УДК 631.16:658.14.
Голубина Ж. И.1
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация: В статье рассматриваются современные источники финансирования предприятий АПК. Понимая масштабность цели импортозамещения продовольствия, обоснована необходимость государственной поддержки сельского хозяйства с учетом выделения им дополнительного финансирования.
Ключевые слова: предприятия АПК, источники финансирования, бюджетные расходы, импортозамещение.
Golubina Zh. I.
BUDGET EXPENDITURES FOR THE FINANCING OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX
Abstract. The article examines the current sources of financing of agricultural enterprises. Realizing the enormity of the goal of food import substitution, the necessity of state support of agriculture based on the allocation of additional funding.
Keywords: agribusiness companies, financing sources, budget expenditures, importazione.
Россия исторически является аграрной страной и крупнейшим производителем и экспортеров сельскохозяйственной продукции. Отрасли сельского хозяйства нашей страны разнообразны. Это и животноводство, и производство зерновых культур, и овощеводство, и другие. Тем не менее за последнее десятилетие страна начала выступать в роли импортера сельскохозяйственной продукции.
АПК за последние годы удалось сделать заметный шаг вперед, в большинстве преодолеть негативные тенденции в своем развитии и уверенно двинуться вперед. Насчет надежной продовольственной безопасности нашей страны сомнений не возникает, ее создают своей ежедневной работой честные и трудолюбивые люди. Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, в нем производится жизненно необходимая продукция, сосредоточен огромный экономический потенциал, где занято 30 % работающих в сфере материального производства и задействована пятая часть основных производственных фондов, создается более трети валового национального дохода.
Дальнейшее развитие сельского хозяйства и тем более для нарастания темпов этого развития уже не хватает того багажа, который был. Перед отраслью стоит задача решения серьезных финансово-экономических вопросов.
На современном этапе развития экономики большинство отечественных субъектов хозяйствования испытывают острую потребность в финансовых ресурсах. Субъекты аграрного бизнеса не является исключением.
Проводимая финансово-кредитная политика в нашей стране отрицательно сказывается на результатах деятельности сельхозпредприятий и свидетельствуют о наличии острой потребности в оборотных средствах, поскольку собственные средства сегодня не покрывают даже стоимости минимальных запасов [1].
1 Голубина Жанна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и антимонопольного регулирования, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: ([email protected]). т. ((89293498588)
Golubin Zhanna, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of Economics and antitrust policy. The North Caucasus institute - branch of RANEPA, Pyatigorsk, e-mail: ([email protected]), t ( 89293498588)
10
Кроме того, острый недостаток собственных оборотных средств привел к таким негативным последствиям как:
- использование чрезвычайно высокой доли получаемой прибыли для их формирования;
- рост взаимных неплатежей по договорам;
- сокращение налоговых поступлений;
- рост недоимки и задолженности бюджету [2].
Следует заметить, что агропромышленный бизнес остро испытывает потребность в дополнительных источниках финансирования, так как его производственный процесс характеризуется значительными колебаниями денежных поступлений по объемам и временным периодам. Основными причинами неравномерных денежных поступлений является сезонный характер производства, а также высокий уровень риска основной деятельности, который в большей степени зависит от неконтролируемых предприятием внешних факторов.
Перечисленные факторы, отрицательно влияющие на деятельность сельхозпроизводителей, а также особенности финансирования представителей аграрного бизнеса, характеризуют их низкую кредитоспособность и непривлекательность как потенциальных заемщиков. Проблема нежелания предоставлять аграрному сектору «длинных денег» коммерческими банками объясняется отсутствием дополнительных гарантий третьей стороной и слабой залоговой базой (износ основных средств составляет порядка 50%) с одной стороны, нестабильностью денежных поступлений по результатам реализации продукции с другой стороны [4].
Необходимость государственной поддержки агропромышленного комплекса вызвана тем, что инновационный процесс в этой отрасли проявляется в меньшей степени, чем в отраслях промышленности, где производительность труда растет наиболее быстрыми темпами. Поэтому наличие негативных явлений в развитии сельского хозяйства при одновременной его стратегической значимости определяет необходимость бюджетного финансирования отрасли.
Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, которое в силу производственно-экономических и природно-климатических условий не может обходиться без государственной поддержки. Бюджетное финансирование осуществляется в виде дотаций и бюджетных компенсаций. Бюджетные дотации выплачиваются для возмещения затрат, которые по объективным причинам не покрываются реализационными ценами на продукцию. Бюджетные компенсации выделяются для обеспечения минимально достаточного уровня потребления сельскохозяйственными производителями промышленных товаров и ресурсов, удорожание которых не может компенсироваться повышением цен на продукцию отрасли.
С помощью бюджетных дотаций и компенсаций государство поддерживает отдельные стратегически важные виды производства, в том числе те, которые обеспечивают воспроизводство в отрасли, имеют социальную и экологическую значимость.
Бюджетное финансирование агарного сектора включает два направления:
1. Финансирование бюджетных услуг, которые включают содержание управленческих структур, НИОКР, мероприятия по улучшению земельного устройства, поддержку фермерских хозяйств.
2. Финансирование программ, которые направлены на поддержку животноводства и растениеводства, компенсацию части затрат на ресурсы, льготное кредитование и др.)
Реализация мер поддержки агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольственной безопасности страны отражается при прогнозе расходов федерального бюджета (Таблица 1).
Таблица 1 - Динамика расходов федерального бюджета по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», в 2012-2015 гг., млрд. руб.
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Отклонение 2015 г. к 2012 г., %
Расходы по разделу «Национальная экономика», в т.ч. 1754,1 1702,8 1682,0 1630,3 -17,6
Сельское хозяйство и рыболовство 149.5 150.5 152.7 165,6 -7,6
В 2013-2015 гг. отмечается умеренный рост расходов федерального бюджета на поддержку агропромышленного комплекса, проблемы которого связаны с двумя факторами - вступлением России в ВТО и ростом цен на продовольственном рынке. По статье «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы увеличиваются с 149,5 млрд. руб. в 2012 г. до 165,6 млрд. руб. в 2015 г. (+10,0%). В то же время расходы на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2013-2015 гг. увеличиваются на 14,7% по сравнению с 2012 г., в связи с реализацией новых мер государственной поддержки сельскохозяйственных производителей в отношении использования горюче-смазочных материалов, удобрений, кредитования, экспорта.
Таким образом, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в виде предоставления субсидий из федерального бюджета при условии софинансирования расходов из регионального бюджета. Ее направления конкретизированы в постановлении Правительства РФ от 14.07.2012. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы». Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 1509745406,93 тыс. руб.
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности. Активный экономический рост в АПК наблюдался последние 5 лет при реализации государственной программы «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». С 2008 по 2012 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.
Объемы финансирования государственной программы (Таблица 2)
Таблица 2 - Объемы и источники финансирования государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», млн. руб.
Показатели Годы Всего
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем
финансирования 158943 161998 175419 185965 194733 203516 211252 217919 158943
- всего, в т.ч.
Средства
федерального 158943 161999 175419 185965 194733 203516 211252 217919 158943
бюджета
В 2015 году финансирование АПК увеличится на 2,2 млрд. рублей, увеличение на 2,2 млрд. рублей по сравнению с прошлогодним уровнем финансирования заложено в текущей версии проекта федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», поддержанного Госдумой.
Дополнительные деньги пойдут на поддержку отечественной овощной и мясной отраслей, на создание логистических центров, овощехранилищ, техническую модернизацию АПК, заявил председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков. Кроме того, в результате корректировки Госпрограммы 2013-2020 будет увеличено финансирование приоритетных направлений. Государственная поддержка растениеводства в 2016 году увеличится на 5,3 млрд. рублей, или на 12,3%. Эти средства пойдут на субсидирование краткосрочных кредитов, которые нужны аграриям для проведения сезонных полевых работ.
Для более эффективного развития сельской инфраструктуры государство нарастит годовой бюджет федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» на 5 млрд. рублей. Этим чиновники хотят простимулировать строительство доступного жилья и качественных дорог на селе, модернизацию здравоохранения и учреждений культуры, сохранение местных образовательных учреждений.
Государственная поддержка начинающих фермеров и семейных животноводческих фермерских хозяйств вырастет в 2015 году на 1,2 млрд. рублей по сравнению с 2014 годом. На обновление парка сельхозтехники и проведение технической модернизации предприятий в 2015 году будет выделено 3,1 млрд. рублей - на 1,2 млрд. рублей больше уровня текущего года [8].
Таким образом, понимая масштабность цели импортозамещения продовольствия, необходимо и дальше наращивать объемы финансирования АПК. Развитие агропромышленного комплекса невозможно без инвестиций, которые целесообразно предоставлять предприятиям, которые производят конкурентоспособную продукцию.
Кредитно-финансовый механизм, основанный на сочетании государственного регулирования и саморегулирования с учетом мирового опыта и особенностей сельскохозяйственного производства в России, будет способствовать решению проблем развития сельского хозяйства как отрасли, обеспечивающей продовольственную безопасность страны [7].
Кроме того, следует уделить внимание не менее продуктивным мероприятиям развития АПК, среди которых инвестиционные проекты, развитие кооперации на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований, которые могут включать и финансовые структуры.
Для эффективного функционирования сельскохозяйственной отрасли необходимо осуществлять кредитную политику в АПК, основными направлениями которой являются: расширение сети крестьянских кооперативных банков, создание системы ипотечного кредитования, развитие финансового аграрного консалтинга, внедрение лизингового кредитования, реформирование товарного кредита, расширение функций кредитных союзов, страхования урожая, кредитов и займов.
Регулирования аграрного сектора государством предполагает также создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в отрасли, привлечение инвестиций, разработку программ развития АПК, поддержку фермерства и др.
Агропромышленный комплекс работает над воплощением Государственной программы возрождения и развития села. Это только начало большого пути, но можно констатировать: уже сейчас много чего удалось достичь. Такие показатели стали возможными благодаря внушительным вложениям и поддержке государства.
Активизация государственной поддержки конкурентоспособных сельскохозяйственных предприятий, продукция которых пользуется устойчивым спросом, и деятельность которых обеспечивает загрузку производственных мощностей смежных и обслуживающих производств, в дальнейшем может стать «точкой роста».
Государственная финансовая поддержка позволит обеспечить конкурентоспособность
предприятий АПК и их продукцию в условиях ВТО. Такой подход позволит обеспечить реализацию госпрограммы, объединить и эффективно использовать финансовые ресурсы всех
потенциальных инвесторов агропромышленного комплекса [8].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Молчанова Л. А., Черных А.И. Гюнтер И.Н. Банковский и аграрный сектор: альтернативные инструменты финансирования производств/ Л.А. Молчанова, А.И. Черных, И.Н. Гюнтер // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. -Изд-во: Институт исследования товародвижения конъюнктуры оптового рынка, №4, 2013.
2. Баниева М.А. О проблемах финансов сельскохозяйственных предприятий / М.А. Баниева // Вестник молодых ученых БГУЭП № 1 (2). - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.
3. Голубина Ж.И. Практические рекомендации по увеличению государственной поддержки аграрного сектора на современном этапе /Ж.И. Голубина // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2011. Т. 5. № 1.
4. Голубина Ж.И. Формы государственной бюджетной поддержки сельхозпроизводителей / Ж.И. Голубина// Социально-гуманитарные знания. 2013. № 9.
5. Голубина Ж.И., Баскакова Л.В. Основные риски присоединения к ВТО для продовольственной безопасности страны и ее сельского хозяйства / Ж.И. Голубина Л.В. Баскакова Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2014. № 3.
6. Марченко C.B., Голубина Ж.И. Регулирование финансов кризисных монопрофильных муниципальных образований/ C.B. Марченко, Ж.И. Голубина Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46-2).
7. Швецов, Ю.Г. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования сельского хозяйства/ Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова // Финансы. - 2010. - № 10.-С. 6-16
8. Мегаева C.B., Голубина Ж.И. Модели бухгалтерского учета формирования затрат и торговой наценки при расчете финансового результата// C.B. Мегаева, Ж.И. Голубина Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2014. № 41