2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер DOI: 10.15293/2226-3365.1402.11
УДК 303.09 + 378.1 + 316.4
«ОБРАЗОВАНИЕ 2030» - ВЫЗОВ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАНИЯ - ПЛАН СОЗДАНИЯ «ЛЮДЕЙ ОДНОЙ КНОПКИ»?
Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер (Новосибирск, Россия)
Исследуются онтологические, эпистемологические и аксиологические особенности форсайта «Образование 2030». Методологически исследование построено на семантическом и контекстуальном анализе материалов выступлений и презентаций авторов данного проекта -директора направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Д. Пескова и директора по реализации образовательных программ в департаменте корпоративного образования Московской школы управления Сколково П. Лукши.
Показано, что в основе форсайта «Образование 2030» находятся исключительно организационно - экономические соображения без учета содержательной стороны образовательного процесса и траектории развития образовательной системы России на предыдущих этапах.
Форсайт «Образование 2030» позиционируется как глобальный проект, в рамках которого создается кастовое образование. В подобном кастовом образовании одна группа людей -это те, кто управляет и которые, в том числе, этот форсайт делают. Для них образование рассматривается как социальный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни.
И вторая каста, так называемые «люди одной кнопки», которые не должны иметь умения и навыки выбирать, они должны только иметь компетенции пользоваться готовыми сервисами. Для последней категории «людей одной кнопки» важнейшим мотиватором становятся механизмы экономического и внеэкономического принуждения.
Ключевые слова: форсайт, проектирование будущего, образование, футурология, глобализация, эпистемология.
Евзрезов Денис Валерьевич - аспирант кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: etracker@gmail.com
Майер Борис Олегович - доктор философских наук, проректор по научной работе, Новосибирский государственный педагогический университет.
E-mail: maierbo@gmail.com
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Введение
Планы реформ российского образования на всех уровнях не остановились с введением в действие с сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Действительно, в настоящее время рассматриваются такие форсайт-проекты как «Образование 2030»2 и «Компетенции 2030»3. Указанные проекты разрабатываются в рамках деятельности, в первую очередь, следующих организаций: Московская Школа Управления Сколково [1], НИУ «Высшая школа экономики»4 и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, созданное распоряжением Правительства России от 11 августа 2011 г. №1393-р5.
Именно Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее по тексту - АСИ) выступило инициатором разработки и пропагандирует в настоящее время форсайт-проекты «Образование 2030» (Карта образование 2035) и «Форсайт компетенций 2030». В программе форсайт «Образование 2030»6 разработана карта последовательных изменений российского образования в контексте мировых тенденций. Однако в ней в силу использования для про-
1 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL : http://минобрнауки.рф (дата обращения 14.02.2014).
2 Метавер: образование будущего. - URL : http:// metaver. net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).
3 Форсайт компетенций 2030. - URL : http://asi.ru/ projects/96/ (дата обращения 14.02.2014).
4 Международный научно-образовательный Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. - URL : http://foresight. hse.ru (дата обращения 14.02.2014).
5 Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. - URL : http://www.asi.ru/ about_agency/ (дата обращения 14.02.2014).
6 Метавер: образование будущего. - URL : http://metaver. net/tag/forsajt-obrazovanie-2030/ (дата обращения 14.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ
ектирования исключительно форсайт-подхода [2] практически отсутствуют развернутые системы содержательных аргументов для обоснования перестройки образования в России. Так, создатели программы форсайт «Образование 2030» не уделили должного внимания разнообразию содержательных теорий и подходов образования и обучения, сосредоточившись исключительно на организационно-экономической стороне планов.
27 декабря 2013 г. прошла открытая лекция директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова по результатам трехлетней разработки с участием около 1000 экспертов карты будущего образования до 2030 г. [3]. Этим семинаром АСИ начало цикл открытых лекций «13 лекций о будущем» в течение 2014 г., в которых ведущие российские эксперты по работе с будущим нарисуют свои карты предстоящих возможных изменений образовательной системы в России и в мире [4]. Следует напомнить, что АСИ - это автономная некоммерческая организация, созданная Правительством России для реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах, в том числе для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в России, развитию профессиональных кадров и т. п.
Одной из основных задач направления АСИ «Молодые профессионалы» является достижение целевого для страны показателя -создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2025 г. посредством создания в России национальной системы компетенций и квалификаций, поддержки профессиональных сообществ, тиражированию лучших практик современного образования и кадро-
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
вой работы, повышению престижа рабочих профессий7.
Настоящая статья есть первая часть анализа выступления директора направления АСИ «Молодые профессионалы» Д. Пескова [3]. В тексте статьи тезисы Д. Пескова из видеозаписи доклада будут обозначатся как П: «текст», наши аналитические замечания к ним как Е: текст. Порядок рассмотрения вопросов в лекции Д. Пескова несколько изменен в рамках логики настоящей статьи.
Первый раздел доклада - финансовое обоснование форсайта «Образование 2030»
П: «В настоящее время АСИ планирует вкладывать организационные и финансовые ресурсы во множество технологических и организационных стартапов в области реформирования существующей системы образования».
Далее, П: «Для стартапов в России различные венчурные фонды располагают 1 млрд. долларов, а общий объем венчурного инвестирования и суммарная капитализация фондов для рынков труда и образования в образовательные стартапы в мире приближается к 1 трлн. долларов. Промышленная внутриотраслевая и межотраслевая гиперконкуренция является главной движущей силой, требующей быстрой смены моделей образования. Традиционное образование удовлетворить такой запрос не может и новое пока тоже не может. Происходит быстрое развитие отраслей. Старые отрасли промышленности умирают, а новые образуются. Новые отрасли, как правило, минимум в 10 раз эффективнее старых. Если технические инновации обещают в 10 раз большую эффективность, то тогда и эффективность образования должна быть в
7 Направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив. - ЦКЬ : http://asi.ru/molprof/ (дата обращения 19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ
10 раз большая. И традиционный университет не может дать то, что нам нужно - 10 раз более эффективное производство образованных специалистов. Традиционное образование удовлетворить такой запрос не может и новое пока не может. Такой вот кризис».
Е: Вышеприведенное рассуждение
Д. Пескова является ключевым и используется им с силой и регулярностью объяснительного мема8: современное производство (якобы) демонстрирует в некоторых своих отраслях в 10 раз большую эффективность - значит, образование должно демонстрировать в точности в 10 раз большую эффективность. Но точных данных о повышении эффективности отраслевого промышленного производства именно в 10 раз докладчик в сообщении не привел. Кроме того, докладчик не указал, каким количественно-качественным показателям соответствует выражение «в 10 раз более эффективное образование».
П: «Создан новый технологический
уклад в США, т.к. для этого существуют большие экономические, политические и социальные предпосылки. Снова за последние 30 лет в мире появился технологический лидер - им снова стали США. В Штатах преодолели барьер увеличения эффективности в различных отраслях в 10 и более раз. Например, в частном секторе космической отрасли США. Частная космонавтика в 10 раз более эффективна, чем государственная. Люди, которые научились делать мегапроекты 1Т, пошли и сделали космические аппараты в 10 раз дешевле или даже в 100 раз дешевле. Это новый технологический уклад».
Е: Здесь упускается, что:
8 Мемы (англ. replicators) - это репликаторы, то есть объекты, которые для размножения копируют сами себя. Википедия URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0 %9C%D0%B5%D0%BC (дата обращения 19.02.2014).
Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
(1) Политическими предпосылками эффективности американской экономики являются агрессивный неоимпериализм, который использует ресурсы из всего мира [5].
(2) Социальными предпосылками американской эффективности является интенсивный импорт мозгов со всего мира, дополненный интенсивным промышленным шпионажем, в том числе, через Интернет9.
(3) Заявления о достигнутой коммерческой и технической эффективности американской частной космонавтики сделаны неспециалистом в технической области. Ибо к настоящему времени нет орбитальных полетов космонавтов на частных аппаратах. Есть только три кратковременных испытательных суборбитальных полета в рамках программ космического туризма. Общее количество полетов частных аппаратов ничтожно мало для оценки, статистики, их эффективности и безопасности. И, самое главное, все так называемые частные проекты, на самом деле, являются гибридными государственночастными, со значительным вкладом ресурсов агентства NASA.
По некоторым другим мнениям, например, президента США Б. Обамы, США совсем не технологический лидер. Так 25.02.2014 г. он объявил об открытии в стране двух инновационных научнопроизводственных центров. Они будут созданы при участии Пентагона с целью развития высокотехнологичной индустрии и создания новых рабочих мест в этом секторе экономики. Ранее президент США уже открыл два наукоемких производственных центра. Один из них базируется в штате Огайо и занимается разработкой методов 3D-печати, а другой
9 Разоблачения Сноудена нанесли США ущерб в миллиарды долларов URL: http://www.km.ru/world/2014/03/ 07/skandal-vokmg-edvarda-snoudena/734134-razoblacheniya-snoudena-nanesli-ssha-ushcher (дата обращения 19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ
расположен в штате Северная Каролина. Он специализируется на создании энергоэффективной электроники. Однако даже четырех центров, по мнению главы Белого дома, недостаточно. «Единственная проблема, что у Германии их 60. Я не хочу, чтобы следующее открытие, которое создаст массу новых рабочих мест, было сделано в Германии, Китае или Японии. Я хочу, чтобы это произошло здесь - в США», - заявил Б. Обама10.
Второй раздел доклада - смена моделей организации бизнесов и управлений в отраслях
П: «Построить сегодня качественную образовательную организацию, построить качественный завод, - для этого есть понятные модели управления этими структурами. Они существуют в 1Т отрасли у лидеров рынка. То, как работают лидеры 1Т, означает, что так через пять лет будут работать консалтинговые компании, а через десять лет будут работать все крупные управленческие компании и далее через двадцать лет это дойдет до университетов. Такое положение дел в странах индустриального образа жизни. Поэтому, если вы сегодня хотите построить качественную корпоративную культуру, берете презентацию компании ГГ... и используете ее. Если нужна модель корпоративной лояльности -берете модель твиттера и используете ее. Если хотите модель организации помещения -берете модель фейсбука и используете ее. Это лидеры в этих отраслях. Делаете что-то новое - старое перечеркиваете, берете модели лидеров и получаете эффективность в несколько раз (большую)».
10 Обама объявил о создании в США двух инновационных научно-производственных центров. - URL: http://itar-tass.com/nauka/1004225?utm_medium=rss20 (дата обращения 19.02.2014).
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Е: Д. Песков постоянно путает уровни организации самого производства с уровнями его управления. В сфере ГГ указанные уровни типично сближены или даже сливаются. Но совершенно иначе дело обстоит, когда мы рассматриваем производственные процессы на заводах и фабриках, тем более в образовательных организациях. Прекрасно организованное управление производственным процессом, например, на металлургическом заводе, может привести к буквальному краху и остановке производства, если управленческие процессы начнут действовать в отрыве от технологии производства, а в образовательных организациях - в отрыве от технологии обучения (т.е. педагогики!).
Как отмечал один из известных теоретиков в области системной инженерии А. Ле-венчук: «.все хотят стать белыми воротничками даже без намека на технарство и инженерство. Молодые люди массово выбирают "работу с людьми, финансами и документами", куда ни плюнь - всюду управленцы на управленцах и управленцами погоняют. Организаторами производства (которые понимают в сути производства), главными инженерами (у которых в голове весь производственный цикл предприятия) мало кто хочет быть, да и непонятно, где этому качественно учат. Культура инженерной (как проектной, технической, созидательной) деятельности стремительно падает (есть и такое мнение, что не падает - уже давно не было высот, откуда можно было бы падать). Зато много желающих стать управленцами: возглавить какой-нибудь коллектив талантливых инженеров и техников, которые знают, как сорганизоваться для достижения выработанной управленцем стратегии и как технологизиро-вать офисную работу, чтобы к каждой бумажке не нужно было "приделывать ноги". Толпы опытных генералов, которые прекрас-
но разрабатывают стратегию, занимаются тактикой, но у которых уже нет солдат, знающих как выстрелить из пушки конкретной марки или как поднять в воздух истребитель, хоть какой-нибудь. Все хотят быть космонавтами, мало кто хочет создать школу ракетостроения. Все норовят создать школу управления, но мало кто хочет создать школу технологии организации производства»11.
Далее Д. Песков указывает на необходимость «реализации ценностей на основе новых технологий». Он подчеркивает, что такого процесса в настоящее время нет, но он появится после 2016 г.
П: «Это принципиальные вопросы в общей концепции реформы образования. Важно знать, как вы работаете с ценностями. Важно иметь диагностические системы выявления тех или иных актуальных ценностей и их учета вне системы формального тестирования. Как ценности конвертируются в деньги и наоборот. В какой мере это возможно, в каких контекстах и при каких условиях. Есть большое количество вопросов на данную тему и огромное количество моделей по этому поводу».
Е: Удивительная мысль о конвертации ценностей в деньги и наоборот. Данная мысль только подтверждает, что, как пишет
Н. В. Наливайко [6-7], в настоящее время наблюдается не только аксиологический кризис, но кризис самого понимания того, что такое «человеческие ценности». А примеры конвертации ценностей в деньги мы все видели за последние год - полтора и в событиях в Украине, и на Болотной площади в Москве у лидеров так называемого «протестного движения».
11 Заметки с последнего семинара. - URL: http://ailev. livejournal.com/363533.html (дата обращения
19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Третий раздел доклада - мировой форсайт сферы образования
П: «В этом месте важно уточнить наше рабочее понятие форсайта. Форсайт - это процесс выработки позиции по отношению к будущему, процесс, в котором ключевые стейкхолдеры (прим. автора - от англ. stakeholder; букв. «владелец доли» - получатель процента), которые способны на будущее влиять, договариваются по его поводу:
• как создается образ будущего;
• как создается карта, каким образом можно перейти к будущему;
• как реализуются политические и экономические договоренности стейкхолдеров.
Выше указаны самые важные составляющие форсайта. Это его мировой стандарт. На фоне сказанного, форсайт «Образование 2030» - есть единственный правильный форсайт в России. Он начался в 2010 г., и он не заканчивается настоящим временем. В рамках форсайта «Образование 2030» исполняются:
• конкретные прогнозы будущего, которое надо достичь;
• форсайт как политический процесс и стратегия;
• переуточняются позиции, и происходят новые договоры стейкхолдеров;
• включаются новые игроки.
Кроме того, в этой деятельности принимаются особенные решения нескольких типов. Внутри форсайта создаются новые бизнесы, частные и государственные инвестиции в существующие проекты стартапного типа.
Первые версии форсайта «Образование 2030» и гипотезы, обозначенные там с 2010 г., верифицировались зарубежными экспертами. Например, Эстер Дайсон (прим. авторов -американская предпринимательница, инве-© 2011-2014 Вестник НГПУ
стор, писательница и публицистка, филантроп и общественный деятель.) и компанией Cisco (прим. авторов - американская транснациональная корпорация, являющаяся мировым лидером в области сетевых технологий, предназначенных для Интернета) и др.».
Е: Получается, что одним из главных референтов модернизации образования в России выступает транснациональная корпорация по развитию Интернета. Стоит ли удивляться, что в последствии у группы под руководством Д. Пескова «Молодые профессионалы» России на первом месте окажется продвижение дистанционного онлайн-образования - MOOC (Massive Open Online Course).
Е: Можно зафиксировать еще более удивительное совпадение. Весьма масштабная апробация вышеупомянутых систем онлайнового обучения (MOOC) была выполнена в университете г. Сан-Хосе, там же, где расположена штаб-квартира корпорации Cisco. О результатах самой апробации см. ниже.
П: «Форсайт не может быть только узконациональным или национальным. Мы должны иметь глобальную рамку и относиться к ней».
Е: Исключительно сильное утверждение. Ибо Д. Песков, по заданию Правительства РФ, должен работать над задачей создания 25 млн. рабочих мест в России, а не за рубежом.
П: «Глобальный доклад о будущем образования России является одновременно докладом о глобальном будущем образования в мире. Будущем мировой системы образования».
Е: В этом месте возможны различные прочтения реплики Д. Пескова. В частности, идея единого глобального образования связа-
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
на с идеей единого глобального рынка, единого правительства и т.д.
П: «Между тем, МООС позволяет вы-цепить талантливого парня, программиста, не в 21 год, а в 12, когда он еще школу не закончил. Таких ребят, скажем, из Индии и Монголии уже выискивает и покупает Фэйсбук. Работодатель хочет видеть умения, электронный диплом с портфолио, личный паспорт компетенций и то, как, где и когда человек повышал их. Это наглядная индивидуализация. Бизнес сначала хочет видеть достижения и умения, электронный диплом в портфолио, паспорт компетенций, . то, что сегодня хотят бизнесмены. Бизнес как инвестор. Он хочет узаконенного рабства. На форсайте в Академгородке мы предлагали узаконить «рабство». Модель как в футболе или хоккее. Воспитали талантливого студента, для него есть цикл продаж, конкуренция. Выставляете талант на торги, за него заплатят 20-50 млн. долларов США».
Е: В данном случае форсайтеры используют прием заимствования любых экономических и социальных моделей из одного произвольного контекста в любой другой произвольный контекст. В отношении таких «фантазий» Д. Пескова, которые приравнивают элитных футболистов к талантливым будущим ученым, возникает ряд вопросов. Футболистов покупают и перепродают частные футбольные клубы, - какие «клубы» держит в уме господин Песков, которые будут владеть командами лучших специалистов? Дело в том, что семантически близкая модель владельцев команд из лучших специалистов -это, например, владельцы частных армий.
Председатель СО РАН академик А. Л. Асеев в отношении авторов форсайта в своей статье написал следующее: «.привлеченные на летнюю школу технопарка новосибирского Академгородка специ-
алисты по форсайту из Москвы и Санкт-Петербурга нарисовали крайне тягостные картины настоящего и будущего Академгородка, назвав их “ложными надеждами”, “культурным захоронением”, “мавзолеем”, включая апокалипсический сценарий “идеальный шторм”, по которому Академгородок уничтожается и воссоздается, возможно, на другой территории Новосибирска.»12.
П: «Людиардеры. Это бизнесмены, владеющие командами лучших специалистов. Инвестиционный портфель можно собрать не только из акций компаний, но и из акций людей. Самые талантливые люди будут всегда хорошо зарабатывать с доходностью отдачи с вложений более, чем с рынка наркотиков. Людиардеры - это богатые люди, у которых капиталы в пакетах владения людьми. Это реальность, биржа работает, где перспективной считается модель венчурных инвестиций в человека, которая уже отрабатывается в США. С одной стороны, есть люди, желающие повысить свою квалификацию в ведущих мировых университетах или школах бизнеса, но у них нет на это средств. И такие молодые и талантливые люди выставляют себя на биржу с обязательством перед теми, кто профинансирует их обучение, через 5 лет выплачивать 20 % своего годового дохода в течение 10 лет. С другой стороны, есть те, кто готов вложиться в это “предприятие” с учетом потенциально высокой доходности».
Е: Здесь комментарий практически излишен, т.к. фактически описанная модель есть один из вариантов современного узаконенного рабовладения.
12 Асеев А. Л. Непересекающиеся траектории // Пресс-служба Президиума СО РАН - ЦКЬ: http://www.sbras.nsc.ru/press/artides/actual/budushchee-nauki-v-akademgorodke-neperesekayushchiesya-traektorii (дата обращения 09.02.2014).
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
П: «Готовится глобальная сессия, и в течение 2014 г. три глобальные сессии форсайта образования будут проведены в США».
Е: На момент написания статьи одно из ключевых событий уже состоялось. 25 февраля 2014 г. в США группа Д. Пескова встречалась с руководством образовательного проекта «Университет для миллиарда» в Массачусетском технологическом университете. «П. Лукша собрал основные тезисы нашего взгляда на будущее образования. Отдаем в общественное достояние. Фактически, это наше "кредо", уровень, с которого мы готовы к любому содержательному диалогу»13.
Е: По признаниям самого Д. Пескова на своей странице в Фейсбуке, - «данный проект является самой сильной угрозой образовательному суверенитету России»14.
Е: Выше мы разбирали, что Д. Песков со своей экспертной группой считает, что в США создан радикально новый технологический уклад. Потому что, по его оценкам, в США преодолели барьер увеличения эффективности в различных отраслях 10 и более раз. Поэтому форсайтеры образования России считают, что они имеют право переключиться на участие в форсайте американского образования.
П: «В глобальной сессии форсайта образования в 2014 г. участвует топ пяти мировых университетов и крупных корпораций. Будет собран пул топа мировых стартапов в области образования, тех, у которых есть достаточная большая капитализация и намерения о захвате образовательных рынков».
Е: Вызывает удивление быстрая подмена вопросов реформирования образования в Рос-
13 Персональная страница Д. Пескова в Фейсбуке URL:https://www.facebook.com/peskov/posts/101526498 15374488?stream_ref=10 (дата обращения 19.02.2014).
14 Там же.
© 2011-2014 Вестник НГПУ
сии на вопросы участия группы Д. Пескова в биржевом захвате образовательных рынков.
П: «Будем привлекать российские университеты, чтобы “взять” мировую рамку. Для этого готов ряд продуктов: доклад на английском языке “О будущем глобального образования”, карта образования, специальный сайт, и сессии, которые мы проведем».
Четвертый раздел - эволюция систем образования
П: «Выделяются три системы образования. Все три системы/уровня радикально отличаются, но сосуществуют в настоящее время в мире. Это:
• раннеиндустриальное образование, включающее в себя школы, приходские школы, профтехучилища, навыки, высшее образование - в основном для элиты - 40 % населения, Африка, Латинская Америка, Средняя Азия;
• собственно, индустриальная система образования. До 50 % мира. Советская система образования. Массовое школьное, спецшколы для талантливых, массовое высшее образование, большие университеты. Ориентация на знания и квалификацию как способ подтверждения этих знаний. Китай, Индия, Арабский мир и Юго-восточная Азия. СССР прошел этот этап к концу семидесятых;
• страны ОЭСР (прим. авторов - организация экономического сотрудничества и развития - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.) Позднее индустриальное и постиндустриальное образование. Новые методики обучения, массовое использование онлайна, компетенции, а не квалификации, проектная деятельность и метакомпетенции, т.е. управленцы самого высокого уровня».
Все права защищены
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Е: Вызывает удивление выбор терминологии. То, что Д. Песков называет «индустриальным образованием», имеет другое официальное название - государственное образование. В своих построениях он обосновывает изменения отечественного образования по образцу американского образования в силу индустриального отставания России от США. Однако, если мы рассматриваем вопрос выбора приоритетов изменения Российского образования в традиционных терминах, то получается, что Д. Песков предлагает некие меры по изменению государственности. Ибо переход от государственного-индустриального массового образования к постиндустриальному индивидуальному платному обучению не предполагает наличие сильной и самостоятельной Российской государственности.
П: «Разрыв между индустриальным и постиндустриальным находится, в первую очередь, на уровне мышления. Барьер мышления настолько яркий и выраженный, что его невозможно преодолеть».
Е: Пропасть между государственно-
индустриальным массовым образованием и постиндустриальным платным частным образованием есть пропасть между метрополией и колонией-сателлитом.
П: «Базовый тренд России сегодня есть возвращение в индустриальную систему образования. С одной стороны, создаем СКОЛ-ТЕХ (прим. авторов - институт науки и технологии в подмосковном Сколково), а с другой стороны, - массовые федеральные университеты на 50 тыс. человек. А мы в агентстве пытаемся продвигать федеральный онлайновый университет, но это оказывается практически невозможным. Потому что логика массы лиц, принимающих решения, еще не готова, не готово руководство страны. Логика массы лиц, принимающих решения, находит© 2011-2014 Вестник НГПУ
ся в индустриальной логике мышления. И его невозможно преодолеть по велению того, что написано в какой-то там бумаге. Но мы утверждаем, что образование изменится драматически. Почему есть минимум пять вызовов, которые мы выделяем, которые требуют постиндустриальной модели образования:
• интернет и цифровые технологии;
• смена модели создания, трансляции и сохранения знания;
• смена процесса фиксации достижения;
• смена процесса управления собственной образовательной траекторией;
• смена процесса управления учебной деятельностью».
Е: Интернет и цифровые технологии являются важным дополнением к традиционным формам образования и обучения. Но не их исключительной альтернативой. Фатальной ошибкой форсайтеров является наивное заблуждение в отношении модели создания знания. Современная модель создания знаний точно та же, что и во времена Аристотеля [8]. Что же касается процессов трансляции и сохранения знания, то в них произошли масштабные, но эпистемологически не принципиальные изменения в связи с появлением компьютеров и Интернета. Последние не являются принципиально новыми моделями хранения и передачи информации, но являются мультипликаторами этих процессов [9].
Как пишет американский математик, создатель первой в мире ЭВМ «ЭНИАК», Дж. Вейценбаум: «Восторженное и некритическое принятие вычислительной машины... быстро сделали ее средством, очень важным для выживания общества в той форме, в определении которой сама вычислительная машина сыграла решающую роль» [9, с. 59].
И далее: «Многие проблемы роста и сложности, настоятельно и неопровержимо требовавшие разрешения в послевоенные де-
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
сятилетия, могли бы послужить стимулом для социального и политического обновления... Да, вычислительная машина появилась "вовремя". Но вовремя для чего? Для того, чтобы спасти - и спасти, сохранив практически незатронутой, а фактически укрепив и стабилизировав, - социальные и политические структуры, которые в противном случае могли бы быть коренным образом обновлены, либо обречены на разрушение под воздействием требований, которые непременно должны были бы быть к ним предъявлены» [9, с. 62].
В других частях доклада Д. Пескова сделаны альтернативные заявления по поводу того, кто и как управляет так называемой образовательной траекторией (ОТ). Возникает впечатление глубинного смыслового безальтернативного противоречия (double bind [1011]): с одной стороны, ОТ выбирается самим обучаемым, а с другой стороны, - его ОТ очень жестко ограничивает компьютерная оценочная система, которая поддерживает и хранит прижизненное досье всех его ошибок и просчетов.
П: «Мы понимаем, куда эволюционирует общество, куда эволюционирует интернет и куда эволюционирует образование. Мы понимаем это четко, потому что мы делаем прогнозы, которые сбываются».
Е: По-видимому, Д. Песков относится к «конспирологической» группе, которая задает направление развития для всего этого «Мира», потому что множество других экспертов заявляют, что у них нет полной картины для прогнозов происходящих мировых изменений. Хотелось бы действительно познакомиться с теми прогнозами группы Д. Пескова, которые уже сбылись.
Пятый раздел доклада - Интернет
П: «Интернет - это один из вышеуказанных вызовов, но он, безусловно, ключе-
вой. Интернет меняет все - если вы говорите про университетскую модель, она включает в себя процесс приема, процесс обучения, процесс выдачи диплома. А потом, Интернет со временем, вообще уничтожит сами дипломы. И многое другое, что вызовет Интернет. Произойдут многие технологические стартапы в образовании в ближайшие 20 лет, которые выстроят новую образовательную инфраструктуру, которая заменит собой все существующие структуры».
Е: В построениях Д. Пескова «Интернет» обозначается как живая мистифицированная сила, действующая сама по себе. В этом месте полезно демистифицировать Интернет. До настоящего момента, весь мировой Интернет находится под полным контролем военного ведомства США15. Государственные структуры США и являются фактическими заказчиками реформирования мирового образования, которое есть огромный по величине рынок: «объем мирового рынка образовательных услуг достигает 100 млрд. долл. США, включая услуги международного высшего образования, дополнительного профессионального образования, языковых курсов, школьного образования и др.» [12]. Причем, по мнению экспертов, к 2015 г. он может возрасти до 200 млрд. долл. США [13].
Шестой раздел - вызовы потребительского общества
П: «Вызов потребительского общества -есть две образовательные аудитории. Для каждой будет разное образование. Потребительское общество требует простоты, изящества продуктов на потребительском рынке и недумания. На смартфоне должно быть все
15 Brief History of the Internet URL: http://www.internetsociety.org/internet/what-internet/history-internet/brief-history-internet (дата обращения 19.02.2014).
Все права защищены
© 2011-2014 Вестник НГПУ
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
меньше и меньше кнопок. Вообще не надо думать, чтобы этим пользоваться, например, картографические сервисы. Для использования картографических сервисов думать не надо. Нажал одну кнопку, и все. Требования потребительского общества приводят к тому, что лучше не учить таких потребителей для производства, а взять для производства роботов».
Е: «Глубокая мысль» Д. Пескова опускает важный момент, а именно, какие роботы будут производить тех роботов, которые заменят необразованного «потребителя одной кнопки» на робота. Кроме того, «потребители одной кнопки» не рождаются с такими свойствами, следовательно, если производители гаджетов будут заинтересованы в простых методах обучения и образования членов общества, то они спроектируют на гаджетах достаточное число кнопок для поддержания их интеллектуальной формы. И третье, есть мнение известного мирового психолога
Э. Берна [14], что среднестатистический потребитель сервисов заинтересован в достаточно полном и сложном контроле использования сервиса со своей стороны, - отнюдь не одной кнопкой: «...базовой глубинной потребностью личности является потребность в наличии достаточной структурности поступающей к нему информации» [14].
Таким образом, можно утверждать, что идеологию потребления «в одну кнопку» насильственно внедряют и навязывают обществу. Так что исходное утверждение Д. Пескова - ложное, т.к. не существует естественного разделения общества на две образовательные аудитории. Такое разделение создается совершенно искусственно. И система образования, предвосхищаемая в планах Д. Пескова, собирается заниматься именно этим - созданием кастового общества образо-
вания из «людей одной кнопки» и тех, кто будет ими управлять.
П: «Появляется все больше людей, которые способны планировать свой образовательный путь. А им нужны тьюторы, им нужен онлайновый сервис. Но напоминаю, коллеги, - те, кто планирует свою образовательную траекторию, относятся ко второй категории обучающихся. Это не образовательная аудитория «одной кнопки».
Первая аудитория - аудитория «одной кнопки» - никогда не будет пользоваться сервисами, где надо что-то выбирать. Им сказали, посадили, заставили. И «заставление» становится важным мотиватором для этой аудитории.
Вторая аудитория совсем другая. Когда мы говорим об образовании, мы, как группа людей, которые этот форсайт делают, рассматриваем образование как социальный процесс поддержки развития на цикле человеческой жизни. И это наша рамка, это наше волевое решение. Мы работаем с образованием именно так».
Е: Очень важно понять, каковы у
Д. Пескова механизмы разделения всех учащихся на две принципиально разные аудитории. Какие организации и специалисты будут расставлять акценты, кому из учащихся предстоит стать аудиторией второго сорта и «одной кнопки», а кому становиться элитой образовательного процесса и далее управленцами на всех уровнях? Он об этих механизмах в явном виде ничего не говорит!
П: «Образование (для нас) работает на полном жизненном цикле. Введем важное для нас понятие трех циклов (развития? - прим. авторов), каждый последующий цикл включает в себя предыдущий. Нельзя анализировать будущее просто так. Вы обязаны смотреть на него через какую-то картину мира. Надо брать три этих круга, три этих цикла.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
• Первый цикл самый короткий. Это дневной цикл. Инновация тогда инновация, когда она появляется в вашей жизни в течение каждого дня. Например, новые лекции вы читаете каждый день.
• Следующий цикл - это годичный цикл. Например, вы точно знаете, что в течение года вы пройдете повышение следующих квалификаций.
• Третий цикл - это цикл вашей жизни. Например, я буду слушать лекции с 18 до 22 лет.
Как правило, инновации в образовании появляются сначала в большом кругу жизненного цикла, потом в среднем кругу годовых целей, а потом в третьем кругу ежедневных занятий. Заказчики индивидуального образования совершенно разные. Одно дело, когда инновации требует сам человек, а другое дело - семья, сообщество, государство и далее бизнес. Интересы у каждого заказчика разные».
Е: Выражаясь современным языком, господин Песков говорит не об учебных циклах, а о тайм-менеджменте и лайф-менеджменте. В обучении будет ненужным украшательством говорить о неких «циклах», в нем следует говорить о планах. Планах на очередной день, на неделю. Кстати, недельное планирование, столь характерное для любой системы образования и обучения, Д. Песков потерял. Следующий уровень плановой структуры есть месяц, учебная четверть, сессионное полугодие, план учебного года. Планирование второго образования и повышение квалификаций в течение своей жизни.
Вызывает крайнее удивление направление вектора индивидуального образования от общежизненного уровня к ежедневному. Такое направление вектора можно было вообра-
зить, если речь шла бы об индивидуальном развитии неких специфических свойств на основе первоначального принятия субъектом определенных абстрактных идей. Какие идеи или идеологию держит в уме и не говорит руководитель форсайта Российского (и мирового) образования остается только догадываться. Так, в свежей публикации П. Лукши, одного из руководителей данного форсайта, кажется, дается ответ именно на данный вопрос [15].
Но, поскольку Д. Песков решает задачи реформирования образования, а не задачи личного идеологического развития, то нормальные схемы планирования работы образовательных сервисов на уровне государства или на уровне частного онлайн-курса должны быть представлены во всей подробности, в масштабе от учебных планов на один день, неделю, месяц, четверть, полугодие, год, жизнь.
Очередное удивление вызывает постулирование Д. Пескова категорического противопоставления интересов семьи, неких «сообществ» и государства в вопросах реализации обучения и образования. Какие бы простые или сложные системы трансформации институтов образования и процессов обучения не создавали форсайтеры образования, во всех случаях надлежит закладывать в эти изменения согласованность между личностью обучающего, его семьей, некими третьими заинтересованными «сообществами» в данной личности и государством. В противном случае, возникает в отношении Д. Пескова подозрение в закладывании в форсайт Российского образования неких «оппозиционных вирусов», имеющих направленность «раз-государствлевания» подрастающего поколения.
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику:
результаты форсайта Компетенции - 2030. - иЯК :-http://profїtcon.ru/matetials/28032013/ Peskov-D-N-Obrazovatelraia-sistema-rynki-tmda-i-mnovateюnraia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения 14.02.2014).
2. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ //
Профессиональное образование в современном мире. - 2013. - № 3(10). - С. 17-28.
3. Песков Д. Форсайт образования - 2030. Открытая лекция. - иЯК: http://leader-id.ru/event/223/
(дата обращения 19.02.2014).
4. Песков Д. 13 лекций о будущем. - иЯК: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510 (дата об-
ращения 19.02.2014).
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические им-
перативы. - М. : Международные отношения, 1998. - иЯК: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ AMERICA/bzhezinskij.txt (дата обращения 19.02.2014).
6. Наливайко Н. В. Проблемы ценностей в современной теории образования // Философия об-
разования. - 2008. - № 1. - С.112-119.
7. Майер Б. О., Наливайко Н. В., Покасова Е. В. Образование: роль и значение для адаптации
к условиям современной России // Философия образования. - 2007. - № 2. - С. 199-202.
8. Бухвалов В. А., Грислис Н. А. Из истории естествознания: от добывания огня до универси-
тетов. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv/paragraf8.htm (дата обращения
9. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений
к вычислениям. - М. : Радио и связь, 1982. - 368 с.
10. Майер Б. О. О паттерне «double bind» в современном обществе и образовании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 3(7). -
С. 44-55. - URL : http://www.vestnik.nspu.ru (дата обращения 01.02.2014).
11. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. Проблемы образования и когнитивная философия: анализ ка-
тегорий «паттерн» и «метапаттерн» // Философия образования. - 2006. - № 3. - С. 63-70.
12. Чеботарева М. С. Россия на мировом рынке образовательных услуг // Молодой ученый. -
2012. - № 5. - С. 249.
13. Айдрус И. А., Филиппов В. М. Мировой рынок образовательных услуг: Учеб. пособие. -
М.: РУДН, 2008.
14. Берн Э. За пределами игр и сценариев. - Минск: Попурри, 2008. - 464 с.
15. Лукша П. Переосмысляя задачи образовательной системы: новый взгляд на "обучение всю
жизнь". - URL : http://www.slideshare.net/PavelLuksha/ss-31452255 (дата обращения
19.02.2014).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
10.02.2014).
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
© D. V. Evzrezov, B. O. Mayer DOI: 10.15293/2226-3365.1402.11
UDC 303.09 + 378.1 + 316.4
"EDUCATION 2030" - CALL THE EDUCATION SYSTEM 1. FORESIGHT OF EDUCATION - PLAN TO CREATE A "PEOPLE OF A ONE BUTTON"?
D. V. Evzrezov, B. O. Mayer (Novosibirsk, Russia)
There are investigated the ontological, epistemological and axiological features of foresight "Education 2030”. Methodology of the research is based on the semantic and contextual analysis of materials speeches and presentations by the authors of this project - Director Destinations "Young Professionals ” Agency for Strategic Initiatives to promote new projects D. Peskov and director of educational programs at the Department of Corporate Education Moscow School of Management Skolkovo.
It is shown that the basis of foresight "Education 2030” are exclusively organizational - economic considerations without substantive aspect of the educational process and the trajectory of development of the educational system in Russia in the previous stages.
Foresight "Education 2030” is positioned as a global project in which to create a caste education. In such a caste education one group of people is that group who run and that, including this foresight do. For them, education is seen as a social support process development cycle of human life. And the second caste, the so-called "people of a one button”, which should not have the skills to choose, they should only have the competence to use ready services. For the latter category of "people of a one button" become the most important motivator mechanisms of economic and non-economic coercion. Keywords: foresight, planning the future, education, futurology, globalization, epistemology.
REFERENCES
1. Luksha P. Linking educational system, labor markets and innovative economy: the results of Fore-
sight Competencies - 2030. Available at: http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (accessed 14.02.2014).
2. Evzrezov D. V., Mayer O. B. Foresight and Russian education: an ontological analysis. Profession-
al education in the modern world. 2013, no. 3 (10), pp. 17-28.
3. Peskov D. Education Foresight - 2030. Public lectures. Available at: http://leader-id.ru/event/223/
(accessed 19.02.2014).
4. Peskov D. 13 lectures about the future. Available at: http://asi.ru/news/14770/?sphrase_id=55510
(accessed 19.02.2014).
5. Brzezinski Z. The Grand Chessboard. American Primacy and its Geostrategic Imperatives. Mos-
cow: International Relations, 1998. (In Russian). Available at: http://www.lib.ru/POLITOLOG/ AMERICA/bzhezinskij .txt (accessed 19.02.2014).
6. Nalivaiko N. V. Problems of values in modern education theory. Philosophy of Education. 2008, no.
1, pp. 112-119. (In Russian).
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены
2(18) 2014 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
7. Maier B. O., Nalivaiko N. V., Pokasova E. C. Education: the role and importance for adaptation to
the conditions of modern Russia. Philosophy of education, 2007, no. 2, pp. 199-202. (In Russian)
8. Buhvalov V. A., Grislis N. A. The History of Science from getting fire to universities. Available at:
http://www.experiment.lv/rus/biblio/est-buhv/paragraf8.htm (accessed 10.02.2014).
9. Weizenbaum J. Features computers and the human mind. From judgments to computing. Moscow:
Radio and communication Publ., 1982, 368 p. (In Russian)
10. Mayer B. O. About the pattern «double bind» in modern society and education. Novosibirsk State
Pedagogical University Bulletin. 2012, no. 3 (7), pp. 44-55. Available at: http://www.vestnik.nspu.ru (accessed 01.02.2014).
11. Evzrezov DV, Meyer B. O. Problems of education and cognitive philosophy: an analysis of the
categories of "pattern" and "metapattern". Philosophy of Education, 2006, no. 3, pp. 63-70. (In Russian)
12. Chebotarev M. S. Russia in the global education market. Young scientist. 2012, no. 5, p. 249. (In
Russian)
13. Aydrus I. A., Filippov V. M. World market of educational services: Proc. allowance in 2008.
Moscow: People's Friendship University Publ., 2008. (In Russian)
14. Bern E. Beyond games and scripts. Minsk: Potpourri Publ., 2008, 464 p. (In Russian)
15. Luksha P. Rethinking the problem of the educational system: a new look at "learning life”. Availa-
ble at: http://www.slideshare.net/PavelLuksha/ss-31452255 (accessed 19.02.2014).
Evzrezov Denis V., the Postgraduate student of the Department of Philosophy, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: etracker@gmail.com
Mayer Boris O., the Doctor of Philosophy, the Vice-Rector for Science, Novosibirsk State Pedagogical University.
E-mail: maierbo@gmail.com
© 2011-2014 Вестник НГПУ Все права защищены