Научная статья на тему 'Будущее высшего образования в России: обзор прогнозов развития'

Будущее высшего образования в России: обзор прогнозов развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2863
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / ВИДЕНИЕ БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / КОГНИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Е. А.

В статье представлен обзор основных выводов о будущем высшего образования в России, полученных в ходе трех наиболее крупных форсайт-исследований, изложены основные тенденции, определяющие направления развития высшей школы в перспективе до 2030 г., а также прогнозы в области изменения природы и содержания высшего образования, в частности, образования в области медицины и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее высшего образования в России: обзор прогнозов развития»

УДК 378+304.4 © Соколова Е.А., 2013 БУДУЩЕЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ОБЗОР ПРОГНОЗОВ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлен обзор основных выводов о будущем высшего образования в России, полученных в ходе трех наиболее крупных фор-сайт-исследований, изложены основные тенденции, определяющие направления развития высшей школы в перспективе до 2030 г., а также прогнозы в области изменения природы и содержания высшего образования, в частности, образования в области медицины и здравоохранения.

Ключевые слова: форсайт,

видение будущее высшего образования, тенденции развития высшего образования в России, когнитивное общество.

© Sokolova Ye.A., 2013 FUTURE OF HIGHER EDUCATION IN RUSSIA: REVIEW OF FORECASTS

Abstract. The article presents an overview of the main conclusions on the future of higher education in Russia, received during the three largest foresights. There are described the main trends that determine the direction of development of higher education in the run up to 2030, projections of changes in the nature and content of higher education in particular, medical education.

Key words: foresight, vision of the future of higher education, trends in higher education in Russia, cognitive society.

В настоящее время, в период масштабных и глобальных преобразований отечественной системы образования, оформленных новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., значительный интерес среди представителей академической и научной общественности вызывают прогнозы развития системы высшего образования. Очевидным является

тот факт, что изменениям подвергнутся все элементы системы: сам вуз, образовательный процесс, образовательная программа, система взаимоотношений студентов и преподавателей.

В последние годы в России реализован ряд интересных форсайт-проектов, в которых прямо или косвенно затрагиваются вопросы изменения институтов высшего образования. Среди них дорожная карта будущего «Образование - 2030», разработанная группой Метавер (Д. Песков и др.), исследования будущего высшего образования в России, проводимые экспертами Сибирского федерального университета и Центра стратегических исследований и разработок (В.С. Ефимов, А.В. Лаптева и др.), форсайт «Компетенции - 2030» Московской школы управления «Сколково» (П. Лукша). В проектах представлены описания изменений, которые будут определяться внешними по отношению к стране и обществу воздействиями.

Ряд выводов, полученных на основе проведенных исследований будущего высшей школы в России, получил закрепление в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., проекте Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Результаты проведенных в России исследований будущего отечественной системы высшего образования представляют неизменный интерес для вузов, позволяя им уже сегодня прогнозировать картину своего перспективного развития и определять стратегии на ближайшие годы. Рассмотрим основные результаты, полученные в ходе форсайт-исследований.

Так, эксперты исследования «Образование - 2030», проводимого Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским управленческим сообществом (РУС), Российской венчурной компанией (РВК) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), прогнозируют в ближайшие годы отказ от формата единого государственного экзамена в ведущих европейских странах и появление полноценных возможностей для «внесистемного образования». Человек сможет

приобрести нужные знания, навыки и компетенции, не заходя в образовательную систему. К 2025 году эксперты прогнозируют устаревание такого формата как «диплом об окончании учебного заведения».

В числе основных тенденций, определяющих перспективные направления развития высшего образования в России, выделяют следующие [5].

1) Глобализация образования и экспансия зарубежных образовательных франшиз. В Россию придут «университеты для миллиарда» (такие как Сошлет, EdX и пр.), предоставляющие русскоязычные курсы, которые по качеству и эффективности педагогики легко могут превзойти то, что дают российскому студенту национальные университеты. Сегодня российские студенты составляют вторую по численности аудиторию Сошлет.

2) Поляризация вузовского образования на элитное (офф-лайн) и массовое (онлайн). На фоне огромного количества многопользовательских онлайн курсов, предлагаемых бесплатно или достаточно дешево («образовательный фаст-фуд»), все большую ценность будет приобретать «живое», «присутственное» офф-лайн образование, которое станет привилегией небольшого числа людей. Наблюдается тренд на повышение ценности персональной передачи знаний.

3) Прозрачность вузовской системы. В ближайшие 5-10 лет в России будут появляться новые форматы, направленные на обеспечение прозрачности результатов и процессов в системе высшего образования. Например, системы оценки курсовых и дипломных работ, онлайн-рейтинги вузовских преподавателей, создание электронных дипломов - с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а также создание профиля компетенций как замены трудовой книжки.

4) Повышение значимости дополнительного образования. Дополнительное образование трансформируется в сферу непрерывного образования в течение всей жизни. Более того, через 10-15 лет оно станет более значимым, чем высшее образование. Этому также будет способствовать увеличение числа выпускников вузов с некачественным высшим образованием. Курсы и программы

дополнительного образования и повышения квалификации должны стать более короткими, но более интенсивными, при этом в ближайшее время будут востребованы курсы для населения от 45 лет и старше.

5) Кластеризация вузов, бизнеса и профессиональных сообществ. В ближайшие 10 лет в России усилится роль вузов исследовательского и предпринимательского типа, формирующих вокруг себя распределенные мультикластеры различных образовательных форматов, работодателей и сообществ. Если углубленной интеграции вузов с профессиональными сообществами не произойдет, то сохранившийся разрыв в подготовке кадров для новой экономики России усилится. И это подорвет потенциал страны в глобальной конкуренции, поскольку существующее высшее образование становится все больше оторвано от потребностей общества и бизнеса. Оно все меньше связано с рынком трудоустройства: вуз ставит перед студентом одни задачи, работодатель ожидает исполнения других.

6) Г еймификация в образовании. Г еймификация способствует лучшему вовлечению в образовательный процесс и в той или иной степени применяется во многих ведущих университетах мира уже сегодня. Происходит массовое включение игр и симуляторов в учебные курсы (особенно для новых отраслей, а также при переподготовке для создания команд). Данный тренд также подкрепляется внедрением геймификации во многие технологические процессы в бизнесе. Так, по оценкам экспертов, к 2015 году рынок геймификации достигнет 15 млрд. долларов, и она проникнет во все сферы человеческой деятельности. Игра начнет рассматриваться как норма жизни, как стандарт деятельности.

Исследователи Сибирского федерального университета и Центра стратегических исследований и разработок конструируют видение будущего отечественного высшего образования, анализируя масштабные экономические и социокультурные изменения, происходящие в мире и преломляющиеся в российской действительности [1]. Как отмечают эксперты, со второй половины ХХ века происходит формирование другого типа индустрии, которая существенно

отличается от классической индустрии XIX и первой половины XX столетий и требует другого образования - более компактного (по масштабам выпуска специалистов), четко ориентированного на потребности формирующихся индустриальных кластеров, обновленного по содержанию. Смена перспективы развития общества - индустриальная уступает место перспективе становления «когнитивного общества» - заставляет переосмыслить роль образования и значимость, с точки зрения будущего, разных форматов высшего образования.

На смену освоения специальности, по мнению экспертов, придет междисциплинарное образование, формирующее способность не столько применять полученные знания, сколько создавать новые знания за счет мышления и коммуникации и действовать в соответствии с ними. На смену требованиям квалификации придут требования компетентности как способности принимать верные решения в динамичных процессах, организовывать работу других или свою работу с другими участниками деятельности. Стандартные образовательные программы станут подчиненными элементами индивидуальной образовательной траектории [6].

Ученые констатируют изменение ценностей молодого поколения россиян, для которых важными становятся активное действие, яркая индивидуальность, популярность и др. [2] Вследствие этого растут масштабы «инвестиций в себя», в наращивание собственного человеческого капитала через расширение собственных компетенций и, в первую очередь, своих социальных связей и социального статуса.

Освоение специальности как пакета специальных знаний и способов деятельности станет частным случаем высшего образования, актуальным для людей, чья трудовая деятельность будет связана с классическими профессиями (врач, военный, юрист, инженер и т.п.). Общим случаем будет образование как формирование индивидуального «пакета» компетенций на мульти- и метадис-циплинарной основе, включающее современную картину мира (ее естественнонаучные и гуманитарные компоненты), интеллектуальные функции человека -

мышление, коммуникацию, выстраивание действий (планирование - реализация), рефлексию.

Способность продуцировать знания потребуется не только от тех выпускников высшей школы, которые продолжат академическую карьеру, станут профессиональными исследователями; она станет необходимой для каждого, кто включится в современные форматы деятельности [3].

Важно также резкое расширение областей применения полученного человеком образования. Образование необходимо человеку не только для того, чтобы работать в качестве квалифицированного рабочего или специалиста. Оно необходимо также для высокой трудовой мобильности в течение жизни; полноценного участия в деятельности производственных структур, которые становятся гетерархическими и сетевыми, полноценного участия в жизни и деятельности различных сообществ; потребления современных сложных и «умных» товаров, услуг, видов досуга и для проживания собственной жизни в динамичном мире, где невозможно ограничиваться применением шаблонов или следованием традиции, для выстраивания собственной индивидуальности.

В когнитивном обществе университеты перестанут быть лишь исполнителями заказа других субъектов и сами начнут становиться важнейшими субъектами производства - производства идей, знаний, технологий, новшеств.

Исследователи Московской школы управления (МШУ) «Сколково», начавшие исследование в рамках проекта «Форсайт Компетенции - 2030» с анализа перспектив развития трех отраслей: биотехнологий, медицины и здравоохранения, рационального природопользования, выделили ключевые тенденции и технологии, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие данных отраслей, и предположили наиболее вероятные выгоды и угрозы, возникающие вследствие этого влияния. В результате проведенного исследования в каждой из отраслей появились яркие фокусные описания специалистов будущего - своего рода «пучки компетенций». Эти описания, по мнению экспертов, позволяют

задать требования к подготовке возникающих профессий в системах основного и дополнительного профессионального образования [4].

Участники форсайта выделили два принципиальных типа специалистов, которые смогут решать основные задачи биотехнологической индустрии: «биоинженер» (профессия, которая уже существует в западных вузах, но которой еще не учат в России) и «конструктор живых систем». Биоинженер, получив заказ, «собирает» клеточную, геномную технологию, которая производит новые вещества, новые материалы, новые лекарства или химические компоненты с заданными спецификациями. «Конструктор» живых систем разбирается в том, как устроены сложные системы, состоящие из биотехнологий, например, биореактор, в котором конечный продукт с заданными свойствами появляется в результате нескольких биоциклов. Кроме того, он обладает необходимыми навыками и опытом для общения с заказчиками и может доступно сформулировать задание конкретным разработчикам, то есть биоинженерам. Такой «конструктор», по сути, является еще и управленцем, который может проектировать новые типы продуктов под полученную задачу.

В медицине и здравоохранении, по прогнозам экспертов МШУ «Сколково», в ближайшее десятилетие можно ожидать смены глобальной парадигмы и подходов. Лечение болезни заменится ее упреждением - поскольку лечить в свете появления новых технологий будет гораздо сложнее, чем предотвращать. Диагностика на самых ранних этапах, более эффективное управление медицинской информацией, персонифицированная медицина, ориентированная на генный уровень (включая выращивание новых персональных органов и разработанные под особенности отдельного человека лекарства) - вот некоторые отличия медицины будущего, которые сформулировали участники форсайта.

По мнению исследователей, в ближайшем будущем произойдет переход от централизованного клинического лечения к сетевому - высокомобильной сети врачей, обладающих расширенными диагностическими и терапевтическими

возможностями. Появление такой модели медицины будет тесно связано с распространением электронных баз медицинских данных, автономизацией диагностики, которую пациент сможет пройти самостоятельно, используя специальные тесты. На этом пути прогнозируется появление целого ряда новых специальностей - генетические консультанты, структурные биологи, клинические инженеры, ИТ-врачи, проектировщики жизненного цикла медицинских учреждений и многие другие.

Специалисты МШУ «Сколково» планируют по завершении исследования предложить список типовых образовательных траекторий для получения выявленных компетенций и сформулировать рекомендуемые условия, позволяющие удерживать и развивать требуемые компетенции.

Таким образом, анализ трех наиболее крупных форсайт-исследований, органично дополняющих друг друга, позволяет в наиболее общем виде составить представление о том, какие специалисты будут востребованы в условиях новой когнитивной экономики и как для этого следует изменить систему образования, профессиональной ориентации, инфраструктурные условия. Полученные выводы могут стать основой для совершенствования взаимодействия вузов с отраслями и регионами в сфере социального планирования на основе совместных представлений о том, какие специалисты должны быть подготовлены, и как лучше их готовить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование - 2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 182 с.

2. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Форсайт высшей школы России - 2030: базовый сценарий - «конверсия» высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3(85). С. 6-21.

3. Кузьминов Я.И. Направления развития образования в России // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 1. М.: НИУ ВШЭ, 2012. С. 75-87. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/sci/publications/52290598.html

4. Лукша П. Новые кадры для новой экономики: результаты Форсайта

«Компетенции - 2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.slideshare.net/PavelLuksha/skills-of-the-future-for-russia-2030

5. Образование 2030: дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования / Д. Песков, П. Лукша, И. Савчук, М. Кожари-нов, Е. Картаева [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/214897/

6. Постиндустриальный переход в высшем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ Российской Федерации. Доклад Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». СПб., 2005. 127 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.