Научная статья на тему 'Борис Славин: «Консолидация усилий - мощный фактор успеха внедрения средств ИТ-поддержки»'

Борис Славин: «Консолидация усилий - мощный фактор успеха внедрения средств ИТ-поддержки» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Екатерина

В октябре 2007 года по решению организаторов клубов ИТ-директоров России была создана Межрегиональная общественная организация «Российский Союз ИТ-директоров (СоДИТ)». Свою задачу Союз видит в обеспечении взаимодействия профессионалов ИТ-менеджмента для повышения эффективности ведения бизнеса и деятельности государственных органов. Мы публикуем интервью с Председателем Правления СоДИТ Борисом Борисовичем Славиным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Славин: «Консолидация усилий - мощный фактор успеха внедрения средств ИТ-поддержки»»

№ 3 (27) 2010

Интервью

Борис Славин: «Консолидация усилий — мощный фактор успеха внедрения средств ИТ-поддержки»

В октябре 2007 года по решению организаторов клубов ИТ-директоров России была создана Межрегиональная общественная организация «Российский Союз ИТ-директоров (СоДИТ)». Свою задачу Союз видит в обеспечении взаимодействия профессионалов ИТ-менеджмента для повышения эффективности ведения бизнеса и деятельности государственных органов.

Мы публикуем интервью с Председателем Правления СоДИТ Борисом Борисовичем Славиным.

Борис Борисович, в настоящее время лейтмотивом множества публикаций, посвященных вопросам ИТ-поддержки предпринимательства, является достаточно печальный тезис, что «бизнес не слышит ИТ-менеджмент». А о чем свидетельствует опыт работы Союза?

Да, бизнес в целом еще не понимает возможности информационных технологий. В основном ИТ воспринимаются как средство создания систем для автоматизации ввода и обработки данных, а не как инструмент повышения прозрачности, а следовательно и эффективности, управления бизнесом. Но я не считаю этот тезис «печальным». Если сравнивать с тем, что было десять или, тем более, двадцать лет назад, роль ИТ в бизнесе существенно возросла. Кстати, «капитаны» крупного и успешного бизнеса уже давно поняли необходимость опережающего развития ИТ в своих корпорациях, и у них, как правило, «айтишник» занимает должность не ниже вице-президента компании. Более того, даже в государственных структурах, эффективность деятельности которых всегда существенно отставала от бизнеса, начали уже серьезно

относиться к возможностям информационных технологий.

Суммируя многочисленные высказывания в прессе, можно сделать несколько парадоксальный вывод, что идеальному ИТ-директору необходимо разбираться в бизнесе как минимум не хуже генерального. Как, по Вашему мнению, должен выглядеть тандем «гендиректор — ИТ-директор» с точки зрения степени вовлеченности последнего в вопросы предпринимательства?

ИТ-директор в крупных компаниях должен подчиняться непосредственно генеральному директору и работать с ним в «паре», если это не так — можно уверенно говорить о проблемах с информационной системой. Конечно же, ИТ-директор не может быть компетентнее, чем его руководитель (иначе им стоит поменяться местами), но ему нужно быть лучше с точки зрения знания информационных потоков, коммуникаций между структурными подразделениями, взаимодействия с клиентами, поставщиками, стейкхолдерами и т. д. Так же, как финансовый директор знает бизнес своей компании лучше других с точки зрения финансовых потоков, так и ИТ-директор гораздо лучше

№ 3 (27) 2010

других менеджеров ориентируется в информационных потоках, сопровождающих бизнес-процессы компании.

А насколько активно прислушивается к рекомендациям Союза государственный сектор?

Увы, говорить об активном сотрудничестве с государством пока не приходится, хотя наш попечительский совет и возглавляет крупный чиновник. Скорее нас просто слушают, не отвергают. И даже иногда используют наши наработки в своей деятельности (по крайней мере, говорят об этом). В связи с кризисом мы подготовили предложения Д. А. Медведеву к саммиту двадцатки, и по информации из администрации президента, они были использованы. Предложения, переданные в правительство, также вызва-¡1 ли интерес, но пока результатов не видно. || Членами Союза являются некоторые руко-|| водители ИТ-служб федеральных ведомств g и региональных муниципалитетов, они уча-ss ствуют в проектах Союза ИТ-директоров и § ежегодных конкурсах, и это самый лучший <| канал коммуникации с госсектором. ^ В контексте предыдущих вопросов пред-¡S ставляется интересным опыт работы Сою-¡5 за как в области повышения ИТ-культуры «о предпринимателей, так и в сфере бизнес-<§ образования ИТ-руководства. Расскажите, Si пожалуйста, об этом направлении деятельности Союза. .ц Вообще говоря, каждый ИТ-директор на '5 своей работе непрерывно «продвигает» ИТ-Ц культуру среди менеджмента своей компа-1 нии. Но в рамках деятельности Союза это isj. делается целенаправленно комитетом по | науке и образованию. Уже сейчас некото-Si рые из членов Союза преподают на курсах §. повышения квалификации руководителей Ц (Executive MBA), рассказывая генеральным | директорам об ИТ с точки зрения бизнеса. § У нас очень тесные отношения со школой

Sc

* ИТ-менеджмента АНХ, другими учебными за-§ ведениями, занимающимися бизнес-обра-<2 зованием. Но пока в этом направлении еще ¡1 много чего не сделано. Необходимо довела сти нашу работу до регионов, а участие ИТ-

практиков в образовании (кстати, не только в бизнес-образовании, но и в высшем) превратить в норму.

К настоящему моменту, в значительной степени благодаря усилиям отечественных CIO клубов, накоплен достаточный опыт эффективного взаимодействия бизнеса и высоких технологий. Расскажите, пожалуйста, о работе, которую Союз проводит в области стандартизации функционирования ИТ-департаментов.

Вопросы совершенствования деятельности ИТ-служб являются основными для Союза ИТ-директоров. Мы разработали рекомендации в области взаимодействия ИТ-служб и служб информационной безопасности, в области защиты персональных данных. В конце 2008 года СоДИТ подготовил рекомендации ИТ-директорам в условиях экономического кризиса. Масштабную работу начал комитет по стандартизации: мы переводим международные стандарты в области ИТ (в части, касающейся работы ИТ-служб) и распространяем их бесплатно с одновременным продвижением для регистрации в качестве национальных стандартов. Причем мы не просто их переводим, но и пропагандируем, обучаем стандартам наших коллег.

А каковы в настоящее время перспективы конкуренции с аутсорсингом? Или о конкуренции здесь речь идти не может?

Конечно, говорить о конкуренции с аутсорсингом бессмысленно. Ведь аутсорсинг как раз и востребован самой ИТ-службой в части передачи тех функций, которые в рамках ИТ-подразделения выполнять сложно или неэффективно. Скорее стоит иметь в виду взаимодействие и перераспределение функциональных обязанностей, которые меняются. Уровень качества сервиса аутсорсинговых компаний медленно, но растет, и сфера их задач может быть увеличена. С ростом стандартизации ИТ-поддержки расширяется и спектр функций, пригодных для выведения на аутсорсинг. Но ответственность за развитие информационной системы поставщику сервисов отдать не-

№ 3 (27) 2010

возможно, это всегда будет прерогативой ИТ-директора.

К вопросу о конкуренции: существует ли какая-либо отраслевая специфика выбора бизнес-структурами тех или иных систем ИТ-поддержки?

У каждой отрасли, безусловно, есть своя специфика в части информационной системы, о чем свидетельствует наличие большого числа отраслевых программных продуктов. Что касается ИТ-поддержки — здесь скорее важна не отраслевая специфика, а стратегия развития компании. Приведу пример. Международная компания DHL в период своего бурного распространения по всему миру не навязывала региональным офисам никаких рецептов в построении ИС. Что делали, то делали. Это было необходимо, чтобы филиальная сеть росла максимально быстро. И только значительно позже, когда компания стала международной, DHL централизовала и стандартизировала системы своей ИТ-поддержки. Конкурентные преимущества в области ИТ надо искать не в каких-либо программных продуктах или сервисах, а в наиболее точном согласии развития ИТ и стратегии компании.

А что Вы можете сказать в отношении использования систем с открытым кодом?

В прошлом году СоДИТ провел отдельное мероприятие, посвященное проблеме использования ПО с открытым кодом. Если коротко, позиция Союза следующая. Необходимо приветствовать движение в сторону открытого кода, поскольку это увеличивает возможности интеграции между различными системами, повышает качество программных продуктов. Однако часто под понятием ПО с открытым кодом подразумевается свободно распространяемое (или просто свободное) ПО в противовес лицензионному или проприетарному. Эта «путаница» в терминах используется политиками для лоббирования амбициозных и порой бессмысленных проектов (национальная операционная система, государственный поисковик и т. п.). Здесь члены Союза выступают более взвешено: как за свободное, так и за

а

проприетарное ПО. Дело в том, что свобод- § ное программное обеспечение совсем даже ¡^ не бесплатное, как многие думают. При его as установке увеличиваются затраты на внедренческие услуги. Необходимо, чтобы на рынке присутствовали все виды программных продуктов, это будет залогом высокого качества.

Одним из современных решений при разработке ИТ-инфраструктуры является применение облачных вычислений. Насколько востребованным, по Вашему мнению, является этот подход в настоящее время?

Облачные вычисления — это скорее современное направление в развитии ИТ-инфраструктуры, подразумевающее распределение вычислительных возможностей сети, снижение нагрузки на пользовательский терминал. Уже сейчас близкие к cloud computing технологии используются при построении информационных систем масштаба предприятия: «тонкие» клиенты, виртуализация серверов, SaaS (Software as a service) и т. п. К сожалению, политика информационной безопасности и закрытости компаний (по крайней мере, в обозримом будущем) не позволит облачным вычислениям стать основой ИТ-инфраструктуры, но технологии этого направления будут широко использованы в построении информационных систем.

Какие еще перспективные инновации в области ИТ-менеджмента Вы могли бы отметить на сегодняшний день?

В настоящее время все большее внимание уделяется внедрению автоматизированных систем в области управления эффективностью бизнеса (BPM), аналитического инструментария (BI). В корпоративный сектор инновации приходят и с массового рынка Интернет приложений: web-семинары и конференции через Skype, системы коллективной работы и интеграции Google и др.

Сегодня одной из эффективных технологий анализа и прогнозирования является применение имитационных моделей. В октябре 2009 года в Санкт-Петербурге состоялась четвертая Всероссийская конфе-

№ 3 (27) 2010

ренция по имитационному моделированию «ИММОД-2009». Какова позиция Союза в отношении этого направления средств ИТ-поддержки принятия решений?

Имитационное моделирование относится к классу продуктов типа BI, которые наиболее востребованы в последнее время. Прогнозирование на основе построения аналитических моделей является важнейшей функцией информационной системы предприятия, то, ради чего вообще создается ИС. Наиболее эффективные компании уже давно используют в своем арсенале средства моделирования и стратегического прогнозирования (в основном,конечно, импортные), но их круг еще пока узок, а эффективность использования BI инструментов не высока.

¡I Борис Борисович, недавно в Институте || современного развития Союзом был прове-|| ден круглый стол, посвященный проблемам g внедрения электронного документооборо-ss та. По мнению редакции «<Прикладной ин-§ форматики», все озвученные в ходе встре-<| чи аспекты можно резюмировать следую* щим образом: в настоящее время отсутст-g вует системный подход к задаче разработки ¡5 соответствующей законодательной базы. «о Не могли бы Вы прокомментировать в этом <| ключе принятое по итогам мероприятия ре-Si шение?

Да, к сожалению, Вы правы. У нас до сих

.ц пор законодательно не определено понятие

'5 электронного документа: все фискальные

Ц службы требуют наличия бумажных доку-

1 ментов. Несмотря на существование зако-

^ на об ЭЦП, электронная подпись практиче-

| ски не используется в отношениях между

Si компаниями, отсутствует единая структура

§. центров сертификации и т. п. Проблемы в

Ц этой области связаны с тем, что решить их

| можно только сообща, во взаимодействии

^ бизнеса, государства как регулятора, и всех

* федеральных ведомств. Но именно такого

S единства у нас нет. Государству следует по-s

<2 думать о создании структуры и должности

¡s ИТ-директора (CIO) государства, как это

i§ сделано в США, Японии и других странах,

роль которого бы и заключалось в координации работы всех ведомств и бизнеса.

Интересен также еще один прошедший в конце марта семинар СоДИТ, посвященный формированию отраслевых баз знаний. Как Вы можете резюмировать основные вопросы, озвученные на этом мероприятии? Существуют ли аналогичные проблемы в данной области?

Здесь все проще: для формирования нашей отраслевой (в области ИТ) базы знаний нам никто, кроме нас самих, не нужен. Поэтому, думаю, уже месяца через два мы получим первые результаты: единый портал GlobaЮЮ и каталог ИТ-решений. Портал станет библиотекой документов для ИТ-директора, он будет включать аналитические материалы, описания проектов, стандарты, шаблоны. Каталог ИТ-решений — это краткий навигатор, который позволит ИТ-директору быстро получать информацию о наиболее известных на рынке решениях. Уверен, что данный справочник будет востребован моими коллегами и в будущем станет ежегодным.

И последний вопрос: в мае состоится IV Съезд Российского Союза ИТ-директоров. Каких результатов Вы ждете от этого форума?

Союз ИТ-директоров — это общественная организация, которая по уставу должна регулярно собираться, подводить итоги своей деятельности, выбирать лидеров. За прошедшее время Союз добился немалых результатов, получил признание как внутри страны, так и за границей. Очень надеюсь, что на съезде будет обновлено руководство Союза — необходимо расширять актив, предоставлять трибуну новым его членам.

Уважаемый Борис Борисович, в заключение позвольте поблагодарить Вас за беседу и пожелать Союзу дальнейших успехов в работе, чтобы результаты научно-исследовательской деятельности и технологических разработок в области информационных технологий были эффективно востребованы на практике!

Беседу вела Екатерина Власова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.