D СГТІІ ІД Іш/Аметитпта. DEL І ПІП IV Социологи и
Тема номера: Человеческий потенциал российской модернизациа
Воияник ніеравенства на качество человеческого потенциала в России
Кирута Александр Яковлевич - кандидат физико-математических наук, главный научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН
E-mail: [email protected]
ПОЗ qdgeHstf '£ oN
ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi
liJEV. I П wW IV Социологи и
Влияние неравенства на качество человеческого потенци ала в России1
АННОТЭЦВЯ ^piMKaxf^e^f^^c^cMc^iHc^roah^aaM^i^.fl^aH^b^^^ постра-
нам гиира исследованы закономерности и даны оценкидсгахввв1говосрействинне1ааен1твн до-axc^^^Mf^^^HO^‘^naar^i^1^c^h^cci4eao^^L^ec^t^c^roF^ic-вития, показатели качества школьного образова-
о ия,дямнгратическсоюокве1веаи,г1 о бальные сндексыахноур ентоспособности и инноваций. Рнйанасатавиваны ^:^;^й^с^с^свя^1ао^е^в^^ й^и^ллс^ой, л^йоонг^;^свйное1
Abstract Cross-country regression analysis accentuates the
cegaCiva effnсИнС1^(^итe inequality and widespread poverty on human development indices, education |pedc,c| ио^у^о^са^^^етк.хаphic trends, and global indices of competitiveness and innovation. Uei4 I ыгеггк1апюстЫр°саксс nthHmoa^aoed т^а0^.
КлЮИОВЫеСОАВаСн1ск>сеческий потенциал, индекс человеческого развития,сол,есиннсо стевк, accaicK^nc^E^o,Cc^c^hcococ^, еидекс н11с^1^^1^т^к^с^г^1^с^к^с^ннсти,нс^б^к^с^1еноваций, модернизация, качество ориизовииее,всод1лжетальидвппжизя1,вмея11носссв ■^f^>^^(^(ccособном козокасе
Кеуо/тиИя:Нитоп яо1акМт1,т d^x оСОатакГеуос ортсвС, so(ееleavnf nment, 1пкс|и1ху,роке 13о,^г^а^^ещ1^о mc>PKiriкclesa,mеo\/вriонmdl>emoKнmizct ion, ^^^f^l^^'CнneH^c^1^^(^l^,;зtaXcl^E: а55ос1тксС,ИСксорectance, mortality in age 15-65
1 Статья подготовлена в рамках работы по проекту «Социально-гуманитарный потенциал модернизации России», выполняемой при финансовой поддержке РГНФ (грант № 11-32-03001).
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Двигателемэкономическогороста, неучно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности страны на мировой арене являетея человеческоеразвитие,подразумевающее расширение Яренлвзональнзлх зово^(^;^е^(^(^т^^1131 рзвос^1^опр)бно-^,^(^]т,зв^^1^]яви]ппть^:реч.^]юдей вевсехачщпстветноеоачимых тВ5.я^сзе,ыз2х нелоноческон рзмтя.чло^озео.,в^з^51евеоа ЧЗЬ^з^ХЗ^у^^1-о такое преобразование социальной среды, такое совершенство-релдь ООЦИЛЧЛНЬ.ЗЛ ТЧНООЧЗНЗеЧ!, ЩШ КОТОНЫХ ЗВИМТЧЛЫ, вОЬМвЖ-
з^с^с^т^иео]еь^^с^1^зе^1^1^зч^З^<^]^:з^КЕ1чеь^е^1^€^З^(^^:кого развития были быоетимаеьдымв.
Ч^;з1^(^сонн^но?кзьтво1^(^]^ы^оп ньтв(^бш^«^€ь(^^н^1льязле[е бчня'^^н ьсзв;чнпзчaяcpeлне,вячaкр твеони в той или иной бтвпоеинеедочлы.С мнту—тлвноК овя^и возиня оачи аль-нчт срилт — эон давокыпковтл нзловийл еч^с^шоо^с^. в которых люди функционируют и взаимодействуют между со-бяй. Но вели {жссметвичавл овииaльычщ ервил твл пред-вет в^я^:^1взне^р^ей1^в1^с5следования, необходимо выделить в ней бTПййЕОPЫ,ЭBЭДaюЩКeCЯФHaЛЛTеНОCKOMЧИCBЛTИCTИЧеCKOMу
йплэaнрю,м0д6ллрв0aнию(0цэнке и управлению. Имеется нвcеелЕKO0Poлньйтaк—чллpyкткp• П6pвдчиaявтpyкоypa поидaлвлoйвpдлы- еттрас—рбтблтлибгееерепьнойвиво-к^п ности населения в пространстве базовых человеческих нвpaкевpцcтик,кчьелyк ота^охвтлосятсядемогфафипе -плие иеериaльне-рpoMзенлечалей ыевоказатели, характери-нтикмедыронияи ^^<Л(в:^(^^^двтв идччтанЯ(Cотpктyра следующего уровня - это распределение той же совокупности по xapaктоpиcтиььaм мовчвацнт иьФОденин: о;пливывчм, зчыедню-чтениям, социальным запросам и притязаниям, склонности УЯЧинмнаьилдoтвepгровьeили ииыeабpaзюоспотсдeння, эти-ческнмоовицням.Обеэти структуры вложены в систему эко-мокшыпйеилольцэчлыныхотчвшечийекоткрызрдзчлитчются оBщкcовеннымиинcвиээтaми,дeтерминирующими распределе-миееющеИсв cкчиoлынымcтaтyдaмиcтциaронтмyлaпиталу, ДОЛОМИ ото ИIeTЧM^B^OЮ^MЫЧ^ИO^Щ^C^бП- АсДМЛХв— ин-eочсJ^5.овс зкладыивются я отлнcфвьмилyювлявзoвнcиыIасои от структурных характеристик и под воздействием структурных иьмeнeнчНcoчиaльнxчcлзды,очaыывтющиx, в лвоюочен-дь, нчпооплдл—веннoeвoзпочивтизнcпpoцсззы мoоетчитaции.
Kли[дeвyюpoловетпьчeoцeнки социальных возмож-юоевеб п—гытдичслил в[оc]|;сpниоячиочнагрpдзвивияPoeeил лгpaетпстчинивaнлeмexaниимoвфop—иpoоьычч лдоепдодере-ния человеческих потенциалов1 и их воздействия на процессы
1Подчe-твeлJcдьоопоJeIщиaлааи дал ее подразумевается совокупность всего, что обеспечивает возможности человека как работника и члена общества и инкорпориро-ваео в нёМ; вквнчаы звoоодЫ(ОCpо- тв^Е^л^о^ aeмдр пpэдэлжосeлснcc,гьчззни и т. д.
Нжэтомьес-в eчeceоpысззтслт тpIKTJBдeд. чеккечдььJтaвсoee - ташем понимании лишь часть человеческого потенциала. И человеческий капитал, и человеческий потенциал могут, на наш взгляд, в равной степени рассматриваться как характеристики индивидуума, группы, социального слоя или нации (в последнем случае как агрегированные показатели).
ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi
1 ЬКХт I ПГ IIVСоциологии
Создание условий и стимулов человеческого развития играет решающую роль в осуществлении модернизационного прорыва.
0 ГМ
.о
а
Ю
го
о
со
01
модернизации. Пемвымшагомвэаомнаправлении является оценка того, насколько возможности модернизации зависят отт человеческогоразвития.Такуюоценкудаёт регрессия гло-бально]^ои1^^е^са]коЕ^к^]эенто спагебоостипо оанным World Еоадютаа яогит(ом.: [1]) наиндеае итлаЕlЛPTкоaopaсги-ьия до даснавмитвес Nationa^aatapmerri PаoLlба,Hмman Development Reports (UNDP) (см.: [2]; см. рис. 1).
0
1 Ю
О
6,0
5.5 5,0
4.5
4,0
r О II
си а
ода
о I зм ЗМ (О ia 3,0
х
н
X
с
го
ю
о
2.5 ё,0
1.5 1,0
0,0
у = 2,49е°нн
Зо
0^
0,2 0,4 0,6 0,8
Индекс человеческого развития
1,0
Рис.1.3ависимостьглобального иидексо К(^]^]^к,р^ен^(^сг^с^с^обв^(^с^тис^г^р^а^н^ы^;^0^(^-^С^0^1Г^, 123етраныннрс) от индекса человеческого развития
Мыиьдим ,чточеловочь1кое развитие населения сильно детерминиыиктьонкуронтноиоссЬоситъькенимики,т это по-2воливтсвол&кь ьыкод,чтосозЬиниеуслооийистииулоьчело-несескогоразвитинигрнстуьшичщуюролъиооущестнирн ии И€Ое)т^и}тсизициор^и^(^енпньро^ва. Этот вывод не удивителен, в нём лажнатольиоореНикьклыкеязи.ноо ымосо ядлыоыру сле-клющий факк! — иоо(евeнcmвoUoxыдoвoдuнaкыдь норuшивно оучaоmuнмчeлoвeчecкниpaзвumuо,u на уровень конкуренто-2пмлоиносто. Haциc.Hуннaрuнaouвиcимocтьмндовкaуолoвe-ческогораьуитияот ик^с^^кса^я^^^и (доиuызUNDЛыCMы:[2]). ^иотртцательная зависимость демонстрирует высокие пока-^^т^.^иро;ии^о^т^^т^^^^ой^нык^^^^то ноoмoтиы уиcyIу;гытвенное UньоeoIнио дaнмвIX вок^л одолда. Пмыотoмчлгpeксиу ныдьaса конкурентоспособности на индекс Джини почти буквально по-uтopаeнкаоиьнyьиыдeыкцмчeлввoчeoкuьopаевития.
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Напомним,чтоиндексчеловеческогоразвития (ИЧР) составлен из трёх компонент: индекса ВВП на душу населения, индекса образования (числолетобучениявзрослых и ожидаемое числолетобучения несойииолодёжи) 13илнзяе£10жи-ДРЛВ[ЛЙПрЯрОЛЖИТеЛОНОЗТИЖИаНИ ПяИ рОЖдеНИр.Б^лОВоЙ моялсико [ЗУБР (см.:[ч])кождааизэтил 1{(^зоин^з1^,гр£10^чи-тывается с учётом понижающих эффектов неравенства по со-оатетслтующим поканаарняк оо оценкоИ лотковл з^л ляз,и итого н^^]э^1^(^нгоич(ЗГ]>ч^м]эаоз^^о^^:з оизоис индексов Джини исполь-нуютсиипдексы Аокинсрно(оулетеллемыепвуЗ минус соот-ии^«^1^илме^и4и1^^с^еденив^иеэ^(0яу:^8^]^^^в^€^е^у^^^(^1и^^(^рси^я^г^ми ^1^иаи^г^(^^я^зарри(^]нрн^г^вает^э^з^а1^с^к^;з^з^ву^я1^е неральной сово-^^1^]ас^сти.П^^1^^]элве^Ре^^(^1^^(^^и^(5Тие^я^з^1^т^^^^:^(^(^,ляз^и зни эк вчёе нераченства OI;eнpеaюяcякaк0рв*A%,oе;eA - индекс Аткинсона дифференциации значений соответствующего покорителя е оялокупноини уиceления.Этo позволяет лценить рлияинонентвиретва доходов на неравенство в количестве кбратоеанкя^см-ртс- ТСи, семчамот, ^^^л^^арвлияние пкoяoмичeекoгoнeрнвннc:ттв яа формирование неравенства келапечоеких поаетциалоо.Клми т зитиcимсoвл, мояроаиной норич,2, вкояние неряоснеслт ртдoовтур ебонееааниенакже иказ ывается негативным, причём даже более сильным, чем его клияннеуаИЧР.
1,0 0,9
с 0,8 |р
в 0,7
го
0 0,6 О
и
О 0,5 си (
О
с 0,о р
и
ф 0,3 о
X X
0,2 0,1
10
Рис. 2. Негативное воздействие неравенства доходов на индекс человеческого развития
1 Под количеством образования имеется в виду индекс образования, используемый для расчётов ИРЧП. Понятие «количество образования» противопоставляется «качеству образования» (см. далее).
0,29РА + 1,73 / = 0,05
20 30 40 50
Индекс Джини
60
70
80
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
О
I О ГО
1,0
0,9
0,8
0,7
5 £
Я £ 0,6
а.
ю
ч
ш
ш го
.
л
1 0,5 0,4 0,3 0,2
20 25 30 35 40 45
Индекс Джини
50
55
60
Pиз.е.Bояяооер[вввеяяr:индoxедoввaа3oезooaнивиэoeленио
Индекс Джини
Ид<р4. ]Влиттиенeoooвнoтвa дотодав но ^(^I^[oл^ез^^а^^]^]^аIoе(^o^(з лгoчopaвеоггвa( (°5 атрар соодеоиомВВП на душу не ниже 0,5)
1 °ояер изобрюзиванрт Iиге:Втл[е,пeтeлиoзвoдcoуитe оьностчжтои) за
ииёт неровенссво -[e[И[оятз e,eaиoIтвоятиир е итт(ялииен° ере eвдeIтв(зcтII Энтони ^'^ро^с^ооя^!^] сртштидавсв ^тято^(^,^,^обмe^вг^I^c образования отражал фактическое не-Тареествоь распредетIне[3(е ^)^тдияI^в^^c^^)^)^:^eятбиаиьвоеия. Дли сточолоретooбыя[оги cpтдэ[ги(нaлeниноитл[oeт cИлeзeoaиия иоиооозтеясосбоЯщеетее Ioеднoа звeгeов[,эoтo-^с^з^яглд^^о тьсрии Аткинсона может быть вычислено как результат умножения обычного среднего значения на разность между 1 и индексом неравенства. Поэтому, чем выше неравен-стводобразовднсо.еее неу[зноeкco(Итзcoинир, еттpя[тшpoтднoтшc у^том неравен-^'^яро cЧьaзявaнии.сooeeIT(Pвeзоo,еотe]жoсбяa(свтеиис эоортзттсеьдеж^о&юным иноeoиoэьp([oвстиaи ивдекеоо, сеорфекп-фованным с учётом неравенства. Процентный еооазатеасеотери в рбpa(oоaнииопиритoз(тcягок пм^^е^г^г^^ зо(воcти р обычном
ддO[косeбяоссвоеия.TактичIIoа ото яeбэe[cвoeэoй неpcдeиcтьсв числе лет образования.
2 Неравенство в образовании - это неравенство в распределении населения по числу лет образования (определяемое по аналогии с неравенством доходов, т. е. неравенством в распределении населения по уровню дохода на душу).
Высокое неравенство препятствует развитию человеческого потенциала, увеличивая неравенство в распределении потенциалов среди населения, чем ограничивает возможности модернизации экономики и общества.
Различия между странами по качеству школьного образования объясняют около 60% различий между ними по объёму и успешности инноваций.
О
ГМ
.о
Ю
го
о
Мыемнидпчттмнрдеенсчвн дочотоо>внаождающее неравенство в доступности образования, оказывает драмати-иесоеи еИЛЬHOeПOHЛЖЧЮЩ0BBTЗИeЛсTOИeнaoбpaЗOOOЛHOCTЬ ное^.то^о^^, ляичёи потециза сплo нвлавенствв г нвличестве дOовзавлиияэуoпoнeниирты^oиаеpaитяютертвтoмнеpатe н-ства дoxкиoBIMыoчк. ннтаоые[мoжлoеоялочьнaэтoйoялeоe, состоит в том, что высокое неравенство (в том числе, и в Налево0 урепятств^т уoeвчzлаи oсисoвлдэI]ооo потинцииоа, Oочлuчuнaянepaчoм[mон оoоcnуeдслвнuu потенциалов среди ноceнeнuя,аoиoкpaлрouвaem оoомтжнясmuлвРсулuзaцuи эко-иомuкuuoещчэmтИ:
Д^а^о^нев^ш^в и[^cаяо^^а^^емы(^o^(^]^^Iиоточим на двух нопоенитояаныхаспекеев: тв очи eттвeшкoуьнииooбpoзова-иивс и на е;вмягpaфиооeиин пилявчксияx,лocвeннooeпежaющих состояние здоровья населения. Оба эти аспекта формирования кеуooечeееооепoтд]сцинлa индолы опдоделялснпл вовтоянцквм воциалонойсридар и соответствующие статистические пока-^^о^тти]^о^^с досценнентмся лoлинрнлaтчpыноo:ввива этой пpeды.Плoлзyяcьмвждиныpoдными сопоставлениями, мы по-кuжпм,чpдэoиcтттpввлчоoииeуoлaзaтели,с влллмеoopoны, еулмсвтвен новлоиютт aоевмoжнoдтивоязвиеио инноваций, а с рругой - зависят от масштабов неравенства и относительной ^дростр в
Пчктжем omaчрлa] иoopоoлuаpя между странами по киеетви школъненн обцазомрнояеръяснлют вколи 60% различий между ними по объёму и успешности инноваций. Для аоаыы ртов васпововуемоя мтнюя незччиoимыми иирорниррми данных. Первый из них - международные оценки инноваций по1ен отpaнaммплaв 0008[з]paзpaбoтaннысБocтелелoй кон-ррлтиивиoлe групгюП вс Институтом национальной ассоциации ееоебaопIоaющeйяиoнышлснлостиCПЦA(cм.:[B]3.
Второй киточруя -эторезультаты обследования каче-стаu(^а^£^з^^I^ния Ве-лттнио шлервлимовв 0Лoчрaнaх мира (ынлючaяPocoиюеIПpoвeдТннагoOpвaуpзоцкрйэлoиюиючeтлого ечерусличсотвп л яоooутин 1<В^]Э]В1Л0)и лa06е.(юГнA-2а0ЯICeм.: [4]). Первые и вторые данные являются общими для 50 стран, лuлoooныциOyдeтooвдодoтoчoнoанлмaниeв напоеманаиизе.
Глтбы[ьнoIЙиннчиoилo:oвaнийoз.coцутывaдвeллoи взве-швннаосуммаоценчл деухоолазатоией: условий для проведе-из^(^]^aтИ (OнлшeIд_OвeoУивeяргoвoоyлaecтелeлня внпова-^]Пи (oz^apl^oe.
Индекс условий для проведения инноваций составлен из ыцОк лоошоооо1р,лр(р(ноя поч ловтрым оo;eтивoeтся по ноелоль-уимеуччимымфмлuчдом:
т
о1
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
1.Фисндпьчтяпдлитикн,кчтсрантастируется по факторам налоговых кредитов на проведение исследова-ии:а ио розработак IrИdT] о0щттoypooнянaлмгоo0иoжения, нчлмчили лазмеровгоеунпчотвенпыл фондовдляподдерж-ди нcн0cяяниoвaнияо(0H;
2: Другие виды политики, в их число входят: полити-капсфеуе оПпчзопвния, oляновтялолитикa, вoeуоupевoeннoe Нсeмляpoвaииe,нoнитинрюoбмaeоипичo2oбoоюеннвeти,имл[и-eлaциoлнaяиинфpacтидктyлнaяпoлнрикa;
и, Mквdж2ющaн виeнaлнниuaцивнцoIxплчгzeocou(oцe-ииааемччла фактором полчженияв сфврвоОразования, каче-зтиатоииипа1х лееуивав,ниитвточинфиаерлунинлы,иклужаю-щейоестмнччки Оиенеса.
Индекс результатов осуществления инноваций также човтaoилетсянaocнoвe оценои член номполонт:
I.2 еоцльреты r&d, которые тестируются по факторам: кнвeoоepиКсrЯ[гI,гтнeниpoвaимяинтвллзктyaльнeуc обствен-посс^и лцТлилчнийитлоныфелтсознаний, коммерциализации шшовачзрй;
2. Эффективность бизнеса, оцениваемая по объёму вы-дoкаoсxpoуoвичpoоoэяoлoнто,пpoиеввлятелоo:ocтибpыoO]pы -личной И2пиoaлиз2т;иикoмняннц,аpлючённых в биржевой кистинг;
Р. ИозвойcовиoинлoтaлнйнaсoциaлвнO[Эианpмичoолии юoкaзпбвнл: иопо вaннooвти,лчeеoбчeгooбъёмo ннорртиррй, еиоPcгpuниынпяиедвижнoвтьбизнeca, зшс^ндм^о^^с^в^!^:- рост.
ьот^Нс1М^е^(^КР НHHOBaЦШЙИOOЧKOЮПЫHBHTЫ нормзврова-ны таким образом, что средний по полной совокупности стран нроетэ[o оаж.вго ссз ноказиоолеш лавенннлю. нРкииоблазом, страны с инновационными показателями ниже среднего уровня ыоличаюп оврицатвльнчю oцeикиеИoccpидаoмяиcлва.Kломе тисо, чет еовокулностт аточнррнжшрованрп PлPывaниюoбще-очинденсаинпивно^й0
ВпбсксДОВаНЛи ИЭSA-2006 нРOCHOBeкeзyЛДTaTOBBeсти-оuчянинzмкoлдпиквюддIeрaдлнниeoTднлвныв ОЦеНЮИСПчиоб-цо0^^^1^о1п^т^^^о^(Р^пм11м;^1^^н^^:
ио Чттниe(eнoeoбнocтвкпoнимaниы лилтелплетациш ялoчшоaниoдо)]
П.Ш0ооeАРтико;
3.Eеoeстччлныонолию;
4.Иден тифмкрцшянчплндшх
б[Hяyиuивoбъocнсaиe2изиичндIxядли ний;
6. Знания о науке.
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Посколькупо показктелю«чсспие»«материалах, приведённых на сайте ОЭСР, отсутствуют (по техническим причинам) данные оСША,мы исключилиэтотпоказательиз наш его анализа.Такимобразом, <средн1^е(^^ль][И[раЕ^1^]ДЕ5о^^и^ьь^ейшем алолизлралсчиланыподылным об ^с^^мыиз:плсо]п^]ьизасейях.
Вае индиннаорыы иaчcлолифбpалмеaнып полажнтельно коррелированны с индексами инноваций и сильно коррели-посфины млждл си^оЫ[,пискы]у[]ч нлл сн!з.1са1^ илпФ%ьзoФасе их еляпocтpзыыиямитжзcтмeннoйрeзизeеии. В следующих двух тaHлнцaxnоилeоeс:ыкoэПИицкeьтчI лоьеммииопипз илаейных ЫceлтcэияxпзыывaтбиeйлнногапийнакaжлыТизиныиииьамoв тоеззаоыаCеaзoыaнин,взлсыIЙФoeдenмлФеeи.B таблице 1 в ка-тeотлыoбъаоняюш;иxпepeмcнлыывзялыамлльныe, и лтабли-ыс12 - аанзо^!»!^ лценкл осчестзы дcpрзoвaнкcы
Таллица 1
HeлИфициeнрытзыepмиасаФм (ЬеЛфoкa/отьлоЫ инноооцсй балльными оценками способностей шмФльчиа/оФаао/йыыIзe9гpeccияx
ВидзазсдТ Тип оценки ЬИ№И^^^raмH]^тe^^I^I^Й
Ранг Общий индекс Индекс условий Индекс результатов
МатеРРТИОа ВьрЫдаНМ СГ55Ы Н,50Ы 0,478 0,446
Ранговне 95% о,58а 0,521 Ь,49Ы 0,458
Ретс^1^е^1еые лааМИ Варедаел (] ..лл елсн 0,5^ 0,500
Науро/но 93°/о /,319 тныо о,а29 3,44 7
РдеНОТ- фикацил Р^)ОИЫЗС е/135335 Тсредоеч О.сзф/з (б^^С ы,е4з а,e^ь
Науревнь аьoы нолл а,Р69 о.итн 0,5ни
Ш^Н/е шЪъРСЫОНТе явллфмй Врредсем оыаe 0,473 0,496 0,383
На^овны 9]]% Ь,953 0,431 ала 0.38Ы
3СсРДНЫМ гыа9 зан9 0,520 0,467
Hыeтoвоь 95% 0,608 н^ы ьша 9,зы9
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Таблица 2
Коэффициенты детерминации (К2) показателей инноваций ран говыми оценками способностей школьников
Вид зевтсш ТГин оценки ПoKеЗalJЛИTBДевaЦИЙ
Ранг Общий индекс Индекс условий Индекс результатов
Математика Втра^ОК 0,5С1 тип
Науу ттая 9й% г,чтя Ц550 снат ер 11
Естестоеннед наури В среднем 1,ск8 оаиб г,481 0,437
На ес>1вне %% М,С93 о^г 0]5(1 т.ЗЧ
Иденти- флкеция научных овгаедеи Всрогтсм 1,911 о.гсн йЛ с К(тсс
На уровне 95% р,бтт сап 0,593
Нс^сче ^(^с^осттсже явлений Веосенем т,те9 0,425 5,ГГ9 о,зез
На уровне (5% 0,494 0,416 0,417 0,349
0НаННЯ ННа^е Врредаем чкое ерсм 0,521 0,509
Натеовне 9о% 0,62Г 0,617 нт^е 0,581
Средний юкеиетекрм Bгpeеноч 0 ,58! трсе осм
Ниурочнс 9С% Г,С19 1,ТК4 (тс 0,53 7
15 обеих таблицах полужирнымишрифтамивыделены коэффициенты детерминации выше 0,6, а курсивом помечены другте вытдаее еоцффициенеее де,ое]Э]у[и^^ооии. Различия м^то^,^;у,^аблеа^т^е^]и 1и2 леyслoвиeйы с:теаж(^1^]тта пи^стри^ния шкаи та^я]^нди^е^рс^е^(^1}]^<^1^^ства образования и инноваций. ЛеншевсегоиндикатарыкечеетваоЦралртантяабъпен яют ртнгасеран всaнжиpoвиниипooсщeмyипе;екcyиннтсaций, еа ртвнлвыо оценки сс^чел'е^^ оа5ра£!])]^гспа^^ дастагачносильно объясняют и сами значения этого индекса. Важно отметить, ^г^от^£^и6ллч1! оикчнуюттчгь cиннетрлиямиисччзлeваютнeемa-е^1;и^оп>1е:средметы школьного образования, а такие харак-тeвонтикиобиaгарчния, кaкcпocoЦнocтинIлдчлникoв к иден-трфикакиийиииныx вывакoачироиайия eаayтв.Пнлееим ^^в^ееает;^1^а^^^йии^тале1Лс^онд^^^-процентном уровне значимо иильнeeиаязцнбеиинoчмцччми,чeмтaчecтвт знaнлйч навы-оаввcexнIкoльничoваcpeдкем.
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Срадн9е ранги 95-процентногоуровнякачества образования, использованные в таблице 2, рассчитаны следующим обрасом. Па кaжмнмyиапIжoзццeлeй2-0мывоялибaлльные бйеиииепoеeИнсеазйшкзльнйиoвввтчPнeйД5-пpтлечииoй точ-зеpacпpcт;eченияoцeнoкирpopaмжиpoвaлизеpниыoтрpяд ке ^ыванит этиxнoкaзaтeлeй] Дался втрpaкеевыeпoнoзaсeли для каждой из стран мы усреднили по пяти указанным показа-бмлим. (Смысд эитея яемсзтит соцтая т томи, (тк внуссш тсиждой пзeаoaнcкщecтдиотпифHв!peккиaцIчкaч ества образования, иоиромв кмепныг тгpянз.o]тяч.рx це.и.Pлo,r,и.ячаPСTP(дна яв-(oeимявecьмaкмIеoкoй.Paкжияoвaникнаcpеднимивевxним ^оироцтивымдцзнктм виксраемы изечтчeчмо, то есть ранг еН-Г[pOЦeHTHАЙOЦeHKИ(HЧДTеИЛ,ЧeЦ раНГеиеДтеЙ ОитРМИ, оз-ктнвем, чои то е^кевонемм грезу »кaчзITнилCoдзoвнвмкcтpaна находится в худшем международном положении, чем по сред-о1Гзе аомие оокиям. НииВ» етвз е илсиые ецфе итЫ( т3узинлктнны е чаикнжкемиоа мзжду средними и верхними оценками положе-овясерам ыбможиyцaиoливмpaопpeдeлтн илклнеочаa школь-дoебoбpaзлвeния(нa0нюднювоа с США и Великобритании. Оммедбн,ово и pвеcмнтpeнныxдaццыxтЗелeчoвaнир Доетия гoнимaeт49-вмecаoпoиинoвaциям н 03-емеотнпокноеетву школьного образования; в обоих случаях это положение ниже оредаогг дда^медовавеыц сово^пнонвямст4,,
J9км^I^иe емсетиниа звцоалзной среды на качество шмоньнoнo(Дoaатвцнаямижeтвiыоьвыpaжвнoчepe з зависимости балльных оценок качества образования от относительной аачносги лсттиП P]9^десчoизнинI^ в peгpгееиян не. у1ек. си(). Фактически за показателями последней скрывается то уже Tвад(кнeвшгееячIеимгииoeлнЧoшт)eкIрлвeннтвo, нмтороеухуд-ШИе0ИНKKaчeеЧBBC0ЦИaЛЬH0Й среды в целом и отдельных её наоомведобтик,таои цннлоaцтoнныйптвеноктл,eкoнкypент-пыeгкмнцичнтмeждyаapoдeаЖ арене любой страны. В России жг,rмлизмеетоа,пскцзaтeлл иочнлтноеяaдaвнI завысили нpoаIиа] иapдидзлкыйлпялсзI ^здилыхвертс е уточной eканамIенoвJ.
Наиболее сильное негативное влияние бедности детей оиоявл (ттся ^с^c^^^^c^E^ези^е^c^]Oмитет^^з^^в^]в(ем( риа.бт С -чё-(ММ THeHOK,ПpИTёTTHHЫДН очЧм ииа^х1и2( НеуДНипеЗЛьно, ачeoтрлолтолвяoн Kео;нeетвдвчвИ негативно сказывается на Haзуиеииицнолвт;ий излнвпз00Tвчющeрpвеp00Iия пoкoзтнa
1 Относительная бедность детей определяется нами как принадлежность к семьям, в которых душевой доход ниже 50% медианы распределения располагаемых доходов с учётом состава семьи.
ног qdgeHstf '£ oN
ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi
liJEV. I Тшш LI IV Социологи и
750
700
650
600
ю
>s 550
500
450
400
350
300
с В среднем ■ Науро вне 959е
---Линейная (В среднем)
---Линейная (На уровне 95%)
В = 0,52
0 10 20 30 40
Доля детей в относительной бедности, %
Рис. 5. Зависимостькачесевазнаний шкьльниковвнеуке по дмтым обследования PISA-2006 от относительной бедности детей в первой половине 2000-х гг. по данным LIS1
ИНН - идентификация научных выводов, НОЯ - научное объяснение явлений, ЗН - знания о науке; 31 страна - члены и партнеры ОЭСР, - включая Россию.
Доля детей в относттельной бедности, %
■ ИНВ г НОЯ з ЗН-----Линейная (ИНт)--Линейная (НОЯ)-Линейтая (ЗН)
Рис. 6. Зависимость качества знаний математики аoоaингIмe39oeеoвaнияP10A-4006 твoтнoзмв9льчoй еoeн<еcгoд50IІвпeoвoапcлoзaнl 2000-xтг.eoвеннымLIЛ
1 Luxemburg Income Study, Inequality and Poverty Key Figures.
Детская бедность и качество школьного образования представляют собой системные индикаторы состояния социальной среды, которое предопределяет мотивацию и развитие инновационной активности.
О
ГМ
.о
Ю
го
о
у = Н,05Н8о + 1,617
/?2 = т,2т2
и Индекс
----Линейная (Индекс)
Доля аетеи в от носительно й бедности, %
Рис. 7. Влияние относительной бедности детей цаяизоитте ионоваций
Статистические оценки влияния бедности детей на ка-чееово шкoнснocылOaaъoоaнип можиоинтенеонтировнтокак якямое выражение причинной зависимости. Однако стати-^^име^х^ле с^-^н^е иио-дисзов цаивтдципcкичecтвдншкoльнтто IЛaaооoскыя е^кокм1^о^текадз^1>о) нямггя буквально интерпре-оиронань кaкyка9aциентпpичинниюoбяeрдвлeнноеть. В этом ял^че eлолyоччoнттaвкаoвaсь, что иетсеичбедность и каче-cmнншкгчънегooOнoезсчр цц PНoДcmяoляюmcкToйУucmвмныт лндuлamелытиImелпчч зoичнлIнойзпe0ы, нбтороеп^доп^де-.жголмн7Pнввд июи ]штoemлвuнцoалрuoннoйлнmчoности.
Таким о(Ipaзo]Ч( мыс ириходамквывнду- номнизное качество социальной среды препятствует модернизации и раз-очmокoннoватuп ичтоеоциалъный прогресс является необ-нoBмrм^гIим.зквоз.н дJlицедepиязицuoниегo иегoиывoв России.
Ваивлизевлиакиясоцитча ндU(^^e^^I нaдeылoaaфи-ртокеюеитyццмюмываепoназyемеяaндмдгuдны( истходом. Haoиc.T нoкдoочввлптниooтносительной бедности всего на-^£^н^нияпа^р;икoм^ч^кеoкДне^I^I^I^(^г^ цо^J^,гlJя начоказатели джие;[1дмое1 оpoдoлжoбeлдноcопж:иoни при elанкIнeнии и ведтят-ааeoиcмод тиаaoеaдеое eкl5да60л ет по данным Всемирной нpзuнитaциц едаавотдранеппя(В03( ка бй оитш-мм я мле-зак a[пapoнepдмOМCP1вклюдoя Иоесию. Hчаиcимттсoемo-кoeаншыт по этом рисунке, слабее, чем те, которые были рас-нмoоpгпывоIШГ(Oднaнooни чонц едитеоелдетвуюно что чем тышeJ];eляaoиoтитeльнвecдиыx тобщей численностинясе-ления, тем ниже ожидаемая продолжительность жизни и тем иыше aeиаяицеcJа омелти ос якиндном вoeчттттoтв0о;а60 лет. Проблема депопуляции в России в значительной степени обусловлена избыточно высокой смертностью в этом возрастном
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
диапазоне.По оценке В03в 2009 е.еероятносаь смерти в возрасте 15-60 лет составляла в России 269 промилле (смертных слутаес нal0аIпеяoвeк4Дляcpaанения:а США она баставлнла кИб по^н^мие^.^е^, тВелпиобритапди - то промллле, даФранцнидИтолии -я 5е Нзпиамиклe.мНoccииcмеpт-иаeoa в активкамвозрасте oа^ш^,н^lСMб Бкдзниии,Meкcнкe, Гватемале и Таиланде. Разумеется, эта российская проблема ^половлено не только бeянoетью, по а- мдоеими суеимк ке-одтивнымиевoПcтвимпeдцидльнoйcpeды, однако бедность во ырoгoмoCyзлaвлuвIeт и^а^тгнс^н^^тц^е^^т е^с^^с^н^с^з^^гт.
PиГ(8.Bлдaниeoaнocивaлeoe0бel;е:овти нагсоения на ожидаемую продолжительность жизни (ОПЖ) дoepoягнeгтоcмepгaв возрагтеГавЪтлет (KC1,0eT9св
Различия между странами по смертности в возрасте 15-а0лeтxa(9йoе(иевгют адJЛИIпчеauееовх coниaлcиай сре-ИЫС!Г^5^пи еорооах. Пс^ес^е^5^з-иид€^ке икчouaцнпоилвно за-eкeнoIo втродинаеодчмеретс в возрастном диапазоне 15-60 ген (ом-дис-ои ЛпpOЧeM,BДaHHBM0ЛЦЧаeTдЧЖeЧдИXOДИTCЯ овтврттьне ^I^.^Eы^oНпп^о^c^икчСJ зависимееои, .ел налкчии абщиxпоичид( oиaддpeEечнeeepaничивающих возможности иннuвaцийц аовышающип аopoятндтeв смерти оадоивном вoзpacтгrвчдcкeыoмopыч ]:жcлpocтpaдoрнаcJад eиyбннaKвд-кoeии, являющиеся прямыми следствиями чрезмерно глубоких loхшяхлныриeuчвeнcтн.
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
Вероятность смерти в возрасте 15-60 лет, промилле ■ Индекс -----------Лога|эифмическая (Иедекс)
Рис.Э.Влияниесмертнестиввозрасте 15-60ост н^н.рас^^]^,^1^{5 инаоваций
Мы рассмотрелчндтнважнын плиммре ^'^^литти^(?в^а^П1 осфлн^тт(Сс^вэр^р^^а^£^ния трианитаннылвозможностейиогиани-чений инновационного развития экономики под воздействием рлмйстт воцианеноИ срзды, вы.глио зЫ<Нлннтиов^а^оемлн^т^1 е относительной бедностью как следствием чрезмерно глубоких ооцнзяьиылизтартнстл.Насамомделе,сущесрвует множество друюыыыидовтаыотарсда 0гтнн]^^ммн^]е(1^(н]^01^е^^1з^, ксо-жияенирч, ат,тзлтисз^^^^^е^з^^,л^]нтл^.]Р иямотногятсо ыак сагытвеемоюеоциальнрсеачжлиенты.л.е.зоохеимсети возмож-н^тзтев[а[^э^не^1Рнт^е^^.7^111^^1^ри^свроС^^нтт^^люмзР чтуровия их ^^прм^^ь^]^^^1ас^^^с^1^(^^рр^ости, прежде всего - от уровня их ооооре. Идодоае;сВОЗ]см.: [0], шмртсео обсужрасттсяеоци-си^1^1>^(зр^]э^,^^р^ты ызпокрсазе.^ям здоровья и медицинского осеонжыватин н^с^,еенн .Вдокиадлиеитзае^чоомем выше юриоомиттвo ...хт.;...., тем платное той градыенны. нЛнетидно, чвтс^^^и^н^^^]^1р]^]э^е^]с^^рыеи7ществуют как в сфере образова-^^J^,оок^РOй^ост сфeнaxвн>рпpoигвннcтвaиpлxтития чело-дрнтeкиxпoтeнцпчонв.Bр;оклаceBOЗoлмeиeнc, а^(н(ср^с-ци-никльноважную доньвкомпенсацинлот.иальныхгра.иентов кeаcю(п(1к^c^,рпрмртeне^ы(ас^з^(^:с]^иына здравоохранение, тогда юак уатличннпл нлмтнхшрасходоснаати мои^[^(^]^1^п^ем^т^е^-ющпегрняиенты только усиливает. Не имея возможности прямоо^ои^.....^^.^ гднроотюнасхиочеия, мы рас-тпткрим пемтомнлматистиченкяе ниноки оанняил сочтстее-ииймежмыгтсуднэстоснныниичастными расходами в сфере ^д^^^юо^2сдс^^ня^ен^<^ммс^]^г^(М^^^^^^^нс^^^^^т^^.лх^1^8ст ранах мирр,пояьтуясье;сннымиВын(км. рте... я 11).
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
у = -0,1Кх +76,91 /О = 0,16
ОПЖ
Линейная (ОПЖ)
Дол я частных расходо в в совокупных расходах н а здравоохразени е,
%, 2008 г.
Pве.TC.HCлиянлтeтpyа туры расходов на здравоохранение на ожидаемую продолжительность меняв» притюждслрс(ОПЖ).р(Ю9т.
700
600
500
100
о
^еiЫвHШTeeесвп
0
20
40
иа60
80
у= 1,90х + 122,50 В = 0,10
О ВС
Линейная(ВС)
100
Доля частных расходов в совокспсыо ,асходах на зд.авоохранение, %,
2008 г.
Pиc.ll.Илчаcррcтcрктyp ы расходов на здравоохранение на вероятность смерти т юозраттт .ИбО лая (ПОя ТУР01 с.
Ш яис. 10 показано, что чем выше доля частных рас-Ю0ДР0BCРB0KyЫИУ(XpГPCPHaXHaЗДПaB00XHaнeHИe.ДPM ниже ИЖИОИВМаН ярОДОЛЖИТрЛОНООИИ псизпи ярарОЖ.ТИИИ, и на рис. 11 - что чем выше доля частных расходов в совокуп-дых рпсяидан ли еиржноохнаиение. р]ем юыикс^^.э^^тность
1 Данные по оси абсцисс указаны за 2008 г., т. к. аналогичных данных за 2009 г. в доступных источниках нет.
Замещение части государственных расходов «соплатежами» населения в сферах образования и здравоохранения влечёт за собой снижение качества образования, ухудшение здоровья населения и демографической ситуации в целом. Это неизбежно будет создавать препятствия для осуществления модернизационно-го прорыва России.
О
гм
.0
ю
го
о
ямертд ввозрастя от 15 добОлет.Хот ЯР05ффициенты детерминации в регрессиях на этих рисунках не велики, при-ведёоныя оцсипиммяюввыeoнyпоториcеичяcиин)cкaнимocть. Bтаенжатяпчпоe о0пяcнрнинэтпxoцeнркикoяocя .эффектах тoцтлеcнь[xгpcнт[lнтoв: сям вышедoлянacтнынpеeнрноо,тем напа! иPПHPч здpaвнрнaaняниядoсoнпны и^а^(^ср^н^с^[^(^нр(^к^^лпе-ченным слоям населения.
Есояоовннно, .ос1;) само на себе повышение как гооудч°-слнапных, ваничистнотн аелходовно зрравоохранение улуч-н]ыэтоцccжъочlниыeдвмoгpa(0нчпокияпояaтoрeли[Oд нако, воаударствятныся&о'неоды нa600aоooячамeпиянaмнoгoэффяк-аиенеечпстн ьзно ир по оышлаию иродолшительности жизни аниэЫфягоaвдрлпоим ежил ядвар нзапУпо с^^отен^тоз^мерт-нolои в нктопнам оосраети -примя.ионполторортво.В то же время в России наблюдается опережающий рост частных раенсв;оа в офортх Роразаюанияи зд.двноо.онянин. о тл Нормы, ccущeнчтиягмыо нетране в этих отраслях в последние годы, ришсусагрблиюретп твпаенцип. Taпимoбнатoотpocвитие со-цнтльнопса едывРоссию ас в направлении, противо-
ролежномцяснм яoalpнивопииипннонасl;иoннoле осквв^а^а^5с ^'^^^]но[.с^^ттр^а]^1^н^^оои отл^дт^(^(^з^^^о^^^1всн^(^с^,ен^с^с^а^ла-ояж ами» населения в сферах образования и здравоохранения млеж^ыыоо.ой: ^^о^нриг качлгтвт обраоования, атокжт^уц -тосв иlздoитвьянacтлянпчндяжсгоaфической ситуации в це-ром.В соряввыявнпнныхзивисинееояйэтоняизбяжно будет создавать препятствия для осуществления модернизационного пророрыа Россия, обусловипнные паптоартм яч чeинвФчeекчюк потенциала.
Pоccмoтpянныятлтрпнлиряcкнт фактютопрятопоено по-тазытаюночта yреснo;иншееся в России чрезмерное неравен-ссооомосдосояСпдносвькак отноизяpпaжшпи арю проявлк-еийнвoeриoиoнo зд еноте уютно качество образования, здоровье ^^еон^1^ият,вено^^аЛ1^но^^^пи<^(^^(^<^^1]о такжн иаразвитие юнновaцпйикxииноlнтoтпосoбнoeтоиыгсры- В ноч^^сэтим оаонокаят топ.ос, кяк тля досол обы^формироватараснре-делительные отношения, чтобы преодолеть эти негативные гффeкты.OпоeночOнныйпрTнaoлpтиIяниюэтоа пноблемы Вык натдя жaтeopнинламaльнoгoи иcTыooчxoлоеeoaвен-стваткнигеА.Шеаяео ваиАгКнруты (см.: [6]).
Няранянствопрезультатняраваомгрятлераспвядялянип ресурсов ивогможволтеймеждулю.ями.адиффп^нцна.ик доходов - это одно из видимых, хотя и принципиально важных IIpoкоцяний ааооинТ пeнaвнрмвонocди. Как ея в е)т^сп]:)^к(^л^ч^^ире-еуцтоомтыыя ятнинлями иннцтич отраслей экономики, в рас-дродюля нии рясятлен и твзмтжноттгймeждн июдьмиоозниками няноая ополъасстъиошибки^вйваирсраюп), влекущие за собой снижение эффективности. Неравенство доходов зависит не только и не столько от того, как распределены в обществе
Неравенство человеческих потенциалов и экономическое неравенство взаимно обусловливают и усиливают друг друга, что делает траекторию социальноэкономического развития страны всё более и более неэффективной.
О
гм
.0
ю
го
о
челотеовскозооттнхиалы, скооькоттххто,оок они соединяются с экономическими ресурсами, необходимыми для осуществления мооиocбpaзчныxaоплрeдecкоxфyниoтол■r Такимобразом, нсниртилтвтиЛeанocть-PВoфyнкциoнaлюиыe харатогаистики xooмoмики.
Нрничнаитбыточноло пронoeнcтоaaoчac;инocннпaeт, чко какую-то часть ресурсов, обслуживающих высокие доходы, межно норрисно лтм, као пeннчoоогштниы 1во2чос;ы,,га(тк]С( а0-nаттм-чтoпpnаacтпpрт;yктивнocти сех,кто получал низкие аoжэ,гоI]цpевыткы аипжeпнтnpoayктинптcтиoни, нилго эти aоауpcыTчтHВ изъпры.Пpoaуитивиaаът гаесьнужно ннтер-поегиpaвотевшиp(жнмcмыллe-кaв тoсмгoы осуществления ^;^г^^^о^1^^;ха(51нлгооса1^о знaмимыy челоотческти фунлций. Но скаланнос верно со о пряроы тнoнoмиxeрнoмптни]xoнии продуктивности: перераспределение ресурсов, снижающее рголсонспоо уохоаоо, мржео дяихрситн от произвоаиеелоность гэоеиомического роста, за счёт расширения сово-«yпныдЖУ«пипoнoлoyыпooтмoжюaарeПн0щлтcoо>Иcб ыточное црт^^^^гоеоа^с^^^тт^^^нр^ню(^^Я^ла^(зти по критерию функцио-«аЛЖцЫХ ^р^л^с^нт^с^ст^^кт^с^0о^т^р^5с ШTeMCaMЫM>OЛ0OHИЧTHЦЮ фПнкциoнaльныxnoзможнотттйлxoнoмииивцсцoм. Жопкая отаравнению с развитыми странами производительность тру-^^асэом^и,^ьжао^^^о^ен^1^с^^^^и1^з^;^отат]^^^а^^^агвстг1^,1нар -нxпция,нcяaтрцаacтьипттититoосpожнa нского общества - это рронжем оз,нтпocpeнeтвeннт cвяlaнныecигбытoчным социально-экономическим неравенством и в значительной степени им oбиcлoннтинolгr Полажитоньнон -тТнятнтая сворь стежо.. аеаоа-венством и перечисленными факторами привела к тому, что Кослияфактическнв казалоров«<ловушкл нcтoилмттвa>к>к огда тepaтомcвoсчанoргчeeкин потенциалов и экономическое нера-оeюотвo озaимнъсCycyoвливaютиитнлитaют роуар;апто>что neиaмтoрaтктopню сыплалсно-саономического развития страны осОоожееп бoлмeмcеффeктивптй.
ВуслоанхииртсисяЗД^-ЗДВД геICкoнoминоанnняaука гтoлинyлвнт с ряаои ининципиаатнoIxпpoПлeнитpсбующих пересмотра основополагающих концепций и взглядов на эко-ннмилетнчюи гоцнnльнxюпннирлкxткттеиыe пънгор наемя нcвятывняигa нCщнртaнЗлlonomiaг,].Эеoкaeaалти о ко^, ка-кимиaoлжиыбытял;елч и H^J^^:^г^c^:а государства в экономи-юe,пcриояoшоппймажayоыидчнымиинeяынoннымипнгри-рутамн] и[от^(^лн^(^оо^-^Т(ве бюз;жeтнaйполиoики noгyaaaтpcл состоит в том, чтобы оплачивать те общественно необходимые иэд^жчи. каоыроое нте рнпас^ни^аовт оошот]А рынок неопла-пиотос н^итонт^о-^г^^т^^^1^м оилачивает воспроизводство на-сeюeюия,иaco челoерчecкoоo норшролаи, шнpe,илмoеeиeского «opряo;иaлP[фнлиoмeнpaлиныeкпpпк«aaныe исследования, не имеющие очевидной и скорой коммерческой отдачи, и многое другое, необходимое не только для человеческого разви-
ПОЗ яс1денэУ '£ оЫ
тчо, но ]толе ДкхаиизоскоОэфркктхтноеои оамого рынка. Ключевая идея прогрессивного налогообложения доходов фи-вичеояих лицcocтoиовтoм, yoopынooиылдoxoды] чуе вы-шaющиснoцпйypoвlнь,зaвиcяниийoт струитурпыхсвойств ткoыoмики,oЛycлтнллиыoтм,чоoпpииxнoпxчлыиидг(лачива-ттгя ни рсе фaкттны,тacчёонорoдыxсти а;axPныeoздaюocя.
Экономико-математическая теория оптимальных на-нелов нд доитды (Tизиloeнцcри чню Оылт разрабоонно с. ивсчс-noвaникxHобeпeогииxларpeaтоoДжeймca Мирлиса и Питера Дойэмоыца- Сочеласно воой леонин мкрсимимобщественно-соблагосостояния нертягссетсяонтсчёт иpcanгтcuвнoгoнa-пргн ноанииaтeлoпыми пниосоми (т. ертрансфертами) для поцcфc>ноaaминижeoпpтосиснyoй снапицы.B моделях Миунита и (Цатнтмя]^е];с ■г31:ит1^1 врнстся ипоoизвoдeа вo.исxдлен-сированность государственного бюджета, и негативное воз-«сйлсвие пoтсиeсорннаcа ндлтся ни. смyoннонит оытокооплочи-оасмыр ocботноaoы к труду. Результат достигается благодаря «oмy,чсенeCoлсшoвeвижениeoбщанcваннoИпoлeзиocти из-за цстатниноговоздействия просонссивного налога на высокоопла-РИBaCMЫИpoбoTHHПOOГИHXBOЙKOПП0ПCИpyOTCЯПOBЫШeHHаM
aTщocтвeнноИпoнnnитcтигосяёаxиXмшeииж жoжoжeнжжаcех оста льных.
Диcкитcaивoидyeпионpeoeиoнoгoнaлoсa поонтк-,т;сны нeоипeв;eлённoаинюпдсдгтaоaeний о том, что имеет-«ямоис;y.Bпдипииyeпннсoeoeмoныйнaптсмoжeтбы ть весьма вредным. Теория говорит, что существует и может быть рас-nnoююпa J>(сe>аоaтвгIPIC,a crзecен плоглсссивирто нaлеeooблтжгпцH] применение которой одновременно с понижением неравенства Hоeыинит Мунки-оонaльпыecп«co0нoсси эютиемикии обще-отва. Разоиииютетдииоптимальных прогрессивных налогов ^с^гво^о^о oсоoмлoeпoлиoecтoт пyблииaцжйrПнмимoнeдaе -nиидa0eтДнннмoнндCо сомчисле по построению сбаланси-^с^ооноыЙ1^т^^1^с^^ч^с^^(С^С50см^1]пГ^^с^(^]^(^^и тиффаитнциации юaлоаoоынcтaвxкпoвoзпоcтнымepyппaмнaтслeния),ттоит уномяндря leтcию дабто выдоющитстмолодых нмтpлконских экономистов Э. Фархи, Э. Саеца и А. Вернинга (см.: [8; 9; 10]).
0нцпткaзaли,чтoонмо0гспeчeния сМфеитнннойтра-титонии тконoмичecнoeл оосод, НИ которой о не
кeиипoостcoи oрlноссoyeтррooлюрная бедность, необходимо coaиaпонтeyлaпидooаxисиyпноoкeниeдвoпoгдeлp ниoмн;o-родотзвсчётоптнмакьныиналоговпо Mнаииcy) нoтoдыык облагаются не только доходы, но и имущество. Налог на иму-щерлвы по ЯIиoJHисo- oтнeчaтя) чтононщ с наиння еемдществен-иoйо0тспсытннocoыаJныинимep, молодые семьи) получают 'гдонсфедты,н ятеои а тыоoкoйимжщнeРтнннoXoTссиeченно-«тoювыпяaчионФ0пиoгданeноныKншгoэнaнмy щество. Можно сказать, что на передовом фронте современной экономической науки установился определённый консенсус относительно необ-
ног qdgeHstf '£ oN
ПСГТи М Ш'’ULwMiwumxi
liJEV. I Тшш LI IV Социологи и
ходимостисоциальногопланирования и управления с использованием оптимальных схем прогрессивного налогообложения. Важно пояснить,чтоэтоне«социальная арифметика»,в которой перераспределениедоходоврассчитываетсявпредполо-я^с^1^1^:и,«^,^^пс^:^(^,иеня^€в»т^он^<^л^ичес5кия о»онтовпчкскнси/ме-яытзп, и к;0]р]риа00^т^1е]н^^^^,^ы^^гн^^ы^^и^с^^т^и(^^рн^т^1^с^]н]^еа^1^н^ии людей на налоговые изменения, включая их склонность укло-геноня нт выплаты ыаинотн »т1].
уе^^т^^^£^^ноено»^^н^^нь^а^^]рн:и;е^н^]^)авенством в России аегяченаеиоаыкэффекты рлс«^^^о^^;^ао1^^меы«^1^^;^ацион-аоат ^^пе^^)н,^а^(52С(^;ене10 оа^ыр^н^]тавпытс аостемт1 талого-аблнж»нин ны^^.еы2С]^л1Э^[^^^н^тиы бытычысости неравенства. Прегрессовнее ]ннт»)оы^(5^(^5^^в^^^о^ожеобы/о ысчольчовано как о»»пн ив ои.оо аоуйтялао екп cен;иaльиoгoпpoоpeccaвPoсcии, направленного на стимулирование человеческого развития.
в,о;на из п ертолно.енн ы:» оарач о стоп спао» и преодоление ыеезчойОадяосчи.Однако при этом необходимо понимать, что валеконе всеыоцлольныеяноблемымогут боюс пессены путём н»ом»)и еспааырн^1^1ы 'трансфере»^ малообеспеченным слоям нчсененик.Соноальеч1епрадиен«ы поФункяионняоным »ас-мтжноcoямлюдeйвpaoocимopтпoо пн ыытермаленойобаапе-ченности во многих случаях более эффективно сглаживаются нaечебнoттт;оpcеоooныxpоcxанчнноoеpaзoвaниз,зе;pттаоxиa -иениe»[аиyгаo «одо социолсныя бчеги услуг.
Бебмиографрчесоыы япеччсесз^
С]T0»Glт0н1Compт0ШvеnesнR»аort20C0-P01B. о World ЕсопонпсЕогит. Geneva, Switzerland.
0] Uoited Ыations Нсме(онтсп] Project, Human Development Repo гав.Ю 1^]ы:О^Я^]сЖСО^(^г]о^о1 яр.с^^с.Ы.ОяН!).
3. Ло^ген4 ^P.. DeR/p^.E. S.] Тт°1ое.А. o^lсe^й^(^с^ation imпсеat»veinmвoLuеaоCuring (How the United States can eestereiteHdged ЗеОогСоо Oonsultino е-е/оо oиH National Ы.вsо»iotюnoЗManu/чoCчносs: Маос0 0009] /ШЬ.ЛСор:// ьолАУ.Рся.соы. /documends/f Пе1 544С.ссС]
4. Program for International Student Assessment, OECD, URL: hаepе/0жwW[OecЧ]оюи/dataoecdTPP»130HH005224.pЛH; иос. тевсктив ная база данных PISA Country Profiles, URL: Шн: /Ня^нагоипыеу. олсн ооН л .«ci /.
е. ЗсоЛЮИРТТЛИНЫ 0 ДОЗЮБД КОМИОООР ВБ3 посоцссы ь-
ным детерминантам здоровья, 2010, “Closing the gap in agene»oeion: ыСевБНедоо^ Со»зн(Н юр];n on the social determinants of health”, URL: http://www.who.int/social_
HOZ qdgeHstf '£ oN
RCrTU M V'Ifbiemumuma
I Li JL7JLi\Lo4Mo/iorMM
determinantf/thecommission/finaleepart/en/index. html; URL: http://www.who.int/entity/whosis/whostat/EN_ WHS2011_Part2.xls.
6.UIeBHKOBi°.IC^.,ICH]pyTaTp^. H. HepaBeHoTBo,
pocTH BBi^'0]^]^^T?ITa:i^(^iic5H^^T^c)oaT^]^i^^eBi3£^c^]T6i^o^;3^. — ]VI.:
M-CTyaHO, 2V69.
-. AgViun, Hh.RerhiokmgGvowthHnd .teState.. HNE Q.10 Apri TSSl.
8.Frrhi, —..—Servm!, O ^^BqoalW Bn^Ooc^irCi^^a^cji^i^iTting // Joues—loS Co^li'^c^ca^T Econnmy. I007. Vol.VeS-NorS, pp.
16^-^^lBe.
V.Worning, I. l—^t^m^C FiscylPolicywcih Redcskoibaieon // QcTrtasly Jaoonrl oAEconomics. 2007. Vol. 122. No. 3, pp. 925-H6g.
CD. Saa—.EgSremrod, J.; Giertz, S. The Elasticity of Taxable Inco—ewOthResw o(^^ioIB^arg^-i^^C TaxRot/t:A Critical Reviaw. 20W1. NWSCOil tiorlsiwv QaperiVOte ./Toe National HurecehD E]re^coo-^^c^^-^^^i^^^. WRL:htIp:C/www.nOтr.org/ paetrs /wl5012.
11. The Mirrlees Review: Tax Reform for the 21st Century -InrtitutrfoA^rcal^udtet^OlO.