Таким образом, согласованные усилия государства, институтов развития и представителей бизнеса всего за несколько лет привели к созданию в Российской Федерации самостоятельной отрасли венчурного инвестирования.
Литература
1. Максимова К. В. Влияние государства на развитие корпоративного сектора в российской экономике // Современные инновации, 2015. № 2 (2). С. 48-50.
2. Стратегия развития российской отрасли венчурного инвестирования. Москва, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ (дата обращения: 11.12.2016).
3. Cайт Российской венчурной компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusventure.ru/ru/ (дата обращения: 11.12.2016).
Бухгалтерский и налоговый учет: взаимосвязь и отличия Баташева М. А.1, Баташева Э. А.2
'Баташева Милана Аматовна / Batasheva Milana Amatovna — студент, профиль: бухгалтерский учет анализ и аудит;
2 Баташева Эльза Аматовна / Batasheva Elza Amatovna — ассистент, кафедра философии, Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в данной статье авторами рассмотрена проблема сближения налогового и бухгалтерского учетов. Приведены факторы их взаимосвязи и отличия друг от друга, а также важность применения их в любой деятельности.
Abstract: in this article, the authors consider the problem of convergence of tax and accounting. Results factors their relationship and differences between each other, as well as the importance of their use in any activity.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, расходы, информация. Keywords: accounting, tax accounting, cost, information.
Политика государства в области развития бухгалтерского и налогового учетов направлена на постепенное сближение правил этих двух видов учёта. В частности, это отражено и реализовано в Концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительством применяются и другие меры, направленные на дальнейшее развитие этой концепции. Однако проблема сближения налогового и бухгалтерского учётов остаётся актуальной до сих пор [1, с. 28].
Нельзя не отметить тот факт, что в налоговом учёте оформляются и используются такие же первичные учётные документы, что и в бухгалтерском учете. Так же закреплены на законодательной основе такие основные признаки бухгалтерских регистров, как систематизация данных первичных учетных документов по счетам бухгалтерского учета и их юридическая необходимость - установление ответственности лиц, сформировавших и подписавших регистры. Если возникает ситуация, когда информации, накопленной в регистрах бухгалтерского учёта, недостаточно для распознания налоговой базы, исчисления и уплаты налога, в организации могут быть созданы собственные налоговые регистры. Они формируются на основе бухгалтерских путем добавления в них дополнительных показателей, или разрабатываются независимые регистры налогового учёта.
Хотя взаимосвязь бухгалтерского и налогового учётов очевидна, между ними существует граница. Разделение этих видов учёта обусловлено различием целей формирования бухгалтерской и налоговой отчётности. Налоговая отчетность формируется только для целей налогообложения, а бухгалтерская отчётность является незаменимой основой для принятия руководством организации эффективных управленческих решений.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является главным источником информации о функционировании предприятия и его взаимодействии с другими организациями, государственными органами и фондами, акционерами и собственниками [2, с. 163]. Также правила учёта объектов налогообложения в налоговом учёте не всегда совпадают с правилами,
| 63 | СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016
установленными в нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учёт. Прежде всего, это касается порядка признания и классификации доходов, расходов и методов начисления амортизации.
В бухгалтерском учёте доходы предприятий делятся на доходы от прочих видов деятельности и прочие расходы. В налоговом же учёте доходы делятся на доходы от реализации работ, товаров, услуг, внереализационных расходов и имущественных прав.
В налоговом учёте доходами от реализации признаются выручка от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, выручка от реализации товаров, приобретённых ранее у других организаций, выручка от осуществления имущественных прав.
Отличается также порядок признания выручки от продаж. В бухгалтерском учёте для признания поступившей суммы денежных средств в качестве выручки необходимо соблюдение условий, указанных в ПБУ 9 / 99 «Доходы организации». К таким условиям относятся следующие:
- организация должна иметь право на приобретение этой выручки;
- сумма выручки должна быть определена;
- операция, в результате которой была получена сумма денежных средств, должна приносить предприятию экономические выгоды;
- право собственности на продукцию, задействованную в хозяйственной операции, должно перейти от организации к покупателю, или работа должна быть принята заказчиком;
- расходы, связанные с осуществлением операции, в результате которой были получены денежные средства, должны быть точно определены [3, с. 30].
При несоблюдении одного из условий поступившие денежные средства признаются кредиторской задолженностью. Различия между бухгалтерским и налоговым учётами в порядке признания и классификации доходов выражаются, прежде всего, в отношении классификации расходов.
Так в бухгалтерском учёте выделяют расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы. В налоговом учете выделяют расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Отличается и классификация расходов от обычных видов деятельности или расходов, связанных с реализацией и производством. В бухгалтерском учёте выделяют расходы на оплату труда, материальные расходы, затраты на амортизацию, затраты на социальные нужды и прочие расходы. В налоговом учёте выделяют материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы на амортизацию, прочие расходы.
К числу расходов касающихся порядка признания расходов, относятся:
- расход должен быть выпущен в соответствии с конкретным договором;
- сумма расходов должна быть точно определена;
- в результате осуществления операции должно произойти снижение экономических выгод организации.
В налоговом учете для признания расхода необходимо, чтобы он имел экономическое обоснование и был подтверждён документально. В налоговом и бухгалтерском учётах различаются способы начисления амортизации для основных средств и нематериальных активов. В налоговом учёте и для основных средств, и для нематериальных активов существует два способа начисления амортизации - нелинейный и линейный. В бухгалтерском учёте для основных средств предусмотрены линейный способ, способ снижающего остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Таким образом, несмотря на существенные различия между системами бухгалтерского и налогового учета, между ними существует тесная взаимосвязь, эффективное использование которой помогает налогоплательщикам правильно исчислять и уплачивать налоги и заполнять налоговые декларации.
Литература
1. Гудкова О. В., Ермакова Л. В. Система налогового администрирования в РФ и пути ее
модернизации. РИО, 2012.
2. Дворецкая Ю. А. Подготовка бухгалтерской (финансовой) отчетности: анализ основных
изменений // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития, 2014. № 12.
3. Дедова О. В., Мельгуй А. Э., Ковалева Н. Н. Налогообложение НДС товаров при
осуществлении внешнеторговых операций // Бухучет в сельском хозяйстве, 2015. № 9.
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ № 12(14) 2016 | 64 |