Научная статья на тему 'Биллинговая система в развитии'

Биллинговая система в развитии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
608
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Богинский Дмитрий

Многочисленные рекламные слоганы гласят, что совершенство в простоте. Практически во всех сферах жизнедеятельности ключевым стало упрощение. Упрощение процессов, стилей, форм и т.д. На пути к простоте мы подчас сталкиваемся с тем, что все становится более сложным. В сегодняшнем меняющемся мире перемены это единственное, что является постоянным и неизменным. И если для абонентов результат этих перемен простота и удобство, то для провайдеров это, как правило, совсем наоборот…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биллинговая система в развитии»

Биллинговая система В РАЗВИТИИ

Самое лучшее из всех доказательств - это опыт.

Фрэнсис Бэкон

Дмитрий БОГИНСКИИ,

руководитель Дирекции программных решений Inline Telecom Solutions

Многочисленные рекламные слоганы гласят, что совершенство в простоте. Практически во всех сферах жизнедеятельности ключевым стало упрощение. Упрощение процессов, стилей, форм и т.д.

На пути к простоте мы подчас сталкиваемся с тем, что все становится более сложным.

В сегодняшнем меняющемся мире перемены - это единственное, что является постоянным и неизменным. И если для абонентов результат этих перемен - простота и удобство, то для провайдеров все как раз совсем наоборот...

Биллинговая система на фоне эволюции телекоммуникационного рынка

Еще 20 лет назад сфера телекоммуникаций в России была представлена единственным оператором связи. Сегодня ландшафт телекома значительно изменился — от запуска беспроводных сетей и демонополизации рынка до продолжающегося появления различных технологий передачи данных, голоса и видео. Но и в XXI веке некоторые провайдеры услуг связи еще пытаются работать, используя бизнес-процессы прошлого столетия, поскольку они не перестроили свою работу кардинальным образом, а произведенные изменения заключаются лишь в освоении новых технологий и развертывании новых видов сетей, что в свою очередь не может не сказаться на их финансовых показателях.

Что же сейчас происходит в бизнесе современных российских провайдеров услуг связи? Наблюдается повсеместная конвергенция — видов связи, услуг, способов оплаты; изменение инфраструктуры; расширение деятельности и освоение новых ниш, например, операторы фиксированной и мобильной связи начали осваивать ТВ-услуги, Интернет-провайдеры предоставляют услуги телефонии и видео и т.д. Телекоммуникационный рынок эволюционирует...

Трансформация существующих бизнес-моделей и выбор актуальной стратегии для развития бизнеса с учетом мировых стандартов стало важной задачей для российских провайдеров услуг связи. Об этом свидетельствовал и прошедший в Москве в октябре Восточно-Европейский региональный саммит Те1еЕуо 2007, на котором активно обсуждались мировые стандарты отрасли N0088.

Происходящая в настоящий момент эволюция отрасли требует от российских игроков рынка телеком-

муникации миграции в сторону новых бизнес-процессов, в основе которых лежат современные предпочтения и требования клиентов. Изменение бизнес-модели оказывает влияние в первую очередь на то, как проваИдер услуг связи взаимодействует с клиентами и поставщиками, как это взаимодействие автоматизируется в биллинге, CRM и ERP. И если данные приложения не будут адаптированы к изменениям, которые необходимо произвести во взаимоотношениях с клиентами (оплата, поддержка, бонусы), то никакие новые бизнес-модели не могут быть эффективно внедрены. А без них не может быть и речи об эффективном выполнении бизнес-стратегии. Несмотря на то что в различных регионах и странах существуют разные бизнес-модели, провайдеры услуг связи по всему миру сталкиваются с одинаковыми проблемами. Чтобы повысить доходы, они должны добиться лояльности клиентов и увеличить клиентскую базу. Сейчас основой построения взаимоотношений с клиентом и предложения разнообразных услуг, способных удовлетворить его индивидуальные потребности, является наличие полной информации об абоненте и возможность анализировать его данные.

Развитие технологий и насыщение российского рынка услуг связи определили необходимый минимум востребованных и прибыльных услуг, к которым можно отнести:

доступ в Интернет по широкополосным каналам (Ethernet, DSL, Wi-Fi, WiMAX), в том числе с использованием интеллектуальных шлюзов выбора услуг (например, на основе технологии Cisco ISG/SSG);

доступ в Интернет по выделенным линиям (ISDN); виртуальные частные сети (VPN);

Общая модульная структура АСР «Билл-Мастер»

SS телефония общего пользования (ТфОП);

SS передача голосовых сообщений по протоколу IP (VoIP);

SS доступ в Интернет по коммутируемым каналам связи (Dial-Up); SS электронная почта, веб-хостинг, службы сервиса и развлечений. Инновационные технологии и растущий интеллектуальный потенциал сетевых устройств приводят к появлению новых сервисов. В настоящее время формируется устойчивый спрос на услуги в следующих направлениях:

^двусторонняя передача видео по протоколу IP (Video IP-телефония); ^ IPTV;

SS наложенные цифровые телефонные сети;

SS виртуальные центры обработки звонков (bitmap Call Center);

SS беспроводные сети Wi-Fi с возможностями роуминга;

SS контент-портал, который обеспечивает доступ к разнообразному мультимедийному контенту. Наличие только широкого перечня услуг - лишь один из факторов успешной деятельности телекоммуникационной компании. Необходимым условием является также гибкость бизнеса провайдера услуг связи, быстрое и эффективное реагирование на внешние изменения. И здесь ключевую роль играет биллинговая система, а именно возможности ее развития.

Исторически биллинг обеспечивал бэк-офис-поддержку. Сейчас эта функциональность реализуется в первую очередь, и с ее помощью провайдеры услуг связи выполняют регистрацию клиентов, учет финан-

совых средств, авторизацию, тарификацию и автоматическое управление доступом. Однако этим применение АСР, безусловно, не ограничивается. Современные системы позволяют учитывать обращения клиентов в сервисную службу, следить за свободными ресурсами сетевых устройств, а также могут интегрироваться с программами бухгалтерского учета и другими внешними системами. Словом, современные биллинговые системы нацелены на весь комплекс организационно-учетных задач, как основных, так и вспомогательных.

Чтобы осуществлять непрерывную операционную деятельность и быть конкурентоспособным, провайдеру услуг связи необходимо следить за тенденциями развития систем и технологий в области

Ноябрь 2007 г. 55

с с с

л

предоставления телекоммуникационных услуг. Такие тенденции должен отслеживать разработчик АСР и учитывать их при функциональном развитии системы. К тому же, принимая во внимание тот факт, что с момента инициации какого-либо усовершенствования до его коммерческого внедрения может пройти несколько месяцев или даже лет, такая разработка должна быть проактивной. Иными словами, успешный оператор связи должен предвосхищать появление и развитие новых технологий, чтобы к моменту их внедрения иметь готовые решения, построенные на их базе.

Биллинговая система «Билл-Мас-тер» как раз и возникла в русле тенденций развития рынка услуг связи конца прошлого века.

История появления АСР «Билл-Мастер»

За 8 лет с момента появления системы «Билл-Мастер» было осуществлено более 180 внедрений в России, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья. Помимо постоянной работы над улучшением качества кода и планового развития функциональности, в системе было реализовано множество изменений и дополнений, ставших ответом на реальные потребности клиентов. И в этом смысле по усовершенствованиям, которые всегда отличают одну версию «Билл-Мас-тер» от другой, можно судить о появлении новых тенденций на рынке телекоммуникаций и об эволюции потребностей провайдеров услуг связи.

Вообще, появление сложных коммерческих биллинговых решений было связано с активным применением цифровых технологий в сфере телекоммуникаций. Требовались надежные инструменты отслеживания и регистрации растущих объемов трафика, передаваемого по сетям связи, и на начальном этапе созданием биллинговых систем занимались сами провайдеры связи. Однако при таком подходе у них постоянно возникали различные сложности, связанные с развитием и сервисным сопровождением системы и сопряжением различных биллинговых систем (а фактически принципов учета и тарификации трафика) между провайдерами услуг связи и их партнерами (другими операторами связи).

Все это привело к появлению тиражируемых биллинговых систем, производством которых всерьез занялись компании-разработчики. В их основу были положены общие требования, предъявляемые к автоВек Качества N° 6

матизированным системам расчета. Такие системы после установки и настройки достаточно легко подстраивались для работы в различной сетевой инфраструктуре провайдера связи. Рынок биллинговых систем находился на стадии становления, и в 1999 г. компания INLINE Technologies приняла решение о разработке собственной биллинговой системы для рынка телекоммуникаций - АСР «Билл-Мастер». Она была предназначена для тарификации предоставляемых операторами связи телекоммуникационных услуг, таких как: доступ к сети Интернет по коммутируемым линиям (dial-up), выделенным линиям, телефонная и голосовая связь по IP-каналам, телематические услуги (размещение вебстраниц, работа с электронной почтой).

Функциональная основа исходной версии системы «Билл-Мастер» была несложной и включала в себя: SS автоматизацию процесса подсчета трафика, передаваемого по каналам связи;

SS расчет стоимости предоставленных услуг независимо от их типа и объема;

SS интеграцию информации об оказанных услугах с финансовыми системами.

Этапы развития АСР «Билл-Мастер»

Давайте рассмотрим, какие этапы развития проходила система и как менялась ее роль в деятельности провайдеров услуг.

v.1, 10/1999. Начало основных работ по разработке биллинговой системы «Билл-Мастер», предназначенной для тарификации типовых телекоммуникационных услуг операторов связи.

v.2, 06/2000. Версия отличается усовершенствованной функциональностью, связанной с тарификацией соединений по выделенным и коммутируемым линиям. Добавлены модули: тарификация VoIP, модуль дилеров карт, SSG (Service Selection Gateway), на базе которого операторы могут обеспечивать высокую гибкость предоставляемых сервисов вплоть до создания интерактивных порталов с новыми видами услуг и возможностями, обеспечиваемыми системой биллинга. Выполнена локализация на английский язык.

v.3, 07/2004. По сравнению с предыдущей версией здесь значительно переработан дизайн клиентского и администраторского интерфейсов. Получили развитие функции администрирования, касающиеся ролей операторов и сотрудников, а также модуль SSG. Повышена производительность биллинга за счет изменения организации данных вну-

три системы. Добавлены модули: инвентаризации (учета) логических и физических ресурсов сетевой инфраструктуры, модуль доступа к Multicast IPTV. Появились новые возможности для оператора в области маркетинга и бонусных программ.

v.4, 11/2006. Появилась возможность настройки клиентской информации, произвольной агрегации CDR-пакетов, гибкой идентификации абонентов ТфОП. Обновлены возможности интеграции с внешними финансовыми системами. Именно на этом этапе было принято принципиальное решение «заморозить» развитие системы сразу по двум направлениям (с поддержкой СУБД MySQL и СУБД Oracle) и сосредоточиться только на развитии направления с СУБД Oracle. Это позволило перераспределить ресурсы, уменьшив объем разрабатываемого и поддерживаемого кода, реализовать в системе поддержку механизма Oracle binding, в результате чего существенно увеличилась скорость обработки запросов к СУБД со стороны приложений системы, и тем самым повысилась производительность при предоставлении Prepaid-услуг.

v.4.2, 07/2007. В последней версии значительно расширена функциональность в области взаимоотношений с клиентами. С ростом абонентской базы и появлением новых типов услуг основными требованиями провайдеров услуг связи становятся производительность и отказоустойчивость биллинговой системы, которым и было уделено особое внимание при разработке данного релиза: повышена отказоустойчивость RADIUS-сервера, увеличена производительность для ISG/SSG и улучшен механизм обработки и агрегации CDR-пакетов. Реализована интеграция с платежными системами (ASSIST, CyberPlat, ОСМП, Элекснет и др.).

В настоящий момент проходит сертификация недавно разработанной пятой версии АСР «Билл-Мас-тер», которая значительно отличается от всех своих предшественниц. В процессе ее разработки был учтен эксплуатационный опыт таких компаний, как «Центртелеком», «ЮТК», «МТТ», «Узбектеле-ком», «Молдтелеком», «Башинформсвязь» и др. В пятой версии будет представлен обновленный эргономичный интерфейс и принципиально новые функциональные возможности, в полной мере соответствующие тенденциям развития телекоммуникационного рынка. Результатом кропотливой работы разработчиков над пятой версией станет бо-

лее высокии уровень качества кода, надежности и отказоустойчивости системы.

Зачем провайдеру услуг связи АСР «Билл-Мастер»?

Сейчас на российском рынке телекоммуникационных решений существует достаточно ограниченное число серьезных биллинговых систем, которые стабильно и динамично развиваются. В процессе выбора биллингового решения перед провайдером услуг связи возникают вопросы: будет ли система соответствовать его индивидуальным потребностям, и какие выгоды он получит после ее внедрения?

Во-первых, «Билл-Мастер» — это система, которая предоставляет полный набор функциональных возможностей, необходимых современному оператору связи в процессе управления телекоммуникационными ресурсами и оборудованием, финансами и договорными отношениями.

Во-вторых, АСР «Билл-Мастер» функционирует на UNIX-подобных операционных системах и использует зарекомендовавшие себя СУБД — Oracle и MySQL, что обеспечивает высокий уровень надежности. Поскольку биллинговая информация в систему поступает по протоколу RADIUS и в виде CDR-пакетов, то для повышения отказоустойчивости RADIUS-сервера и обеспечения надежного биллинга в целом в «Билл-Мастер» реализована классическая модель протокола связи между RADIUS-серверами

Master/Slaver. Надежность системы также обеспечивается за счет применения технологий горячего резервирования (Oracle StandBy), многоуровневой системы дублирования и резервного копирования, что гарантирует оперативное восстановление данных при возникновении внештатных ситуаций. Благодаря реализованному механизму контроля работоспособности «Билл-Мастер» в режиме реального времени осуществляется проверка не только на работоспособность системы в целом, но и на правильность конкретных действий.

В-третьих, благодаря модульной структуре «Билл-Мастер» провайдер услуг связи может сформировать и развернуть решение, соответствующее его уникальным требованиям, а по мере роста бизнеса подключать необходимые модули без остановки работы всей системы. Кроме того, модульность системы позволит провайдеру услуг связи любого уровня с различными финансовыми возможностями оптимизировать расходы на ее приобретение системы. Экономия за счет неиспользуемых модулей снижает стоимость системы.

Век Качества N° 6

В-четвертых, в области взаимоотношений с клиентами в «Билл-Ма-стер» предусмотрен широкий спектр инструментов для выстраивания эффективных отношений с клиентами и поддержания их лояльности. Это достигается, в том числе, за счет мультивалютности (возможности оперировать с несколькими валютами); многоязычной поддержки интерфейсов администратора, оператора и клиента (обеспечение одновременного доступа к системе пользователей на разных языках); интеграции с внешними платежными системами и соответствующих модулей системы.

В-пятых, в процессе реализации биллингового решения у провайдера услуг связи могут возникнуть дополнительные требования и задачи. Благодаря возможностям операционной системы и открытому коду в случае возникновения подобных запросов система может быть легко доработана и, таким образом, провайдер услуг связи получит решение, которое будет соответствовать его индивидуальным бизнес-процессам.

Последнее и, пожалуй, самое важное — при расширении деятельности провайдера услуг связи масштабируемость биллинговой системы является одним из основных требований к системе управления сетевой инфраструктурой. Реализованная в «Билл-Мастер» возможность использования распределенной схемы вычислений позволяет наращивать вычислительные мощности, а также вводить в действие новые услуги, не останавливая ни на минуту работу системы. В результате такого подхода система может быть оптимальным решением для поставщиков телекоммуникационных услуг и с централизованной, и с территориально распределенной структурой.

Эволюция системы в рамках конкретного проекта

Для примера рассмотрим следующую ситуацию: заказчик Х имеет географически распределенную структуру (8 филиалов в разных городах), его операционная деятельность включает в себя несколько направлений предоставления услуг, отличающихся способом передачи информации, которые обрабатываются и тарифицируются различными биллинговыми системами; ему необходимо комплексное биллинговое решение с конвергентной биллинговой системой в основе, которая была бы совместима с существующими у провайдера системами и оборудованием и обеспечила бы быстрый вывод на рынок новых услуг.

Определение требований

Реализация любого проекта по разработке и внедрению сложных программно-аппаратных решений начинается с определения четких требований к ПО и оборудованию. В рассматриваемом примере одно из требований — использование относительно «сырой» технологии на базе С^со КС. Следующее требование к разрабатываемой системе — корректный переход с существующих систем на новое (разрабатываемое и внедряемое) решение.

Учитывая, что главное условие — сохранение целостности бизнеса, такой переход потребует полномасштабной миграции данных в ранее использовавшихся биллинговых системах. В нашем примере задача усложняется, поскольку необходимо осуществить миграцию с разнообразных, не совместимых между собой биллинговых систем в новый формат, соответствующий разрабатываемому комплексному решению.

В сетевой инфраструктуре современного оператора связи функции биллинговой системы все больше переплетаются с общим решением поддержки операционной деятельности и принятием бизнес-решений (OSS/BSS). Это означает, что биллинговая система не является самостоятельным элементом в рамках операционной деятельности оператора связи, а представляет собой неотъемлемую часть всего интегрированного решения. Такое использование биллинговой системы соотносится с задачей ее интеграции с различными внешними системами.

Планирование

Определившись с требованиями, переходим к следующему этапу -планированию. Реализация рассматриваемого проекта включает в себя все основные стадии проектного управления - планирование, дизайн/проектирование, разработка, тестирование/отладка. Но в нашем примере ко всем этим процессам предъявляются более строгие и расширенные требования, обусловленные территориально распределенной структурой провайдера.

На этапе планирования решения определяются все основные требования к функциональности системы (требуемый набор подключаемых модулей), а также к программно-аппаратному окружению, в котором эта система будет функционировать. Суть этих требований описана выше.

Реализация проектов подобного уровня сложности требует значительного времени. Что касается рассматриваемого примера решения, то на первом этапе требуется обеспечить интеграцию разрабатывае-

мой системы с существующей инфраструктурой провайдера услуг связи. По мере развития бизнеса его инфраструктура будет неизбежно усложняться и расти, и через некоторое время появится довольно большое количество разрозненных систем, которые совместно поддерживают операционную деятельность предприятия. Обеспечение корректного сопряжения вновь разрабатываемой системы с уже существующими решениями является одной из наиболее сложных и важных задач.

На следующем этапе требуется обеспечить надежность эксплуатации разрабатываемой системы, то есть четкую и корректную работу системы тарификации, реализованной в биллинговом решении на базе АСР «Билл-Мастер».

И в рамках третьего этапа рассматриваемого нами примера решения проводится работа над внутренним функционалом системы, а именно:

^ доработка решения под конкретные требования заказчика;

^ редизайн архитектуры системы, если это необходимо в рамках выбранного решения;

^ тщательная переработка таблиц базы данных/кода с учетом тех данных, с которыми будет работать система в данном контексте (в существующей инфраструктуре заказчика).

Дизайн/проектирование

После этапа планирования переходим к дизайну разрабатываемой системы, то есть к ее архитектурному решению, который включает в себя:

^ подготовку архитектурных решений системы и организацию данных для всех групп работ;

^ определение рабочих требований к тарификаторам: 1) необходимость резервирования; 2) повышенная производительность системы, которая реализуется через организацию распределенной обработки данных;

^ разработка тестового стенда с целью доработки разрабатываемого ПО для оборудования, используемого в сетевой инфраструктуре заказчика.

Разработка На данном этапе кроме внедрения и подключения модулей процесс разработки включает в себя и доработку партнерских систем, чтобы обеспечить полномасштабную эксплуатацию всего интегрированного решения. В разрабатываемой системе необходимо также обеспечить поддержку агентских схем тарификации.

Тестирование

Взаимодействие программистов и инженеров при выполнении инсталляционных работ позволяет тестировать и моделировать работу системы во время лабораторных испытаний проекта, что положительно сказывается на сроках внедрения системы у провайдера услуг связи.

Перед внедрением любое разрабатываемое решение проходит стадию комплексного и полномасштабного тестирования.В рамках рассматриваемого примера проекта выполняется модульное тестирование, интеграционное тестирование и системное тестирование.

Модульное тестирование выполняется на уровне отдельно взятых модулей, функций или классов. Цель модульного тестирования состоит в выявлении локализованных в моду-

ле ошибок реализации алгоритмов, а также в определении степени готовности системы к переходу на следующий уровень разработки и тестирования.

Интеграционное тестирование -это тестирование части системы, состоящей из двух и более модулей. Основная задача интеграционного тестирования - поиск дефектов, связанных с ошибками в реализации и интерпретации интерфейсного взаимодействия между модулями.

Системное тестирование рассматривает тестируемую систему в целом и оперирует на уровне пользовательских интерфейсов. Основная задача системного тестирования состоит в выявлении дефектов, связанных с работой всей системы в целом, позволяя обнаружить и исправить следующие ситуации: неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство в применении и т.п.

Поддержка

После ввода системы в эксплуатацию осуществляется ее сервисная поддержка в удобном для провайдера услуг связи режиме.

Таким образом, как видно из выше описанного примера реализации биллингового решения, система развивается в соответствии с требованиями провайдера услуг связи. В результате провайдер услуг связи использует систему, которая не только отвечает его требованиям и задачам, но и учитывает его уникальные бизнес-процессы и специфику.

Компания-разработчик АСР «Билл-Мастер» - Inline Telecom Solutions

В 2006 г. департамент телекоммуникационных решений INLINE Technologies в рамках реструктуризации выделен в отдельную компанию Inline Telecom Solutions.

INLINE Technologies образована в 1999 году и на сегодняшний день является одной из крупнейших компаний на российском рынке системной интеграции.

Inline Telecom Solutions - разработчик и поставщик решений для операторов связи, занимает лидирующие позиции в области построения и сопровождения телекоммуникационных систем для операторов связи и провайдеров услуг.

Профильными заказчиками Inline Telecom Solutions являются операторы фиксированной, мобильной, беспроводной и спутниковой связи, а также поставщики услуг центров обработки данных и контент-услуг.

Основу решений Inline Telecom Solutions составляют: магистральные и транзитные сетевые инфраструктуры; системы проводного и беспроводного широкополосного доступа; интеллектуальные сети нового поколения (NGIN); платформы доставки услуг; центры обработки данных; системы поддержки

эксплуатации (OSS); специализированные инженерные системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельное направление деятельности Inline Telecom Solutions - разработка биллинговых решений на базе собственной конвергентной АСР «Билл-Мастер».

Команда Inline Telecom Solutions - более 120 профессиональных и талантливых людей, большинство из которых сертифицированы такими организациями, как: Cisco Systems, Juniper Networks, Sun Microsystems, Oracle, Amdocs Ltd., RAD Data Communications, Siemens, Lucent Technologies, AT&T, Samsung, ZTE, Audio Codes, Veraz Networks, Expand Networks, Nokia, Scopus Video Networks.

Inline Telecom Solutions обладает одной из крупнейших в России интеграционных лабораторий, в которой сосредоточено самое современное оборудование. На ее базе осуществляется разработка АСР «Билл-Мастер» и тестирование системы на совместимость с оборудованием различных производителей, а также моделирование и демонстрация решений, состоящих из оборудования и ПО различных производителей.

с с с

Ноябрь 2007 г. 59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.