Научная статья на тему 'Частные военные компании на службе миротворчества'

Частные военные компании на службе миротворчества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1846
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСТВО / МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / ВООРУЖЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Романчук Сергей Игоревич

Данная статья посвящена рассмотрению деятельности частных военных компаний в миротворчестве, а также сравнению российского и зарубежного подходов. Рассмотрению методов участия частных военных компаний в миротворческих операциях и оперативности принятия решений. В статье проанализированы примеры деятельности частных военных компаний, информационного воздействия и эффективности частных военных компаний в конфликтных регионах. Статья заинтересует научных работников, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Романчук Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частные военные компании на службе миротворчества»

Литература

1. Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В., Тюрюканова Е.В. Миграция в развитии России. - М., 2010.

2. Мукомель В.И. Политика интеграции мигрантов в России: вызовы, потенциал, риски. Российский Совет по международным делам. - М., 2013.

3. Рязанцев С.В. Новая концепция регулирования миграции в России [Электр. ресурс]: www.mgimo.ru/news/experts/document234490.phtml.

4. Статистические данные ФМС России. Из выступления Директора ФМС России К.О. Ромодановского на заседании Государственной Думы РФ 21 марта 2012 г.

5. Щитова Н.А. Социально-экономическая адаптация мигрантов: пути и способы трансформации образа жизни // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе: Материалы Международной научной конференции. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.

С.И. Романчук

СТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ НА СЛУЖБЕ МИРОТВОРЧЕСТВА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению деятельности частных военных компаний в миротворчестве, а также сравнению российского и зарубежного подходов. Рассмотрению методов участия частных военных компаний в миротворческих операциях и оперативности принятия решений.

В статье проанализированы примеры деятельности частных военных компаний, информационного воздействия и эффективности частных военных компаний в конфликтных регионах.

Статья заинтересует научных работников, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

Ключевые слова. Миротворчество, миротворческие операции, вооруженные конфликты, международные конфликты.

Одним из ключевых моментов современного миротворчества является экономическая основа миротворческих проектов, поскольку миротворческие операции требуют существенных финансовых затрат. Вполне логично, с практической точки зрения, чтобы эти операции не являлись лишь расточительством, вызывающим образование дефицита бюджета государств или организаций. Возможно, именно подобные опасения привели к появлению в середине 90-х годов прошлого века нового явления в военном деле, которое до сих пор привлекает внимание политиков, военных специалистов, политологов. В повседневную жизнь вооруженных сил развитых западных стран, в военные конфликты разного уровня стали широко привлекаться частные коммерческие структуры (фирмы, корпорации, компании), которые решали сугубо военные задачи силами гражданских сотрудников своих организаций, значительная часть которых имела в прошлом опыт военной службы. Речь шла не только об увеличении присутствия представителей фирм разработчиков современных систем вооружений в войсках, к чему в американских ВС давно привыкли. В руки частных компаний стали передаваться отдельные составляющие тылового, технического и оперативного обеспечения, боевой и оперативной подготовки. В ходе последних военных конфликтов и миротворческих операций участие частных военных компаний стало принимать огромные масштабы - в Афганистане, Ираке, Ливии, Сирии и других горячих точках.

© Романчук С.И., 2013

Традиционно наемники не входят в состав национальных вооруженных сил, а, следовательно, и военные потери наемников не включаются в официальную статистику, оглашаемую публично, что чрезвычайно важно для политиков. Это дает возможность уменьшить количество жертв в появляющихся в вечерних новостях и снижать недовольство общественного мнения проходящими военными событиями. Мало кто сочувствует теневым организациям, чье присутствие скрывается правительством, а их человеческие потери не представляют интереса для средств массовой информации, так как не относятся к разряду официальной статистики.

Крайне редко известно, ради кого сражаются наемники, кто оплачивает их услуги и кто направил их выполнять то или иное задание. Гораздо чаще абсолютно никто не знает, кому они подчиняются и подчиняются ли в принципе кому-нибудь. Абсолютно никого не беспокоит, каким образом им удалось приобрести современную военную технику, включая танки, боевые вертолеты, гранаты и ракеты.

При этом многие сотрудники частных военных компаний - это лучшие специалисты военных подразделений особого назначения, таких, например, как Британские воздушные силы специального назначения. Существует также достаточно других военных преимуществ от использования частных компаний, например, быстрое развертывание вооруженных сил в зоне конфликта. Наемникам не нужно дожидаться оформления длительной процедуры получения санкции ООН, не требуется расширение зоны действий операций Организации Объединенных Наций. Более того, сама ООН также использует частные военные компании, наделяя их определенными возможностями, отличными от возможностей национальных войск, что, правда, не всегда благотворно влияет на обстановку в зоне конфликта. Организации по оказанию помощи часто занимаются проблемами беженцев, находящихся под защитой частных военных компаний, что резко ограничивает их независимость.

Со второй половины XX в. в межгосударственных военных отношениях наметилась тенденция перехода западных государств от прямого к косвенному участию в вооруженных конфликтах. Инструментом для этого и стали частные военные и охранные компании.

Первыми компаниями, которые принялись за выполнение военных функций Министерства обороны США, принято считать компании «California Eastern Airways, Inc» и «Land-Air, Inc.», созданные в 1946 г. Компании получили контракт на осуществление перевозки грузов военного назначения. В 1951 г. под руководством ВВС США «Land-Air, Inc.» приступила к созданию «контрактных полевых команд», которые состояли из специалистов по обслуживанию военной техники. В настоящее время компания известна как «DynCorp International».

Сотни наемнических организаций выполняют сегодня свою работу по всему миру, большинство из них предлагают подготовку специалистов и логистическую поддержку своим клиентам (иногда правительствам, иногда лидерам повстанцев). Однако, крупные фирмы, такие как «Executive Outcomes» в конце 1990-х годов и «Blackwater» (переименована в 2009 г. в «Xe Services LLC», а в 2010 г. в «Academi») продолжают активно работать во всем мире. Они способны самостоятельно разворачивать военные миссии, обеспечивать безопасное сопровождение, проводить наступательные операции. С развитием института миротворчества достаточно быстро расширился спектр услуг, предоставляемых частными военными компаниями, неизбежным оказалось и то, что среди прочих услуг было предложено миротворчество.

В связи с активностью частных военных компаний возникла необходимость в определении данного термина. В настоящее время наиболее развернутое определение частных военных и охранных компаний в отечественной международно-правовой науке дает профессор А.Г. Волеводз, который характеризует частные военные и частные охранные компании как «негосударственные организации, оказывающие на договорной основе военные и охранные услуги физическим и юридическим лицам, а

также государствам. При этом под военными услугами понимаются боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативная или логистическая поддержка, подготовка военного персонала, материально-техническое обеспечение».

По мнению Д. Типлинга, частные военные компании - это «корпорации гражданских служащих, осуществляющих на основе заключенного с государством договора военные услуги, сопровождение и поддержку как внутри страны, так и за ее пределами».

По сути, частные военные компании в Ираке выполняли функции регулярной армии, но - что очень удобно для правительства США - деятельность частных военных компаний не попадала и не попадает в статистику боевых действий, например, убитые сотрудники не считаются армейскими потерями. Если в начале войны в Ираке отношение солдат армии союзников к сотрудникам частных военных компаний составляло 100:1, то сейчас уже 10:1. По данным Брукингского института (один из крупнейших аналитических центров США), к весне 2008 года погибло 1292 сотрудника частных военных компаний, почти 10000 человек было ранено. Военные потери Пентагона, по официальным данным, за такой же срок составили 3988 человек убитыми и 29 395 ранеными.

Еще один важный аспект в работе частных военных компаний - юридический. В мире сложилась юридическая практика определения сотрудника ЧВК, в соответствии с которой, работники ЧВК подписывают документы, которые запрещают им участвовать в боевых действиях и носить военную форму одной из сторон, применять оружие они могут только в порядке самообороны. На практике же ситуация обстоит иначе. Так в 2005 году в ООН была создана рабочая группа по проблеме наемничества, где обсуждались вопросы вербовки бывших военных для работы в зоне боевых действий. Обращает на себя тот факт, что наемничество во многих странах преследуется по закону. К примеру, в России за участие в вооруженном конфликте в качестве наемника можно получить от трех до семи лет тюрьмы. Коллизию признают и в ООН -сложность заключается в том, что в зоне конфликта невозможно определить, участвовал или не участвовал наемник в боевых действиях. Именно эти вопросы и побудили к подготовке проекта конвенции ООН о регулировании деятельности частных военных компаний и его обсуждении в рамках Совета по правам человека ООН.

В мире сложилась определенная «зависимость» от услуг частных охранных или военных компаний, в том числе в сфере разведывательной деятельности. Многие государства все шире используют частных поставщиков военных и охранных услуг для выполнения военных и охранных функций, которые до недавнего времени выполнялись государственными должностными лицами. При этом зачастую эти частные компании действуют в правовом вакууме. Их персонал редко привлекается к ответственности по обвинению в преступной деятельности или в нарушении прав человека.

Отдельное внимание необходимо уделить комплексной пропагандистской работе, которая осуществляется при непосредственном участии американского кинематографа. Подобная деятельность имеет прямое отношение к информационному воздействию на целевую аудиторию, в ходе которого наглядно демонстрируется деятельность частных военных компаний, при этом формируется положительный образ частных военных отрядов, подтверждение этому можно найти в таких кинолентах как «Команда «А», «Неудержимые 1 и 2» и т.д. В результате проведенной работы подрастающее поколение оказывается под впечатлением западного кинематографа, и оно, воспитанное на положительном образе частных военных компаний, не найдет ничего предрассудительного в том, что функции государственных институтов будут полностью подменены частными военными компаниями. Силами наемников по-

прежнему будут проводить гуманитарные интервенции, осуществлять борьбу за права человека и т.д., что представляется весьма выгодным для западных политиков.

В последнее время в деятельности частных военных компаний очень популярной стала организация революций и государственных переворотов в целях дестабилизации обстановки и предельного ослабления государства-жертвы накануне вооруженной интервенции. Подобную практику мы могли наблюдать по всему миру, в особенности в Африке, на Ближнем Востоке и т.д.

Не стоит забывать, что специализация ЧВК зачастую отлична от позиции ООН и может не ставить своей целью лишь прекращение военных действий и восстановление мира, а их главной целью может являться, напротив, провоцирование, ведение и эскалация войны. Отдельного внимания заслуживает специализация военно-промышленных корпораций, чьи первостепенные задачи могут заключаться в обеспечении войны необходимыми средствами, поскольку, чем больше военных конфликтов, тем больше прибыли. Это приводит к совпадению интересов наемников и ВПК. Поэтому неудивительно, что к числу ЧВК относят и военно-промышленные корпорации, выполняющие заказы военного характера. Наряду с этим, возможна и другая, исключительно коммерческая цель, когда ЧВК заинтересованы в скорейшем завершении порученной им операции и получении прибыли, оперативно переходя к следующему заданию.

На Западе зарегистрировано и работает более 450 частных военных компаний (ЧВК) и частных охранных компаний (ЧОК). Большая часть из них зарегистрирована в США, Франции, Великобритании. Эти частные компании выполняют множество задач, но основными видами их деятельности является охрана объектов, тренировка армейских подразделений, отрядов внутренних войск и полиции, консультационные услуги в сфере обеспечения безопасности, снабжение и обеспечение войсковых подразделений всем необходимым.

Частные военные компании - это не только удобная, но и, прежде всего, выгодная форма, когда при отсутствии четких инструкций, опытные военные за определенную плату принимают оперативные решения в соответствии с боевой обстановкой. Использование ЧВК особенно выгодно в нестабильных точках в мире, в особенности в зонах концентрации полезных ископаемых или иных прибыльных ресурсов. Государство не может защищать, а вот частные военные компании, формально не заинтересованные участники рынка вполне могут выполнить такие функции. В результате, ресурсы оказываются подконтрольными, так как территория объявляется зоной повышенной опасности, следовательно, необходима защита предприятий и местного населения. Более того, частные военные компании одновременно с охранными функциями выполняют и другие задачи, например по реализации национальных интересов заинтересованных государств. Подобная ситуация позволяет полностью взять контроль над регионом и наладить там жизнеобеспечение на столько, на сколько это необходимо. ЧВК очень эффективны в зонах локальных конфликтов, где по причинам юридически-правового характера затруднено использование регулярных армий.

Отдельный интерес представляют взаимоотношения частных военных и энергетических компаний. Помимо функций охраны объектов, у энергетических ТНК существует негласная заинтересованность в войне и оккупации стран, богатых энергетическими ресурсами. От войны и оккупации Ирака, от грабежа его природных богатств больше всех выиграли компании, получившие доступ к энергетическим ресурсам. Этот интерес к войне у ТНК и у частных военных компаний общий, так как конечная цель у них схожа: частным военным компаниям войны нужны исключительно для получения прибыли. ЧВК заинтересованы в нескончаемых войнах, так как это гарантия их постоянного заработка. А так как одной из главных целей войн может являться захват ресурсов, то в интересах частных военных компаний выполнять заказ

ТНК, стремящихся заполучить ресурсы в богатых ими странах. И территория России в этом ключе представляет не последний интерес. Не исключено, что при отсутствии контроля над своей деятельностью российские частные военные компании могут в будущем получить заказ на захват ресурсов на территории страны.

Частные военные компании достаточно сильный и быстроразвивающийся инструмент, это - целая сеть, имеющая большое количество филиалов, готовых одновременно или последовательно действовать в нескольких «нужных» и «важных» регионах. Кроме того, эти компании, даже будучи конкурентами на рынке услуг, тем не менее, тесно связаны друг с другом, так как при проведении диверсионных и боевых операций им очень часто приходится взаимодействовать, а следовательно их взаимоотношения приобретают договорной характер.

Если бы в России существовали полноценные частные военные компании, они бы также могли играть важную внешнеполитическую и внешнеэкономическую роль. При этом государство могло бы постараться придать иные моральные нормы, отличные от западных, что позволило бы российским ЧВК играть позитивную роль и в области внутренней политики, особенно в сплочении народа, в воспитании патриотизма, национальной гордости и преданности государству.

В России, по данным информационно-аналитического портала «Qsec», существует около 30 тысяч частных охранных предприятий, однако в силу российского законодательства они не вправе осуществлять свою деятельность на территории иностранных государств. В соответствии с существующей законодательной базой деятельность частных военных компаний приравнивается к наёмничеству, которое квалифицируется как статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Более того, в РФ деятельность частных военных компаний до сих пор не получила правовой основы в законодательстве, а их деятельность слабо контролируется.

Во время отчета В.В. Путина - Председателя Правительства РФ (2008-2012 гг.) в Государственной Думе, депутат А. Митрофанов поднял вопрос о создании в России частных военных компаний. Он отметил, что, американские компании оказывают этот вид специальных услуг на сумму более $350 млрд. в год. России тоже необходимо развивать это перспективное направление. Тогда В.В. Путин поддержал эту идею, отметив, что частные военные компании могут стать инструментом осуществления национальных интересов России без видимого прямого участия государства. В продолжении этого обсуждения при военно-промышленной комиссии была создана рабочая группа, в полномочиях которой выработка предложений о возможности создания в России частных военных компаний. Однако до настоящего времени не подготовлено законопроекта о работе частных военных компаний.

При этом у России имеется некоторый опыт работы и взаимодействия с частными военными компаниями. После того, как в России сформировались крупные частные и государственно-коммерческие корпорации, возникла потребность в собственной структуре, обеспечивающей безопасность их функционирования. Ряды структур безопасности корпораций пополнялись, в основном, бывшими сотрудниками спецслужб и опытными военными. В качестве примера, можно привести корпорации «Газпром» и «Транснефть», которые, являясь национальным достоянием страны, должны иметь хорошую защиту. А обеспечить ее могут собственные подразделения, имеющие современное вооружение и снаряжение. Таким образом, охранные структуры корпораций были сформированы не в соответствии с законом об охранной деятельности, а на основании закона о ведомственной охране. Это позволило структурам по безопасности государственных корпораций иметь более широкие права, чем у простых частных охранных предприятий. Ведомственная охрана госкорпораций получила разрешение обыскивать людей и транспорт, применять оружие не только на объектах, но и вне их, имела право на самооборону. Кроме того, сотрудники охранных подразделений государственных корпораций были вправе иметь на вооружении

автоматическое оружие. Фактически с 2007 года структуры по обеспечению безопасности корпораций «Газпром» и «Транснефть» были приравнены к органам правопорядка страны.

Несмотря на отсутствие правовой базы для частных военных компаний, Россия является одной из немногих стран, заинтересованных в принятии конвенции ООН по официальной работе частных охранных предприятий за границей. Это позволит отказаться от услуг иностранных граждан, охраняющих наши объекты за границей. В результате военной реформы, объявленной 14 октября 2008 года бывшим министром обороны А. Сердюковым (министр обороны в 2007-2012 гг.), численность вооруженных сил, военных частей и т.д. подлежала сокращению, следовательно, большое количество военных осталось без работы. Кроме того, в условиях перепроизводства военных их нужно или переучивать или давать работу, которая имеет косвенное военное предназначение в сфере охраны и безопасности. Частные военные компании могли бы сыграть роль «поглотителя» избытков работоспособных, достаточно молодых людей с военными навыками.

Таким образом, при достаточном внимании государства к разработке законодательной базы, деятельность частных военных компаний имеет все шансы на то, чтобы стать одной из прибыльных и высокоэффективных сфер. Более того, это -мощный проводник внешней политики государства и надежный защитник национальных интересов. На фоне этих двух важнейших для любого государства направлений, даже такие важные вопросы как обеспечение рабочих мест для уволенных в запас военнослужащих, улучшение имиджа военных и повышение боеспособности государства отходят на второй план.

Литература

1. ФЗ №63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 // Правовая система «Консультант».

2. Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. - М.: Юстицинформ, 2011.

3. Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2009. - №1.

4. Доклад Комиссии по правам человека 51-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. - Нью-Йорк, Август 1995. - Раздел 106.

5. Ежегодник Брукинского Института [Электр. ресурс]: http://www.brookings.edU/~/media/Centers/saban/iraq%20index/index20120200.pdf.

6. Интернет портал «Новороссия» [Электр. ресурс]: http://www.novorossia.org/nato/1206-o-chastnyx-voennyx-kompaniyax.html

7. Центр новостей ООН [Электр. ресурс]: http://www.un.org/russian/news/ru/print.asp?newsid=14510.

8. Gibney James S. Unleash the Dogs of Peace? // Atlantic Monthly. - 2009. - July /

August.

9. Peacekeeping outspoken observations by a Field Officer, Foreword by Series Adviser John A. English. - Westport, Connecticut, 2002.

10. Scahill J. Blackwater: The rise of the world's most powerful mercenary army. -New York: Nation Books, 2007.

11. Shearer D. Private Armies and Military Intervention. - London: International Institute for Strategic Studies, 1998. - №316.

12. Tipling D. The Military Extraterritorial Jurisdiction Act and Its Implications for Private Military Companies // Bepress Legal Series. - 2006.

13. Uesseler R. Servants of War: Private Military Corporations and the Profit of Conflict. - Brooklyn: Soft Skull Press, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.