riif Ї .
4" І з
Будет ли биллинг «плоским» в мире «плоского тарифа»
Операторы сетей мобильной связи (МЫО) «вдоволь наигрались» в премиальные цены за свои услуги, однако на развитых рынках это привело к жесточайшей конкуренции, к еще более высоким скоростям доступа к мобильной передаче данных, «плоским тарифам» и появлению тарифных планов пакетного типа, составленных по принципу «вы должны скушать это все вместе»
а прошедшем в феврале 2008 г. очередном Всемирном конгрессе по мобильной связи бывший глава компании Vodafone Аран Сарин предостерегал собратьев по мобильному операторскому бизнесу от того, чтобы они не становились простыми транспортировщиками информации по своим сетям и не превращали имеющийся канальный ресурс в «немые трубки». С точки зрения товарных отношений будущее с его «плоскими тарифами» представляется плохой перспективой для операторов мобильной связи. Еще больше проблем «плоский тариф» создает для производителей биллингового программного обеспече-
с с с
ния, продукция которых на текущий момент осуществляет поддержку процессов формирования пользовательских счетов за миллиарды ежедневно устанавливаемых индивидуальных соединений.
Возможно ли, что в мире «плоского тарифа» вообще наступит конец телекоммуникационному биллингу?
Выравнивание тарифов
«Плоские тарифные планы» уже используются во многих странах. В США компания Verizon Wireless внедрила плоский тариф в систему ценообразования за телефонные услуги еще в начале 2008 г. За ней в этом же направлении последовали и другие амери-
канские компании: AT&T, T-Mobile и Sprint Nextel.
Американские примеры «плоскотарифных операторов» можно дополнить и европейскими. Так, германская компания T-Mobile Germany предоставляет всем абонентам своей сети телефонную связь по «плоскому тарифу», а французская Orange France по аналогичному платежному принципу обеспечивает своих абонентов услугами телефонной связи, передачи данных (ПД) и телевидения, включая некоторую часть услуг широкополосной связи.
Однако мобильная ПД остается все еще очень дорогой услугой и получать ее могут, в основном, бизнес-пользователи через мобильный модем, а не через мобильный телефон. В ряде случаев можно осуществлять мобильную ПД и через мобильный телефон, однако возможности большинства трубок в этом плане достаточно ограничены, хотя у нового поколения так называемых смартфонов эти возможности расширены радикальным образом.
Другим примером прогресса в данной области является деятельность компании Blyk, которая предоставляет пользователям в возрасте от 16 до 24 лет бесплатную услугу передачи речи и SMS, но на определенных условиях. Абоненты, просматривающие по шесть рекламных клипов в день, приобретают месячный кредит на 43 минуты телефонных переговоров и на 217 - текстовых сообщений. Если эксперимент компании Blyk пройдет успешно, то данная услуга будет распространена по всем европейским сетям компании уже до конца текущего года.
Долго ли ждать «плоских тарифов»?
Телекоммуникационное сообщество волнует вопрос: когда «плоскотарифный» принцип расчета за услуги связи станет основной моделью мобильного бизнеса? Дело в том, что цены на мобильные телефоны и их доступность могут затормозить этот процесс. На развитых и зрелых рынках смартфоны, способные сделать услугу мобильной ПД заслуживающей внимания широкого круга пользователей, не станут повсеместно доступными в течение двух-трех лет. На низкодоходных, развивающихся рынках их доступность станет возможной лишь через 6-10 лет. Но даже при доступности смартфонов на рынке, широкомасштабный ввод в эксплуатацию услуги ПД с «плоским тарифом» потребует определенного времени, чтобы процесс ее широкого использования стал устойчивым. Если тариф на доступ к услуге мобильной ПД останется высоким, например, из-за желания опе-
Ноябрь 2008 г.
53
а
раторов поскорее оправдать инвестиции в сетевую инфраструктуру, то весь процесс внедрения услуги мобильной ПД может занять около 15 лет.
Профиль будущего абонента мобильной связи
По данным аналитической компании Habbo, которая отслеживает активность абонентов в сетях мобильной связи свыше трех десятков стран мира, социальная группа в возрасте от 11 до 13 лет использует свои «мобильники» для доступа к связи, информации и развлечений. В то время как 88% пользователей этой группы регулярно связываются друг с другом с помощью традиционных SMS, 71% из них используют свои телефоны в качестве тр3-плее-ров, 70% - как цифровую фото- и видеокамеры, 64% - в качестве игрового устройства. Эти тинэйджеры, которые растут и развиваются с Интернетом и мобильными технологиями, через 10 лет приобретут реальную покупательскую способность и станут постоянными потребителями многофункциональных и «плоскотарифных» сервисов, обеспечивающих передачу речи, данных, музыки и видеоинформации. Кроме того, они захотят иметь возможность получать на выбор такие сервисы (часто оплачиваемые по «премиальным» тарифам), как эксклюзивное видео, хранилища информации и платные игры. Предоставленная недавно абонентам компании Vodafone UK возможность познакомиться с треками нового альбома рок-звезды Мадонны является хорошим примером таких эксклюзивных сервисов.
Инициативы в области мобильной коммерции, такие как PBM (Pay Buy Mobile), реализованные некоторое время назад на сетях GSM, уже приносят свои плоды. Пользователи теперь желают оплачивать любую покупку с помощью своих мобильных телефонов. Оплата деньгами выйдет из моды для тех, кто доверяет мерам по защите информации от хищений и несанкционированного доступа. Пользователи могут также захотеть получать объявления и спонсорские предложения, стимулирующие их к повышению активности. К примеру, компания Vodafone уже однажды заявляла, что часть выручки от размещения рекламы на своей сети она разделит с теми пользователями, которые соглашаются принимать ее рекламу. Такие пользователи должны оценить простоту «плоскотарифных» пакетов, получаемых от провайдера, приемлемость предлагаемой им рекламы и проникнуться доверием к его биллинговым отчетам. В то же время провайдеры, которые не смогут пре-
Век Качества N° 6
успеть во всех этих областях или не смогут разрешать возникающие проблемы оперативно и точно, очень быстро столкнутся с проблемой пользовательского сЬигп-эффекта.
Реакция операторов мобильной связи
Операторы сетей мобильной связи лучше других приспособлены к предложению мультисервисных продуктов, поскольку только они обеспечивают всему разнообразию современных телекоммуникационных сервисов свойство мобильности. Другие поставщики услуг - такие, как кабельные компании и поставщики доступа в Интернет по фиксированным линиям связи - могут выступать на рынке в роли «догоняющих» конкурентов, становясь операторами виртуальных сетей мобильной связи (МУЫО), перепродающими услуги мобильной связи своим пользователям.
Некоторые операторы мобильных сетей могут сознательно использовать стратегию «темной трубы» в своем бизнесе, снижая цены и повышая прибыль за счет розничной продажи каналов, трактов и эфирного времени клиентам с низкой платежной способностью, а также путем оптовой продажи сетевых ресурсов виртуальным операторам -МУЫО. Однако большинство операторов будет избегать товарных форм бизнеса за счет все большего расширения перечня услуг с добавленной стоимостью. Делается это на базе большого объема информации о своих пользователях. При сборе такой информации исходят из того, что каждая служба должна базироваться на контенте, мобильных коммерческих транзакциях пользователя, данных о его местоположении или коллективных потребностях в информации, если обслуживается группа пользователей.
При предоставлении таких услуг прибавочная стоимость будет создаваться среди широкого круга партнеров по бизнесу, что потребует соответствующих соглашений между ними о разделе сфер влияния для проведения взаиморасчетов. Например, некоторая, основанная на контенте услуга, содержащая музыку, потребует систему соглашений между провайдерами контента и его создателями, а также отчислений прибыли хранилищам музыкальных фондов и записывающим компаниям. Мобильная коммерция потребует заключения соглашений между магазинами, компаниями, обеспечивающими пользование кредитными картами и банками. Услуги, в основе которых лежит функция определения местоположения пользователя, потребуют заключения соглашения ме-
жду операторами и провайдерами услуг системы GPS (поставщиками электронных карт) или издателями справочников «желтые страницы».
Несмотря на необходимость наличия сложной системы менеджмента доходов при организации мультисервисных систем мобильной связи, успех каждой услуги на рынке зависит от простоты ее практического использования, ее соответствия запросам пользователей и уровня безопасности на сети.
Хорошим примером компании, создавшей услуги, отвечающие всем указанным выше требованиям, является компания EITC (Emirate Integrated Telecommunication
Company), которая пришла на рынок в начале 2007 г. со своим новым брендом «du». Степень охвата населения сетью компании составляет 120%, однако 30% своей абонентской базы она приобрела за 10 месяцев. Центральным направлением стратегии компании на этапе ее достаточно агрессивного старта на рынке является простота и удобство доступа в сеть. Это обеспечивает абонентам одновременно весь комплекс услуг triple play по фиксированным линиям (телефонию, Интернет, платное ТВ) и будущий пакет услуг мобильной связи, который прост не только в использовании, но и в оплате, поскольку для него формируется единый месячный счет. Кроме того, компания предлагает единый контакт пользователя с поставщиком услуг при необходимости их поддержания или возобновления.
Новый взгляд на биллинг
«Плоскотарифный биллинг» должен охватить большую часть таких услуг мультисервисного пакета, как телефония, передача данных, прослушивание музыки и просмотр видеопрограмм. Однако учет стоимости международных вызовов и вызовов с использованием роуминга вряд ли может быть включен в этот перечень, поскольку внешние ценовые факторы оказывают значительное воздействие на стоимость услуг в «домашней сети».
Новый расширенный перечень стоимостных показателей должен потребовать заключения соглашений между партнерами, включенными в процесс предоставления широкого перечня услуг с добавленной стоимостью, которые на текущий момент популярны на рынке. Кроме традиционных услуг в этот перечень должны войти также доступ к контенту, мобильная электронная коммерция и услуги, базирую щие ся на функции опр еделе-ния местоположения подвижного объекта.
Мобильная электронная коммерция в ближайшей перспективе станет для операторов исключительно важной услугой. Если операторы смогут установить и поддерживать доверительные «биллинговые отношения» со своими абонентами при использовании ими своих мобильных телефонов для оплаты покупок, то они добьются наибольшей популярности на рынке благодаря обмену информацией между пользователями и ощутимому росту объемов электронных операций в сфере розничной торговли. Эта услуга позволит операторам фиксировать и предсказывать традиционные расходы пользователей с той же степенью достоверности, которая сегодня достигается с помощью клубных карт.
Операторы мобильной связи, которые занимаются оптовой продажей эфирного времени и пропускной способности своих систем одновременно нескольким операторам виртуальных мобильных сетей (МУЫО), должны четко понимать, что требования к биллингу и к соглашениям по взаимным обязательствам необходимо корректировать и наращивать пропорционально расширению перечня услуг, предоставляемых МУЫО на арендуемых у операторов сетевых ресурсах.
Возможные проблемы в области биллинга
С какими проблемами биллинга столкнутся операторы мобильной связи в ближайшем будущем, и какими при этом должны быть требования к системам биллинга?
Многоядерный биллинг должен быть «плоскотарифным», но в то же
время рассчитан на широкий ряд премиальных тарифных статей, отличающихся от текущих значений тарифов. Поэтому необходима высокая гибкость биллинга для обеспечения простоты и прозрачности процесса формирования цен на услуги, включая использование плоских моделей премиальных цен, а также различных гибридных моделей цен и тарифов. Кроме того, поскольку перечень услуг, предлагаемых операторами на своих сетях мобильной связи, и сфера распространения этих сетей постоянно расширяются, операторы могут столкнуться с совершенно новыми типами рынков. Тарифная гибкость биллинга становится еще более важной для поддержки новых и перспективных сервисных пакетов и маркетинговых предложений, необходимых оператору для того, чтобы успешно конкурировать одновременно на нескольких разнотипных рынках.
В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что биллинг должен обеспечивать работу клиен-тов-спонсоров, клиентов-поставщи-ков рекламы, а также поддерживать специальные тарифы, учитывающие бренд клиента или его желание получать услугу упрощенным способом, например, нажатием одной клавиши.
Биллинг должен также иметь такую степень гибкости, которая соответствовала бы системам менеджмента всех партнеров по бизнесу, включая их системы поддержки процессов оптовой продажи сетевых ресурсов и эфирного времени. Биллинг должен поддерживать различные модели бизнеса МУЫО и, при необходимости, даже формировать отчеты о правах собственности своих клиентов.
Ценность клиентов и пользователей для операторов и провайдеров услуг со временем будет возрастать. В связи с этим возрастет значение систем абонентского обслуживания и появится необходимость в повышении уровня их интеллектуализации, особенно в целях ускоренного развития рынка услуг мобильной коммерции. Абоненту потребуется передавать информацию о ценах и затратах на эти услуги в реальном масштабе времени, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия их использования.
И тем не менее не означает ли широкое распространение «плоских тарифов» в телекоммуникационной сфере конец биллинга вообще, как непременной функции системы мобильной связи? Автор данной статьи дает на этот вопрос отрицательный ответ. Хотя при широком внедрении «плоских тарифов» на сетях мобильной связи количество транзакций, учитываемых биллинговыми системами, будет снижаться. Однако территории, на которых внедряются сервисы, контролируемые такими системами, будут расширяться вместе с ростом числа рынков, где операторы осуществляют свою деятельность.
Таким образом, рост количества новых игроков, ведущих активную конкурентоспособную деятельность на рынке, с одной стороны, и увеличение числа клиентов и пользователей с еще более сложными требованиями - с другой, придадут системам биллинга и абонентского обслуживания на сетях операторов мобильной связи еще большее значение.
По материалам журнала Vanilla Plus
ХРОНИКА 1 Новости компаний |
Ethernet-маршрутизаторы ECI Telecom удостоены премии Light Reading Ethernet-маршрутизаторы операторского класса (CESR) серии 9700 производства ECI Telecom были удостоены премии Light Reading Leading Lights'2008 в номинации «Лучший новый продукт». Эту престижную премию продукты серии 9700 получили как в высшей степени инновационные разработки, представляющие высокую ценность для поставщиков услуг при переходе к сетям нового поколения. Современное семейство 9000 Ethernet-маршрутизаторов и коммутаторов операторского класса - часть недавно представленной бизнес концепции 1 Net от компании ECI Telecom - предлагает операторам оптимальное решение операторского уровня для применения в городских сетях Ethernet. «Премия Leading Lights в номинации «Лучший новый продукт» является признанием инновационности, технологии и технического совершенства нашего продукта, - прокомментировал Рафи Маор, президент и генеральный директор ECI Telecom. - Продукты серии 9700 от компании ECI Telecom позволяют предоставлять высокорентабельные телекоммуникационные услуги нового поколения». Расширенный набор функций платформы позволяет поставщикам услуг развернуть экономически эффективную инфраструктуру городской сети операторского класса Carrier Ethernet для эффективного предоставления услуг на базе Ethernet и IP. Продукты серии 9700 были разработаны для предоставления услуг частным и корпоративным пользователям в городских базовых сетях. Серия 9700 сочетает в себе простоту использования транспортного уровня с надежностью операторского класса, обеспечивая максимальную плотность портов Gigabit Ethernet со скоростью, соответствующей среде передачи данных, и при этом соответствует требованиям по производительности и качеству предоставления услуг для городских сетей. Семейство 9000 управляется унифицированной многоуровневой системой управления LightSoft® ECI, предоставляя операторам простое решение для управления сетями на базе Ethernet. www.ecitele.com