УДК 339 С.Р. Назаретян
О ПЕРСПЕКТИВАХ ПЕРЕХОДА НА РАСЧЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТАХ В РАМКАХ БРИКС
Sergey Nazaretyan
Основной из идеологем функционирования БРИКС является стремление реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру современного мира. Одной из важных предпосылок интеграции в рамках БРИКС является то, что существующая валютно-финансовая система в лице глобальных организаций (МВФ, группа Всемирного банка, ВТО) не отражает динамику роста стран БРИКС.
Так, одна из целей МВФ состоит в том, чтобы приспособить квоты своих государств-участников к ролям, которые они играют в мировой экономике. Совокупная квота стран БРИКС в МВФ составляет 11,51 %, совокупная доля голосов - 11,02 % [2], причем каждый из этих показателей в полтора раза меньше, чем квота и голоса США. Отсюда следует признать, что БРИКС сегодня играет намного более значимую роль в мировой экономике, нежели это отражено в квотах стран-членов БРИКС в МВФ. То же касается Всемирного банка. Спустя почти 70 лет после того, как Всемирный банк появился, США все еще поддерживают свое положение лидерства, основанное на факте, что это играло ведущую роль в своем фонде и продолжает быть самой сильной экономикой в мире. В большинстве организаций Всемирного банка БРИКС представлена не больше, чем 10 % голосов.
Следует признать, что интеграция развивающихся экономических систем в три крупнейших учреждения мировой экономики происходит намного более медленно, чем их интеграция в мировую экономику [4]. Россия, как и ее партнеры по БРИКС, заинтересована в последовательном реформировании глобальной системы резервных валют, в том числе в расширении состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР), изменении роли СДР в мировых финансах, изменении структуры валютных резервов [1, с. 231].
Принятая на VI саммите БРИКС Форталезская декларация провозгласила следующие инициативы, очень важные в свете рассматриваемой нами проблематики.
1. Заключено Соглашение о создании Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов. Первоначальный объявленный капитал Банка составит 100 млрд долл. США. Его первоначальный подписной капитал будет составлять 50 млрд долл. США и будет поровну распределяться между представителями Банка.
2. Подписан Договор о создании Пула условных валютных резервов БРИКС, первоначальный размер которого составит 100 млрд долл. США. Этот Пул, как указано в Декларации, будет играть позитивную роль страхового механизма, помогать странам избегать краткосрочных проблем с
© Назаретян С.Р., 2015
Финансовый менеджмент
ликвидностью и способствовать углублению сотрудничества между странами БРИКС, а также поможет укрепить глобальную систему финансовой безопасности и станет важным дополнением к существующим международным механизмам.
Государственной Думой РФ принят закон о ратификации соглашения по созданию банка развития стран БРИКС. В законе о федеральном бюджете на 2015 г. уже заложены средства для внесения в капитал банка, предполагается, что Россия внесет в капитал создаваемой организации 2 млрд долл. США в течение семи лет. Данный проект уже стал предметом исследований в зарубежной экономической науке [2]. Так, предметом анализа уже стали размер и качество капитала, качество кредитного портфеля, степень фнансовой «изощренности» используемых инструментов, возможности расширения членства для не-стран БРИКС и др. Банку БРИКС рекомендуется использовать опыт и экспертные знания существующих банков развития, таких как Латиноамериканский банк развития (CAF), Европейский инвестиционный банк (EIB), Бразильский Банк развития (BNDES), Немецкий Банк развития (KfW), Южно-Африканская Корпорация промышленного развития (South African Industrial Development Corporation, Китайский Банк развития, а также других [4].
Минфин РФ рассчитывает, что Банк развития БРИКС начнет функционировать к концу 2015 г. Первым главой совета управляющих Нового банка развития, учреждаемого странами БРИКС, может стать министр финансов России Антон Силуанов. Штаб-квартира Нового банка развития будет располагаться в Шанхае.
Относительно Банка развития, однако, остаются фундаментальные вопросы, на которые обращают внимание зарубежные исследователи [3, с. 611-630], пристально следящие за развитием событий:
- будет ли в Банке иметь место «физический» секретариат или это будет «виртуальный
банк»;
- каждая страна внесет равный взнос (10 млрд долл.), или страны будут участвовать в соответствии с размерами их экономики (Китай настаивает на большем своем участии, но Индия и ЮАР против, желая равного участия всех стран БРИКС);
- Банком будут управлять одни только страны БРИКС или будет позволено иным странам иметь миноритарный пакет;
- Банк будет вкладывать капитал только в страны БРИКС или также за пределами группы;
- будет ли банк следовать принципам Всемирного банка и МВФ либо создаст свои.
Особое место в механизме стимулирования экспорта занимает Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортными кредитными агентствами (ЭКА) стран БРИКС (ABGF -Бразилия, ЭКСАР - Россия, ECGC - Индия, SINOSURE - Китай, ECIC - Южно-Африканская Республика), подписанный в г. Форталеза. Меморандум предполагает сотрудничество агентств по продвижению торговли и инвестиций между странами БРИКС. Согласно документу стороны также намерены развивать сотрудничество в рамках совместных проектов в третьих странах, реализация которых позволит увеличить существующий потенциал торговых и производственных связей между странами БРИКС. Кроме того, предусмотренный документом обмен информацией позволит ЭКА минимизировать риски Агентств при работе в странах БРИКС и, как следствие, увеличить объем страховой поддержки экспорта стран - участниц БРИКС [2].
Отдельного внимания заслуживает создание Пула условных валютных резервов БРИКС. Данная инициатива могла бы способствовать постепенно дедолларизации экономик стран БРИКС (прежде всего России и Китая), переходу на расчеты в торговле в национальных валютах, а также созданию условной счетной единицы (подобной СДР или ЭКЮ) как корзины валют стран БРИКС, которая может использоваться как во взаимных расчетах, так и в качестве рыночного индикатора. Представляется важным обеспечить насущные потребности экономик стран БРИКС через поиск эквивалента об-
мена национальных валют. Так, Россия и Китай договорились о расчетах в национальных валютах по ряду важнейших товаров, прежде всего нефти и газу, о чем заявил «Газпром». Другим видом таких товаров являются зерновые, где экспортные возможности превышают внутренние потребности России. Анализ товаров и услуг, вовлекаемых в такой обмен, позволяет выстроить взаимоувязанные цены в национальных валютах и вести прямой продуктообмен. Существует такого рода договоренность между странами БРИКС, эквивалентная объему их взаимного товарооборота в 302 млрд долл. в 2014 г.
В феврале 2015 г. посол Индии Пунди Шринивасан Рагхаван заявил, что центральные банки России и Индии изучают возможность отказаться во внешнеторговых расчетов от доллара США, перейдя на национальные валюты - рубль и рупию. По его словам, это будет выгодно обеим сторонам, а соответствующие рекомендации финансовые регуляторы представят своим правительствам уже в ближайшее время. Ранее аналогичные переговоры были проведены с властями Китая, Вьетнама, Ирана, Египта и Турции [3]. Таким образом, реальный обмен товарами, услугами и инвестициями на основе использования национальных и региональных валют уже начал прокладывать себе дорогу.
Что касается возможностей перехода между странами БРИКС на расчеты в национальных валютах, то мы сформулируем свои предложения по этой части на основе анализа таможенной статистики РФ. Исходя из экспортной модели российской экономики и на основе анализа приоритетных направлений сотрудничества стран БРИКС, полагаем целесообразным переходить на расчеты в российской валюте прежде всего по экспортируемым из России товарам, а именно: сырая нефть, нефтепродукты (топлива жидкие, не содержащие биодизель), лесоматериалы обработанные и необработанные, древесная целлюлоза, двигатели турбореактивные. Полагаем, что усиление международного значения биржи драгоценных металлов и камней (чему должно поспособствовать создание к 2020 г. Международного финансового центра в Москве), позволило бы перейти на расчеты в российской валюте по следующим товарным группам: алмазы необработанные непромышленные, серебро в необработанном виде. Исходя из того, что номенклатура импорта в Россию очень диверсифицирована, полагаем, что основными валютами контракта здесь могут быть валюты стран БРИКС. Тем не менее, в «рублевой» зоне могли бы находиться лекарственные средства, медицинская техника, ювелирные изделия, изделия из камня.
Связанными с вопросами расчетов в национальных валютах являются вопросы совместного развития платежных систем:
- создание российской карточной платежной системы, используя накопленный положительный опыт функционирования китайской «China UnionPay»;
- создание телекоммуникационной межбанковской сети, аналогичной SWIFT.
Решение инфраструктурных вопросов развития платежных систем стран БРИКС позволило бы гарантированность экономическую и информационную безопасность стран БРИКС и создать предпосылки для интенсификации взаимного товарооборота.
Библиографический список
1. Шевченко, Р. И. Экономические перспективы внешней политики России в рамках БРИКС / Р. И. Шевченко // Вестник СевНТУ, 2013. - № 145. - С. 229-232.
2. Griffith-Jones, S. A BRICS Development Bank : a dream coming true? / S. Griffith-Jones // UNSTAND Discussion Papers. - 2014. - № 1 (2015). - P. 1-28.
3. Stuenkel, O. The Financial Crisis, Contested Legitimacy, and the Genesis of Intra-BRICS Cooperation / O. Stuenkel. - Global Governance. - 2013. - Vol. 19. - № 4. - P. 611-630.
4. Spyros, A. BRICs in the global economy under the prism of economic nationalism of IPE / Spyros A. Roukanas, Gabriel V. Diamantis. - International Journal of Economic Sciences and Applied Research. - 2014. - Vol. 7. -Iss. 1. - P. 51-67.