ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ
УДК 657.1
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
На основе имеющегося международного и отечественного опыта организации бухгалтерского учета авторами разработана и предлагается к использованию на отечественных предприятиях модель интегрированной системы учета. Она основана на допущении отличий в нормах налогового и финансового учета и их отражении через отдельную группу счетов и субсчетов структурированного рабочего плана счетов предприятий. Модель включает 5 блоков: налог на прибыль, налог на имущество, местные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов федерации, федеральные налоги и сборы. Интегрированная система позволяет оперативно получать информацию с заданными характеристиками и контролировать связь бухгалтерских и налоговых данных.
Ключевые слова: финансовый учет, налоговый учет, интеграция, счета, субсчета.
Бухгалтерский учет является важнейшим информационным источником, характеризующим деятельность компании, ее состояние, возможности и перспективы развития. Хотя задача учета состоит в объективном отражении реальных хозяйственных операций, но, в зависимости от норм и правил учета, операции и события могут отражаться под определенным углом зрения.
Особенности законодательства и условия хозяйствования предопределили необходимость ведения нескольких видов учета в компаниях. Если бухгалтерский учет существует более 6000 лет, то налоговый учет — это относительно новое направление. Он возник в начале ХХ века, когда рост расходов, связанных с ведением Первой мировой войны, заставил правительства стран-участниц военных действий искать дополнительные источники финансирования и вводить налоги на доходы предприятий. С этого момента государство в лице налоговых органов начало интересоваться источниками информации о финансах предприятия, то есть бухгалтерским учётом. Таким образом, бухгалтерский учёт, изначально не предназначенный для целей налогообложения, стал выполнять несвойственные ему функции1.
ЛА ЗИМАКОВА
Белгородский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
1 Аналитический доклад национальной организации по стандартам финансовой отчетности «Налоговые последствия перехода на МСФО» [электронный ресурс]. — http://www.gaap.ru/biblio/gaap-¡аз/сотраге_гиз2/091.азр.
Исследуя данную проблему, Ж. Ришар выделил три периода становления фискального (налогового) учета во Франции:
— динамический, когда налоговый учет находился в тени динамического учета (1925);
— вынужденного отдаления, когда появились различия налоговых правил и динамического учета (1920-1958);
— сепаратистский период, когда налоговая система стала полностью самостоятельным инструментом экономической политики государства (1958 — наст. время)2.
Изучив развитие взаимоотношений государства и предприятий в России, можно выделить следующие этапы становления налогового учета:
— «единство» (до 1998 г.), когда действовали общие нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета и определения объекта налогообложения. Хотя в 1991 г. был принят ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», он не предполагал разделения налогового и бухгалтерского учета; для этого периода также свойственно отсутствие понятийного аппарата налогового учета;
— переходный период (1998-2002 гг.); для этого этапа характерно вступление в силу Налогового Кодекса и начало формирования понятийного аппарата налогового учета, появление небольших различий между данными бухгалтерского учета и объектами налогообложения; при этом большинство бухгалтеров вводили дополнительные субсчета для отражения расходов, не уменьшающих налогооблагаемую базу, определить объект налогообложения можно было путем корректировки данных бухгалтерского учета;
— «отдаление» (2002 г. — настоящее время); принят Федеральный Закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ и вводится в действие 25 глава Налогового Кодекса, в которой определена необходимость ведения налогового учета, выходит Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации», где приводятся регистры налогового учета, законодательное закрепление необходимости обособленного ведения налогового учета.
Хотя налоговые правила должны оказывать влияние только на налоговый учет, но фактически они влияют на всю систему бухгалтерского учета. В различных странах уровень влияния разный.
Так, для стран общего права (США, Великобритания и др.) свойственно осуществление финансирования и развитие предприятий за счет других организаций, выступающих в качестве инвесторов (источник и получатель инвестиций могут не вступать в контакт, а потенциальный инвестор при осуществлении выбора опирается только на информацию, содержащуюся в финансовой отчетности), поэтому в этих странах правила учета диспозитивны3. Налоговый и бухгалтерский учет чаще всего ведутся обособленно и различными подразделениями. При разработке правил бухгалтерского учета активное участие принимают негосударственные органы. Налоговый учет представляет собой самостоятельную систему.
Концепция системы общего права предполагает, что взаимосвязь бухгалтерского учёта с налоговым должна носить односторонний характер. Правила составления финансовой отчётности могут использоваться в целях налогообложения, но не наоборот. Таким образом, обеспечивается представление показателей финансовой отчетности в неискаженном виде.
Для стран кодифицированного права (Западная Европа) характерно установление высокого уровня взаимосвязи бухгалтерского и налогового законодательства. Во многих странах Европейского Союза, включая Францию, Германию, Италию и Бельгию, в бухгалтерской отчетности расходы отражают в той сумме, в которой они принимаются для налоговых расчетов. Тесная взаимосвязь налогового и бухгалтерского
2 Ришар Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика / Под ред. Я.В. Соколова. М., 2000. С. 96-97.
3 Диспозитивные нормы — это нормы, которые не дают возможности выбора.
законодательства объясняется тем, что основными источниками финансирования в данных странах являются банки и государство (представители инвестора вступают в непосредственный контакт с получателем средств и могут получать необходимый объем дополнительной информации). При этом наблюдается постепенное доминирование налогового права над бухгалтерским.
Таблица 1
Сравнительная характеристика налогового и финансового учета
в различных странах
Область сравнения Страны общего права Страны кодифицированного права
Основная цель Реальное отражение финансового состояния и результатов деятельности Отражение данных, позволяющих минимизировать налоги
Взаимосвязь налогового и бухгалтерского законодательства Налоговое и бухгалтерское законодательство существуют параллельно Налоговое право доминирует над бухгалтерским
Затраты на ведение учета Большие, так как два вида учета ведутся разными подразделениями Не очень большие, учет ведется в единой системе
Качество информации, содержащейся в финансовой отчетности Высокое, содержится информация, характеризующая реальное состояние компании Невысокое, так как информация формируется с учетом налоговых требований
Уровень сложности Высокий, существует необходимость расчета отложенных налогов; трудность проверки финансовой отчетности, так как используются профессиональные суждения и оценка вероятности будущих событий Низкий, отсутствие необходимости расчета отложенных налогов; возможность проверки (проверка выполнения норм законодательства)
На наш взгляд, использование интегрированной системы финансового и налогового учета позволяет сохранять свои приоритеты для каждого вида учета, формировать информационные базы для составления финансовой и налоговой отчетности, затраты времени при этом сокращаются, и данная система является оптимальным вариантом организации учетного процесса в рамках интернациональных систем учета.
Разработанная модель интегрированной системы финансового и налогового учета основана на использовании всеобъемлющей информационной базы интегрированного учета, в которую включаются: единая первичная документация, структурированные рабочие планы счетов, система субсчетов для учета отклонений в финансовом и налоговом учете, положения по бухгалтерскому учету, налоговое законодательство.
Объектом налогообложения и финансового учета являются хозяйственные операции, которые должны находить отражение в первичных документах. Неправильное оформление первичных документов делает невозможным отражение информации на счетах обоих видов учета, следовательно, наиболее эффективно единожды отражать в системе учета первичные документы, а затем данные этих документов следует сгруппировать по системам учета.
Интеграция двух видов учета достижима только в том случае, если используются структурированные рабочие планы счетов, отражающие отраслевые, организационные, налоговые и другие особенности предприятия. Использование модульного принципа построения плана счетов делает их более мобильными и информационно значимыми.
Можно добиться взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета на уровне нормативного регулирования. В данном вопросе могут быть представлены два направления:
первое — это сближение налогового кодекса и документов, регулирующих ведение учета;
второе — сближение положений учетной политики налогового и финансового учета.
Исходя из того, что бухгалтерам-практикам сложно вести обособлено налоговый и финансовый учет, а это сегодня наиболее распространено, они все чаще говорят о необходимости гармонизации нормативных актов налогового и финансового учета. Гармонизация может быть достигнута путем ввода в налоговое законодательство большего количества недетерминированных норм4, то есть у налогоплательщика должен быть выбор.
Введение большого количества недетерминированных норм будет способствовать вуалированию различий в методологических основах бухгалтерского и налогового учета, что позволит бороться с психологической проблемой, которая возникает вследствие того, что многие компании по данным бухгалтерской отчетности убыточны, по данным налоговой отчетности — являются плательщиками налога на прибыль, или же компания прибыльна, но денег у компании нет.
Ярким примером является законодательство скандинавских стран. Для развития рынка долгосрочного ссудного капитала в этих странах налоговые правила были изменены, что позволило производить оценку активов по самой низкой шкале, одновременно с этим была введена и высокая оценка активов, таким образом, фирмы могли самостоятельно выбирать удобные для себя нормы. Были введены и другие нормы, которые позволили компаниям, которые расширялись и вкладывали свой капитал в развитие, уменьшать налоговые платежи. В скандинавских странах проходили налоговые реформы в конце 1980-х - начале 1990-х гг.5
Первое направление очевидно недостижимо для России, так как:
— налоговые органы, разрабатывая законодательные акты, стремятся достичь основной цели - собираемости налогов, позволяющей удовлетворять потребности государства, а законы, регулирующие ведение учета, направлены на достижение цели формирования объективной информации финансовой отчетности, отвечающей различным требованиям внешних пользователей;
— неразвитая бизнес-культура порождает постоянное и масштабное уклонение от налогов и пренебрежение правилами бухгалтерского учета.
Налогового и финансовое законодательство предоставляет фирмам право выбора по отдельным вопросам организации учета, следовательно, возможно достижение сближения путем выбора одинаковых норм учета.
Большинство мелких европейских фирм при формировании учетной политики по финансовому учету опираются на действующее налоговое законодательство и не допускают противоречий между налоговым и финансовым учетом, что позволяет вести учет на единых счетах.
Таким образом, стирание граней между положениями по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством позволит объединить два вида учета в один, но качество информации единого учета будет низким. Поэтому предлагаемая модель интегрированной системы финансового и налогового учета базируется на выделении отличий в нормах налогового и финансового законодательства. Она представлена следующими основными блоками:
I блок — «Налог на прибыль».
Налог на прибыль имеет важное значение как для налоговых органов, так и для собственников. Собственники его контролируют потому, что он уплачивается из зара-
4 Под недетерминированной нормой понимается норма, которая не следует с однозначностью.
5 Walton P., Haller A., Raffourner B. International Accounting. Thomson. London, 2003. Р. 308.
ботанной прибыли компании и уменьшает суммы, подлежащие распределению. Стандарты бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета, поэтому прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, не совпадает с прибылью, показываемой как налогооблагаемая база в налоговой декларации по налогу на прибыль.
Можно выделить четыре варианта взаимосвязи учетной системы налогового и бухгалтерского учета.
1. В основе этого варианта лежит создание независимой системы налогового учёта (см. рис. 1), ведение которой возлагается на налогоплательщика (свойственно для в стран англо-американской правовой системы).
Финансовая отчетность ------7^----
Налоговая отчетность ------------
Регистры бухгалтерского учета
Регистры налогового учета
Счета бухгалтерского учета
Счета налогового учета
Первичные
документы
Рис. 1. Метод параллельного ведения учета
Противоречивая система взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения зачастую приводит к невостребованности информации со стороны пользователей и одновременно — недостатку информации, которая является необходимой. Для бухгалтеров и других практических работников основным пользователем финансовой отчетности являются налоговые органы, что отрицательным образом сказывается на достоверности и нейтральности отражаемых показателей. Именно поэтому бухгалтера отрицательно относятся к нововведениям, все более разделяющим налоговый и финансовый учет.
2. Формирование системы налогового учёта внутри бухгалтерского учета с помощью трансформации элементов существующей системы учёта в целях удовлетворения требований налогообложения (см. рис.2).
Второй вариант — это компромисс между первым и третьим. Он предполагает возможность корректировки данных финансового учета для составления налоговых деклараций и определения налогооблагаемой базы. Ряд компаний Франции используют таблицы, заполнив которые на основании данных бухгалтерского учета, получаешь налогооблагаемую базу. В Бельгии представители налоговых органов могут самостоятельно корректировать данные финансовой отчетности в целях правильного определения объекта налогообложения.
Финансовая Налоговая
отчетность отчетность
Трансформация данных (таблицы, регистры)
“ГГ
Регистры бухгалтерского учета
Счета бухгалтерского учета
Первичные документы
Рис. 2. Метод трансформации данных бухгалтерского учета для налоговой отчетности
3. Использование в целях налогообложения результатов уже существующего бухгалтерского учёта в неизменном виде.
Финансовая Налоговая
отчетность л отчетность л
Регистры бухгалтерского учета
Счета бухгалтерского учета
Первичные документы
Ч_____________________/
Рис. 3. Метод трансляции (передачи) данных из бухгалтерского учета в налоговый учет
Практическое применение третьего метода допускает параллельное использование налоговой и бухгалтерской учетных политик, но при этом необходимо максимальное их сходство, допускается использование дополнительных учетных регистров,
позволяющих расшифровать некоторые показатели для составления налоговой отчетности. Преимуществом данного метода является простота (прибыль, отраженная в бухгалтерской отчетности, будет совпадать с налогооблагаемой базой по налогу на прибыль), экономия на учетных записях. Данный вариант лучший, но он приемлем для мелких и средних компаний. Следует также учесть, что предприниматель всегда при предоставлении ему выбора будет стремиться к минимизации налогов, и финансовая отчетность, составленная на основе такой информации, не будет отвечать требованиям ни инвесторов, ни налоговых органов. Для поддержания баланса публичных и частных интересов потребуется вводить государственное правовое регулирование.
4. Использование счетов для интеграции учета.
Достичь положительного эффекта можно путем обособленного учета доходов и расходов, то есть выделить в плане счетов отдельный модуль счетов для учета доходов и расходов и ввести счета, позволяющие корректировать данные финансового учета. Российское законодательство проводит ряд мероприятий, направленных на гармонизацию налогового и бухгалтерского учета. Одним из таких мероприятий является разработка и утверждение ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Оно позволяет рассчитать сумму налога на прибыль, исходя из данных бухгалтерского учета, определить размеры и раскрыть в отчетности информацию о суммах, которые смогут в последующих периодах повлиять на прибыль. Однако существует сложность при определении налогооблагаемой прибыли и отражении данных на счетах учета. С точки зрения автора, эта сложность связана с проблемами несовершенства плана счетов. Так, введены счета, позволяющие использовать данные бухгалтерского учета для определения объекта налогообложения по налогу на прибыль, 09 «Отложенные налоговые активы» и 77 «Отложенные налоговые обязательства», но количество таких счетов следует расширить.
Использование многозначной кодировки счетов бухгалтерского учета позволяет расширить возможности учетной системы.
Налогоплательщики используют налоговый эффект для регулирования налогооблагаемой базы. В большинстве случаев прибыль по данным бухучета больше прибыли по данным налоговых деклараций. Отличия могут возникать по каждому из элементов доходов и расходов, при этом, даже если они отражаются в качестве отложенных налоговых активов и обязательств, необходимо осуществлять контроль за тем, из чего они сложились. Все это предопределило необходимость дублирования активов и обязательств в системе налогового учета.
Предлагается выделить синтетические счета, на которых содержится важная информация для обоих систем учета. Это, прежде всего, счета учета затрат по элементам, счета остатков производственных ресурсов, счета финансовых результатов:
1) бухгалтерские счета;
2) субсчета первого порядка финансового учета;
3) субсчета первого порядка налогового учета.
Анализ налогового законодательства показал, что для многих стран система налогового учета является обязательной, но организуется налогоплательщиком самостоятельно. Налогоплательщик выбирает собственные варианты ведения налогового учета, конечная цель которого — определение налоговой базы. Российское законодательство (гл. 25 НК РФ) определяет, что для ведения налогового учета налогоплательщик вправе:
— использовать регистры бухгалтерского финансового учета (в случае достаточности информации финансового учета для целей ведения налогового учета);
— самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского финансового учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;
— вести самостоятельные регистры налогового учета;
— применять законодательно рекомендуемые регистры налогового учета.
Общая практика ведения финансового учета позволяет выделить от 5 до 200 элементов затрат.
В соответствии с действующим законодательством (статья 253), расходы, связанные с производством и реализацией включают:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии;
3) расходы на освоение природных ресурсов;
4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
5) расходы на обязательное и добровольное страхование;
6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
Одновременно с этим эти расходы подразделяются по следующим укрупненным элементам: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
Материальные расходы дополнительно разделяются на 7 видов; выделяют 25 видов выплат, включаемых в расходы на оплату труда; в составе прочих выделяется 49 видов расходов и выделяется 20 видов внереализационных расходов. Следовательно, количество элементов затрат для ведения налогового учета ограничено пунктами Налогового Кодекса РФ.
Счета и субсчета остатков производственных ресурсов используются при исчислении налога на прибыль, изменения этих остатков приводят к увеличению (уменьшению) налогооблагаемой базы. Общий принцип основан на выделении субсчетов второго порядка (табл. 2).
Таблица 2
Общий принцип кодировки субсчетов второго порядка налогового учета
Номер синтетического бухгалтерского счета Номер субсчета первого порядка налогового учета Номер субсчета второго порядка налогового учета
39 «Остатки производственных ресурсов» 39-200 «Остатки производственных ресурсов, учитываемые при налогообложении 39-210 «Материалы»
39-220 «Незавершенное производство»
39-230 «Товары»
39-240 «Товары отгруженные»
39-250 «Готовая продукция»
39-260 «Расходы будущих периодов»
39-270 «Резервы предстоящих расходов»
Алгоритм определения налогооблагаемой базы:
1. Доходы. Счет 90 предполагает ведение учета в разрезе видов деятельности.
Предлагаем выделять субсчета второго порядка к субсчету 90-200 «Продажи по видам деятельности для налогового учета» и 91-200 «Прочие доходы (расходы) для налогового учета». В Налоговом Кодексе РФ выделен 21 вид внереализационных доходов.
При заполнении некоторых деклараций необходимо делать ссылки на статьи Налогового Кодекса. Предлагаемая кодировка счетов упростит получение такой информации и заполнение деклараций.
Налоговый кодекс РФ допускает использование нескольких налоговых режимов, каждый из которых предполагает отличные от общего порядка положения по
признанию доходов и расходов. Поэтому на субсчетах налогового учета информация должна формироваться только с учетом применяемых налоговых режимов.
2. Себестоимость продаж для целей налогообложения. Расчет данного показателя будет основан на использовании информации по субсчетам:
30-200 «Материальные затраты» (30-210 «Сырье» (по видам), 30-220 «Основные материалы» (по видам), 30-230 «Вспомогательные материалы» (по видам) и т.п.);
31-200 «Оплата труда» (31-210 «Оплата труда по тарифным ставкам, окладам» (по категориям работников), 31-220 «Выплаты стимулирующего характера» (по видам) и т.п.);
32-200 «Отчисления на социальные нужды» (32-210 «Отчисления в фонд социального страхования», 32-220 «Отчисления в пенсионный фонд» (по видам отчислений) и т.п.);
33-200 «Амортизация» (33-210 «Амортизация имущества первой группы» (по видам имущества), 33-220 «Амортизация имущества второй группы» и т.п.);
34-200 «Прочие расходы» (34-210 «Налоги, сборы, таможенные пошлины» (по видам), 34-220 «Расходы на сертификацию» (по видам) и т.п.).
Прямые затраты уменьшают базу по налогу на прибыль не в полном объеме, а за минусом сумм, распределяемых на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженной, но не реализованной продукции. Следовательно, при расчете себестоимости необходимо учесть данные по субсчетам остатков производственных ресурсов. Субсчета второго порядка будут формироваться в зависимости от видов расходов, определенных пунктами и подпунктами налогового законодательства.
3. Налоговый результат. Он определяется как сумма кредитовых оборотов по субсчету 90-200 и 91-200 за минусом фактической себестоимости продаж и внереализационных расходов. Таким образом, такая организация учета позволит быстро и качественно исчислять налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, заполнять авансовые расчеты и налоговые декларации.
II блок — «Налог на имущество».
Особенностью исчисления данного налога является то, что при расчете налогооблагаемой базы используются данные финансового учета о наличии имущества. Следовательно, никаких дополнительных операций и выделения субсчетов не потребуется. Но расчеты по данному виду налога должны отражаться на отдельном субсчете к счету «Расчеты с бюджетом»
III блок — «Местные налоги и сборы».
К категории этих налогов относится земельный налог. При исчислении налогооблагаемой базы используется информация финансового учета об имеющихся у предприятия земельных участках. При этом используется информация государственного земельного кадастра.
IV блок — «Налоги и сборы субъектов федерации».
Среди этих налогов выделяется транспортный налог, налог на игорный бизнес. Для исчисления этих налогов достаточно информации, сформированной в рамках финансового учета.
Выделение блоков II, III, IV предполагает возможность возникновения различий в финансовом и налоговом учетах, в таких случаях предприятия смогут дополнить блоки необходимыми субсчетами второго и третьего порядка и это не нарушит общую схему ведения учета.
V блок — «Федеральные налоги и сборы»: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог.
Для определения налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость необходимо знать объем продукции (товаров, услуг), реализованных по каждой ставке НДС, и сумму НДС по ценностям (услугам), полученным предприятием в разрезе ставок налога (0, 10, 18 и льготируемые). Следовательно, необходимо ввести субсчета
третьего порядка, отражающие операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость по каждой ставке:
90-200-01 — «Продажи по видам деятельности для налогового учета, облагаемые по ставке 0%»;
90-200-02 — «Продажи по видам деятельности для налогового учета, облагаемые по ставке 10%»;
90-200-03 — «Продажи по видам деятельности для налогового учета, облагаемые по ставке 18%»;
90-200-04 — «Продажи по видам деятельности для налогового учета, освобождаемые от налога»;
90-200-05 — «Продажи по видам деятельности для налогового учета, экспортные операции».
По аналогии необходимо открывать субсчета третьего порядка к субсчетам 91200, 30-200, 34-200, 01-200.
На основе данных субсчетов будет осуществляться формирование книги покупок и продаж в разрезе налоговых ставок.
Особенностью акцизов является применение различных ставок и необходимость получения информации в натуральном выражении (литры, тонны, лошадиные силы), что требует введения отдельных регистров.
Для исчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) достаточно информации финансового учета в разрезе видов начислений и сотрудников. Такой же информации достаточно для расчета единого социального налога.
Предлагаемая модель интегрированной системы учета позволяет оперативно единожды вводить исходную информацию, обрабатывать ее в различных системах и получать выходную информацию с заданными характеристиками. В частности, данные налогового учета дадут возможность определять налогооблагаемую базу в соответствии с действующим законодательством с учетом специфических особенностей компании. Одновременно с этим все данные будут находиться под контролем и сохранится возможность управления налогами.
CREATING OF INTEGRATE SYSTEM OF ACCOUNTING AND TAX COUNT ON A RUSSIAN ENTERPRISE
Belgorod State University
L.A. ZIMAKOVA
The author has worked out and suggests using of the model of integrate count's system on the enterprises on the basis of international and Russian experience of the organizing of accounting. It is based on the difference in the norms of tax and financial account and their reflection through the separate group of counts and sub counts of structural working plan of enterprises' counts. The model includes 5 parts: tax on income, tax on property, local taxes and charges, taxes and charges of federation subjects, federal taxes and charges. Integrate system allows to get the information with given characteristics and to control the connection of accountant and tax basis in a very quick way.
e-mail: [email protected]
Key words: financial account, tax count, integrate, counts, sub counts.