_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
УДК 331.1; 330.162; 338.242.2
Ю.Е.Семенова
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия природопользования и учетных систем
РГГМУ
г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected] О.А.Смирнова Студент 1 курса магистратуры РГГМУ г. Санкт-Петербург, РФ E-mail: [email protected]
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются основные характеристики человеческого капитала в современной экономике. Значение человеческого капитала как важнейшего фактора устойчивого развития и экономической стабильности предприятия природопользования. Уделяется внимание формированию ценностной ориентации персонала предприятия природопользования.
Ключевые слова
Человеческий капитал, предприятие природопользования, ценностная ориентация персонала.
К началу 21 века экономическая наука начала активно преобразовывать полученный опыт, применяя на практике знания, накопленные веками. Новой особенностью становится ускоренное развитие нематериальной среды и нематериальной сферы хозяйственной деятельности. Главным экономическим ресурсом становятся человеческие знания, а не средства производства или капитал. Именно знания с тех пор определяют конкурентоспособность и перспективы любого предприятия.
Творцами и носителями знаний являются люди. По этой причине в современных условиях роль человеческого капитала организации имеет колоссальное значение. Несмотря на это, по сей день в экономических изданиях спорят о правильности формулировки понятия человеческого капитала, дискутируют на тему необходимости инвестирования в человеческий капитал, обсуждают влияние человеческого капитала на конкурентоспособность и перспективность предприятий. Человеческий капитал - это накопленный запас умений, знаний и способностей, которые разумно применяются с целью социального воспроизводства, в результате чего увеличивается заработная плата работника и его интерес в инвестировании в образование, здравоохранение, развитие навыков и преумножение знаний с целью их последующего эффективного использования.
Изначально человеческий капитал представлял собой только комплекс вложений в работника, повышающий его трудоспособность, квалификацию и профессиональные качества. Со временем понятие «человеческий капитал» стало значительно шире. На сегодняшний день в него включают даже потребительские расходы, такие как семейные затраты на продукты питания, одежду, бытовые расходы, оплата жилья и коммунальных услуг. Расходы на культурное обогащение тоже относятся к человеческому капиталу.
Говоря о человеческом капитале на предприятии природопользования, в первую очередь необходимо отметить, что к нему относится весь персонал организации. Однако, бытует мнение, что к человеческому капиталу относятся не только умения, способности и знания работников, но и структура внутренней мотивации персонала. Некоторые ученые полагают, что культурно-этнические особенности является весьма своеобразной составляющей человеческого капитала. Как правило, в рамках понятия «человеческий капитал», говорят о таких составляющих как общее образование, профессиональное образование, основные квалификационные качества и компетенции. Нередко человеческий капитал рассматривается как
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
концептуальная единица личности человека, реализующаяся посредством навыков, полученных в результате труда и потребления. Под человеческим капиталом подразумевается имеющийся у индивида запас здоровья, знаний, навыков и мотивации, которые обусловливают продуктивность его труда и величину дохода. Таким образом, человеческий капитал преподносит себя как конечный продукт деятельности системы образования и направлен на инновационный путь развития человечества.
Человеческий капитал тесно связан с личностью своего обладателя, он не может сменить владельца, им нельзя поделиться с кем-либо, но, при этом, он может подвергаться эрозии и истощению в связи с физической изношенностью человека или в результате морального устаревания знаний и навыков. В остальном, подобно физическим объектам, человеческий капитал можно охарактеризовать как благо длительного пользования, требующее затраты на содержание, способное морально устареть и менять свою ценность в зависимости от производственных факторов. [3, с.128] На предприятиях природопользования человеческий капитал неразрывно связан с использованием природных ресурсов. Мало того, что индивиду необходимо быть специально обученным и иметь соответствующий уровень образования, он должен осознавать всю важность своей профессии. Человек, занятый в сфере природопользования, должен исключительно любить природу, быть заинтересованным в сохранении природных богатств, оптимизации использования природных ресурсов и сокращении загрязнения окружающей среды.
Осознание работником предприятия природопользования того, что он один из тех, кто спасает нашу планету от загрязнений, катаклизмов и, в конечном итоге, улучшает окружающую среду для будущих поколений и собственных потомков, является мощным мотивирующим фактором. Такого рода внутренняя мотивация приводит к осознанию собственной значимости, способствует добросовестному исполнению человеком своих рабочих обязанностей. В отличие от работника обычных коммерческих предприятий, сотрудник предприятия природопользования должен и обязан бережно распоряжаться природными ресурсами, поскольку таковые аспекты имеются в его должностных инструкциях, описывающих его права и обязанности. Забота об окружающей среде должна всячески поощряться руководством предприятия и дополнительно прививается работникам природопользования еще на стадии обучения в образовательных учреждениях. [4, с.14]
Человеческий капитал предприятия природопользования представляет собой сложную форму капитала, имеющего огромный потенциал для результативного развития организации. По этой причине аспекты изучения человеческого капитала заслуживают в настоящее время большое внимание не только с теоретической точки зрения, но и с практической стороны.
На сегодняшний день человеческий капитал является основной ценностью общества, основополагающим фактором устойчивого развития и экономической стабильности предприятия, потому как конкурентные преимущества экономических систем во многом достигаются не за счет природных ресурсов, а за счет знаний и информации, источником которых выступает человек.
Человеческий капитал включает в себя такие важные для предприятия инструменты, как профессиональные навыки и интеллект работников, культурный уровень и моральные ценности, мыслительные и творческие способности сотрудников. Изучая структуру ценностных ориентаций трудовых коллективов можно определить основные направления формирования корпоративной культуры предприятия. Если удается добиться совпадения ценностей сотрудников с ценностями групп и организаций, то эффективность их деятельности повысится без применения убеждения и принуждения со стороны администрации.[2, с.359] Всё это используется предприятием в своих интересах, в первую очередь для получения прибыли. Но, говоря о развитии персонала, формировании человеческого капитала на конкретном предприятии, необходимо отметить, что бережное отношение к природным ресурсам также является несомненной ценностью, ложащейся в основу как корпоративной культуры организации, так и общества в целом. Человеческий капитал образуется в результате взаимодействия как внутренних, так и внешних факторов: семья, экономика, образование и многие другие; а также выступает основой роста экономического благосостояния человека, приобретения и повышения им определенного социального статуса, условием и основным фактором самореализации. [1, с.28] Именно поэтому человеческий капитал оказывает самое существенное влияние и на развитие предприятия, и на повышение его конкурентоспособности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-1/2017 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1.Алексейчук Н. Е., Ковнир В. Н. Экономическая теория. — М.: Юрайт. — 2012, с.464
2.Десфонтенес Л.Г., Семенова Ю.Е. Ценностные ориентации персонала как основа корпоративной культуры предприятия // Теория и практика общественного развития// научный журнал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт социологии Российской академии наук , №18, 2015 Краснодар, Изд.ООО "ПринтТерра", 2015 сс. 358-362
3.Крутий И.А., О.В. Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений, М. - Социологические исследования, № 8, Август 2007, сс. 127-130
4.Макар, С. В. Экономика природопользования : учебник / С. В. Макар, В. Г. Глушкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 588 с.
© Семенова Ю.Е., Смирнова 0.А.2017
УДК 331.1::001.51
В.Я. Сибилева
аспирант Института Экономики и менеджмента Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство) г. Москва, Российская Федерация А.П. Антонов
к.т.н., доцент кафедры Экономики и менеджмента Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство) г. Москва, Российская Федерация
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ «УПРАВЛЕНИЕ» И «РАБОТНИК» КАК ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА КАПИТАЛИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
Аннотация
Понятийный аппарат научного исследования представляет собой целостную упорядоченную совокупность частей целого, т.е. терминов. В статье предпринята попытка формулировки определения терминов «управление» и «работник» как элементов понятийного пространства области исследования процесса управления капитализацией трудового потенциала работников в организации.
Ключевые слова
Терминологическая система, понятийное пространство, системный анализ, капитализация трудового
потенциала, понятия, термины, управление, работник.
Любая научная работа начинается с формулировки темы, которая содержит в себе рабочую гипотезу, цель, объект и предмет исследования - все это способствует очерчиванию границы изучаемой предметной области. Установление границ, в свою очередь, позволяет определить совокупность понятий и соответствующих им терминов, представленных в специальных языках, и необходимых для построения понятийного аппарата (терминологической системы) исследования. Понятийный аппарат научного исследования представляет собой целостную упорядоченную совокупность частей целого, т.е. терминов. Научная терминология невозможна вне сложившейся системы понятий [10, с.133]. Терминологическая система играет важную теоретическую, методологическую и практическую роль в развитии научного знания, влияя на создание новых концепций и положений. Общие принципы и методы построения