32
Кучмаева О. В.,
доктор экономических наук, профессор кафедры статистических методов Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Дифференциация и тенденции ценностных ориентаций российской молодёжи
Современный мир, характеризующийся повышением мобильности, взаимопроникновением культур, мозаичной системой ценностей, отсутствием единых стереотипов поведения, не позволяет говорить о молодёжи как единой социальной группе. Исследования системы ценностей молодёжи вызывают существенный интерес в обществе, т.к. они оказывают значительное воздействие на формирование образа жизни и поведение как самой молодёжи, так и на жизнедеятельность социума в целом. Проводимые в России и за рубежом исследования свидетельствуют о разнородности подходов к этому вопросу, а также о значительной дифференциации самой молодёжи по своим ценностным и социальным характеристикам.
Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи происходит под воздействием совокупности разноплановых факторов, характерных, с одной стороны, для многих стран мира и, с другой, имеющих российскую специфику. Это переход европейских стран к постмодернистским ценностям, влияние периода социальных трансформаций и смены систем ценностей на протяжении ХХ столетия, этническое и культурологическое многообразие России.
Исследование, проведённое Институтом социологии РАН в 2007 г. 1 показывает, что совре-
1 Объект исследования, проведённого по специальной социологической анкете (формализованное интервью), включал две группы: основную, собственно молодёжь в возрасте от 17 до 26 лет включительно (всего опрошено 1796 человека), и контрольную, представляющую старшее поколение
менную молодёжь можно разбить на ряд групп согласно их жизненным притязаниям 2.
Первый тип можно условно назвать «семейными» (13%). Это молодые люди, которые в первую очередь говорят о том, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей. Вторая группа — «труженики» (17%) — это та часть молодёжи, которая заявляет о том, что им по силам получить хорошее образование, престижную и интересную работу, заниматься лю бимым делом.
Третья группа — «предприимчивые» (20%) — это молодые россияне, которые говорят о том, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и материального достатка.
Четвёртая группа — «гедонисты» (10%), молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в своё удовольствие.
Значительную часть молодёжи (19%) составляют «максималисты», которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Стоит отметить, что данная группа не является более молодой, чем другие, и её устремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Существует и группа «карьеристов» (6%) — это молодёжь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в своё удовольствие или быть самому себе хозяином. «Отчаявшаяся» молодёжь (5%) — седьмая группа — не видит в себе сил достичь тех или иных успехов, а «тщеславные» (1%) — восьмая группа — рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.
Кроме того, молодые люди (60%) считают, что выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить, как все. При этом за последние 10 лет ориентированность молодых россиян на современные ценности индивидуализма, достижений, самостоятельности и конкурентоспособности усилилась.
Стоит затронуть ещё один аспект анализа типологии моделей поведения молодёжи. В своё время А. Инкелес (совместно с Д. Сми-
в возрасте от 40 до 60 лет (всего опрошено 655 человек).
2 Молодёжь новой России: ценностные приоритеты. Сайт Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института социологии РАН. Режим доступа — http:// www.isras.ru/analytical_report_Youth_1_1.html?&printmode
том), основываясь на данных межстрановых исследований, обнаружил, что во всех обществах, испытывающих на себе то или иное влияние процессов модернизации, формируется т.н. современный тип личности (термины «современное»/«традиционное» — «модернист-ское»/«традиционалистское» и т.п.). Современный человек, по А. Инкелесу,— это активный гражданин, с развитым чувством социальной ответственности, внутренне независимый и интеллектуально самостоятельный, открытый всему новому, отличающийся толерантностью к окружающим и уважительным отношением к законам. По мнению А. Инкелеса, основной предпосылкой для успешного функционирования современного общества служит «модер-ность» его граждан. Важное преимущество аналитической модели «современной личности» — её инвариантность и применимость к обществу любого типа 3.
Большинство социологических опросов последних лет говорит о смене ценностных моделей в сторону индивидуализации. Исследователи отмечают рост профессиональных и потребительских притязаний молодёжи, объясняемых изменениями в экономических, социально-культурологических и политических основах общества. Каждое следующее поколение молодёжи всё в меньшей мере хотело бы тратить свои силы на преодоление физических и информационных лишений и всё в большей степени — на приобретение новых ресурсов: приращение «человеческого капитала» и его активное использование в своей профессиональной деятельности 4.
Особый интерес вызывает анализ различий в ценностях и характеристиках молодого поколения европейских стран и выявления российской специфики на общеевропейском фоне. Данные Европейского социального исследования 5 позволили сделать ряд выводов в данном
3 Inkeles A., Smith D. H. Becoming modern. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974. P. 289-302.
4 Могун В., Энговатов М. Молодёжь: высокие притязания и новые стратегии // Менеджер по персоналу, 2008. № 9.
5 Эмпирической базой для оценки послужили данные Европейского социального исследования. «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS) — это академический проект, целью которого является попытка описать и объяснить взаимосвязь между изменениями, которые сейчас происходят в социальных институтах Европы и установками, верованиями и ценностями, а также поведением различных групп населения Европы. Инфраструктура проекта финансируется Европейским научным фондом, а конкретная реализация — научными фондами и институтами в каждой из стран-участниц. Россия приня-
направлении. В качестве молодёжи была выделена возрастная группа от 15 до 25 лет. Выделение этой группы обусловлено, с одной стороны, желанием выявить трансформацию самооценки «счастливости» в период взросления и социализации несовершеннолетних и молодёжи, с другой стороны, именно к возрасту 25 лет в России молодые люди получают профессиональное образование, начинают работать и зачастую отделяются от родительской семьи.
Можно сказать, что и европейская молодёжь далеко не однородна по своим устремлениям и ценностям. Ответы молодых респондентов европейских стран на вопросы о том, с какими людьми они бы себя идентифицировали, показали дифференцированность ответов. Респонденты могли выбрать следующие варианты ответов, соответствующие значениям от 1 до 6 по шкале: 1 — «очень похож на меня», 2 — «в значительной степени похож», 3 — «немного похож на меня», 4 — «чуть-чуть похож на меня», 5 — «не похож на меня», 6 — «совсем не похож на меня». В каждой из стран молодые люди выбирали разные ответы. Хотя, естественно, распределение ответов различалось по странам. В одних странах распределение более равномерное, в других — молодёжь в большей степени привержена к крайним, полярным точкам зрения. Безусловно, необходимо иметь в виду, что это субъективные оценки респондентов, отражающие специфику их процесса социализации, модели воспитания, определённых традиций и норм, ценностей. Однако в целом ответы совокупности опрошенных позволяют получить представительную оценку мнений.
В ходе анализа была подсчитана доля респондентов в каждой стране, максимально идентифицирующих себя с той или иной характеристикой личности (суммарная доля ответов «очень похож на меня» и «в значительной степени похож»).
В целом для молодого европейца важны: возможность самостоятельного принятия решений, верность друзей, проявление равенства между людьми. Молодые люди склонны к гедонизму, для них важно хорошо проводить время и веселиться. В отношении к жизни, событиям характерен творческий подход, стремление придумывать что-то новое, искать новые занятия.
ла участие в исследовании в 2006 г. (3-я волна [стадия] проекта), в 2008 г. (4-я волна) и в 2010 г. (5-я волна). В данной статье использованы данные 4-й волны исследования.
33
Кроме того, молодёжь характеризует понимание значимости бережного отношения к природе.
В большинстве своём, меньшая колеблемость в ответах характерна для модернистских ценностей. Минимальный коэффициент вариации — различия в колеблемости показателя по европейским странам — наблюдается для ответов на вопрос о том, идентифицируют ли себя респонденты с человеком, для которого важно «самому принимать решения, что и как делать» (значение коэффициента 12,37%). Доля молодых людей, считающих, что для них очень важно «самим принимать решения, что и как делать» велика во всех странах (от 55,1% в Румынии до 85,2% в Греции). В целом по таким характеристикам, как скромность, строгая регламентация поведения, уважение со стороны и значимость богатства, расхождения во мнениях молодёжи из европейских стран наибольшие.
Если мы отберём по десять стран-лидеров среди респондентов, давших положительные ответы, то, в частности, можно сказать следующее. Молодые люди, считающие себя в наибольшей степени склонными к тому, чтобы «ко всему подходить творчески, придумывать что-то новое» живут на Кипре, в Греции, Турции, Венгрии, Израиле, Словакии, Латвии, Хорватии, Германии, Нидерландах (доля выбравших ответы «очень похож на меня» и «в значительной степени похож» превышает 62%). Тех, кто полагает, что «важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково» больше всего на Кипре, в Испании, Греции, Швейцарии, Израиле, Польше, Германии, Словении, Словакии, Турции (более 75%). Больше всего важна безопасность («важно жить в безопасном окружении») для молодёжи из Хорватии, Кипра, Венгрии, Словакии, Израиля, Греции, Турции, Испании, Болгарии, Латвии (65%). В наибольшей степени «нравятся неожиданности» молодым людям из Кипра, Греции, Словении, Турции, Швейцарии, Венгрии, Израиля, Испании, Болгарии, Нидерландов (63%). Считают, что им «важно самим принимать решения, что и как делать» чаще других молодые люди из 34 Словении, Греции, Швейцарии, Испании, Израиля, Германии, Латвии, Кипра, Великобритании, Турции (75%). «Важно помогать окружающим людям» — считает молодёжь из Испании, Израиля, Великобритании, Турции, Кипра, Дании, Швейцарии, Бельгии, Греции, Словении (69%).
Сравнительный анализ ответов по разным странам позволяет нарисовать профиль моло-
дёжи конкретной страны. Так, для российской молодёжи, на фоне других стран, характерна меньшая конкретность в ответах, молодые люди сравнительно часто выбирают ответы «не похож на меня», «совсем не похож на меня». Прежде всего, молодые люди из России считают, что важно быть верным своим друзьям, успешным, самому принимать решения, важно, чтобы государство обеспечивало безопасность, важно, чтобы с каждым человеком обращались одинаково, важно хорошо проводить время. Напротив, среди наименее распространённых характеристик склонность к риску («ищет приключений и ему нравится рисковать»), скромность («важно быть простым и скромным»), важность мнения других людей, убеждённость в том, что «люди должны делать то, что им говорят».
Анализ данных социального исследования позволил выявить взаимосвязь жизненных устремлений и ценностных характеристик молодёжи.
Склонность к риску, приключениям и неожиданностям взаимосвязана со значимостью новизны в деятельности и возможностью хорошо проводить время, веселиться, самостоятельностью, важностью творчества и независимого принятия решений.
Особая значимость богатства увязана с успешностью в жизни, а также возможностью творчества, креативностью. Ценно продемонстрировать свою успешность, свои способности. Кроме того, прослеживается связь с внешним успехом, оценкой со стороны — «важно, чтобы его уважали» и «важно вести себя правильно».
Взаимосвязаны характеристики согласия, толерантности. Важность того, чтобы с каждым человеком в мире обращались одинаково, взаимосвязана с готовностью молодых людей выслушать иное мнение, отличающееся от их собственного, важностью для себя таких идеалов, как верность друзьям и помощь другим людям, необходимостью беречь природу.
Значимость безопасности окружения увязана с уверенностью, что её должно, прежде всего, обеспечивать государство. С данными характеристиками также связана верность традициям, простота и скромность в поведении. Эти ценности связаны с незначительной инициативностью и креативностью, важно «делать то, что им говорят» и «всегда вести себя правильно».
Среди современной российской молодёжи установка на успех распространена довольно
широко: по данным одного из российских исследований, абсолютное большинство (92% в молодёжной выборке и 96% — в студенческой) к достижению успеха стремятся. А вот традиционные притязания людей советской эпохи на достижение престижа и широкого общественного признания, которые доминировали в структуре притязаний в конце 80-х — начале 90-х гг., претерпели изменения. Эти притязания в течение 90-х гг. утрачивали постепенно свои позиции. Данные современных исследований определённо говорят о преобладании у молодёжи приватного способа признания успеха. Так, 85% опрошенных и в молодёжной, и в студенческой выборках указывают на важность признания и уважения со стороны родных, близких, знакомых, единомышленников, соучеников и коллег. Причём, для большинства в обеих выборках — 60% в молодёжной и 59% в студенческой — достаточно признания и уважения близкого круга: семьи, близких и друзей 6.
По данным обследования ФОМ 7, молодёжь (лица в возрасте 18-30 лет) чаще представителей других, более старших возрастных групп, полагает значимой ценностью «права человека» (25%, на фоне 21% опрошенных в среднем по всей совокупности и 18% опрошенных старше 60 лет), «стабильность» (31%, 27% и 23% соответственно), «свобода» (25%, 16% и 9%), «успех» (24%, 15%, 8%). Наряду с этим, молодёжь реже обращает внимание на «совесть» (14%, 20%, 28%), «порядок» (15%, 19%, 25%). Молодёжь в большей степени ориентирована на современные, модернистские ценности и довольно прагматична в своих ценностных представлениях.
По данным исследования Института социологии РАН 8 , значительно больше подростков в 2010-2011 гг., чем шестнадцать лет назад, планируют поступать в вуз: 49% юношей и 54% девушек в 1995 г., 78% и 87%, соответственно, в 2011 г., т.е. человеческий капитал населения России предположительно растёт.
6 Шилова Л. С. Образ успеха и жизненные стратегии молодёжи // Вестник Омского университета. 2008. № 1/2. С. 24-36.
7 Еженедельный опрос «ФОМнибус» 13-14 июля 2013 г. 43 субъекта РФ, 100 населённых пунктов, 1500 респондентов.
8 Генеральная совокупность исследования в 2010-2011 гг. и в 1994 г., представлена подростками-девятиклассниками,
проживающими в крупных городах Центрального федерального округа РФ (опрос проводился в Москве, Брянске, Владимире и Тамбове).— Т. А. Гурко, Н. А. Орлова. Раз-
витие личности подростков в различных типах семей // СОЦИС, 2011. № 10. С. 101
Государство и работодатели заинтересованы в воспроизводстве человеческого капитала — образованного и здорового конкурентоспособного трудового ресурса в условиях глобальной экономики. Построение же в России гражданского общества ставит на повестку дня воспитание ответственных граждан с устойчивой системой моральных норм. В то же время психологи выражают озабоченность морально-нравственным состоянием российского общества 9.
По данным исследования, в сравнении с 1995 г. юноши и девушки не стали менее сострадательны к социально уязвимым категориям людей. Цифры практически совпали. Например, в 1995 г. «испытывали жалость и/или желание помочь»: инвалиду 83% юношей и 90% девушек, в 2011 г.— 88% и 93%; старому беспомощному человеку — 85% и 95% (1995 г.) и 87% и 94% (2011 г.); маленькому ребёнку — 63% и 81% (1995 г.) и 65% и 81% (2011 г.). «Испытывают жалость и/или желание помочь» бомжу — 36% юношей и 32% девушек; бездомной собаке — 68% и 87%. Т.е., к людям без определённого места жительства подростки относятся почти в два раза хуже, чем к бездомным животным 10.
Тенденции развития современной российской семьи определяются, во-первых, общеевропейскими процессами трансформации семьи и семейных ценностей, включая их кризисные и модернизационные аспекты (более позднее вступление в брак, рост доли сожительств без регистрации брака, высокая доля детей, рождённых вне брака, при низком, в целом, уровне рождаемости, не обеспечивающем простое воспроизводство населения). Во-вторых, реформы в экономике и социальной сфере России на протяжении последнего двадцатилетия обусловили специфику развития семьи, свойственную странам с переходной экономикой (резкое падение рождаемости, сокращение количества детей и семейных домохозяйств, существенное снижение жизненного уровня семей с детьми, ослабление социальной поддержки со стороны государства), что, в свою очередь, актуализировало разработку эффективной семейной по- 35 литики. В-третьих, институт семьи в России характеризуется значительной мозаичностью,
9 Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Социологические исследования, 2009. № 10.
10 Гурко Т. А., Орлова Н. А. Развитие личности подростков в различных типах семей // СОЦИС, 2011. № 10. С. 102.
многообразием моделей, включающих и патриархальную, и современные.
Трансформация традиционных взглядов российского населения на роль семьи происходит в направлении культурных ценностей, господствующих в развитых странах мира, согласно которым родители не должны брать на себя такую большую ответственность за своих уже взрослых детей, что приводит к раннему распаду родительской семьи, ослаблению контактов между родителями и детьми при достижении ими совершеннолетия. С другой стороны, развитая система социальной поддержки пожилых со стороны государства позволяет взрослым детям целиком посвящать себя карьере и в значительной степени устраняться от ухода за стареющими родителями. Данные многих социологических исследований, в том числе и Европейского социального исследования, подтверждают, что российская молодёжь склоняется в идеале к такой же модели семьи, однако, существующие социально-экономические условия (прежде всего жилищная проблема) мешают её реализации.
По данным Европейского социального исследования (2008 г.), россияне, в том числе и молодые, придают большее значение, чем европейцы, критериям достижения взрослости (или социальной зрелости): отделению от родителей, устройству на работу в режиме полного рабочего дня, вступлению в законный или «гражданский» брак и рождению детей. Отчасти различия в отношении к критериям взросления между Россией и странами Евросоюза, объясняются социально-экономическими факторами. Существующие в нашей стране условия не позволяют большинству мужчин и женщин молодого и среднего возраста жить за счёт родителей (особенно пенсионеров), хотя из-за жилищной проблемы многие (каждая четвёртая супружеская пара, т.е. 25%), продолжают жить с родителями даже после вступления в брак. Поэтому такое большое значение для россиян имеет работа.
Особенности ценностного отношения к семье 36 и детям в нашем обществе определяются достаточно устойчивыми тенденциями: сохранением высокой значимости семьи и детей для большей части населения; изменением структуры женской гендерной роли и связанным с ним снижением значимости материнства в жизни женщины; переходом от детоцентристиских к супружеским внутрисемейным ценностям;
вариативностью индивидуальных ценностных систем.
Однако, по данным исследований, многие россияне перестали ассоциировать любовь с семейным счастьем. Для большей части граждан любовь не что иное, как некие личностные отношения, которые вовсе не обязательно должны приводить к семейной жизни.
Малодетность сочетается с высокой разво-димостью и внебрачной рождаемостью. В настоящее время «супружество» и «родительство» становятся всё менее связанными между собой сферами жизни, и их ценность не равнозначна. При этом увеличивается количество разводов супругов, имеющих детей, когда последние перестают играть сдерживающую роль в сохранении семьи.
Результаты исследований вырисовывают несколько парадоксальную картину. Семейные ценности, такие как создание счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориен-таций молодых россиян наряду с такой ценностью, как создание материального достатка. При выяснении иерархии семейных ценностей в ходе одного из российских исследований были выделены как «очень важные» семь ценностей, которые назвали более 50% ответивших. Подавляющее большинство ответивших (93,5%) назвало главной семейной ценностью «любовь к детям, их воспитание и самореализацию в них». На втором месте — «семейное единство и взаимовыручка» — 85,4%. Третью позицию большинство опрошенных отдали такой ценности, как «психологический комфорт». На четвёртом месте в шкале семейных ценностей оказалось «уважение к старшим, к своему роду». При этом 36,2% опрошенных проживают с родителями и, вероятно, находятся в некоторой зависимости от них. Пятую и шестую позицию занимают бытовой комфорт и здоровый образ жизни (64,2% и 59,8% соответственно) п.
Исследования демонстрируют, что в настоящее время семья остаётся для молодёжи привлекательной ценностью, но связывать себя браком молодёжь не спешит. В долгосрочных перспективах (жизненных целях) молодёжи — семья и дети. Счастье в личной жизни занимает первое место, а потом уже карьера и профессия. Однако
11 Гольцова Е. В., Лещенко Я. А. Факторы социальной среды
как детерминанты брачности и рождаемости // СОЦИС, 2010. № 2. C. 125-130.
в их представлениях о предпочтениях, путях достижения успеха в жизни первые места занимают ценности, касающиеся карьеры и профессионального успеха. Жизненная схема современных молодых — «образование-работа-семья». Причём это семья с одним ребёнком, основанная на любви и взаимопонимании, не всегда на зарегистрированном браке, и создание которой откладывается на «потом» (на момент достижения полной социальной и экономической зрелости).
Для современной молодёжи, выросшей в условиях малодетности и системы либеральных ценностей, характерны низкие репродуктивные установки. В молодёжных когортах сформировались устойчивые представления о желаемой модели семьи, где максимальное число детей практически не превышает двух. Имеет место существенное уменьшение репродуктивных ориентаций у детей по сравнению с родителями. Так, по данным исследования специалистов Центра по изучению проблем народонаселения МГУ, среднее ожидаемое число детей у отцов составило 2,29, а у сыновей — 1,85, у матерей — 2,32, у дочерей 1,92 12.
Между 1991-1996 и 1996-2001 гг. произошло существенное снижение рождаемости в самых молодых возрастных группах; это снижение среди женщин 15-24 лет продолжилось и в период 2001-2006 гг. Среди женщин в возрасте 25-39 лет тенденция сменилась на противоположную, и повозрастные коэффициенты рождаемости увеличивались в течение последних пятнадцати лет, однако рождаемость среди женщин в возрасте 20-24 лет слегка снижалась в течение всего периода. В целом, эти показатели иллюстрируют откладывание рождений на более поздние возраста. Если в 2001-2006 гг. пик рождаемости всё ещё приходился на возрастную группу 20-24 года, в период 2006-2011 гг. он сместился на возрастную группу 25-29 лет. Средний возраст первого сексуального контакта снизился почти на год с 19,3 (в когорте 40-44 года) до 18,4 (в когорте 25-29 лет). Средний возраст первого брачного союза изменился мало: с 22,4 до 22,7. Средний возраст рождения первого ребёнка увеличился более чем на два года с 22,4 для женщин в возрасте 40-44 лет до 24,9 для женщин в возрасте 25-29 лет, что соответ-
12 Архангельский В. Н., Елизаров В. В., Зверева Н. В., Иванова Л. Ю. Демографическое поведение и его детерминация. М.: Теис, 2005.
ствует изменениям в структуре повозрастной рождаемости 13.
Можно говорить о том, что социальная норма детности, оставаясь низкой для всего населения, имеет устойчивую тенденцию к сближению у всех возрастных групп, и прежде всего в молодёжных когортах. Наряду со снижением репродуктивных установок в более молодых поколениях наблюдается откладывание браков, допустимость безбрачия. Развод стал абсолютно обыденным явлением.
Среди молодых когорт допустимым становится бездетность. Широкое распространение добровольной бездетности возможно лишь в обществе, для которого это явление социально приемлемо. Ранее в традиционном обществе сознательная бездетность однозначно вызывала общественное порицание. В настоящее время 14 только 27% опрошенных признают, что осуждают людей, которые вообще не хотят иметь детей, тогда как 60% утверждают, что относятся к таким людям без осуждения. Многие россияне (если не большинство) исходят из того, что установка на сознательную бездетность достойна как минимум понимания. Среди причин и обстоятельств, подталкивающих людей к решению отказаться от рождения детей, наряду с эгоизмом и нежеланием обременять себя заботами респонденты называли не только тяжёлые материально-финансовые условия, но ещё и увлечённость работой, желание построить карьеру. Решая вопрос — возможно ли взрослому, зрелому человеку быть по-настоящему счастливым, будучи бездетным,— 16% опрошенных отвечают положительно 15.
Смена ценностных ориентиров ведёт к смене воспитательных стратегий. Как показало исследование, проведённое Институтом социологии РАН в 2007 г., в оценках представителей двух поколений (старшего и младшего) наблюдаются значимые различия. Причём представители молодежных групп в большей степени ориентированы на воспитание «рыночных» качеств в своих детях. Так, существенно чаще молодые россияне отмечают необходимость воспитания в своих детях таких качеств, как формирование
13 Репродуктивное здоровье населения России. Резюме отчёта. Росстат, Минздрав России, ЮНФПА, 2012.
14 Опрос ФОМ 2008 г. www.fom.ru
15 Вовк Е. Опрос «Дети и бездетность» ФОМ. Опрос населения в 100 населённых пунктах 46 областей, краёв и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 мая 2008 г.
37
целеустремлённости, деловых качеств, «хватки» (35% против 29% среди старшего поколения), а также обеспечение достойного круга общения, знакомств (12% против 4% среди представителей старшего поколения).
Всё это говорит о смене ценностных моделей в сторону индивидуализации. Данные свидетельствуют об изменении воспитательной стратегии поколений в сторону качеств, обеспечивающих личный успех и независимость, цен-
ностей, которые приветствуются обществом. Однако семьи с несколькими детьми, ориентации на брак и тесные взаимоотношения с родительской семьёй в этом перечне нет. Тем самым трансформация института семьи, обусловленная сменой ценностных ориентаций в сторону достижения личного успеха, измеряемого экономическими ценностями, приводит к формированию соответствующей системы ценностей у молодого поколения.
38