Научная статья на тему 'Быть женщиной: динамика массовых представлений о гендерных ролях'

Быть женщиной: динамика массовых представлений о гендерных ролях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Being a woman: dynamics of mass attitudes towards gender rolls

The article analyzes the dynamics of gender attitudes, examines both the existing system of mass views and the influence of state social policy. Three groups of attitudes are examined: * remnants of the Soviet regulatory system; * liberal trends; * conservative tendencies, particularly intensified in recent years. In the Soviet state, a woman was mobilized twice – as a worker and as a reproductive unit, which placed a double burden on women: full employment in the labor market did not excused from domestic duties and child care. Normative paternity in Soviet times was reduced to a minimum of duties. The reduction of state regulation and control in the late 1980s gave rise to the emergence of new behavioral scenarios, primarily related to the reduction of the area of the forbidden, the removal of sanctimonious taboos. However, in the mid2000s, the trend changed. Small generations entered the fertile age, which resulted in a reduction in the number of births. This circumstance served as one of the factors for changing the social policy of the Russian state and led to an increase in patriarchal attitudes. The trends of archaization are not specific to Russia, they are present in all societies with varying degrees of severity. Analysis of survey data allows us to distinguish two poles of attitudes towards family and gender roles. If in the countries of the “old Europe” support for traditionalist views on gender and family roles is consistently reduced, in the countries of the former socialist camp there is a tendency to strengthen them. In developed European countries, the dynamics of regulatory systems were largely the result of grassroots feminist initiatives, reflected in government policy, which provided a stable trend to reduce patriarchal views on family roles and the place of women. Forcing women into the labor market in the former socialist countries did not lead to a liberalization of the system of mass ideas. On the contrary, the reduction of state control in this area provoked an increase in sympathy for the traditional division of family roles, which have recently been only strengthened by the state’s social policy.

Текст научной работы на тему «Быть женщиной: динамика массовых представлений о гендерных ролях»

Лариса КОСОВА

БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ: ДИНАМИКА МАССОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТЕНДЕРНЫХ РОЛЯХ

Анализируя проблемы гендерных отношений, необходимо учитывать как минимум два аспекта: официальную политику в области гендера и бытующую систему массовых представлений о нормативных гендерных ролях и отношениях. Процессы демократической трансформации стран во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов, в силу сокращения государственного контроля над экономикой и общественной жизнью, изменили такие стороны существования, как структура обеспечения благополучия домохозяйств, асимметрия распределения семейных обязанностей, нормативные предписания гендерного поведения и, что не менее важно, ожидания в этих сферах. Но, хотя процессы трансформации режимов были действительно глобальными, транзит не вылился в форму последовательной модернизации социальных институтов. Анализируя демократизацию авторитарных режимов, Мельвиль [Мельвиль, 2010] показал, что в большинстве ситуаций демократического транзита инициатива шла сверху, необходимым триггером преобразований являлся раскол элит. Реформы начинались с предварительной либерализации режима, осуществлявшейся под полным контролем одной из элитных групп, в силу этого устойчивые институты демократии не возникали. Смена либеральных властных групп на консервативные привела к изменению направления процессов общественной трансформации.

Нелинейность процессов и обстоятельств транзита сказалась на динамике представлений о нормативных гендерных ролях и отношениях, можно проследить контаминацию трех групп установок:

— остатки советской нормативной системы;

— либеральные тенденции;

— неотрадиционализм — консервативные традиции, особо усилившиеся в последние годы.

Отметим, что каждая из этих тенденций имеет несколько планов, ни одна из них не является одномерной. Остановимся на этом подробнее.

Советская женщина — мать и труженица

С первых дней существования СССР заявил себя как государство гендерного равенства — семейные отношения стали ареной действительно радикальных преобразований. Так, в 1918 году равенство мужчин и женщин было закреплено законодательно. В 1920-м медицинские аборты получили легальный статус — мера для того времени беспрецедентная. Искусственное прерывание беременности было бесплатным, для проведения операции было достаточно желания женщины. В 1926 году постановлением ВЦИК РСФСР был введен новый Семейный кодекс, который максимально упростил процедуру установления отцовства: женщине было достаточно во время беременности или после рождения ребенка подать заявление о том, что имярек является отцом ее ребенка. Мужчину оповещали, у него был год на обжалование этого заявления в судебном порядке1. Этим же постановлением были упрощены процедуры регистрации брака и развода, внебрачные дети получали те же права, что и дети, рожденные в браке. Супруги уравнивались в имущественных правах даже в ситуации официально не зарегистрированного брака. Постепенно возникала система детских садов и яслей, дающих женщине возможность стать независимым экономическим актором. Социальная политика первых лет советской власти была направлена на создание правовой и социальной основы для включения женщин в активную социальную и трудовую деятельность.

Однако такая тенденция сохранялась недолго, уже в конце 1920-х стало заметно усиление консервативных тенденций. С середины 1930-х советская власть обратилась к репрессивным методам регулирования сферы семейных и интимных отношений. В 1934 году было введено уголовное наказание за мужеложество, в 1936-м появился законодательный запрет на аборты, в 1944-м была крайне усложнена про-

1 Постановление ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 года «О введении в действие кодекса законов о браке, семье и опеке». [Электронный ресурс]. http://museumreforms.ru/node/13940

цедура разводов. Законодательство 1944 года лишало женщину прав на имущество, если она не состояла в зарегистрированном браке. Кроме того, дети, рожденные вне брака, лишались права носить имя отца и рассчитывать на выплату алиментов, а матери детей, рожденных вне брака, теряли право на установление отцовства. Приведем краткую цитату:

«Статья 19. Установить, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов...

Статья 20. Отменить право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов по содержанию ребенка, родившегося от лица, с которым она не состоит в зарегистрированном браке»1.

Процитированный выше указ, хотя и содержал в названии слова «усиление помощи» и «увеличение охраны», ставил женщин в чудовищную ситуацию. В условиях военного времени, приведших к резкому сокращению численности мужчин, их долгому пребыванию вне дома, государство фактически признавало незарегистрированное партнерство незаконным. Не будем забывать и о том, что в это время аборт был законодательно запрещен — искусственное прерывание беременности вело к уголовному наказанию. Дети, рожденные в рамках незарегистрированного партнерства, оказывались депривированными с самого рождения. Они не только обрекались на сложные материальные условия жизни, часто жестокую нищету; дети, рожденные вне брака, становились объектом безжалостных насмешек окружающих. Клеймо «безотцовщина», «прочерк в метрике вместо отца» отравило жизнь целому поколению детей, родившихся в конце войны и в послевоенное время.

Тотальный контроль над семейно-брачны-ми отношениями сталинской эпохи и консерватизм эпохи Хрущева смягчился с приходом к власти Брежнева [Тольц, 2014]. Так, была упрощена процедура расторжения брака, отменен «прочерк в метрике вместо отца» для детей, рожденных вне брака. Однако административное регулирование сохранилось в полной мере: как отмечал И. Кон, состоялся переход от «командно-административных методов к мораль-

1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=ESU;n=7182#0

но-административным» [Кон, 2010]. Несмотря на законодательное упрощение процедуры развода, семейные конфликты, особенно членов партии, оставались центром пристального внимания партийных органов, использовавших такой арсенал средств «примирения супругов», как выговор по партийной линии или угрозу исключения из партии2.

Официальная пропаганда советского времени называла СССР страной победившего гендерного равенства — включение женщин в производство и социальную жизнь, превращение женщины в «активного строителя социалистического общества» декларировалось в качестве одной из основных целей государственной политики. Действительно, уже к 1950-м половина трудоспособных женщин СССР вышла на оплачиваемый рынок труда, в 2015 году этот показатель составил 63,4% [Мужчины и женщины в России, 2016]. Уровень образования женщин в России не уступает аналогичным показателям у мужчин. По данным переписи 1989 года, удельный вес женщин среди взрослого населения в диапазоне возрастов 24—65 лет, получившего высшее образование, составлял 53%, мужчин — 47% [World Bank, 2006], в 2010-м эта пропорция выросла до 58 и 42% соответственно [Мужчины и женщины в России, 2016]. Советское государство на протяжении многих лет проводило специально организованные кампании, направленные на привлечение женщин к овладению профессиями, которые считались прерогативой мужчин. Подобная политика маркировалась как забота о самостоятельности женщин, создание условий их полноценного развития. Однако суть такой политики была проста и цинична: власти не хватало трудовых ресурсов для проведения ускоренной модернизации (точнее, милитаризации). Е. Здраво-мыслова описывает сложившиеся в Советском Союзе гендерные отношения термином «государственный патриархат» или «этакратиче-ский гендерный порядок» [Здравомыслова, 2016]. Фактически женщина была мобилизована государством дважды — как работник и как репродуктивная единица. Она работала и рожала на благо страны.

О том, что Россию, правопреемницу Советского Союза, с большой натяжкой можно назвать «страной победившего гендерного равенства», свидетельствуют данные Индекса гендерного неравенства, который ведется орга-

2 Подробнее см.: КосоваЛ.Б. Динамика установок в сфере интимных отношений // Демографическое обозрение. 2017. № 4. С. 127-149.

низацией «Всемирный экономический форум» (ВЭФ) с 2006 года1. Гендерный разрыв оценивается в четырех аспектах:

1. Участие и возможности в экономической сфере (данные о разрыве в заработной плате мужчин и женщин, участие в принятии решений, доступ к высококвалифицированным рабочим местам и др.).

2. Образование (данные о гендерных различиях в доступности всех ступеней образования).

3. Здоровье и продолжительность жизни (данные о различиях в ожидаемой продолжительности здоровой жизни).

4. Участие в политической деятельности (данные о гендерном представительстве в органах власти).

По данным ВЭФ, ни одна страна не достигла полного равноправия мужчин и женщин. Глобальный Индекс гендерного неравенства (ИГН) составил в 2017 году 68% (т.е. гендер-ный разрыв преодолен на 68%). Наибольшие успехи по преодолению гендерного неравенства достигнуты в сфере здоровья и образования — значения соответствующих показателей ИГН равны 96 и 95%. Гендерный разрыв в экономической и политической сферах остается очень значительным — 58 и 23% соответственно. По итогам 2017 года Россия занимает 71-е место среди 144 оцениваемых стран. В России рынок труда гендерно дискриминирован как по вертикали, так и по горизонтали: существуют значимые различия в оплате труда, сохраняются «мужские» и «женские» профессии. Женщины на руководящих постах представлены существенно меньше, чем мужчины. Например, в науке, здравоохранении, образовании среди рядовых сотрудников женщины составляют более половины занятых, но на уровне принятия решений их не более 5% [Семенова, 2017]. Еще хуже обстоят дела в политической сфере. Согласно ИГН, показатель преодоления политического неравенства мужчин и женщин в России составляет всего 8,5% (т.е. гендерный разрыв преодолен на 8,5%), что ставит Россию на 121-е место в мире.

Телка улетная и деловая женщина

Сокращение государственной регламентации и контроля в конце 1980-х дало толчок к появлению новых поведенческих сценариев. Точнее, поведенческие сценарии, существовавшие в советское время как маргинальные и маркировавшиеся негативно, вышли в сферу

1 [Электронный ресурс]. http://reports.wefonjm.org/global-gender-gap-report-2017/

публичного обсуждения, стали в ряд элементов корпуса допустимых практик. Одну из таких тенденций можно обозначить как «ренессанс женственности». Сексуальная привлекательность начала восприниматься как возможный социальный лифт, супружество или сожительство с обеспеченным партнером — как заманчивый жизненный сценарий. Выяснилось, что женщину украшают не только скромность и высокие трудовые показатели, но и стильная одежда, хорошая косметика, которые стали доступны с возникновением рынка и исчезновением товарного дефицита. Советская модель гендерного равенства содержала своеобразный перекос — оба супруга работали, но при этом большая часть домашних дел и заботы о детях ложилась на женщину. Неудивительно, что желание снять с себя хотя бы часть этой нагрузки привело к появлению тенденции, которую в перестроечной прессе называли «хочу назад на кухню».

Советская нормативная система, следуя в русле идеологии аскетизма (для масс, не для номенклатуры), c особым ханжеством выводила сексуальное удовольствие за рамки приличного. В советское время, по словам Кона, существовала установка на «асексуальное» воспитание молодежи. Кон приводит очень выразительную цитату из предисловия к книге «Новая книга о супружестве»2. Книга была переведена с немецкого, опубликована в 1969 году и сразу стала бестселлером. Вот что написал в предисловии известный советский психолог профессор Н.В. Колбановский: «Чтобы ослабить напряжение центральной нервной системы от импульсов, идущих из половой сферы, необходимо отвлечь внимание растущей молодежи, в большинстве своем учащейся, в сторону познания различных явлений действительности. Работа в научных кружках, на станциях юных натуралистов и техников, занятия спортом, туризмом, проба своих творческих сил в поэзии, литературе, различных видах искусства, в общественной деятельности настолько захватывает и отвлекает внимание от половых переживаний, что подростки, юноши и девушки легко справляются с ними» [Кон, 2010: 64]. Либеральные изменения конца 1980-х — начала 1990-х сняли ханжеские табу: область запретного сузилась, интерес к эротике вышел в публичную сферу. Но, как любые поведенческие практики, долгое время лишенные публичного внимания и дискуссии, эти процессы неизбеж-

2 Автором книги является Рудольф Нойберт, немецкий врач-гигиенист.

но несли на себе печать вульгаризации и коммерциализации.

Сокращение нормативных ограничений, приведших к снижению возраста сексуального дебюта, придали особую актуальность проблеме сексуального просвещения. В начале 1990-х была принята федеральная программа «Дети России», частью которой стала подпрограмма «Планирование семьи». В 1993-м на программу «Планирование семьи» государство выделило миллиард рублей, а в 1994-м — 2 млрд1. Кроме того, была получена помощь от ООН на экспериментальную работу в сфере сексуального образования. Предполагалось в течение трех лет провести экспериментальные занятия по половому воспитанию в 16 школах 8 регионов2. В задачи ассоциации «Планирование семьи» входило также обучение родителей и учителей. Но предпринимаемые шаги встречали усиливавшийся протест со стороны консервативной общественности, и в 1996 году эту деятельность приостановили, половое воспитание так и не было включено в школьную программу. Победило представление о том, что нравственное воспитание и сексуальное образование исключают друг друга.

1990-е дали толчок еще одной тенденции — появлению образа успешной деловой женщины, самостоятельно справляющейся с личными проблемами и, в отличие от образа успешной советской женщины, занимающей руководящую должность, не комплексующей по поводу отсутствия супруга или постоянного партнера. В значительном числе случаев эта роль была принята «поневоле». Начало экономических реформ дало резкий толчок росту женской безработицы. Именно в эти годы многие женщины вынужденно оставили свои профессии и занялись «челночной» торговлей — до 85% «челноков» составляли женщины [Воронина, 2013]. Их успешная деятельность не только поддержала многие семьи в условиях трансформации экономики, но и дала возможность дальнейшему развитию бизнеса, вырастая в магазинную торговлю, гостиничный бизнес, индустрию красоты и др. По данным за 2013 год, которые приводит Т. Гвилава, президент ассоциации «Женщины бизнеса», количество компаний, возглавляемых женщинами, в нашей стране росло на 17% ежегодно3.

1 [Электронный ресурс]. https://meduza.io/feature/2017/09/01/vmesto-polovogo-vospitaniya-polovoy-razvrat

2 [Электронный ресурс]. https://www.svoboda.org/aZ388733.html

3 [Электронный ресурс]. https://foma.ru/muzhchina-i-zhenshhina-kto-v-

dome-xozyajka.html

Неотрадиционализм — назад к домострою?

В 1990-е гендерная проблематика ушла из сферы государственного интереса — этот круг вопросов оставался в фокусе внимания исследовательского сообщества и активистов феминистского движения. Однако демографические проблемы, накатывающиеся на постсоветское общество эхом военных потерь и репрессий советского времени, привлекли внимание власти к этой теме в середине 2000-х. В фертиль-ный возраст вступали малочисленные поколения, что приводило к сокращению количества рождений. Это обстоятельство послужило толчком к изменению социальной политики российского государства. Был принят ряд законодательных мер, направленных на повышение рождаемости, например закон о материнском капитале4. Кроме того, было ужесточено законодательство об абортах. В законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» появился пункт о так называемых днях тишины. После того как женщина обратилась в медицинское учреждение по поводу прерывания беременности, врачам запрещается проводить ей операцию в течение двух дней на ранних (4-7-я недели) и поздних (11—12-я недели) сроках беременности, а при сроке беременности 8-10-я недели время на раздумье достигает семи суток. В это время пациентки должны пройти психологическое консультирование, которое фактически сводится к тому, что врачи и соцработники в разных формах убеждают женщину сохранить ребенка5. В случае нарушения данного пункта закона и сама пациентка, и медицинское учреждение подвергаются штрафу. Кроме того, в 2012 году врачи получили право отказаться от проведения аборта по религиозным убеждениям6.

Параллельно с изменением официальной социальной политики возник ряд общественных инициатив, призывающих вернуться к «традиционным» истокам. Выступая с позиций «пролайферов», инициаторы склоняют к отказу от добрачного секса, ограничить репродуктивные права женщины, отрицают само представление о том, что гендерные и семейные роли являются социальным конструктом и меняются в меняющихся социальных обстоятельствах. Эти взгляды поддерживаются значительной частью властных элит, и общественные движе-

4 [Электронный ресурс]. http://pro-materinskiy--content/ uploads/2016/02/zakon-materinskij-kapital-2016.pdf

5 [Электронный ресурс]. https://rosmintrud.ru/docs/laws/104

6 Закон «Об основах охраны здоровья граждан в России», пункт 3 статьи 70 «Лечащий врач».

11718898

ния, выступающие в защиту данной позиции, перестают быть общественными, они становятся проводниками государственной политики. Например, с 2007 года в разных регионах России стали проводиться акции «Неделя против аборта». Впервые такая инициатива была реализована в Краснодарском крае. Хотя была оформлена как отклик на общественный запрос, фактическими организаторами выступали РПЦ и местные власти. Инициатива была подхвачена другими регионами РФ, акции «Неделя против аборта» прошли в Костромской, Ростовской, Самарской, Воронежской, Омской, Томской, Курганской областях1. Инициатором временного запрета абортов выступает Фонд социально-культурных инициатив, президентом которого является супруга премьер-министра РФ Светлана Медведева. Как указано на сайте Фонда, деятельность организации направлена на реализацию проектов по улучшению демографического и социального климата в российских семьях2. В 2018 году запрет на аборты длился с 31 июля по 3 августа и был реализован во многих регионах РФ. Главный акушер-гинеколог Приморья Евгения Шутка, сообщила, что край участвует в акции уже в пятый раз, а главный врач владивостокского роддома № 3 Светлана Сагайдачная отметила, что временный запрет на выполнение абортов акцентирует необходимость бережного отношения к здоровью, напоминает об ответственности, которую должны нести мужчина и женщина за свои решения и поступки3.

Все более массовую поддержку находит инициатива, призывающая вывести аборты за сетку обязательного медицинского страхования (ОМС), т.е. фактически сделать их платными. Выступая в Государственной думе в январе 2015 года, патриарх Кирилл заявил, что считает морально оправданным выведение операции по искусственному прерыванию беременности из системы ОМС, которая поддерживается за счет налогоплательщиков, в том числе тех, которые категорически не приемлют аборты4. «Если бы удалось в два раза сократить количество абортов, у нас был бы устойчивый и мощный демографический рост», — заявил патриарх. Интересно, что предстоятель Русской православной церкви не принимает во внимание позицию самой женщины, ее репродуктивные права. Это

не просто консервативная традиция, это возврат к позиции абсолютного примата государства над индивидом, сведение роли индивида к ресурсу, которое государство имеет право использовать любым нужным ему способом в интересах, маркирующихся как государственные.

Запрет искусственного прерывания беременности поддерживает и уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. «Весь цивилизованный мир не первый год выступает против такого явления, как аборты, и мы поддерживаем эту позицию», — заявила она5. Госпожа Кузнецова не посчитала нужным упомянуть, что «весь мир» делится на две части, придерживающиеся противоположных взглядов на проблему. При этом, как указано в отчете Центра защиты репродуктивных прав (Center for Reproductive Rights), за период с 1950-х по 1990-е годы почти все промышленно развитые страны, а также ряд развивающихся либерализовали законодательство об абортах. Начиная с 1990-х этому примеру последовали еще более 30 стран, и лишь около десятка ужесточили огра-ничения6.

Россия в международном контексте

Тенденции архаизации не являются специфичными для России, они присутствуют во всех обществах с разной степенью выраженности. Чтобы определить место России в ряду других стран, воспользуемся данными исследования ISSP (International Social Survey Programme)7. В рамках указанного исследования было проведено несколько волн опросов, посвященных динамике семейных и гендерных ролей. Подобный дизайн исследования позволяет сравнить не только результаты, полученные в разных странах, но и отследить динамику установок внутри каждой страны — участницы исследования. В данной статье будут использованы данные опросов 1994, 2002 и 2012 годов. Список стран-участниц и число опрошенных в каждой стране приведены в приложении 1.

Для того чтобы получить контрастные точки для сравнения существующих тенденций, выбрать полюса нормативных систем, восполь-

1 [Электронный ресурс]. https://lenta.ru/brief/2018/04/05/prolife_ power/

2 [Электронный ресурс]. http://fondsci.ru/

3 «Коммерсантъ». 04.08.2018.

4 [Электронный ресурс]. http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html

5 [Электронный ресурс]. https://lenta.ru/articles/2016/09/28/abortion/

6 [Электронный ресурс]. https://www.reproductiverights.org/sites/crr. civicactions.net/files/documents/20Years_Reform_Report.pdf

7 Международная исследовательская программа, начатая в 1985 году. В настоящее время в ней принимают участие более 40 стран. Опросы проводятся по репрезентативным выборкам, единой методике и согласованной анкете, что обеспечивает сопоставимость данных. Данные находятся в открытом доступе на сайте Единого архива экономических и социологических данных НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. http://sophist.hse.ru/db/oprosy.shtml?ts=328&en=0

зуемся двумя вопросами, наиболее полно отражающими традиционалистские представления о семейных ролях:

— «Все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья и дети»;

— «Дело мужчины — зарабатывать деньги, а женщины — вести домашнее хозяйство».

Респонденты могли выразить согласие или несогласие с этими утверждениями по пятипо-зиционной шкале, где 1 означала полное согласие, а 5 — полное несогласие. Распределение ответов респондентов показано на рис. 1 и 21.

Максимум несогласия с позицией «Все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья и дети» выразили жители Дании: почти 45% респондентов категорически против этой позиции. Около 30% опрошенных в Швеции и Нидерландах также резко не согласны с таким видением женского предназначения. Высока доля несогласных в Австрии, Канаде, Франции, Исландии, Японии. А вот жители бывших соцстран в значительной степени солидаризируются с данным утверждением. Так, в Словакии полностью поддержали эту позицию 24% респондентов, категорически против высказались в 12 раз меньше — около 2%. В России доля полностью согласных с таким взглядом составляет 15%, категорически против данной позиции высказались 4%. В Венгрии 22% респондентов абсолютно согласны с тем, что «женщина хочет только семью и детей», противников у этой позиции 4%.

Похожее распределение ответов наблюдается и по отношению к другому утвержде-

нию-пробнику «Дело мужчины — зарабатывать деньги, а женщины — вести домашнее хозяйство». Самый высокий уровень неприятия этой позиции также фиксируется в Дании, очень высока доля несогласных в Скандинавских странах, Франции, Канаде, Японии. А вот в странах бывшего социалистического лагеря, как и в предыдущем случае, соотношение согласных и несогласных с такой позицией склоняется в сторону одобрения традиционалистских взглядов. Так, в Латвии доля полностью согласных (24%) в 8 раз превосходит число тех, кто эту позицию полностью не поддерживает (3%). В России ситуация еще острее: полностью согласны с традиционным разделением семейных ролей 23%, полностью против 2%. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем в Чехии, Венгрии, Словакии. Единственное исключение из этого ряда составляет Словения, там распределение ответов респондентов аналогично показателям экономически развитых стран.

Приведенные результаты позволяют выделить два полюса представлений о семейных и гендерных ролях. Один полюс образуют государства бывшего социалистического лагеря, склонные поддерживать традиционалистские взгляды на семейные и гендерные роли, другой — развитые демократии Старой Европы. Сфокусировавшись на этих двух кластерах, рассмотрим динамику анализируемых установок. Данные позволяют оценить изменения, произошедшие за 18 лет — с 1994 по 2012 год (рис. 3, 4).

Доля полностью согласных с позицией «все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья

Рисунок 1

СТЕПЕНЬ СОГЛАСИЯ РЕСПОНДЕНТОВ С УТВЕРЖДЕНИЕМ «ВСЕ, ЧЕГО ЖЕНЩИНЫ ХОТЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ, - ЭТО СЕМЬЯ И ДЕТИ» В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ ПО ДАННЫМ 2012 ГОДА

50,0%

45,0%

40,0% 35,0%

30,0%

25,0%

20,0%

15,0%

10,0%

5,0% 0,0%

Ш

II

ш

£

■илт

Б

I

1

х ^ х го о о Й Э- СЗ « ГО X со

© X

2

^ с^ ■= о

& ° Р 1=

га = 5 ©

полностью согласен ■ полностью не согласен

<

" о «

2

^ и о. =г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о. си го с

3 ^ -о =1 ель ел ел па ш ш ш го

Подготовлено на основе данных опроса 2012 года.

СТЕПЕНЬ СОГЛАСИЯ РЕСПОНДЕНТОВ С УТВЕРЖДЕНИЕМ «ДЕЛО МУЖЧИНЫ - ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ, А ЖЕНЩИНЫ - ВЕСТИ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО» В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ ПО ДАННЫМ 2012 ГОДА

80,0% -

70,0%

60,0%

50,0% 40,0%

30,0%

20,0%

10,0%

0,0%

и ■ II и и 1 II 11 1 ■ | и И к

1 в || И ш 1 а ||| И 1. 1Т П Б

Р111ПТТ1РРМ11ТШ1ЧШ1П11НГ1ГШШР1

? § ¡Э- &

X ^ О

^ го

ГО 3 I—

5 3

полностью согласен

х х ^ ^ ^ ^

еаннгн

С^ ее го х го в

полностью не согласен

л - п о

^ о з |Ц

^ сс < ГО *

2

< 3

2

^ т С^ X <и X X

° & 5 ё у 1 1

^ § § £ & &

т © т ш 1- |_

1 £ £ £ £

1.0

Ш |_0

и дети» сокращается практически во всех анализируемых обществах. Даже в Венгрии и Словакии, где количество традиционалистов по-прежнему достаточно высоко, она существенно уменьшилось: в Венгрии с 45% в 1994 году до 22% в 2012-м, в Словакии с 39% в 2002-м до 24% в 2012-м. В этой общей тенденции есть два исключения — Латвия и Чехия. В Латвии, которая участвовала только в двух волнах исследования, доля полностью согласных с тем, что «все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья и дети», выросла с 9% в 2002 году до 17% в 2012-м. В Чехии в 1994-м число тех, кто поддерживал традиционалистские представления, составляло 25%, в 2002-м оно осталось практически прежним — 26% полностью поддержали позицию «Все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья и дети»1, а в 2012-м сократилось до 17%. Иными словами, в Чехии фиксируется общий тренд на сокращение традиционалистских взглядов, но в отличие от других стран эта тенденция не линейна.

Интересна ситуация в России. Доля полностью поддерживающих позицию «Все, чего женщины хотят на самом деле, — это семья и дети» по сравнению с 1994 годом сократилась. Но, если в период с 1994 по 2002 год это

1 Полученный на выборке результат нельзя интерпретировать как рост показателя в генеральной совокупности.

было сокращение почти на 5%, то с 2002-го по 2012-й изменений фактически не было — менее 1%. Более того, если мы обратим внимание на противоположный конец шкалы и суммируем количество тех, кто «не согласен» с традиционалистским представлением о женской роли, и тех, кто «полностью не согласен», мы увидим, что выросшее с 1994-го по 2002-й число респондентов, разделяющих эту позицию, уменьшилось к 2012 году. Более того, за эти годы последовательно росла доля затруднившихся ответить. В 1994-м они составляли 13%, в 2002-м — 21%, в 2012-м — 29%. Опросы фиксируют отклик массового сознания на изменения в гендерной политике российских властей.

Вопрос о разделении мужских и женских обязанностей задавался только в двух волнах исследования ISSP — в 2002-м и в 2012-м. В странах Старой Европы заметно выросло число несогласных с тем, что «дело мужчины — зарабатывать деньги, а женщины — вести домашнее хозяйство». Так, в Дании доля категорически не поддерживающих такую позицию увеличилась с 65% в 2002 году до 73% в 2012-м, в Швеции — с 47 до 56%, в Норвегии — с 35 до 43%. В бывших социалистических странах наблюдается обратная тенденция. Так, в Словакии число полностью поддерживающих этот взгляд фактически не изменилось — увеличилось на 1%, а вот доля полностью не согласных

ДИНАМИКА ПОДДЕРЖКИ РЕСПОНДЕНТАМИ УТВЕРЖДЕНИЯ «ВСЕ, ЧЕГО ЖЕНЩИНЫ ХОТЯТ НА САМОМ ДЕЛЕ, - ЭТО СЕМЬЯ И ДЕТИ»

Финляндия 2002 2012 Дания 2002 2012

Словакия 2002 2012 Латвия 2002 2012 Россия 2002 2012 Польша 2002 2012 Чехия 2002 2012 Швеция 2002 2012

Нидерланды 2002 2012

Норвегия 2002 2012 Венгрия 2002 2012

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

10% 90,0% 100,0%

полностью согласен

в какой-то мере согласен, в какой-то нет полностью не согласен

согласен не согласен

с утверждением «Дело мужчины — зарабатывать деньги, а женщины — вести домашнее хозяйство» сократилась почти в 2 раза с 11% в 2002 году до 6% в 2012-м. В Латвии число полностью придерживающих традиционалистские взгляды на распределение мужских и женских ролей выросло с 18% в 2002 году до 24% в 2012-м. В России число занимающих крайние позиции на шкале «одобрение — неодобрение» практически не изменилось, но сократилась доля умеренных сторонников и противников

за счет увеличения количества затруднившихся ответить.

Данные позволяют говорить о разнонаправленных тенденциях в бывших социалистических странах и странах Старой Европы. Если в европейских странах, анализируемых в рамках данной статьи, последовательно сокращается поддержка традиционалистских взглядов на гендерные и семейные роли, то в странах бывшего соцлагеря фиксируется тенденция усиления традиционалистских взглядов.

ДИНАМИКА ПОДДЕРЖКИ РЕСПОНДЕНТАМИ УТВЕРЖДЕНИЯ «ДЕЛО МУЖЧИНЫ - ЗАРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ, А ЖЕНЩИНЫ - ВЕСТИ ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО»

Финляндия 1994 2002 2012 Дания 1994 2002 2012

Словакия 1994 2002 2012 Латвия 1994 2002 2012 Россия 1994 2002 2012 Польша 1994 2002 2012 Чехия 1994 2002 2012 Швеция 1994 2002 2012

Норвегия 1994 2002 2012

Нидерланды 1994 2002 2012 Венгрия 1994 2002 2012

_

1 1

:

0,0%

10,0%

20,0%

30,0%

40,0%

50,0%

60,0%

70,0%

80,0%

90,0%

100,0%

полностью согласен

в какой-то мере согласен, в какой-то нет полностью не согласен

согласен не согласен

Заключение

Анализ данных показывает, что, если в странах Старой Европы существует стабильная тенденция на сокращение традиционных представлений о роли женщины, ее месте в обществе, то нормативная система в странах бывшего соцлагеря демонстрирует «извивы и повороты» — происходит откат к консервативным, если не сказать архаичным, позициям. С одной стороны, это, безусловно, отклик массового сознания на усилившуюся в последнее время консервативную государственную про-

паганду. Однако не стоит забывать, что пропагандистские усилия будут эффективны только тогда, когда реципиенты готовы их принять. Советская модель гендерного равенства несла в себе значимый перекос: оба супруга работали, но при этом большая часть домашних дел и заботы о детях ложилась на женщину. Оплачиваемая работа, конечно, давала женщине некоторую экономическую независимость, но возлагала на нее тройную нагрузку — ответственность и за работу, и за дом, и за детей. Отцовство в советское время сводилось к ми-

нимуму обязанностей. Возможно, поэтому с изменением системы статусов — в том числе статуса домохозяйки — и сокращением контроля государства над сферой личной жизни возникла тенденция возврата к более традиционному распределению ролей, к разрушению предписывавшейся женщинам дихотомии «жена — работница».

Высокая представленность женщин на рынке труда обычно трактуется как один из важных признаков гендерного равенства. С этой позицией трудно спорить, но необходимо помнить, что идущая сверху политика выталкивания женщин в оплачиваемый труд в малой степени влияет на пересмотр массовых представлений о разделении семейных и гендерных ролей. В развитых европейских странах динамика нормативных систем в значительной степени была результатом низовых феминистских инициатив, находивших отражение в государственной политике, что обеспечило стабильный тренд на сокращение патриархальных представлений о семейных ролях и месте женщины. Иная ситуация складывалась в странах бывшего соцлагеря. Высокий уровень женской занятости был следствием государственной политики мобилизации человеческого ресурса для решения «поставленных государством» задач. С ослаблением государственного контроля возникает тенденция отстранения от навязываемой поведенческой практики. Лозунг «Женщина — на трактор» оказался недостаточным стимулом к изменению системы массовых представлений о гендерных и семейных ролях.

Список литературы

1. Воронина О.А. Политика гендерного равенства в современной России: проблемы и противоречия // Женщина в российском обществе. 2013. № 3. С. 12-20.

2. Здравомыслова Е. Советский тендерный порядок. Материалы Heinrich Boll Foundation, 2016. [Электронный ресурс]. https://www.youtube.com/watch?v=DunU_ olLEMQ

3. Кон И.С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. 3-е изд., испр. и доп. М.: Время, 2010. 608 с.

4. Мельвиль А. Демократический транзит: Теоретико-методологические и прикладные аспекты. М.: Фонд общественных наук, 1999. 106 с.

5. Мужчины и женщины в России: Статистический сборник. М.: Росстат, 2016. 208 с. [Электронный ресурс]. http://www. gks.ru/free_doc/doc_2016/wo-man16.pdf

6. Семенова А., Ващенко В. Эта женщина занята: Как менялась женская занятость в России на протяжении века. // Gazeta.Ru. 2017. 8 марта. [Электронный ресурс]. https://www.gazeta.ru/ social/2017/03/07/10562453.shtml

7. Тольц М.С. От абортного термидора к законодательному либерализму: Политика в области брачно-семейных отношений как зеркало истории СССР // Развитие населения и демографическая политика. Памяти А.Ю. Кваши. Сер. «Демографические исследования». Вып. 25. М.: Проспект, 2014. С. 139-150.

8. World Bank (2006). The World Bank Document. Russia: Gender Issues in Modern Russia (Based on Formal Statistics). Moscow: Alex Publishers. 204 p.

Приложение 1

СТРАНЫ-УЧАСТНИЦЫ ^Р, ПРЕДСТАВЛЕНО ЧИСЛО ОПРОШЕННЫХ В КАЖДОЙ ВОЛНЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. СПИСОК СОСТАВЛЕН НА ОСНОВЕ ДАННЫХ, ДОСТУПНЫХ АВТОРУ НА 1 АВГУСТА 2018 ГОДА.

1994 2002 2012

Аргентина 977

Австралия 1779 1352 1612

Австрия 977 2047 1182

Бельгия/Фландрия 1360 1090

Бельгия/ Валлония 549

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больгия/Брюссель 563

Болгария 1126 1003 1003

Канада 1440 972

Чили 1505 1564

Китай 5946

Хорватия 1000

Чехия 1024 1289 1804

Дания 1379 1403

Финляндия 1353 1171

Франция 1903 2409

Западная Германия 2324 936 1208

Восточная Германия 1097 431 558

Великобритания 984 1960 950

Венгрия 1500 1023 1012

Исландия 1172

Индия 1660

Ирландия 938 1240 1215

Израиль 1287 1209 1220

Япония 1307 1132 1212

Латвия 1000 1000

Литва 1187

Мексика 1495 1527

Нидерланды 1968 1249 1315

Норвегия 2087 1475 1444

Филиппины 1200 1200 1200

Польша 1597 1252 1115

Россия 1998 1798 1525

Словакия 1133 1128

Словения 1032 1093 1034

Южная Африка 2547

Южная Корея 1396

Испания 2494 2471 2595

Швеция 1272 1080 1060

Швейцария 1008 1237

Тайвань 1983 2072

Турция 1620

США 1447 1171 1302

Венесуэла 997

Всего 33590 46638 60753

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.