Научная статья на тему 'Проблемы системы налогообложения малого бизнеса'

Проблемы системы налогообложения малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивкова Наталья Ивановна

Исследованы вопросы налогообложения в России предприятий малого бизнеса. Проанализированы и допол-нены основные принципы налогообложения. Даны рекомендации по изменению существующей системы нало-гообложения малого бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation questions in the Russian Federation of the enterprises of a small-scale business are investigated. Main principles of the taxation are analysed and added. Recommendations about change of existing system of the taxation of a small-scale business are made

Текст научной работы на тему «Проблемы системы налогообложения малого бизнеса»

4

Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Экономические науки

УДК 657.6

Сивкова Н.И.

Проблемы системы налогообложения малого бизнеса

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Для государственной власти налоги служат важнейшим источником доходов. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств в бюджет. В свою очередь, существование эффективного малого бизнеса в стране - гарант гибкости и динамичности экономики, мощное средство постоянной корректировки и сохранения структуры воспроизводства, социальное явление, обеспечивающее занятость населения, реализующего предпринимательскую и инновационную инициативу, и только потом мощное средство постоянного пополнения бюджетов разных уровней. В современной России в силу разных обстоятельств не в полной мере выработан налоговый механизм, который удовлетворял бы интересам как органов власти, так и институтов малого бизнеса. Проблема актуальна и в связи с тем, что до сих пор остаются нерешенными многие вопросы, в частности вопросы, связанные с наиболее эффективным набором используемых налоговых инструментов, соотношением ставок и формы налогового администрирования, формированием системы налоговых стимулов.

Современная мировая налоговая система основана на принципиальных положениях, разработанных А. Смитом и дополненных А. Вагнером. Основные правила налогообложения (равномерность, определенность, экономность, удобство взимания) впервые сформулировал А. Смит. В современных условиях сформировалась система налогообложения, которая объединяет три направления: экономическое, организационное и юридическое.

Эволюция данной проблемы в России имеет свои специфические черты. Так, закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», вступивший в силу в мае 1987 года, в известной мере показал значительный потенциал индивидуального и семейного частного предпринимательства. Только за год (с 1988 по 1989) число граждан,

занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, возросло с 429 до 723 тыс. человек, или на 69 %. Самыми отзывчивыми на благоприятные условия, созданные законом «О кооперации в СССР» (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы, которые несли в себе мощный заряд легализуемой предпринимательской активности к внешней среде и предельную для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. В 1988-1989 годах этот самый динамичный сектор экономики показал значительный рост. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров народного потребления, общественном питании, сфере бытовых услуг и численность занятых в них возросли более чем в 10 раз, объем реализуемых товаров и услуг - почти в 20 раз. В 1990 году объем выручки кооперативов от реализации товаров и услуг составил 70 млрд р., или 8,7 % национального дохода страны.

Однако экономический рывок этого сектора с резким ростом оборота наличных денег, уходящих в какой-то мере от контроля государства, желание ограничить и поставить под контроль доходы кооперативов, рост заработной платы, опережающий увеличение товарной массы, способствовали активной выработке законов, направленных на сужение самостоятельности кооперативов. В основе всего этого лежала неадекватность налогового законодательства, как и всей правовой базы, отсутствие таких общепринятых в мире рыночных институтов, как малые предприятия, коммерческие банки. Принятые в этот период государством меры, а именно: запрещение или ограничение некоторых видов деятельности для кооперативов; тройное налогообложение заработной платы кооператоров - в составе дохода кооператива, в виде отчисления в фонд социального страхования и через личный подоходный налог; введение ограничений на прирост фонда заработной платы (3 %); введение платы за трудовые ресурсы и более высокой, чем в госсекторе, за управленческий персонал; диф-

ференцирование налогообложения доходов кооперативов по видам деятельности (по некоторым видам до 60 % дохода); введение в 1992 году мощного косвенного налога НДС и др. - отрицательно сказались на экономическом состоянии кооперативов и уже создаваемых в этот период малых предприятий.

Совершенно очевидно, что важнейшим механизмом, обеспечивающим динамику функционирования малого бизнеса, является государственная политика налогообложения, которая является ядром экономической политики государства в отношении малого бизнеса и сочетания интересов хозяйствующих субъектов. Следует отметить фундаментальные работы, посвященные проблеме развития малого и среднего бизнеса. Основные положения теории предпринимательства, в том числе малого бизнеса, разработаны в научных трудах М. Вебера, Дж. Г. Гелбрей-та, А. Маршала, А. Смита и др. Позднее на различных этапах существования советского и современного российского государства вопросы налогообложения рассматривались в работах С.А. Шаталова, В.Г. Панскова, А.З. Дадашева, А.П. Починка и др.

В Российской Федерации проблема несовершенства системы налогообложения остается актуальной и сегодня. Низкое юридическое качество и неэффективность актов российского налогового законодательства, отсутствие их научной проработанности общепризнанны.

Главным нормативно-правовым актом сферы налогообложения России является Налоговый кодекс. В соответствии с действующим законодательством РФ существует три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса: обычная система налогообложения, упрощенная система налогообложения учета и отчетности с двумя объектами налогообложения: доходы со ставкой налога 6 %; доходы, уменьшенные на величину расходов, со ставкой от 15 до 5 %; система налогообложения вмененного дохода.

По нашему мнению, в системе налогообложения целесообразны следующие институциональные изменения, которые позволят уточнить, дополнить основные принципы налогообложения и повысить эффективность функционирования малого и среднего бизнеса. В Налоговом кодексе прежде всего необходимо уточнить и дополнить экономический принцип равенства

и справедливости системы налогообложения. Так, принятое решение о снижении налоговой ставки для предприятий малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения (доход минус расход), с 15 до 5 % носит «половинчатый» характер, так как при упрощенной системе налогообложения (УСН) действует еще одна ставка - 6 % с дохода, которая снижению не подлежит. Кроме того, не изменены ни ставка, ни размер базовой доходности для малых предприятий, применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В условиях кризиса проблемы плательщиков ЕНВД резко увеличились из-за того, что они вынуждены платить налог, рассчитанный по показателям доходности предыдущих успешных лет.

Представляется целесообразным проводить группировку налогоплательщиков по однородным признакам, учитывающим вид деятельно -сти, производимый продукт, различную экономическую величину добавленной стоимости и структуру расходов.

Исчисление вмененного налога при ЕНВД основывается на физических показателях, условиях функционирования предприятия, и данный налог уплачивается даже при получении убытков, т. е. в отличие от налога на прибыль ЕНВД придется платить в любом случае. По нашему мнению, необходимо предусмотреть возможность перенесения убытка на будущее, подобно существующей норме при уплате налога на прибыль, например на период до трех лет.

Закрепление данных предложений в налоговом законодательстве позволит обеспечить равные условия ведения бизнеса и одинаковую фискальную нагрузку для всех участников одного сегмента рынка. В этом случае размер исчисленного налога по упрощенным режимам не создаст условий для формирования отрицательной прибыли (убытка). В свою очередь, прибыль будет обеспечивать пополнение оборотных средств, оптимальное вознаграждение работников за улучшение результатов деятельности и постепенное развитие бизнеса.

Экономический принцип налогообложения -эффективность, т. е. максимальная эффективность каждого конкретного налога, должна выражаться в низких издержках государства и общества при сборе налогов и содержании налогового аппарата. Принятие специальных режимов

^Научно-технические ведомости СПбГПУ 2' 2010. Экономические науки

(УСН, ЕНВД) для малого бизнеса на практике обернулось высокой стоимостью законопослу-шания. Применение упрощенных схем предполагало простоту учета, чтобы было легко оставаться в рамках закона, и уменьшение напрасной траты предпринимателями времени на решение налоговых проблем. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить. Существующая налоговая система сложна и запутанна, например порядок учета расходов при УСН (доход минус расход), потеря возможности уплаты УСН или ЕНВД и возврат на обычную систему налогообложения. Любое изменение в деятельности растущего предприятия, приводящее к несоответствию критериям отнесения к субъектам УСН, обязывающее предприятие возвратиться к «принятой ранее» системе (т. е. к традиционной), влечет за собой серьезные санкции. В сложившейся ситуации предприятие вынуждено параллельно вести традиционный учет. Далее, переход на ЕНВД не исключает ведение полномасштабного бухгалтерского учета. Кроме того, сложен и запутан порядок освобождения от уплаты НДС (п. 1 ст. 145 НК РФ). И наконец, с 1995 года законодательство в сфере малого бизнеса претерпело четыре серьезных изменения. Уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам. Целесообразно в Налоговом кодексе предусмотреть для малого бизнеса ежегодную отчетность, сократив при этом ее объем.

Нельзя не отметить важность организационного принципа «определенность». Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Поэтому законодательно должна быть исключена возможность дробления и подстраивания крупного и среднего бизнеса под налогообложение, применяемое малыми предприятиями.

По нашему мнению, целесообразно дополнить экономические принципы налогообложения принципом нейтральности. Сущность данного принципа - равенство для равных. Иначе говоря, льготы для малого бизнеса лишь компенсируют ему объективно меньшие возможности финанси-

рования, расширения бизнеса, вызванные институциональными и экономическими причинами. В налогообложении как ядре экономических отношений должны быть отражены системы рисков малого бизнеса в силу того, что он находится в конкурентной среде. Кроме того, совсем не соответствует условиям нейтральности ситуация, когда государство в принудительном порядке переводит налогоплательщиков на ту или иную систему налогообложения. Попыткой создания равных, нейтральных условий было введение единого налога на вмененный доход. Но, как показала практика применения данного налога, эта цель не была достигнута: переход на данную налоговую систему является обязательным (принудительным); методика расчета ЕНВД исключительно несовершенна и субъективна. Используется очень небольшое количество понижающих и повышающих коэффициентов, учитывающих вид деятельности, физические показатели; порядок «вменения» дохода не предусматривает вариантов налогообложения в случаях, когда доход предприятия в течение определенного времени отсутствует.

Для изменения ситуации и соблюдения принципа нейтральности налоговой системы необходимо расширить перечень понижающих и повышающих коэффициентов, которые могли бы учитывать всю совокупность факторов, влияющих на деятельность предприятия, предусмотреть добровольный выбор для налогоплательщика системы налогообложения и безболезненный переход из одной системы в другую, исключить вмешательство властных органов в этот процесс. Добровольный переход из одной системы в другую решит проблему завышения корректирующих коэффициентов территориальными и муниципальными органами власти, так как в этом случае такое завышение станет невыгодным для регионального бюджета. Все налоги от малого бизнеса должны поступать в местные бюджеты, только тогда власть на местах будет заинтересована в развитии малого предпринимательства и уравнивании ситуации. Разумеется, переход возможен при отсутствии задолженности по налогам. Видится, что базовая доходность и полный перечень корректирующих коэффициентов должны устанавливаться федеральным законом. Размер налога (ЕНВД, УСН) должен учитывать уплату всей суммы платежей в Пенсионный

фонд, а не более 50 %, как в существующей системе. Это должно сыграть положительную роль для вывода из тени заработной платы на малых предприятиях.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: система налогообложения является ядром, основой функционирования малого бизнеса. Принятие и закрепление выше-

перечисленных принципов налогообложения в налоговой системе России позволит обеспечить более стабильное и устойчивое развитие малого бизнеса, нахождение равновесия между нуждами и интересами предпринимателей, с одной стороны, и нуждами государства (на разных уровнях) и получателей доходов от сбора налогов - с другой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. М.: Финансы и статистика, 2005. 464 с.

2. Парыгина В.А. Налоги и налогообложение в России: Учеб. / В.А. Парыгина, К. Браун, Дж. Мас-грейв, А.А. Тедеев. М.: Эксмо, 2006. 640 с.

3. Российская Федерация. Законы, налоговый ко-

декс Российской Федерации: Части первая и вторая. М.: Омега-Л, 2008. 700 с.

4. А. Смит: Пер. с англ. / Предисл. В.С. Афанасьева // Антология экономической мысли. М.: Эксмо, 2007. С. 761-838.

5. Орлов А.В. Надежда: о малом бизнесе в России: Учеб. пособие. М.: Междунар. ун-т, 2003. 160 с.

УДК 657.3

Волкова Ю.Б.

Анализ методов оценки

материально-производственных запасов организации

Материально-производственные запасы представляют собой вид оборотных активов, которые потребляются в течение одного производственного цикла, а их себестоимость полностью включается в созданный продукт. При отпуске в производство или ином выбытии стоимость материально-производственных запасов может характеризоваться различными расчетными оценками, целью которых является соответствие текущим рыночным ценам на момент списания. Отечественной и зарубежной теории и практике бухгалтерского учета известны следующие методы оценки расчетной стоимости материально-производственных запасов: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости, по себестоимости первых и последних по времени приобретения, нормативный метод, метод учета по стоимости замещения, по наивысшей и наименьшей стоимости и др.

Метод оценки по себестоимости каждой единицы предполагает индивидуальную оценку каждого наименования матери-

ально-производственных запасов и применяется для материальных ценностей, которые не могут заменить друг друга, а также используются в особом порядке. Преимуществом данного метода является то, что он наиболее реально отражает бизнес-процессы организации. Стоимость остатка материально-производственных запасов на конец периода и себестоимость готовой продукции могут быть определены достаточно точно на основе фактических затрат. Главными недостатками метода являются его трудоемкость, а именно оценка расчетной стоимости дорогостоящих и специфических материально-производственных запасов, и ограниченная сфера применения. Оценка по себестоимости каждой единицы базируется на фактических затратах, в то время как другие методы основываются на предположениях о величине и движении себестоимости.

Метод учета по средней себестоимости широко распространен и традиционен для российской учетной практики. Ее величина определяется по каждой группе (виду) матери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.