Научная статья на тему 'О перспективах перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС'

О перспективах перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БРИКС / ВАЛЮТА / ТОРГОВОЕ И ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НОВЫЙ БАНК РАЗВИТИЯ БРИКС / ПУЛ РЕЗЕРВНЫХ ВАЛЮТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаретян Сергей Рубенович

В статье анализируются перспективы перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС в контексте состоявшихся и перспективных направлений торгово-экономического и валютно-финансового сотрудничества стран БРИКС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаретян Сергей Рубенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROSPECTS OF TRANSITION TO SETTLEMENTS IN NATIONAL CURRENCIES IN THE BRICS

The article analyzes the prospects of transition to settlements in national currencies in the BRICS in the context of established and promising areas of trade, economic and monetary cooperation of BRICS countries.

Текст научной работы на тему «О перспективах перехода на расчеты в национальных валютах в рамках БРИКС»

УДК 339 С.Р. Назаретян

О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕХОДА НА РАСЧЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТАХ В РАМКАХ БРИКС

Sergey Nazaretyan

Основной из идеологем функционирования БРИКС является стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру современного мира. Одной из важных предпосылок интеграции в рамках БРИКС является то, что существующая валютно-финансовая система в лице глобальных организаций (МВФ, группа Всемирного банка, ВТО) не отражает динамику роста стран БРИКС.

Так, одна из целей МВФ состоит в том, чтобы приспособить квоты своих государств-участников к ролям, которые они играют в мировой экономике. Совокупная квота стран БРИКС в МВФ составляет 11,51 %, совокупная доля голосов - 11,02 % [2], причем каждый из этих показателей в полтора раза меньше, чем квота и голоса США. Отсюда следует признать, что БРИКС сегодня играет намного более значимую роль в мировой экономике, нежели это отражено в квотах стран-членов БРИКС в МВФ. То же касается Всемирного банка. Спустя почти 70 лет после того, как Всемирный банк появился, США все еще поддерживают свое положение лидерства, основанное на факте, что это играло ведущую роль в своем фонде и продолжает быть самой сильной экономикой в мире. В большинстве организаций Всемирного банка БРИКС представлена не больше, чем 10 % голосов.

Следует признать, что интеграция развивающихся экономических систем в три крупнейших учреждения мировой экономики происходит намного более медленно, чем их интеграция в мировую экономику [4]. Россия, как и ее партнеры по БРИКС, заинтересована в последовательном реформировании глобальной системы резервных валют, в том числе в расширении состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР), изменении роли СДР в мировых финансах, изменении структуры валютных резервов [1, с. 231].

Принятая на VI саммите БРИКС Форталезская декларация провозгласила следующие инициативы, очень важные в свете рассматриваемой нами проблематики.

1. Заключено Соглашение о создании Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов. Первоначальный объявленный капитал Банка составит 100 млрд долл. США. Его первоначальный подписной капитал будет составлять 50 млрд долл. США и будет поровну распределяться между представителями Банка.

2. Подписан Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, первоначальный размер которого составит 100 млрд долл. США. Этот Пул, как указано в Декларации, будет играть позитивную роль страхового механизма, помогать странам избегать краткосрочных проблем с

© Назаретян С.Р., 2015

Финансовый менеджмент

ликвидностью и способствовать углублению сотрудничества между странами БРИКС, а также поможет укрепить глобальную систему финансовой безопасности и станет важным дополнением к существующим международным механизмам.

Государственной Думой РФ принят закон о ратификации соглашения по созданию банка развития стран БРИКС. В законе о федеральном бюджете на 2015 г. уже заложены средства для внесения в капитал банка, предполагается, что Россия внесет в капитал создаваемой организации 2 млрд долл. США в течение семи лет. Данный проект уже стал предметом исследований в зарубежной экономической науке [2]. Так, предметом анализа уже стали размер и качество капитала, качество кредитного портфеля, степень фнансовой «изощренности» используемых инструментов, возможности расширения членства для не-стран БРИКС и др. Банку БРИКС рекомендуется использовать опыт и экспертные знания существующих банков развития, таких как Латиноамериканский банк развития (CAF), Европейский инвестиционный банк (EIB), Бразильский Банк развития (BNDES), Немецкий Банк развития (KfW), Южно-Африканская Корпорация промышленного развития (South African Industrial Development Corporation, Китайский Банк развития, а также других [4].

Минфин РФ рассчитывает, что Банк развития БРИКС начнет функционировать к концу 2015 г. Первым главой совета управляющих Нового банка развития, учреждаемого странами БРИКС, может стать министр финансов России Антон Силуанов. Штаб-квартира Нового банка развития будет располагаться в Шанхае.

Относительно Банка развития, однако, остаются фундаментальные вопросы, на которые обращают внимание зарубежные исследователи [3, с. 611-630], пристально следящие за развитием событий:

- будет ли в Банке иметь место «физический» секретариат или это будет «виртуальный

банк»;

- каждая страна внесет равный взнос (10 млрд долл.), или страны будут участвовать в соответствии с размерами их экономики (Китай настаивает на большем своем участии, но Индия и ЮАР против, желая равного участия всех стран БРИКС);

- Банком будут управлять одни только страны БРИКС или будет позволено иным странам иметь миноритарный пакет;

- Банк будет вкладывать капитал только в страны БРИКС или также за пределами группы;

- будет ли банк следовать принципам Всемирного банка и МВФ либо создаст свои.

Особое место в механизме стимулирования экспорта занимает Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортными кредитными агентствами (ЭКА) стран БРИКС (ABGF -Бразилия, ЭКСАР - Россия, ECGC - Индия, SINOSURE - Китай, ECIC - Южно-Африканская Республика), подписанный в г. Форталеза. Меморандум предполагает сотрудничество агентств по продвижению торговли и инвестиций между странами БРИКС. Согласно документу стороны также намерены развивать сотрудничество в рамках совместных проектов в третьих странах, реализация которых позволит увеличить существующий потенциал торговых и производственных связей между странами БРИКС. Кроме того, предусмотренный документом обмен информацией позволит ЭКА минимизировать риски Агентств при работе в странах БРИКС и, как следствие, увеличить объем страховой поддержки экспорта стран - участниц БРИКС [2].

Отдельного внимания заслуживает создание Пула условных валютных резервов БРИКС. Данная инициатива могла бы способствовать постепенно дедолларизации экономик стран БРИКС (прежде всего России и Китая), переходу на расчеты в торговле в национальных валютах, а также созданию условной счетной единицы (подобной СДР или ЭКЮ) как корзины валют стран БРИКС, которая может использоваться как во взаимных расчетах, так и в качестве рыночного индикатора. Представляется важным обеспечить насущные потребности экономик стран БРИКС через поиск эквивалента об-

мена национальных валют. Так, Россия и Китай договорились о расчетах в национальных валютах по ряду важнейших товаров, прежде всего нефти и газу, о чем заявил «Газпром». Другим видом таких товаров являются зерновые, где экспортные возможности превышают внутренние потребности России. Анализ товаров и услуг, вовлекаемых в такой обмен, позволяет выстроить взаимоувязанные цены в национальных валютах и вести прямой продуктообмен. Существует такого рода договоренность между странами БРИКС, эквивалентная объему их взаимного товарооборота в 302 млрд долл. в 2014 г.

В феврале 2015 г. посол Индии Пунди Шринивасан Рагхаван заявил, что центральные банки России и Индии изучают возможность отказаться во внешнеторговых расчетов от доллара США, перейдя на национальные валюты - рубль и рупию. По его словам, это будет выгодно обеим сторонам, а соответствующие рекомендации финансовые регуляторы представят своим правительствам уже в ближайшее время. Ранее аналогичные переговоры были проведены с властями Китая, Вьетнама, Ирана, Египта и Турции [3]. Таким образом, реальный обмен товарами, услугами и инвестициями на основе использования национальных и региональных валют уже начал прокладывать себе дорогу.

Что касается возможностей перехода между странами БРИКС на расчеты в национальных валютах, то мы сформулируем свои предложения по этой части на основе анализа таможенной статистики РФ. Исходя из экспортной модели российской экономики и на основе анализа приоритетных направлений сотрудничества стран БРИКС, полагаем целесообразным переходить на расчеты в российской валюте прежде всего по экспортируемым из России товарам, а именно: сырая нефть, нефтепродукты (топлива жидкие, не содержащие биодизель), лесоматериалы обработанные и необработанные, древесная целлюлоза, двигатели турбореактивные. Полагаем, что усиление международного значения биржи драгоценных металлов и камней (чему должно поспособствовать создание к 2020 г. Международного финансового центра в Москве), позволило бы перейти на расчеты в российской валюте по следующим товарным группам: алмазы необработанные непромышленные, серебро в необработанном виде. Исходя из того, что номенклатура импорта в Россию очень диверсифицирована, полагаем, что основными валютами контракта здесь могут быть валюты стран БРИКС. Тем не менее, в «рублевой» зоне могли бы находиться лекарственные средства, медицинская техника, ювелирные изделия, изделия из камня.

Связанными с вопросами расчетов в национальных валютах являются вопросы совместного развития платежных систем:

- создание российской карточной платежной системы, используя накопленный положительный опыт функционирования китайской «China UnionPay»;

- создание телекоммуникационной межбанковской сети, аналогичной SWIFT.

Решение инфраструктурных вопросов развития платежных систем стран БРИКС позволило бы гарантированность экономическую и информационную безопасность стран БРИКС и создать предпосылки для интенсификации взаимного товарооборота.

Библиографический список

1. Шевченко, Р. И. Экономические перспективы внешней политики России в рамках БРИКС / Р. И. Шевченко // Вестник СевНТУ, 2013. - № 145. - С. 229-232.

2. Griffith-Jones, S. A BRICS Development Bank : a dream coming true? / S. Griffith-Jones // UNSTAND Discussion Papers. - 2014. - № 1 (2015). - P. 1-28.

3. Stuenkel, O. The Financial Crisis, Contested Legitimacy, and the Genesis of Intra-BRICS Cooperation / O. Stuenkel. - Global Governance. - 2013. - Vol. 19. - № 4. - P. 611-630.

4. Spyros, A. BRICs in the global economy under the prism of economic nationalism of IPE / Spyros A. Roukanas, Gabriel V. Diamantis. - International Journal of Economic Sciences and Applied Research. - 2014. - Vol. 7. -Iss. 1. - P. 51-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.