинoпoиpe0нoceям скoнoыики иeвонoкoлoиoдcгвв-c но и ко структуре подготовки специ-аливхoд.Kpиcлeдcтoиeлnтcоooннояoсликпыaюыcииc я разрыв шежур вео0 кcмзюдиx0вявбызь;вeм,в00(П0пpзгн0зам го-аyдлpзoвoнныиapoдаoв,нyжeнэиглoмик-cитcмн,нтooибoпг оказывается на рынке труда.

Таиля зивуацин складыооетзк по npичини кочо, что зucmвмнoбpaeeoднuиoнueнтируется на воспроизводство са-мo0рeДыo лpыeIшт«maнт-wр спуосес аmopoнъLЫтmpeаume-лсЛ вОуслуг, ^.«ч. нIыс«]^xcсe Последние плохо представляют ххЕРДСИВНуЮС ИВуаЦИЮ нирынкотрудоисгоноогнтсируемое ловвояпиек ^oи^^c^,c^^^лJ^^^^^с(^w^мoo^^вдм^ы^^п^I^t^aнии кззбптеа -aвeдeни-.Плoxoooпажeнныпмcв aнизминфдчмп ро-вания о специфике спроса на труд приводит к тому, что люди то(бироюы лаофecыии инруитиозт, и(]хоия мэс зотбртжонсш попу-нарнозвиили, ыакыpaнипнoовмeaип H.У.ПoкриoвкиT,ничем сcмтвлoиpоoaннoгoEЧP7Icшзa(cм.c З17]). Стремясь поступить нысфопулобсиы иккфедр ыиче -виыныxвилтoини

НрОСТО П0ЛyЧИa0BВЖДeИCП НЫЙдаПЛОЕР 0BЫCШCM0биaU0BaHИИ,

ao^иcJПoн^o спринимаемый многими как «путёвка в жизнь», nдлoг;ыылюдинcзaдyмыooюыcя,иyжлoн и ^ет^^сг работе oбдpтoвнниcэ вoгoypoтннкaкыaковое. Не догадываются они но л0М,НВ0 не ЫД0ЛДШB] том юнньмс ОПнОуДрбВОЗВреб ованы BapЫИИe BHKHa,ибoyжeвeГOДHа мыговорнмо явной избыточ-

Стремление абитуриентов учиться только в столичных вузах, помноженное на демографический спад, может подорвать не только системы начального и среднего профессионального образования, но даже высшего образования в других регионах.

0 ГМ

ю

го

о

по"

01

ноггиспениелиссоосвыгшим оЗунесоаиислЯВ какой-то мере виновниками происходящего можно считать и отечественных ртбооохезслей, «Кэжрённыхотом:чводиплом зcтьпoкaзaтель п^1ц^с(клс^:вс^рып лпэнцпоаитающиопниниматьнаааИоту со-ycпэиeптйcвыcшим ы0aаeooaннcмдaжeвтexeнyчaяИeKoгда злсцнфиыо paбoчeгoмccтxooocс нсеребует eгoнaлиниЯ]

Летом 2009 г. в некоторые столичные вузы было подано п- оо тюсс. зaыoлoний, досно как многие яггиозолонвсе ecпникк-мы ипuoфoexyнилныcxнecмoглинaбpacocебе студентов и вы-^у^,0оны былипртдлеватьзабор(см.: [e9]I«Bмcoвтcвcж« даже oИCлoвиииoтнoгптeлoкoблaгoпoнyчнeэoмoвкooeкoгoныниa вруда, oдвoоoгoкмoнcoвoмн«пoглoщoныю» высококвалифи-НН^<^^о^^оЫс^)^^с^г^«^йс^.^хН^^.^^(ЫС^оно]^ино[^^5В]^^НСе^^|^(^с^д ных auвoяичмecтпpиxopпися>кaк ипрежде^арт^чие ивофессии (см.: [20]). Современной Москве требуется порядка 9,8 тыс.

?Н,0тлoы4,0выC] с^рипков. (эезмонтгоЫоыс.под-соВиыо К^^^5и^]и2^,значительное количество представителей BЕЫнapeoасxспeциoньнoзтeй- зяceaaeй,приauoпooCмонтаж-ыииов,eврoивcлeй]Иыcннo постом; большинству выпускников аoccыйcкнввыcтo лae[xopиeсчдaеoтoтьнeпucнeциaлoнocoкI] янeкoвoдым-вооOыe euкимaeь риВoипeмeхтa,дoтaeXyюIЦие оысшего образования.

Эксуеуэтм ан^с^ас^тм. кoocокэмнзииeoбивypиeктoв -нитьсятср1око огеоничныяв^а^помноженное на демо-зpaУ)лдeгкпИcнaд . пaрoaвёонeтoлькoeиcтeмындчального нcucpиceo «^^оэ^г^г^эиы^Е^о^.^^о^о ыбразованиН(Нораже высшего pб-лзoтaникop por«^c^:cяeгюдэН] Kpo:Iнeиorcopнcнp озыфции иласти нрепаерслення об^ающиксп иoбyчэнтcaxныблюpа-МOЗН — ^(^^Д^O^ВЯ^I^c0I^^ІЭЭ^^ПHымк K0OBИHMИHXИKOHаЛЬHOЙ звснемы оИраеования. гксг кз oыyвaиниx.Huaлpyспaиeвпжными и востребованными, готовящими юристов, экономистов, менед-жернв, пмeмoмeeтoВытькeaч называемые «непрестижные» ддoы•Kтвкoвымoбщecтueлыoeмнeнпзoтнoвиопoинерции, лaпaимcгн н«JeC>ИJЫc этoepoлинипыeуoaныx oпeциoлoнoeтей,

ИMЗ0ШПPHaиб0ЛЬ—ШП 0ЧeHOНOIЙ]KeCBCИCВВM0 НООСТСНДСОВЫс-шесообразования^ортравизших былую популярность в ус-нoвлпxoыaгвoциы нноыаооцства.

в^'^ким дГ^СЕ^зом, Ica[oэтч]CJcc]c(гae] иаcмпICк ссрнрээссссыо«огль-слнcoцuaлuзaнPuмaлтoффснmaoнa, разбалансирована, функ-nueнuнзem oycлoopяxomcнmтmвuп crтoce«(e кcmкeЦнacmямp

'Тг^к^кк онцу 2007 г. система высшего образования обеспечивала подготовку специалистов на 60%, тогда как структура потребностей отраслей экономики в специалистах с высшимобразованием составлялавсего35%.Втожевремя учреждениясреднего профес-сиональнкгообразования обеспекивалиподготовку спецлавистввлншоны 13%п^ин^т^ичии ^(^'^ы^(^^дсткв^^9^,^ наналсныеужмежденвв проКобразования - на 15% при потребности в20%Ссм.:[18Д.

Рв>оллл калсвины сяуденсссгаьшугкнаїхн^сов в'соа^еждены, что по специальности работать не будут никогда. Шансы получить работу в соответствии со своими желаниями и запросами сразу после получения диплома выпускники оценивают в среднем на 3,6 (из 5-ти возможных) балла (подробнее см.: [16]).

Асимметричность образования по оси «доступность - качество» в последние годы усиливается.

О

ГМ

Ю

го

о

т"

О!

общистнн.Делбоноас мгждиптзЛнеионаолняьм выбором человека и возможностями его реализации затрудняет процессы фopмuы)ooaпoиc—aбuзъпыxuyхmтaouт ыпnытЫeeaeoнaлън ых -pyl□n,р]в ивнсoнaмcoПmc:вe0Cm о дmвыхзaкuuuaeзuнте-иpaцuxебщeamoa,yrpoжaca«нaнacmднueм внcптмuoecквU л со-uuчлэнoймapгuндлннocmuuнecФктuлънтcmu.

В контексте российской модернизации наблюдаются адизнани ооыо, звт игаФСнеЕ^изФОГВИз oJiЫнcuoaнcJc но нтс c<OBI emлпнocmъHкaocзmoт>I ыnoзнcдкueнcды усиливается. Это выpaжaoыo-,пpeжнeвcвгcp твoзpocoaющeминвнктceкнoступ-чoeвикuцeиввeнаaгooбaтooooлинIдвoм кислз о-ик образованию ъарубожоо^Киковмечаювэпснсрто:0 чем образование кoчeЕ0вeнныe«PCмoнoмхнecдocтyпнO:Дoннoeoбcвтятeльство cвoлoвивcяпрeдмeвoыlaВннждпниызapaэлидзыxкoифepeнц иях, круглых столах специалистов. Впрочем, это не удивитель-вo] Ceнoннo чсоы-гнж. ]птнcсвaт досвсепносо гкасеовосо о^асвно-пиямоно кoсoвдннует. Поставщики образовательных услуг виxиpcpзбсвслимoнooзобoчeныeoимooпpocoм]п («скольку ылтыиышuяcкcиoчuиия, с^лемо^^я на её формальное осужде-

кooоpoсчжeгдooчилocьыoпнc,напpалвипeлcвpаиoueв] ПTH0ЖeгBCЗЗ. МОЖНО CИaЗббTcЧв0ЦeH0ЮПOДaИМHИHKДПeOBBа ыывышается доступность образования. Эти тенденции намети-^^^с. eIцёoeoaeccкийпcpиoдрaнoиоияcвpaны.

Одоако итиыaлeecepoгeнoIM дызовом современной си-звгнмддгcпИeитсooбaueoopнияядхяeвoчлриэвoм, пожалуй, тенденция, обозначившаяся именно в последнее десятилетие к л лиан э совоиессим пкоскло^мнз связаннаяп гэигоо-сио oзда неуклонно растущих частных вложениях родителей в каче-иа^с^^,озсс oЯиPзcв■шс«eвoocJx[B«мciГJ■ea.к]влвcOcг.IUoмнoнию ыкcпepвoв,eиooкпcинaчнo свидетельствует о целенаправленном ддзнрoиыooдавоeчснeхcиcвзмн дс^«^Е^с^]с^]ооео обрлзооинииопрг -XCпёнчo-мoВ]Ибеoм пoксo:вифниизованных властно-собственни-дхoнa-oдниПrПpиcвoм Дыxoдцыиэдрлгиx -ткхбльных групп лорнспичным иричином ненмемв уoooнвaк качесвеенному oeuдcтopним я. следававечьно,ведзюы оозмтжносводосполь-зоваться знаменитым «социальным лифтом», о котором любят TOДОpПBЬЛи0зpаЛOПЫeЛOЛHUИKИ.ФаПУMoИpаЗOM, 0M0CC0ГЫIX cаoялнаeeнeнняпpoпcяoдиaлипIьпрocвoe в<^<^l^]^^:рeo^дство спecтниcлeхныч «иисодсбезположзтельных трансформаций лxooцидoанoгu иэкoнoиcицeeитcд сваеуса. Пт оувирсла, оиыСв дальизйш е^к^^с^с^г^^^о^с^^сс ыЫнaeyeвcянoвoс нсртвеисвоышын-сов у работающего и подрастающего поколений россиян, что лвндаёи не прозто новою социолонвгю реальиоэво, а рсанвносвь ^и^о^еГ^ва°К0с^С^1^]^!^]т^^ед нeooввнcвым» [21] (см. также: [22]).

Нюпроивипзвэвихлеиооияиравнон(д УкeцнeJкoступ-вocвьoбpaтo°aннЯc сниннйивгпнoлoгc[вoceyпает в противоречие с наиболее выгодным, оптимальным в данных условиях, путём использования имеющихся у различных социальных

Основным средством, которое способно в некоторой степени преодолеть социокультурные, имущественные, территориальные барьеры на пути обеспечения равного доступа к образованию, становится дополнительное и непрерывное образование.

группинтеллектуальных иматериальныхресурсов. В такой ситуации основным средством, которое способно в некоторой степени преодолетьсоциокультурные, имущественные, территориальные барьеры нь прои тОьсдльсвиярдсногодоетупа к е^аелваните, ст&'акои.ьсядтпелнртелъноеинепр^егатое оДрооовапне (смо [ек]Н е^<^р^в^^^м1пт^,иаи^^,^€^1РО,сь р даынош социологических исследований для того, чтобы понять, на карие рчасткрх индитидуалыпою жизненивсн ортекелний вапыл-аителотсеоОразоьиеиемкжетоуксобетвов ать выравниванию жчзнenпеIивoзмлжнocтей?Kккчтcрт,коoтесcчёвчнго его исыельзтты?

Исетад ьвaнуппоквтоIвнют наличее устойчивой мотива-дппк ppoеoижетиюгбpaеносlнияи, тртимоесазом, накопле-и^тэ ЧPИOOеЧCCKOеЫ капиьелв CнеиПЗHЬT:ИTeЛKCOуЧHе?И?KеCИй-ского населения самых разных возрастов. При этом намерение предолжлтч вТрарычанин опраделяелс^ пткеждс кеего ъ родем ^]эо^^^<^^вн^л^ьпыл занятий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Намерение продолжать образование у представителей еезлочиып срофьсс еетьвсиоххт^пп, — 009 е.,%oтеaтoотющто1

Социально- урофесруонаненыеграрее Собираются продолжить образование нркевган,ветхпнеуны, везе мтечонисближайших трёх лет

Всего ен.ч. гт плвоеф^щих обучение:

Нв проф. куисык В ОеХВНРННР ТВ вуее

Умрсвленумі ы П5 г 64

П^фассиенаоы 2В ее 0 Ь4

Полупрофессионалы зт 38 С СВ

СНиснанраРогники 22 16 21 68

Уддовыесрботннни рврговла г обеоржсирвия 2а те 14 ии

РаВытникн р]іноаа физического труда вьі 26 18 64

Оотрсеикыуетрвсыок кл вероывли ег Вб 32 за

Разнорабочие 13 34 25 54

,-н Каквидноиз данныхтаблицы1,управленцы, атакже

ни^з^к^о-^с^р^(;днеквалифицированные работники нефизическо-£ готрудадемонстрируютслабывнаменениянбннвления своего

^ ненбвечеекогнкапитала.Приниомержиивдобныенамврнни я

о

^ --------

ГО

ОІ

п васыёты на ренрезентзтионой ^^леі^асеі^^]3(^ест]^а^иьі в целом базе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) проводились В. А. Аникиным. В таблице приведены данные лишь по наиболее массовым социальнопрофессиональным группам (подробнее см.: [24]).

Образование выступает для россиян с точки зрения их мотиваций и как форма инвестиций, и как механизм изменения образа жизни.

0 ГМ

Ю

го

о

го"

01

р нипенть,ыо пуьаьоысенимотраатсаьбуррхую в вузе (что связано с желанием сменить работу), а не различного рода про-фессе оиальным иyuоaм-нoел е—ниеинтсресуюс веер озелншь ррaД)eccиoнaлoб[

CyдяпoдayррIк иолны РМЭЗ рр2и08 6.. ттаь^^^(^^вом

ровоею!^ HaMOpeвaЮЩИXCЯПзBс;PPЖИTTOбpaеOЬбPИe.ДCPЖeЗHе только стремление повысить заработок (73%), но также жела-рие пчлутите новзтю иpoфыесию т расширикь УBТгoзьи C([2%M нaйтинcбyюpaбоuд (аЗ%)апoвыеитькввлификацию (68%). геччlllмреиzoм,oлpaеовaнuовыomтnaвmрртpьcоляноmочки о_pынн,тlCУ мотивсциг иoa^оMеpыи рывcьвшнuа, сианмеха-нuамuомвнeнои c0cыез;ыaонн.

Pдoеиo,пpивыcoунp cнбиpм0cтидлнp0ccиям ебразо-оuyoи нас caмocтсятдльилй цнрносту, т^шк иьтезр^^l^^nих определяли в 2010 г. свои возможности получения желаемого OеДXдOBИЛТИ впе «ХИ^НШи», ПОЧТИ СТОЛЬНО ЖН pOCPOPДOPTOB

Ыв^ы^(Уо)рр^^вп^и 'такие возможности как «плохие» и 47,4% -^^1дд^,^с^^.ло^^с^^^тртыотИ При итомьCpaзтaкьeльpыу уровень мpргикключыоыxрляycпeпшoгcpeшения задач модернизации гpyимявл0pдuрcuaтеyен-ррк, ло дрннымсьyтмтомнp, доля риц cвыоPIPMрЫpaзьвaнpсьрзapaтыxтаУДaoлeчoр,cpcoивняет пРоссии менее 40%, а в промышленности их доля - 18%, что ^^(диш^т^e,ч^м^г^]^)^с^o^^^^ш.:[рьy.

Еслирассмвтрсте ыроувaчиюглyпп работников с раз-^ым^onpсоIuОр^;^тр^(^я,I^д^aI^зуо^^(^pы^^I^I^^г^a ет лиц со средним общим, неполным средним и начальным образовани-зм,п дрелен ^ со И]:)еднкы стco;paльpрIM и оысшим oЛpp?беaыp-ем, а также лиц, имеющих учёную степень, то видно, что вы-сеунйоЫвaPoвaтeлaныйцрoвеньпuщо евятaнопoлoжнтгльным pтpoшeppтмкppoдoужеppю учёбы (см. таблицу 2).

"Гт^т^ 2

Отношение к продолжению учёбы в зависимости от уровня нм?ющcгеcэфз pтagтвcтooCеcзoвaоьь, р010г.,%2

Отношение Образование

HожecpJзgeI'o CПeЦPГГГOOCГ Выше бендиете о^его

Скорти положительное 38,2 61,5

Спорее оърпцатесьное 44,6 53,3

1 ^c^еmITр^]^(^^^^]^i[cтотo дIIлeд(caтоя Иоcтшyтт cзцcroбo™иTAД«Готово ли OOIcе?cкo([)Cщз(тзIK мсмтнизcЩCc)>[(оJртC0JЗт.( OIысcзecpeзентировал население страны по территориально-экономическим районам, а внутри них - по полу, возрасту и типу образования.

2

Данные опроса ИС РАН «Готово ли российское общество к модернизации?» (2010).

ПОЗ qdgeHstf '£ oN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преентаелямт интересзависимостьспособа, которым россияне пополняли свои знания, и типа поселения, где они проживают. Разумеется,всельскойместности институциональ-пое(фор^л1£^р^]^1^ое)с^б^]^^;з^1^г^ние мстее ьос^тлтг^о.тесм тгороде. Одилксп^ттом е сеаьскихнаселёнкец с^нктех плиболее оытокт дол я лии;,коеецыекемпенсировали B^H.eeoj^c^i^ee^i^ijMep-мального образования самостоятельной учёбой (11%), включая дсже платйлзе ылваыыс уиокы. Вцсимл, т лоследнст илучле ^сз1^(^.еосоеа^ц^1^с^^,11^^;е^,ее есесо, сэсиюжности дистанционного ябйазоеавинйотее ссиернет. Эсоковелиперспскестлтя тен-цеит;ия, сочдеееокстоующся тс^пес^с^^1^(^^с^и^е^е^1С0еле^м тести селесколонаселениоеыстулиссаксодоммодер низации жизни яосаайсково селе.Кломе тeкa,чиcкелло;,oсcоившилнoвую сыст;идиьноссе( в обллстндсх цент°ехсейчневышс,чеыл мегаполисах с их уникальными возможностями для обучения. Вадиме., эео тНъяснйетсц тем, сно л меслптлиснн лсоче нлйси ^^тоаьео13) уже емеющейся специальности, а не тратить силы вареоес дeepeкoнгетдвкн•

Плсдcоцолеиияpeccиo:нepoли образования в жизнен-веесв^1^^два оеволкютптлнеепоняте ^ете^с^тнл^^с^юстл^ие^еот-пии ссссио е^(^Л^(^^(^^^С^С^ОтОНе^)Л^,^ас^ ]С1^^,Э<^С^е ЫТЯЗЫраРВЫТОЯ си-еуации с человеческим потенциалом российской модернизации вцсеом. ати, нозитиеиые, oптимиcтичсоклспцeдcтдoиопия с Зоеаеэ^],замоолопс^^е^З^о^^,^^юоер^с;д тех, кто за последние вpиееыaтaкилиикaйeполyнлac;oнллниотпэнoeoap азование. При этом не участвовавшие в дополнительном образовании примз.на с еа ]эдз нлще ьжсадаюо, чии ид жизнеендю услодия и возможности в будущем ухудшатся (см. таблицу 3). Кроме cтст,иccллдooопинвыooиливзвимeccлсьcиocoбнoчcлкмоти-аирозетнойучёбессоеприятием мероприятий модернизации. Ыe,кеавыpaжaюoжекдниопcoдoйжaтеoбyчeкиее лсоОюпное елсмя,полcжпоeльдoocтрезaют социальные и экономические еереЯСДЫ иселрсютос KMCTOOOeOCaOСOOбЬ.

Сстоеца 3

Пpeec,гaвaстoapoо6cбоoб индивидуальном будущем в г^в^1^^ивесее^сё^^^(^ё^ее^е^^сте— остесрывносс осраеования,20с0со%

еол^^01 Жсисс улучшится Жизнь станет хуже Всё останется без изменений

Учассебв аоё ввспоекительном аВразаваеви зе пессетсее -гоис 24,3 6,9 68,8

Не BД0ееCCИTeЛЬHЗH оOeaзoесmleеeосcICДбиe 3 года ее,о 60,6 с5,4

Парадоксально, что обеспокоены недоступностью необходимого им образования сегодня в России преимущественно люди, постоянно участвующие в различных формах образовательной активности.

В период 2002-2012 гг. в российской образовательной системе сформировался ряд негативных тенденций, ставящих под вопрос эффективное использование способностей населения и его тяги к получению образования в целях модернизации.

0

ГМ

ь

р

б

го

е

ПО

OI

Параноаеасмнс,чтееСззавксены ньвосттпностью необходимого им образования сегодня в России преимущественно лярв, поосояннн птаствующие олaзлнлтoIнфopмцxoбра-зoпотcиьнoйaкoионocтц. Ииеюси ее^с^Е^с^ми, стлте, тля кого обнaeеоьниe-cимoпоceKeрaжндя е^^о^но^ос,^ лоитоятся ртратиео о ясмyдocтyл,Cпцлeo0cбьpoны, оцсоожск,сучстом ^1^соои;^о^1^,^,^.^^ния в ходе модернизационных преобразований янвевйеаавнoйэвaыомики(«эккнoмккиeнлнийо),тoт фачт-пзo, озсочок на еопрос «с0ок Вы оцсниоооте своиеисмьжоасти получения желаемого образования и необходимых знаний?»,

СОЧтйЯ ^.ЧсЛйеВОЛи ЯТИ ВОЗМОЖНОСОИ CЛOпCШИMИе.

HOOИOЛOKO OеО0ЦOBaHHOб0CПOKOЙCTBOЛOCCИЯH по поводу яедааоуковссиолянил необходкыых имоб лооoзлоияи зна-ллй д ноитои, чтоимсннт цолозрывмоо еее^с^ол^]^1^(зс^^оих знaакйпocьoeяcткмрyостоoвать себя в современных условиях ВoлееeнеpeйДO?Чвоеpeaльнеcтипьoкcxoлит с^о^с^^^е^^^ским с^^^ит^.чтм ктсеийскиа цоСоио ииоо,иеи:с рязмом лло ьптиа-сaтомаxoйторa ec накопления, так и в показателях запаса?

ЧсоВыооееоить иaэтоooйpocы Ю.В.Овчииниковой выиeооопа0oтaнocиоoиaленaямe тодика, позволяющая оце-нотс диновaкyoитyнцил иoпитaлoмвPoccил-

Ез нoимoнециeпoпaзaпц,чтo, нсомoaпяиa ]pозепркaеaвслей накопленного человеческого капитала, связанный с общим новышеяаамкбньooooосоькoooкпoвнянaoeлeниц,тктивнocкь по накоплению человеческого капитала на протяжении по-влсдыиы O лет значктально снала. й^ниче отвэпЯ[ njracутствуют две разнонаправленные тенденции: наращивание объёма чело-п^^ескс^^о ктыитлйа, иолyченнoсo с плзскои cисееиы оанепногк формального образования, с одной стороны, и снижение доли ытселений, авoе;пpинимaющeгo pеaлоныс дейсеоил по его об-аoвлoцмювxоцсдoполпительного, неформального или инфор-ыaйeаавopбеюгoоeыин исдцyгoй.P посиыии жeмoтиоaмии п^о^€^с^сэ иaкoкJIeндяeeлoзaпоcкого капитала можно зафик-еырювмсоячeкмyщт00векн0 осирОИЗВОНИТелднуЮ помотивам иpийодyнaкoллоиияacoкpоo[cинoм аоееоЧваомоОщегпвс, т. е. т[цоооиол дписнтaцлн наполучсназ еыeкICоooеоaзаoоииявы-оьyпooосcгoднвaPoccaacкopи е культурной нормой, связанной еоеныортьюйляроссиян япье6oтнoйpтбooы,и иижeI<cбaтус-оымфилотp ом»(^^^лт^о^)^(^^,^носо^о^о^1^^^л

Все вошоесказанное сопдстeлoeаoястoтooнчтoе.иeриод 2002-2012 гг. в российской образовательной системе сформи-цоваисямял иосьтивныхтенОеиций, кттонщихпад оспрософ-фективнелиспользование способностей населения и его тяги иnвюaвенuюoOилсецaнaявцeлкxмоOepиuоaцua.Oc обенно cплcнoчT’ЗДumueэmuxmoиИдплл тc^oзпгoмmелo,I^mсoеисв е-олрooЛкoлйmaияoлясmcя врквнейшим ресурсом модернизации, еыкеклнoмuнu,mнк с oОlйсooевпвыеоICШ.

Расчёты на репрезентативной для населения страны в целом базе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) проведены Ю. В. Овчинниковой (подробнее см.: [26; 27]).

ног qdgeHstf '£ oN

Библиографический список

C.Беиосpac<C,Чсмoеeцслкоеюoнеоeнпe:эконoмичecкпиooд-хь-. ИсОтннные труды по экономической теории. - М.: ГЫ-BШЭ,200B.-И.49-ёe5.

0.Mmcer[n.лоИoolmg, ЕцрбсСелсеапйЕцбтеиС(-м.У.: National Bureau of Economic Research, 1974.

0. SchulTo ,T. W. TOc EconomCc endue оз Education,- тС.У.: ;се^1лтЬ^а ’итогсобебут>сеею, ^(i0.

0. J^diiJL^'tiz ,C-. W. 0паосеосекс »п Нктап CCо.pз■<^l, thc Rт<с of Ф-ucaCionaлПoЗЧеsсоrch. - N.Y.: Free Press, 1971.

5.TeлсеийaU.Ч.з<Oбpaзoвен»e отечooлежизнисL иости-тцочизaци-вeвpoцcйcкoм ионтсистеи »с орелка// Непрерывное образование в политическом и экономиче-pki—с кoнбeкcuои 0 зсод сссо , Г.А.Кл Косарева.0 М.: ИС

e.ppc^, вакс. - л.осо-осе

T.P0СCИЙеKИйM0ПИЛ0pИHГЗИKH00[ИЧeCK0Г0 ПоЛЫЖеНИЫйСдо-

ровья населения (РЭМЗ - RLMS). 2008-2009. URL: http:// чwW[аso.ru/rlmsC0.c2.10I.

7.ЫoеcлЛлк—ймoкнтoлкизoиaиoмичecиооoпonожыл ия и здо-Лкотн иаостснмл ([сЭМЗ с RCMH<.2008-2000. UTL: http://

WWW.nOC.rк/зImЗ. ДоенуМ-Ютои ОЫСШОСО аMд03Л0aHИЯ

[России т Пот. ЛИД. М.В. Шишлил.-M.LHe/оаиеимый яясоитиuвoциaльpoйпoлиcики,TOПT[

8. Kлтыьaязилооcиии -O. Л^Внхшта™ ^^Курчкии Д. Ю.

Бег с препятствиями. Кому доступно качественное общее рбразовооие ПН еНосияреформирующаяся. Ежегодник / Осв. сел, М.К. Мосин б, -з M-.: ИС РАН,

20)0. - Э, Н02-ТТЫ

Ь.ЧзоскничвнмоГ.А.Шкои ьная реформа 90-х годов: ново-воедaвшны cвцмaлоnьяccлeйЫ(ип/е Coциoлooичссмий жур-

п—л. втве, есо с.д1 - с. ia-зт.

Iй. ВишнеоокиИ .I0, Р., Шапко cc[ О. Стодено00^ исоцио-культурная динамика // Социологические исследования. 2Я00. Не Ю, - С. 0О.

сс.Рощкна Я. М. Кому в России доступно высшее образова-

ниев В/O<^еблn^OO^Iя ЬЫСШЕГТ O0лOCOBaHИПoPoCCИИ. -

Мл HcзaдиcимыИ инcдилйтcoииaиьпoй ^ти^^иии,

0ЛЦ0. -с.з2.

ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ

12. ДубинБ.В.,Гудков «П. ,Дц^ев1^н^^н А.Г., Леонова А. С., Стучевская О. И. Доступность высшего образования: со-циальныеиинституциональные ысп/илы //Достулность высшегообразованиявРоссии. -]У1.:]Неза1^ис^иц^ь^1Ы:иы[сти-тутчоциалонойпоуиыика, ВН04.-С.24—01.

тЫв-тоазт/асие и общество: готова ли Россия инвестировать всвоёбудуЩце'ЬДоклыр Убщзыовыцны— ылыаыы РЫе.Рло, ЕсИ.ЯсиНеЯ. !И.С^^;^^]^ин^а^в.^0^(^^.иКТ:1^]^1^1^^//с^^еы^]^5е. з^/1^соит^Оызт/^^1и5/з^ы^07ы.ата_ис^г>с^с.ус11 (20.04.2011).

ТЬ.Конлааитинозский Д. Л., Волиесеюская СИ Д., Череднныенкв Г. Щ., Хохлу шкиыыЫ.А.Образовательные ижизненвыб/уаскторуи молощёжы: ЫС98-2ПЫ8 се.- М.:

фыну цыи,аоыо.-с.аяз.

15. Добрынина Е. Научи учёного: Социологи выяснили, какие гфууеезиивызав/львяютдьуг—аылы ьыпускникивузтьиих .аВасодатели// Российская газета - Федеральный выпуск. 13внября2-ы/.Л°4ыУ/:

1у.ПоноывслииН.Е.Хроы агуки или оптовый рынок знаний? бН ФилосоНаку/ т- сыщиаллные истка т униттатьае-те. -М..ГЛоВЫГЭ]20УП.

бВ. Ше/ЗГИФ.Э.ФаКТОЛЫ-ПвЫСИВОДеЙ/ТОИЮЩИеМОДерНИ -зауииросситокосы(путЫесссонн/ь ного образования // Mттepниеaцу-лoзыийык/гoыСpуыывaниы:пыo/лам ы и пер-опсиыивы. и М-оЦен^социалсвьгк сфьтиозирования,

2а/о.иЫ.21с-ьты.

18. Днваковнет.Рок/ийскыоПТЛ иовыннкумынач/уют, так ктуессабитсыиенсы1-20ыС пуедпочни о^;^^с ЛаГСыные из-весаия.ылсонтя0ря у009.

1Ы. Ваконсивпо ркрлпненныы г^пиомгфтфеовий исиыци-альностей (из банка вакансий Московской службы заня-тости.ла нт—0рт 200Ыг .][и)НГы]зёё/:Зепв-зн1оИул.гв0р].с82/ таокеСыЛывЫ-8/.ИЫт тЫО.ЫО.ЫНЫ!).

20. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная Ыеввнноссь и мствгфк/кт отечсы—ьбанв6) ооыщылвоии // Роснитатформ—рнющыабя.Вып. 7.-СЫ.] Инсыитутооцио-логин РАН,ЬЛ09. .(т. 06.

01.Сеу_аЛЛЛО-бКОНОМИЧбСК7ОНС0ЫВет/аООИб// сысп.оп/оод-ствьвсовременной России / Под ред. О. И. Шкаратан. -М.:СШМА,ЫС0)3. - 560 с.

Со.ГтушкыпМ.К.,КлючаросГ. А.Нзпре ровиееы^ылыныи и е в контексте модернизации. - М.: ИС РАН, ЦСИ, 2011.

бЗ.АникиьВ. А.Повсдснитпо отношпниюк своему человеческому капиталу основных социально-профессиональных групп российского общества // Х Международная научная

ПОЗ ясІденаУ '£ ^

ккнфзренцняио пробнемамразвитияркономики и общества. Кн. 3 / Отв. ред. Е. Г. Ясин; Гос. ун-т - Высшая ш кола экономики.-М.:Изд .домГУ-ВШЭ, 2010.

24.Распределениечисленностизанятыхвэкономикепоур овіяло образованнииотрадлямв 2002 к.(поматероаламвыбо -рочнооообследования населения по проблемам занятости; наконецлдябрядТФсдераззналслужбегосудоавохеоной утаднстони. ДСУ-о: 01^.//е^^р^.ч^]С!^.гі/Т^.е<^/г^|^2/Т0і?_ДЗ / ОзНаЧН/Ю^.е/ВУ6./ТО Д 0/ЮОоОНОг :-.бт (25.11.2011).

об.ОвчиениковаЮ.В.Динвкокн ипкопленит /азнын вадкв ИббоивданаселенчбмИоеыик.влппниеко особенности мо-деанизбцикеврто:ы/ТСборнотзттд2Йасоирантоа- 1009.

Вык.2.-мдки-вшэ,2еоо.

26. Овчинникова Ю. В. Динамика накопления человеческого котиталанафоле деуоих с^^^т^Д^^Д^^О/Народооьс еленое. 20б0.№1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.