Частные военные компании как активный проводник национальных интересов государства: угроза или новые возможности для России?
Private military companies as an active conductor of national interests of the state: great threat or
new opportunities for Russia?
Надтока Руслан Вугарович
магистр 2-курса факультета государственного управления МГУ им.М.В.Ломоносова е-mail: [email protected]
Nadtoka Ruslan Vugarovich
master of 2-course faculty of public administration Lomonosov Moscow State University е-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье анализируется проблема места и роли частных военных компаний как нового негосударственного актора международных отношений в отечественном дискурсе. Поднимается вопрос о возможности использования частных военных компаний в качестве проводников национальных интересов Российской Федерации в условиях нарастающих внешних угроз. При этом все еще не удается выработать соответствующую нормативно-правовую базу для легализации и поддержки военного аутсорсинга. Во многом данный феномен объясняется отсутствием внятной политики по отношению к сектору, и низкой степенью инициативности по продвижению подобных компаний на глобальный рынок. Автором поэтапно рассмотрены предпринятые шаги в виде законодательных инициатив, направленные на попытку легализации коммерческих военных структур. В работе приводятся аргументы «за» и «против» создания с нуля таких компаний, а на примере коммерческой организации «Российские Системы Безопасности» показано, какие задачи могли бы выполнять частные военные компании как внутри страны, так и за рубежом.
Annotation.
The article analyzes the problem of the place and role of private military companies as a new non-state actor of international relations in the domestic public discourse. The question arises as to the possibility of using private military companies as provider of the national interests of the Russian Federation in the face of growing external threats. At the same time still it isn't possible to develop the relevant standard and law base for legalization and support of military outsourcing. In many respects this phenomenon is explained by lack of distinct policy in relation to the sector, and low degree of initiative on advance of the similar companies on the global market. The author has step by step considered the taken steps in the form of legislative initiatives directed to attempt of legalization of commercial military structures. In work arguments of pros and cons of creation from scratch of such companies are adduced, and on the example of the commercial organization "Russian Security Systems" it is shown what tasks the private military companies both within the country and abroad could carry out.
Ключевые слова: частные военные компании, международное право, национальные интересы, национальная стратегия, военные операции, гибкое реагирование, документ «Монтрё».
Keywords: private military companies, international law, national interests, national strategy, military operations, flexible response, «Montreux» document.
Новые вызовы и трансграничные угрозы для российского государства в условиях политической и экономической изоляции требуют поиска более гибкого и менее болезненного подхода в обеспечении безопасности граждан, как внутри страны, так и за рубежом. В условиях роста международной напряженности и появления очагов нестабильности, связанных с миграционным кризисом, политическим популизмом и умножающейся террористической угрозы, на первый план выходят задачи по реализации национальных интересов в любой точке мира. Согласно обновленной «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683, государство признает, что сегодня «обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями». Такие обстоятельства ставят перед специализированными службами и министерством обороны новые задачи.
Учитывая военно-политические тренды в мировом масштабе, важно не только наладить производство
новейшего и уникального оборудования негражданского назначения, создать наукоёмкие технические мощности для выпуска компактной гибридной продукции, обеспечивающей запросы военных министерств и ведомств, но и обратить внимание на такой «продукт глобализации» как военный аутсорсинг. Еще во время операций в Ираке и Афганистане, санкционированных резолюциями Совета безопасности Организации Объединенных Наций № 678, №1441 и № 1368 от 12 сентября 2001 года, международные силы содействия безопасности вместе с Соединенными Штатами использовали не только новейшие образцы военной техники, войсковой экипировки, навигационного оборудования, но и активно прибегали к услугам, так называемых, частных военных компаний (далее - ЧВК). Сегодня такие организации завоевали особую популярность.
В документе «Монтрё», который действует с 2008 года в международном правовом поле, даётся следующий набор определений частным военным компаниям:
1) «Частные военные и охранные компании» — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.
2) «Персонал ЧВОК» — это лица, принятые на работу посредством прямого найма или по контракту с ЧВОК, включая ее служащих и руководителей.
3)«Государства-контрагенты» — это государства, которые непосредственно заключают с ЧВОК контракты об оказании услуг, в том числе, в соответствующих случаях, когда такие ЧВОК заключают субконтракты с другими ЧВОК.»
Наиболее кратким и расплывчатым можно назвать определение, данное Коноваловым И.П. и Валецким О.В.: «ЧВК - это официальные военные бизнес структуры».
Принимая во внимание произошедшие изменения в конъюнктуре мирового развития экономического и политического характера, акторы международных отношений всё в меньшей степени стали стремиться к открытым вооруженным конфликтам и их эскалации, а также фактически отказались от проведения шумных точечных операций военного характера на территории третьих стран, силами собственной сухопутной армии. Они предпочитают высокотехнологичные военные аппараты, разведывательные и боевые беспилотные летательные аппараты. Изменение политической стабильности и рост региональных конфликтов вызвал спрос на частные военные компании, годовой оборот которых сегодня превышает 200 миллиардов долларов США. Не смотря на ряд ограничительных мер и борьбу с деятельностью некоторых ЧВК, каждый следующий год, средний прирост в данном сегменте мирового рынка частных военных услуг составляет около 7,4%. На данный момент в мире действует более 3 тысяч ЧВК, в более чем 60-ти странах мира. Из них наиболее крупные компании расположены в развитых странах, таких как США, Великобритания, Израиль, Италия, Франция, ЮАР, ФРГ, Южная Корея Япония, Канада.
К важнейшим задачам, выполнение которых делегируется крупными государствами в пользу сотрудников частных военных компаний, относятся: логистика, помощь при транспортировке ценных грузов и опасных материалов, охрана дипломатических лиц, разминирование, патрулирование. Своими действиями они оказывают неоднозначное влияние на активные и «замороженные» конфликты на постсоветском пространстве, в государствах Африки Южнее Сахары, некоторых регионах Юго-Восточной и Центральной Азии, Латинской Америки. В целом можно утверждать, что рынок частных военных структур монополизирован Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Израилем. По совокупной мощи сложно предположить о возможности оперативного создания сильной альтернативы из развивающихся стран.
Но это не значит, что постановка вопроса о собственной, национальной сети ЧВК лишена смысла. Они могут быть самодостаточны, но на начальном этапе, как и любая отрасль, испытывают трудности в области
конкуренции и ограниченны в выходе на мировой рынок по предоставлению специализированных услуг.
Определенную ясность в проблеме легитимации военных компаний вносит подписание ими «Международного кодекса поведения частных охранных компаний». Это неформальный, но этически выверенный документ, среди шести сотен подписантов которого, только четыре компании позиционируют себя как российские.
Российская Федерация имеет определенные особенности в области права, тормозящие развитие частных военных компаний. Согласно существующей законодательной базе, любая деятельность частных военных формирований на территории России либо вербовка наёмников для непосредственного участия в боевых действиях с нарушениями существующих юридических документов, преследуется статьей 359 Уголовного Кодекса РФ. Сдерживающим фактором также является наличие статьи 208 УК РФ, согласно которому, создание вооруженных формирований, которые не предусмотрены федеральными законами или их финансирование является преступлением. Деятельность частных охранных агентств внутри страны, регулируется соответствующим законом, который, несмотря на всю правомочность агентств, не предусматривает их деятельность за рубежом. Это существенная недоработка стоящая огромных бюджетных потерь. Общее оказание частных военных услуг также не предусмотрено российским законодательством, кроме действующего с 2008 года «Оборонсервиса», в соответствии с Указом Президента России от 15 сентября 2008 г № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»».
Дискуссия о возможности легализации и использования частных военных компаний возникла не сразу. Можно условно разделить её на следующие временные рамки: Первый этап (2007 - 2011), характеризовался переводом первых работ по проблемам частных военных компаний и проведение небольших обзоров отечественными специалистами. На этом этапе проводится наблюдение за поведением наемников в государствах третьего мира. Второй этап (2011 - 2015) стал прорывным. Появились первые признаки последовательности в предложениях о целесообразности использования Российской Федерацией услуг частных военных организаций. В апреле 2012 года на очередном отчёте Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, действовавший депутат А.В. Митрофанов выступил с небольшой речью и задал вопрос президенту страны о возможности и необходимости использования контракторов и частных военных организаций в РФ. Президент В.В.Путин ответил, что такие компании являются прямым «инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства». Таким образом, был дан «зелёный свет» на работу в направлении легализации ЧВК в России.
Вторым сигналом о заинтересованности в частных военных структурах стали периодически просачивающиеся в средства массовой информации новости о внесенных в Государственную Думу законопроектов, регламентирующих деятельность частных военных компаний.
Так, 22 октября 2014 года, партия «справедливая Россия» внесла законопроект, отвечающий за регулирование процедуры создания ЧВК, регламентации их работы, принципов взаимодействия с федеральными органами и органами контроля, порядок использования и хранения оружия.
В том же году в июне глава думского комитета по обороне Ф. Клинцевич, представитель партии «Единая Россия» рассказал об активной подготовке законопроекта по деятельности частных охранных агентств и компаний в России. Утверждалось, что частные военные компании будут находиться под контролем Министерства обороны России, и их взаимодействие будет регулироваться на высшем уровне ситуативно, посредством специально разрабатываемого проекта на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
К 2015 году так и не было принято ни одного законопроекта о частных военных компаниях и военных контракторах. Несмотря на это, механизм обсуждения всех существующих вариантов легализации и развития ЧВК сегодня идёт полным ходом. Его катализатором стали возрастающая мощь и влияние России в мире, объективный процесс глобализации, рост открытых конфликтов у границ страны, информационная, экономическая, культурно -политическая война с бывшими партнёрами, а его тормозом: критические проблемы в области права, отсутствие
внятного законодательства, «сырость» законопроектов и «громкие дела», играющие не в пользу контракторов и частных военных компаний. Одно из таких дел, по крайне редкой в РФ статье «Наёмничество» связанно с деятельностью организации «Славянский корпус». Зарегистрированная в Гонконге, полулегальная частная компания, она занималась вербовкой бывших сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих - граждан Российской Федерации, для последующей отправки бойцов в Сирии. Собеседование и отбор проходил через московский офис фирмы «Moran Security Group». За большой период времени для непосредственного участия в боевых действиях на территории Сирии было набрано более 250 человек. После нелегального нахождения под началом сирийских командиров, которые поставили военную задачу, не предусмотренную действующим контрактом, наёмники были отправлены в Россию. Одним из наёмников была утеряна сумка с документами, которую обнаружили и использовали для демонстрации участия в конфликте третьих сторон, представители сирийской оппозиции (Позже ставшие солдатами Исламского государства Ирака и Леванта). В связи с разгоревшимся международным скандалом, и дипломатическими заявлениями, прокуратура Российской Федерации провела расследование, а все завербованные сотрудники совместно с представителями Славянского Корпуса были осуждены.
Данный инцидент не смог негативно повлиять на политический диалог внутри страны по вопросу лояльности к частным военным компаниям, но он выявил серьезные проблемы в российском законодательстве и заставил на более высоком уровне рассмотреть проблемы регулирования контракторов.
Третий этап (2016 - по настоящее время) связан с осознанием потребности в частных военных компаниях для выполнения второстепенных задач в Сирийской Арабской Республике. На данном этапе планируется решить три задачи, создать полноценные частные военные компании, интегрировать существующие организованные контрактные группы в отечественную правовую систему и предоставлением больших возможностей, разобраться с проблемой наемничества, подогреваемой активными обвинениями Запада против России в использовании частных военных групп - помощников действующим контрактным войскам. В 2016 Госдума сразу в двух чтениях проголосовала за внесение поправок в закон «О воинской обязанности и военной службе». Поправки направлены на «заключение контрактов для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо «пресечению международной террористической деятельности» за границей на срок до одного года. Параллельно множатся разного рода заявления о создании национальных ЧВК на базе различных существующих площадок. Например, оно может быть предусмотрено в рамках закона о Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).
Квази-организации, подобные «Славянскому Корпусу», не имеют практически ничего общего с легальными, крупными частными военными компаниями, обладающими хорошим послужным списком, серьёзным опытом и громадным потенциалом во многих областях специализации. К сожалению, существующий правовой режим ставит частные военные компании в России в сложное положение. С точки зрения официальной юриспруденции они отсутствуют, однако де-факто, в России действуют несколько частных консалтинговых, охранных организаций, таких как: «Феракс», «РСБ-Групп», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Редут-Антитеррор». Они имеют ряд особенностей в силу своего специфического статуса:
Во-первых, существующие частные военные компании России действуют только в международном правовом поле и могут участвовать в операциях на территории РФ лишь в том случае, если в их распоряжении имеются отдельные агентства, именуемые частными охранными компаниями и имеющие соответствующую лицензию на деятельность на территории России, отличную от задач частной военной компании. (Такой лицензией, например, обладает «РСБ-групп»).
Во-вторых, отечественные ЧВК находятся в состоянии «становления», обладают относительно слабой инфраструктурой, не имеют прямых контактов с правительством и силовыми ведомствами, что существенно ослабляет контроль и взаимодействие с Министерством внутренних дел и ниспровергает совместное участие в
логистических, транспортных и разведывательных операциях Министерство обороны.
В-третьих, все российские частные военные компании за исключением «РСБ-Групп» и «Антитеррор-Орел» играют периферийную роль в области охраны и консалтинга. Они занимаются совместной с государством -нанимателем борьбой против морского и наземного пиратства в азиатском и африканском регионах, а также патрулированием ограниченной местности с условием внутренней военной поддержки.
В-четвертых, российские аналоги частных консалтинговых и охранных компаний не могут конкурировать с иностранными компаниями, и не имеют шансов занять лидирующие позиции на рынке частных услуг до тех пор, пока государство не возьмет в свои руки решение проблемы обеспечения поддержки и развития существующих, и создания новых военных негосударственных структур.
Рассмотрим основные направления деятельности и военный потенциал такой крупной российской частной военной компании, как «РСБ-групп».
Как утверждается на сайте: «РСБ-Групп - это компания, выполняющая свои уставные задачи в зонах повышенного риска, в частности, в зонах ведения боевых действий, высокой террористической угрозы, а также в пиратских районах Индийского и Атлантического океанов, где действия самой компании (ее сотрудников) носят характер не атакующий, но сдерживающий и защитный». Организация соблюдает принятые Советом Безопасности ООН резолюции №1816 и №1838, конвенцию ООН по морскому праву (пункт 105), устав ООН (пункт 51), а также кодексы поведения Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Главными направлениями деятельности «Российских Систем Безопасности» является оказание услуг в
области:
A) Морских операций. Сюда входит мобильная группа, оснащённая современным военным оборудованием и средствами связи для комплексного вооруженного или безоружного конвоирования и сопровождения судна, портовой охране, оценке безопасности морских судов и сооружений. Консультирование и тренировка морской команды для защиты от угроз захвата судна, действующего без вооруженной команды на борту. Оборудование кораблей пассивными средствами защиты. Также работники «РСБ - групп» обладают исключительным правом на распространение на территории Содружества Независимых Государств и использование не летальных звуковых устройств - акустических пушек Иурегёйке. Созданные в Соединенных Штатах Америки, данные высокочастотные акустические системы обладают самым высоким уровнем звукового давления. Они имеют широкую пропускную способность частот, позволяющих транслировать речь на дальние расстояния, при сохраняющемся высоком уровне разборчивости речи.
Б) Сухопутные операции. К ним относятся: вооруженная охрана дипломатических структур, частных организаций, вип-клиентов, кортежей и иных автомобильных колонн. Сопровождение стратегически важных, гуманитарных и иных грузов, обозначенных государством-заказчиком. Всеобъемлющее обеспечение безопасности транснациональных и иных компаний, чьи производственные комплексы функционируют непосредственно в зонах с нестабильной политической обстановкой, охрана объектов газовой, нефтяной и иной добычи. Формирование комплексной системы безопасности и инструктаж действующих охранных организаций в рамках ограниченной территории. Также возможно обеспечение правопорядка в стране - заказчика, в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
B) Техническая поддержка. Помимо непосредственного участия в охране объектов и транспортировки ценных и важных грузов, «РСБ-групп» занимается поставкой специализированного оборудования и средств защиты для организаций, субъектов и государственных структур. К ним относятся: системы видеонаблюдение; программы контроля и управление удалённым доступом; различные типы сигнализаций; системы по мониторингу и оповещению; средства самозащиты, идентификации груза, спасения, поддержки систем безопасности и их обслуживания; огнестойкие и непробиваемые системы ограждений и эшелонированной защиты, боевая экипировка и
спецодежда.
Г) Обучение и консалтинг. «РСБ-групп» работает в направлении обучения персонала и консалтинговой деятельности с 2005 года. Она готова задействовать имеющиеся ресурсы для обеспечения защиты всех форм собственности за пределами РФ, особенно в условиях повышенной террористической активности. Частная военная компания проводит все основные типы обучения и итоговую аттестацию сотрудников по принятым российским и международным стандартам.
Д) Разведка и аналитика. Сегодня группа частных компаний «Российские Системы Безопасности» имеет достаточный потенциал для всестороннего проведения аналитической работы по просьбе нуждающейся стороны -заказчика. Для решения поставленной разведывательной задачи с учётом особенностей национального законодательства страны - клиента, специалистами компании проводится необходимый комплекс аналитических мероприятий, для успешного выполнения возложенной миссии. В зависимости от сложившихся условий, в арсенал средств действующих работников ЧВК может входить ведения электронной, радиоэлектронной и цифровой разведки; формирование благоприятной среды для усиления зон безопасности, на которых планируется развернуться производственная деятельность государства или компании - заказчика; разведка с использованием автономных, самодостаточных разведывательных групп. РСБ-групп также обладает достаточными ресурсами для ведения скрытой разведки, а прорывные технологии в области тайных операций могли бы принести немалую пользу для Российской Федерации.
Таким образом, можно говорить о настоящем опыте российских частных военных компаний в областях, находящимся в их компетенции. На примере «РСБ» явственно прослеживается скрытый потенциал для реализации концепции «мягкой силы» Российской Федерации как в решении проблем на территории постсоветского пространства, так и для проведения в жизнь национальных интересов независимого государства в решении международных проблем и поставленных задач, непосредственно через национальные легальные частные военные компании.
ЧВК как проводник российских интересов.
«Частные военные компании - это очень эффективный инструмент влияния», именно эти слова произнес в одном из интервью глава «РСБ-групп» Олегом Криницын. Под напором объективного процесса глобализации и набегающим деструктивным тенденциям, вступающим с ним в конфликт, становится одной крупной «горячей точкой» и данный процесс, начиная с Кувейта, Югославии, Ирака и Афганистана, вступил в новую фазу своего раскрытия с августовского конфликта 2008 года. За ним в единой цепи событий по нарастающей произошли цветные революции в Египте, Тунисе, Ливии, Сирии, на территории Украины. Сегодня, при попустительстве международного сообщества террористы шаг за шагом оккупируют ближний восток, а солдаты Исламского государства Ирака и Леванта и солидарные с ними субъекты, устраивают диверсии и взрывы в местах массового скопления людей, убийства на территории Европы.
Ситуацию усугубляют асимметричные позиции России и стран Запада по жизненно важным вопросам, что ведет к усилению между ними конфронтации и блокирует совместные усилия по борьбе с терроризмом и организованной международной преступностью. Иностранные частные военные компании нередко получают подряды на проведение информационных и специальных психологических операций на территории России. Московские филиалы крупных частных военных компаний Америки и Великобритании, таких как «Diligence LLC», «Kellogg Brown & Root» (KBR), «Control Risks Group». Для противодействия их деятельности, руководству нашей страны необходимо в ближайшем будущем принять соответствующие меры по совершенствованию законодательной базы.
В современных условиях, любая мобильная группа террористов может просочиться на территорию национального государства и заниматься подготовкой к непосредственному совершению террористического акта
211
против человечества. Они могут получить доступ к средствам ядерного сдерживания или химическому, биологическому, бактериологическому оружию и использовать своё положение для дискредитации национальных правительств, создания атмосферы хаоса и через информационные каналы, путем обмана развязать новую, глобальную мировую войну. В этом случае высокий уровень бюрократизма, излишний формализм, отсутствие достаточной подготовки военного персонала, нехватка современного снаряжения и средств защиты, долгий период реагирования на возникновение проблемы, провалы спецслужб из-за отсутствия достоверных сведений - всё это играет роль тормоза и делает неизбежным реализацию самого страшного сценария развития событий. Потенциально ни одно государство мира не защищено от фатальной деятельности террористов. В этом ключе частные военные компании обладают всеми необходимыми характеристиками для превентивного отражения возможного нападения террористов на жизненно важные объекты, играющие ключевую роль в поддержании национальной безопасности страны.
Это прекрасно осознало руководство Коммунистической Партии Китая, которая приняла в расчет тенденции развития и трансформации современных угроз, создала свою собственную, китайскую частную военную компанию. Сегодня она действует как новый, революционный инструмент геополитики и позволяет выполнять стоящие перед военным руководством Китая первоочередные задачи неформальными стратегическими средствами. Суданские месторождения металлов, принадлежащие различным государственным и негосударственным китайским компаниям, охраняет частная военная компания Китая, её группировка в регионе насчитывает до 40 тысяч человек, экипированных в специальную форму без знаков различия.
Серьезный опыт в пользу применения Россией частных военных компаний для борьбы с преступностью демонстрирует Бразилия, заключившая договор с американской «Academi» для обеспечения безопасности на чемпионате мира по футболу 2014 года. Затратив астрономические суммы на подготовку к чемпионату, Бразилии в силу повышенной криминальной обстановки, было необходимо полностью удовлетворить требования военного и полицейского командования для обеспечений должного уровня защиты иностранных гостей от преступлений и беспорядков. Развернутые силы для защиты мероприятия, превосходившие по численности все предыдущие турниры (было задействовано более 170 000 работников и сотрудников служб быстрого реагирования, полицейских и военных сил, что на 22% больше, чем работало в рамках обеспечения безопасности на чемпионате мира в Южноафриканской Республике) были недостаточно подготовлены. Поэтому «зачистка» трущоб, и социально опасных районов в Рио-де-Жанейро проводилась эффективнее ЧВК. С учетом того факта, что в Бразилии 3/4, согласно опросам, не доверяют полиции- подобные меры оказались оправданы. Несмотря на ряд финансовых и логистических проблем, «Academi» показала своё полное преимущество над местными полицейскими и военными силами. Обладая огромным научно-техническим потенциалом и практически неограниченными разведывательными и информационными возможностями, контракторам за короткий срок удалось подготовить местный персонал к действиям на случай чрезвычайных ситуаций, а также обеспечить проведение чемпионата мира без явных происшествий и серьёзных инцидентов.
В рамках работы по борьбе с терроризмом существует одна серьёзная общественная и бюджетная польза для РФ. Частные военные компании могли бы играть важную внутриполитическую роль в сплочении гражданской нации, воспитании основ патриотизма, развитии национальной гордости, преданности стране, они могли бы продвинуть страну еще на один шаг к формированию гражданского общества.
В мире еще остались государства, дружественно настроенные по отношению к России, в которых заинтересован бизнес: уровень опасности пребывания в них превышает допустимые нормы, а число преступлений и гражданских беспорядков достаточно высоки. Такое положение дел создает благоприятную почву для распространения модели национальных частных консультативных и военно-логистических контрактов.
Регулирование Частных Военных Компаний в Российской Федерации
Основываясь на зарубежном опыте организованного использования сотрудников военных компаний в гибридных, политических, вооруженных конфликтах и учитывая их всё более возрастающую роль в реализации национальных интересов потенциальных противников, подобные структуры могли бы стать реально эффективным внешне и внутреннеполитическим инструментом - проводником для российского руководства. Частные военные корпорации гармонично вписались бы в продвигаемую Российской Федерацией модель «мягкой силы». Оно позволили бы в дальнейшем не допускать дискредитации военнослужащий РФ в глазах мирового сообщества, выполняющих продиктованной безопасностью или политикой, конкретный стратегический маневр на территории суверенного государства, как это было во время Крымского кризиса 2014 года.
Контролируемая деятельность частных военных компаний со стороны государства также позволяет направить вектор их развития, а высокая степень коммерциализации в дальнейшем может привести к быстрому захвату отдельных сегментов рынка частных охранных услуг в Северной Африке, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Получение стратегических рынков позволит внедрять инновационные решения в области безопасности и военного строительства, а также усилить оборонный бюджет без существенного форматирования государственных расходов.
Необходимо помнить, что после трагических для народов Советского Союза событий 1990-х годов, Россия оказалась предоставлена сама себе, со всеми охватившими её кризисными явлениями и дезинтеграционными процессами. Поэтому сегодня, чтобы вести себя как великая держава и реализовывать заложенный в стране и сохранённый потенциал необходимо уделять пристальное внимание противоречивым тенденциям в рамках Содружества Независимых Государств, а также присутствовать в зонах конфликта и участвовать в разрешении устоявшихся противоречий. И таким удачным инструментом и механизмом «присутствия и участия» являются набирающие обороты в России частные военные компании.
Из-за постоянных разногласий создаётся ситуация, когда Россия отказывается создавать законодательные и организационные рамки для работы отечественных фирм и компаний за пределами страны. При этом всё больше зарубежных частных военных компаний продолжают получать доступ к российскому рынку услуг. Сложившаяся проблема правовой неопределенности не относится исключительно к России. Сегодня, несмотря на общую тенденцию передачи отдельных полномочий и разделения ответственности частным военным компаниям, правительства и международные учреждения не прилагают никаких усилий для идентификации роли данных структур в самом вооруженном конфликте. Учитывая преобладание консервативной концепции по вопросам государственной монополии на применение военной силы, необходимо понимать, какие конкретно функции безопасности должны передаваться ЧВК. Участие зарубежных частных военных компаний на территории бывшего СССР породило еще одну дискуссию в правовых кругах: как поведение сотрудников частных военных компаний влияет на поддержание международного гуманитарного права в рабочем состоянии и на обеспечение соблюдения универсальных прав человека? В России до сих пор не приступили к разработке мер, по надзору за результатами и самой деятельностью наёмников и контракторов на территории суверенного государства, находящегося в состоянии войны. Например, на Украине, в случае совершения тяжкого преступления сотрудником частной охранной компании или наёмником, сами компании и их работники не привлекаются к ответственности. Сложившиеся нормы международного гуманитарного права, бессильны в области регулирования их деятельности.
Ситуацию усугубляет отсутствие любой информации о частных военных компаниях в недавно принятой военной доктрине России основной упор которой делается на стратегических ядерных силах (СЯС). Возникает противоречие, когда страна, не считаясь с частными военными компаниями и не развивая свои собственные военные консалтинговые агентства, тратит баснословные деньги для приобретения услуг иностранных частных военных компаний.
В 2011 году представители израильского военного бизнеса (сотрудники компании «Global CST») посетили Абхазию. Цель визита заключалась в получении дочерней структурой «Global Law Enforcement & Security Ltd», контрактов по обеспечению безопасности прошедших Олимпийских игр в Сочи (2014). Другие крупные компании также получили привилегии по реализации собственных инициатив по укреплению безопасности на Чемпионате мира по футболу (2018). Естественно, как и заведено в подобных ситуациях, суммы заключенных контрактов до сих пор не озвучиваются, но известно, что оплачиваться они будут Россией в полном объеме.
Привязка к иностранному поставщику для реализации программ по обеспечению безопасности особых и стратегических объектов, в местах массовых скоплениях людей, создаёт рискованную ситуацию, когда деятельность национальных компаний становится невозможной, а необходимость приобретения всё новых и новых услуг подпадает под жёсткий диктат со стороны западных компаний. Условия, благоприятные для их деятельности в стране - заказчика, крайне невыгодны местному правительству. Это порождает системную коррупцию, снижает эффективность использования национальных коммерческих услуг в военной сфере.
Для развития национальной стратегии частных военных компаний руководству России придется последовательно решить сложившиеся коллизии в международно-правовом поле. После разработки соответствующего документа о ЧВК, важнейшим шагом на пути к легализации деятельности этих структур будет исполнение Основного и Дополнительного протоколов Женевской конвенции от 1949 г. и 1977 г., решить все существующие вопросы, затрагивающие «Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников». Необходимо также уточнить позицию Российской Федерации по отношению к «Швейцарской инициативе». Важнейшим шагом послужит и процесс подписания будущими легальными частными военными компаниями России таких документов, как «Монтрё» и «Кодекса поведения частных охранных компаний».
Особенность законотворческих инициатив в России подразумевает под собой, в отличие от западных стран, создание частных военизированных предприятий и агентств, оказывающих на основе договора, имеющих официальное разрешение - лицензии, услуги для юридических лиц за рубежом. Данный факт искусственным путем ограничивает функционирование частных военных компаний и оказание специальных услуг государству-заказчику на его территории.
Важно в кратчайшие сроки принять специальный закон о частных военных компаниях и доработать существующий Федеральный Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», чтобы окончательно не потерять этот важный и эффективный сегмент военного рынка. Государство, ставящее себе задачу поэтапного развития частных военных структур, обязано работать над процедурами регулирования их деятельности. Ведь главная задача ЧВК, - извлечение максимальной прибыли из субъекта. Очень часто в российской практике это означает жёсткую экономию на поставляемом оборудовании, снаряжении, плохое качество оказания консалтинговых, логистических услуг. Чтобы избежать подобного развития событий, государству необходимо обеспечить жёсткое и планомерное регулирование деятельности частных военных компаний.
Список используемой литературы:
1. Коновалов И.П., Валецкий О.В., «Эволюция частных военных компаний», Пушкино, ЦСК, 2013, С -6.
2. Устав Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/charter/ (Дата обращения 20.11.2017)
3. Женевские конвенции и протоколы к ним. Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (Дата обращения 21.11.2017)
4. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Резолюция 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml (Дата обращения 21.11.2017)
5. Конвенция ООН по морскому праву. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml (Дата обращения 20.11.2017)
6. Совет Безопасности ООН №1816. URL: https://daccess-ods.un.org/TMP/3298187.5538826.html (Дата обращения 20.11.2017)
7. Совет Безопасности ООН № 1838. URL: http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2008/res1838.htm (Дата обращения 20.11.2017)
8. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ihl-montreau.htm (Дата обращения 20.11.2017)
9. Кодекс поведения для Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. URL: http://www.ifrc.org/en/who-we-are/vision-and-mission/ (Дата обращения 20.11.2017)
10. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (Дата обращения 20.11.2017)
11. Военная доктрина Российской Федерации URL: http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf (Дата обращения 21.11.2017)
12. Отчет В.В. Путина в Госдуме. Стенограмма // РГ. 2012. 11 апреля
13. Отчет А.В. Митрофанова в Госдуме. Стенограмма // РГ. 2012. 11 апреля
14. Уголовный кодекс РФ, N 63-ФЗ | ст. 359 УК РФ. URL:http://www.zakonrf.info/uk/359/ (Дата обращения 20.11.2017)
15. «Афера "Славянский корпус": россиян обманом отправляли воевать в Сирию» // Вести.ру 23.11.2013 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1157188 (Дата обращения 20.11.2017)
16. В Госдуме допустили создание частных военных компаний на базе ДОСААФ. // Lenta.ru 01.18.2017 URL: https://lenta.ru/news/2017/01/18/chvk/ (Дата обращения 20.11.2017)
17. «Славянский корпус»: кому помешала российская ЧВК? // Сегодня.ру 28.10.2014 URL: http://www.segodnia.ru/news/150292 (Дата обращения 20.11.2017)
18. РСБ групп, компания военного консалтинга. URL: http://rsb-group.ru (Дата обращения 20.11.2017)
19. Отряд «Тигр» - Top Rent security URL:http://man-tigers-special.narod.ru/ (Дата обращения 20.11.2017)
20. Союз «Редут». URL: http://redut-czentr.narod.ru/ (Дата обращения 20.11.2017)
21. Частные военные компании в России могут развязать войну за лидерство // Russia Today. 12.09.2012 URL: http://russian.rt.com/inotv/2012-08-05/CHastnie-voennie-kompanii-v-Rossii (Дата обращения 20.11.2017)
22. РСБ Групп. Информация. URL: http://rsb-group.ru (Дата обращения 20.11.2017)
23. Солдаты будущего: чем вооружены «вежливые люди» в Крыму.// Журнал Форбс. 07.03.2014 URL: http://m.forbes.ru/article.php?id=251676 (Дата обращения 21.11.2017)
24. Акустические пушки Hyperspike // Официальный сайт дистрибьютера. URL: http://www.hyperspike.ru/applications/military/ (Дата обращения 20.11.2017)
25. Боевики ИГИЛ захватили несколько истребителей МиГ // Аргументы и факты 18.10.2014 URL: http://www.aif.ru/society/safety/1363283 (Дата обращения 20.11.2017)
26. Компания занимается реализацией средств защиты, радиоэлектронного подавления и работает с военными ведомствами США в области обеспечения их заказами особой военной продукции не летального воздействия. URL: http://ultra-ussi.com/(Дата обращения 20.11.2017)
27. Боевые тактические системы «РСБ» URL: http://www.glamax.org/about/ (Дата обращения 20.11.2017)
28. «ЧВК — это очень эффективный инструмент влияния»// Русская планета. 21.03.2014 URL: http://rusplt.ru/society/voennie-chastniki-8795.html (Дата обращения 20.11.2017)
29. Антон Катц: деятельность частных охранных компаний должна быть урегулирована международным юридически обязательным договором // Центр новостей ООН. 04.11.2013 URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?NewsID=20546#.VQSUSPmsXyQ (Дата обращения 20.11.2017)
30. «Клевые ЧВК» // Новости Mail.ru. 13.01.2013. URL: https://news.mail.ru/politics/20455303/?frommail=1 (Дата обращения 20.11.2017)
31. Частные военные компании КНР // Иносми 16.07.2013 URL: http://inosmi.ru/world/20130716/210995365.html (Дата обращения 20.11.2017)
32. «Война в частном порядке» // «Взгляд.ру» 27.06.2014. URL: https://vz.ru/society/2014/6/27/693088.html/ (Дата обращения 20.11.2017)
33. Частные военные компании и Россия// Эксперт.ру 28.06.2014 URL: http://expert.ru/2014/06/28/chem-budut-zanimatsya-rossijskie-chvk/ (Дата обращения 21.11.2017)
34. «Россия поучится у Blackwater» // Газета.ру. 14.07.2014 URL: https://www.gazeta.ru/politics/2014/07/12_a_6111453.shtml (Дата обращения 20.11.2017)
35. «Солдаты неудачи» // Комсомольская правда. 16.11.14 URL: http://www.kp.ru/daily/26308.7/3185951/ (Дата обращения 20.11.2017)
36. Серия нападений во Франции // Риа Новости. 06.07.2016 URL: http://ria.ru/trend/shooting_magazine_paris_07012015/ (Дата обращения 20.11.2017)
37. Вопросы легализации военных компаний // Новая газета. 12.15.2016 URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/12/15/70910-voyuem-za-rodinu-no-mogut-posadit (Дата обращения 20.11.2017)
38. Pearson N., «Private Military Contractors, security Forces, and mercenaries». Laurier undergraduate Journal of the Arts #2 (2015). P.61-72
39. Singer P. «War, profits, and the vacuum of law: privatized military firms and international law», Columbia Journal of Transnational Law 45/Spring. 2004. P. 521-550.
40. Michael O., Davis G., «Roots of Russian soft power: rethinking Russian national identity // Comparative Politics Russia, 2017, No. 2, pp. 19-36
41. Baker M. «Blackwater suit tossed 7 years after grisly deaths». // The Huffington Post. 25.01.2011 URL: https://www.salon.com/2011/01/25/us_iraq_blackwater_deaths/ (Дата обращения 20.11.2017)
42. «About 14,500 security guards, 16,500 stewards to ensure security at 2018 FIFA World Cup» // TASS. 09.10.2017 URL: http://tass.com/sport/968754 (Дата обращения 21.11.2017)
43. Brazil's World Cup 2014: Private Security «Made in the USA» // Thuth-out. 01.06.2014 URL: http://www.tmth-out.org/news/item/24067-brazils-world-cup-2014-private-security-made-in-the-usa (Дата обращения 21.11.2017)
44. Brussels explosions: What we know about airport and metro attacks // BBC.ru 09.09.2016 URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-35869985 (Дата обращения 20.11.2017)
45. Company overview of Kellogg Brown & Root Eurasia Limited // Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/research/stocks/private/snapshot.asp?privcapId=216264072 (Дата обращения 20.11.2017)
46. Control Risks Group Limited in Russia. URL: https://www.controlrisks.com/en/country-view/russia (Дата обращения 20.11.2017)
47. CRS Issue Brief for Congress, Updated February 20, 2002
48. Delivering on the Arab Spring Highlights of the Semester // Report. July-December 2011 URL: https://ec.europa.eu/europeaid/sites/devco/files/report-delivering-on-arab-spring-201112_en_0.pdf (Дата обращения 20.11.2017)
49. Regulating private military and security companies. URL: https://www.eda.admin.ch/content/dam/eda/en/documents/aussenpolitik/voelkerrecht/20150506-regulating-private-military-security-companies_EN.pdf (Дата обращения 21.11.2017)
50. World Cup war: Blackwater providing training to Brazil security forces // Russia Today. 29.08.2014 URL: https://www.rt.com/news/155576-blackwater-world-cup-training/ (Дата обращения 21.11.2017)