Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в.1
К.П. Курылев, Е.В. Мартыненко, Н.П. Пархитько, Д.В. Станис
Курылев Константин Петрович — д.и.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН); Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; E-mail: [email protected]
Мартыненко Елена Викторовна — д.п.н., профессор, проректор Российского университета дружбы народов (РУДН); заведующая кафедрой теории и истории журналистики РУДН; РФ, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; E-mail: [email protected]
Пархитько Николай Петрович — к.и.н., доцент кафедры теории и истории журналистики Российского университета дружбы народов (РУДН); Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; E-mail: [email protected]
Станис Дарья Владимировна — к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского университета дружбы народов (РУДН); Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются два основных аспекта феномена частных военных компаний. Первый — это историко-правовой статус частных военных компаний (private military companies) (ЧВК — PMC), изменяющийся с течением времени. Зародившись после окончания Второй мировой войны, данное явление окончательно оформилось к середине 1990-х годов. В первое же десятилетие XXI в. ЧВК стали демонстрировать не только военную активность в разных регионах мира, но и проявлять черты самостоятельных экономических акторов, способных занять определенную нишу в военном сегменте мировой экономики. Во второй части статьи рассматривается практическая деятельность ЧВК на примере их участия в конфликте на Украине в ходе начавшейся там гражданской войны после совершенного в феврале 2014 г. государственного переворота, отстранения от власти законно избранного президента В.Ф. Януковича и прихода к власти националистов-радикалов. Отмечается, что украинский кризис выступает в качестве одного из многих примеров использования ЧВК. При этом, как показано в исследовании, на территории Украины представлены наиболее могущественные ЧВК мира, что является свидетельством крайней важности тех процессов, которые происходят на Украине, с точки зрения интересов доминантных акторов современной международной системы, вовлеченных в украинские дела.
Ключевые слова: частная военная компания (ЧВК); наемники; Документ Монтрё, Украина; вооруженный конфликт; гражданская война.
Для цитирования: Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. Феномен частных военных компаний в военно-силовой политике государств в XXI в. // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 4. С. 130-149. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-04-130
Введение
Одним из главных вызовов международной безопасности является все более усиливающаяся утрата монополии государства на применение военной силы. Еще несколько
1 Статья поступила в редакцию в мае 2016 г.
десятилетий назад большинство государств мира в проведении своей военно-силовой политики опирались на Вооруженные силы (ВС), служба в которых осуществлялась по призыву или на профессиональной основе. Но в войнах и военных конфликтах XXI в. все возрастающую роль начали играть подразделения неправительственных структур. Сегодня равноправным правовым субъектом наряду с ВС тех или иных государств выступают ЧВК, которые представляют собой распространенные в международной практике структуры, уполномоченные государствами для решения специальных задач. В наши дни ЧВК занимают равноправное положение с регулярными армиями. Более того, судя по заключениям экспертов, такие структуры в будущем будут играть все более значительную роль в вооруженных конфликтах и войнах. В настоящей статье ЧВК являются объектом исследования. Предметом изучения является политика государств, применяющая ЧВК в тех или иных точках земного шара в определенных конфликтах исключительно в соответствии с собственными внешнеполитическими интересами. Учитывая «национальное» происхождение каждой отдельно взятой ЧВК (в данном контексте уместно использовать английское слово nation в значении не столько «нация», сколько «государство, страна»), даже при кажущейся их коммерческой автономности, их действия находятся в прямой политической зависимости от интересов государства на мировой арене.
Авторы настоящего исследования опирались на типологический метод, позволяющий классифицировать ЧВК по региональному (зона активности и интересов), национальному (страна происхождения и преимущественный национально-кадровый состав) и финансовому (крупная, аффилированная с нефтяным бизнесом или мелкая, выполняющая частные заказы) принципам; метод компаративистики (или сравнительный метод), позволяющий сопоставлять изучаемые ЧВК между собой, а также метод моделирования, позволяющий выявлять причинно-следственную связь между определенными политическими событиями, предшествующими возникновению того или иного конфликта в отдельно взятой стране (регионе), и включением ЧВК в конфликт на стороне правительственных/повстанческих сил в зависимости от политической конъюнктуры.
Основные выводы сформулированы в заключительной части статьи. Делаются обобщенные выводы о новой роли ЧВК в современных международных отношениях с учетом их адаптации к изменившимся реалиям XXI в.
Частные военные компании:
проблемы терминологического определения
Одним из главных вызовов международной безопасности является все более усиливающаяся утрата монополии государства на применение военной силы. Еще несколько десятилетий назад большинство государств мира в проведении своей военно-силовой политики опирались на Вооруженные силы, служба в которых осуществлялась по призыву или на профессиональной основе. Но в войнах и военных конфликтах XXI в. все возрастающую роль начали играть подразделения неправительственных структур. Сегодня равноправным правовым субъектом наряду с Вооруженными силами тех или иных государств выступают ЧВК, которые представляют собой распространенные в международной практике структуры, уполномоченные государствами для решения специальных задач. В наши дни ЧВК занимают равноправное положение с регулярными армиями. Более того, судя по заключениям экспертов, такие структуры в будущем будут играть все более значительную роль в вооруженных конфликтах и войнах.
В настоящее время как в российской, так и в зарубежной историографии по проблеме исследования отсутствует единообразное определение понятия «частная военная компания», и потому очень часто происходит путаница с определением, что такое ЧВК. Как только ни называют тех, кто по тем или иным причинам пришел в ЧВК: «солдаты удачи», «дикие гуси» и т.д. Однако чаще всего употребляется определение «наемник».
Согласно одному из определений, «ЧВК — это зарегистрированная частная высокодоходная коммерческая структура, укомплектованная высококлассными техническими специалистами, контролируемая государством и работающая в интересах государства...» [Цепков, 2015].
В другом определении ЧВК представлена как «высокоорганизованная структура, основная задача которой — обеспечение боевых действий (логистика, сбор и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов и мин, вывоз с поля боя и ремонт подбитой техники, питание для военнослужащих, тыловое обеспечение, охрана воинских объектов и складов, тюрем и т.д.). ЧВК создаются и используются в интересах государства» [Али-кин, 2014].
Существует и такое определение ЧВК: «... это негосударственные организации, оказывающие на возмездной договорной основе военные услуги физическим и юридическим лицам, а также государствам; при этом под военными услугами понимаются специализированные услуги, связанные с военными действиями, включая боевые операции, стратегическое планирование, сбор информации, оперативную или логистическую поддержку, подготовку военного персонала, материально-техническое снабжение и иное» [Волеводз, 2009].
Имеет место и более детальный подход, который трактует ЧВК как «коммерческие организации, созданные для извлечения прибыли путем оказания на основе договоров услуг военного и околовоенного характера, действующие преимущественно за пределами страны происхождения, сотрудники которых не являются государственными служащими» [Апухтин, 2009].
Таким образом, однозначного определения термина «частная военная компания» не существует, а имеющиеся трактовки не являются точными. Самым крупным заказчиком деятельности ЧВК выступают государственные структуры, и ЧВК чаще всего имеют регистрацию на территории данного государства. Соответственно, по сути, они являются не «частными», а своего рода государственными структурами, и выступают инструментом внешней политики государства.
История развития ЧВК.
От наемных дружин Средневековья до частных армий XXI в.
Исторические этапы развития ЧВК условно можно разделить на три периода: 1940— 1970 гг., 1980—1990 гг. и с 1990 г. по сей день. Границы, разумеется, весьма условны в силу того, что очень трудно определить жесткие временные рамки перехода от одного состояния к другому. В то же время глубокий исторический экскурс приводит нас к весьма интересным выводам.
Существует мнение, что «даже завоевание конкистадорами Америки было частным предприятием конкистадоров, так как от испанских королей им предоставлялось право на получение откупа на завоеванных ими землях, а также право получения самих земель. Таким же частным предприятием был захват колоний в Индии и Юго-Восточной Азии британской Ост-Индской компанией, как, впрочем, французской
и голландской Ост-Индскими компаниями»2. Как отмечают исследователи, «ополчение Минина и Пожарского было, по сути, частной армией в державных целях. Царь Иван IV Грозный нанял каперскую флотилию под руководством датчанина Карстена Роде для действий на Балтике, а купцы Строгановы — дружину Ермака для решения своих экономических задач — покорения Сибири. Казаки, по сути, были частными армиями, но на государственной службе. Имперской русской армии часто способствовали частные орды, к примеру, ногайцы» [Канчуков, 2012].
Возникновение наемников в современном понимании этого слова получило мощный импульс сразу по окончании Второй мировой войны, когда тысячи людей, профессионально обученных убивать, остались невостребованными. Поскольку спрос всегда рождает предложение, он появился и на этих профессионалов. Впервые коммерческие отряды продемонстрировали себя как единая и грозная сила во время подавления волны национально-освободительных движений в Африке. Результатом стал запрет наемнической деятельности на уровне ООН. Этот запрет содержится в Дополнительном протоколе к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г. (Протокол I). Однако часть стран так и не ратифицировала его, в частности США.
Оставшиеся наемники переквалифицировались в охранные структуры. Они занимались охраной как отдельных компаний, так и целых правительств. Частные охранные компании постепенно стали серьезной силой для исполнения «грязной работы», в том числе по заказу спецслужб и террористических организаций.
В начале 1990-х годов резко усиливается роль уже полноценных структур ЧВК в локальных и региональных конфликтах. Этому способствуют массовые сокращения военнослужащих как в западных странах в 1980-е годы, так и на постсоветском пространстве после развала СССР. С тех пор ЧВК только наращивали влияние и боевую мощь, участвуя в военных и миротворческих операциях наряду с Вооруженными силами.
Если в начале 1990-х годов на 50 кадровых военных приходился лишь один «частник», то к 2012 г. это соотношение сократилось до 10:1 и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Только в Афганистане и Ираке работает несколько сотен частных военных и охранных компаний, в которых числятся более 265 тыс. частных контрактников3.
Правовая характеристика наемнической деятельности
Насколько термин «наемник» соответствует тем лицам, которые работают в ЧВК? Обратимся к международному законодательству и посмотрим, как оно интерпретирует эти понятия. Сразу следует отметить, что ЧВК не фигурируют в международном праве, тогда как о наемниках там говорится. В первую очередь речь идет о Дополнительном протоколе I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. В соответствии со ст. 47 этого документа, «наемник — это лицо, которое:
1) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
2 Цит. по: Валецкий О.В. Частные военные компании, их создание и развитие — опыт работы в Ираке, Афганистане, Африке и в других регионах мира // Art of War. 2006. 1 января. Режим доступа: http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtmI (дата обращения: 09.04.2016).
3 Частные военные компании — наемники XXI века. 2016. 4 июня. Режим доступа: http:// politrussia.com/vooruzhennye-sily/chastnye-voennye-kompanii-469/ (дата обращения: 27.12.2016).
2) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
3) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной (или по поручению стороны), находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав Вооруженных сил данной стороны;
4) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
5) не входит в личный состав Вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
6) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав Вооруженных сил»4.
Как видно, наряду с финансовыми наемники должны отвечать и ряду других критериев. В частности, они не должны входить в состав Вооруженных сил ни одной из сторон, участвующих в конфликте. Кроме того, они не должны быть посланными государством, которое не является конфликтующей стороной, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его Вооруженных сил.
В декабре 1989 г. ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. Этот документ, в отличие от Дополнительного протокола I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и любое лицо, которое:
1) «специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных:
а) на свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом;
б) подрыв территориальной целостности государства;
2) принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
3) не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
4) не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;
5) не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия»5.
4 Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/assets/ А^/2013/ар_1_гш.р^ (дата обращения: 05.04.2016).
5 Международная конвенция Организации Объединенных Наций «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников». Принята Резолюцией № 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 г. См.: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, 44-я сессия, Дополнение № 49 (А/44/49). С. 425-428.
Отметим, что Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников была подписана 406 и ратифицирована 30 государствами7.
Близкое определение наемника содержится и в Конвенции Организации африканского единства (ныне — Африканского союза) о ликвидации наемничества в Африке8.
Как видно, для того чтобы деятельность работника ЧВК квалифицировалась как наемничество, она должна удовлетворять всем указанным критериям. Поэтому данные определения многими рассматриваются как неработающие. Соответственно, лишь некоторые сотрудники ЧВК, участвующих в международных военных конфликтах, могут быть признаны наемниками. К чему они, собственно, и не слишком стремятся, учитывая одну из особенностей правового статуса наемника: субъект, участвующий в международном вооруженном конфликте, не будет обладать статусом военнопленного. На это указывает Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., определяющая лиц, которые могут обладать статусом военнопленного.
Иными словами, международное право определяет наемников как военных преступников и в случае, если наемник будет взят в плен, его гипотетически могут расстрелять без суда и следствия.
Правовые аспекты регулирования деятельности ЧВК. Основные международные документы
Следует отметить, что в настоящее время отсутствует международно-правовой акт, в котором бы нашла отражение деятельность ЧВК и которым бы она регулировалась. Об этом нет ни слова в тех документах, которые мы рассматривали выше. Таким образом, если мы признаем, что наемничество и деятельность ЧВК — разные явления, то получается, что правовой статус ЧВК не определен и не установлен из-за пробелов в действующем законодательстве [Singer, 2005]. Иными словами, ЧВК не являются субъектами международного права и носителями предусмотренного Уставом ООН обязательства не применять силу в международных отношениях.
Вместе с тем определенные правовые нормы деятельности ЧВК все же есть. «В начале XXI в. появились правовые инициативы, направленные на усиление контроля за деятельностью ЧВК со стороны правительства Великобритании (Green Раре^2002) и правительства Швейцарии совместно с Международным комитетом Красного Креста (2006 г.) (так называемая «швейцарская инициатива»). Данная инициатива при ее принятии поддержана Австралией, Австрией, Анголой, Афганистаном, Великобританией, Германией, Ираком, Канадой, Китаем, Польшей, Сьерра-Леоне, США, Францией, Швецией, Украиной и ЮАР. Эта инициатива направлена:
а) на создание единого международного органа (секретариата) контроля за деятельностью ЧВК, имеющего право на запрет их деятельности в «странах-агрессорах» и дру-
6 Ангола, Азербайджан, Барбадос, Белоруссия, Бельгия, Камерун, Конго, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Кипр, Демократическая Республика Конго, Грузия, Германия, Гвинея, Италия, Либерия, Ливийская Арабская Джамахирия, Мальдивские Острова, Мали, Мавритания, Молдова, Черногория, Марокко, Новая Зеландия, Нигерия, Перу, Польша, Катар, Румыния, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сейшельские Острова, Суринам, Того, Туркменистан, Украина, Уругвай, Узбекистан.
7 Не ратифицировали конвенцию Ангола, Германия, Демократическая Республика Конго, Конго, Марокко, Нигерия, Польша, Румыния, Сербия и Черногория.
8 Convention for the Elimination of Mercenarism in Africa, Organization of African Unity, Libreville. 3 July 1977. CM/817 (XXXIX), Annex II, Rev. 3 (entered into force 22 April 1985).
гих государствах с возможным лишением их лицензии на деятельность в качестве меры наказания;
б) установление международного контроля режима лицензирования ЧВК;
в) мониторинг международных органов за деятельностью ЧВК с разработкой соглашений между странами, имеющими такие компании.
Предполагалось, что функции международного органа (секретариата) контроля за деятельностью ЧВК могли бы состоять в рассмотрении жалоб на компании в случае возникновения инцидентов, ведении учета персонала ЧВК, осуществлении проверок подписываемых контрактов, а также в проведении сборов возможных финансовых штрафов. Согласно позиции США и Великобритании в рамках «швейцарской инициативы», предполагалось создание трех рабочих групп, включающих британских дипломатов и служащих Министерства обороны США, которые определяли бы структуру, источники финансирования и состав директоров будущего международного секретариата. В работе международного органа должны принять участие представители американского государственного департамента, Пентагона, а также ведущих американских и британских ЧВК. Международный орган должен быть наделен полномочиями по проведению международных инспекций и правами по изъятию у компаний разрешений на реализацию профессиональной деятельности. Предполагается, что штаб-квартира будет размещена в Женеве9. Данные инициативы завершились принятием Документа Монтрё в 2008 г.10 и Международного кодекса поведения частных охранных компаний в 2010 г.11
Документ Монтрё содержит правила и положения о частных военных и охранных компаниях, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Всего в нем порядка 70 рекомендаций по регулированию деятельности частных подрядчиков в зонах военных конфликтов и контролю за соблюдением ими норм международного права. Документ стал итогом международного процесса, инициированного в 2006 г. правительством Швейцарии и Международным комитетом Красного Креста. Вместе с сопроводительным письмом постоянного представителя Швейцарии при ООН документ был направлен на имя генерального секретаря этой организации.
Документ Монтрё состоит из двух частей. В первой части дается определение понятия «частная военная компания». Согласно документу, ЧВК — «это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников»12. Также в документе выделяются три группы государств:
9 Международно-правовые аспекты использования ЧВК. Режим доступа: http://www.moder-narmy.ru/article/360/mejdunarodno-pravovie-aspekty-ispolzovaniya-chvk (дата обращения: 09.04. 2016).
10 Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/ documents/misc/ihl-montreau.htm (дата обращения: 14.04.2016).
11 Международный кодекс поведения частных охранных компаний. Режим доступа: http://www. icoca.ch/sites/all/themes/icoca/assets/icoc_russian3.pdf (дата обращения: 13.04.2016).
12 Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. Режим доступа: https://www.icrc.org/rus/resources/ documents/misc/ihl-montreau.htm (дата обращения: 05.04.2016).
— государства-контрагенты;
— государства территориальной юрисдикции (на территории которых действуют
ЧВК);
— государства происхождения (принадлежности, регистрации, местонахождения
головного офиса)»13.
Главный недостаток Документа Монтрё — его декларативный характер. Так как он представляет собой лишь набросок для возможной международной нормативной базы, в существующем виде его положения не являются обязательными и носят рекомендательный характер.
Что касается Международного кодекса поведения частных охранных компаний, то в этом документе под частными охранными компаниями (ЧОК) и частными поставщиками услуг в области безопасности понимаются любые компании, коммерческая деятельность которых включает оказание охранных услуг от своего имени либо от имени другого лица, независимо от того, как такая компания себя характеризует»14. При подписании Кодекса ЧОК принимает на себя обязательство «создать в течение 18 месяцев механизмы внешнего контроля, которые должны осуществлять сертификацию компании, аудит и мониторинг деятельности в районах военных конфликтов, а также принимать соответствующие меры в случае нарушения Кодекса». Кроме того, компании, подписавшие Кодекс, обязаны «разработать внутренние процедуры выполнения требований в соответствии с принципами Кодекса и стандартами, вытекающими из него, и/или представить их; после создания механизма управления и надзора получить сертификат и на постоянной основе проводить независимые аудиторские проверки посредством этого механизма; обеспечить соблюдение Кодекса в качестве составной части контрактных соглашений клиентами, персоналом, субподрядчиками или другими сторонами, предоставляющими охранные услуги по договорам с ними; придерживаться настоящего Кодекса даже в тех случаях, когда он не включен в контрактное соглашение с клиентом»15.
На сегодняшний день Международный кодекс поведения частных охранных компаний подписали 708 компаний.
Выполнение норм Международного кодекса поведения частных охранных компаний — обязательное условие для заключения любых контрактов по предоставлению частных военных услуг на международном уровне. Однако, как и в случае с Документом Монтрё, Международный кодекс поведения частных охранных компаний не имеет обязательной юридической силы и носит исключительно рекомендательный характер.
Таким образом, Документ Монтрё и Международный кодекс поведения частных охранных компаний не налагают ограничений, ущемляющих или, наоборот, расширяющих нормы действующего международного права или национальных законодательств.
Отдельно следует упомянуть правовое поле для регулирования изучаемого феномена в нашей стране. Принципиальным и важным звеном в этой цепочке является практика использования ЧВК в России. На сегодняшний день в отечественном законодательстве нет положения, которое напрямую регулировало бы деятельность ЧВК как юридического лица.
13 Там же.
14 Международный кодекс поведения частных охранных компаний. Режим доступа: http://www. 1соса.сЬ/8йе8/а11/Шете8/1соса/а88е18/1сос_ги881ап3^Г (дата обращения: 03.04.2016).
15 Международно-правовые аспекты использования ЧВК. Режим доступа: http://www.modern-army.ru/artic1e/360/mejdunarodno-pravovie-aspekty-ispo1zovaniya-chvk (дата обращения: 19.04.2016).
Как правило, законодатель при появлении таких «пилотных» проектов старается уйти от конкретики и пытается отделаться общими фразами, крылатыми выражениями, «водой» в положениях законопроекта.
При создании закона возможно смешение двух видов услуг — охранных и военных. С точки зрения организации деятельности частного военного сектора первый важнейший вопрос состоит в том, кто является нанимателем этих компаний. Заказы на такие услуги могут поступать из различных источников:
— от правительства;
— профильных министерств и ведомств;
— бизнес-структур;
— частных лиц;
— неправительственных организаций и др.
Конечно же, принятие такого законопроекта повлечет за собой принятие изменений в иные законодательные акты РФ (Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, дополняя его позициями, сопряженными с международным и военным правом) [Ракитская, 2014].
Частные военные компании и связанный с ними бизнес никак не может прижиться в России, и прежде всего из-за отсутствия законодательной базы. В России эта трудная, профессиональная, а порой и опасная работа по существующей законодательной базе приравнивается к наемничеству (УК РФ, гл. 34, ст. 359. Наемничество) [Kremyanskaya й al., 2014]. Сдерживающим фактором развития ЧВК в России является и ст. 208 УК РФ, в которой создание вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование являются преступлением.
Для развития частного военного бизнеса в России необходимо срочное принятие специального закона о частной военной деятельности или доработка до нужного уровня уже существующего Федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», с внесением соответствующих поправок в УК РФ. Первый вариант представляется более предпочтительным. Промежуточный шаг уже был сделан.
В июле 2007 г. Госдума и Совет Федерации одобрили закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», в котором оговаривалось, что особые подразделения АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» «имеют право использовать и применять служебное оружие и спецсредства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортировки, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании». Охранные структуры «Газпрома» и «Транснефти» после подписания данного законопроекта президентом России В.В. Путиным 1 августа 2007 г., получили права ведомственной охраны, то есть, по сути, сотрудников Министерства внутренних дел. Но с этого момента ситуация с ЧВК в России находится в правовой стагнации и остается абсолютно неясной. Пока всего несколько российских ЧОПов смогли получить определенный опыт работы как ЧВК в Ираке — «Орел-Антитеррор», «Тигр Топ-Рент секьюрити», «Редут антитеррор» и «Феракс» [Коновалов, Ва-лецкий, 2013].
Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто.
Крупнейшие ЧВК на 2016 г.
Перечислим ряд ЧВК, принимающих наиболее активное участие в международных конфликтах в текущий период развития международных отношений. Следует отметить, что из более чем 400 частных компаний, зарабатывающих деньги на войне, широко известны лишь некоторые. Поэтому рассмотрим наиболее известные из них.
Blackwater16/Academi (США)
Компания основана отставным офицером спецназа ВМС США Эриком Принсом. Имеет в своем распоряжении современный полигон, вертолеты, катера и сторожевые корабли, которые используются береговой охраной США. Строит тренировочные комплексы для обучения собственных сотрудников, а также работает по контракту с ВС США и спецслужбами, обучая их личный состав.
Бывшая Blackwater стала широко известна после инцидента в иракском городе Фаллуджа в апреле 2003 г., когда ее сотрудники вступили в противоборство с местным населением, спровоцировавшим открытие огня. В результате боестолкновения четыре сотрудника компании были захвачены экстремистами и зверски убиты. В ответ войска объединенной коалиции предприняли штурм города, который привел к многочисленным жертвам среди мирного населения. Только в 2007 г. получила от американского правительства более 1 млрд долл. за выполнение специальных заданий на иракской территории. Имеет представительство в Ташкенте. О деятельности этой компании на территории Украины речь пойдет во второй части настоящей работы.
Kellog, Brown and Root (США)
Является структурным подразделением компании бывшего вице-президента США Дика Чейни Hаlliburton, активно участвовала в югославском конфликте как логистическая компания и как основная структура, осуществляющая подготовку кадров для местной полиции. Занимается также охраной нефтяных месторождений и промышленных объектов в Ираке.
Groupe-EHC (Франция)
Данная ЧВК была создана в 1999 г. бывшими офицерами французской армии. Первая французская военная компания, представленная в США. Компания работает в регионах с высокой степенью риска, прежде всего в бывших французских колониях и африканских странах. Имеет опыт работы в Ираке, Пакистане, Афганистане, Индонезии, Польше.
MPRI International (Military Professional Resources) Inc. (США)
Предоставляет широкий спектр комплексных услуг для Вооруженных сил США и иностранных правительств более чем в 40 странах. Компания предоставляет обучающие и поддерживающие программы для сотрудников спецподразделений, программы по стабилизации конфликтных ситуаций в различных регионах, услуги по обучению
16 В зарубежных источниках часто встречается раздельный вариант написания названия компании — "Black Water" (Примеч. авт.).
и подготовке по вопросам управления личным составом государственных военных структур, аналитическую поддержку специальным операциям и т.д. Ведет программы по безопасности в Афганистане, Кувейте, Боснии, Экваториальной Гвинее.
Помимо основных функций MPRI International оказывает содействие государственным органам в разработке стратегий эффективного анализа информации, поддержку при проведении исследований и оценки общественного мнения, а также реализует программу по борьбе с коррупцией, которая включает создание и функционирование специального института генеральных инспекторов в каждом министерстве и ведомстве для выявления коррупционных проявлений как в стабильных, так и в нестабильных условиях.
В настоящий момент управление компанией осуществляют генерал К. Вуоно, бывший начальник штаба экспедиционных войск Вооруженных сил США во время операций в Панаме и «Буря в пустыне», и генерал Э. Сойстер, бывший глава РУМО — военной разведки США17.
Участие ЧВК в гражданской войне на Украине
Конфликт на Украине продолжает приковывать к себе внимание общественности и еще долго будет оказывать дестабилизирующее воздействие на региональную систему безопасности. Одним из наиболее обсуждаемых сюжетов — как в СМИ, так и в научно-политическом дискурсе — является участие ЧВК в гражданской войне на Украине.
Следует сразу уточнить, что со всей полнотой осветить вопрос деятельности ЧВК (особенно иностранных) на Украине не представляется возможным. Судить об их деятельности приходится, опираясь преимущественно на открытые источники данных, сопоставляя информацию, делая выводы.
ЧВК появились на Украине задолго до начала гражданской войны в этой стране. Однако интерес к ним возник именно в ходе развития данного кризиса. Подчеркнем, что Украина была одной из первых стран, которые ратифицировали рассмотренный нами выше Документ Монтрё. Действующие на Украине ЧВК следует разделить на две группы. К первой относятся те ЧВК, которые можно назвать местными, поскольку они зарегистрированы на Украине, их сотрудниками преимущественно являются украинцы. Ко второй же группе ЧВК относятся компании, которые работают на Украине, но зарегистрированы за рубежом, принадлежат иностранцам и обслуживают их интересы.
Мы не будем подробно останавливаться на деятельности ЧВК на Украине в докризисный период, дадим лишь общий обзор их деятельности.
Еще в 1990-е годы на Украине, как и в других бывших союзных республиках, стали возникать ЧОПы — частные охранные предприятия. Они составляли силовой костяк наиболее сильного, вошедшего в закон криминала, или бывшей государственно-партийной номенклатуры. Частные охраны в конечном счете победили менее организованные и экономически более слабые силы простого бандитского мира. Закономерно победа была на стороне подконтрольных высшей олигархии и чиновничеству частных охранных компаний, которые за считанные годы расправились с «беспределом»18.
17 Частные военные компании — наемники XXI века. Режим доступа: http://politrussia.com/ vooruzhennye-sily/chastnye-voennye-kompanii-469/ (дата обращения: 27.12.2016).
18 Конфликт на Украине и частные военные компании. Режим доступа: http://road2life.in.ua/ publ/3 (дата обращения: 27.12.2016).
Собственно, ЧВК стали возникать на Украине примерно с 2010 г. Среди крупнейших украинских компаний можно выделить группу «Омега Консалтинг», «Артан групп», «Альбатрос», «Вега» и др. Одесская фирма «Альбатрос» и николаевская компания «Вега» специализируются на защите морских судов от пиратства. В отношении последней проходила информация об участии ее сотрудников в антитеррористической операции (АТО) в Донбассе. Согласно имеющимся данным, обе ЧВК работают за границей, обеспечивая безопасность морского транспорта иностранных судовладельцев. Официальная информация очень скудная. Недалеко от Киева, в Славутиче, располагается ЧВК «Омега консалтинг». На ее сайте в числе заказчиков указано Министерство обороны Украины. Официально компания занимается охранным бизнесом и подготовкой телохранителей. Еще одна ЧВК «Артан групп» — весьма мощная структура, занимающаяся охраной множества объектов. Участвует в военных операциях, подготовке телохранителей, охране морских судов. Среди объектов, которые охраняют сотрудники компании «Артан», немало принадлежит людям из окружения бывшего президента В.Ф. Януковича. «Артан групп» даже получила грамоту от министра образования Украины С. Квита, который является членом организации «Тризуб им. С. Бандеры». При поддержке этой ЧВК возникла откровенно националистическая ЧВК «Тамплиер», чьи сотрудники были замечены в карательном батальоне «Айдар». «Тамплиер» сотрудничает с украинскими националистами, различными волонтерскими организациями праворадикального толка («Львивська брама»). Медийную поддержку «Тамплиеру» оказывают украинские националистические интернет-ресурсы19.
Точных данных о том, принимают ли украинские ЧВК напрямую участие в АТО в восточных областях Украины, консультируют ли они правительство по тем или иным вопросам, сегодня нет. Достоверно известно об участии в вооруженном конфликте в Донбассе компании «Омега Консалтинг», которой руководит А. Кебкало. Весной 2014 г. компания открывала вакансию «консультанта», которую планировалось закрыть к 1 мая 2014 г. Одним из предъявляемых к кандидатам требований являлось наличие донецкой, харьковской или луганской прописки. Официально компания признала свое участие в операциях по «экстренному выводу персонала Заказчика из Автономной Республики Крым и Донбасса»20. В настоящий момент отдел по связям с общественностью признает наличие контрактов, связанных с действиями в регионах Донецка и Луганска, однако утверждается, что правительственных заказов не поступало — все договоры заключены с частными лицами или предприятиями21.
Обратимся к опыту деятельности зарубежных ЧВК на Украине. Еще с 1992 г. в столице Украины начал действовать филиал самой большой по численности ЧВК — G4S. Гигантский концерн английского, датского и американского капитала вербует специалистов в области разведки и военного дела по всему миру. Численность сотрудников данной структуры достигает 675 тыс. человек. Это больше численности армий большинства европейских стран. G4S владеет бронетанковой техникой, авиацией, морским транспортом, беспилотными аппаратами, различными средствами радиоэлектронной борьбы, разведывательными технологиями. Компания занимается широким спектром военных и охранных услуг, что делает ее самостоятельной даже в решении военно-
19 Моргенштерн А. Что такое частные военные компании и что они делают на Украине. Режим доступа: http://spinoza.in/analytics/chto-takoe-chastnye-voennye-kompanii-i-chto-oni-delayut-na-ukraine. html (дата обращения: 27.12.2016).
20 Добровольский А. Частные военные компании — наемники XXI века. Режим доступа: http:// politrussia.com/vooruzhennye-sily/chastnye-voennye-kompanii-469/ (дата обращения: 27.12.2016).
21 Неелов В. Частные военные компании и война на юго-востоке Украины. Режим доступа: http://www.conjuncture.ru/category/pmc/ (дата обращения: 27.12.2016).
политических задач. Еще один гигант военного бизнеса — ЧВК L3 — занимается организацией безопасности мобильной связи и информационных коммуникаций на Украине. Одна из самых старых и очень влиятельных частных военных корпораций Leidos также работает на Украине и поддерживает связи с активистами движения «Евромай-дан» как в диаспоре, так и на Украине22.
После государственного переворота эта страна закономерно стала ареной скрытого противостояния Запада, с одной стороны, и России — с другой. Одним из важнейших инструментов, который используют западные страны, и в первую очередь США, в данном конфликте, являются именно ЧВК. Анализ открытых источников позволяет утверждать, что начиная с февраля — марта 2014 г. на территории Украины по контрактам с центральным киевским правительством, а также с частными лицами и структурами действуют ЧВК из ряда стран, прежде всего из США, Польши и Великобритании. Они выполняют ряд функций: оперативное и стратегическое планирование, обучение командного и личного состава, охрана лиц и отдельных объектов. Украина традиционно была привлекательна для ЧВК. Так, Одесса благодаря удачному географическому положению и в силу региональных особенностей стала одним из крупнейших перевалочных пунктов для лиц, желающих отправиться на войну. В связи с этим иностранные ЧВК вели здесь активную деятельность вплоть до открытия собственных представительств. Однако если до событий 2013—2014 гг. Украина интересовала зарубежных подрядчиков главным образом как источник качественного и относительно дешевого персонала, то государственный переворот и последовавшие за этим события позволили им выйти на этот рынок в новом качестве: подрядчиков, выполняющих конкретные заказы как со стороны ряда украинских предпринимателей и олигархов, так и от центрального правительства в Киеве23.
Участвуют ли данные или другие ЧВК в боевых действиях на юго-востоке Украины? На этот счет имеются серьезные разночтения. Об участии американских ЧВК в украинском кризисе заявили прежде всего СМИ с пророссийским вектором вещания. Тогда речь шла об американских ЧВК Blackwater и Greystone. В Интернете было опубликовано видео, на котором несколько человек в странной военной форме прошлись по улице в Донецке в марте 2014 г.24 Людей на видео пророссийские сайты поспешили причислить к сотрудникам компании Blackwater, которая на тот момент уже прекратила существование, трансформировавшись в несколько других частных военных и охранных фирм. Объясняется это, скорее всего, тем, что бренд Blackwater является наиболее известным, так как данная компания провела ряд громких военных операций в отношении мирного населения и повстанческих сил в Ираке. Действия Blackwater в Ираке хорошо известны российскому зрителю, поэтому сделать намек на наличие этой одиозной силы в конфликте на Украине было бы крайне заманчивым для российской пропаганды. Также по информации пророссийских информационных сайтов и служб, а также со стороны интернет-ресурсов, поддерживающих непризнанные республики ДНР и ЛНР, поступала информация об участии в вооруженном конфликте сотрудников компании Greystone — дочерней структуры компании Academi LLC. Непродолжительное время на сайте компании размещалось объявление о наличии хорошей работы в России, весной 2014 г. объявление исчезло. Достоверных сведений об участии данной
22 Неелов В. Частные военные компании и война на юго-востоке Украины. Режим доступа: http://www.conjuncture.ru/category/pmc/ (дата обращения: 27.12.2016).
23 Там же.
24 См., например: <https://www.youtube.com/watch?v=1VFMAIv8yvA> и <https://www.youtube. com/watch?v=UD_xgxj_6Q o>.
ЧВК в конфликте пока не обнаружено, хотя силы повстанцев сообщали о наличии потерь именно у данной военной компании. Чуть позже из неофициальных источников поступила информация, что в районе Славянска ополченцами были пленены 20 наемников. По одним данным, пленные наемники были из Graystone, по другим — уже из другой американской ЧВК Academi (до 2010 г. известной как Blackwater). Также сайты, выступающие за ДНР и ЛНР, сообщали об участии в боевых действиях на стороне сил АТО польской ЧВК ASBS Othago (Analizy Systemowe Bartlomiej Sienkiewicz), что также не подтвердилось25.
Подчеркнем, что достоверные сведения о непосредственном участии сотрудников зарубежных ЧВК в боевых действиях отсутствуют. Есть предположения, гипотезы, подозрения. Ни одна из зарубежных ЧВК не подтвердила факт участия своих сотрудников в боевых действиях в Донбассе. Это и понятно, ни одна из сторон конфликта не станет признавать своего участия в нем. Правительство США заявило, что американских военных на Украине нет. Вслед за ним то же самое сделали и польские власти. Более того, руководство Greystone заявило, что ее сотрудников на Украине нет и не было.
Информация об участии ЧВК в боевых действиях на востоке страны поступала пока только из неофициальных источников, ссылавшихся на лидеров самопровозглашенных республик. Прежде всего речь идет о данных официальных лиц ДНР и ЛНР, которые сообщали об участии зарубежных ЧВК в боевых действиях на Донбассе. Пик информационной активности по теме присутствия ЧВК на Украине приходится на март — июнь 2014 г., то есть после государственного переворота и начала пророссий-ских выступлений на юго-востоке страны. География присутствия ЧВК на первом этапе в основном совпадала с географией протестной активности: Харьковская, Донецкая, Луганская, Днепропетровская области. Кроме того, отмечалось присутствие сотрудников ЧВК в Киеве.
Повторим еще раз, на сегодняшний день достоверной информации о непосредственном участии в качестве комбатантов сотрудников ЧВК в украинском конфликте нет. Собственно, в этом нет ничего странного. Наоборот, это одно из важных преимуществ ЧВК перед государственными армиями. ЧВК могут действовать максимально скрытно.
Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, специалисты иностранных частных военных компаний все-таки могут принимать участие в боевых действиях на стороне украинской армии, но как советники. Этого, впрочем, никто особенно и не скрывает.
Основными задачами, для реализации которых мог осуществляться наём ЧВК на этом этапе в указанных выше регионах, являются: обучение и координация на местах сотрудников правоохранительных органов, а также специальных подразделений. Цели: ликвидация протестной активности в указанных регионах; вывоз и сопровождение частных лиц и персонала с территорий, охваченных восстанием. Подобные задачи ранее уже выполнялись в Ираке, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Косово и некоторых других регионах зарубежными компаниями DynCorp (США), Academi (США), Greystone Limited (США), а также Erinys (Великобритания). Утверждать, что сотрудники именно этих компаний были задействованы при выполнении данных миссий, мы не можем, однако опыт предыдущих подобных конфликтов и характер поступающих сведений позволяет говорить о высокой степени вероятности присутствия именно этих фирм.
25 Неелов В. Частные военные компании и война на юго-востоке Украины. Режим доступа: http://www.conjuncture.ru/category/pmc/ (дата обращения: 27.12.2016).
Следующий период, в который была зафиксирована определенная деятельность зарубежных ЧВК на Украине, — май — август 2014 г. Это период активного ведения боевых действий в Донбассе в 2014 г. С большой долей вероятности можно утверждать, что именно сотрудники иностранных компаний готовили и осуществляли координацию действий в ходе ряда военных операций летней кампании ВСУ.
Тем не менее в открытых источниках можно найти данные о потерях зарубежных ЧВК на Украине: ASBS Othago (Польша) - 144 человека; Graystone (США) - 60 человек; Academi (США) — 130 человек26. Информация об убитых иностранцах регулярно поступает от ополченцев ДНР и ЛНР. Достоверно же установить их статус не представляется возможным, однако вероятность того, что это сотрудники ЧВК, невысока: характер выполняемых данными компаниями функций чаще всего не предполагает непосредственного участия в боевых столкновениях.
Сентябрь 2014 г. — январь 2015 г. — период после заключения первых Минских договоренностей. В это время наблюдался спад информационной активности, связанной с ЧВК на Украине. Вместе с тем характер принятого 12 декабря 2014 г. Конгрессом США Акта поддержки свободы на Украине позволяет предположить, что в случае реализации его положений будут активно привлекаться ЧВК из США, в том числе для проведения обучения, стратегического планирования, а также поставок и обслуживания военной техники. Подобные функции в первую очередь способны выполнять американские компании: MPRI (планирование операций и определение стратегии), Kellog Brown & Root (тыловое и техническое обеспечение, обучение обслуживанию поставляемой техники).
Заключение
Теоретически использование ЧВК предоставляет милитаристскому направлению внешней политики государства иммунитет от действия международного права и даже локальных законов. Нормативно ведение военных действий руками ЧВК легко представить не как политический конфликт, а в качестве вопроса соблюдения контракта между двумя компаниями. Соответственно, там, где действует корпоративное право, никто, даже ООН, не может в полной мере требовать публичности и правовой транспарентности. Допустимый ответ на любые упреки в такой ситуации: государство не вмешивается во внутренние дела ЧВК. Таким образом, с правовой и дипломатической точки зрения эффективным может выглядеть даже решение «расквартировки» армии по частным военным компаниям, признаки чего можно обнаружить в политике США и некоторых европейских стран.
Вовлечение частных военных подрядчиков во внутренний политический конфликт, безусловно, создает дополнительные сложности в процессе достижения внутреннего согласия в стране — поставщике подобного рода «услуги». Не надо заблуждаться в истинных целях использования иностранных подрядчиков и их поддержке западными странами: любые действия любых стран в первую очередь продиктованы интересами их внутренних элит, а не интересами «демократических преобразований», тем более происходящих далеко от границ западных стран. Среди глав государств существует, несомненно, давняя грязная традиция использования наемников, в том числе и для подавления народных восстаний. И эта традиция была развита в том числе
26 Как и с кем воюют иностранные частные военные компании в Украине? Режим доступа: http://chvkmar.ru/category/novosti (дата обращения: 27.12.2016).
и США, при этом Вашингтон преследовал в каждой конкретной ситуации различные цели27.
Во-первых, усилия США в 1990-е годы, в начале 2000-х годов, в том числе в информационной сфере, создали если не положительный, то по крайней мере нейтральный образ солдат по найму. После того как США использовали сотни тысяч военных подрядчиков в громких вооруженных конфликтах последнего десятилетия, существует мало оснований для того, чтобы сами США осудили использование аналогичных структур другими суверенными государствами.
США продолжают использовать частную военную силу, несмотря на неоднократные факты участия подрядчиков в злоупотреблениях, бессмысленных убийствах гражданских лиц, и даже работы наемными убийцами на ЦРУ. Учитывая широчайшее взаимопроникновение бизнеса и власти США и узаконенную систему политического лоббирования экономических интересов корпораций, у правительства США нет никаких юридических или моральных оснований требовать ограничения использования подрядчиков правительствами других стран, даже несмотря на то, что другие правительства используют главным образом иностранных военных подрядчиков и используют их для предотвращения или пресечения внутренних, демократических движений.
Во-вторых, именно США создали и субсидировали частную военную промышленность. Нанимая подрядчиков и отдавая им миллиарды долларов в качестве оплаты по контрактам, США вдохнули жизнь и развили частную военную отрасль, что позволило ей приобрести опыт и профессиональные контакты. Следует отметить, что США также разрешили якобы авторитетным корпоративным подрядчикам заключать договоры субподряда с местными охранными организациями, в том числе с сомнительным кадровым составом, выводя на рынок более дешевые и менее профессиональные военные услуги.
Полностью окупив затраты на содержание ЧВК в Афганистане и в Ираке, а также получив огромную прибыль от их деятельности, ни крупные частные военные корпорации, ни их более мелкие субподрядчики не только не исчезнут из мировой экономики, но займут в ней стабильную нишу. В качестве подтверждения данного процесса можно привести динамично развивающуюся охранную и частную военные отрасли, которые уже выходят за пределы чисто правительственных контрактов и открывают новые возможности для бизнеса. Наиболее вероятно, что другие страны, имея перед глазами столь удачный пример США, будут развивать практику использования частных военных подрядчиков. Таким образом, оформляется принципиально новый инструмент защиты и силового позиционирования национальных интересов тех или иных стран за рубежом.
Наиболее наглядным примером подобного позиционирования является проведенный нами анализ использования ЧВК в ходе вооруженного конфликта на Украине, когда правительством Киева и частными лицами (главным образом — олигархами) заключались контракты с ЧВК, прежде всего из США и Польши. По мере развития вооруженного противостояния ЧВК привлекались к выполнению ряда функций: охрана объектов и лиц, оперативное и стратегическое планирование, обучение персонала на всех уровнях, вывоз и сопровождение лиц и персонала. Активное участие сотрудников ЧВК непосредственно в боевых действиях в Донбассе не зафиксировано, что обусловлено рядом причин, главная из них — наличие достаточного числа мотивиро-
27 Использование частных военных компаний в международных конфликтах. Режим доступа: http://speccom.livejournal.com/1241.html (дата обращения: 22.04.2016).
ванных добровольцев-националистов в рядах национальной гвардии и добровольческих батальонах, которые также требуют обучения.
В силу отсутствия юридических оснований для оказания непосредственной помощи Украине со стороны США, а также поставок летального оружия, Вашингтон прибегает к активному использованию негосударственного инструмента, коим и являются ЧВК. Как показал проведенный анализ, при помощи данных организаций оказывается самый широкий спектр услуг по совершенствованию ВСУ, Национальной гвардии и других силовых структур Украины.
Иностранные ЧВК имеют достаточную материально-техническую базу на территории Украины, значительные связи и опыт работы. За двадцать с лишним лет существования украинских ВС в стране шел молниеносный процесс деградации армии и других силовых структур. В условиях гражданской войны примерно с мая 2014 г. стало очевидно, что силовые структуры Украины утратили способность к организации и проведению военных мероприятий. Помощь ЧВК западных стран, таким образом, сводилась в основном к консультированию военного и политического руководства Украины.
Следует признать, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе использование ЧВК правительственными и частными структурами будет возрастать по причине отсутствия серьезных намерений реализовывать мирный сценарий. Шансы выйти на украинский рынок в новом качестве (помимо указанных ранее) есть у компаний, уже имеющих серьезную материально-техническую базу и связи в этой стране. При этом ЧВК, зарегистрированные на Украине, на сегодняшний день активно себя не проявили. Достоверно известно об одной украинской ЧВК, которая выполняла и продолжает выполнять задачи, связанные с участием в данном конфликте. Однако в среднесрочной перспективе можно ожидать развития национального украинского рынка ЧВК.
В итоге получается, что иностранные ЧВК на Украине, по всей видимости, присутствуют. Но ни подтвердить, ни опровергнуть эти выводы нельзя. По мнению одних экспертов, участие сотрудников рассматриваемых компаний ограничено ролью советников, по мнению других — наемники принимают непосредственное участие в боевых действиях.
Подобные разночтения в экспертной среде возникают в результате ряда методологических трудностей, с которыми сталкиваются изучающие деятельность ЧВК. На эти проблемы хотелось бы обратить внимание. Во-первых, работа исследователей весьма затруднена узкой источниковой базой либо ее сомнительным происхождением. В основном приходится довольствоваться вторичными источниками. Во-вторых, следует отметить высокий уровень политизированности данной проблемы, что также накладывает отпечаток на качество информации, с которой приходится иметь дело исследователю. Обширный массив имеющейся информации является пропагандистским и представляет собой часть информационной войны, что требует большой осторожности при изучении подобных материалов. В-третьих, не устоялся категориально-терминологический аппарат проблемы исследования. Речь идет о неверном совмещении понятий «наемник» и «сотрудник частной военной компании». Представляется, что именно разночтения по данному вопросу и приводят к ошибкам в верификации факта участия представителей ЧВК в боевых действиях в тех или иных странах, в том числе и на Украине. Подобное можно вполне допустить в отношении представителей ЧВК, которые, например, ушли в отпуск и в личном качестве отправились воевать в ту или иную горячую точку. Но в подобном случае они не могут рассматриваться в качестве сотрудников ЧВК, а уже переходят в разряд наемников.
Подводя итог, отметим, что основными преимуществами ЧВК являются их оперативность, ответственность, эффективность, профессионализм и неоспоримое финансовое преимущество. ЧВК — это альтернатива государству и криминалу; гарантия и страховка в зонах нестабильности; быстрое решение проблем; эффективное управление рисками. Чаще выгоднее подписать контракт с ЧВК под конкретную задачу, чем отправлять туда аффилированную с нефтяным или газовым гигантом охранную фирму или вводить войска, содержать гарнизоны. С другой стороны, если государство не хочет афишировать свое участие в каком-либо конфликте или проекте, или же перекладывает на других грязную работу, которой хватает на войне, то ЧВК являются для этих целей отличными исполнителями.
Источники
Аликин А. (2014) ЧВК — это очень эффективный инструмент влияния. Режим доступа: http://rusplt. ru/society/voennie-chastniki-8795.html (дата обращения: 10.04.2016).
Апухтин Ю.С. (2009) Частные военные компании: новая цель политической криминологии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. № 2 (17).
Волеводз А.Г. (2009) О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция. № 1. С. 14.
Канчуков С.А. (2012) Частные военные компании — помощь или обуза для России? Режим доступа: http://www.iarex.ru/articles/28444.html (дата обращения: 10.04.2016).
Коновалов И.П., Валецкий О.В. (2013) Эволюция частных военных компаний. Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры. С. 47.
Ракитская И.А. (2014) Конституционные основы Российской Федерации: учеб. пособ. / под ред. И.А. Ра-китской, Е.А. Кремянской, Т.О. Кузнецовой. М.: МГИМО-Университет. С. 136.
Цепков Н. (2015) Частные военные компании: краткий обзор мирового и российского регулирования. Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2015/12/14/chastnye_voennye_kompanii_kratkij_obzor_ mirovogo_i_rossijskogo_regulirovaniya (дата обращения: 10.04.2016).
Kremyanskaya E.A., Kuznetsova T.O., Rakitskaya I.A. (eds) (2014) Russian Constitutional Law. Cambridge Scholars Publishing. P. 134.
Singer P. (2005) Outsourcing War // Foreign Affairs. 1 March. Режим доступа: http://www.brookings.edu/ views/articles/fellows/singer20050301.htm (дата обращения: 10.04.2016).
The Phenomenon of Private Military Companies
in the Military and Power Policies of States in the 21st Century
K. Kurilev, E. Martynenko, N. Parkhitko, D. Stanis
Konstantin Kurilev — PhD, Assistant Professor, Peoples Friendship University of Russia; 6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation; E-mail: kurylev_kp@rudn. university.ru
Elena Martynenko — PhD, Vice-rector of RUDN University; Professor, Head of the Chair of Theory and History ofjournalism; 6 Miklukho-Maklaya Street, 117198 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Nickolay Parkhitko — PhD, Senior Lecturer, Peoples Friendship University of Russia; 6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation; E-mail: parkhitko_np@rudn. university.ru
Daria Stanis — PhD, Assistant Professor, Peoples Friendship University of Russia; 6 Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]
Two main issues are considered in this article. The first is the changing historical and legal status of private military companies (PMCs). Emerging after the end of World War II, the PMC phenomenon became well-established by the mid-1990s. In the first decade of the 21st century, PMCs not only engaged in military activity in different regions of the world but also participated as independent economic actors capable of occupying a certain niche in the military segment of the world economy. Following this review, the article examines the practical activities of PMCs drawing on the example of the conflict in Ukraine during the civil war that began there after the coup d'etat of February 2014 and which saw the removal of the legally elected president V. Yanukovych and the rise of nationalist radicals to power. It should be noted that the Ukrainian crisis is only one of many examples of the use of PMCs. Moreover, as demonstrated in this study, the most powerful PMCs in the world are represented in the territory of Ukraine, pointing to the extreme importance of the processes occurring in Ukraine from the view point of the interests of the dominant actors in the modern international system involved in Ukrainian affairs.
Key words: Private military company (PMC); Mercenarie; Montreux document; Ukraine; Armed conflict; Civil war
For citation: Kurilev K., Martynenko E., Parkhitko N., Stanis D. (2017) The Phenomenon of Private Military Companies in the Military and Power Policies of States in the 21st Century. International Organisations Research Journal, vol. 12, no 4, pp. 130-149 (in Russian and English). DOI: 10.17323/1996-7845-2017-04-130
References
Alikin A. (2014) ChVK—jeto ochen' jeffektivnyj instrument vlijanija [PMCs are a Very Effective Tool of Influence]. Available at: http://rusplt.ru/society/voennie-chastniki-8795.html (accessed 10 April 2016). (In Russian.)
Apuhtin J.S. (2009) Chastnye voennye kompanii: novaja cel' politicheskoj kriminologii [Private Military Companies: a New Goal of Political Criminology]. Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow, no 2 (17). (In Russian.)
Cepkov N. (2015) Chastnye voennye kompanii: kratkij obzor mirovogo i rossijskogo regulirovanija [Private Military Companies: A Brief Overview of International and Russian Regulation]. Available at: https://zakon.ru/ blog/2015/12/14/chastnye_voennye_kompanii_kratkij_obzor_mirovogo_i_rossijskogo_regulirovaniya (accessed 10 April 2016). (In Russian.)
Kanchukov S.A. (2012) Chastnye voennye kompanii — pomoshh' ili obuza dlja Rossii? [Private Military Companies — Help or Burden for Russia?]. Available at: http://www.iarex.ru/articles/28444.html (accessed 10 April 2016). (In Russian.)
Konovalov I.P., Valeckij O.V. (2013) Jevoljucija chastnyh voennyh kompanij [Evolution of Private Military Companies]. Pushkino: Centr strategicheskoj konjunktury, p. 47. (In Russian.)
Kremyanskaya E.A., Kuznetsova T.O., Rakitskaya I.A. (eds) (2014) Russian Constitutional Law. Cambridge Scholars Publishing, p. 134.
Rakitskaja I.A. (2014) Konstitucionnye osnovy Rossijskoj Federacii [Russian Constitutional Law: Textbook] / I.A. Rakitskaja, E.A. Kremjanskaja, T.O. Kuznecova (eds.). Moscow: MGIMO-Universitet. (In Russian.)
Singer P. (2005) Outsourcing War. Foreign Affairs. 1 March. Available at: http://www.brookings.edu/views/ articles/fellows/singer20050301.htm (accessed 10 April 2016).
Volevodz A.G. (2009) O mezhdunarodnyh iniciativah v sfere pravovogo regulirovanija dejatel'nosti chastnyh voennyh i ohrannyh kompanij [On International Initiatives in Legal Regulation of the Activities of Private Military and Security Companies]. International Criminal Law and International Justice, no 1, p. 14. (In Russian.)