УДК 657.222
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
О.Н. Кузнецова, М.Ю. Мишина
Малый бизнес - локомотив региональной экономики. Грамотная организация бухгалтерского учета и анализа на малых предприятиях позволяет им эффективно и мобильно функционировать в условиях конкурентной среды. Главная проблема - найти оптимальный вариант учетно-аналитической системы для субъектов малого предпринимательства Ключевые слова: анализ; бухгалтерский учет; малый бизнес; учетно-аналитическая система.
Российский малый бизнес в современных экономических реалиях должен стать локомотивом для региональной экономики. Именно субъекты малого предпринимательства способны быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, обеспечивая потребительский спрос на товары, работы, услуги и одновременно решая проблему занятости трудоспособного населения.
Среди факторов повышения уровня мобильности и эффективности деятельности малых предприятий немаловажную роль играет грамотно организованная учетно-аналитическая система. Учетно-аналитическая система фирмы в широком смысле, по мнению Поповой Л.В., Масловой И.А. - это система, которая базируется на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные, и использует для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации [4].
В условиях конкурентной среды субъекты малого предпринимательства могут реально влиять на финансово-экономические показатели своей коммерческой деятельности, используя возможности эффективного ведения бухгалтерского учета и анализа. Ведь современное законодательство предоставляет им множество различных преимуществ в данной сфере. К их числу можно отнести: наличие альтернатив по организации бухгалтерской службы, возможность применения льготных налоговых режимов и пр. Главное - подобрать максимально возможный набор оптимальных способов ведения учета, подкрепляя их систематическим анализом экономической информации.
Мы предлагаем придерживаться следующего алгоритма (рисунок 1).
Рисунок 1 - Алгоритм оптимизации учетно-аналитической системы малого предприятия
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Итак, стратегическим решением является выбор оптимального вида коммерческой деятельности. Это, в первую очередь, вопрос экономики и менеджмента фирмы (необходимо, изучив рыночную конъюнктуру, определить свободную нишу с максимально возможным уровнем рентабельности хозяйственной деятельности). При этом необходимо параллельно оценивать возможности использования максимального количества льгот, с фискальной точки зрения. Иными словами, следует учитывать уровень фискальной нагрузки, которая, по мнению Кузнецовой О.Н. [2], включает налоговые обязательства предприятия, а также его взносы во внебюджетные фонды по отношению к нетто-выручке.
Например, малые предприятия могут получить минимальную фискальную нагрузку, если выбрать:
- отдельные виды деятельности, попадающие под налоговый режим по уплате единого налога на вмененный доход (ЕНВД) - розничная торговля, услуги автосервиса и пр.;
- отдельные виды деятельности в сфере производства (текстильное и швейное производство, производство мебели, производство игр и игрушек, транспорт и связь и др.), а также в социальной сфере (здравоохранение и предоставление социальных услуг, образование, деятельность спортивных объектов и пр.).
В первом случае фискальная нагрузка будет низкой за счет минимизации исключительно налоговой составляющей: ЕНВД по большинству видов деятельности является минимальным по размеру налогом (в десятки раз меньшим, чем налог на реальную прибыль с этих же видов деятельности). При этом ЕНВД исключает уплату НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций (если только это имущество не оценивается по кадастровой стоимости, но такой механизм оценки в 2015 г. действует только в четырех регионах России).
Во втором случае фискальная нагрузка существенно снизится за счет минимизации взносов во внебюджетные фонды, при условии применения предприятиями, функционирующими в производственной или социальной сфере (по установленному перечню видов деятельности) упрощенной системы налогообложения (УСН). Так, базовый тариф для таких фирм уменьшается с 30 % до 20 %. При этом применение УСН, также как и в случае с ЕНВД освобождает предприятие от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество организаций.
Второй этап связан с выбором того, кто будет вести бухгалтерский учет на малом предприятии. С учетом специфики малых размеров таких экономических субъектов, как правило, оптимальными вариантами организации бухгалтерской службы являются:
- аутсорсинг;
- ведение бухгалтерского учета лично руководителем.
Аутсорсинг - это аренда персонала, в данном случае - бухгалтерских работников, то есть учет на малом предприятии
будет вести сторонняя специализированная бухгалтерская фирма. Преимущества аутсорсинга:
- минимальные финансовые расходы (предприятие клиент экономит на страховых взносах во внебюджетные фонды, на отпускных; кроме того, такого рода услуги могут даже быть дешевле, чем оплата труда наемного бухгалтера);
- более качественный уровень бухгалтерского сопровождения (применение аутсорсинга, в конечном итоге, может исключить или свести до минимума дальнейшие действия по построению эффективной учетно-аналитической системы на малом предприятии, поскольку данные функции фактически возьмет на себя компания-аутсорсер).
Если же все-таки малое предприятие решит справляться собственными силами с ведением бухгалтерского учета, то очень удобно, когда его ведет сам руководитель (совмещая две должности). Экономическая выгода - очевидна.
Третий этап оптимизации учетно-аналитической системы для субъектов малого бизнеса фактически начинает реа-лизовываться еще на первом этапе. Однако здесь в дальнейшем следует конкретизировать налоговый режим. Например, если это УСН, то необходимо правильно выбрать объект налогообложения: «доходы» или «доходы за минусом расходов». Обычно объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов целесообразно выбирать, если предприятие планирует иметь уровень расходов - 60-70 % от выручки. При выборе налогового режима по уплате ЕНВД следует минимизировать количество физических показателей, используемые при расчете данного налога. В дальнейшем, выбранный налоговый режим необходимо ежегодно пересматривать на предмет актуальности (ведь его можно сменить, если финансовые выгоды от его использования значительно сокращаются).
Существенным недостатком специальных налоговых режимов является отсутствие возможности возмещать НДС, поэтому не следует игнорировать общую систему налогообложения (ОСНО). Даже применяя данную систему налогообложения можно грамотно пользоваться системой налоговых льгот. Кроме того, возможно совмещение нескольких налоговых режимов.
В процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности малого предприятии необходимо применять наиболее выгодные способы учета отдельных хозяйственных операций. Главная цель такой тактики - налоговая оптимизация, то есть законное уменьшение налоговых обязательств предприятия.
Например, малым предприятиям, функционирующим на ОСНО, можно придерживаться следующих правил:
1) В учетной политике в целях налогообложения прописать: применение амортизационной премии или нелинейного способа начисления амортизации, создание резерва на ремонт основных средств, создание резерва по сомнительным долгам. В результате, можно будет получить бесплатную отсрочку по уплате налога на прибыль организаций.
2) В учетной политике в целях бухгалтерского учета установить производственный способ начисления амортизации по тем основным средствам, для которых можно заранее просчитать общий объем производимой с их помощью продукции (работ, услуг), что поможет сэкономить на налоге на имущество организаций.
3) Заменять договоры купли-продажи основных средств на договоры лизинга (причем объекты лизинга должны учитываться на балансе лизингополучателя). В результате, фирма получит право: применять повышающий коэффициент 3 к норме амортизации (правда, в этом случае придется внести соответствующие коррективы в учетную политику в целях налогообложения), лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения и т.д.
Для минимизации обязательных страховых взносов, с точки зрения Кузнецовой О.Н. [1], необходимо:
1) Использовать наемный труд лиц, осуществляющих свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
2) При повышении заработной платы сотрудникам в течение финансового года оформлять указанное повышение локальными документами отдельно по каждому работнику.
3) Учитывать «праздничные» премии, выплачиваемые за счет средств специального премиального фонда, как материальную помощь и пр.
В перспективе малые предприятия, по мнению Кузнецовой О.Н. должны пытаться внедрять систему управленческого учета [3]. Управленческий учет в России является необязательным, однако его роль очевидна - важно своевременно анализировать экономическую информацию с целью принятия обоснованных управленческих решений. Для субъектов малого бизнеса при этом чрезвычайно важно, например, использовать такие специфические способы управленческого учета расходов, как:
- Директ-костинг (дает возможность выявлять влияние прямых расходов на конечные финансовые результаты, что позволяет оптимизировать ассортиментную структуру продукции (товаров, работ, услуг));
- Стандарт-кост (дает возможность оперативно контролировать уровень расходов, что позволяет их минимизировать за счет максимального приближения к обоснованным нормативам).
В результате, внедрение управленческого учета на малых предприятиях позволит им еще более быстро видоизменять финансово-хозяйственную деятельность, что связано с корректировкой первого этапа постановки оптимальной учетно-ана-литической системы.
Следует также помнить, что представители малого бизнеса имеют право без опасений вести бухгалтерский учет по упрощенным правилам. Исключение - малые предприятия, которые являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, то есть те фирмы, которые выпускают акции и облигации. Однако на практике такая ситуация встречается редко.
Итак, субъекты малого предпринимательства могут не применять ряд национальных учетных стандартов. В частности, это ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», которое касается учета налога на прибыль организаций (если малые предприятия не могут претендовать на применение специальных налоговых режимов) и ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Кроме того, малые фирмы, функционирующие на ОСНО, имеют право все проценты по полученным кредитам и займам отражать в учете как прочие расходы, то есть независимо от того, были ли потрачены заемные средства на создание инвестиционного актива или нет. Это указано в пункте 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Следовательно, данные расходы можно будет сразу относить на уменьшение налогооблагаемой прибыль. А с 01.01.2015 г. эти расходы больше не лимитируются, то есть их можно учитывать в налоговом учете в полном объеме.
Также малым предприятиям разрешается все существенные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности исправлять текущим периодом. Это означает, что проводить ретроспективный пересчет не нужно. Данное правило предусмотрено пунктом 9 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Еще одна важнейшая льгота - малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом. Сущность кассового метода заключается в следующем: доходы и расходы следует признавать только после фактической оплаты товаров (работ, услуг). При этом полученные авансы также надо учитывать как доход, а перечисленную предоплату в момент выдачи списывать на расходы нельзя. Следует дождаться, пока контрагент выполнит свои обязательства (после перечисления ему аванса). Кассовый метод в бухгалтерском учете особенно удобен для предприятий, применяющих УСН - ведь такие фирмы всегда считают единый налог кассовым методом.
Помимо этого, субъектам малого бизнеса разрешено сокращать количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов учета финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, в рабочем плане счетов допускается «укрупненное» использование бухгалтерских счетов. В частности, можно отражать на счете 10 сведения о материально-производственных запасах вместо того, чтобы учитывать операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных расходах допускается целиком показывать на счете 20. То есть использование полной системы бухгалтерских счетов для учета расходов (20, 23, 25, 26, 28, 29) не требуется. Важно также отметить, что для бухгалтерского учета денежных средств в банковских учреждениях малым предприятиям достаточно применять счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.
С целью систематизации и накопления экономической информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Сущность простой формы учета: регистрировать все хозяйственные операции фирмы необходимо только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно выявить наличие имущества, а также источников его финансирования у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данный вариант учета государство рекомендует для малых предприятий с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.
Следует отметить, что существуют специальные правила для микропредприятий. Так, среди малых предприятий отдельно выделяются микропредприятия. К их числу относятся фирмы с численностью до 15 человек и годовой выручкой не более 60 миллионов рублей без учета НДС.
Такие маленькие организации могут даже не применять двойную запись. Так сказано в пункте 6.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Бухгалтерскую отчетность они вправе формировать на основе данных специальных регистров. Конкретных требований по поводу содержания и названий регистров не существует. Соответственно, это могут быть, например, ведомости или таблицы. Главное, чтобы регистры содержали все необходимые реквизиты, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. К их числу относятся: название регистра и наименование фирмы-составителя, дата начала и окончания ведения регистра и пр.
Каждый регистр рекомендуется применять для отдельного объекта учета. В результате, понадобятся отдельные регистры для учета заработной платы, НДФЛ, страховых взносов во внебюджетные фонды, иных налогов, основных средств, запасов и др.
Если малое предприятие решит вести учет без двойной записи, соответствующее решение необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом необходимо помнить, что применять кассовый метод при ведении учета без двойной записи нельзя. То есть учет необходимо вести методом начисления.
Использовать указанную льготу следует осторожно, ведь микропредприятие может увеличиться. Потому, если малая фирма вела бухгалтерский учет без двойной записи, придется восстанавливать бухгалтерский учет. А это, как правило, приносит дополнительные финансовые и временные расходы.
Важное место среди льгот для малых предприятий занимает возможность составления упрощенной бухгалтерской отчетности. У субъектов малого бизнеса существует три варианта формирования бухгалтерской отчетности.
Во-первых, можно формировать бухгалтерскую отчетность по общим правилам. То есть составлять бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и все приложения к ним, а также пояснения. Кроме того - нужно прикладывать к отчетности аудиторское заключение (если предприятие подлежит обязательному аудиту, что для малого бизнеса редкость).
Во-вторых, допускается составление только двух основных форм: бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Вторая форма в приказе Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н до сих пор называется «отчет о прибылях и убытках». Однако в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используется именно термин «Отчет о финансовых результатах». Хотя по сути это тот же отчет о прибылях и убытках. Просто наиболее правильно переименовать его в соответствии с Законом № 402-ФЗ.
При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Например, всем предприятиям следует разделять дебиторскую задолженность как минимум на краткосрочную и долгосрочную. Малым предприятия и достаточно заполнить в бухгалтерском балансе строку 1230.
Что касается остальных приложений, то ситуация следующая. В отчетах об изменениях капитала и о движении денежных средств организация вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой нельзя оценить финансовое положение экономического субъекта или результаты его деятельности. Соответственно, если, по мнению бухгалтера, отражать в данных отчетах нечего, то их можно не заполнять.
Что касается пояснений, то их заполняют только если есть, что уточнять и расшифровывать. Хотя, как мы уже отметили, предприятия могут включать в состав бухгалтерской отчетности для ИФНС и Росстата пояснения в табличной либо текстовой форме можно на свое усмотрение.
Иными словами, малая фирма может не предоставлять в ИФНС и Росстат отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств - штрафы за подобные действия не предусмотрены. Санкций же за то, что не сформированы пояснения к финансовой отчетности, вообще быть не может, поскольку пояснения не являются обязательным элементом отчетности.
В-третьих, для субъектов малого бизнеса предусмотрены упрощенные формы баланса и отчета о финансовых результатах. Они приведены в приложении № 5 к приказу № 66н. Основное отличие указанных форм от общепринятых - показатели значительно укрупнены. В частности, актив бухгалтерского баланса состоит всего из одного раздела (а не из двух). Причем в этом разделе лишь пять показателей вместо 17. Итоговый показатель - баланс. Пассив также существенно укрупнен: в нем всего один раздел, а не три. Причем показателей лишь шесть (в обычной форме - 18) плюс итоговый, то есть «баланс».
Ну, и. наконец, важнейшим этапом является систематический анализ хозяйственной деятельности фирмы, a также финансовых последствий ведения бухгалтерского учета. Данный этап часто недооценивают, поэтому часто аналитическая работа на малом предприятии может вообще отсутствовать. Однако, это неверный шаг. Анализ можно осуществлять вполне экономными способами.
Так, в качестве инструмента внедрения эффективной учетно-аналитической системы для малого бизнеса может быть использован комплекс программных продуктов Microsoft Office (это является минимально затратным, а значит максимально доступным вариантом).
Центральное место среди стандартных программ Microsoft Office в решении задачи построения управленческой учетно-аналитической системы занимает табличный процессор Microsoft Excel. Безусловно, гораздо проще обратиться к уже имеющимся на рынке программным решениям. Но в большинстве случаев, компании малого и среднего бизнеса (и даже крупный международный бизнес) пытаются автоматизировать свои бизнес-процессы на базе MS-Excel (это значительно дешевле).
Кроме того, данный программный продукт привлекательно тем, что он позволяет быстро отобразить все анализируемые проекты предприятия, упорядочить их и даже создать что-либо, подобное представлению «Диаграмма Ганта». Модель данных в Excel имеет и другие преимущества:
- быстрая обработка данных (выполнение сложных запросов для сортировки и фильтрации данных, выполнение сложных вычислений для получения необходимых сведений, использование сводных таблиц и диаграмм для интерактивной работы с данными, получение отчетов на основе данных и их просмотр в различных форматах и пр.);
- эффективное сжатие данных, позволяющее создавать файлы удобного размера;
- данные сохраняются в книге Excel, что обеспечивает их портативность.
Программный продукт MS-Excel имеется в наличии и применяется на каждом российском предприятии. Однако в настоящее время не реализованы все его возможности, поэтому требуются соответствующие разработки для поддержки управленческих решений в малом и среднем бизнесе, что и должно стать конкретными задачами ВУЗов-исполнителей научно-исследовательских работ в рамках соответствующих хозяйственных договоров.
В таблице 1 представлены возможные варианты использования программного продукта Microsoft Excel в контуре управленческой учетно-аналитической системы фирмы. Центральное место среди предложенных решений, на наш взгляд, занимают:
- автоматизированный ABC-анализ;
- автоматизация бизнес-процесса «Платежный календарь».
Таблица 1
Некоторые предлагаемые способы применения программного средства Microsoft Excel при постановке _учетно-аналитической системы на малых предприятиях_
Операция в рамках учетно-аналитической системы Область решаемых задач
1. Автоматизированный АВС-анализ При работе с любыми массивами данных всегда существует потребность в их сортировке и оценке. Одной из таких форм сортировок является ABC-анализ - метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности. Этот анализ является одним из методов рационализации и может применяться в сфере деятельности любого предприятия. С его помощью в рамках управленческого учета и анализа можно автоматически ранжировать клиентов (например, по объему заказов). У предприятия могут быть выбраны и другие критерии, но мегаформула, которую предприятие разработает, будет универсальной.
2. Автоматизация на основе «метода индикаторов» и выборочного отображения данных Информация не статична, особенно в современном бизнесе. Любые данные требуют не только постоянного обновления и представления в качестве отчетов, но и взаимодействия между различными документами и даже между участками одного и того же документа. При этом удобно, когда, в зависимости от текущих потребностей, документ дает возможность взглянуть на себя под разными углами, то есть дает возможность отображать только интересующую нас информацию, скрывая все остальное, дабы не мешать качеству восприятия. Самый простой случай - автоматическое вычисление количества дней между двумя датами. Несмотря на всю простоту, это - очень мощный аналитический инструмент. Его применение, например, включает: вычисление банковского процента по срочному вкладу в зависимости от количества дней, на которое средства были размещены в банке, вычисление длительность работы над проектом, который был начат, допустим, 15 апреля, а закончился 30 апреля текущего года включительно и пр. В нормальных документах могут быть заложены десятки различных индикаторов. Они могут быть явными и скрытыми. Их взаимодействие друг с другом и с массивом данных ограничено только знаниями Excel и уровнем развития логики у разработчика.
3. Автоматизация вычислений при управлении постоянными и переменными величинами Все расчеты и бизнес-процессы в Excel легко автоматизировать так, чтобы весь документ и все переменные в нем изменялись при нажатии всего нескольких клавиш - это исключает человеческие ошибки в вычислениях и вводе данных, автоматизирует и ускоряет работу с Excel в разы. И любая математическая, финансовая или иная модель становится легкой и изящной. Достигается это очень простым методом: надо всего лишь разобраться в методе «вводных данных». Суть его в следующем: все первоначальные данные (вводные) должны быть выведены за пределы вычислений и вводиться в математическую модель только через ссылку. То есть необходимо «вынести за скобку» все, что поддается выносу.
4. Автоматизация бизнес-процесса «Платежный календарь» Система управления финансами без работающего платежного календаря немыслима. Невозможно добиться грамотной политики финансового планирования на предприятии без возможности точечного управления денежными средствами компании.
Таковы основные аспекты в области построения эффективных учетно-аналитических системы на малых предприятиях, расширяющих их финансовые возможности.
Small business - the engine of regional economy. The competent organization of accounting and the analysis at small enterprises allows them effectively and mobile to function in the conditions of the competitive environment. The main problem - to find optimum option of registration and analytical system for subjects of small business
Keywords: analysis; accounting; small business; registration and analytical system.
Список литературы
1. Кузнецова О.Н. Направления минимизации взносов во внебюджетные фонды для предприятий сферы сервиса и туризма // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3 (22). С. 47-53.
2. Кузнецова О.Н. Налоговая нагрузка на предприятие и способы ее оптимизации // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 34.
3. Кузнецова О.Н. Организация управленческого учета на малых предприятиях // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 433-436.
4. Попова Л.В., Маслов Б.Г., Маслова И.А.Основные теоретические принципы построения у ч ст н о-а на л ит и чс с ко й системы // Финансовый менеджмент. 2003. № 5.
Об авторах
Кузнецова О.Н. - доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
Мишина М.Ю. - доцент кафедры финансов и статистики Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]
УДК 640.4.03
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
К. А. Лебедев
В статье обоснованы основные направления совершенствования системы управления гостиничным хозяйством в современных условиях. Исследования показали, что внедрение в практическую деятельность типизации предприятий гостиничного хозяйства позволит взвешенно подойти к решению ряда управленческих вопросов, связанных с созданием организационных структур управления гостиничным хозяйством. Ключевые слова: управление, гостиничное хозяйство, сервис, качество, услуга, механизм.
Гостиничное хозяйство представляет собой многофункциональное хозяйство, в которое в большинстве случаев входит значительное количество подразделов, являющиеся основными для сопредельных сфер деятельности. Это связано с тем, что по своему назначению, кроме основной услуги - предоставление ночевки, гостиничное хозяйство предоставляет значительное количество дополнительных услуг.
Проведенный анализ научной литературы показал неполноту рассмотрения, а в некоторых случаях практически полное отсутствие теоретических разработок и практических исследований по вопросам управления гостиничным хозяйством.
Кроме того, значительно затрудняет проведение анализа существующая несовершенная статистика по туризму и гостиничному хозяйству в России. Все это свидетельствует о недостаточном внимании как со стороны государства, так и научных работников к теоретическим и практическим проблемам развития гостиничного хозяйства. Все это требует научно обоснованного и комплексного рассмотрения проблем управления гостиничным хозяйством как составляющей сферы услуг с учетом присущих ей особенностей.
Исследования показывают, что современное состояние развития гостиничного хозяйства требует более взвешенной системы управления на всех уровнях и государственного регулирования, независимо от форм хозяйствования и собственности. В связи с этим возникает необходимость разработки программ развития гостиничного хозяйства и туризма на государственном и региональном уровнях, что нуждается в новом подходе к теоретическим и научно-обоснованным положениям развития и совершенствования системы управления предприятий гостиничного хозяйства.
Целью статьи является обоснование основных направлений совершенствования системы управления гостиничным хозяйством в современных условиях.
Современное состояние экономики проявляется, прежде всего, в несовершенстве рыночных преобразований, что связанно, в основном, с пассивным влиянием государства на процессы их формирования и становления. Поэтому имеется необходимость активизации роли государства в формировании рыночного механизма, регулировании и управлении как всем хозяйственным комплексом страны, так и отдельными направлениями деятельности, к которым относится и гостиничное хозяйство.
Гостиничное хозяйство представляет основную составную часть туризма и является одной из наиболее прибыльных сфер деятельности. Важным фактором развития туризма в целом, а также гостиничного хозяйства в частности является природно-рекреационный и историко-культурный потенциал, который дает возможность странам, даже тем, которые считаются экономически слаборазвитыми, занимать значительное место на мировом туристическом рынке при обязательном условии активной государственной поддержки этой сферы деятельности.
Результаты показывают, что развитие гостиничного хозяйства тормозится рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, - это зависимость развития гостиничного хозяйства от влияния факторов внешней среды. Во-вторых, - это недостаточное количество современных гостиничных предприятий, низкий уровень сервиса и др.
Рынок услуг гостиничного хозяйства базируется на экономических отношениях, которые формируются в процессе производства, реализации и организации процесса потребления, что в свою очередь влияет на механизм функционирования и управления гостиничным хозяйством. Большая часть этих услуг в нематериальной сфере экономики существует независимо одна от другой. Анализируя роль гостиничного хозяйства в экономике Российской Федерации нами были определены и обоснованы такие его основные функции, как: доходная, занятости населения, внешнеэкономическая и региональная.
Повышение роли государства в регулировании макроэкономических процессов, приоритетное развитие сферы услуг, составляющей которой является гостиничное хозяйство, и роль, которую играет гостиничное хозяйство в экономике страны, свидетельствуют о необходимости качественного управления гостиничным хозяйством. Значимость решения данного вопроса возрастает, если учитывать все большее углубление процессов интеграции экономики в разветвленную социально-