МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
Перспективы торгово-экономического партнерства и валютно-платежного альянса стран — членов БРИКС как факторы нового мирового валютно-финансового режима
СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Генеральный директор Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук
Создание новых мировых финансовых институтов свидетельствует об изменении баланса сил в мировой финансовой системе. Наиболее динамично развивающиеся государства БРИКС накопили значительные ресурсы для самостоятельного инициирования создания межрегиональных финансовых институтов, способных своевременно и эффективно реагировать на негативные изменения глобальной конъюнктуры. Фонд международного резерва БРИКС и Новый Банк развития БРИКС были созданы 16 июля 2014 года по итогам саммитов между Бразилией, Россией, Индией, Китаем, ЮАР за счет золотовалютных ресурсов стран — членов БРИКС. Создание межгосударственных валютно-кредитных институтов БРИКС можно расценивать как важный этап в направлении реформирования мировой валютно-финансовой системы, о необходимости которого говорили на протяжении последних лет ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АТЭС и др.
Ключевые слова: новые мировые валютно-финансовые институты, баланс сил в мировой финансовой системе, государства БРИКС, валютные ресурсы для самостоятельного инициирования создания межрегиональных финансовых институтов.
Prospects of trade and economic partnership and currency-pay alliance of countries-members BRICS as factors of the new world currency-financial mode
STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH
General Director of LLC «Institute of the CIS security», candidate of legal sciences
Abstract: Creation of new world financial institutes testifies to the change of balance of powers in the world financial system. Most dynamically developing states BRICS accumulated considerable resources for independent initiation of creation of interregional financial institutes capable in good time and effectively to react on the negative changes of the global state of affairs. Fund of international reserve BRICS and New Bank of development BRICS were created on July, 16 2014 on results summits between Brazil, Russia, India, China, Republic of South Africa due to the currency - financial resources of countries-members BRICS. Created intergovernmental currency-credit institutes BRICS it is possible to consider as the important stage in the direction of reformation of the world currency-financial system, about the necessity of that talked during the last years of EAEU, SOC, BRICS, APEC.
Key words: new world currency-financial institutes, balance of powers in the world financial system, states BRIX, currency resources for independent initiation of creation of interregional financial institutes.
22
№1 2015
В противовес МВФ развиваются новые организационно-правовые формы международного, межрегионального, регионального и интеграционного сотрудничества государств по реформированию и развитию мировой валютной системы и обеспечению эффективности международных и национальных валютно-финансовых систем. Повышается роль ЕАЭС, БРИКС, ШОС, АТЭС и других организаций регионального международного сотрудничества в развитии мирового сектора валютно-кредитных связей. Идет расширение сферы регулятивного воздействия экономико-правовых норм и принципов международного финансового сотрудничества государств.
В этой связи актуально создание Нового банка развития БРИКС и Фонда международных резервов БРИКС как стадия формирования новой мировой валютно-финансовой системы. Позитивны итоги унификации норм в финансовом секторе в рамках таможенного и валютного союза ЕАЭС, основные акты и соглашения. Влияние интеграционных норм валютного контроля и регулирования финансовых рынков на совершенствование норм российского финансового права Международно-правовые основания гармонизация национальных финансово-правовых норм государств ЕАЭС о платежных системах.
Как сказал в своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г. Президент РФ В.В. Путин: «Наша цель - приобрести как можно больше равноправных партнеров: как на Западе, так и на Востоке. Будем расширять свое присутствие в тех регионах, где сейчас набирают силу интеграционные процессы, где не смешивают политику и экономику, а, наоборот, снимают барьеры для торговли, для обмена технологиями и инвестициями, для свободного передвижения людей. С 1 января 2015 года в полном объеме начнет работать Евразийский экономический союз. В чем его базовые принципы? Напомню. Прежде всего, это равноправие, прагматизм и взаимное уважение. Это сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета всех
стран-участниц. Убежден, что тесная кооперация станет мощным источником развития для всех участников Евразийского союза»1.
В Мехико 25-26 февраля 2012 года министрами финансов «Группы-двадцатки» была обсуждена идея создания отдельного собственного межгосударственного банка, который бы на фоне проблем в еврозоне стал бы «страховым резервом» и обслуживал бы интересы стран БРИКС.
Фонд международного резерва БРИКС и Новый Банк развития БРИКС (ФМР БРИКС и НБР БРИКС) были созданы 15-16 июля 2014 года по итогам саммитов между Бразилией, Россией, Индией, Китаем, ЮАР за счет золотовалютных ресурсов стран - членов БРИКС в объеме около 200 млрд долларов, включая долговые ценные бумаги США (валютные ценности), выпущенные под гарантии МВФ и ФРС США, находящиеся во владении и доверительном управлении стран -членов БРИКС.
Создание межгосударственных валютно-кредитных институтов БРИКС можно расценивать как важный этап в направлении реформирования мировой валютно-финансовой системы, о необходимости которой говорили на протяжении последних лет G20, БРИКС, АТЭС и проч.
Эти межгосударственные финансовые институты направлены на осуществление финансирования экономических интересов быстроразвивающихся государств БРИКС. Поскольку в Между-
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.
23
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЕВРАЗИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ: ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА, ПРАВО
народном валютном фонде и Всемирном банке недостаточно «механизмов согласования интересов» новых экономически быстроразвивающихся государств БРИКС, создание НБР БРИКС и ФМР БРИКС базируется на договоренностях 20112014 годов относительно необходимости усиления между банками развития и внешнеэкономической деятельности стран БРИКС дальнейшего взаимодействия.
Соглашения стран - членов БРИКС в валютной сфере предусматривают: 1) предоставление в национальной валюте кредитных линий: 2) последующее финансовое сотрудничество на финансовых рынках, рынках валюты и капиталов стран - участниц БРИКС; 3) заключение отдельных двусторонних договоров, которые регламентируют использование и лимиты кредитных линий, а также обслуживание кредитных линий в национальных валютах стран - членов БРИКС.
Между РФ и КНР уже действует двустороннее соглашение о валютно-финансовых расчетах «рубль-юань» во внешней торговле и на организованных торгах ММВБ. В настоящий момент на долю стран БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, приходится 42 процента населения и около 14,6 процента мирового ВВП. Согласно оценке Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, размер международных резервов по отношению к объему внешнего долга составляет: в Китае - 645 процентов, в России - 100 процентов, в Бразилии - 94 процента и в Индии - 83 процента.
Бразилия, Китай, Индия, Россия и ЮАР определили параметры регионального антикризисного фонда, в который центробанки стран - участниц БРИКС могут выделить до 240 млрд долларов. Фактически это - альтернатива МВФ и Всемирному банку или эффективная попытка их реформирования. Эти деньги будут использованы в случае дефицита краткосрочной ликвидности в странах - участницах соглашения. Страны БРИКС выступают за расчеты в американских долларах, использование механизма специальных прав за-
имствования (SDR - искусственное платежное средство взаимных расчетов), использование доллара США или других валют из золотовалютных резервов, средств в национальных валютах стран БРИКС. На финансирование из Фонда международного резерва БРИКС (ФМР БРИКС) смогут претендовать государства, которые столкнутся с дефицитом платежного баланса, путем использования механизма взаимного кредитования. Средства в качестве кредитных линий предоставляются в «непредвиденных случаях» по схеме, которая используется в Международном валютном фонде.
ФМР БРИКС может быть сопоставим с Антикризисным фондом Китая, Японии, Южной Кореи и стран АСЕАН, который был создан в мае 2000 года странами группы «АСЕАН плюс 3». Это система двусторонних «валютных свопов», которая изначально опиралась на договоренности между центральными банками стран - участниц АСЕАН при возможности обмена национальных валют по фиксированному курсу.
Создание новых мировых финансовых институтов свидетельствует об изменении баланса сил в мировой финансовой системе. Наиболее динамично развивающиеся государства БРИКС накопили значительные ресурсы для самостоятельного инициирования создания межрегиональных финансовых институтов, способных своевременно и эффективно реагировать на негативные изменения глобальной конъюнктуры. По данным Всемирного банка, совокупный объем международных резервов Нового банка пяти стран БРИКС составил почти 6 трлн долларов. МВФ уже не способен оказывать эффективное противодействие попыткам создания отдельными государствами на региональном и межрегиональном уровнях дополнительных механизмов страхования рисков от возможных финансовых катастроф.
После азиатского финансового кризиса 19971998 гг. инициатива Японии по созданию Азиатского валютного фонда (АВФ) подверглась резкой критике со стороны МВФ и администрации США. «Глобальными» БР БРИКС и ФМР БРИКС на-
24
№1 2015
звать сложно, поскольку их учредителями выступают исключительно пять наиболее динамично развивающихся стран БРИКС, но эти межрегиональные финансовые структуры направлены на формирование новой многоуровневой мировой финансовой системы, включающей в себя как традиционные глобальные финансовые институты (МВФ и ВБ), так и региональные и межрегиональные финансовые институты.
При успешном функционировании нового фонда объемы средств, которые государства-учредители смогут получить на восстановление финансовой стабильности, будут значительно превосходить средства, которые потенциально может предоставить в аналогичной ситуации МВФ. Доступ к ним будет намного проще, кроме того, для их получения государствам-учредителям не придется брать на себя обязательство проводить навязанную извне экономическую политику.
Кроме Соглашения о создании Нового банка развития, в ходе шестого саммита стран БРИКС в июле 2014 года были подписаны следующие документы:
1) Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, основной задачей которого является предоставление финансовой поддержки странам-членам в условиях возникновения краткосрочных проблем с ликвидностью. Первоначальный размер пула составит 100 млрд долларов, из которых 41 млрд долларов будет внесен Китаем, равные доли в размере 18 млрд долларов вложат Бразилия, Россия и Индия, а остав-
шиеся 5 млрд долларов капитал пула добавит ЮАР. Стороны смогут воспользоваться ресурсами пула в следующих объемах: Китай - в размере 50% от вложенного капитала, Бразилия, Россия и Индия - в размере 100% от инвестированных средств, а ЮАР - в двукратном размере от внесенной суммы.
2) Соглашение о сотрудничестве в области инноваций, заключенное между банками развития стран БРИКС (Внешэкономбанк - с российской стороны) с целью стимулирования взаимодействия между странами по вопросам реализации инновационных проектов. Оно предполагает обмен информацией между институтами пяти стран о развитии методов и форм финансовой поддержки инновационных проектов, а также софинансирование инициатив, реализация которых представляет непосредственный интерес для двух или более стран БРИКС.
3) Протокол о намерениях между экспортными кредитными и страховыми агентствами стран БРИКС (представителем России выступает Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций - ОАО «ЭКСАР»), направленный на развитие торгово-экономических связей между участниками объединения, а также поддержку реализации совместных проектов в третьих странах. Как и соглашение между банками развития, данный протокол предполагает обмен информацией между агентствами в области финансирования экспорта и инвестиций национальных компаний.
25